Генеральный конструктор кб салют кузнецов сергей викторович

Обновлено: 05.05.2024

На сегодняшний день завод остается одним из мировых лидеров в области разработки и серийного производства космических средств выведения и их систем, а также крупногабаритных орбитальных модулей и космических станций.

Центр Хруничева обеспечивает решение важных национальных задач в области укрепления безопасности нашей страны, развития экономики, науки и техники. О жизни предприятия, его продукции и планах рассказали сотрудники.

Директор дирекции коммерческих программ Макаренко Сергей Владимирович – об истории предприятия и «Протоне»:

История развития и становления нашего предприятия с самого начала основания связана с транспортным машиностроением. В 1916 году в Филях началось производство автомобилей и бронеавтомобилей, с 1924 года у нас строили самолеты, претворяя в жизнь идеи известных авиаконструкторов Туполева, Архангельского, Петлякова, Мясищева.

В конце 50-х развернулась наша ракетная история, связанная, прежде всего, с ракетой-носителем «Протон». Филевские ОКБ-23 и завод 23, которыми руководил тогда Мясищев, были переданы в подчинение В.Н. Челомею для проектирования ракеты-носителя тяжелого класса УР-500. Ракета разрабатывалась как в боевом варианте со сверхмощной термоядерной головной частью для поражения особо важных целей, так и в варианте ракеты-носителя тяжёлых спутников.

16 июля 1965 года с ее помощью был выведен на орбиту научный спутник «Протон», название которого прочно закрепилось и за ракетой-носителем, ставшей нашей «визитной карточкой».

Современное и широко известное название предприятия - «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева» -появилось в 1993 году. По распоряжению Президента РФ два главных предприятия ракетно-космической промышленности страны - КБ "Салют" и Машиностроительный завод имени М. В. Хруничева» объединились с целью повышения эффективности производственной и внешнеэкономической деятельности, а также активного проникновения российских космических технологий на международный рынок. Такой организационный этап полностью себя оправдал. ГКНПЦ им М.В. Хруничева стал одной из крупнейших отраслевых компаний в мире и базовым предприятием Госкорпорации «Роскосмос».

Сегодня Космический центр Хруничева - единственное отечественное предприятие, оказывающее пусковые услуги по запуску космических аппаратов широкого спектра, создаваемых как в России, так и за рубежом.

Мировое признание ракета-носитель тяжёлого класса «Протон» получила за конструктивное совершенство и высокие эксплуатационные характеристики, позволившие на сегодняшний день осуществить 417 пусков различных модификаций. При помощи нее на целевые орбиты были выведены автоматические космические аппараты для проведений исследований Марса, Луны, Венеры и кометы Галлея, геостационарные спутники связи, космические аппараты системы «ГЛОНАСС» и др.

«Протон» также использовался для запусков первой в мире долговременной орбитальной станции «Салют» и последующих станций этой серии, ДОС «Алмаз», модулей орбитальной станции «Мир» и МКС.

Несмотря на полувековую историю, РН «Протон» остается основным «извозчиком» при выполнении федеральных космических программ. На сегодняшний день в результате многоэтапной модернизации РН «Протон» может выводить на целевую орбиту тяжёлые геостационарные спутники связи массой до 6,3 тонны. В 2019 году планируется осуществить до десяти пусков РН «Протон» в интересах Госкорпорации «Роскосмос», Минобороны, АО «Газпром космические системы», и Государственного предприятия «Космическая связь». Также в планах предприятия запуск в новом году очередного модуля российского сегмента МКС МЛМ «Наука».

«Протон» стала первой российской ракетой-носителем, которая привлекала внимание иностранных заказчиков и продолжает использоваться на мировом рынке пусковых услуг. С 1996 года ГКНПЦ им М.В. Хруничева через совместное предприятие ILS International Launch Services, Inc. предоставляет коммерческое использование ракеты-носителя ведущим глобальным операторам спутниковой связи и вещания. За время коммерческой эксплуатации ракеты-носителя «Протон-М» в рамках ILS произведено свыше 95 пусков. Основные заказы на коммерческие запуски с 2010 года приходятся на полезную нагрузку массой 5000 кг и выше. В 2019 году должен состояться парный запуск коммерческого космического аппарата E5WB международного оператора связи – компании «Ютелсат» совместно с аппаратом MEV-1 компании Northrup Grumman. Также ведутся работы второго этапа международного проекта «ЭкзоМарс» по исследованию Красной планеты, реализация которого намечена на 2020 год.

На смену РН «Протон-М» уже приходит современная «Ангара-А5» – РН тяжелого класса, первый пуск которой был осуществлён в 2014 году. Этот создаваемый совместно с кооперацией предприятий Госкорпорации «Роскосмос» космический ракетный комплекс позволит нашей стране запускать полезные нагрузки всех типов с собственной территории, что полностью гарантирует независимость в области освоения и изучения дальнего космоса и околоземного космического пространства.

Генеральный конструктор КБ «Салют» Кузнецов Сергей Викторович – о РН «Ангара», конкуренции на мировом рынке космических услуг, специалистах и перспективах предприятия:

В середине 90-х годов прошлого века наше конструкторское бюро начало разработку РН модульного типа «Ангара», включающей в себя комплекс РН различной мощности. Количество блоков меняется за счет использования универсальных ракетных модулей (УРМ), их максимально возможное количество – семь, как в «Ангаре-А7».

Испытания УРМ-1 впервые состоялись в 2009 и 2010 годах. Их успешность подтвердила работоспособность и эффективность примененных конструктивных решений наших специалистов. Также УРМ-1 был протестирован в составе РН КСЛВ-1, разрабатываемой совместно с Республикой Корея. В июне 2014 года была запущена РН «Ангара-1.2ПП». В декабре того же года – РН «Ангара-А5».

Стоит отметить, что у предприятия накоплен солидный опыт создания кислородно-водородных блоков, полученный в ходе разработки РБ «12КРБ» для РН «ЖСЛВ-1» (GSLV) в партнерстве с Индией. Этот совместный проект, стартовавший в 1990 году, был завершен серией успешных пусков с индийского космодрома. Имеющийся проектно-конструкторский и производственный задел КБ «Салют» позволяет разработать для перспективных РН «Ангара» криогенные разгонные блоки, отличающиеся высокой степенью унификации конструкции каркаса, двигательных установок и оборудования. За счет этого снизится стоимость разработки, изготовления и эксплуатации российских средств выведения.

Коммерциализация использования космического пространства ведет к усилению конкурентной борьбы между предприятиями США, стран Западной Европы, Китая и Японии. Крупнейшие ракетно-космические международные организации стремятся повысить массу выводимой на орбиту полезной нагрузки за счет роста эффективности платформ космических аппаратов. Чтобы Россия сохранила лидирующие позиции в этой сфере, нужно и дальше развивать и модернизировать отечественные средства выведения. Для этой цели, а также для освоения космоса в интересах мирового прогресса КБ «Салют» будет вести эффективную работу одновременно во всех перспективных направлениях. Разработка ракеты-носителя «Ангара», по признанию многих экспертов, - одно из ключевых направлений российской космической отрасли.

Сообщалось, что территория предприятия может стать основой для нового «Звездного городка» или центром разработки новой космической техники. Как вы оцениваете эти предложения и их реалистичность?

Госкорпорация «Роскосмос» рассматривает возможность объединить на территории Центра Хруничева несколько научных и конструкторских структур для созданий новейших образцов ракетно-космической техники. Вероятно, это объединенное предприятие можно назвать новым «Звездным городком». Думаю, это неплохая идея, которая оптимально и в более короткие сроки решит проблемы, вставшие в настоящее время перед космической отраслью.

Какие специалисты сегодня трудятся на предприятии?

В КБ «Салют» работает большой коллектив знатоков своего дела, благодаря опыту и труду которых создаются новейшие образцы космической техники. Более 50 человек у нас находится на целевом обучении в ведущих вузах – в частности, в МГТУ им. Баумана и МАИ. Надеемся, что эти молодые ребята после окончания учебного заведения придут к нам и станут высококлассными специалистами по созданию космической техники.

Сейчас деятельность Центра Хруничева сконцентрирована на создании ракет носителей тяжелого и легкого классов?

Предприятие довольно уверенно освоило эти сегменты, может и расширить их. Потребности человечества направлены на освоение околоземного пространства, на изучение ближайших планет, так что потребности в использовании космической техники останутся еще на долгие годы, техника должна и будет совершенствоваться.

Начальник управления по работе с персоналом Ларионов Андрей Сергеевич – об актуальных проектах:

На сегодняшний день предприятие ведет работу сразу в нескольких направлениях: выпуск РН «Ангара» и «Протон-М», финальная фаза улучшения массовых характеристик последней, завершение эксплуатации РН легкого класса «Рокот» по конверсионной программе и отработка стендовых изделий второй ступени для РН «Ангара-1.2ПП». На московской площадке ведется создание второй ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара-А5».

Также хочу отметить, что на предприятии не прекращается работа по совершенствованию имеющихся технологических процессов как в сборочном, так и в механическом производстве. Наши специалисты обладают высокой квалификацией и такими качествами, как ответственность, исполнительность и внимательность, позволяющими им качественно выполнять работу на всех этапах технологических процессов.

Заместитель генерального директора по персоналу и связям с общественностью Дмитрий Сергеевич Хромцов – о космических династиях, условиях работы и планах на будущее:

Центр имени Хруничева приглашает молодых специалистов принять участие в освоении серийного производства РН «Ангара» – первой в истории ракеты-носителя, созданной на постсоветском пространстве.

Вы будете работать на легендарном предприятии, специалисты которого способствовали превращению нашей страны в великую космическую державу. Мы предоставим возможность реализовать себя в совершенствовании целого семейства экологически чистых ракет-носителей «Ангара», а впоследствии – и в создании новой сверхтяжелой ракеты.

Так вы сможете стать ракетостроителями будущего и вписать свои имена в историю. Согласитесь, это очень круто!

Работая в Центре имени Хруничева, многие из вас смогут ездить в командировки на «Восточный» – самый современный и динамично развивающийся космодром мира и участвовать в подготовке к запускам.

В зависимости от выбранной специальности, наши специалисты имеют возможность участвовать и в пусковых кампаниях на знаменитом «Байконуре», откуда стартуют наши «Протоны».

Центр Хруничева не только принимает на работу опытных специалистов, но и оказывает всестороннюю поддержку молодым кадрам. Мы имеем возможность не только оплачивать обучение наиболее перспективных сотрудников в престижных технических ВУЗах, но и можем принимать на работу на неполную рабочую неделю – так молодые специалисты могут закрепить полученные знания на практике. Студенты, поступившие в технические ВУЗы, могут позаботиться о своем трудоустройстве в Центре Хруничева, что даст им уверенность в реализации полученной в ВУЗе профессии.

Кстати, учащиеся МГУ имени Баумана, МАИ, МИРЭА, МГТУ «Станкин» и многих других ВУЗов могут организованно посетить Центр имени Хруничева, чтобы заранее познакомиться со спецификой производства. Молодые специалисты могут напрямую задать вопросы руководству и получить исчерпывающие ответы.

Предприятию требуются инженеры-конструкторы с навыками работы в современных информационных средах для создания в нашем КБ элементов космических систем будущего. На наш взгляд, талантливые и амбициозные молодые специалисты смогут как нельзя лучше реализовать себя на этой работе мечты.

Приглашаем также основных производственных рабочих в цеха, где собираются ракеты-носители. Эта уникальная, трудоемкая, очень ответственная и хорошо оплачиваемая работа: средняя зарплата составляет более 80 000 рублей.

Не будет преувеличением сказать, что у опытных мастеров Центра имени Хруничева «золотые руки»: они создают космическую технику, которая является гордостью нашей страны! На заводе издавна выработались крепкие традиции преемственности: со дня основания предприятия многие у нас трудятся целыми династиями, передавая навыки своим детям и внукам.

В самом понятии «трудовая династия», на мой взгляд, заложен глубокий философский и практический смысл. Это и верность выбранному делу на протяжении всей трудовой жизни, и проходящая красной нитью через десятилетия традиция передачи своим потомкам уникального опыта работы в космической отрасли. Когда желание продолжить дело родителей на любимом предприятии сохраняется во втором, третьем и последующих поколениях работников Центра имени Хруничева и его филиалов – это заслуживает самого глубокого уважения и внимания.

Руководство предприятия и профсоюзный комитет серьезно относится к социальной поддержке своих сотрудников. Организация питания поставлена на хороший уровень, что помогает персоналу чувствовать себя комфортно и добросовестно работать. Не только в Москве, а в каждом городе, где есть наши филиалы, открыты детские лагеря, дома отдыха и спортивно-оздоровительные комплексы для работников. Так же у нас есть ведомственные детские сады и поликлиника. Кроме того, в нашем Дворце водного спорта «Фили» работает обновлённый 50-метровый бассейн, где с удовольствием занимаются и дети, и взрослые. В спорткомплексе «Фили» особенное внимание уделяется детским группам и секциям. Ежедневно проводятся занятия по регби, футболу, дзюдо, настольному теннису, художественной гимнастике, фигурному катанию и спортивным танцам.

Если говорить о планах на будущее, то они, прежде всего, связаны с поэтапной реконструкцией предприятия и началом серийного производства РН семейства «Ангара», работающих на экологически чистых компонентах топлива. В семейство входят лёгкие носители «Ангара-1.2», средние – «Ангара-А3», тяжёлые – «Ангара-А5» (модернизированная модификация «А5М»), и повышенной грузоподъёмности – «Ангара-А5В» с кислородно-водородным разгонным блоком. РН этого типа, запускаемые с нового российского космодрома «Восточный», смогут обеспечить нашей стране независимый доступ в космическое пространство. Это задача государственной важности, и мы её выполним.

Центр имени Хруничева в ближайшее десятилетие усилит свои позиции в непростом деле покорения космического пространства. Предприятие делает ставку на молодежь, вкладывается в финансирование целевого обучения в профильных институтах. Мы рады видеть в наших рядах выпускников и молодых специалистов.

Я убеждён, что самые смелые планы могут быть реализованы благодаря их творческой энергии и неравнодушию, и профессионализму наших сотрудников.

P.S. Выражаем признательность руководству РКЦ имени Хруничева за возможность "прикоснуться к звездам".

Спасибо за внимание, будем рады вашей подписке на инстаграмм нашего агенства !


Основные направление деятельности : н аучно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию, модернизации и эксплуатации ракет-носителей, разгонных блоков, модулей орбитальных станций и космических аппаратов. Поисковые, прикладные исследования и разработки, включая работы по новым наукоемким технологиям, используемым в космической технике, экологии и по созданию экспериментальных установок для моделирования процессов работы КА в условиях космического пространства.

Задача КБ — обеспечить конкурентоспособность россий­ских космических средств в на­стоящее время и в будущем.

История КБ неразрывно связана с самыми значимыми этапами развития ави­астроения, ракетостроения и кос­монавтики. На всех направлениях своей деятельности КБ отличал новаторский подход с опорой на науку, смелость и инициативность руководителей, знания, опыт и це­леустремленность коллектива в до­стижении целей. Разработки КБ "Салют" послужили серьезному укреплению безопасности и оборо­носпособности нашей страны, обе­спечивая стратегические паритеты при постановке на вооружение со­вершенных образцов авиационной и ракетной техники, а также обеспе­чили ее приоритет страны в освое­нии космоса. Многие из этих реше­ний и сегодня определяют развитие передовых технологий в мире.

Конструкторское бюро “Салют” было образовано в 1951 г. выдающимся авиаконструктором В.М. Мясищевым.

Под его руководством созданы серийные бомбардировщики ЗМ и М4, получившие в НАТО название “Бизон”, а также сверхзвуковой стратегический бомбардировщик М-50.

В 1960 г. предприятие было перепрофилировано на ракетно-космическую тематику. Коллективом конструкторского бюро был создан ряд уникальных изделий, среди которых: боевые комплексы, оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами; всемирно известная высоконадежная ракета-носитель “Протон”; космические аппараты 20-тонного класса “Космос- 929, -1267, -1443, -1686”, послужившие основой для создания модулей “Квант”, “Квант-2”, “Кристалл”, “Спектр”, “Природа”, модуль ДМ для РКК "Энергия".

Кроме того, при непосредственном участии коллектива КБ были созданы орбитальные станции "Салют" и "Мир", крылатый ракетный комплекс.

Технический уровень изделий, разработанных коллективом конструкторского бюро "Салют", получил высокую оценку специалистов во всем мире, что подтверждает участие предприятия в ряде международных космических программ. В частности, в КБ "Салют" были созданы: криогенный разгонный блок для индийской ракеты-носителя GSLV, а также электропневматические приводы и двигательная установка управления по крену для бразильской ракеты-носителя.

За успехи, достигнутые в области создания передовой авиационной и ракетно-космической техники коллектив КБ награжден орденом Ленина (12 июля 1957 г.), орденом Трудового Красного Знамени (28 апреля 1963 г.), орденом Октябрьской Революции (12 августа 1976 г.).

7 июня 1993 г. Распоряжением Президента Российской Федерации был образован Государственный Космический Научно-производственный Центр им. М.В.Хруничева, который объединил Конструкторское бюро “Салют” и Машиностроительный завод им. М.В.Хруничева, что послужило слиянию научного и производственного потенциалов двух предприятий.

В 90-е годы коллективом КБ были разработаны: функционально-грузовой блок "Заря" и служебный модуль "Звезда" для МКС, модернизированная ракета-носитель "Протон-М", КРК "Рокот" на основе МБР РС-18 (СС-19), РБ "Бриз-М".

В настоящее время КБ “Салют” осуществляет:

  • модернизацию РН “Протон” и РБ "Бриз-М" с целью улучшения энергомассовых и эксплуатационных характеристик;
  • проектно-конструкторские работы по созданию семейства РН “Ангара” легкого и тяжелого классов;
  • эксплуатацию РКК "Протон", РКК "Рокот";
  • разработку разгонных блоков на высококипящих и низкокипящих компонентах топлива : серии “Бриз”; КВРБ, КРБ;

разработку кислородно-водородного разгонного блока РБ КВТК, который позволит существенно расширить возможности РКН тяжелого класса "Ангара-А5" по одиночному и групповому выведению космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты.

В рамках реализации Программы финансового оздоровления Центра им. М. В. Хруничева на базе КБ "Са­лют" и омское КБ "Полет" (включено в состав КБ "Салют" в 2015 году) создается Центр компетенции по разработке и конструкторскому сопровожде­нию ракет-носителей и разгонных блоков.


Основные направление деятельности : н аучно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию, модернизации и эксплуатации ракет-носителей, разгонных блоков, модулей орбитальных станций и космических аппаратов. Поисковые, прикладные исследования и разработки, включая работы по новым наукоемким технологиям, используемым в космической технике, экологии и по созданию экспериментальных установок для моделирования процессов работы КА в условиях космического пространства.

Задача КБ — обеспечить конкурентоспособность россий­ских космических средств в на­стоящее время и в будущем.

История КБ неразрывно связана с самыми значимыми этапами развития ави­астроения, ракетостроения и кос­монавтики. На всех направлениях своей деятельности КБ отличал новаторский подход с опорой на науку, смелость и инициативность руководителей, знания, опыт и це­леустремленность коллектива в до­стижении целей. Разработки КБ "Салют" послужили серьезному укреплению безопасности и оборо­носпособности нашей страны, обе­спечивая стратегические паритеты при постановке на вооружение со­вершенных образцов авиационной и ракетной техники, а также обеспе­чили ее приоритет страны в освое­нии космоса. Многие из этих реше­ний и сегодня определяют развитие передовых технологий в мире.

Конструкторское бюро “Салют” было образовано в 1951 г. выдающимся авиаконструктором В.М. Мясищевым.

Под его руководством созданы серийные бомбардировщики ЗМ и М4, получившие в НАТО название “Бизон”, а также сверхзвуковой стратегический бомбардировщик М-50.

В 1960 г. предприятие было перепрофилировано на ракетно-космическую тематику. Коллективом конструкторского бюро был создан ряд уникальных изделий, среди которых: боевые комплексы, оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами; всемирно известная высоконадежная ракета-носитель “Протон”; космические аппараты 20-тонного класса “Космос- 929, -1267, -1443, -1686”, послужившие основой для создания модулей “Квант”, “Квант-2”, “Кристалл”, “Спектр”, “Природа”, модуль ДМ для РКК "Энергия".

Кроме того, при непосредственном участии коллектива КБ были созданы орбитальные станции "Салют" и "Мир", крылатый ракетный комплекс.

Технический уровень изделий, разработанных коллективом конструкторского бюро "Салют", получил высокую оценку специалистов во всем мире, что подтверждает участие предприятия в ряде международных космических программ. В частности, в КБ "Салют" были созданы: криогенный разгонный блок для индийской ракеты-носителя GSLV, а также электропневматические приводы и двигательная установка управления по крену для бразильской ракеты-носителя.

За успехи, достигнутые в области создания передовой авиационной и ракетно-космической техники коллектив КБ награжден орденом Ленина (12 июля 1957 г.), орденом Трудового Красного Знамени (28 апреля 1963 г.), орденом Октябрьской Революции (12 августа 1976 г.).

7 июня 1993 г. Распоряжением Президента Российской Федерации был образован Государственный Космический Научно-производственный Центр им. М.В.Хруничева, который объединил Конструкторское бюро “Салют” и Машиностроительный завод им. М.В.Хруничева, что послужило слиянию научного и производственного потенциалов двух предприятий.

В 90-е годы коллективом КБ были разработаны: функционально-грузовой блок "Заря" и служебный модуль "Звезда" для МКС, модернизированная ракета-носитель "Протон-М", КРК "Рокот" на основе МБР РС-18 (СС-19), РБ "Бриз-М".

В настоящее время КБ “Салют” осуществляет:

  • модернизацию РН “Протон” и РБ "Бриз-М" с целью улучшения энергомассовых и эксплуатационных характеристик;
  • проектно-конструкторские работы по созданию семейства РН “Ангара” легкого и тяжелого классов;
  • эксплуатацию РКК "Протон", РКК "Рокот";
  • разработку разгонных блоков на высококипящих и низкокипящих компонентах топлива : серии “Бриз”; КВРБ, КРБ;

разработку кислородно-водородного разгонного блока РБ КВТК, который позволит существенно расширить возможности РКН тяжелого класса "Ангара-А5" по одиночному и групповому выведению космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты.

В рамках реализации Программы финансового оздоровления Центра им. М. В. Хруничева на базе КБ "Са­лют" и омское КБ "Полет" (включено в состав КБ "Салют" в 2015 году) создается Центр компетенции по разработке и конструкторскому сопровожде­нию ракет-носителей и разгонных блоков.


Основные направление деятельности : н аучно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию, модернизации и эксплуатации ракет-носителей, разгонных блоков, модулей орбитальных станций и космических аппаратов. Поисковые, прикладные исследования и разработки, включая работы по новым наукоемким технологиям, используемым в космической технике, экологии и по созданию экспериментальных установок для моделирования процессов работы КА в условиях космического пространства.

Задача КБ — обеспечить конкурентоспособность россий­ских космических средств в на­стоящее время и в будущем.

История КБ неразрывно связана с самыми значимыми этапами развития ави­астроения, ракетостроения и кос­монавтики. На всех направлениях своей деятельности КБ отличал новаторский подход с опорой на науку, смелость и инициативность руководителей, знания, опыт и це­леустремленность коллектива в до­стижении целей. Разработки КБ "Салют" послужили серьезному укреплению безопасности и оборо­носпособности нашей страны, обе­спечивая стратегические паритеты при постановке на вооружение со­вершенных образцов авиационной и ракетной техники, а также обеспе­чили ее приоритет страны в освое­нии космоса. Многие из этих реше­ний и сегодня определяют развитие передовых технологий в мире.

Конструкторское бюро “Салют” было образовано в 1951 г. выдающимся авиаконструктором В.М. Мясищевым.

Под его руководством созданы серийные бомбардировщики ЗМ и М4, получившие в НАТО название “Бизон”, а также сверхзвуковой стратегический бомбардировщик М-50.

В 1960 г. предприятие было перепрофилировано на ракетно-космическую тематику. Коллективом конструкторского бюро был создан ряд уникальных изделий, среди которых: боевые комплексы, оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами; всемирно известная высоконадежная ракета-носитель “Протон”; космические аппараты 20-тонного класса “Космос- 929, -1267, -1443, -1686”, послужившие основой для создания модулей “Квант”, “Квант-2”, “Кристалл”, “Спектр”, “Природа”, модуль ДМ для РКК "Энергия".

Кроме того, при непосредственном участии коллектива КБ были созданы орбитальные станции "Салют" и "Мир", крылатый ракетный комплекс.

Технический уровень изделий, разработанных коллективом конструкторского бюро "Салют", получил высокую оценку специалистов во всем мире, что подтверждает участие предприятия в ряде международных космических программ. В частности, в КБ "Салют" были созданы: криогенный разгонный блок для индийской ракеты-носителя GSLV, а также электропневматические приводы и двигательная установка управления по крену для бразильской ракеты-носителя.

За успехи, достигнутые в области создания передовой авиационной и ракетно-космической техники коллектив КБ награжден орденом Ленина (12 июля 1957 г.), орденом Трудового Красного Знамени (28 апреля 1963 г.), орденом Октябрьской Революции (12 августа 1976 г.).

7 июня 1993 г. Распоряжением Президента Российской Федерации был образован Государственный Космический Научно-производственный Центр им. М.В.Хруничева, который объединил Конструкторское бюро “Салют” и Машиностроительный завод им. М.В.Хруничева, что послужило слиянию научного и производственного потенциалов двух предприятий.

В 90-е годы коллективом КБ были разработаны: функционально-грузовой блок "Заря" и служебный модуль "Звезда" для МКС, модернизированная ракета-носитель "Протон-М", КРК "Рокот" на основе МБР РС-18 (СС-19), РБ "Бриз-М".

В настоящее время КБ “Салют” осуществляет:

  • модернизацию РН “Протон” и РБ "Бриз-М" с целью улучшения энергомассовых и эксплуатационных характеристик;
  • проектно-конструкторские работы по созданию семейства РН “Ангара” легкого и тяжелого классов;
  • эксплуатацию РКК "Протон", РКК "Рокот";
  • разработку разгонных блоков на высококипящих и низкокипящих компонентах топлива : серии “Бриз”; КВРБ, КРБ;

разработку кислородно-водородного разгонного блока РБ КВТК, который позволит существенно расширить возможности РКН тяжелого класса "Ангара-А5" по одиночному и групповому выведению космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты.

В рамках реализации Программы финансового оздоровления Центра им. М. В. Хруничева на базе КБ "Са­лют" и омское КБ "Полет" (включено в состав КБ "Салют" в 2015 году) создается Центр компетенции по разработке и конструкторскому сопровожде­нию ракет-носителей и разгонных блоков.

14 декабря 2020 года успешно прошло второе лётное испытание «Ангары-A5». Она должна стать ключевой российской ракетой, заменить «Протон-М» и начать доставлять на околоземную орбиту самые большие грузы. Об этом и многом другом главный конструктор КБ «Салют» (филиал Центра Хруничева, часть «Роскосмоса») Сергей Кузнецов дал любопытное интервью телеканалу «Россия-24».

 Производственное объединение «Полёт» в Омске (филиал ГКНПЦ имени М.В. Хруничева)

Производственное объединение «Полёт» в Омске (филиал ГКНПЦ имени М.В. Хруничева)

Недавно руководитель государственной корпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин заявил, что новая российская тяжёлая ракета-носитель «Ангара-А5» будет запущена в серийное производство в 2023 году. В настоящее время полным ходом идёт подготовка к третьему пуску тяжёлого носителя. На следующий год запланированы пуски тяжёлой и лёгкой модификации «Ангары», но может состояться и третий пуск лёгкой ракеты — в зависимости от нужд Министерства обороны. Во всех случаях будут выводиться уже реальные спутники, а не массово-габаритные «болванки».

Предыдущий пуск «Ангары-А5» состоялся 6 лет назад в 2014 году. Эти годы ушли на налаживание производства на омском «Полёте» вместо Москвы, и теперь «Роскосмос» планирует довольно быстро наращивать скорость сборки новых ракет. В Омске пока будут собираться универсальные ракетные модули, а заключительные операции будут производиться в Москве. Третья ступень также изготавливается и проверяется в Москве. В будущем на «Полёте» будет полностью делаться лёгкая Ангара-1.2. Но третья ступень для тяжёлой ракеты будет по-прежнему производиться в Москве, хотя и эта задача может быть перенесена в Омск.

 Пуск тяжёлой «Ангара-А5» с космодрома Плесецк 14 декабря 2020 года

Пуск тяжёлой «Ангара-А5» с космодрома Плесецк 14 декабря 2020 года

Также ведущий конструктор подтвердил, что модернизированная тяжёлая ракета-носитель «Ангара-А5М» получит форсированные двигатели, которые позволят выводить больше полезной нагрузки или, работая в более щадящем режиме, людей на орбиту. Её запуск планируется на конец 2024 года.

В отношении стоимости «Ангары» Сергей Кузнецов дал такую ориентировку: сегодня стоимость пуска тяжёлых ракет-носителей «Протон-М» и Falcon-9, включая все затраты и страховку, находится ближе к отметке в $50 млн. У «Ангары-А5» (речь идёт о втором испытательном пуске и опытном производстве) — ближе к $100 млн. Но всё дело в том, что серийное производство пока не налажено. А в перспективе, естественно, эта сумма существенно снизится.

 «Ангара-А5» на космодроме Плесецк перед пуском

«Ангара-А5» на космодроме Плесецк перед пуском

На вопрос, почему российская космонавтика не идёт по пути возвращаемых ракет, как это делает SpaceX, господин Кузнецов ответил: «Я не могу сказать, что мы не идём по этому пути. У нас имеются довольно серьёзные материалы, которые разработаны и проработаны. Но здесь нужно очень строго оценить экономику этого процесса. С точки зрения техники и технологии сделать возвращаемой ту же самую "Ангару" не составляет серьёзных проблем. Это возможно на нынешнем этапе развития. Более того, это было возможно ещё в 1970-х годах, когда сделали возвращаемой самую дорогую часть ракеты космического назначения — сам аппарат. Сначала появился Space Shuttle, потом наш "Буран". Тогда тоже смотрели на экономику, доказывали, что это будет выгоднее. Но пуски показали — вначале американских коллег, потом и "Бурана" — что это крайне дорогое удовольствие. Советский Союз уже не смог поддерживать эту программу из-за дороговизны по тем временам, к сожалению. Американцы чуть позже вынуждены были её свернуть и несколько лет летали на наших одноразовых кораблях, потому что по цене это было значительно дешевле. Подобная история может случиться и с возвращаемыми ступенями. Да, там скорости другие, вернуть её проще, чем корабль, но тем не менее нужно внимательно посмотреть экономику. Наши проработки пока показывают, что мы находимся на грани — чуть дешевле, чуть дороже. И любое вложение в этот проект очень рискованное, поэтому пока не решаемся делать эти вложения».

 «Ангара-А5» на космодроме Плесецк перед пуском

«Ангара-А5» на космодроме Плесецк перед пуском

Напомним: «Ангара» — это семейство экологически чистых ракет-носителей разных классов, в которых не используются агрессивные и токсичные компоненты топлива. Основой для их создания служат универсальные ракетные модули УРМ-1 и УРМ-2. Например, в составе лёгкой «Ангары-1.2» используется один УРМ-1, а в тяжёлой «Ангаре-А5» — пять УРМ-1. Есть также средний вариант «Ангара-А3», тяжёлый «Ангара-А5М» и носитель повышенной грузоподъёмности «Ангара-А5В», на который возлагают большие надежды.

Читайте также: