Фирсов конструктор танка т 34

Обновлено: 13.05.2024

Во всемирной паутине гуляют слухи, мол, вождь советского народа расстрелял конструктора Т-34. Однако про создателя этого в то время никто ничего не слышал. Хотя ,по неведомой причине, ныне каждый второй утверждает, что выдающегося инженера расстреляли по приказу Сталина.

В этой статье мы разберёмся в следующих вопросах:

За что был приговорён Фирсов Афанасий ?

Какое отношение он имел в советскому машиностроению?

Кто истинный конструктор Т-34?

Здесь мнение большинства расходится. Первые считают, что создатель легендарной машины - Михаил Ильич Кошкин, а вторые отдают свое предпочтение Фирсову Афанасию. Главная причина расхождения мнений - происхождение, воспитание, образование и рабочий опыт инженеров.

Фирсов Афанасий вышел из приличной семьи с десятком доходных домов. Обучение инженерному делу он прошёл в Германии и Швейцарском Цюрихе. Значительную часть своей жизни Афанасий прожил в Швейцарии, где некоторое время работал на заводе концерна Зульцер.

Во Время Первой Мировой войны Фирсов начал работать в России, где создавал дизельные моторы, которые устанавливали в царские подводные лодки. В тоже время Афанасий разрабатывал минные заградители.

В 1927 году инженер устроился на Никольский судостроительный завод, где был обвинён в антисоветских настроениях. Почему? Антисоветское настроение заключалось в том, что оннастаивал на закупке зарубежных инструментов, ведь советские, даже если и были, не подходили для работы, которую ему поручили.

Тут ,также мнения расходятся. По некоторым источникам, Фирсов намеренно требовал завоз иностранных инструментов, преследуя финансовую выгоду. Данное предположение основывается на том, что инженер до этого десятками выпускал дизельные двигатели, используя инструменты, которые предоставлял завод, а на этот раз не смог.

Лишь чудом Фирсов не попал в трудовой лагерь. Однако ему пришлось перевестись в Ленинград.

Некоторое время спустя, уже в Ленинграде, инженер был сослан в трудовой лагерь на 5 лет. Причина не изменялась. Но менее чем через год был перенаправлен в Харьковский танкостроительный завод, ибо людей ,на то время, с инженерным образованием не хватало.

Фирсов стал начальником танкового КБ( конструкторское бюро). Ему предстояло создать манёвренные танки для быстрого наступления. Ими стали БТ-5 и БТ-7 .

С задачей инженер справился плохо. Да, танки были быстрые, но ненадёжные. Большая часть была забракована, ломались коробки передач, вспыхивали моторы. В Москве говорили, что своим ходом БТ может доехать, только до ворот завода , в котором выпускался.

Изначально Афанасий был награждён Орденом Трудового Красного Знамени. Однако, вскоре после того, как творения инженера получили дурную славу, его сняли с должности начальника КБ.

Т-34 и Афанасий

Василий Васильев ,заслуженный танковый инженер, описывал в своих мемуарах, как Фирсов разрабатывал Т-34,а после уже Кошкин, лишь броню на "скелет" нацепил и в бой отправил, а себя истинным и единственным конструктором Т-34 прозвал.

В 1937 год Фирсов был расстрелян за сговор : намеренное конструирование танков, не годящихся для боевых действий.

В 1956 году он был реабилитирован, мол, стал невинной жертвой сталинских репрессий.

Т-34 и Михаил Кошкин

В 1934 году получил специальность " инженера-механика по конструированию автомобилей и тракторов " ( Забавно, тема дипломной работы, при его защите, стала "коробка передач среднего танка") .

В этом же году модернизировал Т-28 и Т-26 , переведя их на колёсно-гусеничный год.

В 1939 году участвовал в разработках А-20 и Т-32(А-32) , которые были предшественниками Т-34(А-34) .

Итоги

Странно, но Фирсова считают отцом т-34, хотя факты на лицо. Афанасий был расстрелян в 1937 в то время, как опытные образцы, которые хоть как-то напоминают Т-34 появились, только в 1939 году под руководством Кошкина.

Статья получилась неоднозначной, так как информации из разных источников противоречат друг другу.

Как вы думаете, врал ли Василий Васильев , или его слова правдивы?

Могут заинтересовать:

Спасибо за прочтение. Буду благодарен Вашей активности ( лайк , комментарий)

Конструктор Морозов: человек, чьи танки воюют на Донбассе

В советской военной промышленности есть много отечественных фамилий, известных всему миру и знаковых для различных видов вооружений: в стрелковых - это Калашников, в авиации - Микоян и Сухой, а в танкостроении - Александр Александрович Морозов, которому на этой неделе исполнилось бы 115 лет

Он родился 29 октября 1904 года в городе Бежица Брянского уезда Орловской губернии в семье рабочих. В 1914 году семья будущего конструктора переехала в Харьков, отец Александра получил работу на Харьковском паровозном заводе (ХПЗ). В разгар Гражданской войны 2 марта 1919 года после шести классов реального училища туда, в техническую контору, устроился работать и Александр. «Харьков темпам не изменил». Как создавался американский гигант сталинской индустриализации

«Харьков темпам не изменил». Как создавался американский гигант сталинской индустриализации

Хоть у него и не было высшего инженерного образования, с мая 1923 года младший Морозов стал чертежником-конструктором. Как раз в этот период времени завод получил заказ, предопределивший дальнейшую судьбу и предприятия, и самого Александра Александровича.

В начале 20-х годов стране требовались тракторы, особенно гусеничные. В 1922 году Тракторная комиссия при Госплане решила с помощью немецких инженеров освоить на ХПЗ выпуск лицензионных немецких WD Z 50 «Ханомаг». По ряду причин конструкцию машины требовалось кардинально переделать. Юный Саша Морозов принял участие в этой работе, набираясь опыта у зарубежных профессионалов.

В 1928 году, когда Морозов после двухлетней службы в армии вернулся на завод, здесь уже шло проектирование первого советского среднего танка Т-12. Проектные работы выполняли конструкторы ХПЗ, средний возраст которых не превышал 30 лет. Руководил ими Иван Никанорович Алексенко, ровесник Александра Морозова.

Сам Морозов включился в эту работу, одновременно заочно обучаясь в Московском автотракторном институте имени М. В. Ломоносова, который он закончил в 1931 году.

После Т-12, не устроившего военных, последовала разработка нового танка — Т-24. Но и он не соответствовал необходимым требованиям. Ноги от Кристи: как Харьков стал танковой кузницей

Ноги от Кристи: как Харьков стал танковой кузницей

В Москве не собирались ждать, пока отечественные конструкторы научатся работать. В 1930 году советская делегация закупила у американского инженера и предпринимателя Джона Кристи два танка М1931 (по советской маркировке — БТ-1) и лицензии на их производство, которое решили разместить на ХПЗ.

Алексенко отказался работать над иностранным танком, считая это непатриотичным, и уволился.

Его должность занял более опытный инженер Афанасий Осипович Фирсов, разрабатывавший дизельные двигатели еще при царе. В 1930 году его арестовали и осудили по обвинению во вредительстве, работа на ХПЗ заменила ему пять лет заключения. Для молодого харьковского коллектива конструкторов он стал настоящим учителем.

Последовала разработка машин линейки БТ: БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1935). Морозов занимался проектированием трансмиссии этих танков, конструированием их ходовой. Он специально окончил курсы командиров танка БТ, чтобы научиться видеть машину глазами «конечного потребителя». За время работы с Фирсовым Морозов стал ведущим конструктором, возглавил один из отделов КБ.

Летом 1936 года его наставника отстранили от должности за то, что на первых БТ-7 вышли из строя коробки передач. Фирсов и его подчинённые устранили ошибку, но он уже был обречён. Началась волна репрессий, которая лихорадила ХПЗ до самого начала войны. На заводе воцарилась нервная напряженная обстановка. День в истории. 19 декабря: Т-34 — рождение легенды

День в истории. 19 декабря: Т-34 — рождение легенды

Фирсова сменил присланный из Ленинграда Михаил Ильич Кошкин. Вскоре из Москвы прислали еще одного конструктора — военинженера 3-го ранга Адольфа Яковлевича Дика.

Опыт Испанской войны показал, что армии срочно нужны танки с противоснарядным бронированием. Группа Дика, в которую включили часть конструкторов завода, в том числе и Морозова, должна была такой танк разработать. Кошкин и другие конструкторы занимались дальнейшей модернизацией БТ. Возникшее двоевластие привело к конфликтам, взаимным обвинениям, срыву работ. КБ даже разделили на два отдельных, но дело все равно не продвигалось.

В конце концов в апреле 1938 года Дика арестовали и сослали в лагеря на 10 лет.

Разработку танка поручили Кошкину, его заместителем стал Морозов. Кроме колесно-гусеничной машины КБ поручили создать и чисто гусеничную версию танка — А-32.

В результате в марте 1940 года случилась известная история с танковым пробегом из Харькова в Москву двух прототипов А-34, в результате которого еще «сырой» танк под индексом Т-34 с бронированием в 45 мм приняли на вооружение, а Кошкин умер от воспаления лёгких. Танковый марафон Михаила Кошкина

Танковый марафон Михаила Кошкина

Главным конструктором завода №183 (так переименовали ХПЗ в конце 30-х) стал Морозов, под его руководством КБ доводило танк до запуска в серию.

Началась война. В сентябре 1941 года КБ завода выехало в Нижний Тагил где на базе местного Уралвагонзавода и эвакуированных с Украины предприятий создало одну из крупнейших танкопромышленных площадок страны.

КБ не прекращало работу, постоянно снижая себестоимость танка, повышая его технологичность, совершенствуя конструкцию. В 1942 году спроектировали новую, более просторную и удобную шестигранную башню, которую за форму иногда еще называют «гайкой».

Сталин лично курировал работу КБ и требовал от Морозова докладывать о результатах каждые три часа. От проходной до дома и обратно конструктора возил персональный автомобиль с телохранителем. Его плотно охраняли и вне завода. Для Александра Александровича, любившего природу, это вызывало большие неудобства.

День в истории. 23 января: 75 лет назад был принят на вооружение самый знаменитый советский танк

В 1943 году КБ под руководством Морозова создало новый танк Т-43. Его лобовое бронирование увеличилось с 45 до 75 мм, бортовое — с 45 до 60. Для прототипа разработали новую 3-местную башню. Если в Т-34 командир выполнял функции наводчика, то теперь он мог сконцентрироваться на командовании. Но новый танк в серию не пошел, так как это неизбежно бы привело к снижению количества поступающих на фронт машин.

В Москве приняли компромиссное решение. Так как 75% попаданий приходилось на башню, в серию пустили старый Т-34 с новой 3-х местной башней, в которую установили 85-мм пушку. Новый танк Т-34-85 начал поступать на фронт в начале 1944 года, отлично зарекомендовал себя, дошел до Берлина и стал символом Великой Отечественной войны. Всего промышленностью СССР, а позже — Польши и Чехословакии, было выпущено более 70 тысяч Т-34 и Т-34-85.

Конструкторские решения, найденные при создании Т-43, КБ Морозова реализовало в созданном в 1944 году среднем танке Т-44, но едва был налажен его выпуск, как КБ взялось за разработку нового танка Т-54, первый опытный образец которого закончили 30 января 1945 года.

Первоначально он задумывался как глубокая модификация предыдущей машины с индексом Т-44Б, но потом выяснилось, что конструкция получается совершенно другая. Танк получил новую башню со 100-мм пушкой, его лобовое бронирование корпуса довели до 120-мм, а башни — до 180. С 1947 года начался выпуск серийной машины, но вскоре из танковых частей посыпались жалобы. Их учли, внесли коррективы, и с ноября 1949 года в серию пошел Т-54-2, который в 1951 году получил полусферическую башню, ставшую характерной особенностью всех советских танков.

«Сталинская кувалда»: уральский танк, созданный украинскими конструкторами

Одновременно КБ разрабатывало и другие проекты, которые в серию не пошли.

Морозова волновала идея сохранения жизни советских танкистов. Задолго до израильтян, реализовавших эту идею в «Меркаве», он задумался о перенесении двигателя, трансмиссии и топливных баков в переднее отделение танка, чтобы они прикрывали экипаж. Но Сталину прототип довольно дорогого танка А-44 не понравился. Кроме того, уровень развития электроники не позволял при такой компоновке обеспечить механику и водителю достаточный обзор.

Осенью 1951 года дали о себе знать довоенные переживания и десятилетие работы на запредельных режимах. Морозов слег с тяжелой формой язвы желудка. Его срочно доставили в Москву, в Кремлевской клинике сделали операцию. Конструктор давно просил Сталина разрешить вернуться в Харьков, болезнь стала поводом удовлетворить эту просьбу.

Вся «старая гвардия», эвакуировавшаяся из Харькова в 41-м, спустя десятилетие вернулась домой. Это событие коренным образом повлияло на дальнейшее развитие советского и российского танкостроения.

Оставшееся в Нижнем Тагиле КБ задумывалось как вспомогательное, которое должно было доводить проекты, разработанные в Харькове. Однако администрация завода не хотела с этим мириться. Изготовление новой модели танка приносило предприятию множество благ. Стоимость машины старались посильнее «задрать», так как потом при серийном выпуске от конструкторов и технологов требовали ежегодно уменьшать себестоимость на 15%. Новая модель обеспечивала заводу несколько лет беззаботной жизни, прибыль можно было пускать на премии и благоустройство предприятия. Но если ты занимаешься только модернизациями, откуда взяться премиям?

Началось так называемое противостояние «южных» (харьковчан) и «северных» (нижнетагильцев и ленинградцев). Исход был предопределен, так как после смерти Сталина последним благоволил Дмитрий Федорович Устинов — председатель Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. Николай Духов: от танка «КВ» до ядерной бомбы

Николай Духов: от танка «КВ» до ядерной бомбы

Уральцы продавили решение, чтобы модернизацию танка Т-54 заводу «засчитали» как новый танк — Т-55. Во многих зарубежных изданиях эти модели часто так и указывают Т-54/55.

Затем, в то время как в Харькове разрабатывали принципиально новый танк, который можно было с полным правом назвать основным, то есть сочетающим высокую огневую мощь с защищённостью и подвижностью, в Нижнем Тагиле к 1961 году сделали еще одну глубокую модернизацию, получившую индекс Т-62. Танк получил 115-мм гладкоствольную пушку, а спустя какое-то время и автомат заряжания, но прорывные решения в нем реализованы не были.

Морозов считал такую деятельность разбазариванием денег. Вместо того чтобы выдержать паузу и сразу дать армии прорывную модель, которую не надо будет через несколько лет заменять на новую, государство платило за разработку машины, которую вскоре придется снять с производства.

Наконец после целого ряда неудачных испытаний в 1966 году на вооружение был принят танк Т-64А.

Его появление сделало ненужными как класс тяжелые танки, потому что использование композитной брони позволило получить уровень защиты, идентичный стальному эквиваленту в 450 мм. Танк получил 125-мм пушку с автоматом заряжания и новейший многотопливный оппозитный танковый двигатель 5ТДФ, задержка в разработке которого и затормозила проект. От модернизированного В-2, стоявшего ещё на КВ, Т-34, Т-55, Т-62 (и стоящего на Т-72 и Т-90), он отличается в первую очередь компактностью, а это уменьшало забронированный объем и массу танка. При рабочем объеме 13,6 литра в форсированной версии дизель развивал мощность более 1000 л.с., что в то время было превосходным результатом. День в истории. 8 апреля: к власти в СССР пришел днепропетровский клан

День в истории. 8 апреля: к власти в СССР пришел днепропетровский клан

Танк приняли на вооружение, а Уралвагонзаводу поручили разработать мобилизационную версию танка. 5ТДФ получился довольно дорогим, в Москве хотели сделать версию Т-64А с более дешевым проверенным дизелем В-2 (в модификации В-46).

Но нижнетагильцы пошли по другому пути, они разработали совершенно другой проект — танк Т-72, принципиально ничем не отличавшийся от Т-64А и, как считал Морозов, позаимствовавший идеи его создателей. Спустя несколько лет то же самое сделало танковое СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде, так появился на свет Т-80.

Александр Александрович такого хозяйствования не понимал. Он записал в дневнике:

«…вся эта «смесь» машин (Т-64А, Т-80, Т-72, «Кобра») будут довольно длительное время находиться на эксплуатации в войсках, усугубляя этим всю сложность эксплуатации разных типов машин, сохраняя при этом производство и отпуск какой-то части их узлов и деталей для обеспечения нужд эксплуатации и ремонта. Всё это будет продолжаться в течение следующего 5-летия, а может и 10-летия, то есть до 1990 года. Получается далеко неприглядная картина очень непродуктивной, дорогой и длительной по времени работы заводов по перестройке производства и малым поступлением новых машин в войска».

К его мнению в Москве не прислушались, в результате мысли его оказались пророческими, только со сроками он ошибся… эта ситуация сохраняется до сих пор. Status Quo: Топ-10 харьковских машин

Status Quo: Топ-10 харьковских машин

В 70-е КБ Морозова совершенствовало Т-64А и собирало наработки для проектирования нового танка, которому планировалось присвоить индекс Т-74. Александр Александрович опять вернулся к идее экранирования танкистов двигателем. Кроме того, он планировал полностью автоматизировать башню, благодаря чему сократить экипаж до двух человек, переместить их вместе с боезапасом в корпус, благодаря чему уменьшить поражаемый силуэт башни до минимума.

Ничего не напоминает? За 40 лет до танка Т-14 «Армата» в Харькове начали разрабатывать его концепцию.

Однако харьковчанам ресурсы на новый проект не выделили. Раздосадованный ситуацией, на которую он не может повлиять, 28 мая 1976 года Морозов ушёл с поста главного конструктора завода, а через три года, 14 июня 1979 года, его не стало.

С 1966 года уже прошло больше половины столетия, но Т-64 в новых модификациях по-прежнему остается танком, отвечающим реалиям современной войны.

Только вот конструировали его для защиты своих соотечественников, а он теперь на Донбассе этих самых соотечественников убивает, причем убивает по обе стороны фронта. Такое его создателю не могло присниться и в самом страшном сне.

И все-таки хочется еще раз восхититься, насколько иногда отечественная инженерная мысль опережала свое время, и еще раз помянуть талантливейшего харьковского инженера Александра Александровича Морозова.

«Ничего о Кошкине рассказать не можем». Как был расстрелян и забыт «дедушка» танка Т-34

Вокруг вопроса, кого считать создателем Т-34 давно ведётся множество споров. Машина подобной сложности - творение коллективное, а здесь «туману» ещё добавляют и массовые репрессии, в условиях которых создавался танк, и послевоенное молчание тех, кто выжил. Единственное, они утверждали, что, если бы не этот человек - «тридцатьчетвёрки» бы не было.

25 апреля в 1883 года в городе Бердянске Таврической губернии в семье местного многодетного купца Осипа Фирсова (всего у него родилось 14 детей) появился сын Афанасий. Предприниматель держал несколько магазинов, являлся владельцем восьми домов, так что он мог позволить дать своим детям пристойное образование. День в истории. 4 марта: 150 лет назад на Лазурном берегу родился один из отцов советской танковой мощи

День в истории. 4 марта: 150 лет назад на Лазурном берегу родился один из отцов советской танковой мощи

Афанасий закончил железнодорожное училище после чего отправился в Митвайд (Германия), где закончил своё среднее-специальное образование в технической школе. «Вышку» он получал в Швейцарии в политехническом институте Цюриха. Опыт первой работы молодой Фирсов приобрёл в той же стране в компании «Зульцер», занимавшейся выплавкой чугуна и стали, а также производством насосов и холодильного оборудования.

В то время подобное образование и опыт работы обеспечивали большое уважение в обществе и немалый достаток. Афанасий довольно рано женился на своей избраннице Людмиле Харитоновне Литвиненко. Уже в 1905 году у пары появился первенец — Олег, а через три года, второй сын — Игорь. Младшая дочь — Ольга, родилась в 1911-м.

В 1914 году началась Первая мировая война.

Фирсовы решили не отсиживаться за рубежом, когда Родина в опасности, и отправились домой, минуя воюющую Европу, кружным путём через Архангельск. Афанасий Осипович устроился работать на передовое предприятие отечественного машиностроения — Коломенский завод, где успешно трудился над созданием дизельных движителей для подводных лодок.

Весной 1916-го перешёл на завод «Теплоход» в Нижнем Новгороде — там строились минные заградители. Революцию и Гражданскую войну Фирсовы встретили в этом городе.

Афанасий Осипович с октября 1917 года в течении пяти трагичных для страны лет возглавлял в Нижнем губернское управление профобразования. Когда страна стала переходить на мирные рельсы и началось восстановление её промышленности, опыт и знания заслуженного инженера вновь стали востребованными. Россия – родина слонов и танков

Россия – родина слонов и танков

Следующие пять лет — с 1922 года по 1927-й — он работал главным механиком на нижегородском заводе «Красная Этна», производившем крепёж и метизы, затем в 1927 году Фирсовы перебрались в Николаев, где отец семейства три года проработал на Николаевском судостроительном заводе им. Андре Марти.

К тому времени подрос и получил образование старший сын Олег, вслед за отцом он стал разрабатывать дизельные двигатели (таких специалистов в то время называли «дизелистами»). Затем семья отправилась в Ленинград, где мужская её часть устроилась на работу на завод «Русский дизель». Домочадцы Афанасия Осиповича так и остались жить в этом городе, но не он сам — ему судьба подготовила тяжелейшие испытания, благодаря которым, он и вошёл в мировую историю танкостроения.

В начале 30-х годов по СССР прокатилась первая волна репрессий среди военных и интеллигенции. Одной из её жертв стал Фирсов — за участие во «вредительской группе» его 23 июня 1930 года приговорили к заключению в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ) сроком на 5 лет.

Однако страна испытывала жесточайший инженерный кадровый голод, отправлять подобного человека в Сибирь валить лес для неё было непозволительным расточительством. Поэтому 18 сентября 1931 года объединённая коллегия ОГПУ пересмотрела его дело № 101032 и заменила «лагеря» работой на Харьковском паровозном заводе им. Коминтерна (ХПЗ). Именно этому предприятию, вместе с легендарным челябинским Танкоградом в годы войны предстояло стать главным производителем советских танков.

Но в 1931-м году на это ещё не было и намёка. Наоборот, на заводе сложилась нездоровая обстановка, которая требует отдельного описания. «Харьков темпам не изменил». Как создавался американский гигант сталинской индустриализации

«Харьков темпам не изменил». Как создавался американский гигант сталинской индустриализации

Будущий танковый профиль предприятия, которое до Революции выпускало вполне себе мирную продукцию, определил возникший на нём в 1912- году «тепловой отдел», два года спустя разросшийся в «тепловой цех» — в нём разрабатывали и производили так милые сердцу Афанасия Осиповича дизели.

В мае 1923 года на заводе начались работы по переделке под советские реалии купленного в Германии по лицензии гусеничного трактора «Ганомаг» WD-50.

В апреле следующего года эта работа успешно завершилась, получившаяся машина стала называться на советский лад — «Коммунаром». Её двигатель вместо бензина, с которым в молодой советской стране были огромные проблемы, работал на керосине. Увеличение габаритов силовой установки потребовало полностью перепроектировать всю конструкцию машины. По тоё же причине все детали, выполненные в оригинале из цветных металлов, заменили чугунными. Раму усилили, так как немцы проектировали свой трактор для эксплуатации в более щадящих условиях (более лёгкие грунты и опытные трактористы), чем те, что существовали в советских реалиях.

Так харьковские конструкторы получили первый опыт проектирования гусеничной техники.

Этот успех повлёк к получению на заводе в декабре 1927 года госзаказа на разработку первого в стране среднего танка собственной конструкции — Т-12. Тогда же на ХПЗ сформировали специализированную конструкторскую танковую группу, которую возглавил Иван Никанорович Алексенко — молодой и талантливый конструктор. Однако разработать танк значительно сложнее, чем трактор.

Испытания Т-12 начались только 2 апреля 1930 года и закончились полным провалом — танк прошёл по грунту всего 2 км, у него сломалась трансмиссия, а двигатель успел проработать 33 минуты. Ноги от Кристи: как Харьков стал танковой кузницей

Ноги от Кристи: как Харьков стал танковой кузницей

Завод получил от заказчика уточняющие параметры машины, которая получила новый индекс — Т-24. На июльских испытаниях 1930 года, как раз, когда Фирсов «отдыхал» в ИТЛ, у танка загорелся двигатель, его спас механик-водитель Владимиров — единственный, кто не растерялся и погасил пожар.

В августе 1931 года ХПЗ получил заказ на производство первых 300 бронированных машин, но вскоре их выпуск остановили (всего харьковчане успели сделать 25 Т-24), что повлекло нешуточный конфликт.

Параллельно с разработкой на советских предприятиях танков собственной конструкций, которая шла очень медленно и с большими сложностями, советское руководство рассматривало целесообразность запуска лицензионного производства иностранных моделей. Предполагалось, что дешевле и быстрее использовать западный конструкторский опыт, чем набивать «шишки», приобретая собственный.

В капстранах бушевала «Великая депрессия», западные танковые компании испытывали огромные финансовые трудности, а потому лицензионную бронетехнику можно было прибрести даже у таких ярых противников СССР, как США и Англия.

В середине 1930 года, перебив сделку полякам, Советский Союз купил у американского инженера-предпринимателя Джона Уолтера Кристи два танка его конструкции «М1931» и права на их изготовление. Машины прибыли в СССР весной следующего года, но без башен и инженеров, необходимых для запуска производства. В результате сделка оказалась до конца незавершённой. Американский «трактор» с харьковской пропиской

Американский «трактор» с харьковской пропиской

В июне 1931 года ХПЗ получил госзаказ на разработку на базе полученных танковых шасси собственной машины — начались работы над созданием танка БТ (быстрого танка), который в феврале 1933 года получил индекс БТ-2.

Работа шла тяжело, со «скрипом». Долгое время танки, выехав за территорию завода, останавливались как вкопанные, не достигнув заводского свинарника. Этот злосчастный свинарник стал предметом насмешек и злых шуток, о нём не раз вспоминали на оперативных совещаниях у директора завода, в разговорах специалистов и даже в кабинетах Главного броневого управления Наркомата обороны СССР. Когда БТ, наконец, удалось благополучно миновать свинарник, на всех уровнях это восприняли, как знаменательное событие.

Программа производства 1931-го года оказалась сорванной — к 1 ноября вместо шести машин сделали только три, и то на ноябрьском параде один из танков загорелся, а два остальных из центра Харькова своим ходом до ХПЗ добраться не смогли.

Руководитель танкового КБ — Т2К — конструктор Алексеенко в знак протеста против отказа от Т-24 уволился. Руководителя работ над «американцем» военного инженера 2-го ранга Николая Михайловича Тоскина за срыв работ отозвали в Москву. Директор завода Иван Петрович Бондаренко хоть и продолжал работать, но обратился в Москву с официальным протестом.

В таких вот непростых условиях и прибыл Афанасий Осипович в Харьков. 6 декабря 1931 года он возглавил танковое конструкторское бюро… и работа пошла.

В 1932 году на ХПЗ было изготовлено 396, а в 1933 году — ещё 224 БТ-2. В 1932 году на базе старой модели конструкторы создали новый более совершенный танк — БТ-5. В 1935 году появился БТ-7. Эти машины, которые могли перемещаться и на гусеничном ходу (макс. скорость 50 км/ч), и на колёсном (70 км/ч), называли прыгающими танками. Разогнавшись и прыгнув с обрыва или специального трамплина танк мог пролететь по воздуху 20-30 метров. Абсолютный рекорд — 42 метра. Конструктор Морозов: человек, чьи танки воюют на Донбассе

Конструктор Морозов: человек, чьи танки воюют на Донбассе

Фактически с приходом Фирсова на ХПЗ начались работы над различными агрегатами и конструкторскими решениями, многие из которых позже органично вошли в конструкцию Т-34. Главным из них стал танковый дизель В-2, который в модернизированном виде до сих пор стоит на современнейших российских машинах Т-72 и Т-90 последних модификаций.

А началось всё в октябре 1932 года, когда ХПЗ получил заказ на изготовление 12-цилиндрового дизеля БД-2 («быстроходного дизеля») мощностью 400 л. с. при 1700 об/мин с удельным расходом топлива 180-190 г/л. с. в час в танковом и авиационном вариантах. Первый БД-2 харьковчане показали руководству страны в конце 1934 года, за что завод 27 марта 1935 года наградили орденом Ленина.

Главный конструктор ХПЗ по дизельному двигателю Константин Фёдорович Челпан утверждал, что значительный вклад в его разработку внёс именно Фирсов.

В своей рукописи «Воспоминание о танкостроителях и дизелестроителях» стоявший у истоков создания двигателя танка Т-34 Василий Никитич Васильев вспоминал:

«Официальная советская историография связывает создание знаменитого танка Т-34 исключительно с именем главного конструктора Михаила Кошкина, сменившего в декабре 1936 года репрессированного Афанасия Фирсова. Но основы для создания Т-34, его первичный технический облик, основные боевые характеристики были заложены ещё при Фирсове.

Уже в конце 1935 г. на столе главного конструктора лежали проработанные эскизы принципиально нового танка: противоснарядное бронирование с большими углами наклона, длинноствольная 76,2 мм пушка, дизельный двигатель В-2, масса до 30 т…

Ближайшими помощниками Фирсова в этих разработках были Александр Морозов и Михаил Таршинов. Такая же коллизия имела место и при создании знаменитого дизеля В-2, который до сих пор применяется на современных танках. Первопроходец — Константин Челпан, его преемник — Иван Трашутин». Танковый марафон Михаила Кошкина

Танковый марафон Михаила Кошкина

В 1935 году проводились большие Киевские манёвры, которые выявили у танков БТ большое количество недочётов в работе. К лету 1936 года войска получили 687 новых танков БТ-7, на которые массово выходили из строя коробки передач. Представитель военной приёмки Автобронетанковго управления РККА на заводе № 183 (так стал к тому времени называться ХПЗ) прекратил приёмку готовых машин и в своём отчёте назвал БТ-7 (который потом отлично показал себя в Испании) «вредительским танком».

Ну а кто мог в первую очередь вредить советской власти? Конечно, купеческий сынок и бывший з/к Фирсов — летом 1936 года его отстранили от руководства КБ.

Тем не менее Афанасий Осипович продолжал бороться за танк, что фактически в его условиях превратилось в борьбу за жизнь. В короткие сроки была разработана и ушла в производство значительно более надёжная новая коробка передач.

Под руководством Фирсова её сконструировал Александр Александрович Морозов — будущий главный конструктор завода № 183 в самые тяжёлые и решающие для страны военные годы, создатель танков Т-34-85, Т-44, Т-54, Т-64 и других — абсолютный мировой рекордсмен по производству танков его конструкции. Всю свою жизнь Морозов считал Фирсова своим учителем.

Фирсов проектирует установку на БТ-7 огнемёта и дымовых приборов, лично встречает и вводит в курс дела нового руководителя танкового КБ Михаила Ильича Кошкина — официально признанного создателя танка Т-34… День в истории. 19 декабря: Т-34 — рождение легенды

День в истории. 19 декабря: Т-34 — рождение легенды

Ничего не помогло. 14 марта 1937 года Афанасия Осиповича арестовали, как члена вредительской организации и военной коллегией Верховного Суда СССР 10 декабря того же года приговорили к высшей мере наказания с конфискацией имущества. Расстреляли заслуженного конструктора в тот же день. Место его захоронения неизвестно.

Спустя 20 лет 12 июля 1957 года Афанасия Осиповича реабилитировали за отсутствием состава преступления. До конца 1980-х годов имя Афанасия Осиповича в печати и исследовательских работах не упоминалось. Ситуация изменилась, начиная с 00-х, когда личность выдающегося инженера и его вклад в отечественное танкостроение получили широкую известность.

Но это было потом, а в конце 30-х после ареста Фирсова на заводе начался вал репрессий, вызванный тем, что медленно шла разработка новых машин, а уже имевшиеся ломались. То, что у рабочих пока была низкая дисциплина производства, а танки настолько сложные изделия, что быстро и без проблем их создавать практически невозможно, никто брать в расчёт не хотел.

Был расстрелян создатель дизеля В-2 К. Ф. Челпан. Вместе с ним НКВД арестовывало и рядовых конструкторов-«дизелистов»: заместителя Челпана И. Я. Трашутина (которому удалось избежать гибели — в феврале 1939 года его освободили), Г. И. Аптекмана, М. Б. Левитана, З. Б. Гуртового (этих специалистов расстреляли), главного инженера ХПЗ Ф. И. Ляща, главного металлурга А. М. Метанцева и многих других.

25 мая 1938 года очутился на нарах и вскоре был расстрелян директор ХПЗ И. П. Бондаренко. На 10 лет «присел» на нары первый разработчик прототипа Т-34 военинженер 3-го ранга А. Я. Дик.

Власти объявили официальным создателем танка Т-34 И. И. Кошкина. У учеников Фирсова было своё мнение о вкладе в создание танка Т-34 различных харьковских инженеров. Сменивший А. А. Морозова в 1953 году на должности генерального конструктора завода №183 в Нижнем Тагиле конструктор Леонид Николаевич Карцев вспоминал: День в истории. 23 января: 75 лет назад был принят на вооружение самый знаменитый советский танк

День в истории. 23 января: 75 лет назад был принят на вооружение самый знаменитый советский танк

«После…письма [с просьбой Карцева увековечить память о Кошкине — Прим. автора] в Нижний Тагил приехал корреспондент «Комсомольской правды»,… и опросил всех бывших харьковчан….После Нижнего Тагила корреспондент поехал в Харьков. Когда он пришел к Морозову, тот сказал ему: "Ни я, ни кто-либо из моих сотрудников ничего о Кошкине рассказать не можем"».

Но о Фирсове харьковчане тоже продолжали молчать.

По стопам Афанасия Осиповича пошёл его сын Олег. Он стал главным конструктором Ленинградского судостроительного завода, а в 60-х получил Государственную премию СССР. Младший сын Игорь в первые дни войны ушёл на фронт добровольцем и погиб. Дочь Ольга навсегда вписала свою фамилию и фамилию отца, от которой не отказалась после его ареста и не сменила после замужества, в историю Ленинграда. Она лично и бригада альпинистов под её руководством маскировала шпиль Адмиралтейства во время вражеских налётов. Половина альпинистов погибла.

Так созидательный дух Афанасия Осиповича передался и его ученикам, и детям, которые сделали для развития страны огромный вклад, который продолжает служить ей и оберегать её от внешних врагов до сих пор/

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Афанасий Фирсов, один из создателей танка Т-34. В благодарность расстрелян Сталиным

Один из создателей Т-34 конструктор В. Н. Васильев вспоминал: "…основы для создания Т-34, его первичный технический облик, основные боевые характеристики были заложены ещё при Фирсове. Уже в конце 1935 г. на столе главного конструктора лежали проработанные эскизы принципиально нового танка: противоснарядное бронирование с большими углами наклона, длинноствольная 76,2-мм пушка, дизельный двигатель В-2 (индекс, впоследствии присвоенный БД-2 – прим. автора), масса до 30 т…".

Официальная советская историография связывала создание знаменитого танка исключительно с именем главного конструктора Михаила Кошкина. Конечно же, он немало поработал над лучшим танком войны, но отцом “Т-34” по праву является Афанасий Фирсов, которого в декабре 1936 года сменил Кошкин. Ведь основы “Т-34”, его первичный технический облик и основные боевые характеристики были заложены еще при Фирсове. Уже в конце 1935-го на столе конструктора лежали проработанные эскизы принципиально нового танка: противоснарядное бронирование с большими углами наклона, длинноствольная 76,2 мм пушка, дизельный двигатель В-2, масса до 30 тонн. Кстати, такая же историческая коллизия имела место и в отношении знаменитого дизеля В-2, который до сих пор применяется на уже современных танках: на самом деле его творцами являются Фирсов и Константин Челпан, а Иван Трашутин уже заканчивал почти готовую разработку расстрелянных коллег.

Афанасий Фирсов родился в 1883 году в Бердянске в многодетной семье (14 детей) бердянского купца Осипа Фирсова, владевшего 8 домами и несколькими магазинами. Афанасий окончил железнодорожное училище и продолжил образование за границей в высшей технической школе в Митвайде (Германия), а затем в политехническом институте в Цюрихе (Швейцария). Работал на заводе “Зульцер”. С началом первой мировой войны вернулся в Россию, где разрабатывал дизель для подводных лодок на Коломенском машиностроительном заводе в Архангельске. Затем весной 1916 года перешёл на работу на завод “Теплоход” под Нижним Новгородом, где создавались минные заградители.

С октября 1917 года в течение пяти лет Афанасий Фирсов был начальником губернского управления профессионального образования, позже выходца из купеческой семьи трудоустроили на 5 лет главным механиком на нижегородском заводе “Красная Этна”, после чего он перевелся на Николаевский судостроительный завод имени Андре Марти. А в 1930 году Фирсов поступил на ленинградский завод “Русский дизель”, где сразу же был обвинен в участии во вредительской группе и арестован. Дали всего 5 лет концлагеря.

Но 18 сентября 1931 года коллегия Объединенного государственного политического управления приняла решение о переводе инженера Фирсова из концлагеря на работу на Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (ныне имени Малышева), где в это время активно разворачивал свою деятельность один из центров советского танкостроения. Из мест заключения Фирсова переводят руководителем секретного танкового КБ по причине непростой ситуации, сложившейся на ХПЗ: уход предыдущего руководителя КБ И. Н. Алексенко, отзыв в Москву военного инженера 2-го ранга Н. М. Тоскина и отсутствие адекватной замены вынудили руководство НКВД вспомнить о конструкторе.

6 декабря 1931-го Афанасий Осипович возглавил специальное конструкторское бюро машиностроения. Под его руководством и тотальным присмотром НКВД молодые советские инженеры реализовали свои творческие находки в быстроходных легких танках БТ-5 и БТ-7. Фирсов лично внес большой вклад в разработку четырехтактного, 12-цилиндрового V-образного быстроходного дизеля мощностью 400 лошадиных сил. С его появлением начался процесс оснащения отечественных танков дизельными двигателями. Параллельно Афанасий Фирсов спроектировал средний “Т-34”, ближайшими его помощниками в этих разработках были Александр Морозов и Михаил Таршинов.

В Харькове работу над проектом, первоначально названным БД-2 ("быстроходный дизель"), начали в октябре 1932, а закончили к февралю 1933 года. Один из создателей этого двигателя конструктор По свидетельству руководителя дизельного отдела Константина Челпана (расстрелян в 1938 году), А. О. Фирсов внёс большой вклад в разработку четырёхтактного 12-цилиндрового V-образного быстроходного дизеля мощностью 400 л.с. С его появлением начался процесс оснащения отечественных танков дизельными двигателями. Проект двигателя не утверждался в УММ и Научно-танковом комитете Наркомата обороны, но высшее руководство внимательно следило за ходом работ – так, глава УММ комкор И. А. Халепский специально приезжал на ХПЗ, чтобы посмотреть на перспективный дизель, а Сталин вызывал в Москву директора завода И. П. Бондаренко, чтобы тот доложил о продвижении работ над прототипом.

Первый БД-2 харьковчане показали руководству страны в конце 1934 года, за что завод 27 марта 1935 года наградили орденом Ленина. Этот же орден вручили И. П. Бондаренко, главному конструктору ХПЗ по машиностроению К. Ф. Челпану и начальнику КБ по дизельному двигателю Я. Е. Вихману.

Во второй половине 1936 года ХПЗ имени Коминтерна был переименован в завод №183. Внутри предприятия ввели цифровую индексацию служб, а танковому КБ Т2К присвоили индекс КБ-190.

В этот период времени главный танковый конструктор ХПЗ Фирсов начал задумываться о создании кардинально нового танка. Один из создателей Т-34 конструктор В. Н. Васильев вспоминал: "…основы для создания Т-34, его первичный технический облик, основные боевые характеристики были заложены ещё при Фирсове. Уже в конце 1935 г. на столе главного конструктора лежали проработанные эскизы принципиально нового танка: противоснарядное бронирование с большими углами наклона, длинноствольная 76,2-мм пушка, дизельный двигатель В-2 (индекс, впоследствии присвоенный БД-2 – прим. автора), масса до 30 т…".

Однако воплотить эти идеи в жизнь конструктору-арестанту было не суждено. Вслед за наградами на ХПЗ обрушились репрессии. К лету 1936 года в войска были поставлены 687 танков БТ-7, на которые массово начали приходить акты-рекламации о выходе из строя коробок передач, в результате проведенных больших военных манёвров лета-осени 1936 года, которые выявили низкое качество танков, поступивших на вооружение Красной армии.

Представители военной приемки РККА на заводе № 183 прекратили приём готовых машин: БТ-7 в открытую называли “вредительским танком”. Коробка передач действительно имела недостатки. Но ведь никто не застрахован от ошибок, особенно в условиях стахановской спешки. Во-вторых, тогда почему-то считалось, что легкие танки обязательно должны прыгать, и именно эти прыжки как раз и выводили из строя коробки передач. В конце концов, Сталин на одном из совещаний негромко спросил: “А не многовато ли поломок в коробках скоростей?” Судьба вредительского конструктора буржуазного происхождения была решена.
Но он продолжал активную работу. В короткие сроки были рассмотрены несколько решений новой коробки передач, из которых в производство ушла конструкция, разработанная Морозовым под руководством Фирсова. Он еще успел спроектировать установку огнемета и дымовых приборов на танк. А также лично встретил и ввел в курс дел нового руководителя КБ М. И. Кошкина.

В середине 1937 года Афанасий Осипович был вновь арестован и отправлен в тюрьму вместе с группой “вредителей” из числа работников завода во главе с его директором. Расстрелян без суда и следствия в 1937-м. Реабилитирован в 1956 году “за отсутствием состава преступления”.

фирсовтанк.jpg

Фирсов был женат на Людмиле Харитоновне, имел троих детей: Олега, Игоря и Ольгу. Дочка родилась 28 июня 1911 года в Швейцарии. Когда в конце 1930-х Афанасия Осиповича объявили врагом народа, Ольга от фамилии отца не отказалась и даже не поменяла ее, когда вышла замуж. Именно она в 1941-м маскировала шпиль Адмиралтейства в Ленинграде от налетов немецкой авиации. Ольга Афанасьевна Фирсова умерла на 95-ом году жизни 10 ноября 2005 года в Берлине, похоронена в Санкт-Петербурге. Старший сын, Игорь, с первых дней Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт и погиб под Ленинградом. Олег Афанасьевич Фирсов стал главным конструктором судостроительного завода в Ленинграде и лауреатом Государственной премии СССР.

Немного о других сотрудниках конструкторского отдела.

"Закручивание гаек" на ХПЗ одним увольнением Фирсова не ограничилось. Для доработки двигателя БД-2 в 1937 году на завод из Москвы направили специальную комиссию. Она же должна была определить причины появления некачественной продукции. По результатам работы комиссии несколько позже в Харьков из Москвы прибыла целая группа "дизелистов". Приезжие специалисты обнаружили в конструкции двигателя неравномерное распределение нагрузки на подшипники коленчатого вала, что приводило к повышенной вибрации корпуса и быстрому выходу силовой установки из строя. Кроме того, качество исполнения составляющих в металле было крайне низким – внутри сломавшихся БД-2 обнаруживались задиры в цилиндрах и на деталях, а также металлическая стружка. В результате моторесурс двигателей оказался очень малым, а некоторые экземпляры выходили из строя всего через 10–15 часов работы.

С помощью московских и ленинградских специалистов БД-2 (индекс был изменен на В-2) доработали, внеся в него до двух тысяч различных изменений. В то же время Челпана отстранили от работы над двигателем. В середине 1937 года НКВД во второй раз арестовал Фирсова, после чего его расстреляли. В декабре 1937 года оказался за решёткой арестованный по сфабрикованному "греческому делу" Челпан – его приговорили к «высшей мере» и привели приговор в исполнение 11 марта 1938 года в харьковской тюрьме.


К.Ф. Челпан

Вместе с руководителями органы НКВД арестовывали и рядовых конструкторов-"дизелистов": заместителя Челпана И. Я. Трашутина (которому удалось избежать гибели – в феврале 1939 года его освободили), Г. И. Аптекмана, М. Б. Левитана, З. Б. Гуртового (этих специалистов расстреляли), главного инженера ХПЗ Ф. И. Ляща, главного металлурга А. М. Метанцева и многих других. 25 мая 1938 года очутился на нарах и вскоре был расстрелян директор ХПЗ И. П. Бондаренко, вместо него к руководству предприятием приступил Ю. Е. Максарёв. На фоне этих арестов, тотальной деморализации инженеров завода, доносов, взаимных подозрений и шёл процесс разработки нового танка.

Для усиления и пополнения конструкторского состава завода №183 в июне 1937 года в его КБ направили адъюнкта московской Военной академии механизации и моторизации (ВАММ) имени Сталина военинженера 3-го ранга А. Я. Дика. Ему подчинили часть инженеров, и в бюро воцарилось двоевластие, которое ничем хорошим закончиться не могло. В этот период проектанты работали над внесением изменений в конструкцию БТ-7 (модель БТ-7-2000), над его модернизированной версией БТ-7-Б-ИС и разрабатывали кардинально новый танк БТ-9. Последний должен был отличаться от БТ-7 наличием шести ведущих колёс, дизель-мотором, конической башней с 45- или 76-мм пушкой и наклонной бронёй. Кошкин и Дик обвиняли друг друга в неправильных инженерных решениях, в срыве, а иногда и прямом саботаже работ. Количество взаимных претензий у конструкторов росло, а работа с места не двигалась.



Эскиз танка БТ-9

В конце концов, московскому руководству надоели эти конфликты, и 28 сентября 1937 года директора завода №183 обязали разделить танковое КБ-190 на два. Отдельное КБ (далее – ОКБ), подчинённое непосредственно главному инженеру завода, предписали с 5 октября пополнить тридцатью выпускниками ВАММ, и ещё двадцатью – с 1 декабря. Не позднее 30 сентября его отделы должны были возглавить восемь самых опытных и талантливых конструкторов завода. В качестве главного военного консультанта привлекли известнейшего в то время танкового испытателя капитана Е. А. Кульчицкого, прославившегося знаменитыми прыжками на танках серии БТ. Начальником ОКБ назначили А. Я. Дика, его помощником – инженера П. Н. Горюна, а начальниками секций – В. М. Дорошенко (контрольная), М. И. Таршинова (корпусная), Горбенко (моторная), А. А. Морозова (трансмиссия), П. П. Васильева (ходовая часть).

Кошкин оставался начальником КБ-190, которое должно было заниматься исключительно разработкой модернизированных вариантов БТ-7: артиллерийского БТ-7А, вооружённого 76-мм пушкой, и дизельного БТ-7М. Таким образом, конфликтовавших конструкторов «развели по разным углам». Для обслуживания серийного производства на заводе существовало отдельное конструкторское бюро КБ-35, возглавляемое И. С. Бером.

Однако уже в первом квартале 1938 года стало ясно, что сроки ОКБ срывает. 27 марта 1938 года и.о. главного инженера Комитета обороны при Совете Народных Комиссаров комкор В.Н. Соколов направил председателю Комитета обороны СССР В.М. Молотову докладную записку, содержавшую следующие строки:

«Постановление правительства, обязывающее завод № 183 создать в 1938 г. новые типы танков БТ и Т-35, обеспечить их переход на производство с 1-го января 1939 г., заводом сорвано. Составленный к настоящему времени эскизный проект БТ расходится с данными правительства. Вес вместо 13-14 т спроектирован 16 т, толщина лобовой брони вместо 25 мм – 16-20 мм. Вооружение – вместо 2 ДТ – 3 ДТ, установка огнемёта не предусмотрена… (работает над проектом 18 человек)».

Что же происходило на заводе №183? Почему над проектом работало всего восемнадцать конструкторов вместо запланированных пятидесяти дипломников ВАММ и старых инженерных кадров предприятия? По какой причине эскиз подали на утверждение в ГАБТУ почти на два месяца позже положенного срока? Ответами на данные вопросы автор не располагает. Известно лишь то, что виновным в результате признали руководителя ОКБ адъюнкта ВАММ А.Я. Дика. В апреле 1938 года, на следующий день после подачи на защиту подготовленной им диссертации, его арестовали и осудили на десять лет лагерей, которые он отбыл «от звонка до звонка» (после освобождения из лагеря Дик ещё семнадцать лет прожил в ссылке на Алтае)..

Танк Т-34 – несомненно, лучший танк Второй Мировой войны. И хотя он уступал по некоторым параметрам танкам других стран, но по всем параметрам в сумме заметно превосходил немецкие, американские и английские танки. В целом танк получился идеальным для того времени, но мало кто знает о трагических событиях, которые сопровождали его создание.

И главная трагедия – танк начали создавать в период репрессий 30-х годов, что не только затормозило темпы создания Т-34, но и унесло много жизней талантливых конструкторов и инженеров, которых сажали и расстреливали по надуманным обвинением.

Наибольшая несправедливость заключается в том, что создателем танка Т-34 известен конструктор Михаил Кошкин, а вот о Афанасии Фирсове почти никто не знает. Как же так вышло?

В СССР первые задания на создание танка появились только в 1927 году, до этого собственного танкового производства в Союзе не было, да и не могло быть.

Сначала руководство страны попыталась создавать танки с «нуля», и в 1929 году на ХПЗ Харькова, был создан первый советский танк – Т-12, чуть позже переделанный в Т-24, но в 1931 году было приказано прекратить разработки.

Власти решили, что делать танки с «нуля» - дело хлопотное, проще производить зарубежные танки по лицензии. Так появился БТ-2, «слизанный» с американского танка «Кристи», Т-26 – от английского «Виккерс». БТ-2 поручено производить ХПЗ, а Т-26 – Ленинградскому заводу «Большевик».

Но в Харькове не оставили идеи доработать Т-24, считая, что СССР должна иметь свою танковую школу, хотя и были вынуждены производить БТ-2. А в 1931 году начальником КБ в Харьков был назначен Афанасий Фирсов, осужденный за «вредительскую деятельность».

Афанасий Фирсов родился в 1883 году в не бедной семье, поэтому имел возможность получить образование в высшей технической школе в Мивайде (Германия), а затем окончил политехнический институт в Цюрихе, который в свое время окончил Альберт Эйнштейн.

После учебы работал в Германии, конструктором на заводе «Зульцер», но в 1914 году, на свою беду, вернулся в Россию.

В России Фирсов работал на Коломенском машиностроительном заводе, на заводе «Красная Этна» и Николаевских заводах имени Андре Марти.

После начала компании против «старорежимных сословий», уволился и переехал работать в Ленинград. Но в 1930 году был арестован, получил пять лет, работал в «шарашке» в Москве, а в 1931 году его перевели в Харьков, в танковое КБ.

Под руководством Фирсова был доработан БТ-2, созданы БТ-5 и БТ-7, разработал двигатель БД-2 – 400-сильный дизель для танков.

И уже в 1935 году Фирсовым были сделаны первые наброски танка Т-34 – танк с противоснарядной броней и 76,2 мм орудием, мощный дизель и масса около 30 тонн. Самое главное отличие от линейки БТ – полностью гусеничная машина. В 1936 году КБ Фирсова получает новый индекс – КБ-190, и коллектив принимается за разработку нового танка.

Но в том же году все идет прахом – военные, эксплуатирующие БТ-7, инициировали расследование по поводу надежности коробки передач танка. Дело в том, что в то время было модно прыгать на танке с трамплина, в этой связи и случались частые поломки.

Но Фирсова отстранили от должности начальника КБ, и вместо него пришел тот самый Михаил Кошкин.

Опыта, да и знаний у Кошкина не было, однако он был отличным организатором и имел связи – Орджоникидзе и Киров. Благодаря этому, а также тому, что в течении года Фирсов подробно вводил его в курс дела, Кошкин смог наладить процесс.

А Фирсова в 1937 году снова арестовали и отправили в тюрьму в Москве.

К чести Кошкина, он не только продолжил разработку нового танка по концепции Фирсова, но и смог ее завершить. В сентябре 1939 года его танк А-32 на гусеничном ходу был выбран как наиболее лучший. Единственное военные захотели броню в 45 мм.

Изготовив два танка, Кошкин осуществил знаменитый пробег из Харькова в Москву для демонстрации их Сталину, и обратно в Харьков. К сожалению, после этого Кошкин заболел и вскоре умер.

Таким образом, танк Т-34 – это разработка двух гениев – конструкторского (Фирсова), и организаторского (Кошкина).

Читайте также: