День конструктора на камазе

Обновлено: 29.04.2024

В материале « "КАМАЗ". Начало. Из летописи автогиганта — рассказывают документы » мы начали серию постов об истории камского автозавода, основанной на книге « Летопись "КАМАЗа" ». Данной публикацией мы продолжаем рассказ, и сегодня речь пойдёт об автомобиле КАМАЗ — с чего он начался.

Проектирование и проектанты

В 1968 году был подписан приказ Министерства автопромышленности СССР, в соответствии с которым Московскому автозаводу имени Лихачёва, более известного в народе, как «ЗИЛ», предстояло разработать новое семейство большегрузов, а Ярославский моторный завод («ЯМЗ») по данному приказу должен был создать новые дизельные двигатели мощностью 150-200 л.с.

Первый опытный образец – прообраз седельного тягача КАМАЗ-5410 – появился ещё в 1969 году на ЗИЛе:

Попробуйте узнать в этом образце марта 1969 года, тоже рождённом на ЗИЛе, будущий КАМАЗ-53202:

Сколько ещё стадий (и лет!) должно пройти, чтобы «куколка» превратилась в «бабочку» – серийный автомобиль, узнаваемый с первого взгляда!

Создателем первого автомобиля КАМАЗ стал главный конструктор «ЗИЛа» Анатолий Маврикиевич Кригер, лучший автоконструктор СССР, который разработал конструкции десятка машин всех классов. Коллеги отмечали его колоссальную работоспособность, энциклопедические знания. Именно он руководил разработкой конструкции нового семейства грузовиков. Прототипом будущего КАМАЗа стал опытный образец дизельного трёхосника (6х4) ЗИЛ-170, а всего на московском заводе было создано около 40 опытных образцов будущих автомобилей. За эту работу А. М. Кригер был награждён вторым орденом Ленина, в 1972 году он получил почётное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

Пока идёт стройка, рождается автомобиль – в чертежах конструкторов. Приказом Министра автомопрома Советского Союза А. М. Тарасова вводится ряд мер по ускорению выдачи технической документации на дизельные грузовые автомобили и автопоезда большой грузоподъёмности. Задания по доработке КД и испытанию экспериментальных образцов получают руководители ряда заводов – от Москвы до Минска и Одессы. Сроки сжатые.

В 1970 году первый камазовский двигатель ещё называется ЯМЗ-740. Его мощность – 210 л.с. В ноябре 1973 года Госкомиссия рекомендовала его к серийному производству.

Путём испытаний

Летом 1972-го на Ярославском моторном заводе ведутся стендовые и эксплуатационные испытания двигателей ЯМЗ-740 и ЯМЗ-741, сцеплений и коробок передач. Информация о результатах регулярно направляется в Минавтопром, по заданию которого мотор разработан специально для «КАМАЗа».

Это уже КАМАЗ? Почти. Испытания опытных образцов автомобилей в 1971 году шли в Подмосковье и на трассах, и off-road, в условиях бездорожья:


История Дня конструктора на «КАМАЗе» берёт начало с апреля 1970 года, когда съезжающиеся со всего Советского Союза в Набережные Челны конструкторы были объединены в управление главного конструктора – УГК, а позже в Научно-технический центр, который по праву называют мозгом автозавода. В этом году камазовцы отметили этот профессиональный праздник уже в 52-й раз.

Поздравляя коллег, заместитель генерального директора «КАМАЗа» – директор по развитию Ирек Гумеров отметил, что приятно видеть, как современные грузовики К5 бороздят дороги страны, как электробусы курсируют по Москве, и осознавать, что в камазовских автомобилях использованы лучшие экономичные двигатели. «Мы этим гордимся. Такие реалии возможны только у компании, имеющей мощные конструкторские силы, которая способна мгновенно реагировать на любые изменения и быть успешной. Этот праздник встречаем стабильной работой «КАМАЗа», с новыми продуктами в нашей линейке, и уверен, что всё у нас будет отлично и в дальнейшем», – заверил он.

Главный конструктор ПАО «КАМАЗ» – директор НТЦ Евгений Макаров напомнил, что не так много в России осталось конструкторских школ, но камазовская по праву является лидирующей. «Я очень горжусь тем, что сам ученик камазовской школы конструкторов, – признался он. – Хочу поздравить весь коллектив с профессиональным праздником и пожелать нам всем свершений. Пусть в мае мы максимально адаптируем всю нашу продукцию к изменившимся условиям и начнём планомерно развиваться и достигать ранее поставленных целей».

Руководители отметили лучших работников. Почётными грамотами ПАО «КАМАЗ» наградили десятерых конструкторов, ещё девять удостоились Благодарственных писем компании. Также получили награды победители ежегодного конкурса профмастерства среди молодых инженеров-конструкторов, а лауреатам Всероссийского конкурса «Инженер года-2021» торжественно вручили медали, дипломы и сертификаты.

Мероприятие продолжила концертная программа из 30 номеров художественной самодеятельности работников НТЦ и артистов городской эстрады.

Вы успешно подписались на новостную рассылку, но её нужно подтвердить, мы выслали вам на указанный E-Mail письмо со ссылкой для подтверждения.


История Дня конструктора на «КАМАЗе» берёт начало с апреля 1970 года, когда съезжающиеся со всего Советского Союза в Набережные Челны конструкторы были объединены в управление главного конструктора – УГК, а позже в Научно-технический центр, который по праву называют мозгом автозавода. В этом году камазовцы отметили этот профессиональный праздник уже в 52-й раз.

Поздравляя коллег, заместитель генерального директора «КАМАЗа» – директор по развитию Ирек Гумеров отметил, что приятно видеть, как современные грузовики К5 бороздят дороги страны, как электробусы курсируют по Москве, и осознавать, что в камазовских автомобилях использованы лучшие экономичные двигатели. «Мы этим гордимся. Такие реалии возможны только у компании, имеющей мощные конструкторские силы, которая способна мгновенно реагировать на любые изменения и быть успешной. Этот праздник встречаем стабильной работой «КАМАЗа», с новыми продуктами в нашей линейке, и уверен, что всё у нас будет отлично и в дальнейшем», – заверил он.

Главный конструктор ПАО «КАМАЗ» – директор НТЦ Евгений Макаров напомнил, что не так много в России осталось конструкторских школ, но камазовская по праву является лидирующей. «Я очень горжусь тем, что сам ученик камазовской школы конструкторов, – признался он. – Хочу поздравить весь коллектив с профессиональным праздником и пожелать нам всем свершений. Пусть в мае мы максимально адаптируем всю нашу продукцию к изменившимся условиям и начнём планомерно развиваться и достигать ранее поставленных целей».

Руководители отметили лучших работников. Почётными грамотами ПАО «КАМАЗ» наградили десятерых конструкторов, ещё девять удостоились Благодарственных писем компании. Также получили награды победители ежегодного конкурса профмастерства среди молодых инженеров-конструкторов, а лауреатам Всероссийского конкурса «Инженер года-2021» торжественно вручили медали, дипломы и сертификаты.

Мероприятие продолжила концертная программа из 30 номеров художественной самодеятельности работников НТЦ и артистов городской эстрады.

Вы успешно подписались на новостную рассылку, но её нужно подтвердить, мы выслали вам на указанный E-Mail письмо со ссылкой для подтверждения.

Конструкторы «КАМАЗа» уже в 52-й раз отметили свой профессиональный праздник. 28 апреля они собрались в актовом зале «КАМАЗ-мастер».

День конструктора корнями уходит в далекий апрель 1970 года, когда съезжающиеся со всего Советского Союза в Набережные Челны конструкторы были объединены в управление главного конструктора – УГК, а позже в Научно-технический центр, который по праву называют мозгом автозавода.

В своем приветственном слове заместитель ГД – директор по развитию Ирек Гумеров отметил, что приятно видеть, как самые современные грузовики К5 бороздят дороги страны, как экологичные электробусы курсируют по Москве, и осознавать, что в камазовских автомобилях использованы лучшие экономичные двигатели.

– Мы этим гордимся. Такие реалии возможны только у компании, имеющей мощные конструкторские силы, которая способна мгновенно реагировать на любые изменения и быть успешной. Этот праздник встречаем стабильной работой «КАМАЗа», с новыми продуктами в нашей линейке, и надеюсь, что все у нас будет отлично и в дальнейшем, – заверил он.

Главный конструктор ПАО «КАМАЗ» – директор НТЦ Евгений Макаров напомнил, что не так много в России осталось конструкторских школ, но камазовская по праву является лидирующей.

– Я очень горжусь тем, что сам ученик камазовской школы конструкторов, – признался он. – Хочу поздравить весь коллектив с профессиональным праздником и пожелать нам всем свершений. Пусть в мае мы максимально адаптируем всю нашу продукцию к изменившимся условиям и начнем планомерно развиваться и достигать ранее поставленных целей. Верю в вас, в нашу силу, мы это сделаем!


Евгений Макаров (слева) и Данис Валеев: двум главным конструкторам всегда есть о чем поговорить

От имени профсоюзной организации выступил заместитель председателя Андрей Конюков. Он отметил ценность деятельности конструкторов для всего «КАМАЗа»: она дает возможность развиваться всему производству, делает его сильнее, позволяет быть конкурентоспособным.

Руководители отметили лучших работников. Почетными грамотами ПАО «КАМАЗ» наградили десятерых конструкторов, еще девять удостоились благодарственных писем компании. Также получили награды победители ежегодного конкурса профмастерства среди молодых инженеров-конструкторов БЗГД – ДР Дамир Каримов, Артем Чумаков и Илья Казаков. Лауреатам Всероссийского конкурса «Инженер года-2021» Павлу Воробьеву, Василию Лущеко и Станиславу Костину торжественно вручили медали, дипломы и сертификаты.

Особое внимание уделили Данису Хадиевичу Валееву, возглавлявшему НТЦ без малого 25 лет и накануне отметившему свое 70-летие.

– Это невероятный конструктор, это целая эпоха в истории «КАМАЗа», в становлении мощной школы в России по двигателям, автомобилям, – охарактеризовал коллегу Ирек Флорович. – Под вашим руководством разработаны и внедрены в производство десятки моделей автомобильной техники и двигателей с широким спектром применения в различных секторах экономики, которые остаются известными не только в России, но и далеко за ее пределами.


Почетной грамотой ПАО «КАМАЗ» наградили десятерых конструкторов

Данис Валеев отметил, что сейчас у «КАМАЗа» появилась возможность занять новую нишу рынка, стать еще более значимым, более сильным.

– В нынешний период придется напряженно работать, и ваш опыт, знания, умения сегодня будут востребованы как никогда, – напутствовал он.

Праздничную встречу продолжила концертная программа из 30 номеров художественной самодеятельности работников НТЦ и артистов городской эстрады.

Рамиль Абдреевич Азаматов, второй главный конструктор «КАМАЗа» – личность легендарная. В предстоящее воскресенье, 28 марта, он отметит 80-летие. Накануне корреспонденты «Вестей КАМАЗа» встретились с юбиляром.

СТАЖ В ПОЛВЕКА

Камазовский стаж Азаматова составляет ровно 50 лет – день в день. Он так для себя решил: раз устроился на «КАМАЗ» 20 мая 1970 года, то и уволится в этот же день, 20 мая 2020 года. Такая точность и определённость свойственна ему в любых делах. Ведь работа главного конструктора – это не только разработки, но и формирование коллектива, выстраивание отношений внутри него, внутри «КАМАЗа» и всей отрасли. Владимир Наумович Барун написал о своём преемнике в книге «Ступени»: «За что бы он ни брался, дело заканчивалось конкретным результатом, и не было случая, чтобы он говорил, что у него что-то не получается. Его, конечно, можно было заставить подчиниться, но лучше было дать ему свободу и время – чтобы он добрался до истины сам».


КОПИРОВАТЬ ЧУЖОЕ? НИКОГДА!

Азаматов подчёркивает, что уникальность «КАМАЗа» в том, что он должен был изготавливать автомобиль на основе отечественных разработок, а не копировать чужие, как это было на АвтоВАЗе, ГАЗе. Пока строились корпуса и заказывалось оборудование, в проектировании головным предприятием был ЗИЛ, а разработки велись на Минском автозаводе, Мытищинском машиностроительном, Ярославском моторном, Одесском автосборочном заводе и на других предприятиях.

В 1970 году на «КАМАЗе» было всего два конструктора: главный по автомобилям Владимир Барун и начальник бюро подвески Рамиль Азаматов. Начинали в московской дирекции. Потом стали приходить молодые специалисты и более опытные сотрудники с других заводов страны – коллектив быстро рос, и в 1974-м конструкторы переехали в Набережные Челны.

Начали изготавливать первые модели 5320 и 5410 в экспериментальном цехе, но конструкторы – народ инициативный, работали, опережая события: ещё не освоили эти автомобили, разработанные на ЗИЛе, уже готовили свои. Например, в 1975 году собрали образец автомобиля на пневмоподвеске и назвали его «Каматейнер». Кстати, из-за этой модели Рамиля Абдреевича первый раз уволили с «КАМАЗа».

"Это автомобиль со съёмным кузовом, – вспоминает конструктор. – Он подъезжал, выдвигал ноги на платформе, отцеплял её от рамы, опускался на пневмоподвеске и выезжал из-под кузова. С применением нескольких кузовов можно исключить простои в ожидании погрузки и выгрузки, например, для сельского хозяйства – одним автомобилем вывозить с поля гружёные кузова на элеватор и обратно доставлять пустые. Позже наши автомобили со съёмным кузовом были опробованы в Новосибирске, и в газете была публикация «Автомобиль меняет кузов», где отмечалось, что он повышает производительность в пять раз. Но это было уже в 80-х, а тогда, в 1975-м, мы с Баруном решили показать образец Евгению Башинджагяну, замминистра автомобильной промышленности. Он попросил пригнать машину в Москву. Совершенно случайно наш «Каматейнер» попался на глаза министру сельского хозяйства Полянскому, он тоже заинтересовался нашей моделью. Как выяснилось, на политбюро поднял вопрос, мол, неправильно на «КАМАЗе» машину делают, надо делать ту, которую ему показали, а не ту, которая сейчас готовится. Когда я вернулся в Челны, меня вызвал Васильев, грозно спросил: «Тебе одного министра мало?» и велел Баруну уволить меня за «самовольство». Владимир Наумович позвонил Башинджагяну. Не знаю, как вопрос утрясался, но вскоре меня восстановили".


ЗА КАЧЕСТВО СТОЯЛ ГОРОЙ

Вслед за первыми моделями – бортовым 5320 и седельным тягачом 5410 – уже в Челнах были разработаны автомобили второго поколения: 10-тонный самосвал 5511 и тягачи для работы в составе автопоезда полной массой 32 тонны. В 1981 году была принята вторая очередь завода. Начался бурный рост объёмов выпуска автомобилей, остро встал вопрос качества производства, устранения выявляемых в эксплуатации недостатков конструкции и производства.

Ответственность за свои действия у Азаматова – на первом месте, но, как ни парадоксально, из-за этого его опять отстранили от работы. Он так объясняет ситуацию: "У тогдашнего директора Фаустова было мнение: чтобы госприёмка не чинила препятствий, надо изменить конструкторскую документацию, расширить допуски. Я категорически был против. Но гендиректору нужны были штуки, а мне как главному конструктору – качество. Это касалось не одной детали, около 1500 отклонений было. После моего отстранения поменяли в документации ключевые моменты. Это привело к резкому снижению качества грузовиков, следовательно, к падению имиджа. В отстранении я был полгода".


МОДЕЛИ ВЫТЕКАЮТ ОДНА ИЗ ДРУГОЙ

У конструкторов «КАМАЗа» было много разработок: "Особой заботой была разработка магистрального автомобиля. Ещё в декабре 1979-го показали министру автомобильной промышленности СССР Виктору Полякову макет трёхосника с оригинальными, революционными решениями, он горячо одобрил. В 1981 году проект магистральника, модель 6410 с перспективной идеей создания модульных автомобилей был рассмотрен коллегией минавтопрома. Её вердикт был удручающим: магистральные автомобили – сфера МАЗа, вы нарушаете разделение труда, передайте МАЗу все наработанные материалы. Так и сделали. А через некоторое время МАЗ показал нашумевшую «Перестройку-2000», НАМИ изготовил образец тягача «Русь», в которых были реализованы наши идеи".

Азаматов уверен, что все наработки прошлых лет не потеряли своей актуальности: "Появление магистрального К5 готовилось очень давно, ещё в 90-е остро стоял вопрос создания более мощного двигателя, новой кабины, а корни идут вообще из 70-х годов. Процесс создания автомобиля неразрывный, и модели базируются и вытекают одна из другой, потому что меняются обстоятельства, требования, появляются новые решения. Мне, как бывшему главному конструктору, доставляет огромное удовольствие видеть то, что задумывалось, реализованным. Я считаю, что будущее «КАМАЗа» достаточно ясное, светлое во многом благодаря тому, что конструкторская школа, которую основал Барун, сформировалась. Это залог того, что «КАМАЗ» с нашей конструкторской службой не пропадёт".

Читайте также: