Фребель схемы для конструктора

Обновлено: 14.06.2024

Мастер-класс знакомит с игровым пособием «Дары Фрёбеля».

ВложениеРазмер
master-klass_frebel.doc 61 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Дары Фребеля»

Фридрих Фрёбель - немецкий педагог. Известен как создатель первого детского сада. Фребель придумал поэтичное название - "детский сад". В термин «детский сад» Фребель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать. А тех, кто растит эти "цветы жизни", называли "садовницами". Фребель разработал основы методики обучения детей в детском саду.

Принципы педагогики Фребеля:

  • Признание уникальности каждого ребенка;
  • Признание целостности детства в его проявлениях;
  • Целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;
  • Выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий для их проявления в окружающей среде;
  • Единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребёнка, его внутренним законам;
  • Создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка;
  • Признание ребенка как части семьи и общества.

Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Во всех занятиях действие соединялось со словом, и это было обязательное требование!

В детский сад он ввел разнообразные виды детской деятельности:

  • подвижные игры,
  • рисование,
  • работа с мягкими материалами,
  • плетение и вырезание из бумаги,
  • вышивание,
  • выкладывание фигур из металлических колец, палочек, гороха, бус,
  • выпиливание,
  • конструирование и др.

Ведущее место в своей системе Фребель отдал игре: специально созданной обучающей игре и игрушке. Он писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».

Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».

Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей.

Дар первый : семь разноцветных вязаных мячей на верёвочке. Почему мяч? Мяч используется как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды. Играть с ним можно с 3 месяцев. Как вы думаете, какие игры можно провести с ребенком, используя мягкий мяч?

Покатать, потрогать, покружить, поднять и опустить, бросить.

Мячик в руки мы возьмем

И туда-сюда качнем.

Мячик баловаться стал

И по кругу побежал.

Выше-ниже прыгать стал,

Баловаться не устал.

Спрятался в коробку мяч

И опять пустился вскачь!

Игры с мячом помогают: познакомить детей с цветами; дать первичное понимание формы; развивать пространственное мышление; развивать мелкую моторику.

Второй дар - шар, кубик и цилиндр. Шар символ движения, куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен. Знакомим с этим даром примерно в 3-4 года. Цель: познакомить с геометрическими телами и различиями между ними, развивать исследовательские навыки.

В младшей группе сравниваем мячик и шар. У меня в руке мячик, он круглый. Его можно катать. Выбери фигуру, которая похожа на мячик. Это шар. Мячик тоже имеют форму шара. Все шары умеют кататься, покатаем шар и мячики. А как поведут себя они при броске? Если мячик кинуть, то он упадет тихо и бесшумно. Если уронить деревянный шар, то звук будет громкий.

В старшей группе знакомим с цилиндром и сравниваем с кубом. Покатаем цилиндр и куб. Какая из двух фигур больше похожа на шар. Шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание, что у цилиндра есть два основания в форме круга.

В подготовительной группе организуем наблюдение за вращающимися на шнурке фигурами и сравниваем их поведение при вращении. Выявляем факты: 1.Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличие от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.

Третьий дар - кубик, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Игры с кубиками Фрёбель вводил с 4 лет.

Фрёбель предлагает три основных типа игр:

1.Жизненные формы. Конструирование предметов из окружающей жизни.

2.Изящные формы (формы красоты). Выкладывание кубиков в виде различных симметричных абстрактных узоров.

3.Математические формы (формы познания). Использование кубиков в качестве счетного материала.

При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила: готовые фигуры не разрушаются, новые создаются путем трансформации предыдущей фигуры.

Предлагаю вам построить по образцу стол, а теперь мы его превращаем в стул.

Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого.

Четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (бруски, мелкие кубики, призмы, полуцилиндры). Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представления о целом и его частях.

Это целая фигура. Целое разделим пополам. Получаются две равные, одинаковые части. Если их соединить, то у нас опять получается целая фигура.

Что входит в дополнительные материалы Фрёбеля .

1. Попробуйте угадать, что находится в ящике?

Геометрические тела разного цвета (на стол ставятся несколько геометрических тел)

· Как называется эта фигура зелёного цвета?

· Сколько здесь всего цветов? Какие?

· Сколько здесь всего разных фигур? Какие?

· Сколько здесь одинаковых фигур одного цвета?

· Что можно сделать с этими материалами?

В шарах есть дырочки. Можно детям предложить собрать бусы по определенному цвету, форме, или заданному коду.

Попробуйте и вы собрать бусы по заданному коду.

2. Модуль с плоскостными фигурами: квадратиками, треугольниками, кругами. Требование – плоскость, на которой ребенок будет выкладывать фигуры, должна быть ограничена, для того чтобы композиция была законченной и он смог отделить свою работу от чужой. Это может быть лист бумаги, крышка от ящика.

Исследуя фигуры, ребенок понимает, что у них есть грани, углы, одни дружат-соединяются гранями, а другие нет.

Используя «Дар» можно выложить елочку, обращая внимание на форму и цвет фигур, украсить ее к Новому году шарами. Обратить внимание на то, что шар это круг.

3. Модуль с палочками разного цвета и размера.

Младшим дошкольникам предлагаем выполнить из палочек:

- квадрат – «Четыре палочки сложил и квадратик получил»;

- треугольник - «У треугольника три стороны, и они могут быть разной длины»;

- «Прямоугольник квадрата длиннее, фигура попроще рисуем смелее»;

- флажок – «В руки я флажок возьму и на праздник с ним пойду»;

- забор – «Сад забором оградили, чтоб деревья не сломили».

В старшей группе игры усложняем и определяем условие: выложи человечка с короткими руками и длинными ногами (используем несколько «даров»).

Послушайте стихотворение и изобразите его, используя палочки и фигуры на столе.

Наша елка велика, (сложить елочку из треугольников)

Наша елка высока. (продолжаем строить елочку всё выше и выше)

Выше папы,(сложить человечка из наборов)

Выше мамы. (сложить второго человечка из наборов)

Достает до потолка. (выложить схематично потолок из набора)

А на ней игрушки, (выложить на елочку игрушки используя детали из набора)

Бусы да хлопушки. (выложить на елочку бусы из набора)

4. Модуль с кольцами

Широко используется в создании «форм красоты». Для ознакомления ребенка с построением таких форм воспитатель выбирает удачный момент -случайное сочетание ребенком элементов «дара», при котором образуется сооружение, не похожее ни на «формы познания», ни на «формы жизни». Со слов воспитателя «Это красиво!» начинается знакомство детей с «формами красоты». После серии преобразований полюбоваться своим творением.

Все «формы красоты» строятся по одному принципу - расположение всех элементов «дара» вокруг воображаемого центра. Повороты и перемещения осуществляются по кругу.

Игра «Настроение». Представьте, что мы с вами живем в необыкновенном городе, где у всех жителей всегда, что бы не случилось одно настроение

5. Фишки ( со среднего возраста)

Вспоминаем сказку « Кот и петух » и приговорку лисы « Петушок, петушок, золотой гребешок, шелкова головушка, красная бородушка, выгляни в окошко. Мужик зерно вез, мешок рассыпал, куры клюют, петухам не дают » На пол рассыпается любое количество фишек и дается инструкция « Самые вкусные зернышки не красные и не желтые ».

С помощью фишек можно закреплять состав числа и выкладывать задачи.

Используем как заместители, для украшения построек.

Задания: «пришить» детали, выполнить узор по образцу, составить цепочку в определенной последовательности. Можно использовать при развитии математических представлений.

Вынимая материал из ящиков необходимо учить детей убирать его обратно. Дети приучаются к организации и порядку. Поэтому и вам я предлагаю весь материал сложить на место.

«Дары Фребеля» позволяют в соответствии с ФГОС построить образовательный процесс. Разработаны игры с использованием «даров» и распределены по образовательным областям. С ними вы можете ознакомиться самостоятельно.

Наше путешествие в игровую страну «Даров Фребеля» подходит к концу. Сейчас я вам предлагаю подумать, что же дало вам это путешествие и собрать бусы. Красная бусинка будет означать, что вам было интересно, познавательно, будете использовать в своей работе. Синяя бусинка будет означать, что вам было не интересно, услышанная информация вам знакома. Желтая бусинка – информацию необходимо переработать, примите к сведению.

- Разрешите представиться Шушлебина Елена Валерьевна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №69 «Ладушки.

Вашему вниманию я хочу предложить мастер-класс «Использование Даров Фрёбеля в конструировании»

Цель мастер-класса:

Показать приемы работы с Дарами Фребеля для формирования у детей дошкольного возраста умений создавать целостные и гармоничные конструкции путём пространственного расположения отдельных частей и элементов.

Задачи мастер - класса:

1. Познакомить участников мастер-класса с системой работы с Дарами Фребеля.

2. Вызвать желание применять инновационное оборудование в работе с детьми.

Я работаю с детьми среднего дошкольного возраста. Мои воспитанники любознательные, активные, общительные, готовые узнавать каждый день что-то новое. Но, в силу своего возраста, у детей плохо сформирована конструктивная деятельность. Сформированность конструктивной деятельности определяет уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у ребенка. Полноценное конструирование можно организовать с помощью Даров Фребеля.

Актуальность.

Подготовка детей к изучению технических наук- это одновременно обучение и техническое творчество. Очень важно на ранних шагах выяснить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственности обучения для всех возрастов- от воспитанников детского сада до студента.

Игровой набор «Дары Фребеля» обеспечивает целостность образовательного процесса через игру. Именно Фрёбель придумал первый конструктор, который представляет собой набор разных типов игр для каждого возраста. Использование игрового пособия позволяет создать такие ситуации и предлагает детям такую деятельность, в которой ключевым моментом будет оценка собственных умений и результатов собственной деятельности.

В процессе использования игрового набора важно создать условия, при которых ребенок от любопытства перейдет к любознательности и в дальнейшем преобразует ее в познавательную потребность.

Наиболее важным фактором для создания таких условий является положительный пример взрослого, его искренняя заинтересованность в деятельности ребенка. Игровой набор Фрёбеля позволяет развивать самостоятельность и инициативу в разных видах деятельности, которые должен освоить дошкольник.

2. Представление системы работы

Пособие «Дары Фрёбеля» предназначено для детей дошкольного возраста и может быть использовано воспитателями ДОУ в работе с дошкольниками в рамках организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности детей.

Цель использования материала, который я Вам сегодня представлю:

Развитие технических и конструктивных умений в специфических для дошкольного возраста видах деятельности.

Задачи:

- формирование предпосылок для готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования

- формирование основ технической грамотности

- развитие интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность.

Работа с «Дарами Фрёбеля» в моей группе строится в соответствии с технологией Волосовец, Карповой, Тимофеевой, авторов парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»

Технология состоит из нескольких этапов:

1. Введение нового понятия.

2. Техника безопасности. На каждом занятии уделяется особое внимание уделяется правилам безопасности в различных ситуациях, связанных с темой.

3. Работа детей с символическим материалом (схемы, чертежи, графическое изображение)

4. Стимулирование инициативы детей (обсуждение с детьми идей, ввод новой информации для развития мышления детей).

5. Объяснения детьми хода их рассуждений - использовать разные ситуации, чтобы побудить детей к общению, для этого задавать вопросы:

- Что хочешь делать?

- Из чего или на чем?

- Чем будешь делать?

6. Инженерная книга. Это дневник всех занятий с детьми, в котором все этап записаны «детским языком»

7. Обыгрывание моделей + стимуляция активного словаря.

8. Фотографирование деятельности и объектов

9. Размещение моделей и конструктивных материалов в предметно- развивающей среде.

3. Последовательность имитационной игры

1. Модуль №3 «Куб из кубиков»

Детям предлагается модуль №3 «Куб из кубиков» и карточка с вариантами конструирования. Ребенок выбирает вариант. Педагог предлагает посчитать количество кубиков, которые потребуются ему для постройки. Ребенок выкладывает по образцу. Затем педагог предлагает построит фигуру, которая изображена рядом с уже выбранной ребенком и предлагает путем перестановки кубиков построить ее.

Таким образом ребенок учится строить новое не разрушая старое.

Например, Ребенок выбрал «стол». Педагог предложил построить «стул» и предлагает ребенку путем перестановки кубиков у «стола» построить «стул». Для этого нужно подумать, какие кубики и сколько нужно переставить, чтобы получить желаемую фигуру.

2. Модуль№ 8 «Палочки»

Предлагаем детям модуль №8 «Палочки» и карточки. Ребенку рассматривает картинки, выбирает одну. Педагог предлагает посчитать палочки по светам и взять в коробке соответствующие количество.

Например, Ребенок выбрал карточку с изображением мельницы. Считает палочки: 4- синих, 2- красных, 2- зеленых,2- желтых. Берет из коробки соответствующие количество и выкладывает по образцу.

3. Модуль №9 «Кольца и полукольца»

Предлагаем модуль №9 «Кольца и полукольца» и карточки. Ребенок выбирает одну и по описанному уже алгоритму выкладывает изображение по образцу.

4. Моделирование

5. Рефлексия

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в ознакомлении дошкольников с геометрическими фигурами и объемными телами «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в ознакомлении дошкольников с геометрическими фигурами и объемными телами». Цель: Представление.

Использование схем в лего-конструировании для развития технического мышления в дошкольном возрасте «Использование схем в лего конструировании для развития технического мышления в дошкольном возрасте» LEGO-конструирование больше, чем.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с младшими дошкольниками

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с младшими дошкольниками Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство воспитания.

Мастер-класс «Использование технологий продуктивного чтения» Хочу представить вашему вниманию мастер - класс по теме «Использование технологии продуктивного чтения» Мне понадобится помощь моих коллег,.

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»» МАДОУ Лужниковский детский сад комбинированного вида «Вишенка» Ступинского района Мастер-класс. «Дары Фрёбеля»» Выполнила: Ковецкая.

Проект «Использование игрового набора «Дары Ф. Фрёбеля» в образовательной деятельности»

Проект «Использование игрового набора «Дары Ф. Фрёбеля» в образовательной деятельности» Цели: Показать, что игровые материалы «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ», наиболее эффективны в начальном воспитании детей и в то же.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Конструирование и работа по схеме с использованием методического пособия «Дары Фребеля»

Выступление на методическом объединении ОКУ ЦППМСП

учитель-дефектолог ОКУ ЦППМСП

Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фребеля» имеет большой потенциал в развитии и обучении детей с ОВЗ. Используя этот набор, можно придумать множество игр и упражнений. Но сегодня мы рассмотрим такие умения ребёнка, как конструирование и работа по схеме, которые учитель-дефектолог может развивать при помощи всего нескольких комплектов.

Элементарные конструктивные игры можно начинать проводить с детьми с 9 месяцев (ставим кубик на кубик). Продуктивное конструирование, как деятельность с детьми, возможно с 2х-3х лет.

Конструирование - важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами - надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу.

В процессе создания построек дети учитывают особенности деталей строительного материала (высокий – низкий, длинный – широкий, большой – маленький и т. д.), познают пространственные отношения предметов.

На занятиях педагогу необходимо создавать условия для выполнения детьми одного и того же задания при работе с различным строительным материалом: набором деревянных деталей, плоскими палочками, конструктором, напольным строительным материалом, мягкими модулями. Систематическое и целенаправленное обучение позволяет подвести с ограниченными возможностями здоровья к овладению способами моделирования, к формированию стойкого интереса к этому виду деятельности. Необходимо стимулировать и поощрять строительные игры детей в свободное от занятий время, помогать развертывать сюжет, использовать имеющиеся конструктивные умения, раскрывать возможность создания знакомых построек и их вариантов из разнообразных строительных наборов.

Традиционно организация любого типа занятия начинается с постановки определённых целей, достижение которых будет свидетельствовать об успешности и эффективности мероприятий.

В процессе занятий конструированием преследуются следующие задачи:

- образовательная (осваиваются новые слова и понятия, такие как названия конструируемых и моделируемых объектов, геометрических фигур, названия материалов и т. д.);

- развивающая (развивается мелкая моторика, внимание и концентрация, логическое и пространственное мышление, аналитические и творческие способности);

- воспитательная (воспитывается навык доведения дела до конца, интерес к коллективному и индивидуальному творчеству, любознательность и аккуратность, трудовые индивидуальные и коллективные навыки).

В работе мы будем использовать такие дары:

1. Восьмой дар – прямая. Деревянные палочки — 2.5 см, 5 см, 7.5 см, 10 см, 12.5 и 15 см.

2. Дополнительные наборы. 11 дар – цветные тела. Включает цветные геометрические фигуры - кубик, шарик, цилиндр.

3. Седьмой дар – геометрические фигуры. Набор плоских дощечек изготовленных из дерева. Содержит 8 геометрических форм.

4. Девятый подарок Фридриха Фребеля – кривая. Кольца диаметром 2.5 см, 3.8 см и 5 см. Полукольца диаметром 2.5 см, 3.8 см и 5 см.

Поскольку, основная цель конструирования – это получение результата, мы рассмотрим этот вид деятельности как продуктивный. Под детским конструированием подразумевается использование разных конструкций и моделей из строительного материала.

1. Конструирование по заданной теме.

2. Конструирование по заданной схеме.

3. Конструирование по собственному замыслу, как с ложный вид конструирования.

4. Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет.

5. «Стройка по моделям», где р ебенок сначала анализирует модель: выделяет составные части, подбирает те формы, которые нужны для воссоздания модели.

В силу психофизических возможностей наших детей рассмотрим подробно конструирование по образцу и работу по схеме.

Конструирование по образцу

Самый распространенный вид конструирования. При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении его характера, этот вид конструирования имеет много положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительного материала. В процессе конструирования ребенку показывают образцы построек, сделанных из деталей, и учат способам их воспроизведения. Детям передают готовые знания, показывают алгоритм действий, которому они должны подражать.

Для обучения ребёнка конструированию мы будем использовать 8 дар (т.е. деревянные палочки). Начинаем с конструирования объекта из 2х палочек одного цвета (молоточек), такие же палочки будут и у ребёнка. Перед ребенком строим из палочек фигурку «молоточек» и просим его сделать так же: «Сделай так» или «Сделай как я». Если ребенок по показу не может создать «молоточек», взрослый просит выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагает ребенку выполнить задание по образцу

Когда ребёнок освоил навык конструирования из 2х палочек, мы усложняем постройку, каждый раз прибавляя одну палочку. Важно помнить и Вы и дети используют одинаковые по длине и цвету палочки.

То есть в процессе обучения конструированию мы наблюдаем не самостоятельность детей, а действия по указаниям взрослого, которые сопровождаются непосредственным показом. Ребёнок при этом действует вслед за взрослым, копирует каждое его действие. И выбор нужных элементов, и последовательность построения, и пространственное расположение – все дается уже в готовом виде в действиях педагога. Этот метод называется поэлементным диктантом. Но этот метод оправдан только на начальном этапе обучения. В дальнейшем необходимо усложнять задание, иначе этот метод окажется нецелесообразным ввиду незначительного развивающего эффекта. В ходе выполнения заданий по конструированию дети учатся действовать двумя руками под контролем зрения (зрительно-моторная координация), что способствует совершенствованию умений, практических приёмов работы.

Далее можно строить фигуры: пр. треугольник (3 палочки), квадрат (4 п.). Если ребёнок испытывает трудности, то мы используем плоскостные фигуры и по граням выкладываем их палочками. Таким образом, развиваем навык конструирования и наглядно-образное мышление. Затем, двигаемся от простого к сложному. Образцы для конструирования на слайдах презентации. В дальнейшем Вы с детьми сможете изучать буквы, выкладывая их из палочек.

Для детей постарше, усложняем задание. Опираясь на образец, дети сами выбирают нужную длину палочки, цвет и количество для своей постройки (задаём уточняющие вопросы «Какая палочка нам нужна? Длинная или короткая?», «Какого цвета?», «Сколько?»). При выполнении построек с детьми всегда употребляем понятия «Слева», «Справа», «Вверху», «Внизу», «Рядом», «Между».

После того, как ребёнок освоит простые постройки с помощью палочек Фрёбеля, можно использовать для обучения конструированию «Цветные счётные палочки Кюизенера».

Работа по схеме

В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями. Этот вид конструирования приучает детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.).

Для обучения ребёнка работе по схеме, будем использовать 7 дар – геометрические фигуры, 8 дар – палочки и 11 дар – цветные тела.

Работа по наглядной схеме с использованием 8 и 11 набора. Педагог выбирает шарики и кубики одного цвета из набора 11 (т.к. понятие сенсорный эталон – форма формируется у ребёнка раньше, чем эталон цвет) и нанизывает на длинную деревянную палочку из набора 8. Ребёнку заранее выдаётся такой же набор предметов. После показа, детям дается инструкция: «Сделай так» или «Сделай как я». Педагог помогает ребёнку определить, какую фигуру мы нанизываем на палочку сначала и потом и далее. Сравниваем 2 палочки, выделяя понятие «одинаковые». Затем усложняем задание, используя более длинную палочку и разноцветные фигуры.

Это упражнение можно усложнить, подготовив схему на листе бумаге. Предъявив схему ребёнку, даём инструкцию: «Сделай так». В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями. Эта форма приучает детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.).

Далее усложняем процесс обучения работе по схеме и используем 7 дар – плоскостные геометрические фигуры. Заранее подготавливаем схемы.

Ищем фигуру. Читаем схему вместе с ребёнком: не круг, не квадрат, а треугольник (ищем среди имеющихся фигур все треугольники).

1. Ищем цвет. Читаем схему (задаем вопрос: «Что мы будем искать?» – круг).

Какой? Не синий, не желтый, не красный, а зелёный (ищем только зелёные кружочки).

Вариантов таких схем огромное множество, ограничить вас может только фантазия.

Усложняем задачу и по схеме собираем животных или же предметы ближайшего окружения. Таких схем огромное количество на сайтах, посвященным информации о пособии «Фридриха Фребеля». Но Вы, так же, можете самостоятельно разработать такие схемы с учётом интересов детей.

Дар 9. Кольца и полукольца.

Предлагаем ребёнку составленную нами схему, просим сделать так же. Схема может состоять:

1. Из одноцветных колец и двух контрастных размеров (большой, маленький).

2. Из разноцветных колец и двух контрастных размеров (большой, маленький).

3. Из разноцветных колец и трёх размеров (большой, средний, маленький).

По аналогии предыдущих схем, Вы можете добавить туда задание на поиск

колец одного цвета, размера, определенного количества.

Также, для обучения детей работе по схеме предлагаю Вам использовать учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша».

С помощью даров Фребеля можно построить что угодно и даже больше! Используйте Вашу фантазию и интересы ребёнка!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития.


Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии на физкультурных занятиях в условиях реализации ФГОС ДО


Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации


Курс повышения квалификации

Подростковый возраст - важнейшая фаза становления личности


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Зимнее окно»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка - детский сад № 46 «Мотылёк»
посёлок Монино городского округа Щёлково
«Дары Фрёбеля» как средство развития конструктивных навыков у детей дошкольного возраста
Подготовила Грабович Эльмира Эльмановна

"Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного.

"Конструируя, ребенок действует, как зодчий,
возводящий здание собственного потенциала"
Ж.Пиаже

«…Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее. Дитя, которое играе.

«…Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее. Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе…»
Ф.Фрёбель

«Осеннее дерево»

«Путешествие в Лилипутию»

«Путешествие в Лилипутию»

«Открытка для мамы»

«Открытка для мамы»

«Дорожные знаки»

«Если бы я был…»

«Необходимо, «чтобы каждое мощное и совершенное развитие каждой последующей с.

«Необходимо, «чтобы каждое мощное и совершенное развитие каждой последующей ступени основывалось на мощном, совершенном и своеобразном развитии всех вместе и каждой в отдельности предшествующих ступеней жизни». «Вообще говоря, что пропущено в детском возрасте в воспитании и развитии человека и чем в это время пренебрегли, – этого никогда нельзя возместить…»
Ф.Фрёбель

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Краткое описание документа:

«Дары Фрёбеля» как средство развития конструктивных навыков у детей дошкольного возраста Подготовила воспитатель I квалификационной категории Грабович Э.Э. Слайд 1 «Дары Фрёбеля» как средство развития конструктивных навыков у детей дошкольного возраста Слайд 2 Одним из наиболее естественныхи любимых для ребенка занятий является конструирование,создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки. Развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка,развивается образное мышление,речь ребенка, расширяется его словарный запас, развивается мелкая моторика, глазомер.Конструирование формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность.А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом. Слайд 3 Дары Ф.Фребеля – самый первый дидактический материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.Популярность и известность этого набораобусловлена тем,что во времена, когда Фрёбель разрабатывал свою систему материалов навыком деревообработки обладал каждый мальчишка, поэтому они были доступны всем. Умением вязать или шить обладают многие мамы, что позволяет им сделать своими руками набор мячиков первого дара. Фигуры второго дара можно найти в магазине игрушек. В качестве третьего дара можно использовать любые однотонные кубики. Игровой набор «Дары Фрёбеля» может быть использован для развития социальных и коммуникативных умений, сенсорного развития, развития мелкой моторики, развития познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, формирования элементарных математических представлений, развития логических способностей. Слайд 4 Занятия кружка «Умелые ручки» в нашей группе проводятся с использованием набора «Дары Фрёбеля» Основные задачи кружкаэто развитие познавательного интереса,развитие фантазии,коммуникативных навыков,конструктивной деятельности. «Осеннее дерево» Предварительная работа:чтение стихов об осени,рассматривание картин и иллюстраций,уточнение какие цвета характерны осени. Слайд 5 «Путешествие в страну Лилипутию». Предварительная работа чтение рассказа Дж.Свифта «Путешествие Гулливера»,рассматривание иллюстраций к произведению.Изготовление мебели для лилипутов. Слайд 6 «Открытка для мамы» Конструирование открытки для мамы на «День матери». Слайд 7 «Дорожные знаки».Ребята конструировали существующие дорожные знаки и придумывали новые. Слайд 8 «Если бы я был….» Проведена предварительная работа-это чтение рассказа А.Гиневского «Если бы я был автобусом».Ребята пофантазировал во что они могли бы превратиться и какую пользу принести людям.Дети превратились в дорожные знаки,в волшебную книгу,в цветок. Слайд 9 Наш кружок «Умелые ручки» продолжает свою работу. но уже сейчас можно сказать, что применение игрового набора «Дары Фребеля» даёт положительные результаты. Детям нравится набор своей яркостью, красочностью, возможностью комбинировать различные формы и элементы. Дети стали более активны, инициативны. Дети которые ранее были стеснительны и неразговорчивы раскрепощаются. Происходит развитие мелкой моторики и сенсорных навыков.

Родители и педагоги! Наши дети запись закреплена

«Источники способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче творческая стихия детского разума, тем он умнее».
В. А. Сухомлинский

❗

«Составь из фигур»

Цель игры: в игровой форме научить детей различать геометрические фигуры, цвета, пользуясь образцом, составлять фигуры предметов и животных, ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Начинать лучше с одного образца. Пусть ребёнок из имеющихся геометрических фигур подберёт к ней подходящие по цвету и размеру, попытается сложить самостоятельно.Игра содержит как простые, так и более сложные образцы, закрепить знание геометрических фигур, дать представление о том, что фигуры могут быть разных цветов и размеров, развить у него образное и логическое мышление, воспитать усидчивость и внимательность.

❗

Пример работы с образцами.

1.Совместно с педагогом ребёнок рассматривает образец и определяет что на ней изображено.

2.Ребёнок называет геометрические фигуры, имеющиеся на образце, их цвет и размер.

3.Подбор необходимых геометрических фигур и составление представленного образца.

4.Игра имеет развитие: ребёнок может придумать изображение самостоятельно или воспроизвести по памяти.

❗

«Волшебные палочки»

Задачи дидактического пособия в следующем: развивать сенсорные способности, конструктивные навыки, координацию движений, творческое воображение, фантазию, формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, воспитывать усидчивость, самостоятельность в создании творческого продукта.

В пособии предлагаются образцы различной тематики, выполнить которые можно с помощью модуля №8 «Палочки». После уверенного освоения предложенных сюжетов, ребёнок может составлять самостоятельные композиции, подбирая необходимый размер и цвет.

Читайте также: