Д а романов трагедия подводной лодки комсомолец аргументы конструктора

Обновлено: 28.04.2024

В Норвежском море 7 апреля 1989 года произошла авария советской атомной подводной лодки «Комсомолец», в результате которой лодка затонула, а большая часть ее экипажа трагически погибла.

Правительственная комиссия, созданная для выяснения причин аварии, включала в себя как представителей Военно-морского флота СССР, так и Министерства судостроительной промышленности.

В ходе работы комиссии у членов ее рабочей группы от судостроительной промышленности, непосредственно участвовавших в создании подводной лодки, – ответственного сдатчика В.М.Чувакина, сдаточного механика Э.П.Леонова и заместителя главного конструктора Д.А.Романова – сформировалось особое мнение о причинах аварии и гибели лодки, отличающееся от мнения других членов рабочей группы, представляющих Военно-морской флот. Однако оно не нашло отражения в материалах рабочей группы комиссии. Это вынудило нас обратиться с письмом к председателю правительственной комиссии секретарю ЦК КПСС О.Д.Бакланову, но и после этого мнение морских инженеров лишь в самой незначительной мере повлияло на официальное заключение правительственной комиссии о причинах аварии и гибели подводной лодки.

Обращения автора этой книги в газеты «Известия», «Литературная газета», «Комсомольская правда», «Красная звезда», «Советская Россия», «Смена» и в журналы «Огонек» и «Морской сборник» по отдельным аспектам трагедии также оказались безрезультатными.

Таким образом, мнение работников судостроительной промышленности о причинах трагедии подводной лодки «Комсомолец» так и не было доведено до сведения народа, что и вынудило меня написать эту книгу.

Документальную повесть «Трагедия подводной лодки «Комсомолец» нельзя считать трудом одного автора.

В рассмотрении трагедии и причин, приведших к ней, в анализе событий и действий личного состава в борьбе за живучесть корабля принимали участие многие специалисты судостроительной промышленности и Военно-морского флота. Результаты их работы автором проанализированы и использованы в книге.

Автор глубоко благодарен работникам производственного объединения «Севмашпредприятие» В.М.Чувакину, Э.П.Леонову, В.А.Выборных (заместителю главного конструктора предприятия), а также конструкторам, начальникам секторов и отделов центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» за активную поддержку и неоценимую помощь в написании этой книги.

Автор благодарен и многочисленным оппонентам, чьи, зачастую необъективные или некомпетентные, суждения способствовали более тщательному рассмотрению всех аспектов трагедии и позволили утвердиться в тех выводах, которые и представляются на суд читателей.

ОТ АВТОРА

ОТ АВТОРА

ОТ АВТОРА Эта книга была задумана и начата давно — почти сразу после выхода разведгруппы «Голос» из вражеского тыла.В последние недели войны я — неожиданно для себя — оказался не у дел. Впервые с сорок первого года у меня появилось много свободного времени, и я

От автора

От автора Первоначально я планировала написать книгу о детстве своей матери на ранчо в Аризоне. Однако каждый раз в течение многих месяцев, когда я заводила с ней этот разговор, мама говорила, что жизнь ее матери и моей бабушки была гораздо более интересной и вместо нее

ОТ АВТОРА

ОТ АВТОРА Я не приношу извинений за то, что эта книга — книга личная. Я пишу на основании своего собственного опыта о том, что составляет мой «мир итальянской оперы». Например, для меня «Вильгельм Телль» и «Дон Карлос» — итальянские оперы, в мое время к ним обычно так и

От автора

От автора — Да смотрите, смотрите же, какая красота! — щебетала без умолку курносая девчушка с голубыми, как васильки, глазами.Ее подружки всматривались туда, куда показывала голубоглазая.— Не яблоки, а будто золотые слитки висят! — не переставала она

От автора

От автора В истории крайне редко бывают случаи, чтобы война была остановлена по воле народа. Все решают высокопоставленные государственные деятели, военачальники. Первая чеченская война, начавшаяся в декабре 1994 года, тоже была прекращена в 1996 году президентом Ельциным.

От автора

От автора В авиацию я пришел еще в довоенное время, когда задача, обращенная к поколению, формулировалась так: летать выше всех, летать дальше всех, летать быстрее всех. И канонизированный Сталиным образ Валерия Чкалова, возведенный в ранг великого летчика нашего времени,

От автора

От автора Что нужно, чтобы стать гениальным спортсменом? Талант, данный от рождения (матушкой-природой или Господом Богом – это уж каждый решает сам, исходя из своих убеждений)? Желание обязательно стать первым, победить всех своих соперников, заработать много денег,

От автора

От автора Мне кажется, я всегда мысленно что-то пишу. Или смотрю фильм — прокручиваю перед мысленным взором невидимую пленку, на которой события, лица, судьбы разных людей. И большое желание — достать все это "изнутри" и показать всем.Люблю наблюдать за людьми. Например, в

От автора

От автора У каждого человека есть периоды жизни, которые особым образом отразились в его сознании, оставили неизгладимые следы, запомнившись в мельчайших подробностях. Одним из таких отрезков моей жизни является период пребывания во Вьетнаме.Многострадальный народ

От автора

От автора В ноябре 1979 года архиепископ Курский и Белгородский Хризостом рукоположил меня во иерея и послал на отдаленный сельский приход со словами: "Четырнадцать лет там не было службы. Храма нет, и прихода нет. И жить негде. Восстановите здание церкви, восстановите

От автора

От автора Вначале октября 1988 года в моем кабинете вдруг зазвонил обычно молчавший последнее время телефон. Знакомый голос Владимира Борисовича Барковского: помню ли я, что пятьдесят лет назад был в числе первых выпускников разведывательной школы? [1]— Еще бы! Разве такое

От автора

От автора В авиацию я пришел еще в довоенное время, когда задача, обращенная к поколению, формулировалась так: летать выше всех, летать дальше всех, летать быстрее всех. И канонизированный Сталиным образ Валерия Чкалова, возведенный в ранг великого летчика нашего времени,

ОТ АВТОРА

ОТ АВТОРА – Ну раз история требует, нам нельзя отказывать­ся. – Королев рассмеялся. – Будем мучиться вместе, Юрий Алексеевич. Можно здесь? – Сергей Павлович показал на скамейку.Королев и Гагарин присели рядом. Фотограф достал экспонометр.– Одна шестидесятая, –

От автора

От автора План этой книги был намечен еще двенадцать лет тому назад. Но написание ее все отодвигалось. Колебания художника действовали парализующе: колебания, какие неизбежно возникают при создании исторического повествования. Оно развертывается в двух плоскостях –

Сегодня двадцать шесть лет со дня одной из самых страшных трагедий советсктго военно-морского флота - гибели атомной подводной лодки "Комсомолец".

Единственная подводная лодка проекта 685 "Плавник" строилась как истребитель подводных лодок противника. Имела запредельные глубины погружения и торпедное вооружение, которое могло стрелять с любой глубины. В 1985 году установила рекорд по глубине погружения: 1027 метров.

7 апреля 1989 года возвращалась из третьей боевой службы и находилась в Норвежском море, когда в 11 утра начался пожар в 7 (кормовом) отсеке. Причины пожара не установлены, по всей видимости предпосылками к его началу и быстрому развитию послужили неисправный кислородный датчик и наличие запаса продуктов в отсеке (помните я рассказывал про спиртовой хлеб и как вообще на лодки загружают продукты). Потушить возгорание штатной системой ЛОХ не удалось и лодка начала всплытие, но потеряла ход на глубине 150 метров. Было принято решение продуть цистерны главного балласта, что и послужило толчком для дальнейшего развития событий: скорее всего, при продувании, произошёл разрыв трубопровода воздуха высокого давления в 7 отсеке и в отсек начал поступать воздух под давлением 400 кгс/см2 - даже без пожара это, в общем-то жопа, если вы можете представить себе, что такое воздух сжатый до такого давления. Если не можете - поверьте мне на слово. К этому времени отсек уже должен был быть загерметизирован, но этого, по невыясненным причинам, сделано не было и объёмный пожар, который уже начался в 7, перекинулся на 6 отсек. К этому моменту погибли два члена экипажа. Матрос Бухникашвили в 7 отсеке и мичман Колтилин в 6 сгорели заживо.

Лодка всплыла, после чего начал резко расти крен на левый борт. 2,3 и 5 отсеки задымлены, в них происходят локальные возгарания. Лодка передаёт аварийный сигнал, который был получен и расшифрован только с восьмой попытки через тридцать две минуты. К этому моменту большинство членов экипажа включена в стационарную системы дыхания ШДА в которую попадают продукты горения и люди начинают терять сознание от отравления. Дана команда на переключения в индивидуальные дыхательные аппараты ИДА, но поздно.

По тревоге спасательным силам авиации и флота в воздух поднят ИЛ-38 (авария почти в тысяче километров от советской границы, кроме того, по докладу командира ПЛ, ситуация им контролируется). После этого, командование передаёт координаты аварийной ПЛ на плавбазу "Алексей Хлобыстов" и та направляется к месту аварии. Лётчики установили визуальную связь с кораблём и постоянно её поддерживали. Они заметили обильное вспенивание (кипение?) воды в районе 6 и 7 отсеков. Именно лётчики первыми заметили быстрое нарастание дифферента лодки на корму. В 16.35 дифферент начал расти, а в 17.08 с дифферентом 80(. ) градусов на корму лодка стремительно затонула. Из всех спасательных плотов, экипажу удалось развернуть только два (по 20 человек вместительностью каждый) в воде, в это время находилось около шестидесяти моряков. Ещё пятерым удалось покинуть уже тонущую ПЛ в всплывающей спасательной камере (ВСК) у которой из-за разницы давления при всплытии вырвало люк. Одного человека выбросило из ВСК давлением, второй выбрался сам, после чего ВСК перевернулась и затонула. В момент затопления, на подводной лодки из живых людей остался один - капитан 3 ранга Испенков, который до последних минут обеспечивал работу дизель-генератора.

В 18.20 к месту трагедии прибыл "Алексей Хлобыстов" - на борт удалось поднять 30 живых (трое умерли от переохлаждения уже на борту) и 16 мёртвых моряков. Шестнадцать человек к этому моменту уже или утонули или погибли от переохлаждения. Всего погибло 42 человека (из них трое утонули в ВСК, трое погибли на борту), выжило - 27.

После трагедии было проведено расследование в результате которого руководство ВМФ всю вину за трагедию возложил на конструкторов АПЛ, но так, как это был уже не махровый Советский Союз, то конструктора молчать не стали и, в лице заместителя главного конструктора Д.Романова, возложили всю вину на слабую подготовку, очковтирательство и шапкозакидательство в ВМФ. Нам эту книгу Романова "Трагедия подводной лодки Комсомолец" выдавали читать в обязательном порядке.

Конечно, нельзя сказать, однозначно, кто на сто процентов виноват в гибели подводной лодки. Прослужив на подводных лодках почти десять лет, я склонен больше верить версии Романова, но, с некоторыми оговорками. Конечно, 8 лейтенантов из 30 офицеров на корабле - это слишком много, конечно нельзя плавать с неисправным датчиком кислорода в отсеке - потому, что если содержание кислорода меньше 19%, то люди начинают задыхаться, а если больше 22%, то многократно увеличивается риск возгорания от чего угодно. Но и недостатков в конструкциях атомных подводных лодок хватает: и ВСК эти невнятные и аварийныю люки, залитые резиной, до самых комингс-площадок, да много, в общем чего. Если бы командование ВМФ обратилось за помощью к ВМС Норвегии, то больше людей удалось бы спасти наверняка. Почему они этого не сделали - по соображением секретности или из-за невладения ситуацией в общем-то непонятно. В любом случае, в СССР секреты были важнее людских жизней.

Но это мало имеет отношение к тому, что я хотел сказать - нельзя пожелать этим людям "земли пухом", так как половина из них даже не в земле и похоронена. Вечная им память - даже врагу не пожелаешь такой страшной смерти. Представьте, например, что чувствовал Испенков, когда услышал звук отделившейся ВСК и понял, что остался один в тонущей лодке. Без шансов на спасение вообще. Единственный вопрос, который для него оставался неразрешимым - от чего он раньше умрёт: от того, что захлебнётся в воде или от того, что его раздавит забортным давлением.

Мы помним вас, ребята! Не знаю, насколько оправдана ваша смерть, но она не забыта!

В г. Заозёрске (ранее Западная Лица) установлен памятник экипажу:

Александр Розенбаум написал песню, посвящённую этому событию - "Письмо", исполнил её первый раз в ДОФе Западной Лицы когда приезжал на открытие памятника и лил на него водку.

Автор книги – заместитель главного конструктора подводной лодки «Комсомолец» – предлагает свое толкование трагедии, разыгравшейся в Норвежском море 7 апреля 1989 года. Правительственная комиссия, расследовавшая обстоятельства гибели подводной лодки, в основном состояла из представителей Военно-морского флота и всю вину за происшедшую аварию постаралась возложить на морских инженеров. Мнение автора книги о причинах аварии и гибели подводной лодки «Комсомолец», основанное на документальных свидетельствах (объяснительные записки членов экипажа, магнитофонные записи их опроса, выписки из вахтеного журнала и др.), противоречит тем выводам, к которым пришла правительственная комиссия.

Первое издание книги, вышедшее тиражом десять тысяч экземпляров, вызвало значительный общественный резонанс. В новом издании книги учтены пожелания читателей. Кроме того, автору стали известны некоторые новые материалы, которые вошли во второе издание.

Отзывы

Популярные книги

Гарри Поттер и узник Азкабана

Двенадцать долгих лет в Азкабане - мрачной тюрьме волшебного мира - содержался всем известный узник.

Гарри Поттер и узник Азкабана

50 дней после моего самоубийства

Глория уже полностью забыла свое прошлое. Она готова к переменам и к новой жизни. Она даже слышит.

50 дней после моего самоубийства

Вольноопределяющийся

Продолжение увлекательных приключений Андрея Воронцова в альтернативной реальности "России" девятна.

Вольноопределяющийся

Ответ. Проверенная методика достижения недостижимого

Хочешь, чтобы все намеченное осуществлялось? Чтобы руководство без возражений повышало зарплату? .

Ответ. Проверенная методика достижения недостижимого

История России с древнейших времен до наших дней

Учебник написан с учетом последних исследований исторической науки и современного научного подхода к.

История России с древнейших времен до наших дней

Гордость и предубеждение

Джейн Остен Гордость и предубеждение КНИГА ПЕРВАЯ ГЛАВА I Все знают, что молодой человек, распо.

Гордость и предубеждение

Читать Трагедия подводной лодки «Комсомолец»

  • Размещено 26.08.2015
  • Тип размещения: Бесплатно

Новинки

Спасатель I

Наш современник, молодой офицер специальных подразделений, вынужден сидеть в забытой богом и людьм.

Спасатель I

Наш современник, молодой офицер специальных подразделений, вынужден сидеть в забытой богом и людьм.

Идеальный хаос (ЛП)

Джорджи: Я лгу, чтобы выжить. В шестнадцать лет мой мир погрузился в хаос. Но я нашла способ.

Подводная лодка «Комсомолец», 1 января 1986 года.

Четверть века назад произошла одна из самых крупных катастроф в истории отечественного подводного флота — 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка «Комсомолец». И даже по прошествии 25 лет продолжаются споры о причинах и виновниках той страшной трагедии.

Подводная лодка «Комсомолец» была уникальной, единственной представительницей проекта «685» «Плавник».

Памятник Герою Советского Союза, подводнику Александру Маринеско в Санкт-Петербурге.

Ещё в 1966 году командование ВМФ СССР поставило перед конструкторами задачу создания опытной подводной лодки с повышенной глубиной погружения.

Проектирование уникального подводного атомохода заняло целых восемь лет. Для решения поставленной задачи конструкторы использовали титан, чтобы создать лёгкий и прочный корпус.

Закладка лодки на предприятии в Северодвинске состоялась в 1978 году, а на воду была спущена в 1983 году.

За использование сверхдорогого титана, а также за длительность проектирования и постройки лодку на флоте прозвали «золотой рыбкой».

Но действительно была уникальным кораблём. Она могла действовать на глубинах, где не обнаруживалась никакими средствами наблюдения противника и была недосягаема для любого оружия с обычным взрывчатым веществом. Атомная подлодка была вооружена торпедами и крылатыми ракетами «Гранат». Система вооружения позволяла в подводном положении атаковать корабли и подлодки противника из глубин океана, оставаясь для них недосягаемой.

Несостоявшийся Герой

Начиная с 1984 года , включённая в состав Северного флота, эксплуатировалась как опытная подлодка и база для экспериментов в области сверхглубоких погружений.

Предполагалось, что эксплуатация позволит накопить опыт для создания целой серии новейших подводных лодок следующего поколения.

4 августа 1985 года под командованием капитана ранга Юрия Зеленского установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения — 1027 метров. При всплытии на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы болванками.

Эти испытания показали, что Советский Союз получил подводную лодку, не имеющую аналогов в мире. Капитан Зеленский представлялся к званию Героя Советского Союза, однако награждение не было утверждено.

В конце 1986 – начале 1987 года под командованием Юрия Зеленского совершила свой первый автономный боевой поход. Летом 1987 года лодка сменила статус с «опытной» на «боевую». В августе – октябре 1987 года лодка успешно прошла вторую «автономку». Под командованием капитана Зеленского она получила весьма престижное на флоте звание «отличный корабль».

Подводная лодка Комсомолец, 1 января 1986 года

Пожар на глубине

В январе 1989 года подлодке было присвоено имя «Комсомолец». Спустя месяц отправилась в своё третье автономное плавание, на этот раз со сменным экипажем, который возглавлял капитан ранга Евгений Ванин.

Поскольку первый поход с новым экипажем — это чрезвычайно ответственное событие, на борту оказались и представители флотского командования в лице заместителя командира дивизии подлодок и начальника политотдела.

Автономный поход проходил успешно до самого возвращения домой, когда казалось, что ничего экстраординарного уже произойти не может.


7 апреля 1989 года в 11:03, в тот момент, когда «Комсомолец» шёл на глубине 380 метров со скоростью в 8 узлов, в отсеке лодки по неустановленной причине вспыхнул мощный пожар. Основной версией считается возгорание электрооборудования.

Пожар стремительно охватил весь отсек и унёс жизнь вахтенного матроса Нодари Бухникашвили. Когда сигнал о пожаре поступил на центральный пульт, была предпринята попытка использовать лодочную объёмную химическую систему пожаротушения (ЛОХ), однако это не дало результата.

Температура в отсеке достигала 1000 градусов, огонь проник и в отсек, где погиб мичман Владимир Колотилин.

К этому моменту на лодке была объявлена аварийная тревога, «Комсомолец» начал всплытие. На глубине 150 метров вызванных пожаром повреждений она потеряла ход, и дальнейшее всплытие происходило за счёт продувки цистерн главного балласта. В 11:16, спустя 13 минут после начала пожара, лодка достигла поверхности.

Когда позже начнутся поиски виновных и экипаж «Комсомольца» начнут обвинять в некомпетентности, тот самый заместитель командира дивизии, находившийся на лодке, капитан ранга Коляда заметит — если бы экипаж был некомпетентен, то лодка бы не поднялась на поверхность.

Репродукция рисунка Норвежское море. Атомная лодка

Борьба за живучесть

Положение на «Комсомольце» было очень тяжёлым — и отсек охвачены огнём, , и задымлены. В экипаже много обожжённых и отравившихся. Сработала аварийная защита, автоматически заблокировавшая атомный реактор лодки, «Комсомолец» перешёл на использование аккумуляторов.

Первый сигнал об аварии был подан в 11:37, но нарастающих неполадок в штабе он был принят лишь в 12:19. К месту аварии был отправлен самолёт с контейнерами.

не может садиться на воду, поэтому в данной ситуации он мог только наблюдать и наводить на место аварии идущие на помощь корабли.


Вертолёты и гидросамолёты ВМФ не могли добраться до места аварии, расположенного в 980 километрах от советской границы.

под командованием лётчика Геннадия Петроградского занял позицию над районом аварии в 14:20. К этому времени на помощь «Комсомольцу» на всех парах шла плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая должна была прибыть на место к 18:00.

К трём часам дня показалось, что всё самое страшное позади. Над районом кружили три советских самолёта, корабли на всех парах мчались к месту аварии, пожар, хоть и не был потушен, но был локализован. Помощь должна была прибыть уже скоро.

Большая часть экипажа находилась на верхней палубе без спасательных жилетов. Люди, выбравшиеся из задымлённых отсеков, были уверены в непотопляемости «Комсомольца» и не предполагали, что им вскоре придётся покидать корабль.

Лодка затонула за несколько минут

В 16:35 экипаж обратил внимание, что стала оседать на корму. В результате мощного пожара была нарушена герметичность прочного корпуса лодки, и началось затопление «Комсомольца». Оно происходило стремительно.


В 16:40 командир лодки отдал приказ готовиться к эвакуации экипажа, приготовить всплывающую спасательную камеру (ВСК), покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них.

Через семь минут боевая рубка наполовину оказалась погружена в воду. В 17:00 экипаж без индивидуальных спасательных средств стал эвакуироваться на спасательный плот. С был сброшен спасательный контейнер, однако он сработал нештатно, и воспользоваться им моряки не смогли.

В 17:08 «Комсомолец» стремительно ушла на глубину. В ледяной воде Норвежского моря оказался 61 человек. Люди, не имевшие даже спасательных жилетов, отравленные угарным газом во время пожара, обожжённые, держались из последних сил.

Капитан ранга Анатолий Испенков остался внутри прочного корпуса лодки. Командир электротехнического дивизиона до последнего обеспечивал работу гибнущего «Комсомольца». Выбраться из тонущей лодки он не успел…

Выживший в бездне

была оборудована всплывающей спасательной камерой, которая позволяет спастись из глубин всему экипажу лодки. В тот момент, когда «Комсомолец» уходил на дно, в ВСК оказались пятеро: командир лодки Евгений Ванин, капитан ранга Юдин, мичманы Слюсаренко, Черников и Краснобаев.

Подводная лодка К-19.

Капитан Ванин бросился внутрь лодки, услышав в ней голоса людей. Те, кто остался на поверхности, едва успели задраить за ним люк — только это оставляло шансы оставшимся внутри спастись при помощи спасательной камеры. Юдин, Слюсаренко, Черников и Краснобаев, поднимавшиеся по трапу в момент затопления, были буквально сброшены вниз того, что тонущая лодка встала едва ли не вертикально. Мичмана Слюсаренко втащили в камеру последним. Юдин и Черников отчаянно пытались закрыть нижнюю крышку камеры, весившую более 250 кг. Им удалось это сделать с невероятным трудом.

Камера, затянутая дымом, вместе с лодкой уходила на дно, которое в этом месте было на глубине более полутора километров. Подводники пытались отсоединить камеру от лодки.

Капитан ранга Юдин вдруг крикнул: «Всем включиться в дыхательные аппараты!» Это успели сделать только Слюсаренко и Черников — остальные, включая самого Юдина, погибли.

Подводники погибли угарного газа, чьё действие многократно усиливается вместе с возрастанием давления.

Камера отделилась от лодки практически на дне, когда под давлением толщи воды был повреждён корпус «Комсомольца».

Спасательную капсулу выбросило на поверхность, как пробку шампанского. Верхнюю крышку люка, закреплённую на одной защёлке, сорвало, а вместе с ней выбросило Черникова и Слюсаренко. Но первый погиб, ударившись головой, и только Слюсаренко уцелел, оказавшись в воде. Спасательную камеру захлестнули волны, и через несколько секунд она окончательно ушла на дно.

Мичмана Слюсаренко спустя некоторое время подобрали спасатели. Виктор Фёдорович Слюсаренко — единственный человек в мире, спасшийся из подводной лодки, затонувшей на полуторакилометровой глубине.

Последнее пристанище

С момента затопления «Комсомольца» и до прихода к месту катастрофы плавбазы «Алексей Хлобыстов» прошло около 70 минут. Эти минуты оказались роковыми для большинства членов экипажа. 16 человек утонули, ещё 16 умерли от переохлаждения, и их тела были подняты на борт вместе с оставшимися в живых 30 моряками.

Ещё трое скончались уже на борту плавбазы, хотя на первый взгляд их состояние не вызывало опасений. Медики потом пояснили — пребывание в холодной воде уже запустило в их организмах необратимые изменения, и спасти их было невозможно.

В итоге из 69 членов экипажа 42 человека погибли, 27 выжили. 12 мая 1989 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ о награждении всех членов экипажа «Комсомольца» — живых и мёртвых — орденом Красного Знамени.

Траурная процессия во время похорон моряков подводной лодки Комсомолец, 1989 год

Подводная лодка «Комсомолец» вот уже четверть века покоится на глубине 1650 метров на дне Норвежского моря. С 1989 по 1998 годы с помощью глубоководных аппаратов «Мир» проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилось наблюдение за состоянием лодки, а также работы по обеспечению радиационной безопасности. Было установлено, что реактор лодки заглушён надёжно, и она в настоящее время не представляет угрозы для окружающей среды.

В 1998 году следствие по делу о гибели подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в связи с «неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем, что «установить истинные причины пожара и затопления до подъёма подводной лодки и её осмотра не представляется возможным».


Гибель «Комсомольца» - не только трагедия страны. Это трагедия одинокой матери Людмилы Николаевны ФИЛИППОВОЙ. Почти четверть века она оплакивает погибшего сына.

Берегла как могла

…В 177-й школе Ленинского района, где учился Роман, - целая коллекция сведений о моряке, фотографий, писем. Воспоминания матери раскрывают горькую судьбу семьи Филипповых. Ещё до рождения Ромы Людмила Николаевна и Константин Павлович потеряли маленькую дочку - девочка погибла при пожаре у бабушки в деревне.

Рома с мамой. Фото из архива школы № 177

- Как мы пережили эту трагедию, один Господь только знает, и вот через 8 лет родился Роман. Мы в сыне души не чаяли. Я его берегла как могла, - вспоминает мама. - Вырастили достойного, хорошего парня. Летом гостил у бабушки в деревне - мыл полы, грядки полол, урожай убирал.

На каждом родительском собрании парня ставили в пример и хвалили.

- Рома был скромным, исполнительным мальчиком, дисциплинированным. Так его мама воспитала. Особенно по отношению к ней был очень заботливым, - говорит Ирина АБАШЕВА, учитель 177-й школы.

После школы Рома выучился на техника-электрика, а в ноябре 1987-го отправился служить на Северный флот. По словам Людмилы Николаевны, к каждому празднику он присылал ей с флота открытки, часто писал.

- Ума не приложу, где он брал денег на открытки! Он очень просил, чтобы я ему денег не посылала, поэтому от нас шли посылки с вкусненьким. Переписывался со своей девушкой Таней, скромной, симпатичной. После армии хотели пожениться. Мы гордились Ромой и мечтали о таких же внуках.

«Юра, я пошёл…»

Лодка К-278, перед своим последним походом названная «Комсомольцем», стала базой для экспериментов в области глубоких погружений. Ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок - 1020 м. На дне морском «Комсомолец» был невидим и недосягаем ни для других подводных лодок, ни для противолодочных кораблей, ни для гидроакустических средств обнаружения. А как престижно было там служить! Как 19-летний Рома гордился, что он - часть подводной команды!


Фото из архива школы № 177

И вот на календаре 7 апреля 1989-го. Район острова Медвежий. Атомоход возвращается из третьего автономного похода, идёт на глубине 830 м. В 11.00 в лодке внезапно вспыхнул пожар (истинная причина его так и не установлена). Огонь расползался, «Комсомолец» потерял ход.

- Когда на лодке вспыхнул пожар, Рома занял своё место по боевому расписанию у дизеля. Бросились восстанавливать резервные источники питания. Вместе с капитаном 3-го ранга Анатолием ИСПЕНКОВЫМ они запустили дизель-генератор. У Романа от схватки с огнём были ожоги и ранения, от угарного газа ему стало плохо, - написал матери нашего героя лейтенант Андрей КЛИМОВ.

Были разрушены системы цистерн главного балласта, через них в лодку хлынула вода. Морякам нужно было срочно эвакуироваться, когда вода уже заполняла кормовые отсеки. До прихода спасательных кораблей оставалось чуть больше часа. Как вспоминает матрос Юрий КОЗЛОВ, спасательных плотов всем не хватило. Роман с Юрием держались за верёвки последнего плота, сами были в ледяной воде. Силы уходили. Юрий стал его тормошить - последними словами Ромы были: «Юра, я пошёл. ». Сердце моряка не выдержало.

- Он отдал много сил спасению корабля и не мог долго бороться с морем. Роман погиб геройски, - уверен А. Климов.

Лишь в 18.20 к месту аварии прибыл корабль «Алексей Хлобыстов» и приступил к спасению людей. Выжили 27 человек. В пожаре и ледяной воде погибли 42 - треть экипажа. После взрывов в отсеках «Комсомолец» ушёл в морскую пучину.

Разделили горе

Словами не передать, каково это - хоронить единственного сына! Людмила Николаевна осталась одна.

- Мне часто звонит Таня, когда-то - невеста Ромы, присылает продукты, поздравляет с праздником. После трагедии мы с ней каждый день ходили на могилку - она приезжала из Дзержинска, - вспоминает мама. - Я Тане часто говорю: «У тебя двое детей, а ты мне помогаешь! Я на пенсию проживу». А она отвечает: «Это вам вместо Ромы - был бы он жив, поступал бы так же, и вам бы не пришлось жить на одну пенсию».

Экипаж "Комсомольца". Фото из архива школы № 177

В Роминой родной школе вот уже 20 лет проходит эстафета памяти. Старшеклассники с педагогами и родителями шефствуют над Людмилой Николаевной - не оставляют её одну, навещают, помогают по хозяйству (пожилая женщина несколько лет уже не выходит из квартиры).

- Для нас память о Роме - это забота о его матери, - говорит Ирина Абашева.

На кладбище в Марьиной роще к Роману Филиппову приезжают не только военные, офицеры Сормовского морского гарнизона, но и школьники.

На доме, где живёт мама, есть мемориальная доска в память о Романе. В железнодорожном техникуме, в музее славы, хранятся личные вещи моряка.

Роман посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Кстати

На подводной лодке «Комсомолец» погибли другие наши земляки - капитан первого ранга Талант БУРКУЛАКОВ, матрос Валерий СУХАНОВ.

Читайте также: