Главный конструктор танка армата

Обновлено: 16.05.2024

Вторая мировая война дала понять, что основной ударной составляющей в боевой стратегии были и остаются боевые машины – танки. Предложенная американцами концепция войны сегодня воплотилась в доминирующую доктрину любого государства, имеющего дееспособную армию. Эта концепция предполагает повышение эффективности боевых формирований за счет высокой информативности и коммуникативности. Не менее важна быстрота принятия стратегических решений и управления подразделениями. Реализация данной концепции в полной мере предусматривает использование танков. Настоящим достижением в области отечественного танкостроения стало производство боевой машины Т-14 «Армата». Полностью российская разработка, которая по мнению многих специалистов является квинтэссенцией всей истории отечественного танкостроения.

История создания

Разработка боевой машины велась по заказу Министерства обороны страны. Ответственный и серьезный проект поручили инженерам УВЗ в Нижнем Тагиле. Здесь проходила сборка легендарного Т-34, поэтому перед специалистами УВЗ стояла серьезная задача – необходимо было полностью оправдать ожидания. Так в соответствии с техническим заданием был разработан российский танк Т-14 на платформе «Армата». Впервые готовые и боеспособные экземпляры представили на параде Победы 2015 года. Тогда были продемонстрированы 10 единиц новейшей российской боевой машины.

Подобный совершенный и многофункциональный танк напрашивался давно. Во-первых, конкурентное соперничество между РФ и США в области военных разработок никто не отменял, во-вторых, Т-14 стал частью реализации программы «Боевые системы будущего». Эта программа разрабатывалась под грифом «Секретно». Известно только то, что Россия отказывается от Т-95 в пользу танка Армата. За основу Т-14 были приняты советские разработки, в частности, необитаемая башня. Так уральские конструкторы собрали 50-тонный тяжелый танк, который способен выполнять различные боевые задачи. Способен корректировать огонь, выполнять задачи удаленного разведчика, а также выступать в роли целеуказателя.

От Министерства обороны в общей сложности поступил заказ на более чем сотню танков. Часть готовых экземпляров по словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова уже прошла испытания в реальных боевых условиях в Сирии. О том, что Т-14 действительно участвовал в боях подтверждают и фотографии различных западных изданий, которые снимали на фото новейший российский танк на улицах одного из сирийского города (название города не уточняется). На кадре, облетевшем все мировые издания, видно, что танк окрашен в современный камуфляж, на башне стоят два сирийских танкиста, а на гусеницу танка опирается женщина в форме и шлеме, с пулеметом ПКМ в руках. Поэтому можно говорить, что с большей долей вероятности «Армата» уже была в Сирии, но результаты боевого применения танка никто не разглашает.

Двигатель, подвеска

Что касается технической стороны вопроса, то боевую машину решили оснастить Х-образным, двенадцатицилиндровым дизельным двигателем с турбонаддувом. У него переменная мощность от 1200 до 1500 лошадиных сил. С таким двигателем танк способен развивать скорость до 90 км/ч. Благодаря подвеске Армата и системе автоматического подрессоривания танк способен преодолевать бездорожье без снижения скорости. При этом амплитуду раскачивания уменьшили в два раза, за счет чего ощутимо возросла точность выстрела. Для ведения боя оптимальная скорость танка должна находиться в пределах 30 км/ч. Т-14 получил полуавтоматическую коробку передач: 8 передач для движения вперед и столько же для движения назад.

Система защиты

По предварительной оценке стоимость производства одного экземпляра танка обходится в 500 млн рублей. Очевидно, что это дорогостоящая боевая единица, поэтому она должна быть оснащена качественной и надежной защитой, которая сохранит не только жизнь экипажу, но и самому танку. Защита в Т-14 комплексная. Стоит сказать, что в него довольно сложно попасть, даже прицельное попадание не выведет машину из строя, если боеприпас не пробьет броню. Проблемы, связанные с двигателем, трансмиссией и прочими агрегатами решаются относительно быстро, при необходимости меняют блоками. Самый опасный и нежелательный исход – попадание вражеского снаряда в боекомплект.

Чтобы не допустить критического последствия попадания, в новом российском танке предусмотрены различные экраны, которые отводят в короткое время энергию взрыва от капсулы с экипажем и с боекомплектом. Здесь же предусмотрена система активной защиты «Афганит». Система работает по определенному алгоритму и предполагает работу камер, радаров в обзоре 360 градусов. Происходит сканирование пространства широким спектром излучения – инфракрасным и ультрафиолетовым. Также работает динамическая защита под названием «Малахит», но ее принцип работы и особенности до конца не были раскрыты. Ключевым элементом во всей защите танка выступает БИУС – своеобразные «мозги» Т-14. Управление происходит автоматически до тех пор, пока кто-нибудь из членов экипажа не возьмет управление в свои руки.

БИУС умеет управлять:

  • системой активной защиты;
  • системой поиска целей;
  • активной подвеской;
  • силовым агрегатом.

В отдельных случаях система способна подавать голосовые команды. Все это указывает на то, что «Армату» от танка пятого поколения отличает только отсутствие искусственного интеллекта.

Стелс-технологии

Стелс-технологии уже давно стали неотъемлемой частью военной техники. Основная задача стелса – сделать боевую единицу незаметной для вражеских подразделений. В Т-14 были реализованы следующие стелс-технологии:

  • отражающие грани корпуса, что делает невидимым для вражеских радаров в любом диапазоне применения;
  • тепловые ловушки способствуют искажению картины при облучении его радарами, работающими в диапазоне инфракрасных волн;
  • дополнительное препятствие для радаров – кожух, размещенный на башне;
  • система, способная смешивать выхлопные газы с воздухом, а также производить ложные выхлопные газы для дезориентации противника.

Вооружение

Кроме оптических прицелов здесь есть и электронные приборы для обнаружения целей. Танк способен вести прицельный огонь на расстоянии до 3.5 км, хотя захват цели возможен в радиусе до 7 км. На башне имеется 125-миллимитровое орудие, которое управляется дистанционно. Также может быть использован расчет «земля-воздух» для уничтожения вертолетов и БПЛА противника.

Все это свидетельство того, что сегодня в России имеется современный и технологичный танк, который рядом экспертов был признан одним из лучших в Мире. Его основная угроза и устрашающая мощь заключается в современных технологиях, обогнавших время. От пятого поколения «Армату» отделяет только искусственный интеллект, но по всем другим показателям – это уникальная боевая единица.

Танк Т-14 на платформе «Армата»

На выставке Russia Arms Expo (RAE) 2015, которая проводится в Нижнем Тагиле, «Ленте.ру» удалось взять интервью у главного конструктора Уральского КБ транспортного машиностроения (УКБТМ) Андрея Терликова — создателя танков Т-90СМ и унифицированной гусеничной платформы «Армата». Именно «Армата», представленная в статической экспозиции выставки, стала главной темой беседы.

Первые кадры с новой машиной появились зимой этого года. Насколько с тех пор продвинулся проект — танк уже передан в войска?

Нет, в войска машина пока не передана. Партия, произведенная в 2014-2015 годах, готовится к передаче, после парада она вернулась на завод.

Оружие Урала Первый день работы выставки Russia Arms Expo 2015

Напомню, что для окончательной приемки нового танка военными требуется полное соответствие изделий рабочей конструкторской документации (РКД). Это процесс длительный. Задержка связана еще и с тем, что мы готовили танки к параду в сжатые сроки, на этих машинах не все было выполнено по РКД, и сейчас мы их дорабатываем.

Военные, по крайней мере, уже освоили эту машину?

В линейных частях — пока нет. Управление танком, впрочем, освоено: на параде «Армату» водили мехводы-срочники. Освоение управления огнем и другими возможностями начнется уже после передачи машин. А вот офицеры военной приемки на нашем производстве уже этот этап прошли и освоили машину полностью.

А танк, который показал телеканал «Звезда»?

Эта машина уже полностью выполнена по РКД в серийной комплектации.

Насколько справедливо мнение о том, что для «Арматы» потребуется экипаж чрезвычайно высокой квалификации?

Я с этим не согласен. Проблем с освоением танка мы не видим, в том числе и солдатами-срочниками. Машина проста в управлении, в случае неисправности она сама подскажет, где именно неисправность и что необходимо сделать для ее устранения.

Будущее уже здесь Минобороны России раскрыло облик новой бронетехники

То же самое с системой управления огнем — процесс подготовки и производства выстрела очень прост. Вместе с тем, конечно, должен быть определенный базовый уровень, позволяющий начать работать с танком и совершенствовать владение этим оружием. Но этот уровень не выше, чем для Т-72Б3 и Т-90, которые без проблем действуют под управлением экипажей, состоящих из срочников.

Однако повышаются требования к тем, кто ремонтирует и обслуживает новую машину. Необходимо знание цифровой техники, топливной аппаратуры современного дизеля, гидромеханической трансмиссии, гидрообъемных передач и ряда других новшеств. Но такие же знания должны иметь сегодня сотрудники любого автосервиса, обслуживающего и ремонтирующего современные автомобили. Так что в целом «Армата» предъявляет требования к экипажам и ремонтникам на уровне развития современных технологий, точно так же, как в свое время их предъявлял Т-34, а потом Т-55 и Т-72 — для того периода, когда они шли в серию.

Последние 10-15 лет мы наблюдали определенный застой в развитии современных основных боевых танков. Разработчики стоят на перепутье. Это обусловлено множеством факторов. Ключевым из них является предел современных технологий обеспечения неуязвимости машины. Средства поражения достигли огромных возможностей, так что современные технологии в традиционной компоновке не позволяют радикально повысить защиту, сохранив приемлемые массу и габариты машины. Напомню, вес западных танков в последних модификациях приближается к 70 тоннам, что серьезно ограничивает их возможности в части тактической мобильности.

Андрей Терликов и Владимир Путин

Андрей Терликов и Владимир Путин

Выход из этого тупика ищут все. Мы нашли свой — это необитаемое боевое отделение, позволившее резко повысить защищенность экипажа и механизмов и оставшееся в приемлемых пределах по габаритам и массе (несколько выше 50 тонн), а также имеющее резерв на дальнейшее усиление характеристик.

Установка 152-миллиметровой пушки?

Такой вариант тоже прорабатывался, модульная конструкция машины это позволяет. Если будет соответствующее решение заказчика, мы можем сделать машину с таким вооружением.

Когда ждать появления «их ответа» на «Армату»?

Цикл разработки нового танка сегодня достигает восьми лет. Глубокая модернизация машин прежнего поколения может быть проведена быстрее. Возможны оба пути. Если Германия решит развивать проект MBT Revolution (глубокая модернизация платформы «Леопард-2» — прим. «Ленты.ру»), то уже в ближайшие полтора-два года можно ждать появления первых машин этого типа.

Танк Залива Новое издание Т-90

Вопрос в выборе стратегического направления. Один из всерьез обсуждаемых на Западе вариантов — комплексная модернизация имеющегося парка танков с параллельным переходом к дистанционно управляемым роботизированным машинам. Мы тоже изучаем перспективы этого направления.

Возможна ли беспилотная «Армата»?

«Армата» все же экипажный танк, хотя его применение в безэкипажном варианте вполне реально. Но я полагаю, что перспективный сухопутный беспилотник все же будет выглядеть иначе.

«Армата»

Российская армия получит 2300 танков на базе бронеплатформы «Армата». Об этом рассказал в понедельник, 14 сентября, в эфире радио «Эхо Москвы» генеральный директор научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко.

По словам Сиенко, государственная программа вооружений предполагает поставку армии 2300 единиц «Арматы» до 2020 года, однако, вероятнее всего, она будет скорректирована по срокам: «Объемы, наверное, останутся, а вот период сдвинется к 2025 году». Сиенко также сообщил, что предприятие по заказу Минобороны разрабатывает технику для работы в арктических условиях: тягачи и вооружение, способные действовать при экстремально низких температурах.

На вопрос о стоимости «Арматы» гендиректор «Уралвагонзавода» ответил, что при массовом производстве цена ее составит не 500 миллионов рублей, а почти в два раза меньше. «Все зависит от того, как мы технологически подготовим свое производство», — подчеркнул он. Слухи о дороговизне он объяснил тем, что любое изделие в единичном экземпляре имеет «космическую цену».

«Машина сама подскажет» Главный конструктор «Арматы» — о новом танке

«Армата», разработанная «Уралвагонзаводом», впервые была представлена широкой публике в ходе репетиции Парада Победы в апреле 2015 года. «Когда мы готовили на парад продукцию, мы сразу же снизились почти в два раза. Поэтому здесь вопрос технологической доводки производства», — сообщил Сиенко.

Основной боевой танк Т-14 на платформе «Армата» имеет принципиально новые тактико-технические характеристики, оснащен новым автоматом подачи боеприпасов, 125-миллиметровой пушкой и дистанционно управляемой необитаемой башней. Боевая машина позволяет сохранить жизнь экипажу даже при условии детонации снарядов.

НПК «Уралвагонзавод» занимается разработкой и производством военной техники, грузовых вагонов, дорожно-строительных и коммунальных машин. 100 процентов акций корпорации принадлежит государству. Корпорация занимает 52-е место в рейтинге крупнейших оборонных концернов мира Defense News Top 100.

Прошло без малого 7 лет с момента демонстрации на Красной площади танка Т-14 на унифицированной платформе "Армата", и вот уже первые в мире танки четвёртого послевоенного поколения поступили в серийное производство.

Новый российский танк вызвал фурор во всём мире. Многие страны принялись разрабатывать собственные аналоги Т-14, пообещав, что через 5-7 лет выкатят свои "Т-14".

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что никакая из стран в мире ничего подобного создать так и не смогла. Что-то реально пытались сделать только немцы, объединившись в консорциум с французами. Немецкие инженеры "Rheinmetal" создали 130-миллиметровую пушку и вместе с французскими коллегами начали исследования по облику «европейского основного боевого танка» Е-МБТ.

Но в конечном итоге это был, по сути, обычный гибрид, сочетающий в себе корпус от немецкого танка "Леопард-2А7" и башню от французского "Леклерка". Гибрид получился отменный, но нефункциональный и небоеспособный.

Новый европейский основной боевой танк был представлен на выставке KNDS в 2018 году. Танк представляет собой корпус немецкого "Leopard 2", совмещённый с башней французского "Leclerc". И этот коктейль «Ёрш» должен стать ответом нашему Т-14?

Новый европейский основной боевой танк был представлен на выставке KNDS в 2018 году. Танк представляет собой корпус немецкого "Leopard 2", совмещённый с башней французского "Leclerc". И этот коктейль «Ёрш» должен стать ответом нашему Т-14?

Как заявили специалисты франко-немецкого государственного научно-исследовательского института Сент-Луиса (ISL), данный гибрид будет дорабатываться вплоть до 2035 года, а в серию пойдёт в 2040 году, и то - полномасштабная разработка танка будет начата только при условии, что на него найдутся экспортные заказчики.

Другими словами, за 7 лет работы инженерам франко-немецкого консорциума удалось только разобрать два танка и собрать из их деталей один. Чем так мучиться, не лучше ли вообще отказаться от разработки танков?

По итогу все громогласные заявления наших зарубежных партнёров о создании новых видов танков, равных или даже превосходящих по своим характеристикам Т-14, оказались «сотрясанием воздуха». Великобритания одной из первых поняла невозможность приблизиться к тактико-техническим возможностям Т-14.

Интересно ещё отметить и тот факт, что пока западные ребята тужились над созданием 130-миллиметровой пушки (хотя мы все понимаем, что создать паритетную пушку - это вовсе не означает создать весь танк целиком), наши инженеры заложили в конструкцию Т-14 возможность установки более мощного 152-миллиметрового орудия. На перспективу, знаете ли.

Комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит» - это настоящее инженерное произведение искусства. Силовое поле вокруг танка в автоматическом режиме обнаруживает подлетающие к танку противотанковые снаряды (ПТУР и РПГ), управляемые ракеты ( в т.ч. авиационные ракеты) и артиллерийские бронебойные подкалиберные снаряды и уничтожает их специально отстреливаемыми боеприпасами.

Комплекс активной защиты "Афганит" един для всех, так как платформа "АРМАТА" является унифицируемой. Т-14, Т-15 и даже Т-16 на 80% состоят из взаимозаменяемых деталей.

Комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит» - это настоящее инженерное произведение искусства. Силовое поле вокруг танка в автоматическом режиме обнаруживает подлетающие к танку противотанковые снаряды (ПТУР и РПГ), управляемые ракеты ( в т.ч. авиационные ракеты) и артиллерийские бронебойные подкалиберные снаряды и уничтожает их специально отстреливаемыми боеприпасами.

Отличительная черта советского и российского танкостроения - это изначальная разработка бронетехники с потенциалом на модернизацию.

При таких условиях все потуги наших зарубежных партнёров вообще бессмысленны. И мы это наблюдаем в предложениях оборонно-промышленного комплекса. Например, фирмы «BEY Systems» и «Rheinmetall» не предложили Великобритании ничего, кроме модернизированных вариантов основного боевого танка.

И это заставило Великобританию, первой из стран НАТО серьёзно задуматься над полным отказом от подобной бронетехники.

Даже израильтяне, для которых танки являются одним из главных ударных и защитных средств, так и не представили прототипа "Меркавы" пятого поколения, разрабатываемого с 2010 года.

США, в свою очередь, тоже решили ограничиться очередной модернизацией M1A2 "Абрамс", в версии «XM1A3» которого должна быть на 8 тонн снижена масса и установлена новая облегчённая 120-миллиметровая пушка. И на этом всё. Негусто.

Напрашивается вопрос: неужели все разом разучились строить танки?

Конечно же, нет. Построить танк, пусть и с некоторым запозданием, ведущие страны могут. Но вот сконструировать единую платформу для БМП, танка, инженерной военной техники и т.п. – это уже многим не под силу.

И этому есть веские доказательства. В далёком теперь уже 2003 году в США стартовала амбициозная программа «FCS» (Боевые Системы Будущего) по разработке бронетехники 21 века на унифицированной платформе, аналогичной нашей «АРМАТЕ».

Помню, как в 2006 году по телеканалу "Discovery" выходила передача «Оружие будущего», где была показана САУ «NLOS-C», разрабатываемая в рамках той самой программы «FCS».

Потратив на эту программу более 18 миллиардов долларов и не получив за 6 лет каких-либо значимых результатов, конгресс США был вынужден в 2009 году закрыть данную программу. Внутренняя проверка показала, что для реализации программы только на научно-технические работы необходимо более 125 миллиардов долларов, а вся программа обойдётся не менее чем в 300 миллиардов долларов (в 4,5 раза больше, чем весь годовой военный бюджет России на то время).

Как позже выяснилось, ультрасовременная САУ "NLOS-C" вообще не имеет никаких преимуществ перед "PzH 2000" - немецкой САУ 1998 года выпуска.

На сегодня самой современной и мощной САУ является российская "Коалиция-СВ", государственные войсковые испытания которой завершились в 2020 году. В 2021 году стало известно, что на платформе "АРМАТА" разрабатывается новая САУ, при создании которой будут использованы опыт и технологии от "Коалиция-СВ".

Как позже выяснилось, ультрасовременная САУ "NLOS-C" вообще не имеет никаких преимуществ перед "PzH 2000" - немецкой САУ 1998 года выпуска.

Совершенно очевидно, что совершить качественный скачок в этом направлении (танки четвёртого поколения с сопутствующей бронетехникой) без огромных денежных вливаний в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – невозможно.

  • Именно поэтому не все понимают, каким образом Россия смогла создать новое поколение бронетехники без феерических затрат на неё. Ведь по мнению наших западных партнёров для этого нужна передовая наука и мощная промышленность, которые в России, якобы, отсутствуют. И этот парадокс восхищает и одновременно пугает наших партнёров.

Остаётся только одна разгадка: прилетели инопланетяне и подарили нам танк, а ещё гиперзвуковое вооружение, которое тоже никто в мире делать не может.

Как бы там ни было, но всем на западе придётся принять тот факт, что у России появилось вооружение, опережающее по своим характеристикам весь остальной мировой арсенал на десятилетия.

Это уже реальность, и не надо стесняться об этом говорить.

В конце декабря 2021 года началось серийное производство Т-14. От показа до принятия решения о серийном производстве прошло 7 лет активных испытаний и устранения нареканий и недочётов.

Полный комплекс испытаний прошла и гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета «Циркон», которую в начале января 2022 года Государственная комиссия рекомендовала принять на вооружение.

Завершились испытания и работы над полностью беспилотной и роботизированной версией Т-14, названной «Тачанка-Б».

Также по заказу Минобороны России сегодня проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию роботизированных боевых машин переднего края. Завершаются разработки методик применения дронов с ИИ. Конечная цель - создание первого в мире подразделения боевых роботов, способных самостоятельно принимать решения и вести боевые действия в отсутствие операторов.

Как оказалось, в этом направлении Россия тоже лидирует.

Техника, не поддающаяся пониманию наших западных партнёров. Откуда она такая взялась? Вопрос, для многих остающийся открытым.

Техника, не поддающаяся пониманию наших западных партнёров. Откуда она такая взялась? Вопрос, для многих остающийся открытым.

Вот как оно бывает: гениальные учёные и инженеры, в том числе пришедшие в конструкторские бюро в 2000-2010-х годах, без лишнего пафоса и шума осуществили настоящий прорыв в научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектах России.

Если Вам нравится статья, жмите кнопку "палец вверх" (нравится) и подписывайтесь. Жду ваши комментарии. Спасибо, друзья!

Список источников можно скачать тут " Ссылки на источники ".

Российский боевой танк Т-14 «Армата» создали для военных действий в условиях группы, для проведения разведки и точных попаданий по заданным целям за счет корректировки.

Военная промышленность не стоит на месте, поэтому машина оборудована новейшим коммуникационным оборудованием.

Если немного вернуться в прошлое, то такой танк уже много лет пытались создать в США и СССР. Главной целью конструкторов является оборудование необитаемой башни. В начале 80-х велись разработки первых чертежей.

Конструкторы добились и спроектировали необитаемую башню. В свою очередь экипаж машины спрятан в носовой части, что позволяет чувствовать себя в безопасности.

Так как не исключён обстрел танка силами вражеской пехоты, командующий штаб планирует внедрять концепцию по обороне несколькими машинами. Собственно, для ведения командного танкового боя и создавалась данная модель. Основная боевая задача Т-14 это разведка.

В 2013 году состоялась выставка Russia Arms Expo которая проходила в Нижнем Тагиле. Здесь впервые была представлена модель танка с платформой «Армата», а уже в 2015 году на параде победы Т-14 могли увидеть все желающие.

Особенности конструкции

Ввиду применения универсальной платформы компоненты машины изменены. Разработчики уделили внимание безопасности экипажа и сделали боевую часть автоматической.

Благодаря самостоятельной системе управления (ТИУС) некоторые агрегаты теперь управляются самостоятельно. Искусственный интеллект обнаруживает поломки в танке и заранее сообщает экипажу.

Башня с пулеметом без экипажа

В предыдущих моделях танков все снаряды хранились в непосредственной близи с экипажем. В Т-14 эту проблему решили и полностью оградили отсек с боеприпасами от людей.

Таким образом даже при сильном взрыве солдаты останутся невредимы. На протяжении долго времени разрабатывался образец самозарядного устройства. Однако система еще не надежна и требует подачи снаряда солдатом.

Чтоб защитить башню от вражеского огня ее сделали двухслойную. Базовый слой и кожух, который защищает против осколков приборы. Пулемет заряжается автоматически, а в задней части башни находится запасной боекомплект.

Система защиты экипажа досконально продумана. В случае детонации снарядов или топливного бака, шансы выжить очень высоки.

Защита от радиолокаторов

На танке Армата применили систему АФАР подобно как на истребителе Су-57. Разработчики применили низкотемпературную керамику, которая выдерживает нагрузки 25-40 ГГц.

Такая система позволяет одновременно обнаруживать 40 сухопутных и 25 воздушных единиц техники противника. Радиус обследования электроники 100 км. Именно благодаря этому фактору этот танк и является больше разведчиком чем боевой машиной.

Скорость машины по шоссе варьируется в пределах 90 км/ч. Соответственно, если танк съедет на пересеченную местность скорость снизится до 50 км/ч.

Читайте также: