Фразовый конструктор для чего нужен

Обновлено: 20.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Комитет образования, науки и молодежной политики

ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 3»

Мастер класс на тему : «Фразовый конструктор» как одна из психолого педагогических технологий социализации обучающихся с ТМНР, имеющих трудности в коммуникации.

Подготовила и провела:

Учитель начальных классов

Слайд 1 «Фразовый конструктор» как одна из психолого педагогических технологий социализации обучающихся с ТМНР, имеющих трудности в коммуникации.

Конструктор фразы - это НАГЛЯДНАЯ ОПОРА ДЛЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ. Как костыли хромому облегчают хождение, так и "опираясь на глаза" мозг неговорящего ребёнка формирует способность к планированию и проговариванию последовательности слов. "Мама спит". "Мама пьет сок".

Работа по формированию фразовой речи является одним из самых важных этапов коррекционной работы. Овладение ею является необходимым этапом в познавательном и социально- коммуникативном развитии ребенка.

У части детей с особыми образовательными потребностями фразовая речь не может быть полноценно сформирована без систематических и целенаправленных занятий. Необходимо проводить одновременную работу над пониманием обращенной речи, обогащением словаря, построением фразы.

Комплект пособий «Фразовый конструктор» направлен на решение следующих задач:
- развитие понимания обращенной речи;

- формирование фразы, состоящей из названия предмета или простого действия(Маша. Зайка. Идет);

-формирование предложений (предмет +дейстивие ):Миша ест.

- актуализация накопленного пассивного и активного словаря;

-формирование связности и четкости высказывания;

Предполагается, что перед началом работы с фразовым конструктором, ребенок соотносит картинки с соответствующими словами, использует однословную фразу, т.к. именно она является отправным пунктом к расширению и структурированию фразовой речи.

На практике по применению фразового конструктора на уроках, я разделила его на 3 части.

Предлагаю рассмотреть каждую часть конструктора подробнее.

Фразовый конструктор (часть 1).

Позволяет отработать простую фразу из 2х слов, на материале доступных слов ребенку по звуко -слоговой структуре. Двухсоставное предложение состоит из подлежащего (кто, что это ?) и сказуемого (что делает?). Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. Это является программой правильного ответа ребенка. Работа с конструктором осуществляется в вопросно- ответной форме, используются отраженная и сопряженная речь. Надо очень тщательно подойти к выбору изображений, которые будут использоваться на начальном этапе, обязательно учитывать возможности ребенка. В 1 части очень простые поля, где нет лишней информации, где ребенку четко понятно, что делать. Необходимо следить за тем, как преподносить материал, есть дети очень активны ,они стремятся быстро заполнить поле, но не произнести нужную фразу, контроль всегда должен оставаться за педагогом, если необходимо, то можно давать ребенку по одной карточке или выбирать карточки уже из заполненного поля.

Фразовый конструктор (часть 2).

Направлен на работу по формированию фразы из 3х слов с прямым и косвенным дополнением (Девочка моет руки , я вижу тучу).

Для понимания смысла предложения и развития диалогической речи, ребенку предлагается ответить на вопросы, поставленные к каждому члену предложения, например: мальчик ест кашу, что делает мальчик? что ест мальчик? По мере усвоения и автоматизации двухсоставной фразы отрабатываются навыки самостоятельного выполнения действий. Ребенку предлагается самостоятельно произвести действие на карте с пустыми полями , сопроводить его комментарием (фразой):……………..

Особое внимание уделяется работе по формированию у детей правильного употребления простых предлогов, обозначающих пространственные отношения ,часто встречающихся в повседневной жизни(на, в, за ,и др.)

Последовательность и приемы работы те же, что и в работе над двухсловной фразой: вопросно- ответная форма, отраженная и сопряженная речь.

Фразовый конструктор(часть 3).

Направлен на работу по формированию предложения из 3х слов. а так же на работу по формированию умения задавать вопрос и отвечать на него . На данном этапе работа может вестись по нескольким направлениям:

-выбор изображения к заданной фразе:

-подбор слова к заданным изображениям;

-работа с деформированной фразой( Игра: исправь ошибку);

Важно помнить, что, формируя фразовую речь у ребенка с особыми образовательными потребностями, не следует ограничиваться только механическим повторением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь и инициировать навыки комментирования.

В пособии фразового конструктор используется большое количество одинаковых изображений, что позволяет ребенку эффективнее усвоить грамматические и другие языковые категории. Содержание карт конструктора дает возможность организовать многократное повторение материала.

Благодаря использованию «фразового конструктора» :

-занятия по развитию связной речи перестали быть скучными,

-дети вовлечены в деятельность по конструированию фраз и предложений,

-ускорился процесс введение в речь предлогов.

Визуализация предложений помогает воспроизводить предложения даже по отдельным опорным карточкам, а также помогает развивать планирующую функцию речи при составлении аналогичных высказываний, что поможет в дальнейшем социализации учащихся.

К.Д. Ушинский: «Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно но мучиться ,но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад №6»

Использование фразового конструктора в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Учитель-логопед Алексеева Е.А.

Дети с тяжелыми нарушениями речи, без сомнения, имеют серьезные проблемы в общении. Эти проблемы, с одной стороны, связаны с нехваткой объема словаря, а с другой стороны, с неумением грамматически правильно строить свое высказывание. (грамматика – морфология и синтаксис).

Работа по формированию фразовой речи является одним из важных этапов коррекционной логопедической работы. Овладение ею является необходимым этапом в познавательном и социально-коммуникативном развитии ребенка.

У детей с особыми образовательными потребностями фразовая речь не может быть сформирована без систематических и целенаправленных занятий. Необходимо проводить одновременную работу над пониманием обращенной речи, обогащением словаря, построением фразы. Прорабатываются все уровни родного языка – лексика, грамматика и конечно же, звукопроизношение.

Для формирования высказывания в логопедии используются различные приемы: использование схем при составлении описательных рассказов, опорных карточек, знакомство со схемами предлогов, с приемами мнемотехники.

Но мне хотелось бы поделиться опытом по работе с комплектом пособий (технология), которое помогает выстраивать предложение – фразу. Называется оно «Фразовый конструктор». Ценность этого пособия состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога. Дети с удовольствием вовлекаются в деятельность по конструированию предложений.

Безусловно, такой вид работы появился не на пустом месте. Я использовала картинно-графические планы рассказов, предложенные Бардышевой Т.Ю, Моносовой Т.Н. Позднее я познакомилась с фразовым тренажером Н.Коняхиной.

Принимая во внимание природу дефекта и обусловленную им структуру нарушения, я определила цель работы по использованию ФК - создание таких условий, которые были бы необходимы и достаточны для устранения и предупреждения речевых нарушений.

Пособие ФК направлено на решение следующих задач:

Ø Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

Ø Обучение построению двухсловных и трехсловных предложений;

Ø Актуализация накопленного пассивного и активного словаря;

Ø Формирование связности и четкости высказывания;

Ø Развитие зрительного, слухового, кинестетического анализаторов;

Ø Работа над пониманием сказанного.

1. Перед началом работы с ФК, обучаю детей соотносить слова с игрушками и изображениями, т.е. дети должны понимать, о чем или о ком будет идти речь. Учу понимать смысл первых глаголов. Перед конструктором развиваю навык использования однословной фразы, т.к именно она является отправным пунктом к расширению и структурированию фразовой речи. Работа строится в вопросно-ответной форме с составлением предложений по непосредственно произведенным действиям или изображенным ситуациям. Это машина. Мальчик играет.

2. Отработка простого двусоставного п-я на материале слов, доступных детям по звуко-слоговой структуре. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. Это является программой правильного ответа ребенка. Работа строится в вопросно-ответной форме, используется сопряженная и отраженная речь. Отрабатывается з\п и ССС. Бабушка сидит. Дед пьет.

3. Работа по формированию трехсловных предложений с прямым или косвенным дополнением. Мальчик ест кашу. Девочка гуляет в парке. Для формирования у детей навыков словоизменения педагогу необходимо при произнесении акцентуировать падежные окончания. Особое внимание уделяется работе по формированию у детей правильного употребления простых предлогов, обозначающих пространственные отношения. (в, за, под, над)

4. Вводим определение в предложение. Это коричневый мишка.

5. Четырехсловная фраза. Мама ест овощной суп. Мама гладит голубое платье.

Важно помнить, что, формируя фразовую речь у ребенка, не следует ограничиваться только механическим построением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь и инициировать навыки комментирования.

Благодаря использованию ФК занятия по развитию связной речи перестали быть скучными, дети вовлечены в деятельность по составлению предложений, ускорился процесс введения в речь предлогов. Визуализация предложений помогает воспроизводить фразы даже по отдельным опорным карточкам, а также помогает развивать планирующую функцию речи при составлении аналогичных высказываний.

Друзья, спасибо всем, кто присоединился на мой канал! В этой статье я расскажу о фразовом конструкторе, что это такое, зачем он нужен логопеду или родителям, если работа ведется самостоятельно, а также как с ним работать.

1. Фразовый конструктор представляет собой набор схем с картинками, по которым ребенок учится проговаривать слова и целые фразы ( затем строить предложения). Опираясь на изображения, он находит нужные слова, чтобы грамотно и четко проговорить требуемое слово/фразу.

Например, самая первая схема со словом "Это". Указательный палец - указательный жест служит подсказкой для ребенка. Вокруг данного жеста расположены картинки с изучаемой темой, к примеру, тема "Моя семья". Последовательно нажимая пальцем на указательный жест затем на члена семьи, ребенок проговаривает короткую фразу "Это папа", "Это мама", "Это баба" и .т.д.

СКАЧАТЬ ФРАЗОВЫЙ КОНСТРУКТОР:

💜1. Фразовый конструктор в формате pdf :

💜2. Фразовый конструктор в формате презентации:

2. Для чего он нужен?

Фразовый конструктор является прекрасной опорой для ребенка с задержкой речи. Он идеально подходит для работы с детьми, имеющими как сенсорную алалию, так и моторную алалию, ОНР, ЗПРР и др.речевые нарушения. Ребенок запоминает последовательность слов, оттачивает умение строить фразу благодаря многократному повторению.

Кроме того, если альбом выполнен на липучках- это служит стимулом для занятия, особенно с детьми младшего дошкольного возраста. Они обожают отрывать картинки с липучками. Опять же, логопед или мама разрешают это сделать только если удается услышать заветное слово или правильно выстроенное предложение.

3. Как с ним работать?

- Необходимо распечатать странички со схемами и отдельно все тематические карточки, которые вам потребуются для работы. Рекомендую листы заламинировать для долгосрочной службы.

- На фон со схемами прикрепить твердую часть липучек, на сами картинки- мягкую липучку.

- Начинаем с первой схемы, работая со словом "это". Прикрепляем на основу членов семьи, животных, транспорт, продукты питания, то, что вы решаете изучать сегодня. Напоминаю, что первыми словами являются слова 1 слоговой структуры слова ( папа, мама, баба, деда, дядя, тетя, Аня, Петя). Все эти персонажи есть в моем фразовом конструкторе. Вместе с ребенком вы не торопясь проводите пальцем от слова-обозначения "Это" к слову, означающему члена семьи ит.д. Разговорная речь должна быть такой: Э-ТО МА-МА, Э-ТО ПА-ПА. Вычеканиваем каждый слог на первых порах.

Следующая схема усложняется, мы добавляем к существительному глагол: идет/сидит/спит/едет/ест/пьет. Можно работать с пиктограммами, они тоже есть в конструкторе.

Если у вас остались вопросы, напишите в комментариях, я всем отвечу. Отличного дня и успешных занятий💜💜💜

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА «ИННОВАЦИИ МАСТЕРА»

Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ФРАЗОВОГО КОНСТРУКТОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА »

Разработала учитель – логопед МБДОУ «Центр развития ребенка-

детский сад № 196» Миркунова Т. И.

Продолжительность : 30 минут

Цель : знакомство педагогов с приемами использования различных видов фразового конструктора как эффективным способом развития фразовой речи, обогащения номинативного, атрибутивного, предикативного словаря, расширению семантических полей слов, развития мышления, внимания, памяти, фонематического восприятия воспитанников у детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного и младшего школьного возраста»

Оборудование: компьютер, м ультимедийная установка (проектор, экран), презентация, видеоролик «Как ребенок с аутизмом воспринимает этот мир»

Раздаточный материал: карточки 10х30 см , тактильная застежка «Велькро», карточки с пиктограммами , прозрачные пластиковые крышки, перманентные маркеры, цветная бумага, двусторонний скотч, ножницы, разноцветные кружки ( жетоны-поощрения), бумажные фигурки девочек по количеству участников.

Практическая значимость: мастер-класс будет полезен логопедам, воспитателям ресурсных и инклюзивных групп, тьюторам, педагогам и родителям детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста.

Ожидаемые результаты:

- получение участниками знаний об основных принципах использования фразового конструктора для развития фразовой речи у детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного и младшего школьного возраста;

- овладение навыком изготовления элементов фразового конструктора с целью внедрения в образовательный процесс;

- создание атмосферной обстановки , поддержка педагогического творчества, реализация педагогического стремления помогать детям с ОВЗ;

- обмен педагогическим опытом, установление коммуникативных связей между участниками образовательного процесса, профессиональная поддержка .

Фокус : группа участников зайдет и займет свои места за столами.

Ход мастер-класса

Вводная часть

-Здравствуйте, дорогие коллеги ! Я работаю в ресурсной группе детского сада для детей с расстройствами аутистического спектра учителем-логопедом и хочу познакомить Вас сегодня с особенностями работы по развитию речи именно у детей этой нозологической категории.

( На экране демонстрируется видеоролик «Как ребенок с аутизмом воспринимает этот мир», звук на несколько секунд чрезмерно повышается, создавая с трудом выносимые ощущения и желание его немедленно выключить либо покинуть помещение)

- Это было неприятно. Хорошо , что все кончилось. Мы смогли на несколько секунд представить себе, как ощущают себя в нашем мире многие дети с РАС. Большинство из них подвержено различного рода сенсорным депривациям, очень чувствительны к звуку, не способны выдержать взгляда человеку в глаза, что вызывает в обыденной жизни прибегание к сенсорным защитам, самостимуляциям, агрессии и самоагрессии. Для многих из них также характерны диспраксии, когнитивные нарушения, а также нарушения развития и формирования речи, они испытывают большие трудности в общении с окружающим миром.

Коррекцию речевых расстройств у детей с таким видом развития необходимо начинать как можно раньше, ведь потребуется очень длительный период скоординированной систематической работы многих специалистов, в том числе и логопеда.

А в рамках этого мастер-класса мы рассмотрим методические разработки, которые могут быть полезны при работе с аутичными детьми на этапе формирования фразы. ( Слайд № 1)

Подготовительный этап

Как мы знаем, для успешного развития речи у ребенка с нормальным слухом и достаточно сохранным интеллектом необходимо предварительно сформировать навыки крупной и мелкой моторики, развить слуховое неречевое, а также фонематическое восприятие, внимание , память , предметную и игровую деятельность.

Известно, что наша экспрессивная речь – это сукцессивно разворачивающийся процесс. На этапе подготовки к формированию фразы у детей с РАС очень важной становится способность ребенка выполнять моторную программу по воспроизведению визуально-ритмического линейного ряда. Другими словами, если ребенок может выложить ритмический ряд из 2 деталей, то он имеет предпосылки для произнесения двусложного слова и фразы из 2 простых слов. При отработке трехкомпонентного визуально-ритмического ряда детская психика становится способной инициировать воспроизведение трехсложного слова и фразы из трех простых слов. Перед Вами примеры работы с визуально-ритмическими рядами. (Слайд №2-3)

Также важны занятия логоритмикой и задания по воспроизведению ритма с помощью разных движений тела без/ с музыкальным сопровождением.

Игра Предлагаю Вам поиграть в игру «Повтори ритм «Палочки-игралочки», которую я придумала специально для воспитанников нашей ресурсной группы с использованием наших волшебных ритмических палочек. ( Слайд № 4)

На первом этапе освоения игры мы учим детей просто крепко держать палочки, стучать ими по поверхности. На втором этапе мы учим детей отстукивать ритм по специально изготовленным звуковым дорожкам, задания на которых постепенно усложняются , добавляется чередование отстукивание двумя руками, правой и левой рукой, в том числе и с переходом через среднюю линию тела.( Слайд № 5, 6 )

На третьем этапе к отстукиванию подключаем музыкальное сопровождение : мелодии , подобранные Т. Н. Новиковой-Иванцовой с 1 по 5 постепенно, а также стараемся пропевать слова соответствующих классов.

Игра: Раздаю палочки, ритмические дорожки, вызываю активиста, прошу придумать свое задание или повторить наиболее запомнившееся).Участникам раздаю разноцветные кружки (жетоны-поощрения).

Особое внимание следует уделить запоминанию и воспроизведению двух-трехкомпонентных ( и более) инструкций: моторных и по выстраиванию заданных последовательностей на основе вербального восприятия( Слайд № 7), повторению ряда слов, а также имитации движений из песенок, потешек.

Игра: Чтобы лучше запомнилось, давайте с Вами поиграем в игру «Первый-за ним- в конце» и игру «Мухобойка». Вызываю для участия по очереди 2 активистов. Участникам раздаю разноцветные кружки ( жетоны-поощрения)

Основная часть

1. Теперь переходим к этапу формирования двухкомпонентной фразы с помощью стереоскопического фразового конструктора из бросового материала.

Для начала нам нужно понять, почему именно возникла идея фразового конструктора? Подавляющее большинство детей с РАС неспособны спонтанно перейти к самостоятельному использованию фразовой речи в силу особенностей развития и очень сильно зависят от визуальной поддержки. Вместе с тем, с помощью наглядных подсказок они способны хорошо усваивать новый материал. Именно этой цели служит фразовый конструктор.

Также особенностью речевого развития детей с РАС является более быстрое накопление номинативного словаря , и заметное отставание в формировании предикативного и атрибутивного словаря.

Начальным этапом применения конструктора будет усваивание ребенком , либо повторение/закрепление /обобщение слов, обозначающих названия, действия и признаки предметов ( цвета, размер, форму) на материале конструктора. Это фраза ( предложение) из 1 слова. Затем можем приступать к составлению более распространенных фраз.

Преимуществом стереоскопического фразового конструктора является, прежде всего, использование не просто проговаривания либо показывания, а действия с ним, что способствует активизации наглядно-действенного, уже сформированного, типа мышления, а также подключает наглядно-образное мышление. Детей привлекает необычный способ действия с прозрачными крышечками , на которые нанесены необходимые изображения – крышечки накладываются друг на друга, создавая стереоскопическое изображение.

Данный конструктор очень прост в изготовлении.

Практическая деятельность Давайте возьмем в руки подготовленные круги из цветной бумаги, приклеим их с помощью двухстороннего скотча к прозрачной пластиковой поверхности, а с помощью перманентного маркера изобразим на другой крышечке простые предметы- мяч, шапку, цветок, рыбку, дом, машину, заю и другие предметы, обозначаемые простыми словами, желательно 1-3 продуктивного класса . Мы с Вами приготовили конструкцию фразы простого согласования.

Игра Коллеги, сейчас те, кто сидит во 2 варианте, берем в руки свои детали конструктора и по очереди подходим к коллегам, которые сидят в 1 варианте и составляем фразы! Например: ваш атрибут «Синий» и номинация коллеги «машина». Накладываем машину на синий круг : «синяя машина». У Вас на столах лежат овальные жетоны, выдайте их каждому собеседнику, с которым составили фразу. Это поможет нам определить самых активных участников.

Таким же образом составляем простое предложение или фразу управления по типу глагол + существительное «Миша идет» и « дай мишу» .

2. Второй вид фразового конструктора разворачивается линейно, имитируя в этом смысле письменную речь и перекликается со средствами альтернативной коммуникации с помощью картинок. ( Слайд № 12 , 13, демонстрация папки с фразовым конструктором)

Для изготовления такого конструктора понадобится контактная тактильная лента Велькро (крючок-петелька), распечатанные /нарисованные/вырезанные и ламинированные из журналов картинки, схемы-пиктограммы.

Данный конструктор легко позволяет отрабатывать фразы, основываясь на модельном обучении , разработанном В. И. Балаевой. (Слайд № 14 , 15 )

Отдельным этапом работы с конструктором становится составление с помощью конструктора предложений по сюжетным картинкам (слайд № 16)

Практическая деятельность Для изготовления простой модели такого конструктора разделимся на команды по 4 человека : повернемся к парте, которая сзади. Перед Вами раздаточный материал. Полоску с крючками наклеиваем на планшетку, отрезаем поперек ленты с петлями полосочки шириной около 0,5 см и приклеиваем горизонтально на обратную сторону карточек по центру.

«Ребенок» самостоятельно либо с нашей подсказкой (от полной физической до жестовой /вербальной) прикрепляет карточку с наименованием «машина» и указывает на нее указательным жестом с проговариванием, если ребенок вербальный. Затем карточку «едет» аналогично. Затем еще раз объединяет и указывает (проговаривает ) одну карточку за другой, формируя фразу.

3.Использование дидактического комплекта «Я говорю» , предложенного Ириной Николаевной Ананьевой, как развернутого фразового конструктора с пиктографическими изображениями ( Слайд № 17 )

С помощью данного фразового конструктора в дошкольном учреждении создается предметно-развивающая среда для ребенка через применение средств поддерживающей коммуникации, что, кроме развития речи, мышления, способствует взаимодействию ребенка с окружающим миром, повышает качество жизни, позволяет избежать проявления нежелательного поведения.

Простота в использовании этого конструктора обусловлена его содержанием – при необходимости можно легко с помощью карандаша сделать необходимую карточку и включить в занятие.

Лексический материал представлен в основных лексических темах годового плана дошкольного учреждения.(Слайд № 18)Это позволяет ребенку присутствовать на групповом инклюзивном занятии в одной образовательной среде со своими нормотипичными сверстниками.

При работе с фразовыми конструкторами необходимо соблюдать методику. Также важным моментом для детей с РАС является то, что вербальная имитация (эхо), называние ( такт), поведение слушателя ( понимание речи), интравербальные навыки ( диалог) формируются как отдельные навыки и перенос навыка из одной группы на другую затруднен и требует отдельной тренировки.

Также мы знаем, что порядка 40-50% детей с РАС остаются безречевыми. У таких детей с отсутствием эхо и такт реакций необходимо с помощью фразовых конструкторов различных конфигураций формировать понимание речи, расширять словарный запас и семантические поля слов в импрессивной речи, мышление, память , внимание и другие высшие психические функции.

В завершение хочется сказать, что актуальность фразовых конструкторов сохраняется и для детей, имеющих тяжелые нарушения речи и испытывающих трудности при самостоятельном построении предложений , трудности при самостоятельным рассказывании, при заучивании наизусть текста или пересказе. Фразовые конструкторы выполняют поддерживающую функцию вербальной коммуникации ребенка с ОВЗ и снижают его зависимость от помощи взрослого.

Рефлексия Итак, дорогие коллеги, благодарю вас за внимание. Сегодня мы с вами увидели, как можно использовать для развития фразовой речи, обогащения номинативного, атрибутивного , предикативного словаря, расширению семантических полей слов, а также развития мышления, внимания, памяти, фонематического восприятия воспитанников с РАС , воспитанников с ТНР разные виды фразового конструктора.

Как вы считаете, какой конструктор наиболее прост в изготовлении?

Какой конструктор более удобен для внедрения в инклюзивный образовательный процесс на занятиях в дошкольном учреждении?

Какие вопросы у вас возникли по ходу нашего мастер-класса?

(ответы на вопросы)

Завершающая коллективная поделка «Мы – как дети!»,фото (к доске прикрепляется ватман , рядом лежат вырезанные фигурки девочек на двустороннем скотче , воздушные шарики) Подсчет жетонов и выявление самых активных участников. Предлагаю вам ненадолго переместиться в страну нашего детства и сделать коллективную поделку «Мы – как дети!» (Выбираем картинку с девочкой, подписываем имя и приклеиваем внизу на наш ватман, вот так ( демонстрация способа действия ), а еще приклеиваем наши жетоны, ведь эти разноцветные кружки и овалы- воздушные шары! ( демонстрация) И еще надуваем воздушные шарики и тоже приклеиваем на нашу поделку! Очень радостно и красиво! Спасибо всем! (Фото на память.)

Фразовый конструктор

Что это такое и зачем он нужен? Фразовый конструктор состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.) Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе становления фразы, а также для развития уже имеющейся фразовой речи у ребенка. Также очень полезен для развития связи слов и сочетания их друг с другом. Подойдет для деток от 2 до 5 лет. В пособии представлены: • схемы построения фраз, от простых к сложным; • картинки для использования со схемами; • инструкция по взаимодействию с пособием; • приложение для возможности отслеживания новых фраз и достижений у ребенка.


Фразовый конструктор“


Здравствуйте


Вашему вниманию представлен ”Фразовый конструктор“

Что это такое и зачем он нужен?

Фразовый конструктор состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.)

Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе становления фразы, а также для развития уже имеющейся фразовой речи у ребенка. Полезен для развития умения связывать и сочетать слова друг с другом.

Подходит для детей от 2 до 4,5 лет.

В пособии представлены:

схемы построения фраз, от простых к сложным; картинки для использования со схемами; инструкция по взаимодействию с пособием.

Как использовать фразовый конструктор?

Первая задача, которую необходимо выполнить - это вырезать все картинки, предварительно можно их заламинировать.

Схемы, расположенные в конце пособия, должны остаться единым листом, т.к. картинки будут накладывать именно на схемы.

Конструктор составлен так, что практически все картинки можно сочетать друг с другом. Но, стоит учитывать рекомендации, написанные на некоторых листах. Есть глаголы, которые можно использовать только с подобранными изображениями.







Слова, предложенные к этому глаголу, необходимо использовать вместе с предлогом Н ПО“. Например, мама идёт ПО лесу.



Слова, предложенные к этому глаголу, необходимо использовать вместе с предлогом “НА". Например, папа едет НА метро.



Стакан Овощи Фрукты Игрушки




Кидает сози

Копает звав Убирает

Фаво

Предлоги


Схемы

Для удобства представлены З схемы фраз.

Фраза из 2 слов.

Фраза из З слов.

Фраза из 4 слов. Данная схема обязательно используется с символами предлогов. Для деток, которые только начинают говорить сложными фразами, предлоги помогает расположить взрослый.

Читайте также: