Главный конструктор протон пм

Обновлено: 30.04.2024

Публичное акционерное общество «Протон - Пермские моторы» является одним из ведущих предприятий российской космической отрасли, которое специализируется на выпуске жидкостных ракетных двигателей для первой ступени ракет-носителей среднего и тяжелого класса. За годы работы на предприятии создан комплекс по созданию продукции космического назначения - самой надежной в мире в своем сегменте рынка. Также, ПАО принимает участие в производстве двигателя нового поколения РД-191 для перспективного семейства ракет-носителей «Ангара».

Совет директоров ПАО «Протон-ПМ»

Арбузов Игорь Александрович
Генеральный директор АО «НПО Энергомаш»

Артюхов Сергей Николаевич
Заместитель генерального директора - руководитель Дирекции программ ракетных двигателей АО «НПО «Энергомаш»

Лядов Дмитрий Николаевич
Заместитель генерального директора АО «НПО «Энергомаш» по корпоративному управлению, правовым и имущественным вопросам

Марфин Василий Васильевич
Директор по производству АО «НПО «Энергомаш»

Федонюк Ольга Петровна
Заместитель генерального директора по организационному развитию АО «НПО «Энергомаш»

Краснов Иван Владимирович
Директор ПАО «Протон-ПМ»

Руководство ПАО «Протон-ПМ»

Краснов Иван Владимирович
Директор

Целищев Михаил Георгиевич
Заместитель директора по финансам и экономике

Власова Елена Михайловна
Главный бухгалтер

Подгорнов Андрей Юрьевич
Заместитель директора по производству

Компанец Тарас Николаевич
Главный инженер

Лядов Александр Юрьевич
Заместитель директора по качеству - главный контролер

Шелудченко Антон Олегович
Заместитель директора по закупкам

Кутьев Сергей Игоревич
Заместитель директора по правовым и корпоративным вопросам.

Шишкин Андрей Викторович
Заместитель директора по персоналу

Толчин Сергей Вячеславович
Руководитель проекта «Технополис «Новый Звездный»

Углицких Дмитрий Николаевич
Заместитель директора по безопасности и режиму

Голдобин Валерий Александрович
Заместитель директора по коммерческой деятельности

26 декабря 2020 года Совет директоров ПАО «Протон-ПМ», назначен Иван Краснов. На этом посту он сменил отправленного в отставку Дмитрия Щенятского. Ранее Краснов являлся заместителем генерального директора по экономике и финансам НПО Энергомаш. В новую должность он вступит 29 декабря. В свою очередь Щенятский продолжит профессиональную деятельность в сфере транспортного машиностроения.

12 марта 1958 года Приказом Совнархоза Пермского экономического административного района было создано специальное производство по изготовлению жидкостных ракетных двигателей на Пермском моторостроительном заводе № 19 имени И. В. Сталина. Этим же приказом назначены его первые руководители: С.Ф. Сигаев, М.И. Гиндис, Н.Е. Чернобаев, Ю.Д. Плаксин, С.Г. Тимченко.

Сегодня, 30 июня, исполняется 105 лет со Дня рождения дважды Героя Социалистического Труда, выдающегося генерального конструктора Владимира Николаевича Челомея. Именно под его руководством была разработана знаменитая ракета-носитель «Протон».

Владимир Челомей родился 30 июня 1914 года в семье учителей народной школы губернского города Седльце Привислинского края Российской империи (ныне Польша). В 1937 году он окончил Киевский авиационный институт, дипломная работа «Колебания в авиационных двигателях» была признана ученым советом выдающейся, на уровне кандидатской диссертации. В 1939 году В. Н. Челомей защитил кандидатскую диссертацию на тему «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций».

В 1941 году Челомей начал работать в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) в Москве, где уже в 1942-м им был создан первый в СССР пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, который устанавливался на ряде летательных аппаратов. В 1944 году он назначается главным конструктором и директором опытного авиационного завода № 51 Министерства авиационной промышленности (МАП), это стало началом новой организации, со своей тематикой, задачами, принципами и методами работы, которые привил коллективу его главный конструктор.

В период с 1944 по 1953 гг. под руководством Челомея были спроектированы, изготовлены и прошли летные испытания беспилотные летательные аппараты с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем для уничтожения объектов и целей на значительном удалении от рубежа пуска с авиационных носителей. В 1954 году под руководством В. Н. Челомея на базе завода в Тушино была организована Специальная конструкторская группа (СКГ), на которую была возложена задача по доведению до сдачи на вооружение самолета-снаряда 10Х с наземным стартом. Основу этой группы составили сотрудники, работавшие в коллективе завода № 51 в 1944 — 1953 годах.

В 1955 г. СКГ реорганизуется в Союзное опытно-конструкторское бюро № 52 во главе с В. Н. Челомеем, и коллектив переводится в г. Реутов Московской области на территорию Реутовского механического завода. В это время генеральный конструктор со своим коллективом вел напряженную работу над созданием ракеты П-5. В результате были созданы и сданы на вооружение ВМФ комплексы морского базирования (П-5, П-5Д) и наземного базирования (С-5), оснащенные крылатыми ракетами, предназначенными для поражения целей, расположенных как на побережье, так и в глубине территории противника.

В 60-е годы предприятие Челомея создает комплексы ракетного оружия с противокорабельной самонаводящейся крылатой ракетой с подводным стартом. Первый из таких комплексов — «Аметист» — в 1968 году был сдан на вооружение ВМФ. Создание для ВМФ комплексов ракетного оружия большой дальности привело к необходимости разработки системы глобальной морской космической разведки для обеспечения данными загоризонтного целеуказания носителей этого вида оружия при применении его по подвижным морским целям. В. Н. Челомей и его предприятие взялись решить и эту задачу.

Предполагалось, что космические аппараты системы морской разведки будут выводиться на орбиту ракетой-носителем среднего класса, разработанной также в ОКБ Челомея. Эта же ракета должна была выводить в космос и первый в мире маневрирующий спутник, разработка и изготовление которого также шли на предприятии. Ракета-носитель получила обозначение УР-200 и имела стартовую массу около 140 тонн. 4 ноября 1963 года был произведен первый пуск новой ракеты. Затем было осуществлено еще 8 успешных пусков, подтвердивших высокие летные качества ракеты и возможности коллектива. Однако открытый старт ракетного комплекса не отвечал требованиям того времени, и его дальнейшая разработка была прекращена.

В 1963 году был произведен запуск первого в мире маневрирующего спутника военного назначения «Полет-1». Параллельно начались работы по осуществлению космических программ с участием человека в интересах Министерства обороны страны. Разработку проектов производило также ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея. Первые проработки космических проектов пилотируемых аппаратов показали, что для обеспечения полноценной, безопасной и эффективной пилотируемой программы необходима ракета-носитель стартовой массой около 500 тонн, способная выводить на опорную орбиту около 15 тонн полезной нагрузки. Этот носитель получил обозначение УР-500.

В 1964 году В. Н. Челомей предложил концепцию орбитальной пилотируемой станции (ОПС) для решения различных, в первую очередь оборонных задач. Он видел в ОПС мощнейшее средство оперативной космической разведки. Предполагалось создавать наблюдательный пункт с комфортными условиями существования для сменяемого экипажа из двух-трех человек, срок существования станции 1-2 года, вывод носителем УР-500К.

В 1965 году ОКБ-52 было преобразовано в Центральное конструкторское бюро машиностроения Министерства общего машиностроения (ЦКБМ). В период 1965-1968 гг., на этапе отработки ракеты УР-500 в двух и трехступенчатом вариантах, ЦКБМ были созданы и запущены в космос четыре научные станции серии «Протон» массой от 12 до 17 тонн для исследования частиц высоких и сверхвысоких энергий. В то же время прогрессивные технические решения ракеты УР-500 позволили в рамках разработанного в ОКБ-52 в 1964–1965 гг. проекта по облету Луны человеком поставить вопрос разработки трехступенчатой ракеты-носителя и создать в короткое время тяжелую ракету-носитель УР-500К, позже названную «Протон». В дальнейшем именно она обеспечила запуски в космос пилотируемых станций «Салют», автоматических станций «Алмаз», аппаратов «Венера», «Зонд», «Луна», «Марс», базового блока и модулей комплекса «Мир», множества телекоммуникационных и военных космических аппаратов, а также двух базовых блоков Международной космической станции.

На базе приобретенного опыта с 1963 по 1967 гг. на предприятии Челомея был разработан и сдан на вооружение ракетный комплекс с ампулизированной межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) легкого класса УР-100. К 1970 г. на боевое дежурство было поставлено около 1000 ракет УР-100, чем был достигнут паритет стратегических сил нашей страны и США. До середины 80-х годов предприятие Челомея создало и сдало на вооружение несколько модификаций ракетных комплексов с МБР этого класса.

Владимир Николаевич Челомей отдал космонавтике более 30 лет своей жизни. Он является одним из славной плеяды главных конструкторов ракетно-космической техники. Пожалуй, он был единственным в мире конструктором боевых межконтинентальных баллистических ракет, который с блеском разрабатывал крылатые ракеты, космические аппараты и долговременные орбитальные станции. Его идеи, как показала практика, часто опережали время, поначалу казались нереализуемыми и вызывали неприятие у многих руководителей ракетно-космической отрасли и лиц, принимающих решения. Тем не менее, тщательная проработка научного обоснования новых предложений, хорошо продуманная экспериментальная база, как правило, пробивали дорогу новым идеям.

«Не думайте, что всё уже открыто и сделано. Очень важно научиться видеть необычные явления, а потом понять их и объяснить»

1958 Начало отсчета истории пермских ракетных двигателей

1958 Начало отсчета истории пермских ракетных двигателей

Днем начала отсчета истории пермских ракетных двигателей считается 12 марта 1958 года. В этот день приказом Совнархоза Пермского экономического административного района было создано специальное производство по изготовлению жидкостных ракетных двигателей на Пермском моторостроительном заводе № 19 им. И. В. Сталина. Этим же приказом назначены его первые руководители: С. Ф. Сигаев, М. И. Гиндис, Н. Е. Чернобаев, Ю. Д. Плаксин, С. Г. Тимченко.

1959 Начало серийного производства жидкостных ракетных двигателей

1959 Начало серийного производства жидкостных ракетных двигателей

Главной задачей нового производства стало освоение двигателей РД-214 ракеты Р-12 и ракеты-носителя «Космос». В январе 1959 года пермский РД-214 с успехом выдержал суровую проверку на стенде ОКБ-ГДЛ, г. Химки — советского опытно-конструкторского бюро по разработке жидкостных ракетных двигателей (сейчас — ОАО «НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко»). С этого момента началось серийное производство жидкостных ракетных двигателей.

1962 Подготовка к изготовлению РД-253

1962 Подготовка к изготовлению РД-253

В 1962 году на предприятии разворачивается подготовка к изготовлению более мощного двигателя — РД-253 для ракеты-носителя «Протон». Этому двигателю суждено было выпускаться почти четверть века.

1964 Выделение «второго производства»

1964 Выделение «второго производства»

1964 год стал переломным — производство ракетных двигателей выделилось в отдельную структуру и получило название «второе производство».

1987 Новый двигатель РД-275

1987 Новый двигатель РД-275

В 1987 году началось освоение производства модифицированного РД-253, значительно увеличившего возможности ракеты-носителя «Протон». Новый двигатель получил название РД-275.

1995 Основание ныне существующего ОАО «Протон-ПМ»

1995 Основание ныне существующего ОАО «Протон-ПМ»


На заводе «Протон-ПМ» провели испытания новых производственных установок, которые позволят предприятию начать серийное производство новых двигателей для российских ракетоносителей «Ангара».

Компоненты топлива: кислород — керосин. Пуско-наладка практически завершена, испытания пройдены еще в апреле, к запуску готовится новое оборудование для обезжиривания деталей и сборочных единиц ракетного двигателя РД-191М.

«Сегодня «Протону» предстоит пройти большую работу по повышению культуры производства, повышению качества производства, и освоению тех технологических процессов, которых у них до этого не было, по термообезжириванию, подготовке деталей под кислород, и так далее», — отметил заместитель генерального директора – главный конструктор АО «НПО Энергомаш» Петр Левочкин.

Высокие требования предъявлялись и к компании-изготовителю нового оборудования по обезжириванию узлов и деталей, Научно-исследовательскому институту «Гермес» из Златоуста.

«Требования по очистке очень высокие для этих изделий, но я так скажу - это оборудование полностью выполняет эту задачу», — заявил начальник отдела пневмовакуумных испытаний АО «НИИ Гермес» Александр Казаков.

Сложный в производстве по сравнению с предшественниками, РД-191М имеет ряд безусловных преимуществ. Главное из которых — безопасность для окружающей среды. В составе топлива попросту нет опасных компонентов. А запуск серийного производства модифицированного двигателя поможет сделает «Ангару» самой востребованной ракетой-носителем России.

«Можно говорить о том, что с помощью ракеты «Ангара» в дальнейшем, будут выводится все полезные нагрузки РФ, любой массы, а может даже наших иностранных партнеров, которые сочтут нужным заказать у нас эту ракету, вплоть до пилотируемых транспортных кораблей, а также модулей российской орбитальной станции», — заключил Петр Левочкин.

[image]

Открылась выставка молодого инженера-конструктора Артема Ознобишина, работающего в АО "Протон-ПМ" (входит в интегрированную структуру АО "НПО Энергомаш" Госкорпорации "Роскосмос"), в операционном офисе "Пермский" Приволжского филиала ПАО "Промсвязьбанк" - опорного банка оборонно-промышленного комплекса России. Серия картин "Дорога в космос", выполненная в технике сухой пастели, посвящена 60-летию первого полета человека в космос. На языке искусства художник рассказывает о поэтапной подготовке советского народа к подвигу мирового масштаба:

- Изобразить подвиг Юрия Гагарина - задача грандиозная. И здесь мне на помощь пришла целая библиотека статей, фотографий и видео. По кусочкам, штрих за штрихом, стараясь выдерживать историческую достоверность, я создавал картины, посвященные первому полету человека в космос.

Серия состоит из 13 изображений, которые легли в основу корпоративного календаря АО "Протон-ПМ" на 2021 год. По итогам национального конкурса "Серебряные нити" он занял первое место в номинации "Высокий уровень решения брендинг-задач" и третье место в номинации "Между коммуникацией и искусством: лучший стиль". В течение года коллекция "Дорога в космос" демонстрируется на площадках партнеров предприятия, среди них - ПАО "Промсвязьбанк".

Андрей Клепиков, директор операционного офиса "Промсвязьбанк" в Перми:

- Промсвязьбанк укрепляет взаимодействие с дочерними организациями Госкорпорации "Роскосмос" с августа 2020 года - тогда было заключено соглашение о сотрудничестве. Мы рады быть надежными финансовым партнером "Протон-ПМ": оказывать поддержку стратегическим проектам и развивать социальную инфраструктуру. И, конечно, мы рады популяризировать творчество молодых протоновцев. Инициативная, талантливая молодежь на высокотехнологичном предприятии - залог успеха и процветания бизнеса.

Артем Ознобишин окончил Пермский авиационный техникум им. А. Д. Швецова. Инженерное образование получил на аэрокосмическом факультете Пермского национального исследовательского политехнического университета. Начинал в качестве испытателя-механика на стенде испытаний газотурбинных установок, сегодня трудится в конструкторском бюро исследований. Интерес к искусству Артем проявлял с раннего детства, но сформировать его сумел лишь к двадцати годам. С 2020 года является членом Союза пастелистов России.

Экспозиция будет работать до конца лета. Картины доступны к просмотру клиентов банка по адресу: бульвар Гагарина, 65а, 2 этаж.

АО "Протон-ПМ" (входит в интегрированную структуру АО "НПО Энергомаш" Госкорпорации "Роскосмос") - одно из ведущих предприятий ракетно-космической промышленности России. Компания специализируется на изготовлении жидкостных ракетных двигателей и является координатором программы развития кластера ракетного двигателестроения "Технополис "Новый Звездный". Проект реализуется в рамках соглашения между Правительством Пермского края и ГК "Роскосмос".

АО "НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко" (входит в Госкорпорацию "Роскосмос") - разработчик и производитель жидкостных ракетных двигателей первой ступени. АО "НПО Энергомаш" является головным предприятием создаваемой интегрированной структуры ракетного двигателестроения, в которую включены ведущие российские разработчики и производители двигателей для ракет, разгонных блоков и космических аппаратов (КБХА, Воронежский механический завод, КБХМ им. Исаева, "Протон-ПМ", НИИМаш, ОКБ "Факел").

РОСКОСМОС - государственная корпорация, созданная в августе 2015 года для проведения комплексной реформы ракетно-космической отрасли России. РОСКОСМОС обеспечивает реализацию госполитики в области космической деятельности и ее нормативно-правовое регулирование, а также размещает заказы на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры. В его функции также входит развитие международного сотрудничества в космической сфере, а также создание условий для использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития России.

    // 07.10.2021 // 11.10.2021 // 11.10.2021 // 14.10.2021 // 15.10.2021
    // Пресс-релиз // Новость // Новость

Читайте также: