Достижение советских ученых и конструкторов в области освоения космоса 1950 1960 года

Обновлено: 02.05.2024

Космос – это часть Вселенной, в которой находится множество Галактик и систем. Освоение космоса стало своеобразной гонкой между СССР и Америкой.

Освоение космоса в Советском Союзе началось в 1921 году. Именно в этом году в Ленинграде была основана «Газодинамическая лаборатория».
Успехи программы «Освоения космоса» начались только в середине XX века. А именно с запуска первого искусственного спутника (Спутник – 1) земли. Это произошло 4 октября 1957 года. Спутник-1 пробыл в космосе 92 дня.

Далее, ровно через месяц, в космос был отправлен второй спутник (Спутник – 2). Необычность этого полёта заключалось в том, что в спутнике находилось живое существо, а именно собака с именем Лайка. Далее последовали первый полет человека в космос 21 апреля 1961 году и первый выход человека в открытый космос 19 марта 1965 года. И это все только в СССР, и это только начало!

Самые известные и значимые космические программы (корабли):

Восток – Эта программа подразумевала одноместный летающий аппарат. Именно на нём Гагарин в 1961 году полетел в космос. В последующие годы было еще 5 полетов. В том числе и первой космонавтки Терешковой. Эта программа и положило бурное развитие космического кораблестроения.

Восход – Эта программа была модернизацией Востока. Увеличивался корпус корабля, увеличивалось количество мест для полета. В 1964 году был пуск данного корабля. Он считался первым полетом многоместного корабля в космос, с первым смешанным женско-мужским экипажем.

Союз – Проектировался с 1962 по 1966 года. Проектировался для полета и изучения поверхности Луны. В 1966 году начали тестирования корабля и испытания. Все полеты оказались неудачными. И только в 1968 году произошла состыковка двух Союзов. Из-за большого количества неудач, проект был закрыт в пользу более модернизированного и легкого корабля Л1.

МИР – проект станции, который приспосабливался для длительных полетов в космос. Проект был начат в 1976 году. Через два года был выпущен эскизный проект, а еще через год, в 1979 году, начаты работы по созданию станции. Запуск произошел 20 февраля 1986 года. И до 2001 года, в этом году из-за финансовых проблем проект свернули, к станции было пристыковано более 6 модулей. На этой станции побывало более 180-ти космонавтов из всех стран мира.

В Советском Союзе был самый большой прогресс освоения космоса. Прогрессом, который достигнут в СССР, не может похвастаться ни одна современная держава. Даже сегодня, после распада СССР, многие государства пользуются советским опытом и разработками.

Презентация на тему: " Достижения СССР в освоении космоса( вторая половина 1950-х – начало 1960-х)" — Транскрипт:

1 Достижения СССР в освоении космоса( вторая половина 1950-х – начало 1960-х)

2 Величайшие космические достижения СССР первая межконтинентальная баллистическая ракета первый искусственный спутник Земли первое животное-космонавт первый аппарат на Луне полет в космос собак Белки и Стрелки первый человек в космосе первая женщина в космосе первый человек в открытом космосе 27 ноября 1971 г. станция «Марс-2» впервые достигла поверхности Марса.

3 первая межконтинентальная баллистическая ракета В 1955 году Королёв, Келдыш и Тихонравов обратились к правительству СССР с предложением о выведении в космос при помощи ракеты искусственного спутника Земли. Правительство поддержало эту инициативу, после чего в 1957 году под руководством Королёва была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р- 7, которая в этом же году была использована для запуска первого в мире искусственного спутника Земли.

5 первый искусственный спутник Земли Спутник-1 первый искусственный спутник Земли, первый космический аппарат, запущен на орбиту в СССР 4 октября 1957 года. Кодовое обозначение спутника ПС-1 (Простейший Спутник-1). Запуск осуществлялся с полигона министерства обороны СССР «Тюра-Там» (позже это место получило название космодром Байконур) на ракете-носителе «Спутник» (Р-7). Над созданием искусственного спутника Земли во главе с основоположником практической космонавтики С. П. Королёвым работали ученые М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов, Н. С. Лидоренко, В. И. Лапко, Б. С. Чекунов, А. В. Бухтияров и многие другие.

7 первое животное-космонавт 3 ноября 1957 г. запущен второй искусственный спутник Земли «Спутник-2», впервые выведший в космос живое существо, собаку Лайку. «Спутник-2» представлял собой конической формы капсулу 4-метровой высоты, с диаметром основания 2 метра, содержал несколько отсеков для научной аппаратуры, радиопередатчик, систему телеметрии, программный модуль, систему регенерации и контроля температуры кабины. Собака размещалась в отдельном опечатанном отсеке. Так вышло, что эксперимент с Лайкой получился очень коротким: из-за большой площади контейнер быстро перегрелся, и собака погибла уже на первых витках вокруг Земли.

8 3 ноября 1957 г. запущен второй искусственный спутник Земли «Спутник-2», впервые выведший в космос живое существо, собаку Лайку. «Спутник-2» представлял собой конической формы капсулу 4-метровой высоты, с диаметром основания 2 метра, содержал несколько отсеков для научной аппаратуры, радиопередатчик, систему телеметрии, программный модуль, систему регенерации и контроля температуры кабины. Собака размещалась в отдельном опечатанном отсеке. Так вышло, что эксперимент с Лайкой получился очень коротким: из-за большой площади контейнер быстро перегрелся, и собака погибла уже на первых витках вокруг Земли.

9 первый аппарат на Луне 14 сентября 1959 г. станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности вблизи кратеров Аристид, Архимед и Автолик, доставив вымпел с гербом СССР. Данный аппарат не имел собственной двигательной установки. Из научного оборудования на нём были установлены сцинтилляционные счётчики, счётчики Гейгера, магнитометры, детекторы микрометеоритов. Одним из основных научных достижений миссии было прямое измерение солнечного ветра.

10 полет в космос собак Белки и Стрелки В состав «живого груза», который спутник доставил на орбиту помимо двух собак, входили еще 40 мышей, 2 крысы и ряд растений. Целью эксперимента было исследование воздействия космического излучения на живые организмы Старт состоялся с космодрома Байконур 19 августа 1960 года в 15 часов 44 минуты. На следующий день спускаемый аппарат с животными на борту благополучно приземлился в заданном районе. Через несколько месяцев после полёта Стрелка принесла здоровое потомство из шестерых щенков. Одного из них попросил лично Никита Сергеевич Хрущёв. Он отправил его в подарок Каролин Кеннеди, дочери президента США Джона Кеннеди.

12 первый человек в космосе 12 апреля 1961 г. был совершён первый полёт человека в космос на корабле «Восток-1». На орбите Юрий Гагарин смог провести самые простые эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. До его полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в панике не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему необходимо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать. В момент приземления после катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что первый космонавт чуть не задохнулся. Этот успешный эксперимент обессмертил имя Гагарина навсегда.

14 первая женщина в космосе Ракета-носитель стартовала с космодрома Байконур 16 июня 1963 года. Терешкова находилась в крохотной кабине корабля «Восток-6». Перед Терешковой стояла задача сделать выводы о необходимых усовершенствованиях системы управления кораблями типа «Восток» и произвести съемку лунной и земной поверхностей. Терешкова жаловалась на тесноту, давящий шлем, тошноту и физический дискомфорт. Несмотря на непростые условия, она смогла все-таки выдержать 48 оборотов «Востока» вокруг Земли. Обратно космонавт вернулась на спускаемом аппарате 19 июня. Приземление прошло благополучно.

16 первый человек в открытом космосе 18 марта 1965 г. совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из корабля «Восход-2». Скафандр «Беркут», использованный для первого выхода, был рассчитан на 30 минут пребывания космонавта в открытом космосе. Из-за разности давлений скафандр раздувался и сильно мешал движениям космонавта, что весьма затруднило Леонову возвращение на «Восход-2». Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду, а вне корабля 12 минут 9 секунд.

18 27 ноября 1971 г. станция «Марс-2» впервые достигла поверхности Марса. В орбитальном отсеке аппарата находилась научная аппаратура, предназначенная для измерений в межпланетном пространстве, а также для изучения окрестностей Марса и самой планеты с орбиты искусственного спутника. Спускаемый аппарат «Марс-2» слишком резко вошел в марсианскую атмосферу, из-за чего не успел затормозить на этапе аэродинамического спуска. Аппарат, пройдя сквозь атмосферу планеты, разбился о поверхность Марса в Долине Нанеди в Земле Ксанфа, впервые в истории достигнув поверхности Марса. На борту «Марса-2» был закреплен вымпел Советского Союза

19 Выводы Все эти достижения позволили СССР вырваться вперёд в области освоения космоса. Современники были очень горды за свою страну и людей, трудившихся во благо отечественной науки.

Презентация на тему: " « Достижения советской космонавтики » (50-80-е гг. ХХ века)." — Транскрипт:

2 « Достижения советской космонавтики » (50-80-е гг. ХХ века).

3 Формы культуры народная массовая элитарная Приведите примеры проявления тематики космоса в 3-х формах культуры. Как связаны с космосом нумизматика и филателия?

6 Первый искусственный спутник Земли находился на орбите 92 дня с 4 октября 1957 года по 4 января 1958 года

8 3 ноября 1957 года на околоземную орбиту вышел «Спутник-2». Вместе с ним за границами земной атмосферы оказалась первая собака- Лайка Назовите критерии, по которым отбирали собак к космическим экспериментам? Была ли «замешена» политика в запуске Лайки?

11 Катапультируемый контейнер Белки и Стрелки в Музее Космонавтики 19 августа 1960 года собаки Белка и Стрелка стали первыми живыми существами, совершившими суточный орбитальный полёт и благополучно вернувшимися обратно.

13 De la Terre à la Lune, Trajet direct en 97 heures 20 minutes, 1865

14 Модель автоматической станции Луна-9 с посадочной ступенью Посадочный модуль «Луны-9» Первое изображение лунной поверхности вблизи предстало взору землян в 1966 году

17 Светлана Савицкая выполняет сварочные работы в открытом космосе. Фото: Владимир Джанибеков

20 Экспериментальный полёт «Аполлон» «Союз»,1975 (программа совместного экспериментального полёта советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон»)

21 В Советском Союзе в 1975 году были выпущены сигареты «Союз Аполлон», разработанные компанией Philip Morris, выпускавшиеся московской фабрикой «Ява» Курение опасно для Вашего здоровья !

22 Ко дню стыковки космических аппаратов фабрика «Новая Заря» и предприятие «Ревлон» (Бронкс) выпустили по одной партии духов «Эпас» («Экспериментальный Полёт Аполлон Союз»), объёмом 100 тыс. флаконов каждая

24 В 80-е годы ХХ века советские космонавты установили мировой рекорд продолжительности космического полета. Как вы думаете, о каком событии идет речь?

26 1. Другое название секретной «площадки 2» 2. Русский и советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики. 3. Наименование серии советских и российских многоместных космических кораблей для полётов по околоземной орбите. 4. Наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем 5. Советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. 6. Советский космический аппарат, запущенный на орбиту 4 октября 1957 года 7. Вторая женщина-космонавт в мире и первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос. 8. Советская собака-космонавт, первое животное, выведенное на орбиту Земли. 9. Кличка одной из собак, летавшей в космос, героиня мультфильма 10. Название американского космического корабля, стыковавшегося с «Союзом» в 1975 г. 11. Многоразовый транспортный космический корабль, совершивший единственный полет в 1988 г. 12. Беспилотный космический аппарат НАСА, предназначенный, главным образом, для изучения Юпитера 13. Лётчик-космонавт СССР (1978), дважды Герой Советского Союза (1978, 1981), генерал-майор авиации (1985) 14. Позывной Терешковой на время полёта в космос в 1963 г. 15. Советский космонавт, участвовавший в Экспериментальном полёте «Аполлон» «Союз», Корабль, на котором совершил полет Ю.А. Гагарин 17. Серия пилотируемых орбитальных станций СССР 18. Советский космонавт, второй советский человек в космосе 19. Французский географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики. 20. Советский лётчик-космонавт, первый человек в мире, совершивший полёт в космическое пространство 12 апреля 1961 года 21. Первая в мире женщина-космонавт Задания к кроссворду

Хорошо известно, что Советский Союз первым запустил в космос спутник, живое существо и человека. В течение космической гонки, СССР, по мере возможности, стремился обогнать и перегнать Америку.

1-я удача (первая межконтинентальная баллистическая ракета).

В 1955 году (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) Королёв, Келдыш и Тихонравов обратились к правительству СССР с предложением о выведении в космос при помощи ракеты искусственного спутника Земли. Правительство поддержало эту инициативу, после чего в 1957 году под руководством Королёва была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которая в этом же году была использована для запуска первого в мире искусственного спутника Земли. И хотя Королев пытался запустить в космос свои первые жидкостные ракеты еще в 30-е годы, все же первой из стран, еще в 1940-х годах приступивших к работам по созданию межконтинентальных баллистических ракет, стала нацистская Германия. По иронии судьбы, межконтинентальная ракета создавалась для удара по восточному побережью США. Но у человека — свои плана, а у истории — свои. Этим ракетам не удалось упасть на США, зато навсегда удалось унести человеческий прогресс в реальное космическое пространство.

2-я удача (первый искусственный спутник Земли).

4 октября 1957 г. запущен первый искусственный спутник Земли «Спутник-1». Второй страной, заимевшей искусственный спутник, стали США — это случилось 1 февраля 1958 года («Эксплорер-1»). Следующие страны — Великобритания, Канада и Италия запустили свои первые спутники в 1962-1964 годах (правда на американских ракетоносителях). Третьей страной, независимо выведшей первый спутник, стала Франция — 26 ноября 1965 года («Астерикс»). Позже на своих ракетах-носителях первые спутники запустили Япония (1970), Китай (1970) и Израиль (1988). Первые искусственные спутники Земли многих стран были разработаны и закуплены в СССР, США и Китае.

3-я удача (первое животное-космонавт).

3 ноября 1957 г. запущен второй искусственный спутник Земли «Спутник-2», впервые выведший в космос живое существо, — собаку Лайку. «Спутник-2» представлял собой конической формы капсулу 4-метровой высоты, с диаметром основания 2 метра, содержал несколько отсеков для научной аппаратуры, радиопередатчик, систему телеметрии, программный модуль, систему регенерации и контроля температуры кабины. Собака размещалась в отдельном опечатанном отсеке. Так вышло, что эксперимент с Лайкой получился очень коротким: из-за большой площади контейнер быстро перегрелся, и собака погибла уже на первых витках вокруг Земли.

4-я удача (первый искусственный спутник Солнца).

5-я удача (первый аппарат на Луне).

14 сентября 1959 г. — станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности вблизи кратеров Аристид, Архимед и Автолик, доставив вымпел с гербом СССР. Данный аппарат не имел собственной двигательной установки. Из научного оборудования на нём были установлены сцинтилляционные счётчики, счётчики Гейгера, магнитометры, детекторы микрометеоритов. Одним из основных научных достижений миссии было прямое измерение солнечного ветра.

6-я удача (первый человек в космосе).

12 апреля 1961 г. был совершён первый полёт человека в космос на корабле «Восток-1». На орбите Юрий Гагарин смог провести самые простые эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он обнаружил, что тот моментально начал уплывать вверх. До его полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в панике не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему необходимо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать. В момент приземления после катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что первый космонавт чуть не задохнулся. Второй опасностью для Гагарина могло стать попадание на парашюте в ледяную воду Волги (шел апрель месяц). Но Юрию помогла отличная предполётная подготовка — управляя стропами, он приземлился в 2 км от берега. Этот успешный эксперимент обессмертил имя Гагарина навсегда.

7-я удача (первый человек в открытом космосе).

18 марта 1965 г. совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из корабля «Восход-2». Скафандр «Беркут», использованный для первого выхода, был вентиляционного типа и расходовал примерно 30 литров кислорода в минуту при общем запасе в 1666 литров, рассчитанном на 30 минут пребывания космонавта в открытом космосе. Из-за разности давлений скафандр раздувался и сильно мешал движениям космонавта, что весьма затруднило Леонову возвращение на «Восход-2». Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду, а вне корабля — 12 минут 9 секунд. По итогам первого выхода был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе.

1 марта 1966 г. 960 кг станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. Это был первый в мире перелёт космического аппарата с Земли на другую планету. «Венера-3» летела в паре с «Венерой-2». Им не удалось передать данные о самой планете, однако были получены научные данные о космическом и околопланетном пространстве в год спокойного Солнца. Большой объем траекторных измерений представил собой большую ценность для изучения проблем сверхдальней связи и межпланетных перелетов. Были изучены магнитные поля, космические лучи, потоки заряженных частиц малых энергий, потоки солнечной плазмы и их энергетические спектры, а также космические радиоизлучения и микрометеоры. Станция «Венера-3» стала первым космическим аппаратом, достигшим поверхности другой планеты.

9-я удача (первый эксперимент с живыми растениями и существами).

15 сентября 1968 г. первое возвращение космического аппарата («Зонд-5») на Землю после облета Луны. На борту находились живые существа: черепахи, плодовые мухи, черви, растения, семена, бактерии. «Зонды 1-8» — серия космических аппаратов, запускавшихся в СССР с 1964 по 1970 годы. Программа пилотируемых полётов была свёрнута в связи с проигрышем США так называемой «лунной гонки». Аппараты «Зонд» (а также ряд других под названием «Космос») по советской программе облёта Луны в ходе «лунной гонки» производили отработку техники полётов к Луне с возвращением на Землю после баллистического облёта естественного спутника Земли. Самый последний аппарат в этой серии успешно облетел Луну, сфотографировал Луну и Землю, а также отработал вариант приземления со стороны северного полушария.

10-я удача (первые на Марсе). 27 ноября 1971 г. станция «Марс-2» впервые достигла поверхности Марса.

Вывод на траекторию полёта к Марсу был произведен с промежуточной орбиты искусственного спутника земли последней ступенью ракеты-носителя. Масса аппарата «Марс-2» составляла 4650 килограммов. В орбитальном отсеке аппарата находилась научная аппаратура, предназначенная для измерений в межпланетном пространстве, а также для изучения окрестностей Марса и самой планеты с орбиты искусственного спутника. Спускаемый аппарат «Марс-2» слишком резко вошел в марсианскую атмосферу, из-за чего не успел затормозить на этапе аэродинамического спуска. Аппарат, пройдя сквозь атмосферу планеты, разбился о поверхность Марса в Долине Нанеди в Земле Ксанфа (4°с.ш.; 47°з.д.), впервые в истории достигнув поверхности Марса. На борту «Марса-2» был закреплен вымпел Советского Союза.

Начиная с 1969-71 годов США рьяно подхватывают эстафету освоения космического пространства человеком и делают ряд немаловажных, однако все-таки не столь эпохальных шагов для истории космонавтики.
Первой серьезной акцией главных конкурентов СССР становится первая высадка человека на Луну в рамках лунной экспедиции корабля «Аполлон-11», доставившей на Землю и первые пробы лунного грунта, однако так ли это на самом деле, читайте на нашем фронт-проекте «Американцы никогда не летали на Луну!»
Несмотря на то, что СССР продолжал активно осваивать космос и в 1970-х (первый искусственный спутник Венеры в 1975 году и др.), уже начиная с 1981 года и, увы, по сей день лидерство в космонавтике удерживают США. И все же история, похоже, не стоит на месте — с 2000-х годов в космическую гонку активно вступили Китай, Индия и Япония. И, возможно, уже скоро по причине мощного экономического роста первенство в космонавтике перейдет в руки посткоммунистического Китая.

В 1957 году Советский Союз открыл человечеству путь в космос. С первого космодрома планеты успешно стартовала ракета С.П. Королёва Р-7. А 4 октября «семёрка» доставила на орбиту первый искусственный спутник Земли. В ноябре был запущен второй спутник с собакой Лайкой.

Автоматические межпланетные станции (АМС)

Ещё до появления человека в космосе советские исследователи мечтали о покорении других планет. К Венере и Марсу отправлялись автоматические межпланетные станции (АМС).

Учёные смогли получить немого информации о Венере. После ряда неудачных попыток в 1972 году АМС «Венера-8» спустилась на освещённую поверхность второй планеты и смогла провести исследования в условиях высокого давления и температуры. Следующие запуски аппаратов «Венера» также были успешными.

Исследования Марса были более перспективными, тем более С.П. Королёв давно мечтал о полёте человека на красную планету. Но экспедиции АМС на Марс постоянно преследовали неудачи.

Впервые для исследования Луны сконструировали АМС «Луна-1». В 1959 году она приблизилась к спутнику Земли, а затем сама стала первым рукотворным спутником Солнца. В том же году «Луна-3» сделала изображения обратной стороны Луны. В 1966 году «Луна-9» впервые отработала мягкую посадку на её поверхность. Аппарат передал панорамное изображение поверхности из Океана Бурь.

Пилотируемые полёты

Почти все ранние пилотируемые полёты СССР становились прорывом в освоении космоса.

12 апреля1961 года Юрий Гагарин стал первым космонавтом планеты. Корабль «Восток-1» совершил один виток вокруг Земли. Первый полёт человека продлился 108 минут, а в августе Герман Титов уже провёл более суток в космосе.

Следующим шагом стал запуск в космос двух кораблей «Восток». Точность вывода аппаратов была настолько высокой, что космонавты могли видеть друг друга. Расстояние между кораблями было всего 6 километров. Во втором таком же полёте в 1963 году была первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. За почти трое суток её корабль совершил 48 оборотов по земной орбите.

В 1964 году на орбиту вышел «Восход-1» уже с тремя космонавтами на борту. Экипаж теперь находился в корабле без скафандров.

В 1965 году на «Восходе-2» в космос отправились Алексей Леонов и Павел Беляев. Для этого полёта была разработана шлюзовая камера и скафандр «Беркут», Советский Союз готовился впервые в мире вывести человека в открытый космос; им стал Алексей Леонов.

Космонавт Анатолий Соловьёв совершил рекордное количество (16) выходов в открытый космос, проведя в нём в общей сумме 82 часа 21 минуту.

В 1984 году Светлана Савицкая стала первой женщиной-космонавтом, которая не просто вышла в космос, но и выполнила ряд задач.

Орбитальные станции

В июле 1965 года была успешно запущена ракета тяжёлого класса «Протон», которая могла доставлять на орбиту более массивные грузы. В 1971 году она вывела в космос первую в мире станцию «Салют-1». Стация имела один модуль и один стыковочный узел. В 1977 году заработала орбитальная станция второго поколения «Салют-6» с двумя стыковочными узлами.

Для сохранения здоровья во время длительного пребывания в космосе были разработаны комплекс физических упражнений, костюмы «Пингвин» и «Чибис».

В 1986 году заработала орбитальная станция третьего поколения «Мир», просуществовавшая в космосе до марта 2001 года. Она имела уже 6 стыковочных узлов. В 1995 году врач-космонавт Валерий Поляков провёл на ней 437 суток.

Проект «Энергия – Буран»

15 ноября1988 года состоялся единственный полёт орбитального корабля «Буран», самого сложного творения рук человека. Это был ответ американским шаттлам, но, несмотря на внешнее сходство, он отличался от них. Шаттлы взлетали в космос с помощью своих двигателей, «Буран» выводила в космос ракета «Энергия», работавшая на водородном топливе. С помощью «Энергии» можно было запускать тяжёлую орбитальную станцию.

Полёт «Бурана» проходил в автоматическом режиме. Пуск состоялся, несмотря на циклон и сильные порывы ветра. При возвращении корабль внезапно сменил курс и зашёл на второй виток, таким образом системы корабля откорректировали посадку с учётом погодных условий.