Главный конструктор нап глонасс

Обновлено: 02.05.2024

25 сентября были запущены на орбиту еще 3 спутника российской навигационной системы "ГЛОНАСС". В интервью "Вестям" это событие комментирует генеральный директор РНИИ космического приборостроения Юрий Урличич.

- Что сегодня произошло за событие, насколько оно значимое и насколько оно нас приблизит к заветной цели, когда "ГЛОНАСС" станет доступнее каждому россиянину?

- На сегодня мы говорим о том, что действительно произошел удачный запуск трех космических аппаратов системы "ГЛОНАСС" благодаря ракете "Протон-М" и разгонному блоку "ДМ". Выведены 3 аппарата на высоту 20 тысяч километров над поверхностью нашего земного шара. Спутники будут разведены по своим точкам стояния на этой орбите в течение месяца, и через некоторое время все они войдут в строй и начнут работать в системе. На сегодня мы все можем пользоваться уже системой "ГЛОНАСС" в том объеме, который она предоставляет услуг. Это навигационные услуги, это услуги по синхронизации времени. Одно из основных наших конкурентных преимуществ заключается в том, что фактически всю аппаратуру мы делаем двухсистемную, то есть она использует и систему "ГЛОНАСС", и систему GPS американскую. Наша аппаратура оказывается более устойчивой к любым помехам, к влиянию любых техногенных или политических проблем.

- То есть наша система "ГЛОНАСС" конкурентоспособна?

- А насколько доступна?

- На сегодня можно говорить, что если какие-то специальные потребители пользуются только системой "ГЛОНАСС", а не совмещенной аппаратурой системой GPS и "ГЛОНАСС", то тогда территория покрытия до 90% будет на территории РФ и около 80% по всему миру. Причем, хочу подчеркнуть, что реально покрывается не просто поверхность земного шара, но и 2 тысячи километров над поверхностью. То есть и самолеты, и низколетящие космические аппараты, ракеты-носители, разгонные блоки также используют эту аппаратуру.

- А кто сейчас пользуется системой "ГЛОНАСС"?

- Практически современные государства во всей своей инфраструктуре используют системы, которые дают высокоточные сигналы времени. Это применение и в мобильной связи, все сотовые сети используют систему "ГЛОНАСС" или "ГЛОНАСС" - "GPS". В России мы сейчас меняем те станции базовые спутниковой сети, которые использовали только GPS, на блоки "ГЛОНАСС"-GPS. Соответственно, также используется для системы связи для других структур, в частности, для перекачки нефти, газа, для других протяженных, таких как электроснабжение, ряд других систем… Используют также строители для дорожной техники, жилищно-коммунальной техники. Используется это также и всеми видами транспорта, конечно же: авиационный транспорт, железнодорожный, морской, речной, и самое массовое применение на сегодня - это автомобильный транспорт.

- Юрий Матэвич, почему 24 спутника? Объясните, если это возможно, какова схема их распределения.

- На сегодня принята схема, при которой мы считаем, что от 24 спутников будет 100-процентное покрытие постоянно до 2000 километров над всей поверхностью земного шара. Реально так же была построена и система американской Navstar, или GPS, как мы ее называем. 24 космических аппарата дают это покрытие, просто равномерно распределенное у американцев по 6 плоскостям, у нас - по 3 плоскостям. Более того, сейчас принято решение пойти вслед за тем преимуществом, которое дает большее количество спутников. У американцев на сегодня 30 работающих спутников на орбите. Создающаяся система "Галилео" объявила о том, что она будет иметь тоже около 30 спутников на орбите,из них 27 работающих. Принято решение для того, чтобы конкурентные преимущества нашей системы были очевидны, будет не 24, а большее количество спутников.

- Систему "Галилео" китайцы создают?

- Система "Галилео" создается Европой. К сожалению, они отстают уже на сегодня на 8 лет. Почему к сожалению? Потому что с точки зрения потребителей, чем больше систем можно использовать, тем выше точность, выше надежность аппаратуры и соответственно лучше качество. И отставание это, наверное, будет накапливаться. Объявили европейцы о том, что к 2013 году будут развернуты их системы "Галилео", но я думаю, что они немножко еще задержатся, потому что на сегодня первый тендер прошел - от 20 компаний осталось 11 компаний, но еще и среди них они будут продолжать выбор, только после этого начнут делить деньги. А китайская система, которую вы упомянули ("Компас") она имеет на сегодня только 1 спутник на орбите, который является демонстратором. У европейцев хотя бы 2 спутника.

- Но сегодня китайцы полетели в космос и там будут выполнять новые задачи, так что, возможно, скоро они нам составят конкуренцию.

- Речь идет о навигационной системе, и здесь, я думаю, что реально 2 системы, те, которые развернуты, это "ГЛОНАСС" и GPS, - реально работающие. Все остальное не так просто. Ведь действительно для того, чтобы создать подобные системы, надо затратить очень много ресурсов, и в первую очередь интеллектуальных. Так, например, второй демонстратор, который полетел, европейский, показал то, что у них есть проблемы с совместимостью, даже их внутренних систем министерства обороны Германии, по электромагнитной совместимости со спутником.

- Каков срок действия спутников и насколько затратно их менять? Такая необходимость возникнет ведь?

- Да, действительно, спутники меняются. И если предыдущие наши спутники имели гарантированный срок активного существования 3 года, а работали в среднем чуть дольше, 4 и чуть больше лет, то сейчас мы запускаем аппараты "ГЛОНАСС-М", которые имеют срок активного существования 7 лет. Ну и, соответственно, это дает нам возможность менять их реже. И сейчас мы, наращивая группировку, создаем новые спутники "ГЛОНАСС-К", летно-конструкторские испытания которых начнутся в 2010 году.

- Как обстоят дела с производством приемников "ГЛОНАСС?"

- На сегодня многие коммерческие фирмы, многие государственные предприятия занимаются созданием навигационной аппаратуры для потребителей. И можно сказать о том, что здесь идет настоящий взрыв с точки зрения бурного роста этой области.

- Кто наши первые клиенты на мировом рынке потенциальные?

- Системой "ГЛОНАСС" хотят пользоваться многие страны, если вы это имеете в виду. И здесь мы работаем и с Белоруссией, и с Украиной, и с Казахстаном, и с другими республиками бывшего СССР. Но также выражено желание многими другими странами работать - это и арабские страны, и страны Латинской Америки. Почему? Да просто потому, что качество двух систем всегда выше, чем качество одной системы. И, как я уже говорил, ниже политические и другие риски.

- Юрий Матэвич, расскажите, как будет использоваться этот прибор на бытовом уровне? Когда станут возможными такие услуги, как электронные браслеты для заключенных, когда система "ГЛОНАСС" будет включена в цену продаваемого автомобиля и так далее?

- В принципе уже сейчас многие используют системы навигации, использующие систему "ГЛОНАСС" и GPS. И на сегодня можно говорить о том, что с Федеральной службой исполнения наказаний мы ведем сейчас уточнение технических требований, по которым будет изготавливаться аппаратура, которая будет в дальнейшем использоваться. Здесь два вопроса. Первый – это организационно-правовой вопрос, этот вопрос за Федеральной службой исполнения наказания. А с точки зрения техники мы, конечно же, решим все проблемы.

Россия выходит в лидеры по созданию НАП геодезического класса

О результатах работы аппарата главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей (НАП) в 2017 году и планах на 2018 год, создании приемника нового поколения, внедрении спутниковой навигации в робототехнике, а также международном сотрудничестве журналу «Вестник ГЛОНАСС» рассказал начальник аппарата Алексей Муравьев.

- Какие вопросы решались аппаратом главного конструктора НАП по международной линии?

- Мы в этом году, наконец, закончили работу по созданию первого операционного стандарта на навигационные приемники системы ГЛОНАСС. Эту работу мы проводили, естественно, не в одиночку, а совместно с нашими коллегами по отрасли. Стандарт – первая ласточка. Сейчас по образу и подобию мы готовим комплект таких документов, например, начинаем работу по созданию аналогичного операционного стандарта для EUROCAE. Кроме того, стоит задача распространения указанного первого стандарта на двух- и трехдиапазонные приемники.

В комитете по ГНСС при ООН в этом году мы принимали участие в обсуждениях проектов высокоточной навигации, проводимых в рамках интернациональной сети International Global Service (IGS). В итоге этой работы мы должны получить новый методический аппарат, который повысит эффективность сети станций и их точность. Мы, безусловно, должны участвовать в этой программе в основном силами Информационно-аналитического центра координатно-временного и навигационного обеспечения.

Важное значение имеет активно продолжающееся обсуждение предложений о создании единой шкалы времени для всех ГНСС.

На заседании в Киото мы инициировали еще одну тематику. АО «КБ НАВИС» в рамках работ по текущей ФЦП «ГЛОНАСС» разработано изделие «Кристалл-ВТ». Это новый геодезический приемник на современной электронно-компонентной базе. По результатам тестов показано, что с ним мы вышли на уровень лучших зарубежных аналогов НАП. Приемником достигнута среднеквадратическая погрешность местоопределения в автономном режиме, то есть по одному измерению, по реальным сигналам четырех ГНСС, без помощи каких-либо дополнений, порядка 0,4 метра. С учетом того, что в аналогичных условиях, только при работе с одной GPS, американскими специалистами анонсирована в этом году среднеквадратичная погрешность в пределах 0,3…0.7 метра, можно говорить о соизмеримых результатах. В то же время, наш приемник при работе только по ГЛОНАСС дает среднеквадратичную погрешность в 3,4 метра, но это вопрос не к нему, а к системе в целом. Таким образом, мы делаем вывод, что качество нашей НАП не уступает лучшим зарубежным образцам и при условии достижения ГЛОНАСС соответствующих характеристик космического комплекса, потребителям отечественной системы будет обеспечен уровень навигационного обеспечения, паритетный с ГНСС GPS и Galileo.

Кроме того, провайдеры всех четырех ГНСС ставят задачу по достижению к 2030 году характеристик примерно 0,5 метра предельной погрешности по уровню вероятности 95% (двукратная среднеквадратичная погрешность). В космическом сегменте ГЛОНАСС сейчас сложный период замены космических аппаратов на новое поколение, у которого более стабильные бортовые стандарты частоты. Целесообразно предложить формирование специальной программы экспериментальных исследований с целью имитации планируемых состояний орбитальной группировки и определения работы НАП в различных условиях.

Перед вводом новых сигналов мы предлагаем промоделировать, какая ситуация возникнет. Ведь у нас теперь есть высококлассная навигационная аппаратура, которая может использоваться в качестве тестового приемника. Таким образом, мы можем сымитировать ситуацию и сказать, что у нас произойдет, когда мы будем вводить новые сигналы ГЛОНАСС, GPS, Galileo и BeiDou. Мы предлагаем решить такую задачу не только у нас, но и за рубежом. Чтобы в нем приняли участие все провайдеры ГНСС. Оборудование и НАП пусть используют свои, но методический аппарат должен быть общим. Таким образом, мы повысим надежность навигационного обеспечения, в том числе, защитив его и от некорректных действий, которые могут возникнуть в будущем.

По сути, мы получаем в руки аппарат для оценки взаимодополняемости. Так будет оценена не только общая точность определения координат, но и системные показатели, которые бы зависели от многих параметров ГНСС и позволяли бы оценивать вклад отдельных ГНСС в общую работу.

Соответствующее предложение было сделано в нашем докладе на заседании секции рабочей группы Комитета ООН по ГНСС в Киото. Руководством нашей рабочей группы нам дано поручение представить более углубленный доклад с конкретными предложениями по организации проекта на следующем заседании, которое пройдет через полгода.

Кроме этого, активно развивается российско-китайское сотрудничество. В этом году прошел эксперимент «Шелковый путь» по навигационному обеспечению пути из Китая в Европу через Россию. В рамках проекта было проведено тестирование различной НАП. По итогам тестирования видно, что российские приемники, например, NV-08, показали себя хорошо и работают не хуже зарубежной НАП. Рассчитываем, что эксперимент позволит выработать единые технические требования к аппаратуре, которой будет оснащаться транспорт, идущий по «Шелковому пути». Причем, итогом работы должен стать не только список аппаратуры, которую можно ставить на фуры, но и предложения и конкретные решения по созданию системы навигационного обеспечения транспорта с помощью функциональных дополнений на всем протяжении российского отрезка «Шелкового пути». Двухстороннее сотрудничество развивается также в сфере высокоточной навигации. Для всего этого нужна система стандартов, решение о создании которой мы с китайской стороной приняли в уходящем году.

В Москве начал работу Совет главных конструкторов НАП

24 октября в Москве начал работу Совет Главных конструкторов предприятий разработчиков и производителей навигационной аппаратуры.

На Совете была высказано высказана озабоченность засильем некачественной продукции на рынке спутниковой навигации, причем это оборудование и навигационные модули применяются не только в частных компаниях, но что самое страшное и недопустимое в государственных системахн. На рынке существует неопределенность для производителей, а без четкого понимания перспектив развития рынка, точных сроков обязательного оснащения определенных категорий транспортных средств запуск серийного производства сопряжен с большими рисками.

Важная проблема в применении некачественного самого дешевого навигационного оборудования это безопасность и надежность таких решений с точки зрения уязвимости ГНСС.

Наиболее важной задачей стоящей перед Советом определена необходимость согласования позиций членов Совета с целью закрепления ГЛОНАСС как основной навигационной технологии для применения в России.


Премьер-министр России Михаил Мишустин поручил вице-премьеру Юрию Борисову и гендиректору госкорпорации «Роскосмос» Дмитрию Рогозину проработать вопрос регулярного выведения спутников компании «Ситроникс» на орбиту и использования получаемых с них данных дистанционного зондирования Земли.

Минпромторг выступил с предложением продлить до конца года эксперимент по эксплуатации беспилотных транспортных средств на дорогах общего пользования. Соответствующий проект постановления правительства был размещен на портале нормативно-правовых актов.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил план мероприятий по реализации государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации российской экономики. Согласно плану, до 2025 года предполагается создать систему мониторинга важной инфраструктуры на основе системы ГЛОНАСС.

Условия жесточайших западных санкций показали, что космическая отрасль эффективные других справилась с вопросом отказа от иностранных комплектующих. Об этом заявил в четверг вице-премьер РФ Юрий Борисов в ходе Национального промышленного саммита «Промышленная политика в новых реалиях».

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Индийская региональная навигационная спутниковая система (IRNSS) – это автономная система, предназначенная для предоставления геопространственной информации о местоположении в пределах Индийского субконтинента. Проект был разработан ISRO (Индийской организацией космических исследований) и одобрен Правительством Индии в 2006 году. Предполагалось, что он будет завершён и начнёт функционировать в 2016 году.

Вопрос использования ГЛОНАСС в агропромышленном комплексе на страницах журнала поднимался ещё в 2017 году, в 2018 году больше внимания было уделено цифровизации экономики, но актуальность использования ГЛОНАСС никто не снимал. Современная отечественная сельскохозяйственная техника начала поступать в хозяйства, хоть и с иностранными комплектующими. Появились и новые «Кировцы», и комбайны Ростсельмаша, и прицепное (навесное) оборудование. Но их объёмы на российском рынке аграрных предприятий не впечатляют.

11 апреля 2019 года на сайте журнала «Вестник ГЛОНАСС» была опубликована заметка под названием «Провалившийся на этапе общественных обсуждений законопроект «О навигационной деятельности» пытаются «протащить» опять». В публикации приводятся высказывания оставшегося неназванным представителя грузоперевозчиков относительно поправок в закон «О навигационной деятельности», который утверждает, что эти поправки, будучи подвергшимися «критике со стороны отраслевых экспертов и общественности в марте, пытаются снова внести на рассмотрение». По его мнению, принятие предложенных поправок негативно скажется на потребителях, поскольку прописывается обязательность передачи навигационной информации от многофункциональных бортовых устройств автомобилей в контрольные и надзорные органы через систему «Платон».

В октябре 2020 года с космодрома Плесецк запланирован запуск навигационного спутника «Глонасс-К». Аппарат уже доставлен на космодром, с ним ведутся работы по подготовке к пуску. Это будет третий спутник этой серии в орбитальной группировке.

О создании высокоорбитального космического комплекса ГЛОНАСС, повышении точности навигации и увеличении электронно-компонентной базы в соответствующих аппаратах в интервью ТАСС рассказал генконструктор ГЛОНАСС Сергей Карутин.

— Какие основные задачи выполняет ГЛОНАСС?

— В 2020 году завершается очередное десятилетие развития отечественной глобальной навигационной спутниковой системы — ГЛОНАСС. Начавшееся в 2006 году восстановление группировки дает видимые результаты, сегодня нашу повседневную жизнь сложно представить без сплошного искусственного радионавигационного поля, которое орбитальная группировка ГЛОНАСС предоставляет потребителям в глобальном масштабе с 2011 года.Сегодня сигналы ГЛОНАСС используются для спасения жизней при дорожно-транспортных происшествиях, мониторинге и диспетчеризации воздушного, наземного и водного транспорта, синхронизации сетей подвижной сотовой связи и элементов энергосистемы страны, управления дорожной и сельскохозяйственной техникой и многих других.

Восстановление орбитальной группировки в 2011 году обеспечило полную навигационную независимость Российской Федерации. Несмотря на то что ГЛОНАСС предоставляет потребителям четыре типа навигационных услуг, всех интересует именно базовая. Это вполне объяснимо — она используется всеми потребителями, поэтому хочется рассказать о перспективах именно ее развития.

— В каком составе сейчас работает группировка ГЛОНАСС?

— Базовая навигационная услуга предоставляется посредством орбитальной группировки из 24 космических аппаратов (КА) в трех орбитальных плоскостях на средних круговых орбитах. Равномерное распределение КА по плоскостям обеспечивает глобальное мгновенное и всепогодное определение местоположения, параметров вектора скорости и ускорения потребителей, а также их временную синхронизацию.

Основу группировки составляют аппараты второго поколения — спутники «Глонасс-М», разработанные в 2003 году. Они демонстрируют фантастическую работоспособность, уже 14 космических аппаратов работают дольше гарантийного срока активного существования, четыре спутника в этом году празднуют 13-летнюю годовщину на орбите. Это превзошло все ожидания, ведь они не просто оказывают услугу, они успешно эксплуатируются расчетами Воздушно-космических сил Российской Федерации, которые обеспечивают постоянное повышение точности базовой услуги.

— Насколько улучшилась точность навигации?

— В 2014 году погрешность навигации за счет аппаратов составляла 1,4 м, но работа по повышению точности не останавливается ни на один день. 30 января этого года данные спутники обеспечили снижение погрешности до 0,9 м, а в течение недели погрешность не превышала 1,15 м.

Более того, запущенный 16 марта предпоследний спутник «Глонасс-М» показал точность предоставления базовой услуги 0,38 м на суточном интервале, его лучший недельный результат — 0,63 м

Необходимо отметить, что именно создание спутников «Глонасс-М» позволило потребителям во всем мире впервые получить навигационную услугу в двух диапазонах частот, что необходимо для снижения влияния ионосферы на точность навигации. Прием сигналов в двух диапазонах позволяет осуществлять навигацию в условиях возмущения этого слоя атмосферы во время магнитных бурь, вызванных солнечной активностью. Возмущения ионосферы приводят к увеличению погрешности навигации и временной синхронизации в несколько раз.

— В октябре планируется запуск спутника «Глонасс-К», чем он отличается от предыдущего поколения?

— На космодроме Плесецк готовится к запуску аппарат третьего поколения «Глонасс-К», он предоставит потребителям еще больше возможностей — новый сигнал в третьем частотном диапазоне. Новый сигнал — точнее и информативнее. Поэтому поэтапное обновление орбитальной группировки позволит гарантированно повысить качество базовой навигационной услуги.

— А выполняемые задачи чем-то отличаются?

— Первые космические аппараты данного поколения были запущены в 2011 и 2014 годах и позволили нам отработать технологии создания навигационных спутников в негерметичном исполнении, когда бортовая аппаратура находится вне гермоконтейнера космического аппарата. Подобное решение позволило более чем в полтора раза снизить массу спутника. Этот резерв обеспечил расширение функциональных возможностей космического аппарата.

Теперь аппараты «Глонасс» несут важную и благородную миссию бортового ретранслятора системы КОСПАС-SARSAT — поиска и спасания терпящих бедствие морских и воздушных судов.

С 1982 года система спасла уже более 50 тыс. жизней, и что интересно: практически сразу после запуска в ходе летных испытаний спутником был принят сигнал бедствия от потерпевшего крушение вертолета, и все пассажиры были спасены

— В 2021 году планируется первый запуск спутника «Глонасс-К2». Повысит ли он точность навигации?

— Опыт, полученный при создании аппаратов третьего поколения («Глонасс-К»), позволил разработать космический аппарат четвертого поколения «Глонасс-К2». Это уникальный космический аппарат — он предоставит гражданским потребителям пять навигационных сигналов, точность навигационного обеспечения за счет этого спутника будет менее 0,3 м, срок активного существования — не менее десяти лет.

— Как продвигается работа по импортозамещению комплектующих спутников?

— Невозможно пройти мимо вопроса обеспечения импортонезависимости, переход на использование отечественной электронной компонентной базы (ЭКБ) открыл нам возможность определять ее функционал, и огромную помощь нам оказывает в этой работе Минпромторг России. За прошедшие шесть лет в изготавливаемой сейчас бортовой аппаратуре доля ЭКБ отечественного производства уже достигла величины более 95 %.

— Ранее генеральный директор компании «Информационные спутниковые системы им. М.Ф. Решетнёва» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») Николай Тестоедов анонсировал создание нового сегмента спутниковой системы ГЛОНАСС. Когда ожидается первый запуск по программе?

— Наш традиционный фокус на потребителя сохраняется, проведенные исследования показывают растущие потребности в навигационных услугах в сложных условиях, при которых КА виден под углами более 25° над линией горизонта. Для удовлетворения потребностей потребителей в качественных услугах с помощью новых кодовых сигналов в 2021 году начнется создание высокоорбитального космического комплекса (ВКК) ГЛОНАСС. С запуском первого спутника в 2025 году и полным развертыванием группировки из шести космических аппаратов в трех плоскостях к концу 2027 года будет на 25% повышена точность навигации в Восточном полушарии.

В качестве основы для построения высокоорбитального космического комплекса будет использоваться прекрасно зарекомендовавшая себя платформа спутника «Глонасс-К», о которой уже подробно сказано выше.

— Существует какой-то контроль качества оказываемых навигационных услуг?

— Мы уделяем большое внимание контролю качества навигационных услуг ГЛОНАСС, и для решения данной задачи создана система контроля и подтверждения характеристик системы. Она включает сеть станций мониторинга сигналов ГЛОНАСС за рубежом, а также специализированные радиотелескопы, способные проводить анализ структуры и мощности радиосигналов у поверхности Земли. Результаты этого объективного мониторинга подтверждают правильность выбранных технических решений.

— Наблюдались ранее попытки создать помехи для работы российской навигационной системы?

— Важным вопросом является защита навигационных диапазонов частот от несанкционированных помеховых воздействий, и контроль за электромагнитной обстановкой в них стал для нас приоритетнейшей задачей, которую в первую очередь предстоит решать в нормативном поле.

В ближайшие годы запланирована большая работа по созданию комплексной системы нормативно-правового регулирования в сфере навигационной деятельности, выпуск целого ряда ключевых документов, гарантирующего потребителям требуемый уровень качества услуг со стороны операторов системы.

— В прошлом году был разработан Стандарт эксплуатационных характеристик ГЛОНАСС. Зачем он нужен?

— Этот основополагающий документ устанавливает значения достигнутых навигационных характеристик ГЛОНАСС с существенным гарантированным запасом, которые в сочетании с условиями приема сигналов и априорными оценками характеристик аппаратуры потребителя могут позволить потребителю оценить для себя конечные характеристики при решении конкретной задачи.

Стандарт является основой для проведения сертификации услуг ГЛОНАСС, а также для разработки стандартов более низкого уровня на конкретные образцы НАП, системы на основе ГЛОНАСС, для разработки международных стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Международной морской организации (ИМО) и др.

Использование унифицированной номенклатуры эксплуатационных параметров и методик их расчета всеми ГНСС, включая ГЛОНАСС, GPS, Galileo и BDS, является общепринятой мировой практикой. Аналогичные стандарты уже опубликованы для GPS, Galileo и BDS и постоянно обновляются.

— Как в ближайшее время планируется улучшать точность навигации ГЛОНАСС?

— Одной из важнейших задач 2020 года является гармонизация потребительского интерфейса ГЛОНАСС. Выше было отмечено влияние среды распространения на точность навигации, поэтому готовятся к опубликованию новые редакции интерфейсных контрольных документов (ИКД) ГЛОНАСС, которые описывают параметры взаимодействия между аппаратами «Глонасс» и навигационной аппаратурой потребителя.

Изменения ИКД для сигналов с частотным и кодовым разделением для передачи дополнительной информации обеспечат обратную совместимость для бессбойной работы существующего парка навигационной аппаратуры потребителя и передачу параметров тропосферы и ионосферы в дополнительных разрядах.

В АО

Военно-промышленная комиссия РФ приняла решение о переформатировании работы АО «ГЛОНАСС», контролируемого госкорпорациями «Ростех» и «Роскосмос» (сейчас АО «ГЛОНАСС» эксплуатирует государственную автоматизированную систему «ЭРА-ГЛОНАСС»). По результатам заседания межведомственной рабочей группы по вопросам разработки и использования электронной компонентной базы (проводил зампредколлегии ВПК Олег Бочкарев) АО «ГЛОНАСС» поручено назначить должностное лицо — главного конструктора, ответственного за использование и развитие технологической инфраструктуры ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» в интересах государственных и иных информационных систем, осуществляющих сбор и обработку навигационной информации.

Вместе с этим главе АО «ГЛОНАСС» Андрею Недосекову поручено сформировать совет главных конструкторов предприятий, выполняющих работы по использованию и развитию инфраструктуры ЭРА-ГЛОНАСС, созданию автомобильных устройств с ГЛОНАСС. Совет будет работать на базе одной из организаций — производителей электронно-компонентной базы. Где именно — решат в АО «ГЛОНАСС».

ЭРА-ГЛОНАСС представляет собой весьма перспективную инфраструктуру: пока она только сформирована и начинает работать (автомобилями с терминалами ЭРА-ГЛОНАСС оборудовано менее 1% машин). Но в перспективе нескольких лет, когда ЭРА-ГЛОНАСС станет обязательным атрибутом всех машин, это будет крупнейшая база данных всех авто в стране: она будет знать кто, куда, когда ездил, где нарушал правила, когда попадал в аварии. В информационном плане ЭРА-ГЛОНАСС станет паспортом автомобиля — по его показаниям будет оформляться ДТП. Возможность постоянной связи и управления автомобилем откроет сотни новых функций, в числе которых может быть дистанционная разблокировка машины либо выключение зажигания.

Внимание к деятельности АО «ГЛОНАСС» объяснимо и тем, что на ее основе планируется масштабная коммерция: в ближайшие три года на ЭРА-ГЛОНАСС выделяются средства бюджета, а далее предусматривается самоокупаемость. Эта задача теперь осложняется дополнительным требованием: использовать российскую ЭКБ.

Прямо сейчас, если задаться целью наладить производство терминалов ЭРА-ГЛОНАСС с российской ЭКБ, можно сделать прибор не более чем на 30% российский. На импортозамещение остальных комплектующих потребуется от одного до трех лет при соответствующем объеме инвестиций. Все эти действия лягут на совет главных конструкторов АО «ГЛОНАСС», которые будут рассматривать предложения и утверждать планы по НИОКРам.

Основная проблема в том, что российская микроэлектроника на выходе получится ощутимо дороже аналогов из Юго-Восточной Азии. По экспертной оценке, представленной «НИИМЭ и Микрон», конечная цена терминала ЭРА-ГЛОНАСС из ЭКБ отечественного производства будет в три раза выше, чем такого же устройства из ЭКБ импортного происхождения, — 12 тыс. рублей против 4 тыс. Здесь понадобятся меры по ограничению использования зарубежной ЭКБ и преференции для российских производителей, разработкой которых поручено заняться Минпромторгу.

В перечне поручений по итогам совещания межведомственной рабочей группы коллегии ВПК по вопросам разработки и производства ЭКБ (состоялось в феврале, копия документа есть в «Известиях») содержится поручение Минпромторгу «подготовить предложения по корректировке технического регламента Таможенного союза (ТС) «О безопасности колесных транспортных средств» в части установления требований по использованию навигационных терминалов ЭРА-ГЛОНАСС с использованием российской ЭКБ». Подготовка этих предложений указывает на то, что российским производителям микроэлектроники хотят обеспечить преференции не только в сфере госзакупок, но также в масштабах всего автомобильного рынка Таможенного союза, поскольку терминалы ЭРА-ГЛОНАСС (в других странах союза система называется иначе при аналогичном функционале) с 2017 года становятся обязательной комплектацией для всех новых автомобилей, регистрируемых в странах ТС. То есть суммарно речь может идти о рынке с потенциалом 2 млн устройств в год только терминалов ЭРА-ГЛОНАСС. Если прибавить сюда емкость рынка бортовых тахографов, устройств системы «Платон», то емкость рынка уже более 2,5 млн устройств в год.

Читайте также: