Главный конструктор окбм африкантов

Обновлено: 05.05.2024

«ОКБМ Африкантов» (входит в «Росатом») - это одно из самых засекреченных и закрытых предприятий Нижнего Новгорода. Именно они стояли у истоков атомного машиностроения в нашей стране, а сейчас они разрабатывают и производят ядерные реакторные установки для флота, в том числе для атомных ледоколов, промышленные реакторы, являются главным конструктором и комплектным поставщиком реакторных установок на быстрых нейтронах, также они специализируются на различном насосном оборудовании и т.д.

Предприятие ведёт свою историю с 27 декабря 1945 года. Именно эта дата стоит на постановлении Совета народных комиссаров СССР № 3176–964сс, предписывающем образовать особое конструкторское бюро - «ОКБ по проектированию специальных машин» - при Артиллерийском заводе имени Сталина (завод № 92, сегодня это - Нижегородский машиностроительный завод), чтобы разрабатывать оборудование для решения задач советского «Атомного проекта». Долгое время эта информация была засекречена и официально считалось, что День рождения завода - 1 марта 1947 года, когда было подписано постановление Совета министров СССР о начале производства нового оборудования и утверждении штатного расписания сотрудников ОКБ. Вот так и началась важная и славная история этого секретного завода.

Игорь Иванович Африкантов (1916–1969) - советский конструктор и организатор работ по созданию ядерных реакторов и оборудования для атомной промышленности, гражданского и военно-морского флота, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий, основатель, начальник и главный конструктор (с 1951) нижегородского Опытного конструкторского бюро машиностроения (ОКБМ). Игорем Африкантовым была разработана и сформирована уникальная структура ОКБМ, включающая специализированные конструкторские и расчетные подразделения, исследовательские лаборатории и опытное машиностроительное ¬производство. Уже к 1970 году конструкторское бюро стало способно самостоятельно изготавливать и осуществлять испытания практически всех видов разрабатываемого оборудования. В машиностроении Африкантов стал первым, кто замкнул режим проектирования внутри самого конструкторского бюро. С 1998 года ОКБМ носит имя Игоря Африкантова.

С 1955 года в ОКБМ разработано несколько поколений судовых атомных энергоустановок, которые были установлены на 8 атомных ледоколах и ледокольно-транспортном судне-лихтеровозе «Севморпуть». Первая же ядерная силовая установка была предназначена для ледокола «Ленин». Именно это судно стало первым в мире в своём классе. Так если раньше дизельные ледоколы за час своей работы сжигали до 3 тонн нефти, т.е. топливо составляло примерно треть веса, то наш атомный собрат в сутки расходовал всего 45 граммов ядерного горючего, где-то со спичечный коробок размером. Кстати, атомный ледокол «Ленин» мы построили всего за шесть лет, тем самым по полной и в этом деле утёрли нос американцам, которые строили свое атомное судно – «Саванна». За создание первого атомного ледокола ОКБ завода № 92 наградили орденом Ленина, многие сотрудники ОКБ и завода № 92 получили государственные награды.

Также ОКБМ Африкантов – это проектировщик первого в мире опытно-промышленного реактора на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем БН-350. Он был запущен в 1973 году в г. Шевченко (Казахстан), без аварий проработал до 1999 года. Выведен из эксплуатации рекордно быстро. Безопасный слив натрия в Англии на реакторе PFR осуществили за 2 года, во Франции на реакторе PHENIX – за 2,5 года. В Казахстане такая работа заняла всего 18 часов благодаря специально изобретенному устройству, собранному по аналогии с обычным сифоном.

Всего по проектам и с участием предприятия было создано около 500 ядерных реакторов и паропроизводящих установок, сотни единиц ответственного оборудования для объектов атомной промышленности, энергетики, военно-морского и гражданского флота. Из последних новостей, на ОКБМ разработали РУ РИТМ-200 для атомного ледокола «Арктика». Установка включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый. Планируется, что «Арктика» станет самым большим и мощным ледоколом в мире.

Сегодня ОКБМ Африкантов - это: Предприятие занимает 42 гектара; Научно-исследовательский и испытательный комплекс - более 70 стендов, площадь - 22 000 кв. м.; Производственный комплекс: 530 единиц технологического оборудования, площадь - 31 700 кв. м. На предприятии трудятся более 4 200 сотрудников, средний возраст которых 42 года. Между прочим, среди них - 2 академика РАН, 23 доктора и 72 кандидата технических наук.

На данный момент я уже лично посетил более 400 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:

Заказчиками продукции АО «ОКБМ Африкантов» (далее ОКБМ) являются предприятия Госкорпорации «Росатом», атомного машиностроения, судостроительной промышленности, министерство обороны РФ.
75-летний опыт проектирования, высокий научно-технический и производственный потенциал позволяют АО «ОКБМ Африкантов» на высоком уровне решать научно-технические проблемы создания атомных энергетических установок различных типов и оборудования для них с выполнением самых высоких требований по безопасности и надежности.

На базе научно-исследовательского экспериментального комплекса ОКБМ проводятся испытания сосудов высокого давления, широкой гаммы теплообменного оборудования и парогенераторов на параметры пара до 550 0С и 16 МПа, насосов производительностью до 20000 м3/ч и газодувок, всех видов энергетической арматуры, точного электромеханического оборудования, приводов, манипуляторов и других механизмов для различных отраслей промышленности.

Производственный комплекс ОКБМ, оснащенный современным технологическим оборудованием, позволяет обеспечивать выполнение функций Головного поставщика по всему спектру проектируемого оборудования.

ОКБМ участвует в программе комплексной утилизации атомных кораблей на этапах обеспечения безопасного отстоя с невыгруженным топливом и выгрузки отработанного ядерного топлива. Предприятие имеет статус Головного предприятия по техническому обеспечению перегрузки топлива и является разработчиком соответствующего технологического оборудования. Одновременно ОКБМ участвует в работах по обращению с отработанным ядерным топливом судовых реакторов и разработке средств для его хранения и транспортировки.

Наряду с решением проблем атомной энергетики ОКБМ в рамках конверсии разработало ряд установок и оборудование для химических и нефтеперерабатывающих производств.

АО «ОКБМ Африкантов» проводит совместные работы с иностранными фирмами, сотрудничает с МАГАТЭ, активно участвует в международных конференциях и симпозиумах.

АО «ОКБМ Африкантов» готово сотрудничать с российскими и зарубежными партнерами в исследованиях, разработках и производстве высокотехнологичных изделий для атомной энергетики.


кон­струк­тор, орга­ни­за­тор работ по созда­нию ядер­ных реак­то­ров и обо­ру­до­ва­ния для атом­ной про­мыш­лен­но­сти. С 1951 г.—началь­ник и глав­ный кон­струк­тор ниже­го­род­ского ОКБМ. Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1960). Лау­реат Ленин­ской (1958) и Государ­ствен­ной (1953) пре­мий СССР.

Игорь Ива­но­вич Афри­кан­тов родился 21 октября 1916 года в дер. Пуш­карка Арза­мас­ского рай­она Горь­ков­ской обла­сти в семье сель­ских учи­те­лей. Окон­чил школу 1-й сту­пени в г. Арза­масе, школу 2-й сту­пени — в 1933 году в г. Горь­ком, куда пере­ехала его семья.

Вели­ко­леп­ные при­род­ные дан­ные — уни­каль­ная память, ана­ли­ти­че­ский ум и колос­саль­ная рабо­то­спо­соб­ность — уже с юных лет опре­де­лили инте­рес Игоря Ива­но­вича к точ­ным нау­кам, а спо­соб­но­сти к меха­нике — его даль­ней­шую судьбу как инже­нера-меха­ника и талант­ли­вого кон­струк­тора.

В 1934 году посту­пил на обще­тех­ни­че­ский факуль­тет Горь­ков­ского меха­нико-маши­но­стро­и­тель­ного инсти­тута, окон­чив его с отли­чием в 1939 году по спе­ци­аль­но­сти «инже­нер-меха­ник по меха­ни­че­скому обо­ру­до­ва­нию судов».

С 1939 по 1942 гг. И.И. Афри­кан­тов — началь­ник группы кон­струк­тор­ского бюро Ста­лин­град­ской судо­стро­и­тель­ной верфи (завод № 246), затем сда­точ­ный меха­ник и отвест­вен­ный сдат­чик судов. В даль­ней­шем пере­шел рабо­тать на завод № 92 (г. Горь­кий, позд­нее Горь­ков­ский маши­но­стро­и­тель­ный завод — ГМЗ, также изве­стен как «Новое Сор­мово»), где зани­мал после­до­ва­тельно про­шел долж­но­сти: началь­ник отде­ле­ния, заме­сти­тель началь­ника цеха, началь­ник инстру­мен­таль­ного цеха, заме­сти­тель глав­ного тех­но­лога, заме­сти­тель началь­ника Осо­бого кон­струк­тор­ского бюро по опыт­ным рабо­там, заме­сти­тель началь­ника-глав­ного кон­струк­тора ОКБ. В 1951 года И.И. Афри­кан­това назна­чают глав­ным кон­струк­то­ром ОКБ завода, а через три года — началь­ни­ком и глав­ным кон­струк­то­ром ОКБ завода № 92.

В 1964 году И.И. Афри­кан­тов ста­но­вится началь­ни­ком и глав­ным кон­струк­то­ром Опыт­ного кон­струк­тор­ского бюро маши­но­стро­е­ния (ОКБМ).

Одновре­менно с 1958 года Игорь Ива­но­вич рабо­тает пре­по­да­ва­те­лем, а с 1962 по 1969 гг. — заве­ду­ю­щим кафед­рой про­ек­ти­ро­ва­ния и экс­плу­а­та­ции реак­то­ров на создан­ном по его ини­ци­а­тиве физико-тех­ни­че­ском факуль­тете Горь­ков­ского поли­тех­ни­че­ского инсти­тута.

И.И. Афри­кан­тову выпала судьба стать непо­сред­ствен­ным участ­ни­ком и руко­во­ди­те­лем работ по созда­нию обо­ру­до­ва­ния диф­фу­зи­он­ных заво­дов, про­мыш­лен­ных ядер­ных реак­то­ров, реак­то­ров и паро­про­из­во­дя­щих уста­но­вок (ППУ) атом­ных судов и под­вод­ных лодок. Он являлся глав­ным кон­струк­то­ром пер­вой и модер­ни­зи­ро­ван­ной ППУ атом­ного ледо­кола «Ленин» и ледо­ко­лов про­екта 1052 («Арк­тика», «Сибирь»), ППУ атом­ных под­вод­ных лодок II и III поко­ле­ний, энер­ге­ти­че­ских реак­то­ров на быст­рых ней­тро­нах БН-350 и БН-600 и дру­гих про­ек­тов.

Основ­ные резуль­таты инже­нер­ной и про­из­вод­ствен­ной дея­тель­но­сти И.И. Афри­кан­това:

Созда­ние диф­фу­зи­он­ных машин для про­из­вод­ства обо­га­щен­ного урана

Основ­ное обо­ру­до­ва­ние диф­фу­зи­он­ных заво­дов, обес­пе­чив­шее про­из­вод­ство высо­ко­обо­га­щен­ного урана (до 90% по изо­топу U-235) для созда­ния атом­ного ору­жия раз­ра­ба­ты­ва­лось в нашей стране двумя кон­струк­тор­скими бюро: ОКБ завода № 92 (ОКБМ) и ОКБ ЛКЗ. ОКБМ за период с 1946 по 1957 гг. было раз­ра­бо­тано 25 типов диф­фу­зи­он­ных машин. Из них 12 выдер­жали при­е­моч­ные испы­та­ния, 9 типов было запу­щено в серий­ное про­из­вод­ство на ГМЗ. Этими маши­нами был осна­щен ряд диф­фу­зи­он­ных заво­дов, обес­пе­чив­ших потреб­но­сти страны в ору­жей­ном уране.

За раз­ра­ботку, осво­е­ние про­из­вод­ства, наладку и пуск диф­фу­зи­он­ных заво­дов И.И. Афри­кан­тов в 1953 году был награж­ден Ста­лин­ской пре­мией, а в 1958 году — Ленин­ской пре­мией за раз­ра­ботку диф­фу­зи­он­ной машины ОК-26 и орга­ни­за­цию ее серий­ного изго­тов­ле­ния.

При созда­нии диф­фу­зи­он­ных машин были раз­ра­бо­таны уни­каль­ные тех­но­ло­гии маши­но­стро­е­ния, кото­рые не только обес­пе­чили дли­тель­ную надеж­ную экс­плу­а­та­цию мно­гих тысяч машин, уста­нов­лен­ных на диф­фу­зи­он­ных заво­дах страны, но и были исполь­зо­ваны в даль­ней­шем при созда­нии ядер­ных паро­про­из­во­дя­щих и атом­ных энер­ге­ти­че­ских уста­но­вок. В их числе — кон­струк­ции насос­ного и теп­ло­об­мен­ного обо­ру­до­ва­ния, тор­це­вых (меха­ни­че­ских) уплот­не­ний валов насо­сов, гер­ме­тич­ных высо­ко­эко­но­мич­ных элек­тро­дви­га­те­лей, мно­го­сту­пен­ча­тых ком­прес­со­ров, ваку­умно-плот­ных запорно-регу­ли­ру­ю­щих кла­па­нов и дру­гого обо­ру­до­ва­ния.

Созда­ние машин боль­шой про­из­во­ди­тель­но­сти ОК-26 с повы­шен­ными тех­нико-эко­но­ми­че­скими пока­за­те­лями потре­бо­вало раз­ра­ботки ряда ори­ги­наль­ных кон­струк­тив­ных и тех­но­ло­ги­че­ских реше­ний. Это пер­вые из диф­фу­зи­он­ных машин, в кото­рых была достиг­нута удель­ная мощ­ность менее 15 кВт/кг•с, что стало резуль­та­том повы­ше­ния КПД ком­прес­со­ров и дви­га­теля и све­де­ния к мини­муму потерь напора в диф­фу­зи­он­ных кас­ка­дах. Для ОК-26 был создан самый мощ­ный и самый эко­но­мич­ный гер­ме­тич­ный дви­га­тель из всех суще­ство­вав­ших в этот период (при мощ­но­сти 80 кВт дви­га­тель имел КПД 96%).

Резуль­таты мас­штаб­ных иссле­до­ва­ний, свя­зан­ных с раз­ра­бот­кой уни­каль­ной кон­струк­ции узла уплот­не­ния вра­ща­ю­ще­гося вала ком­прес­сор­ных машин боль­шой про­из­во­ди­тель­но­сти, были обоб­щены И.И. Афри­кан­то­вым в его дис­сер­та­ции: «Кон­струк­ция, тео­рия и рас­чет уплот­не­ния вра­ща­ю­ще­гося вала диф­фу­зи­он­ных ком­прес­со­ров», защита кото­рой при­несла ему зва­ние док­тора тех­ни­че­ских наук (1958 год).

Про­мыш­лен­ные ядер­ные реак­торы для нара­ботки ору­жей­ных ядер­ных мате­ри­а­лов

И.И. Афри­кан­тов как глав­ный кон­струк­тор при­ни­мал уча­стие в про­ек­ти­ро­ва­нии, орга­ни­за­ции про­ве­де­ния опытно-экс­пе­ри­мен­таль­ных работ, внед­ре­нии в про­из­вод­ство и испы­та­ниях про­мыш­лен­ных уран-гра­фи­то­вых реак­то­ров (ПУГР), обес­пе­чи­вал уча­стие спе­ци­а­ли­стов ОКБМ в мон­таже и пус­ко­на­ладке обо­ру­до­ва­ния на ком­би­на­тах «Маяк», СХК и ГХК. Непо­сред­ственно руко­во­дил рабо­тами по созда­нию ПУГР ОК-120 (пущен в экс­плу­а­та­цию в 1958 году, про­ра­бо­тал до 1992 года), двух­целе­вых реак­то­ров (нара­ботка Pu и про­из­вод­ство теп­ло­вой энер­гии) ОК-135 и ОК-140 (1961—1992 гг.), АДЭ-2, АДЭ-4 и АДЭ-5 (пущены в 1964—1965 гг.). Послед­ние намного пере­крыли про­ект­ный срок службы (20 лет), надежно обес­пе­чи­вая теп­лом жите­лей горо­дов Желез­но­гор­ска, Том­ска и Север­ска.

Руко­во­дил рабо­тами по созда­нию тяже­ло­вод­ных про­мыш­лен­ных реак­то­ров ОК-190 и ОК-190М, а также экс­пе­ри­мен­таль­ных тяже­ло­вод­ных реак­то­ров типа ОК-177, постро­ен­ных в 1950-х годах с уча­стием ОКБМ в КНР и Юго­сла­вии.

Всего по про­ек­там и с уча­стием ОКБМ в период 1950—1960 гг. было постро­ено 9 ПУГР и 5 тяже­ло­вод­ных реак­то­ров. Их работа обес­пе­чила нара­ботку необ­хо­ди­мого стране коли­че­ства плу­то­ния и дру­гих ору­жей­ных ядер­ных мате­ри­а­лов. Одновре­менно на реак­то­рах типа АДЭ был полу­чен успеш­ный опыт атом­ной теп­ло­фи­ка­ции боль­ших горо­дов.

Ядер­ные реак­торы и паро­про­из­во­дя­щие уста­новки для атом­ных ледо­ко­лов

И.И. Афри­кан­тов — глав­ный кон­струк­тор пер­вой реак­тор­ной уста­новки для атом­ного ледо­кола «Ленин» (1954 год). Под его руко­вод­ством в крат­чай­ший срок — менее чем за два года — была раз­ра­бо­тана и запу­щена в про­из­вод­ство пер­вая судо­вая уста­новка с тремя реак­то­рами водо-водя­ного типа мощ­но­стью 90 МВт каж­дый. В период 1958—1959 гг. с уча­стием спе­ци­а­ли­стов ОКБМ на Адми­рал­тей­ском судо­стро­и­тель­ном заводе был выпол­нен мон­таж и ком­плекс­ные испы­та­ния этих реак­то­ров в составе ледо­кола. И.И. Афри­кан­тов был чле­ном государ­ствен­ной комис­сии по испы­та­ниям и при­емке ледо­кола «Ленин».

Ледо­кол интен­сивно экс­плу­а­ти­ро­вался в Арк­тике в тече­ние 6-ти нави­га­ций. Успеш­ная экс­плу­а­та­ция этого атом­ного ледо­кола поло­жила начало созда­нию в нашей стране граж­дан­ского атом­ного флота, спо­соб­ство­вала появ­ле­нию новой отрасли про­мыш­лен­но­сти — атом­ное судо­стро­е­ние. За эту работу И.И. Афри­кан­тову, сов­местно с науч­ным руко­во­ди­те­лем работ акад. А.П. Алек­сан­дро­вым и глав­ным кон­струк­то­ром ледо­кола В.И. Нега­но­вым в 1960 году было при­сво­ено зва­ние Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда.

И.И. Афри­кан­тов — один из авто­ров кон­цеп­ции и ини­ци­а­то­ров созда­ния атом­ных паро­про­из­во­дя­щих уста­но­вок блоч­ного типа. Как глав­ный кон­струк­тор он воз­гла­вил работы по про­ек­ти­ро­ва­нию усо­вер­шен­ство­ван­ной ППУ ОК-900, исполь­зо­ван­ной для модер­ни­за­ции ледо­кола «Ленин» и созда­ния серии атом­ных ледо­ко­лов про­екта 1052 («Арк­тика», «Сибирь»). Всего на базе блоч­ных атом­ных ППУ, раз­ра­бо­тан­ных в ОКБМ, в СССР было постро­ено 8 атом­ных ледо­ко­лов.

Реак­торы и паро­про­из­во­дя­щие уста­новки для атом­ных под­вод­ных лодок

И.И. Афри­кан­тов — руко­во­ди­тель работ по раз­ра­ботке рабо­чей кон­струк­тор­ской доку­мен­та­ции и осво­е­нию про­из­вод­ства на заводе № 92 реак­то­ров для пер­вой АПЛ и назем­ного стенда ЯЭУ — 27/ВМ. С пере­хо­дом к серий­ному стро­и­тель­ству АПЛ (1957 год) он обес­пе­чил автор­ский над­зор за изго­тов­ле­нием обо­ру­до­ва­ния реак­тор­ных уста­но­вок и его мон­та­жом на заво­дах-стро­и­те­лях, а также уча­стие спе­ци­а­ли­стов ОКБ в пус­ко­на­ла­доч­ных испы­та­ниях и экс­плу­а­та­ции АПЛ пер­вого поко­ле­ния.

Как глав­ный кон­струк­тор ОКБМ в 1960-е годы воз­глав­лял работы по про­ек­ти­ро­ва­нию блоч­ных атом­ных ППУ для АПЛ II и III поко­ле­ний — ВМ-4 и ОК-650, осво­е­нию их в про­из­вод­стве и автор­скому сопро­вож­де­нию экс­плу­а­та­ции. Ука­зан­ные уста­новки были осво­ены в серий­ном про­из­вод­стве и исполь­зо­ва­лись в 1960—1970 гг. для мас­со­вого стро­и­тель­ства АПЛ раз­лич­ных типов, состав­ляя основу удар­ных сил оте­че­ствен­ного Военно-Мор­ского флота.

И.И. Афри­кан­тов руко­во­дил рабо­тами по про­ек­ти­ро­ва­нию и созда­нию ППУ с жид­ко­ме­тал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем сви­нец-вис­мут для серии высо­ко­ско­рост­ных АПЛ про­екта 705.

Работы ОКБМ обес­пе­чили зна­чи­тель­ное каче­ствен­ное совер­шен­ство­ва­ние кора­бель­ных ЯЭУ, спо­соб­ство­вали созда­нию новых клас­сов мно­го­целе­вых и ракет­ных АПЛ с высо­кими так­тико-тех­ни­че­скими харак­те­ри­сти­ками.

Реак­торы на быст­рых ней­тро­нах с натри­е­вым теп­ло­но­си­те­лем

И.И. Афри­кан­тов руко­во­дил рабо­тами ОКБМ по про­ек­ти­ро­ва­нию и осво­е­нию про­из­вод­ства пер­вого в мире энер­ге­ти­че­ского реак­тора на быст­рых ней­тро­нах с натри­е­вым теп­ло­но­си­те­лем БН-350 и сле­ду­ю­щего, более мощ­ного энер­ге­ти­че­ского реак­тора БН-600. Оба реак­тора были постро­ены с уча­стием ОКБМ и успешно экс­плу­а­ти­ро­ва­лись в тече­ние дли­тель­ного вре­мени: БН-350 — с 1972 по 1997 гг., БН-600 — с 1980 года по насто­я­щее время.

Для обос­но­ва­ния про­ек­тов этих реак­то­ров в ОКБМ по ини­ци­а­тиве и под руко­вод­ством И.И. Афри­кан­това была создана раз­ви­тая стен­до­вая база, поз­во­лив­шая выпол­нить ком­плекс­ные иссле­до­ва­ния и испы­та­ния узлов и обо­ру­до­ва­ния реак­то­ров с натри­е­вым теп­ло­но­си­те­лем.

Работы ОКБМ обес­пе­чили нашей стране лиди­ру­ю­щие пози­ции в обла­сти реак­то­ров на быст­рых ней­тро­нах. В насто­я­щее время реак­тор БН-600 успешно экс­плу­а­ти­ру­ется в ком­мер­че­ском режиме, явля­ясь самым круп­ным из дей­ству­ю­щих реак­то­ров этого типа в мире.

И.И. Афри­кан­това как руко­во­ди­теля отли­чало виде­ние пер­спек­тив раз­ви­тия раз­лич­ных направ­ле­ний исполь­зо­ва­ния атом­ной энер­гии, осо­бенно в Военно-Мор­ском и граж­дан­ском фло­тах. В связи с этим он настой­чиво доби­вался выде­ле­ния ОКБ из состава завода № 92, вхо­див­шего в состав Мини­стер­ства обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти, и обра­зо­ва­ния на его основе само­сто­я­тель­ного пред­при­я­тия атом­ного маши­но­стро­е­ния. Соот­вет­ству­ю­щее реше­ние пра­ви­тель­ства было при­нято в 1964 году. После­до­ва­тельно он доби­вался ком­плекс­ного раз­ви­тия ОКБМ как научно-про­из­вод­ствен­ного пред­при­я­тия с кон­струк­тор­ским отде­ле­нием и мощ­ной научно-иссле­до­ва­тель­ской, экс­пе­ри­мен­таль­ной и про­из­вод­ствен­ной базой, спо­соб­ного обес­пе­чи­вать систем­ную раз­ра­ботку и под­го­товку про­из­вод­ства ядер­ных реак­то­ров и обо­ру­до­ва­ния атом­ной энер­ге­тики.

Много вни­ма­ния И.И. Афри­кан­тов уде­лял и раз­ви­тию соци­аль­ной сферы пред­при­я­тия, при­ни­мал актив­ное уча­стие в обще­ствен­ной жизни города и обла­сти.

В повсе­днев­ной жизни Игорь Ива­но­вич был вели­ко­леп­ным собе­сед­ни­ком. Его энцик­ло­пе­ди­че­ские зна­ния в раз­лич­ных обла­стях делали его своим чело­ве­ком в любом обще­стве. Колос­саль­ные нагрузки физи­че­ского и мораль­ного плана серьезно подо­рвали его здо­ро­вье. Все сво­бод­ное время он про­во­дил на при­роде с семьей. Увле­кался фото­гра­фией, и в этом увле­че­нии добился про­фес­сио­наль­ного мастер­ства.

Награж­ден три­жды орде­ном Ленина (1951, 1959, 1960 гг.), орде­нами Тру­до­вого Крас­ного Зна­мени (1954 год), Крас­ной Звезды (1945 год), «Знак Почета» (1944 год) и меда­лью «За доб­лест­ный труд в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне 1941—1945 гг.».

И.И. Афри­кан­тов скон­чался 19 июля 1969 года.

В 2000 году имя И.И. Афри­кан­това при­сво­ено ФГУП «ОКБМ». В 2001 году в Ниж­нем Нов­го­роде на доме № 3 по улице по улице Несте­рова, уста­нов­лена мемо­ри­аль­ная доска в честь И.И. Афри­кан­това.

Литература


/ Под ред. д-ра техн. наук Н. М. Синева. — Л. : Судостроение, 1965. — 376 с. : черт. — Библиогр.: с. 368—373 (135 назв.).


: Доклад, представленный СССР на Третью международную конференцию по мирному использованию атомной энергии. Женева, 1964 // Атомная энергия. Том 17, вып. 5. — 1964. — С. 349—358.

АО «ОКБМ Африкантов» в декабре отмечает 75-летний юбилей. Публикуем интервью с генеральным директором-генеральным конструктором АО «ОКБМ Африкантов» Дмитрием Леонидовичем Зверевым.


— Дмитрий Леонидович, как можно кратко сформулировать, чем занимается предприятие под Вашим руководством?

— Миссия АО «ОКБМ Африкантов» – служить национальным интересам и развитию атомной отрасли, предоставляя полный комплекс услуг по разработке, изготовлению, поставке реакторных установок военного и гражданского назначения и их сервисного обслуживания в течение жизненного цикла. Наше предприятие сегодня имеет в своем арсенале несколько бизнес направлений: это корабельные реакторные установки, быстрые реакторы с натриевым теплоносителем, реакторные установки для атомных ледоколов и других судов, реакторные установки для атомных станций малой мощности, промышленные реакторы, высокотемпературные газоохлаждаемые реакторы, активные зоны и ядерное топливо, насосное и тепломеханическое оборудование для АЭС, оборудование обращения с ядерным топливом (перегрузочные комплексы), криогенное оборудование и оборудование для сжиженного природного газа.

— Предприятие в декабре текущего года отмечает свой 75-летний юбилей. Этот путь был наполнен трудностями и успехами. А с чего все начиналось?

— 20 августа 1945 года председатель ГКО СССР Иосиф Сталин подписал постановление о создании особого органа управления работами по урану. Наши предшественники из ОКБ Горьковского машиностроительного завода получили задание на разработку оборудования для газодиффузионных машин, предназначенных для обогащения урана. За десятилетие разработано, изготовлено и испытано 25 типов компрессоров для газодиффузионных машин, из которых по документации ОКБМ изготовлено и поставлено на монтаж 17 000 машин различной модификации, за что коллектив предприятия был удостоен трех премий в области науки и техники. Разработанные машины позволили решить проблему промышленного производства обогащенного урана для создания атомного оружия и энергетических реакторов в СССР. Большую роль сыграло это направление работ и в развитии и становлении самого предприятия.

Затем начались работы над промышленными реакторными установками. Разработка промышленных реакторов была вызвана потребностями в специальных ядерных оружейных материалах: плутонии и тритии для реализации программы производства атомного оружия. Первый промышленный уран-графитовый реактор «А», «Аннушка», как его ласково называли, был создан и введен в эксплуатацию в 1948 году на производственном объединении «Маяк» в городе Озерск Челябинской области. Для него АО «ОКБМ Африкантов» разработал механизм разгрузки топлива. В дальнейшем, по разработанным ОКБМ проектам было создано тринадцать промышленных реакторов. Опыт, накопленный нами более чем за полувековой период работы в области технологий промышленных уран-графитовых и тяжеловодных реакторов, широко используется при создании реакторных установок различного типа и назначения в России и за рубежом.

— Сегодня перед страной стоят другие задачи, одна из которых связана с освоением Арктики. Как ОКБМ вовлечено в ее решение?

— В 1954 году на предприятии начались работы над проектированием реакторных установок для атомных ледоколов, а в 1957 году первый в мире атомный ледокол «Ленин» уже был спущен на воду. Надо заметить, Россия – единственная в мире страна, обладающая атомным ледокольным флотом, а также лихтеровозом «Севморпуть». Реакторные установки для всех ледоколов и лихтеровоза спроектированы в стенах ОКБМ, кроме того мы осуществляем комплектную поставку оборудования РУ, авторский надзор, техническое сопровождение оборудования РУ и продление срока эксплуатации и ресурса РУ.

В указе Президента РФ «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», подписанном 26 октября текущего года говорится, в том числе, о мерах по выполнению основных задач по развитию инфраструктуры Арктической зоны. Такой мерой является строительство не менее пяти универсальных атомных ледоколов проекта 22220 и трех атомных ледоколов проекта «Лидер».


21 октября текущего года в состав атомного флота России после завершения ходовых испытаний передан самый мощный в мире ледокол нового поколения «Арктика» — первый из ледоколов проекта 22220, оснащенный реакторной установкой РИТМ-200 — инновационной, не имеющей зарубежных аналогов разработкой АО «ОКБМ Африкантов». Ввод в строй головного ледокола «Арктика» – это большая победа целой кооперации предприятий и специалистов – судостроителей, машиностроителей, проектантов и конструкторов. Реализация этого грандиозного проекта была бы невозможна без уникального коллектива – преданных своему делу профессионалов.

РУ РИТМ-200, спроектированная на основе опыта создания и эксплуатации реакторных установок атомных ледоколов с учетом тенденций развития мировой атомной энергетики, входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый. Основное преимущество силовой установки — в ее компактности и экономичности. В том числе это позволило сделать ледоколы двухосадочными и обеспечить улучшенные технические характеристики судна по скорости, ледопроходимости и другим параметрам. Самые большие и мощные в мире атомные ледоколы проекта 22220 — «Арктика», «Сибирь», «Урал», «Якутия», «Чукотка» — заменят отслужившие свой срок ледоколы и пополнят атомный флот России с учетом расширяющегося грузопотока. Комплектная поставка оборудования РУ РИТМ-200 для универсальных атомных ледоколов – задача АО «ОКБМ Африкантов» на ближайшие годы.

Еще один проект АО «ОКБМ Африкантов» по ледокольной тематике — проект реакторной установки РИТМ-400 для атомного ледокола «Лидер». Ледоколы «Лидер» нужны для обеспечения регулярной проводки судов по Северному морскому пути: «на восток» — с углеводородным сырьем с месторождений Ямальского, Гыданского полуостровов, с шельфа Карского моря и других на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона судов, и «на запад» — генеральных грузов из этих стран в Европу. Они дадут возможность выполнения грузоперевозок со скоростью, обеспечивающей большую коммерческую эффективность по сравнению с альтернативными маршрутами, точно в срок, «по расписанию», по сути вне зависимости от ледовой обстановки на трассе. В данный момент проект находится на завершающей стадии – начато строительство ледокола «Лидер» на ССК «Звезда» на Дальнем Востоке, а АО «ОКБМ Африкантов» подписало контракт с этим предприятием и приступило к изготовлению оборудования ядерной энергетической установки.

— Стратегической целью Госкорпорации «Росатом» является создание новых продуктов для российского и зарубежных рынков. Какие новые продукты предлагает АО «ОКБМ Африкантов»?

— Несомненно, новыми продуктами Госкорпорации «Росатом» являются атомные станции малой мощности (АСММ), а АО «ОКБМ Африкантов» — главный конструктор, изготовитель и комплектный поставщик реакторных установок для наземных и плавучих АСММ. Сегодня самая известная из них – плавучая АСММ – ПАТЭС «Академик Ломоносов» с двумя РУ КЛТ-40С с электрической мощностью 70 МВт. 22 мая текущего года плавучая атомная теплоэлектростанция с РУ КЛТ-40С разработки АО «ОКБМ Африкантов», не имеющая аналогов в мире, была введена в промышленную эксплуатацию на Чукотке в городе Певек. Этот проект может открыть новую эру в атомной энергетике, предложив надёжное энергоснабжение для островных и удаленных территорий. Успешная промышленная эксплуатация единственной в мире ПАТЭС закрепляет за российской атомной отраслью ряд новых приоритетов и создает уникальную возможность для развития нового сегмента атомной энергетики. Госкорпорация не останавливается на достигнутом: нами предложено усовершенствовать проект, создав оптимизированный плавучий энергоблок. ОПЭБ — это АСММ с двумя РУ РИТМ-200М с электрической мощностью 100 МВт. На сегодняшний день разработан эскизный проект ОПЭБ и начинается переход на фазу технического проектирования.


ПАТЭС «Академик Ломоносов»

Места, где нужны АСММ — регионы с децентрализованным электроснабжением, добывающие и перерабатывающие предприятия в удаленных районах, регионы и страны с невысокой потребностью в электроэнергии. Преимущества АСММ – её компактный размер, позволяющий размещать станции в удаленных районах на небольших площадках, небольшой срок строительства по сравнению с крупными энергообъектами, возможность использования не только для получения энергии и тепла, но и для опреснения морской воды, минимальные объемы и стоимость капитального строительства на площадке АЭС, простота в обслуживании, сравнительно небольшое количество персонала.

Ведутся работы по созданию таких новых продуктов как вентиляторы для метрополитенов, радиаторы для дизель-генераторов, мобильные установки для оценки качества состояния фильтров в защитных сооружениях объектов гражданской обороны. Мало, кто знает, что вентиляционное оборудование для новой станции нижегородского метрополитена «Стрелка» проектировали специалисты АО «ОКБМ Африкантов».

Достаточно широк профиль компетенций АО «ОКБМ Африкантов» в области инжиниринга теплообменных аппаратов. В текущем продуктовом портфеле несколько типов теплообменников, предназначенных для атомных станций, ледоколов, объектов ВМФ, пунктов хранения и переработки отработавшего ядерного топлива.

— Какие бизнес-направления АО «ОКБМ Африкантов» нельзя назвать новыми, но они остаются важными и перспективными на сегодняшний день?

— Таким бизнес-направлением является направление реакторных установок с реакторами на быстрых нейтронах для АЭС. Работы над реакторными установками на быстрых нейтронах начались более 60 лет назад, в том числе, по проекту БН-350, а затем БН-600, который отлично зарекомендовал себя на Белоярской АЭС. В 90-е годы началось многолетнее сотрудничество с Китаем, которое сейчас получило развитие в рамках заключенных рамочного и исполнительных контрактов на поставку оборудования для АЭС. Что касается Белоярской атомной станции – это, бесспорно, «мекка» для специалистов по быстрой атомной энергетике. В настоящее время на ее площадке эксплуатируются два промышленных энергоблока с реакторами БН-600 и БН-800, разработанными ОКБМ.


Реакторный зал БН-800

Это крупнейшие в мире действующие энергоблоки с реакторами на быстрых нейтронах. По показателям надежности и безопасности эти реакторы входят в число лучших ядерных реакторов мира. Наши специалисты сегодня работают над повышением конкурентоспособности энергоблоков с реакторами на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем, разрабатывая проект реакторной установки Поколения IV БН-1200. Энергоблоки с реакторами на быстрых нейтронах — это часть масштабного проекта «Росатома» по переходу ядерной энергетики на новую технологическую платформу к двухкомпонентной ядерной энергетической системе с замкнутым топливным циклом. За счет расширенного воспроизводства ядерного топлива и его рецикла обеспечивается многократное повышение использования энергетического потенциала природного урана. Вовлечение актинидов в топливный цикл быстрых реакторов с их выжиганием обеспечивает снижение количества долгоживущих радиотоксичных изотопов в РАО. На практике это означает возможность функционирования и развития экологически чистой ядерной энергетической системы в течение многих столетий без ограничений со стороны имеющихся топливных ресурсов.

Еще одна широко обсуждаемая в мире тема – возрождение атомной водородной энергетики, что подтверждается включением разработок технологий атомно-водородной энергетики в Комплексную программу «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ на период до 2024 года». АО «ОКБМ Африкантов» — главный конструктор высокотемпературных газоохлаждаемых РУ для энерготехнологических комплексов и для крупномасштабного производства водорода. Уровень готовности технологий и имеющаяся кооперация разработчиков ключевого оборудования позволяют в короткие сроки развернуть работы по реализации проектов ВТГР в России и за рубежом.

Наше предприятие является разработчиком и изготовителем насосного оборудования. В 2018 году АО «ОКБМ Африкантов» заключило первый контракт на поставку криогенного насосного оборудования, насосов типа ЭНК для проекта «Арктический каскад» — четвертой очереди завода по сжижению газа ОАО «Ямал – СПГ», первого в России, строящегося целиком с применением отечественных технологий. В августе 2019 г. нами отгружены три насоса, прошедшие приемочные и сертификационные испытания на специально доработанном стенде в среде жидкого азота (температура -196°С). Разработана долгосрочная продуктовая стратегия, открыт инвестиционный проект и начаты ОКР по созданию целой линейки СПГ насосов мощностью от 0,025 до 2,2 МВт под потребности предприятий нефтехимической промышленности. В 2020 году мы уже изготовили и успешно провели испытания первого отечественного высоковольтного СПГ насоса мощностью 600 кВт для крупнотоннажных заводов СПГ, разработаны и находятся в производстве три высоконапорных высоковольтных электронасоса, каждый мощностью по 2,2 МВт для строящегося за счет государственных средств и инвестиций ГК «Росатом» в Санкт-Петербурге единственного в Европе стенда для испытаний криогенного оборудования в среде СПГ. Государственная стратегия до 2035года предусматривает строительство новых СПГ заводов, газовозов по транспортировке СПГ, пунктов бункеровки, магистрального транспорта и сети АЗС, работающих на СПГ. Считаем, что своевременно разработанная линейка СПГ насосов позволит обеспечить ключевую для экономики РФ отрасль надежным отечественным насосным оборудованием, а АО «ОКБМ Африкантов» — долгосрочными заказами. Это очень перспективное бизнес-направление, связанное с неатомными разработками Госкорпорации «Росатом».


— На вопросы о гособоронзаказе не принято и даже не положено отвечать подробно, но все же расскажите в нескольких словах об этом направлении работ АО «ОКБМ Африкантов».

— Да, нашей гордостью является 100-процентное выполнение гособоронзаказа. Все ядерные паропроизводящие установки для действующих атомных подводных лодок и надводных кораблей ВМФ разработаны в АО «ОКБМ Африкантов». Созданные в России технологии корабельных реакторных установок относятся к достижениям мирового уровня. В настоящее время нами осуществляется комплектная поставка РУ для серии строящихся АПЛ 4 поколения проектов «Борей-А» и «Ясень-М», совершенствуются РУ АПЛ 3 поколения, обеспечивается фирменное техническое обслуживание действующих объектов. Относительно последних достижений можно отметить поднятие Андреевского флага ВМФ России на АПЛ «Князь Владимир», состоявшееся 12 июня текущего года. То есть наш флот пополнился головным кораблем усовершенствованного проекта 955А («Борей-А») атомных подводных лодок 4-го поколения. А за разработку ядерной реакторной установки для АПЛ 4 поколения «Ясень» и реализацию комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и научно-техническое обоснование решений по обеспечению безопасности, надежности, скрытности группа специалистов АО «ОКБМ Африкантов» удостоена премии Правительства в области науки и техники. Награды вручал Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин буквально на днях.

— Для чего предназначено оборудование обращения с топливом и что такое активные зоны, про которые Вы упомянули в начале нашего разговора?

— С 1960-х годов в ОКБМ разрабатываются, изготавливаются и поставляются различные виды оборудования обращения с топливом. Помимо перегрузки ядерного топлива оборудование предназначено для использования во время ремонта судовых и корабельных реакторов, реакторов на быстрых нейтронах и реакторных установок типа ВВЭР атомных электростанций. Сегодня портфель заказов по данному направлению сформирован на ближайшие годы. Например, для зарубежных АЭС уже заключены контракты на поставку 11 машин перегрузочных.


Для российских атомных станций малой мощности, корабельных и судовых реакторных установок, ПАТЭС разрабатываются, изготавливаются и поставляются целые перегрузочные комплексы. В частности, АО «ОКБМ Африкантов» является разработчиком и изготовителем оборудования для первой загрузки и комплекса перегрузочного, предназначенных для РУ РИТМ-200. Оборудование для первой загрузки обеспечивает весь комплекс работ по загрузке кассетных активных зон реакторных установок РИТМ-200 на заводе-строителе. Комплекс перегрузочный производит весь объём работ по перегрузке ядерного топлива в процессе эксплуатации универсальных атомных ледоколов с РУ РИТМ-200: от вскрытия реактора, выгрузки отработавших тепловыделяющих сборок (ТВС), до установки новых ТВС в активную зону, монтажа реакторного оборудования и обеспечения физического пуска. Оборудование для обращения с ядерным топливом обеспечивает высокий уровень безопасности при выполнении ядерно-опасных транспортно-технологических операций с ТВС и средствами воздействия на реактивность.

Здесь необходимо рассказать про активные зоны. Если реактор – это сердце ледокола или атомной станции, то активная зона – это та часть этого сердца, в которой происходит контролируемая цепная реакция деления ядер изотопов урана или плутония. В ходе цепной реакции как раз и выделяется необходимая энергия.

Разработка и комплексное научно-техническое обоснование проектов активных зон ядерных реакторов — одно из важнейших самостоятельных направлений деятельности АО «ОКБМ Африкантов» в рамках проектирования и создания установок для флота, а также атомных станций малой мощности является. Оно включает разработку конструкции, обоснование механической прочности, физических и теплотехнических характеристик активных зон, ядерной безопасности и ресурсной надежности, проведение необходимых расчетов и экспериментальных исследований на стендах. Активные зоны, разработанные специалистами нашего предприятия, сегодня являются частью «сердца» ПАТЭС «Академик Ломоносов» и ледокола «Арктика», который уже обеспечил первую проводку сухогруза в акватории Северного морского пути.

— Спасибо, Дмитрий Леонидович, за интересную беседу. Желаем всему коллективу АО «ОКБМ Африкантов» больших профессиональных планов и неиссякаемой энергии для их реализации, личного счастья, здоровья и благополучия!


Заказчиками продукции АО ОКБМ Африкантов (далее ОКБМ) являются предприятия Госкорпорации Росатом, атомного машиностроения, судостроительной промышленности, министерство обороны РФ.
75-летний опыт проектирования, высокий научно-технический и производственный потенциал позволяют ОКБМ на высоком уровне решать научно-технические проблемы создания атомных энергетических установок различных типов и оборудования для них с выполнением самых высоких требований по безопасности и надежности.

Численность работников 4089

В составе дочерних компаний АО Атомэнергомаш, машиностроительного холдинга ГК Росатом

Адрес:

603074, г. Нижний Новгород, Бурнаковский проезд, д.15

Контакты:

Соцсети:

ОТРАСЛИ: атомная, судостроение, машиностроение

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

реакторы различного типа и назначения: корабельные реакторные установки, для атомных ледоколов и других судов

быстрые реакторы с натриевым теплоносителем

промышленные реакторы, атомные станции малой/средней мощности и плавучие атомные теплоэлектростанции

высокотемпературные газоохлаждаемые реакторы

активные зоны и ядерное топливо, оборудование обращения с ядерным топливом (перегрузочные комплексы)

насосное и тепломеханическое оборудование для АЭС и ГНХ, насосы различного типа (с уплотнением вала, герметичные) и газодувки

тепловыделяющие сборки и активные зоны реакторов

механизмы управления и защиты реакторов

теплообменное оборудование, в том числе парогенераторы повышенной эффективности, для различных теплоносителей (вода, пар, газ, натрий)

герметичная энергетическая арматура (регулирующая, предохранительная, запорная) для различных рабочих сред

комплексы оборудования для обращения с ядерным топливом, механизмы и устройства для ремонта и технического обслуживания реакторов

средства контроля и регулирования параметров энергетических установок

Статьи о компании

«НЕВА» расширяет границы

Под эгидой крупнейшей в морской индустрии международной выставки «НЕВА» в Москве стартует новый проект - I Всероссийский Морской конгресс

Проектно-конструкторскому бюро Севмаша – 80 лет

Инженерное подразделение - ПКБ Севмаша - было организовано 22 сентября 1940 для осуществления подготовки производства

На Дальнем Востоке началось строительство атомного ледокола «Лидер»

Атомный ледокол «Лидер» построят по техпроекту центрального КБ «Айсберг». На судне будет установлена ядерная энергетическая установка РИТМ-400

«Атомэнергомаш» изготовит реактора для четвертого атомного ледокола

Предприятия Машиностроительного дивизиона Госкорпорации «Росатом» АО «Атомэнергомаш» приступили к изготовлению оборудования реакторной установки «РИТМ-200»

Росатомфлот и «Звезда» подписали контракт на строительство атомного ледокола «Лидер»

Ледокол построят по техническому проекту центрального КБ «Айсберг». На судне будет установлена ядерная энергоустановка РИТМ-400

Балтийский завод: На ПЭБ “Академик Ломоносов” завершены комплексные швартовные испытания ЯЭУ

Успешное завершение испытаний стало возможным благодаря кооперации специалистов Балтийского завода со специалистами ОАО "Калужский турбинный завод", АО "Концерн "НПО "Аврора", АО "ОКБМ Африкантов", АО "ЭРА" и генеральным проектантом АО ЦКБ "ОСК-Айсберг". Все системы и оборудование подтвердили свои спецификационные характеристики с полным сохранением требований по обеспечению безопасности. На первом в мире плавучем энергоблоке "Академик Ломоносов", строительство…

Росатом представил на форуме “Армия-2018” уникальные технологические разработки

В частности, АО "ОКБМ Африкантов" продемонстрировало разработки предприятия в области транспортабельных энергоблоков с ядерными энергетическими установками для решения задач развития Арктической зоны России. Предприятия Госкорпорации "Росатом" представили свои новейшие разработки на IV Международном военно-техническом форуме "Армия-2018", прошедшем 21-26 августа в Конгрессно-выставочном центре парка "Патриот", на аэродроме "Кубинка" и полигоне "Алабино". Росатом представляли РФЯЦ-ВНИИЭФ, РФЯЦ –…

Проект 10831

Атомная глубоководная станция 1-го ранга проекта 10831 в составе комплекса проекта 10830 "Калитка" спроектирована СПМБМ "Малахит". Главный конструктор - С.М.Бавилин (до 2001 г.). Создание эскизного проекта комплекса второго поколения пр.10830 / пр.1083 с глубоководной станцией пр.10831 и подводной лодкой-носителем проекта 09786 "Оренбург" (БС-136) велось с использованием опыта создания экспериментальных атомных глубоководных станций (АГС) проекта 1851.…

Стали для корпусов реакторов морского базирования

Государственный научный центр ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей» является крупнейшим межотраслевым центром страны в области развития принципиально новых, имеющих общегосударственное значение перспективных материалов и технологий, обеспечивающих развитие промышленности России и сохранение обороноспособности страны. Создаваемые в институте специальные стали и прецизионные технологии их производства, многофункциональные композитные материалы, сварочные материалы и технологии сварки соответствуют лучшим мировым аналогам, а…

Ледоколы – это холодное оружие

В нынешнем апреле в доках «Адмиралтейских верфей» состоялась закладка нового дизель-электрического ледокола проекта 21180 «Илья Муромец». Это произошло на стапеле, на котором в 1956 году был заложен первый в мире атомный ледокол «Ленин». Богатырь Это первый ледокол в России, на котором винторулевые колонки типа «Азипод» закреплены вне корпуса с помощью шарнирного механизма и могут вращаться…

Читайте также: