Главный конструктор пао ил сергей ганин

Обновлено: 12.06.2024

На авиазаводе в подмосковных Луховицах 7 апреля был представлен второй опытный образец Ил-114-300. Этот новый турбовинтовой самолет является модернизированной версией Ил-114 и предназначен для региональных перевозок. В его конструкции использованы современные композитные материалы, поэтому он намного легче и экономичнее, в том числе за счет новых мощных российских двигателей.

Ил-114-300 уже называют воздушной маршруткой - современная, безопасная, но и неприхотливая в обслуживании на любом аэродроме, даже если там сложная короткая полоса. Сотням региональных аэродромов необходим Ил-114-300, который заменит морально устаревшие самолеты Ан-24 и Ан-26. Главная задача - связать отдаленные населенные пункты с региональными центрами.

«Главное для региональных аэродромов - это то, что у этого самолета клиренс минимальный. Здесь можно до всего достать без специальной аэродромной техники. Есть у самолета и свой встроенный трап, по которому могут подниматься все 68 человек. Ил-114-300 может перевозить до 7 тонн одновременно», - рассказал корреспондент «Звезды» Алексей Кошкин.

Заместитель председателя правительства России Юрий Борисов совместно с руководством Объединенной авиастроительной корпорации поднялся на борт опытного самолета и поговорил с летчиками-испытателями прямо в кабине, где все приборы размещены на пяти современных жидкокристаллических мониторах.

«Лет 30 мы не делали таких самолетов. Рынок-то ждет», - сказал Борисов.

Так же вице-премьер осмотрел производственные мощности предприятия и цех окончательной сборки Ил-114-300. Там же ему презентовали второй опытный самолет, сборка которого идет по утвержденным срокам. Эта модель имеет обновленный планер. Он собирается по серийным технологиям, так же как будут строиться все самолеты, которые отправятся перевозить пассажиров и грузы в регионах.

«Мы рассчитываем, что с 2023 года самолет войдет в серию. Производственные мощности этого цеха рассчитаны минимум на 12 самолетов в год. Относительно экспортного потенциала у самолета есть шансы. Он может пригодиться и в Индии, и в Иране», - заявил вице-премьер.

Этот новый турбовинтовой самолет выдержит перепад температур от +45 до -55 градусов. По словам главного конструктора, Ил-114-300 еще и супербезопасный.

«На нем установлен современный пилотажно-навигационный комплекс для полетов в сложных метеоусловиях, на нем установлены современные двигатели с цифровым управлением. На нем - новая система кондиционирования воздуха», - отметил главный конструктор ПАО «Ил» Сергей Ганин.

Новый самолет создается из отечественных комплектующих. Большинство систем оборудования разработано предприятиями Ростеха.

«Здесь любой работник может подойти, посмотреть 3D-модель, чтобы проконтролировать или получить какие-то исходные данные для выполнения работ на самолете», - рассказал начальник цеха окончательной сборки Александр Фокин.

Первый опытный самолет Ил-114-300 впервые поднялся в воздух 16 декабря 2020 года на аэродроме в Жуковском. Полетное задание предусматривало проверки режимов работы силовой установки, устойчивости и управляемости самолета, а также функционирования его систем. Летные испытания продолжаются до сих пор. К программе испытаний присоединятся еще два самолета. При сборке этого самолета идет и отработка кооперации разных предприятий Объеденной авиационной корпорации.


Лётчик-испытатель и конструкторы рассказали об испытаниях Ил-114-300 и Ил-112В

23 июля в рамках авиасалона МАКС-2021 на медиастенде Объединённой двигателестроительной корпорации конструкторы «ОДК-Климов» обсудили с лётчиком-испытателем ОАК Николаем Куимовым и главным конструктором ПАО «Ил» Сергеем Ганиным испытания самолётов Ил-114-300 и Ил-112В. Разговор в ходе встречи шёл о возможностях турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ-01, установленного на первом опытном образце Ил-114-300. Об этом рассказали в пресс-службе ОДК.

«Создание двигателя – это трудная и огромная работа большого коллектива. Каждый двигатель проходит множество видов испытаний – стендовых, автономных, лётных в составе летающей лаборатории. В настоящее время создаваемая Объединённой двигателестроительной корпорацией Ростеха силовая установка ТВ7-117СТ с винтом АВ 112-114 проходит лётно-конструкторские и сертификационные испытания, которые планируется завершить в первом квартале 2022 года», – сообщил генеральный конструктор АО «ОДК-Климов» Всеволод Елисеев.

Лётчик-испытатель, Герой России Николай Куимов рассказал о своем первом полёте на Ил-114-300 в декабре 2020 года. Полётное задание предусматривало проверки режимов работы силовой установки, устойчивости и управляемости самолёта. Лётчик-испытатель сообщил о том, как проходили полёты нового «Ила» и в рамках лётно-конструкторских испытаний. О принципиальных отличиях нового самолёта рассказал главный конструктор ПАО «Ил» Сергей Ганин.


«Самолёт определяют системы, которые на нём стоят. И с этой точки зрения Ил-114-300 совершенно новый – новые двигатели, винты, системы управления. Это самолёт сегодняшнего дня, который ожидает хорошее будущее. В настоящее время в филиале ЛАЗ им П.А. Воронина ведётся сборка первого опытного самолёта, собираемого по серийным технологиям. Поставки самолётов планируются, начиная с 2023 года», – прокомментировал Сергей Ганин.

У Ил-114-300 относительно базового самолёта изменено поперечное V крыла, оно увеличено с 4°33' до 7°, что обеспечивает самолёту лучшую поперечную устойчивость, а на посадке – больший угол отклонения закрылков – до 30° и, соответственно, меньшую посадочную скорость. Дистанция разбега составляет 650 метров, пробега – 550 м. Увеличение поперечного V крыла потребовало сделать чуть больше длину основных стоек шасси, за счёт этого конструкторам удалось «приподнять» двигатели и увеличить расстояние от концов лопастей винтов до поверхности земли. Это, а также защита композитных лопастей от попадания гравия позволяют самолёту приземляться не только на оборудованные бетонные ВПП, но также на грунт плотностью 7,5 кг/см², плотный снег и на полосы с травяным покрытием. Об этом и других особенностях Ил-114-300 ОАК рассказала в презентационном видеоролике о самолёте.

Серьёзному обновлению подвергнуты бортовое радиоэлектронное оборудование и самолётные системы. Современный цифровой пилотажно-навигационный комплекс ЦПНК-114М2 обеспечивает возможность взлёта и посадки по метеоусловиям категории II ИКАО: высота принятия решения от 30 до 60 м, видимость ВПП от 350 м.

Современные двигатели ТВ7-117СТ-01 обладают повышенной мощностью на взлётном режиме - 3100 л.с. При форсировании двигателя удалось сохранить удельный расход топлива 200-205 г/л.с. в час на взлётном режиме и 175 — при крейсерском полёте на высоте 6000 м со скоростью 500 км/час — это один из лучших показателей для двигателей подобной размерности. Двигатель управляется современной электронной системой типа FADEC и работает в тандеме с новым воздушным винтом АВ 112-114, обладающим тягой в 4 тонны.


Участники встречи также отметили самолёт Ил-112В с двигателями ТВ7-117СТ, созданный для транспортной авиации. Первый полёт этой машины состоялся в 2019 году, а в 2021 году после проведённых доработок программа лётных испытаний воздушного судна продолжилась.

«По Ил-112 мы вышли на практические результаты, самолёт выполняет программу испытаний», – заявил Сергей Ганин. Он отметил, что самолёт подтверждает расчётные характеристики, заложенные при проектировании машины.

«Сейчас мы подтверждаем характеристики, которые были указаны в техническом задании и предъявляются к самолёту. Кроме того, данные требования учитывают развитие платформы с учётом того, что машина, безусловно, будет дальше модифицироваться. Мы понимаем, что номенклатура грузов будет только увеличиваться», - сказал главный конструктор «Ильюшина».

«Мы проводим огромный объём стендовых испытаний, проверяя все характеристики двигателя. Но это не то же самое, что испытания в составе самолёта, совместно с агрегатами самолёта, когда учитывается влияние всех систем на двигатель. Это большой и ответственный процесс», – заключил директор программы ТВ7-117, главный конструктор АО «ОДК-Климов» Станислав Конашков.


Почему Ил-112В получился перетяжелённым

27 ноября 2018 года на Воронежском авиазаводе (ВАСО) состоялась выкатка и передача на аэродромные отработки лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В. Первый полёт нового транспортника можно ожидать к концу декабря, но ОАК и Минобороны, для которого строится этот транспортный самолёт, планировали поднять его ещё до 1 июля 2017 года.

Особенностью Ил-112В является крыло, представляющее собой кессонную конструкцию, где вместо двух отдельных консолей, соединённых с центропланом, инженеры ПАО "Ил" спроектировали цельное крыло. Оно крепится сверху на фюзеляж с помощью силовых элементов и специальных креплений. Ранее подобная конструкция крыла на отечественных транспортных самолётах не использовалась. Такое конструкторское решение по расчётам позволяло облегчить вес воздушного судна и улучшить его экономическую эффективность.

Молодые инженеры ОКБ им. Ильюшина предложили новый метод проектирования зализа крыла и фюзеляжа, который позволил создать единую параметризированную математическую модель поверхности высокого качества и гладкости. Этого невозможно было добиться, используя другие методики проектирования, т.к. их результатом являлись многочисленные отдельные фрагменты поверхности, которые необходимо было «сшивать» между собой. При проведении работ по повышению аэродинамического и весового совершенства существующей концепции лёгкого транспортного самолёта-высокоплана были проработаны более эффективные компоновки крыло+фюзеляж+зализ, в том числе со смещением крыла в контур фюзеляжа.

"В этом году был поднят серьёзный вопрос, что самолёт не соответствует тактико-техническому заданию – в частности, перевозки пяти тонн на дальность 1200 километров на аэродром третьего класса. Третий класс – это достаточно короткие полосы 1500-1800 метров", - сказал в интервью изданию "Аргументы недели" Главный конструктор ПАО "Ил", дважды Герой Социалистического Труда Николай Таликов.

По его мнению, причиной такого положения дел стала смена поколений в конструкторском бюро, уход молодых, но уже набравшихся опыта специалистов в другие более высокооплачиваемые коллективы, непопулярность технических ВУЗов.

"Да, мы перетяжелили самолёт. Тут есть объективные причины – в авиационной промышленности прошла смена поколений конструкторов. Пополнение шло слабенькое, технические вузы потеряли популярность. А пришёл к нам молодой специалист, осмотрелся, подучился и отправился туда, где больше платят. Так что «Ильюшин» стал ещё и кузницей кадров. Как говорил сам Сергей Владимирович Ильюшин, самая трудная задача – создание коллектива и его сохранение. В настоящего специалиста «молодой» превращается через пять лет. Таковых маловато, но мы стараемся воспитывать новых сотрудников в ильюшинском духе, чтобы люди въехали в работу, и, самое главное, удержать их на фирме", - сказал главный конструктор.

Чтобы создать и удержать коллектив, а конструкторы проявляли больше творчества в работе, заработная плата играет далеко не последнюю роль. Об этом же говорит и Николай Таликов.

"Не секрет, что в 2010 году, когда остановили работы по самолёту Ил-112, у нас пять отделов встали и перешли на «Иркут» – там платили почти втрое больше. Во многом поэтому упустили проблему веса", - пояснил он.

По словам Николая Таликова, вопрос увеличенного веса рассматривался и с военными, и на уровне профильного вице-премьера Правительства России (Дмитрия Рогозина - прим. Авиация России). В результате был утверждён комплексный план по снижению массы самолёта.

Комплексный план предусматривает замену вторичных конструкций, которые не влияют на прочность, перекомпоновку конструкции, внедрение композиционных материалов. В результате только первый опытный образец самолёта будет с увеличенным весом.

"Силовую конструкцию не трогаем. И выполняем все три основных параметра – дальность, грузоподъёмность и категория аэродрома. Только самая первая машина, «единица», останется в повышенной весовой категории", - пояснил Главный конструктор "Ильюшина".

Наверняка вина за увеличение веса самолёта лежит не только на конструкторах. Из-за инновационности крыла со сложностями при его сборке и монтаже на фюзеляж столкнулись и на самом ВАСО. Крыло Ил-112В имеет размах 27,6 метров. В октябре 2016 года специалисты ВАСО заявили, что изготовление таких панелей (по 20 метров) представляет для предприятия большую сложность и предложили изменить конструкцию крыла, чтобы упростить технологию его изготовления. Однако конструкторы "Ильюшина" справедливо заметили, что перепроектировать крыло нельзя.

Последнее время в СМИ было много публикаций на тему несоответствия весовым параметрам Ил-112В, и мы в свою очередь, также сообщали об этом. Но сейчас, когда самолёт готовится к первому полёту, очевидно, что перетяжеление конструкции не столь масштабно и критично, и уж конечно не понадобится закладывать в фюзеляж многотонные железные листы, чтобы скорректировать центровку самолёта.

Экипаж для аэродромных отработок уже выделен и он находится в Воронеже, участвует в подготовке самолёта к испытаниям. Командиром назначен заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Николай Куимов, второй пилот ("правый") - Дмитрий Комаров, бортинженер – Сергей Фёдоров. Пожелаем им удачи и ждём первого полёта Ил-112В!

Фото: Главный конструктор Николай Таликов на выкатке из цеха первого Ил-112В 27 ноября 2018 года. / © Игорь Стрюк, Аргументы недели


Николая Таликова на должности генерального конструктора ПАО «Ил» сменил Сергей Ганин

По данным СМИ и источников в авиационной отрасли, в ПАО "Ил" сменился генеральный конструктор. Сообщается, что новый гендиректор ильюшинского КБ Юрий Грудинин направил Председателю совета директоров ОАК Анатолию Сердюкову обновлённое штатное расписание, в котором на должности генерального конструктора вместо Николая Таликова числится введённый 12 июля в состав Правления ПАО "Ил" Сергей Ганин.

Ранее Сергей Викторович Ганин работал на должности директора научно-технического центра - главным конструктором ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева". Вместе с Грудининым Юрием Владимировичем и Зданевичем Вадимом Витальевичем Сергей Ганин является одним из авторов патента на промышленный образец регионального пассажирского самолёта, номер патента 111967 .

По информации издания «Аргументы недели», Анатолий Сердюков уже подписал новое штатное расписание. Сам Николай Таликов находится в отпуске и пока недоступен для каких-либо комментариев. В связи с созданием Дивизиона транспортной авиации в составе ОАК, сменой в начале апреля генерального директора "Ильюшина" и приходом в ОАК Анатолия Сердюкова, кадровые перестановки были неизбежны.

Очевидно, что в Правительстве РФ не удовлетворены результатами деятельности ПАО "Ил". Назначение в своё время Алексея Рогозина на должность гендиректора Общества могло преследовать единственную цель - поднять в воздух лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В, задержка первого полёта которого составила почти полтора года. Теперь, когда самолёт взлетел и идёт его доработка по снижению веса, Правительство, вероятно, приняло решение кардинально обновить руководящий кадровый состав одного из старейших конструкторских бюро страны.

Перед "Ильюшиным" поставлены сложнейшие и неотложные задачи, главные из которых - это разработка тяжёлого транспортного самолёта на замену Ан-124, разработка среднего ВТС Ил-276, доведение до соответствия требованиям ТЗ Минобороны ЛВТС Ил-112В, возобновление серийного производства турбовинтового регионального Ил-114-300 и запуск серийного производства широкофюзеляжного пассажирского лайнера Ил-96-400М.

На новое руководство "Ильюшина" ложится большая ответственность, и насколько оно готово к решению поставленных задач покажет только время.


Ранее Сергей Викторович Ганин работал директором научно-технического центра – главным конструктором ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М.Бериева». 12 июля 2019 г. С.Ганин был введен в состав правления ПАО «Ил».

Николай Таликов, которому в мае нынешнего года исполнилось 74 года, пришел в ОКБ С.В.Ильюшина молодым специалистом сразу же после окончания Московского авиационного технологического института в 1968 г. За почти полвека Николай Дмитриевич прошел путь от техника-конструктора до главного конструктора, заместителя генерального директора – генерального конструктора. Он принимал участие в создании военно-транспортного самолета Ил-76 как конструктор, представитель КБ на летных испытаниях, начальник комплексного отдела по самолету. В 1987 г. Николая Дмитриевича назначали заместителем главного конструктора, а затем главным конструктором по региональному турбовинтовому пассажирскому самолету Ил-114 и его модификациями. Благодаря его энергии машина Ил-114 была доведена в трудное перестроечное и послеперестроечное время до стадии серийного производства на Ташкентском авиазаводе (ТАПОиЧ).

В 1993 г. Н.Таликова назначали начальником ОКБ, а в 2004 г. – заместителем генерального директора – генерального конструктора. В мае 2015 г. Н.Таликов становится генеральным конструктором компании «Ильюшин». С приходом в 2017 г. в ПАО «АК им. С.В.Ильюшина» Алексея Рогозина в качестве генерального директора предприятия, должность, которую занимал Николай Дмитриевич, стала называться «главный конструктор». По неофициальной информации, Николай Дмитриевич, который на момент назначения главным конструктором компании Сергея Ганина, был в отпуске, из которого должен выйти 5 августа, либо останется на «ильюшинской» фирме консультантом, либо уйдет на пенсию.

Нынешним летом было заявлено, что выкатка первого опытного образца машины Ил-114-300 (переходной версии) состоится в конце октября 2019 г., а первый полет модернизированной модели регионального самолета Ил-114 планируется осуществить в ноябре 2019 г. Как ранее сообщалось, первый опытный образец самолета Ил-114-300, предназначенный для летных испытаний, делают из машины № 01-08, выпущенной на Ташкентском авиазаводе в 1994 г., которая находилась все эти годы на хранении в ЛИиДБ компании «Ильюшин».

По официальной информации, в настоящее время на Воронежском авиазаводе в цехе № 44 завершается сборка центроплана «первого» опытного Ил-114-300, который делают «с нуля», в цехе № 121 ведется монтаж стапелей сборки крыла, передних и задних лонжеронов самолета, в цехе № 88 авиазавода ведется изготовление оснастки для сборки хвостового оперения. В Воронеже ведутся и другие работы по изготовлению элементов планера машины Ил-114-300. Срок передачи перечисленных агрегатов на Луховицкий авиазавод для финишной сборки – март 2020 г. Срок выкатки «первой» опытной машины Ил-114-300 на Луховицком авиазаводе запланирован на конец 2020 г. Также завершается передача электронной документации на авиазаводы, участвующие в кооперации по проекту Ил-114-300: в Воронеж на ВАСО, в Ульяновск на «Авиастар-СП», в Нижний Новгород на «Сокол».

Юрий Пономарев

Читайте также: