Дети михаила кошкина конструктора т 34

Обновлено: 28.04.2024

Б иография Михаила Ильича Кошкина – создателя и главного конструктора танка Т-34 – полна удивительных историй, инженерных достижений и подлинного героизма. Наш политехник своим легендарным изобретением смог изменить ход военной истории XX века. Танк Т-34 – это не просто боевая машина, подарившая нашей армии преимущество в ходе Второй мировой войны и изменившая коренным образом все дальнейшее развитие мирового танкостроения – а символ, олицетворяющий веру в Победу и героизм целого народа.

Примечательно, что родился Михаил Ильич ровно 120 лет назад, в год основания Политехнического института, в крестьянской семье в селе Брынчаги Ярославской губернии. В его судьбе случился крутой поворот – он отправился учиться в этот самый институт на машиностроительный факультет. Но прежде чем он станет студентом, Михаил, пройдет «жернова революции»: в начале 1917 года его призовут в Русскую императорскую армию, затем будет Гражданская война, Михаил будет воевать под Царицыном, под Архангельском, сражаться с армией Врангеля. После ранений, Кошкина отправят в Коммунистический университет имени Свердлова, а по окончанию поручат руководство кондитерской фабрикой в городе Вятке. Батрак, кондитер, солдат, студент, директор и снова студент – в такой последовательности менялся статус крестьянского сына Михаила Кошкина до его прихода в танкостроение.


Михаил Ильич Кошкин (справа) в Вятке, 1930-е гг.

Выдающийся конструктор бронетанковой техники – кондитер. Фрагмент фильма «Великие изобретатели», 2015 год


Данная справка выдана преподавателем математики Вятской школы М. Кошкину для поступления в вуз, 1929 год.
Справка находится в архиве СПбПУ, публикуется впервые.

Буквально через два года, после защиты в 1934 году диплома «Коробка переменных передач среднего танка» Ленинградского политехнического института по специальности «Инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов» Михаил направляется в Харьков в качестве начальника танкового КБ завода № 183, где и был создан легендарный Т-34. Два опытных образца гусеничного танка были готовы к началу 1940 года. Михаил Ильич буквально дневал и ночевал в цехах и на испытаниях.

Михаил Ильич Кошкин

из записок М. И. Кошкина:

«Самая многообещающая, впервые разработанная конструкция немедленно обесценивается, если ее воплощение в металле осуществляется на низком уровне. Работать не в догонку, а на обгон! В конструировании использовать не аналог, тенденцию! Внедрить такой новый танк, который был бы длительное время перспективным и не требовал существенных изменений, неизбежно усложняющих производство и нарушающих его ритм»

Но для того, чтобы танк отправили в серийное производство, опытные образцы должны были набрать положенный километраж. Кошкин принимает решение набрать эти километры, отправившись из Харькова в Москву на смотр своим ходом. Именно по его личной инициативе два опытных образца Т-34 отправились на Госкомиссию в Москву, сам конструктор возглавил этот секретный пробег, который стал беспрецедентным в истории отечественного танкостроения.


Экипажи опытных образцов танка Т-34 по дороге из Харькова в Москву, март 1940 года

Пройдя тяжелый путь, полный опасностей, оба танка прибыли в Москву и предстали перед глазами высшего советского руководства. Восхищённый Сталин назвал Т-34 «первой ласточкой наших бронетанковых сил». Однако для серийного производства опытным моделям Т-34 не хватает еще 3000 километров пробега. И Кошкин решает возвращаться своим ходом, он снова возглавит колонну, идущую в город Харьков. Под Орлом один из танков съедет в озеро, и Кошкин будет помогать его вытаскивать, стоя в ледяной воде, уже будучи простуженным он окончательно подорвет свое здоровье.


И. В. Сталин лично осматривает танки, прибывшие на Госкомиссию, Москва, 1940 год

Михаил Кошкин добился официального решения о запуске танка в «серию» на заводах Харькова и Сталинграда. Настойчивостью, которой в высшей мере обладал сам Кошкин, должен владеть каждый изобретатель: «конструктор – это не только цифры, геометрия и сопрамат, но и умение настаивать!». Пройдет всего меньше года, и немецкие танкисты в ужасе будут сообщать о неуничтожаемой машине русских.


Танки Т-34 образца 1942 года выезжают из цехов «Уралмаша». Отличная бронезащита, мощная пушка и современный двигатель обеспечили превосходные показатели маневренности, подвижности и проходимости. Т-34 был прост в эксплуатации, его ремонтировали прямо на поле боя. Это преимущество в моторесурсе сохранялось за советской бронетехникой до конца Великой Отечественной войны

Профессор Оксфордского университета Норман Дейвис, автор книги «Европа в войне. 1939–1945. Без простой победы»:

«Кто в 1939 году мог подумать, что лучший танк Второй мировой будет производиться в СССР? Т-34 – лучший танк не потому, что он был самым мощным или тяжёлым, немецкие танки в этом смысле его опережали. Но он был очень эффективным для той войны и позволял решать тактические задачи. Маневренные советские Т-34 «охотились стаями», как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким «тиграм». Американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике»

Хроника Второй мировой войны

Но до триумфа своего детища Кошкин не дожил. Пробег двух танков «Харьков – Москва – Харьков» стоил ему жизни. 26 сентября 1940 года Михаила Ильича Кошкина не стало. 10 апреля 1942 года конструктору посмертно была присуждена Сталинская премия за разработку танка Т-34. Полвека спустя, в 1990 году, ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Но лучшей наградой для Кошкина стала Победа. Победа, символом которой стал его Т-34.



Ежегодно военно-исторический клуб СПбПУ «Наш Политех» организует ежегодный межвузовский молодежный военно-патриотический слет «Сяндеба» с военно-историческими реконструкциями. Именно в деревне Сяндеба Республики Карелия в 1941 году ополченцы Ленинграда не дали сомкнуться второму кольцу блокады. В числе героев были политехники как и сам Кошкин. Поисковый отряд во время экспедиции обнаружил останки более 140 красноармейцев

Т-34 снискал героическую славу на полях сражений и свой вклад в разгром врага конструктор Т-34 сделал первым, вооружив Родину танком, которому не было равных в мире. У Михаила Ильича не осталось даже могилы, ее уничтожили фашисты во время оккупации Харькова. Долгое время о танке Победы мир знал больше, чем о его авторе – патриоте и герое России, выпускнике Политеха, скромном крестьянском сыне. А между тем личная биография советского инженера-конструктора не менее интересна, чем история создания самого легендарного в мире советского танка Т-34.

Использованы фрагменты документального фильма «Великие изобретатели» ООО «ГринГа» по заказу ЗАО «Первый ТВЧ», 2015 года; художественного фильма «Танки», 2018 года (режиссер К. Дружинин); видеоматериалы из открытых интернет-источников; фото и документы из архива Музейного комплекса СПбПУ.

Выражаем благодарность Музею боевой славы СПбПУ и лично Р. А. Панову за помощь в подготовке материала.

Отдельные материалы, опубликованные на сайте, преследуют учебно-образовательные цели.

3 декабря исполнилось 120 лет со дня рождения Михаила Ильича КОШКИНА – создателя легендарного танка Т-34. Для нескольких поколений граждан нашей страны танк Т-34 является одним из символов Победы, символом мощи отечественного оружия. Символично и то, что 120-летие выдающегося конструктора и выпускника Ленинградского политехнического института 1934 года Михаила КОШКИНА почти совпало со 120-летием самого вуза – в феврале 2019-го Политех отметит свое 120-летие!

В Политехе отметили 120-летие со дня рождения выдающегося конструктора танка Т-34

Открывая мероприятие, ректор А.И. РУДСКОЙ сказал, что любой вуз славен именами тех, кто учился или трудился в нем. «Для нас важны имена ученых и конструкторов, которые создавали щит безопасности и прославляли наше Отечество, – подчеркнул руководитель вуза. – Воинов и тех людей, которые трудились на невидимом фронте и сыграли колоссальную роль, порой отдав свои жизни – я имею в виду и Михаила Ильича Кошкина, и разведчика Виктора Лягина, память которого мы чтим каждый год. Кошкин – это человек-легенда, который по значимости своих работ – мирового значения работ! – в одном ряду с Курчатовым, Королевым стоит. По сути, он свое главное дело в жизни сделал – и ушел из жизни. Все мы в этом университете живем, трудимся и свершаем что-либо, равняясь на эти великие имена».

Михаила Ильича КОШКИНА, безусловно, можно считать одним из основоположников отечественного танкостроения. Но сам он не дожил до триумфа своего детища. Им стал знаменитый танк Т-34 – один из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. Все модели, которые были выпущены в послевоенное время на наших заводах, так или иначе вобрали в себя конструкторский и боевой опыт легендарной «тридцатьчетверки».

Михаила Ильича Кошкин – один из знаменитых выпускников Политеха

Он окончил машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института в 1934 году. В 1936-м на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна создается конструкторское бюро № 183, куда Михаил Ильич назначен главным конструктором. С 1938 года он начинает заниматься проектированием прототипа танка, ставшего легендой ХХ века. Каким-то внутренним чутьем Кошкин понимал, каким должен стать основной танк будущей войны, дыхание которой становилось все жарче. Два опытных образца были готовы в начале февраля 1940 года. Он стремился как можно скорее запустить машину в серийное производство, но для этого, помимо других испытаний, танки должны пройти определенное количество километров. Показ его машин был назначен на 17 марта в Москве. Кошкин решает: его танки пойдут из Харькова в столицу своим ходом, набирая по пути нужный пробег. Этот пробег тоже стал легендой. Михаил Кошкин серьезно простудился, впрочем, отмахивался от тех, кто пытался уговорить его отказаться от участия в пробеге. Когда танки были представлены в Кремле, восхищенный Сталин назвал их «первыми ласточками наших бронетанковых сил». Но для серийного производства танкам не хватало еще 3 000 км пробега. Кошкин приказал: обратно в Харьков пойдем также своим ходом. Под Орлом один из танков съехал в озеро, и он помогал его вытаскивать, стоя в ледяной воде.

Многие до сих пор не понимают, зачем Кошкин сам садился за рычаги танка при марш-броске на Москву, зачем рисковал здоровьем, когда оно и так было подорвано? Наверное, потому, что человеком был таким, который должен был сам ощутить созданную им машину, подобной которой не было в мире. За создание Т-34 в 1942 году Кошкину посмертно присуждена Государственная премия.

Роман ПАНОВ, директор Музея политехнического университета, архив которого хранит уникальные документы, – подлинное личное дело студента Кошкина, пригласил всех ознакомиться, например, с автобиографией знаменитого политехника, характеристиками, которые давали ему преподаватели, или увидеть фото, когда он сидит на лекциях вместе с одногруппниками. Обратившись к ректору А.И. РУДСКОМУ, Роман ПАНОВ напомнил о разведчике Викторе Лягине, с которым Кошкин учился на одном курсе и закончил Политех в один год. Он предложил возродить традицию легкоатлетических забегов памяти Лягина, которые были в нашем вузе, а также установить в Политехе бюст Михаила Ильича КОШКИНА. Отрадно, что оба предложения нашли самую живую поддержку руководства вуза.

Слева направо - Роман Панов и Иван Хламов

Надо сказать, что мероприятие прошло в обновленных интерьерах Комнаты боевой славы СПбПУ (ауд. 244 Главного здания). Директор Центра патриотического воспитания молодежи «Родина» Иван ХЛАМОВ рассказал, что к 120-летию университета там развернута выставка «Герои Политеха», которая будет работать до конца февраля. «После мы ее дополним всей военной историей Политеха – от Февральской революции, Первой Мировой, Гражданской, Советско-финской до Великой Отечественной войны, – поделился планами Иван. – Политехники-герои и вклад университета в эти события – все будет отражено в Комнате боевой славы. Считаю еще важным отметить, что в ней с 1974 года и по сей день ведет свою работу Совет ветеранов вуза. Сейчас Комната – это современное лекционно-выставочное пространство, где молодежь проводит культурно-просветительские мероприятия, место, где живет история и где чтят традиции боевой славы Политеха».

Проректор по образовательной деятельности СПбПУ Е.М. Разинкина пообещала поддержу молодежным начинаниям

В ответ ректор СПбПУ пообещал передать в распоряжение студенчества для нужд патриотического воспитания и технического творчества весь комплекс Гидробашни, где сейчас идет ремонт. Проректор по образовательной деятельности Е.М. РАЗИНКИНА тоже пообещала поддержу всем молодежным начинаниям и пожелала, чтобы «таких Комнат в нашем университете было больше». «Когда мы видим вашу работу, это нас трогает, – призналась Елена Михайловна. – И мне бы как проректору по образованию хотелось, чтобы наши студенты, кроме багажа компетенций по их профессиональному направлению, вынесли из стен университета и другие ценности, чтобы стали настоящими людьми и с гордостью несли звание выпускников Политеха».

Политехники возложили цветы к мемориальной доске Михаила Ильича Кошкина

В завершение мероприятия студенты и руководители вуза возложили цветы к мемориальной доске Михаила Ильича КОШКИНА.


Биография Кошкина – конструктора танка Т-34 - полна удивительных историй, невероятных случайностей, потрясающих достижений и подлинного героизма. Этот человек своим легендарным изобретением смог изменить ход военной истории. Танк Т-34 – это не просто боевая машина, подарившая нашей армии преимущество в ходе Второй мировой войны, это символ, олицетворяющий веру в победу и героизм целого народа.

советский инженер конструктор

Биография

Михаил Ильич Кошкин родился в Ярославской области, в селе под названием Брынчаги, 21 ноября 1898 г. Его семья была очень бедна, отец тяжело трудился на лесозаготовках, когда Михаилу исполнилось 7, отца не стало – он надорвался и умер. Вдова осталась с тремя маленькими детьми на руках. Михаил с братом по мере сил помогали матери, после школы занимаясь выпасом свиней, но этого все равно было мало. Окончив всего 3 класса церковно-приходской школы, десятилетний Михаил, подобно другому Михаилу – Ломоносову, отправляется пешком в Москву в надежде заработать для семьи деньги. В столице у него были родственники по материнской линии, к ним он и шел. Мать снабдила его запиской с адресом, но эта важная бумажка была утеряна Михаилом раньше, чем он дошел до пункта назначения. А случилось это потому, что в пути он наткнулся на драку: несколько взрослых мальчишек избивали одного мальчика помладше, пройти мимо герой нашей статьи не смог, он заступился за слабого. В пылу драки и пропала заветная записка. И неизвестно, как могла бы сложиться дальнейшая судьба Михаила, если бы не случайный прохожий. Им оказался рабочий Московской кондитерской фабрики. Он не только выходил нашего героя, но и помог устроиться на фабрику.

Работая на фабрике, юный Михаил зарекомендовал себя как способный и добросовестный работник. Спустя 8 лет он уже был мастером цеха, а ведь ему не было еще и 19 лет.

В начале революционного 1917 года Михаил был призван в армию. Он воевал на Западном фронте, был ранен и отправлен в Москву в госпиталь, откуда был демобилизован. Но уже в 1918 году он возвращается в армию добровольно, вступив в ряды железнодорожного отряда Красной Армии. Принимал участие в боевых действиях под Царицыном.

В 1919 году получает перевод на Северный фронт, где сражается в боях за Архангельск. По дороге в Польшу Михаил Ильич заболел тифом. После выздоровления возвращается в ряды армии, на этот раз он воюет на Южном фронте.

Когда Гражданская война закончилась, он был направлен на обучение в Коммунистический университет им. Я. В. Свердлова. По окончании университета в 1924 году направлен на кондитерский завод в Вятке. Здесь на посту директора он проявил себя как грамотный, чуткий и ответственный руководитель.

Семья

Со своей будущей женой Михаил Кошкин познакомился во время работы в Вятке. Вера Николаевна Катаева была служащей Губпотребсоюза. Здесь же, в Вятке, рождается старшая дочь Елизавета. Семья Михаила Кошкина проживала на территории Трифонового монастыря. Об этом времени Лиза позже расскажет много любопытных подробностей. Например, как отец занимался организацией курсов ликбеза, где и сам учился, и других учил. Или о том, как он выдавал зарплату своим служащим: в день получки Михаил Ильич приглашал в свой кабинет жен и детей своих сотрудников, дети получали сладости, а женам выдавалась зарплата. Это делалось для того, чтобы работники не имели возможности пропить необходимые семье деньги.

михаил кошкин жена

Всего в браке детей у Михаила Ильича Кошкина было трое – это дочери Елизавета, Тамара и Татьяна. Старшая стала учителем географии, Тамара выбрала профессию геолога, а Татьяна преподавала в Харьковском университете.

Конструкторская карьера

В 1929 году по личному требованию Кирова С. М. Михаил Ильич был направлен в Ленинградский политехнический институт, где обучался на кафедре «Автомобили и тракторы». Успешно окончив заведение в 1934 году, Кошкин поступает на работу в танковое конструкторское бюро Ленинградского завода им. С. М. Кирова. Здесь и берет начало история легендарного изобретения советского инженера-конструктора. На этом заводе под руководством Кошкина были созданы танки Т-29 и Т-46-5.

В Харьков Михаил Ильич Кошкин был направлен в 1936 г., он занял должность начальника КБ завода №183. Первым достижением нашего героя стала модернизация танка БТ-7, которая заключалась в установке двигателя В-2. Так появился первый в мире дизельный танк.

михаил ильич кошкин

Первый полностью гусеничный танк был также разработан КБ, которым руководил Михаил Ильич Кошкин. Несмотря на скепсис многих авторитетных коллег, Кошкин смог доказать преимущество гусеничного хода над колесным и смешанным. Новый гусеничный танк назывался А-32. Он показал превосходную маневренность в бою в условиях пересеченной местности.

Рождение легенды

Использование дизельного мотора, а также пятиопорного гусеничного хода открывало новые возможности в усовершенствовании танков. Чтобы доказать это, в конце 1939 – начале 1940 Кошкин строит два опытных образца танка, которому был присвоен индекс А-34. По сравнению с предыдущими моделями данный танк обладал несколькими серьезными преимуществами, среди которых значительное поднятие боевой массы (на 10 тонн) и двойное увеличение толщины брони. А-34 стал прототипом для Т-34.

Во время работы над чертежами «тридцатьчетверки» Михаил Ильич отдавался этому процессу целиком, практически поселившись на заводе. В отношении работы он всегда был очень требователен к себе и окружающим, напорист, целеустремлен и принципиален. Именно эта способность трудиться до полного самозабвения делала его специалистом высшего класса.

Первые опытные образцы танка Т-34 Михаил Кошкин создал весной 1940 года. К марту было выпущено два экземпляра. Несмотря на то, что танки уже были на ходу, общий их пробег пока не позволял перейти к публичным испытаниям. На спидометре каждого танка, согласно нормативам, должны были быть показатели свыше 2000 км. А между тем уже 17 марта в Кремле должен был состояться показ новой техники.

Вся биография конструктора танка Т-34 Кошкина свидетельствует о том, что этот человек не боялся принимать сложные решения и никогда не бежал от ответственности. Сложившаяся острая ситуация с публичной демонстрацией для высших эшелонов власти не стала исключением. Михаил Ильич нашел единственный возможный, но крайне рискованный, выход – он решает перегнать танки в Москву своим ходом. Это одновременно позволяло и провести полевые испытания, и набрать необходимый пробег.

Ситуация осложнялась еще и тем, что на тот момент Т-34 был изделием засекреченным, открыто демонстрировать его было невозможно, а значит маршрут строился в обход дорог и населенных пунктов, чтобы не допустить разглашения гостайны. К тому же еще лежал снег. А в Москве в назначенный час ждал Сталин. Условия по-настоящему экстремальные.

михаил кошкин т 34

Сейчас, вероятно, сложно представить, какая чудовищная ответственность лежала на Кошкине, не только как на конструкторе, но и как на человеке, принявшем решение совершить пробег. Без преувеличения, он рисковал не только свободой, но, возможно, и жизнью. В случае если бы что-то пошло не так, отвечать перед Сталиным пришлось бы именно ему.

В ночь на 6 марта колонна с двумя закамуфлированными танками двинулась в путь. За рычаги танков Т-34 Михаил Кошкин в пути часто садился сам. Все недостатки конструкции, которые проявлялись во множественных мелких поломках, устранялись в полевых условиях.

Спустя почти неделю, 12 марта, танки были в Москве, а 17-го состоялась триумфальная демонстрация в Кремле. Иосиф Виссарионович остался доволен.

Смерть

К сожалению, кошмарные условия перегона танков из Харькова в столицу не прошли для Михаила Ильича бесследно. Кошкин сильно простудился. Ситуация усугубилась во время обратного перегона, когда один из танков упал в воду и он участвовал в извлечении машины. Болезнь обострилась, перейдя в пневмонию, которая и стала причиной смерти Михаила Кошкина.

Он не переставал работать, невзирая на острое течение болезни и госпитализацию. Вскоре пришлось удалить легкое, которое перестало функционировать, но это уже не могло спасти жизнь Михаилу Ильичу.

Кошкин скончался 26 сентября 1940 г. в санатории под Харьковом. Был похоронен на харьковском Первом городском кладбище.

Награды

советские награды

Михаил Кошкин был награжден Орденом Ленина, за танк Т-111 ему был вручен Орден Красной Звезды. Посмертно награжден Сталинской премией за Т-34. В 1990 г. ему также посмертно присуждено звание Героя Социалистического Труда.

Память

В Харькове в 1985 г. установлен памятник Михаилу Кошкину. Также одна из улиц города носит его имя.

памятник михаилу кошкину

Памятник конструктору есть в Ярославской области, в центре деревни Брынчаги, где он родился.

В Кирове (прежде Вятке) на доме №31 по улице Спасской располагается мемориальная доска.В этом доме жил и трудился Михаил Ильич. На здании СПбГПУ также установлена мемориальная доска, так как здесь он учился. И еще одна мемориальная доска находится в Харькове, она установлена на доме, где проживал конструктор с семьей, по адресу: улица Пушкинская, 54/2.

А еще существует памятник легендарному танку Т-34, он расположен на трассе федерального значения М-8, неподалеку от указателя поворота на село Брынчаги.

Кроме архитектурных сооружений, достижения инженера-конструктора М. И. Кошкина запечатлены на страницах книг – это «Сотворение брони» Я.Л Резника, выпущенная к 110 юбилею нашего героя брошюра «Михаил Кошкин: уникальные документы, фотографии, факты, воспоминания», «Танк, обогнавший время» и «Конструкторы» за авторством В. А. Вишнякова.

Также в 1998 г. выпущена почтовая марка с изображением самого Кошкина и его главного изобретения.

михаил кошкин награды

Война и танки

М. И. Кошкин скончался за девять месяцев до начала войны, ему так и не довелось засвидетельствовать триумф своей самой совершенной разработки.

К моменту начала войны Советский Союз располагал 1225 единицами Т-34. Танк хоть и находился в среднем классе, но был оснащен превосходной броней и мощным орудием, что позволяло ему вступать в противостояние с машинами тяжелого класса, такими как немецкие «Тигры» и «Пантеры». Последние были в разы дальнобойнее, но не могли пробить броню «тридцатьчетверки», а он, в свою очередь, хоть и с меньшего расстояния, но уверенно поражал вражескую технику. На тот моменту немцев на вооружении не было танка, который мог бы выдержать прямой удар Т-34.

И это было не единственным его преимуществом. Беспрецедентная маневренность позволяла вести бой в любых, даже самых сложных, условиях. Т-34 проходил там, где, по мнению противника, пройти просто невозможно.

Наша машина превосходила не только немецкие танки, она была лучшей в мире. Даже захватив уцелевшую в бою модель Т-34, немцы не смогли создать его копию, хоть многие идеи и были взяты на вооружение в дальнейших разработках. Можно сказать, что немецкие «Пантеры» и «Тигры» были созданы именно как ответ русскому Т-34.

Этот танк на поле боя вызывал ужас у танкистов врага и восторг у их конструкторов.Мюллер-Гиллебрандт, немецкий генерал-майор, даже говорил о развитии в рядах немецких войск «танкобоязни».

Некоторые элементы конструкции так и остались для них тайной за семью печатями, например, особый способ закалки стали для изготовления танков – сварка под флюсом, разработанная советским академиком Патоном Е. О.

До конца войны Т-34 не сдавал своих лидерских позиций на мировом рынке танкостроения. Технологические особенности и возможности серийного производства привели к тому, что он вошел в историю как самый массовый танк Великой Отечественной войны.

«Главный конструктор»

Биография конструктора танка Т-34 Кошкина М. И. была положена в основу книги «Сотворение брони» Я. Резника. Фильм «Главный конструктор» снят по мотивам этого произведения.

В основе сюжета – реальная история перегона первых опытных образцов Т-34 из Харькова в Москву для демонстрации в Кремле и обратно на завод в Харькове.

Невзоров в роли Кошкина

Роль Кошкина в киноленте исполнил Борис Невзоров. Фильм вышел на экраны в октябре 1980 г.

"Танки" и "Т-34"

О легендарной советской машине, прошедшей всю войну, существует масса историй. Они сохранились в архивах и воспоминаниях, получили воплощение в литературе и кинематографе.

В апреле 2018 года на экраны вышел фильм "Танки". Его режиссером выступил Ким дружижин. Роль Кошкина исполнил Андрей Мерзликин. Кинолента предлагает зрителю альтернативную, далекую от реальных исторических фактов историю в приключенческом жанре о том, как Михаил Кошкин совершил тайный марш-бросок в Москву на опытных образцах Т-34. Биография конструктора танка Т-34 Кошкина М. И. трактуется в данном произведении кинематографического искусства весьма вольно. По сюжету фильма, его целью является получение разрешения на массовое производство танков нового типа. Тех самых «тридцатьчетверок», которые помогли одержать победу в Великой Отечественной войне.

Российскими критиками картина была принята довольно прохладно. Среди зрителей встречаются разноречивые отзывы, но большая часть из высказавшихся солидарна в том, что это кино развлекательного плана.

В декабре 2018 года нас ожидает премьера еще одного российского фильма о танке. Он называется, как и сама боевая машина, «Т-34». В основе сюжета – история курсанта Ивушкина, который попадает в плен к немцам. Герой планирует побег при помощи танка Т-34, захваченного фашистами. Ему удается собрать среди других военнопленных экипаж машины. Он бросает вызов немецким танкистам-ассам, среди которых сам Ягер. Главную мужскую роль в фильме исполняет Александр Петров.

кадр из фильма

Можно по-разному относиться к выходящим на широкие экраны фильмам о «танке победы», но их несомненным достоинством является то, что каждый зритель после просмотра будет знать, что главным конструктором победоносного танка Т-34 был Михаил Ильич Кошкин. Человек, который всегда улыбался, никогда не повышал голоса, был столь же неприхотлив в быту, сколь притязателен в работе. Человек, положивший жизнь на то, чтобы подарить своей Родине Т-34, значение которого для Советской армии переоценить невозможно.

михаил ильич кошкин харьков

Когда Вторая мировая война закончилась, У. Черчилль назвал советский «чудо-танк» Т-34 одним из трех решающих орудий отгремевшей войны.

В этом году 3 декабря исполнилось 122 года со дня рождения знаменитого инженера и выпускника Политеха Михаила Кошкина. Михаил Ильич вошел в историю как создатель танка Т-34, не только ставшего новым словом в этом виде боевой техники, но и сделавшего переворот в мировом танкостроении. Указом Президента СССР за выдающиеся заслуги в укреплении оборонной мощи Советского государства и большой личный вклад в создание танка Т-34 главному конструктору Кошкину посмертно присвоено звание Героя Социалистического Труда, а Т-34 стал символом победы в Великой Отечественной войне.

К сожалению, сам конструктор Кошкин не успел узнать, какая легендарная судьба уготована его детищу, но его семья гордится своим отцом и дедушкой и с удовольствием рассказывает об этом людям: дети – в школах, а взрослые – в интервью и на встречах ветеранов. С нами согласилась побеседовать дочь Михаила Ильича Татьяна Михайловна Кошкина. Она поделилась своими воспоминаниями о жизни ее семьи в Ленинграде, а также рассказала, что она думает о граффити с изображением ее отца на территории кампуса СПбПУ. Это интересное интервью состоялось при поддержке Музея истории СПбПУ.

- Татьяна Михайловна, рада, что нам наконец-то удалось созвониться! Я знаю, что вы кандидат химических наук. Где вы учились и чем занимались до пенсии?

- Я закончила химфак Харьковского университета и проработала 45 лет на кафедре физической химии. Преподавала физическую и коллоидную химию. Сейчас я пенсионер, но на работе было интереснее – очень нравилось быть преподавателем. Мой муж тоже был химиком в Харькове, работал замдиректора одного из ведущих институтов города. А больше ученых у нас нет – в нашей семье другие профессии.

- У вас большая семья?

- Да, двое детей, четверо внуков.

- Ваши внуки знают, кем был их знаменитый дедушка Михаил Кошкин?

- Знают. Расспрашивают, даже выступали в школе – рассказывали сами. У нас дома есть много разных материалов о дедушке – книг, статей и так далее. Так что знают! Семья помнит, гордится.

- Вас, наверно, часто зовут поделиться своими воспоминаниями?

- Не могу сказать, что часто куда-то приглашают. Но есть школа, которая находится рядом с тем местом, где был создан танк Т-34. Там, напротив второй проходной завода, стоит памятник, шефство над которым взяла эта школа. Они меня несколько раз приглашали. А недавно я была на встрече с ветеранами в канун Прохоровской битвы.

- А вы знаете, что этим летом на территории кампуса Политеха появилось граффити с портретом Михаила Кошкина?

- Знаю. Мой внук сейчас находится в Санкт-Петербурге, он прислал фотографию. Он сам приходил в Политех, сфотографировался на фоне рисунка. Очень хорошо отношусь к таким портретам. Я так поняла, что это изображение фотографии, которая была опубликована в одном сборнике. Он издавался в Москве – там документы, факты о Михаиле Ильиче и танке, сборник находится в музее Т-34. И там есть эта фотография – она взята из профсоюзного билета, который я отдала в музей. Отдельно такой фотографии у нас не было – только такая маленькая. Ее пересняли и поместили в книжку. А теперь это изображение и у вас в Политехе.

- А сами вы когда-нибудь бывали в Петербургском Политехе?

- Да, я приходила на открытие мемориальной доски Михаилу Ильичу. Была торжественная церемония, и я даже оставила свои пожелания и благодарность в книге отзывов вашего музея. Был такой человек – Николай Нилович Сторонкин, директор архива, он занимался историей института – тогда он приглашал маму, она приезжала в Ленинград еще до того, как была установлена доска. А на установление самой доски он пригласил меня.

- Что вы помните из той поездки в Политех? Какое впечатление на вас произвел университет?

- Это было давно, но я помню длинный широкий коридор в Главном здании, где стояли все мемориальные доски выпускников, которые создавали новую технику и занимались научными открытиями. Это произвело на меня очень большое впечатление. А еще там была очень большая красивая лестница, она мне тоже запомнилась, хотя с тех пор прошло уже много лет.

- Татьяна Михайловна, а что вам рассказывала об отце мама?

- Мама не очень много рассказывала, но часто повторяла: «Ваш папа был главным конструктором Т-34». Говорила, что был он человек добрый, очень настойчивый, очень любил семью, много работал. В период, когда жили в Харькове, видели его дома редко. Когда жили в Ленинграде, меня тогда еще не было, я родилась в 1939 году, а сестры мои постарше – одна 1928 года рождения, а вторая 1930. Так вот, мама рассказывала, что он всегда выходные проводил с ними. Они гуляли в парке, ездили везде, например, в Петергоф, отдыхали в Луге – оттуда даже есть большая фотография, где мама с папой и детьми. Еще, когда жили в Ленинграде, мамин брат работал на Ленфильме. Они очень часто посещали ночные просмотры. Это были такие киноленты, которые в прокат не пускали. А жена маминого брата была балериной и доставала контрамарки в театр, так что часто семья ходила в театр. Это был период жизни до переезда в Харьков – до 1936 года.

Т-34 появился в Харькове. Но танкостроением, как вы знаете, отец занимался и раньше, еще в Ленинграде. После окончания Политеха он работал в одном из ленинградских КБ, одно время был его начальником, там разрабатывали танки разных конструкций. В 1998 году к 100-летнему юбилею Михаила Ильича был издан армейский сборник, где очень много было посвящено ему и танку Т-34. Там как раз рассматривается вся история создания Т-34 и все промежуточные этапы. И вот первый танк, в разработке которого Михаил Ильич принимал участие, – Т-29, это было в Ленинграде. После окончания института он получил назначение на Горьковский авиазавод, но потом обратился к Кирову и получил новое назначение в Ленинград, в это КБ, где и занимались танками.

- А когда Т-34 стал уже узнаваемым символом Победы, это как-то отразилось на жизни вашей семьи?

- Особенно это никак не отразилось. Да и вообще, насколько я помню, фактически до 60-х годов прошлого века имя Михаила Кошкина вообще не упоминалось. Это потом пришел к маме военный корреспондент, и после этого стали говорить. Не могу сказать, с чем это связано.

Михаил Ильич получил Сталинскую премию в 1943 году, и Лариса Николаевна Васильева (советская и российская писательница, основательница музея «История танка Т-34» в Москве – Прим. ред.), дочь инженера Николая Кучеренко (один из создателей Т-34 – Прим. ред.), рассказала, что когда были поданы документы на премию, то имени Кошкина там не было – и Сталин лично внес туда его имя. Времени прошло много, но пишут и говорят, что Сталин запомнил отца еще тогда, когда в Москве проводились испытания, и Михаил Ильич сильно кашлял. Хотя в одной из книг Козлова «Кошкин и его Т-34» сказано следующее: Михаил Ильич слушал лекции Сталина, и уже в Кремле он сказал отцу: «Я вас помню, вы задавали много вопросов». Но я только передаю то, что читала.

- А после переезда в Харьков вы часто посещали Ленинград, теперь уже Петербург? Хотелось бы побывать тут еще?

- Я не часто бывала в Ленинграде, в отличие от мамы, которая ездила туда все время. Папа уже был в Харькове, а мама постоянно возвращалась, ведь это ее родной город. Я тоже родилась в Ленинграде, и Тамара Михайловна, а вот старшая сестра – в Вятке. Мама очень любила Ленинград. Там жил ее брат, все знакомые и друзья.

Я, конечно, очень хотела бы побывать в Ленинграде. Вы знаете, у меня есть какое-то чувство щемящее, когда вижу этот город по телевизору. Я была там несколько раз еще до распада Союза, моя дочь – архитектор, проходила там практику. Когда она заканчивала институт, я к ней приезжала.

- А какая ваша мама была?

- Мама? Ну, какая. Красивая! Женщина очень твердого характера. Все невзгоды она воспринимала твердо, всегда повторяя: «Что людям, то и нам». Так мы и жили.

Всю свою жизнь посвятила нам, нас было три сестры у мамы. Старшая, Елизавета Михайловна, живет в Новосибирске, и 24 декабря ей будет 92 года. Тамара Михайловна умерла, к сожалению. Она жила в Екатеринбурге, 9 декабря ей бы исполнилось 90 лет. Все трое мы окончили Харьковский университет, правда, Елизавета Михайловна начинала учебу в Ленинграде и там закончила первый курс. Потом, после вуза, обе мои сестры уехали из Харькова по назначению. Тамара – на Урал, а Елизавета – в Казахстан. А я осталась с мамой.

- У вашего папы тоже был такой твердый характер?

- Я лично не знаю, но пишут, что он был требователен. Все, кто о нем вспоминают, если речь идет о работе, называют его принципиальным, требовательным, сам работал много и от людей требовал тоже много. Но был очень внимателен, всегда всех выслушивал, прислушивался ко мнению других. Всегда говорил, что машину сделали все, работали все конструкторы, которые были вместе с ним. Первоначально для разработки этого танка была создана группа из 20 человек, которые работали над проектом.

- Как вам кажется, именно благодаря такому ответственному отношению к работе он стал легендарным конструктором?

- Наверное. Ведь он всего-то закончил три класса приходской школы. Потом уже была и Первая мировая война, и Гражданская война, дальше он был задействован на партийной работе, там сталкивался с разными людьми. Надо сказать, что фронт и партийная работа научили его взаимодействовать с людьми. Все отмечают, что у него был дар руководителя. Кроме того, он очень много учился. Михаил Ильич самостоятельно занимался по техническим специальностям, по математике, успешно сдал экзамены в институт и поступил. Подлинник его диплома я тоже передала в музей танка Т-34. Он защитил диплом на отлично. (Михаил Кошкин защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов» в Ленинградском политехническом института в 1934 году, тема дипломной работы «Коробка передач среднего танка» – Прим. ред.)

- Как вы думаете, смогут ли в ближайшем будущем появиться на нашей планете такие же выдающиеся конструкторы, как Михаил Ильич?

- На нашей планете наверняка рождается почти каждый день по одному конструктору, а стать выдающимся и проявить себя позволит время, окружение, ситуация и личные качества.

- Татьяна Михайловна, какое напутствие вы бы дали нынешним и будущим поколениям политехников, которые только начинают свой инженерный путь?

- Получить как можно больше знаний и воспользоваться ими в профессиональной жизни. Михаил Ильич в работе следовал девизу: «Бороться, искать, найти и не сдаваться!» – этому девизу желаю следовать всем политехникам.

Лариса Васильева (Кучеренко) возле Музея Т-34.

Кажется, ничего общего у легендарной боевой машины ХХ в. и поэзии быть не может. Долгие годы и Лариса Васильева так думала. Пока не осознала: Т-34 и лирика сопровождали её с самого детства. И воплотились в главный проект жизни.

Лариса Васильева. Поэт, прозаик, драматург. Родилась в 1935 г. в Харькове в семье Николая Кучеренко - одного из создателей серии танков БТ и Т-34. Окончила филфак МГУ. Печатается с 1957 г. Создатель и президент Музейного комплекса «История танка Т-34».

Первое стихотворение школьница Лора Кучеренко (Васильева - по мужу) опубликовала в «Пионерской правде». Активно печататься начала в 1957-м - стихи, проза, драматургия. Но в 1990-х вдруг увлеклась «Кремлёвскими жёнами». Сидела в архивах, изучала рассекреченные документы. Книга стала сенсацией. Лариса Васильева приоткрыла семейные тайны руководителей страны, которые прежде обсуждались в основном на кухне. Кто мог подумать тогда, что за «жёнами» последуют «Дети Кремля», а потом - серьёзные книги о танках. И - совсем уж невероятное! - создание единственного в мире Музея Т-34?

Впрочем, для дочери Николая Кучеренко, конструктора самого массового среднего танка Второй мировой, это, видимо, было естественным продолжением творчества.

Чертежи и дети

- Мне не было и шести лет, когда осенью 1941-го мы эвакуировались из Харькова в Нижний Тагил. Папа был начальником первого эшелона, а в отдельном пульмановском вагоне «ехали» чертежи танка Т-34. Риск был большой - поезд бомбили. Потом, уже в Нижнем Тагиле, бабушка наставляла: «Смотри, не скажи во дворе, что твой папа делает танки, чтобы шпионы не пронюхали». «Не скажу. Но во дворе все знают, где делают танки», - улыбалась я, рисуя цветочки.

Лариса Васильева (Кучеренко) с отцом.

Отца я практически не видела. Он был начальником конструкторского бюро (другие создатели Т-34 - Михаил Кошкин, умерший до войны, и Александр Морозов. - Ред.). В 1942-м папа уже получил первую Сталинскую премию. И отдал её в детдом. Это была отдельная страница его жизни. Всех детдомовских ребятишек-технарей он «повёл по танкам». Однажды после войны отец привёз меня в тот детдом. Румяную. В капоре. С косами. Девчонки невзлюбили меня сначала. Зато потом приезжали к нам в Москву, спали на полу в нашей квартире. Не думаю, что мама была в восторге. Даром, что всегда поддерживала отца. Не возражала. Не грызла. И часто поступала, как считала нужным. Настоящая женщина. Маленькая блондинка. И он - высокий, метр девяносто, с синими глазами. Красоты необыкновенной. Жили мы просто. Денег до зарплаты не хватало - в доме всегда толклись люди. Ни с Морозовым, ни с Кошкиным отец, правда, не дружил. Но вдову Кошкина и трёх его дочерей вывез в Нижний Тагил в том же эшелоне.

Было время - создателей Т-34 оговорили. Писали, якобы Кошкин был кондитером, а он пробивал танк, возил его к Сталину. Морозову вменяли в вину, что не имел высшего образования, а он был специалистом от Бога. Про отца судачили, что занимался распределением продуктовых талонов. Видимо, и этим тоже. Отец всегда оставался на хозяйстве. Только он умел перевести танк из чертежа в железо. В Москву ехать не хотел, страдал, когда перевели начальником Главтанка. И умер в 68 лет. В День танкиста.


Музей на даче

Даже после войны отец ничего не рассказывал про дело своей жизни. Но, когда стало понятно, что он уходит, я пообещала ему написать о танке. «Ты мало знаешь, - отозвался скептически. - А коллеги мои ничего не расскажут». Поэтому первую книгу, вышедшую задолго до создания музея, я предварила словами: «Не подумайте, что это про танк-34. Но и не забудьте про это».

Мемориальная доска на доме № 23 по улице Усиевича в Москве.

Кому-то кажется: ну что там, написала в 2000-м мэру Лужкову, губернатору области Громову - и музей готов. А у них такая вражда была, что люди рядом со мной беспокоились: что будет, если они вместе приедут? Так они и приехали. И всё сложилось. Потому что не могло не сложиться - на этом месте был рубеж обороны Москвы. Дачу, где я сейчас живу, в своё время получил мой отец. В музее всегда полно народу, проходят реконструкции - приезжают немцы, бегают ребятишки - того и гляди, лестница рухнет.

А вот полюбить танк я не смогла. Он просто стал частью моей жизни. Без любви.

Готовя экспозицию музея, я нашла лишь одну свою фотографию с отцом. Спустя время, ещё одну. Не до снимков ему было. Слишком много работал. Но как я его любила! Это было что-то невозможное! Я потом и мужа нашла похожего - почти такого же высокого. Красивого. Вот уже много лет его нет, а я так больше и не вышла замуж.

Читайте также: