Глушко конструктор ракетных двигателей и королев

Обновлено: 15.05.2024

2 сентября исполнилось 110 лет со дня рождения инженера, ученого и конструктора, занимавшегося разработкой ракетных двигателей и космических систем, — Валентина Петровича Глушко. При его непосредственном участии был разработан целый ряд двигателей, на которых до сегодняшнего дня летают космические носители "Союз" и "Протон", а также межконтинентальная баллистическая ракета "Воевода", которая известна на Западе как "Сатана" . ТАСС собрал главные изобретения знаменитого конструктора ракетно-космической техники.

Первый электрический реактивный двигатель

Под руководством Глушко был разработан первый в мире электротермический реактивный двигатель. Опытный образец был создан в СССР — в Газодинамической лаборатории в Ленинграде , которой заведовал Глушко, в 1929 году.

В двигателе в камеру сгорания устанавливались специальные проводники (из железа, палладия других металлов), на эти проводники подавались кратковременные, но мощные импульсы электрического тока с определенной частотой. Сам процесс назывался "электрическим взрывом" — при прохождении разряда проводники в прямом смысле разрушались, выделяя водород, который истекал из сопла двигателя и создавал тягу. Позже работы по этим двигателям были свернуты из-за низкой мощности.

Впервые в советской космической промышленности электрореактивные двигатели (ЭРД), но с иным принципом, были применены значительно позже — в 1964 году в космос был отправлен спутник "Зонд-2", с шестью установленными плазменными двигателями ориентации.

В современной космической технике применяются различные ЭРД, например, ионный (ионизированный газ разгоняется в электрическом поле). Такие модели, как и первый двигатель Глушко, имеют малую тягу, но могут работать за счет низкого расхода рабочего тела чрезвычайно долго — до нескольких лет. В качестве маршевого ЭРД был, например, установлен на японском космическом аппарате "Хаябуса", запущенном для изучения астероида Итокава. ЭРД широко применяются на спутниках в качестве двигателей коррекции траектории.

Первые в СССР жидкостные ракетные двигатели

Под руководством Глушко после завершения работ по ЭРД впервые в отечественной космической промышленности была создана целая серия опытных ракетных двигателей, работающих на жидком топливе. Серия называлась ОРМ — опытные ракетные моторы . В качестве топлива в двигателях серии использовались керосин, бензин, толуол, другие вещества.

Советские ученые экспериментировали как со смешанными унитарными, так и с двухкомпонентными топливами. Первые образцы, работавшие на унитарном топливе (ОРМ-1 тягой всего 20 кгс), были крайне несовершенны и терпели отказы, вплоть до аварийных ситуаций — двигатели взрывались на стендах во время работы. В итоге был сделан выбор в пользу более безопасной двухкомпонентной схемы — отдельные баки для горючего, отдельные для окислителя.

Работы над двигателями серии ОРМ Газодинамическая лаборатория начала в 1930-х годах, и к 1933-му был создан достаточно мощный образец ОРМ-52 с тягой 300 кгс. Под этот двигатель был разработан целый ряд реактивных летательных аппаратов ("РЛА-1", "РЛА-2" и так далее), но их образцы "в железе" не создавались. По задумке инженеров, РЛА должны были взлетать на высоту нескольких километров и выбрасывать контейнер с метеоаппаратурой, которая затем опускалась бы на землю на парашюте. ОРМ-52 прошел официальные государственные испытания, правда, только на стенде. На одном из запусков образца двигателя в 1933 году присутствовал начальник вооружения Красной Армии маршал Михаил Тухачевский и дал работе лаборатории Глушко положительную оценку.

В 1934 году коллектив Газодинамической лаборатории из Ленинграда был объединен с московской группой изучения реактивного движения (под руководством Сергея Павловича Королева) в Реактивный научно-исследовательский институт. Ученые совместными усилиями продолжили разработку двигателей и носителей под них. Коллектив Глушко создал образцы с номерами от ОРМ-53 до ОРМ-102. В частности, двигатель ОРМ-65 разработки Глушко ставился на созданную Королевым крылатую ракету — "объект 212". В 1939 году прошли ее испытания — ракета с ОРМ-65 достигла высоты 250 м, когда преждевременно раскрылся ее парашют. Двигатель ОРМ-65 работал на азотной кислоте и керосине, развивал тягу 150 кгс и мог работать до 80 секунд.

Двигатели для баллистических и космических ракет

С 1946 года Глушко был назначен главным конструктором ОКБ-456 в Химках (сейчас НПО "Энергомаш" — главный разработчик и производитель российских ракетных двигателей — прим. ТАСС). Здесь под его руководством созданы двигатели для первых советских баллистических ракет Р-1, Р-2 и Р-5.

В 1954–1957 годах коллектив ОКБ-456 разработал жидкостные ракетные двигатели РД-107 , которые впоследствии будут устанавливаться на знаменитую ракету Р-7 , сконструированную коллективом ОКБ-1 под руководством Королева, так называемую королевскую семерку. Это была первая в мире полноценная межконтинентальная баллистическая ракета с максимальной дальностью полета 8 тыс. км и одним термоядерным зарядом мощностью 3 мегатонны. Первый запуск Р-7 состоялся 15 мая 1957 года, на вооружение Ракетных войск стратегического назначения она была принята в январе 1960-го.

© Черединцев Валентин/ТАССЖидкостный ракетный двигатель "РД-107" бокового блока ракеты-носителя "Восток"

© Черединцев Валентин/ТАССЖидкостный ракетный двигатель "РД-107" бокового блока ракеты-носителя "Восток"

На базе Р-7 был создано целое семейство ракет космического назначения. В частности, знаменитый "Восток" , на котором 12 апреля 1961 года в космос отправился Юрий Гагарин . Модификации этой ракеты используются до сих пор — с грузовыми кораблями и спутниками в космос стартуют ракеты серии "Союз-2", с пилотируемыми — "Союз-ФГ" (со следующего года запуски космонавтов будут переведены на "Союз-2"). До сих пор на этих ракетах используются модификации двигателей, разработанных Глушко: версии РД-107 для боковых и центрального блока первой ступени и варианты РД-108 — для второй ступени.

Также сотрудники ОКБ-456 под руководством Глушко создали двигатель РД-253 , который с изменениями и сейчас используется в самой массовой серии советских и российских тяжелых грузовых ракет "Протон". Последний вариант — "Протон-М" — использует на первой ступени шесть двигателей РД-276, которые являются глубокой модернизацией РД-253 Глушко.

Параллельно известный конструктор работал над двигателями для советских баллистических ракет, появившихся после Р-7. В частности, самая мощная на сегодняшний день и стоящая на вооружении РВСН тяжелая межконтинентальная ракета "Воевода" использует на первой ступени двигатель РД-264, разработанный при непосредственном участии Глушко.

"Энергия — Буран"

В 1974 году было создано НПО "Энергия" (сейчас Ракетно-космическая корпорация "Энергия"), в новую организацию вошло Центральное конструкторское бюро машиностроения (ОКБ-1, переименованное так после смерти Королева), а также КБ "Энергомаш" (бывшее ОКБ-456). Глушко стал главным конструктором "Энергии", название которой, по некоторым данным, он и придумал.

Несмотря на все его усилия, НПО "Энергия" не получило заказ от государства на разработку двигателей под ракету сверхтяжелого класса Н-1 для советской лунной программы. Идеи конструктора были отклонены из-за токсичности предложенных им компонентов топлива. Позже он в своих письмах не оставляет планов покорения Луны, в частности, предлагает руководству страны в течение десяти лет разработать и создать систему доставки космонавтов к естественному спутнику Земли и орбитальный лунный модуль весом 60 тонн, который обеспечит высадку на Луну трех космонавтов. Однако этим планам не суждено сбыться.

© Пушкарев Альберт/ТАССУниверсальная ракетно-космическая транспортная система "Энергия" с орбитальным кораблем многоразового использования "Буран" на стартовом комплексе космодрома Байконур, 1988 год

© Пушкарев Альберт/ТАССУниверсальная ракетно-космическая транспортная система "Энергия" с орбитальным кораблем многоразового использования "Буран" на стартовом комплексе космодрома Байконур, 1988 год

В 1976 году внимание Глушко переключается на совсем другую тему — создание челнока "Буран" как ответа на запуски американских многоразовых кораблей "Спейс Шаттл". Отечественная многоразовая система "Энергия — Буран" создавалась под непосредственным руководством Глушко и по его проекту, именно он настоял на облике сверхтяжелой ракеты "Энергия" и предложил вид двигателя первой ступени РД-170. Успешный запуск "Бурана" прошел в ноябре 1988 года в автоматическом режиме.

Кроме двигателей, под руководством Глушко был выполнен ряд ключевых работ по направлению пилотируемой космонавтики. Так, конструктор возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей "Союз", им была предложена концепция многомодульной станции "Мир": НПО "Энергия" выдвинула свои предложения по созданию новых орбитальных станций в 1976 году, эскизный проект "Мира" был готов в 1978 году.

Подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить ничего интересного

Нелегкая жизнь Королева - одного из лучших ракетных инженеров своего времени СССР, Длиннопост, Сергей Королев

Примерно 80 лет назад, 27 сентября 1938 года был арестован Сергей Павлович Королёв — главный создатель ракет в СССР, отправитель Гагарина в космос, человек, запустивший спутник и прочее, и прочее — так писали о Королёве во всех советских учебниках. Правда, советским октябрятам и пионерам не рассказывали о том, что было до этого. А до этого Сергей Палович Королёв по бредовым обвинениям попал в тюрьму НКВД, где его избивали и пытали, а позже попал в один из лагерей Колымы, откуда вообще не должен был вернуться, и вернулся он оттуда только по чистой случайности.

Кто такой Сергей Павлович Королёв

Нелегкая жизнь Королева - одного из лучших ракетных инженеров своего времени СССР, Длиннопост, Сергей Королев

Сергей Павлович Королёв родился в 1906 году украинском городе Житомире, что находится на 140 километров западнее Киева, а отец Сергея происходил из города Могилёва. Сперва Сергей учился в гимназиях Киева и Одессы, а после октябрьского переворота продолжил образование дома — его родители были учителями. Уже в школьные годы Сергей интересовался авиационной техникой и в 17 лет создал проект безмоторного самолёта. В двадцатые годы Королёв учился в киевском политехническом институте и в московском МВТУ — во время учёбы он спроектировал несколько самолётов и увлёкся идеями ракетостроения.

В начале тридцатых годов Сергей Королёв разработал несколько прототипов ракет, а позже, уже после освобождения из лагерей (о чём будет рассказано ниже), работал в советской оккупационной зоне в Тюрингии, где изучал трофейную немецкую технику — в 1946-м году там для изучения немецких ракет ФАУ-2 был создан целый советско-германский институт под названием "Нордхаузен". Там по образцу немецкой ракеты ФАУ-2 была создана первая крупная советская баллистическая ракета Р-1 — по сути, она являлась модификацией немецкой ракеты.

В пятидесятые годы Королёв работал над различными модификациями ракеты Р-1, закончил работу над ракетой Р-5 и начал проектировать межконтинентальную ракету Р-7. Помимо интерпретаций немецких разработок, Королёв ввел также и инновации — создав первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива. В 1957 году с помощью ракеты Р-7 на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли.

Позже по проектам Сергея Королёва были созданы и другие спутники, а в 1961-м году с помощью корабля "Восток-1" Королёв отправил на околоземную орбиту Юрия Гагарина (впрочем, есть версии, что Гагарин никогда не был в космосе, но это уже другая история).

В общем — Сергей Королёв был личностью весьма талантливой и инновационной, но всего этого могло и не быть. В советских книгах и учебниках об этом не рассказывали — но в конце тридцатых годов Королёв сидел по бредовым сталинским обвинениям в лагере — откуда мог никогда не выйти.

Кто и зачем арестовал Королёва

Нелегкая жизнь Королева - одного из лучших ракетных инженеров своего времени СССР, Длиннопост, Сергей Королев

В конце тридцатых годов паранойя великого мелиоратора и языковеда обострилась, и шедшие и так в достаточно быстром темпе аресты и репрессии ещё ускорились — стали хватать всех попавшихся под руки писателей, учёных, политических деятелей и т.д. Всем приписывали бредовые обвинения в "шпионаже" (нередко одновременно на десятки разведок), в участии в "троцкистских организациях", а также в "организации диверсий".

Поводом для обвинения в "шпионаже" мог быть найденный у человека дома словарь иностранных слов, а поводом для обвинения в "троцкистской организации" мог быть телефонный разговор с женой, в котором в негативном ключе упоминается повышение цен на масло. Что касается "диверсий" — то тут было целое непаханное поле для НКВД-шных пинкертонов — от неубранного во дворе снега до сломавшегося в токарном станке резца.

Все эти дела хранятся в архивах НКВД, которые сейчас не спешат открывать — не в последнюю очередь потому, чтобы никто не увидел, какими каракулями и с какими чудовищными грамматическими ошибками они написаны — одно это рассказало бы многое о том, чем на самом деле являлся октябрьский переворот.

В общем, образованные и думающие люди уничтожались, и Сергей Королёв не стал исключением — его арестовали 27 июня 1938 года по обвинению во "вредительстве". То, что Королёв с самого раннего детства увлекался техникой и хотел делать что-то полезное для страны, советских следователей не смутило — туда набирали таких чепиг, что не задавали лишних вопросов.

Как Сергея Королёва пытали в тюрьме

Нелегкая жизнь Королева - одного из лучших ракетных инженеров своего времени СССР, Длиннопост, Сергей Королев

Чекистские способы допроса не сильно отличались от методов средневековой Инквизиции и описывались одной фразой — "признание — царица доказательств". Уже на второй день посла ареста, 28 июня 1938 года, следователь по фамилии Шестаков обозвал Королёва "фашистским выблядком", после чего его поставили на так называемый "конвейер" — это когда подследственный сутками не пьёт, не ест и не спит, а стоит перед следователями, которые сменяются.

Во время "конвейера" будущего академика избивали резиновыми шлангами, били в пах, плевали ему в лицо. Следователю Шестакову помогал также "подручный" по фамилии Быков. 13 июня сам Сергей Павлович рассказывал об этом в крайне сдержанной форме в письме Сталину — "Шестаков и Быков подвергли меня физическим репрессиям и издевательствам".

Из Королёва пытались выбить признание в том, что он якобы "состоял в боевом составе подпольной вредительской антисоветской организации" — заявление о том, что Королёв в ней якобы "состоял", подписал взятый НКВД ранее главный инженер Лангемак — причём сделал он это после двенадцатидневных пыток, полностью потерявший связь с реальностью и находящийся в состоянии динамического беспамятства.

Королёв держался три месяца — суд состоялся 27 сентября 1938 года, занял 15 минут и приговорил Сергея Павловича Королёва к 10 годам тяжелых лагерных работ. Инженер Лангемак, после пыток оговоривший Королва, был расстрелян в затылок после такого же "суда" в январе 1938 года — его убили в расстрельной камере в Варсонофьевском переулке и похоронили в безымянной могиле на спецобъекте НКВД "Коммунарка" на Калужском шоссе.

Колыма. Что было после.

Нелегкая жизнь Королева - одного из лучших ракетных инженеров своего времени СССР, Длиннопост, Сергей Королев

Сергея Королёва отправили сидеть на Колыму, прииск Мадьяк — на те самые золотые прииски, которые считались "работой смертников" — оттуда не возвращался практически никто. Совершенно точно, что десятилетний срок, отведённый ему, Королёв бы не выдержал — уже к концу 2-3 года он совсем "доходил", потерял от цинги зубы и почти не выходил на работу.

Находясь в лагере, "фашистский выблядок" Королёв писал письма Сталину, но просил вовсе не о своём освобождении. Сергей Королёв рассказал о том как на Лубянке сфальсифицировали его обвинение, говорил о грядущей войне, просил дать возможность закончить свой ракетоплан, который дал бы военное превосходство над противником. Сергей Павлович тогда ещё не знал, что Сталин, фактически, собственноручно подписал приказ об его аресте, расправляясь со своими параноидальными видениями — "подпольной организацией Москва-центр", в которую якобы входили видные конструкторы и учёные.

В 1940 году Королёва перевели в "шарашку" при тюрьме НКВД — так называемую "шарашку Туполева", где он смог начать какие-то работы, а окончательно родина вспомнила о Королёве только тогда, когда стало необходимо найти кого-то, кто мог бы разобраться в устройстве ракетного двигателя немецкой ракеты ФАУ-2 — чепиги из НКВД оказались на это неспособны.

Что было дальше — вы знаете.

Кстати, до конца дней Сергей Павлович Королёв не мог широко открыть рот — сказывались последствия травм, полученных во время пыток НКВД. Единственный ребенок - Наталия Королева, родилась у него до пыток.

Королёва перевели в "шарашку" при тюрьме НКВД — так называемую "шарашку Туполева"

Эй, автор! А вот это неверно! ОКБ-29 называли не "шарашка Туполева", а "шмоточники". Дело в том, что в середине 30х годов году группа советских инженеров была отправлена в США на стажировку. Ну и для покупки 2-3 самолетов фирмы Кертисс-Райт для нужд СССР. И 29 инженеров на все советские деньги накупили шмоток. А нужен был - самолет.

После чего было принято решение всех этих инженеров больше никуда не выпускать, денег на руки не давать и вообще вести себя с ними как с маленькими детьми. Раз уж у них нет элементарного понимания, что нецелевое использование государственных денег - это плохо.

Туполев, Петляков, Мясищев - все они были в группе "шмоточников".

Не, ну так-то с ними еще Яковлев летал. А Яковлев по результатам этой поездки стал замнаркома ВВС, правой рукой Кагановича. Сам Яковлев конкурентов люто не любил. Руками своего помощника Хруничева, к примеру, он убил Филина, начальника НИИ ВВС. Разрушил КБ Поликарпова. Пропихнул мертворожденные МиГ-1 в серию только потому что Артем Микоян был братом Анастаса Микояна. Пропихнул в серию свои Як-1. которые были сняты с вооружения сразу после того как в 1945го Сталин выгнал Яковлева с формулировкой "за очковтирательство".

Но это уже совсем другая история. Некрасивая, неприглядная. и неинтересная тем, кто не занимается борьбой за государственные заказы с миллиардными бюджетами.

Какая пафосная подача дезы!

А была обычная в научной среде подковёрная возня.

"Сталин, фактически, собственноручно подписал приказ об его аресте, расправляясь со своими параноидальными видениями — "подпольной организацией Москва-центр", в которую якобы входили видные конструкторы и учёные." - прямой хрущёвский стиль.

Сталин - параноик? А Хрущёв? Олигофрен? Убогие страной руководили?

Прочитал весь этот опус. Пытки, несправедливость, следователи НКВД. Но ни слова про то, что донос на Королева написал Глушко. И Королев сел. А на допросах Королев написал донос на Глушко. И Глушко сел.

А Гагарин полетел на ракете Королева с двигателями Глушко.

Впрочем, даже если бы Королева не стало - то еще оставались Черток, Бармин, Челомей, Расплетин, Доллежаль, Грушин. было бы кому запускать Гагарина.

Другое дело, что если бы Сталин не приказывал копировать ФАУ-2 - то наши бы не тупили много лет на мертворожденной схеме компоновки и могли бы сэкономить несколько лет. А так до 1957го года возились.

ну что за хуйня?!

Ещё не протрезвел?

Скажу Вам по секрету, сегодня не 27 сентября 2018 года))))

Очередное сваливание вины в целом мерзопакостного народца (я не про национальность) на одного человека. Кто тогда писал доносы друг на друга? Сталин? А сейчас кто ворует деньги на любом уровне, даже на уровне бригадира в стройбригаде? Путин или инопланетяне? Опять же, все из наших. Любого поставь к кормушке - тащить будут, пока рожа не треснет. А в народе, как и раньше гнилья хватало, так и сейчас за копейку глотку готовы рвать друг другу. Никогда наш менталитет не позволит нам нормально жить. Хотя бы небольшой отрезок времени. Мы из любого благого намерения сделаем хаос.


Каким был Королёв на самом деле? Музей космонавтики проведёт видеоспектакль и расскажет о Главном конструкторе как о человеке⁠ ⁠

Каким был Королёв на самом деле? Музей космонавтики проведёт видеоспектакль и расскажет о Главном конструкторе как о человеке СССР, Космонавтика, Космос, Сергей Королев, Видео, Видео ВК, Длиннопост

21 мая в 20:30 начнётся видеоспектакль, посвящённый Генеральному конструктору Сергею Павловичу Королёву. Спектакль экранизирует книгу «Нежные письма сурового человека», которая охватывает почти 20-летнию переписку Главного со второй женой — Ниной Ивановной.

Сергей Павлович был очень привязан к своему дому, тосковал по домашнему укладу и уюту. Но «письма» Королёва — это не только лирика и быт, это еще и своеобразная летопись истории ракетно-космической отрасли. В них остро чувствуется напряжение тех лет послевоенного развития космонавтики.

Хрупкая, умная, наделенная природным тактом и чувством достоинства, Нина Ивановна в течение девятнадцати лет делила с Сергеем Павловичем его нечеловеческий темп жизни. Иногда (в сумме всех командировок) Главный конструктор отсутствовал дома до полугода. Часто бывая на ракетных полигонах, он тосковал по дому, где ждали его тепло, уют и любовь Нины Ивановны.

Когда: 21 мая | 20:30 | онлайн

Письма читают Народный артист России, Депутат Государственной Думы Дмитрий Певцов и актриса Алёна Дроздова.


От военки к космосу: 72 года легендарному ОКБ-1⁠ ⁠

От военки к космосу: 72 года легендарному ОКБ-1 Космонавтика, Космос, Ракета, Окб, Сергей Королев, СССР, Длиннопост

26 апреля 1950 г. на основе СКБ НИИ-88 было создано Особое конструкторское бюро – ОКБ №1 – по разработке ракет дальнего действия. Начальником и главным конструктором ОКБ-1 НИИ-88 был назначен Сергей Павлович Королёв.

Сергей Павлович был не только выдающимся инженером и конструктором. Фактически он стал одним из организаторов ракетно-космической отрасли страны. Для решения задач по проектированию и созданию ракетно-космической техники им были задействованы возможности научных организаций и ресурсы крупных НИИ и КБ оборонной промышленности.

В начале 1950-х гг. перед ОКБ-1 НИИ-88 стояли задачи по созданию боевых ракет. В условиях «холодной войны» Советский Союз должен был противостоять Соединенным Штатам, которые окружили нашу страну своими военными базами. В 1950—1953 гг. была создана ракета Р-5 средней дальности, а также тактическая мобильная ракета Р-11. Работы по Р-11 велись С.П. Королёвым совместно с Михаилом Кузьмичом Янгелем, который тогда занимал должность директора и главного инженера НИИ-88. Затем в 1954 г. Янгель был назначен главным конструктором нового ОКБ-586 в г. Днепропетровске, созданного на базе завода №586, серийно выпускавшего боевые ракеты Р-1, Р-2 и Р-5. Вскоре под руководством Янгеля были созданы ракеты Р-12, Р-14 и Р-16. После образования днепропетровского КБ у Королёва были разработаны только две новые боевые ракеты – Р-7 и Р-9. Хотя, велись разработки и по твердотопливным ракетам (РТ-1), но в сотрудничестве с НИИ-58 и НИИ-125. В итоге, на рубеже десятилетий ОКБ-1 переходит к созданию ракет космического назначения и космической программе Советского Союза.

Королёв полностью сконцентрировался на создании космической техники — ракет-носителей и космических аппаратов. А та самая ракета Р-7 в новых модификациях вывела в космос:

— первый спутник ПСЗ «Спутник-1» с помощью ракета-носителя «Спутник» 8К71ПС;

— первое живое существо — собаку Лайку на «Спутнике-2» (та же ракета 8К71ПС);

— первые «лунники» — «Луна-1» и «Луна-2» (ракета-носитель 8К72)

— первого космонавта — Юрия Гагарина (ракета-носитель «Восток», модификация РН 8К72К).

В общей сложности от МБР Р-7 в дальнейшем дала развитие целым 19 модификациям ракет-носителей для выведения космических аппаратов и космических кораблей.

Источник: РГАНТД, на фото — Главные конструкторы. Слева направо: А. Ф. Богомолов, М.С. Рязанский, Н.А. Пилюгин, С.П. Королев, В.П. Глушко, В.П. Бармин, В.И. Кузнецов. РГАНТД. Ф.211. Оп.13. Д.57. Л.1

Королёв и Глушко

С.П. Королёв (слева) и В.П. Глушко

Семьдесят лет назад состоялся успешный запуск первой отечественной баллистической ракеты Р-1. Её создали два человека, которые могли сгнить за решёткой.

ЕСТЬ что-то странное и роковое в совпадении поворотов судьбы двух создателей советских ракет – Королёва и Глушко. Почти ровесники, они одновременно стали заниматься любимым делом, работали вместе. Были арестованы в один и тот же год, вместе отбывали заключение и вышли на свободу в один и тот же день. Одним указом получали «Золотые Звёзды», ордена и премии. В один день стали академиками.

Вдвоём они создавали то, что составляет славу и гордость государства. Сначала один был в подчинении у другого, затем роли поменялись. А потом они разругались и разошлись. И умерли они почти в один и тот же январский день, только с разницей в двадцать с лишним лет.

Шарашка

Создатели отечественной ракетно-космической техники Сергей Павлович Королёв и Валентин Петрович Глушко начинали перед войной в Реактивном научно-исследовательском институте в Москве. В 1938 году институт разгромили. Тех, кто создал знаменитые «катюши», расстреляли. Многих арестовали.

Глушко обвинили в антисоветской вредительской деятельности и взяли в марте 1938 года. Дали восемь лет, но отправили не в лагерь, а в Особое техническое бюро НКВД – создавать двигатели для самолётов. Фамилии у Глушко не было, был номер, он подписывал чертежи не фамилией, а номером: зэк номер такой-то.

Королёву дали десять лет и отправили на Колыму. Он бы там погиб, но за него вступились знаменитые лётчики Гризодубова и Громов. Летом 1940 года его дело пересмотрели, новый приговор – восемь лет лагерей. Глушко попросил передать ему нескольких арестованных специалистов, среди них Королёва. И его отправили в Особое техническое бюро НКВД.

Королёв был благодарен Глушко, но тяжело переживал необходимость ему подчиняться. После войны роли изменятся: Глушко окажется в подчинении у Королёва. А они оба были прирождёнными лидерами и могли быть только первыми. Это помогло им добиться выдающихся успехов, но это же сделало их соперниками.

Первые боевые ракеты

Ракетные двигатели Глушко ставили на самолёты, которые развивали невиданную скорость. В конце июля 1944 года Глушко привезли к Сталину. Вождю доложили, что ракетные двигатели – это очень перспективное направление, что немцы уже создают реактивные самолёты. Вождь был весьма доброжелателен с человеком, которого едва не погубил. Сказал, что Глушко может составить список сотрудников, которые заслуживают досрочного освобождения. Глушко прямо в приёмной назвал тридцать пять фамилий.

Они с Королёвым работали как сумасшедшие не только потому, что работа составляла существо их жизни. Они оставались с юридической точки зрения врагами народа, которых досрочно выпустили из заключения.

В 1955 году они написали заявления в Главную военную прокуратуру с просьбой их реабилитировать. Глушко получил справку о реабилитации осенью 1956 года, Королёв – весной 1957 года, в год, когда он отправил в космос первый искусственный спутник Земли. И даже в ореоле своей славы главный конструктор ракетной техники робко спрашивал у Хрущёва:

– Ну вы-то хотя бы верите, что я ни в чём не виноват?

Поскольку Королёв и Глушко сидели за решёткой, лавры создателей ракетной техники достались немцам. 13 июня 1942 года на побережье Балтийского моря, в местечке Пенемюнде, немецкие инженеры открыли ракетную эру, запустив первую баллистическую ракету. Она вошла в историю под названием «Фау-2», это сокращение от немецких слов Vergeltungs Waffe – «оружие возмездия».

Наступающие войска союзников захватили стартовые площадки «Фау-2». Ни у советских, ни у американских ракетчиков не было подобных разработок. В Германию отправили Королёва и Глушко. Вчерашние зэки в полковничих мундирах должны были освоить наследство немецких ракетчиков.

Четыре тонны спирта

Советская копия «Фау-2» называлась Р-1. Эта первая ракета, сделанная Королёвым и Глушко, не представляла опасности для противника, но работа над ней стала хорошей школой. А вот 2 февраля 1956 года впервые в мире взлетела баллистическая ракета Р-5М с ядерной боеголовкой. Конструкция – Королёв, двигатель – Глушко. Пуск был приурочен к открытию ХХ съезда партии, который вошёл в историю речью Хрущёва о Сталине.

Королёв и Глушко помогли Хрущёву порадовать делегатов съезда. Хотя немногие из них поняли, что появилось ракетно-ядерное оружие. Знаменитый авиаконструктор академик Туполев, когда узнал, что ракеты оснастят атомными боеголовками, испуганно сказал Королёву:

– Страшное дело. А вдруг уроните на свою территорию?

Ракета Р-5М пролетела 1200 километров и взорвалась над приаральскими Каракумами. Взрыв был в четыре раза мощнее того, что уничтожил Хиросиму.

Когда Королёв изготовил первую ракету, президиум ЦК приехал посмотреть. Хрущёв признавался потом, что руководители страны не верили, что эта огромная труба может куда-то полететь и кого-то поразить. Члены президиума ЦК ходили вокруг неё, как крестьяне на базаре при покупке ситца: щупали и проверяли на крепость.

Один из армейских генералов говорил конструкторам:

– Вы заливаете в ракету четыре тонны спирта. Да если отдать этот спирт моей дивизии, она любой город возьмёт! А ваша ракета в этот город даже толком попасть не может. Кому это нужно?

2 февраля 1961 года, тоже к очередному съезду партии, ракетчики запустили первую двухступечатую межконтинентальную баллистическую ракету Р-16. Эта ракета долетала до территории Соединённых Штатов. Двигатели сделал Глушко. Но это была ракета не Королёва, а другого конструктора – Михаила Кузьмича Янгеля.

Королёв и Глушко поссорились. Формально – из-за ракетного топлива. В реальности потому, что никто из них не хотел быть вторым.

Ссора

Американцы боевые ракеты запускали на твёрдом топливе – на порохе, а космические – на смеси водорода и кислорода. Жидкое топливо эффективнее, но и опаснее. Перекачка летучих видов топлива может привести к катастрофе. Кроме того, это занимает драгоценное время, а боевая ракета должна быть в любую минуту готова к старту. Поэтому американцы перешли на твердотопливные смеси. Ракета постоянно заправлена и готова к пуску. Но твёрдого топлива требуется больше, и это увеличило вес ракеты.

Советские ракеты заправлялись жидким топливом. Королёв любил ракеты на экологически чистом жидком кислороде. А Глушко работать с кислородом не хотел, его интересовали только двигатели с высококипящим окислителем, которые сулили прирост тяги. Ещё больше его манили экзотические виды топлива с окислителями на основе фтора. Но они были чудовищно ядовиты. Королёв говорил, что, если такая ракета с полными баками упадёт на землю, там на многие километры не останется ничего живого.

Тогда Глушко стал сотрудничать с другими конструкторами, мечтавшими получать военные заказы. Янгель в сотрудничестве с Глушко первым сделал ракету на высококипящих элементах. Её преимущество состояло в том, что не было необходимости постоянно дозаправлять ракету быстро испаряющимся кислородом.

Королёв задумал гигантскую стометровую трёхступенчатую ракету «Наука‑1», чтобы доставить на Луну двух космонавтов. Первая и вторая ступени должны были работать на кислороде и керосине, третья – на кислороде и жидком водороде. Глушко отказался участвовать в этой работе, и они с Королёвым рассорились насмерть.

Глушко злило лидерское положение Королёва. Он сам был прирождённым лидером с фантастическим честолюбием. А Королёв говорил, что не в состоянии мириться с менторским тоном Глушко, с его заносчивостью и убеждённостью, что он один работает хорошо, а другие постоянно делают ошибки. В основе их конфликта лежали жажда власти, стремление подмять других под себя, но не ради удовлетворения своего честолюбия, а ради достижения своих великих целей.

Космический челнок

Когда работу над лунной ракетой закрыли, в мае 1974 года Глушко поручили возглавить королёвскую фирму. Для многих королёвцев не понятно, зачем Глушко занял место Королёва? Наверное, хотел показать, что он не просто двигателист, а способен сделать то, что делал Королёв, а может быть, и нечто большее.

Глушко возглавил королёвскую фирму, когда гонка вооружений перешла в космос. В Москве с опасением наблюдали за тем, как американцы создают космический корабль многоразового пользования, способный выводить на орбиту свои спутники и уничтожать чужие. Под руководством академика Келдыша математики подсчитали возможности космического челнока. Выходило, что он может внезапно снизиться над Москвой, нанести прицельный ядерный удар по столице и вернуться на орбиту.

Брежнев распорядился сделать нечто подобное. Глушко прожил на двадцать три года дольше Королёва, эти годы ушли на создание многоразовой космической системы, состоявшей из сверхмощной ракеты «Энергия» и космического самолёта «Буран».

15 ноября 1988 года космический челнок стартовал с Байконура. Дважды обогнув Землю, крылатый космический самолёт «Буран» в автоматическом режиме приземлился на посадочной полосе Байконура. Но Глушко не смог насладиться триумфом. Он тяжело болел, лежал в больнице. Через два месяца, 10 января 1989 года он скончался.


Этому человеку современная российская космонавтика обязана очень многим – от проектирования двигателей корабля «Восток», на котором был совершён первый полёт в космос, до создания орбитальных космических станций. Валентину Петровичу Глушко установлен памятник в центре родной Одессы на одноимённом проспекте, несмотря на то, что долгое время он входил в число засекреченных людей. За заслуги перед отечеством он дважды награждён званием Героя Социалистического Труда, пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, многочисленными медалями, а также лауреат Государственной и Ленинской премий.

Мечты о космосе

Родился Валентин Глушко в 1908 году в Одессе, после революции поступил в реальное училище, переименованное потом в Профтехшколу. Несмотря на тяжёлое для страны время, мальчик мечтал не о службе в отрядах Красной Армии, как многие его сверстники. Его восхищали книги Жюля Верна. Прочитав в 1921 году «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны», маленький Валентин решил посвятить всю свою оставшуюся жизнь осуществлению таких полётов. Он понимал, что для этого требуются хорошие знания, необходимо окончить школу, поступить в высшее учебное заведение. Он искренне верил, что будущее – за освоением космоса.

В то же время он познакомился и с работами К. Циолковского. Вот как пишет об этом сам Валентин Петрович в своей автобиографии: «Первый труд Циолковского я нашел в одесской публичной библиотеке. Зимой 1922 года она не отапливалась. Сидя в читальном зале в шинели, я переписывал его посиневшими пальцами в свои тетради. В 1923 году, 26 сентября, я написал письмо К. Э. Циолковскому в Калугу, Коровинская, 61, с просьбой выслать его труды. Через короткий срок (8 октября), к великой моей радости, получил ответное письмо от Циолковского вместе с некоторыми изданиями его трудов. Вскоре Циолковский сообщил, что впредь будет высылать мне все издаваемые им труды. Так началась переписка, продолжавшаяся ряд лет». Переписка, которую Глушко бережно сохранил, продолжалась с 1923 по 1930 годы. В его лице Циолковский нашёл преданного поклонника, который не только разделял его грезы о полетах в космос, но и был готов посвятить этому жизнь. В 1924 году, когда Валентину исполнилось 16 лет, он закончил работу над своей первой книгой «Проблема эксплуатации планет» объёмом 203 страницы. В издательстве её не взяли, работа была слишком наивной и эмоциональной, как через много лет признал Глушко. Но в этой юношеской работе будущий академик изложил идеи, часть которых сам потом смог осуществить. Кроме того он публиковал небольшие научно-популярные статьи о космических полётах.

Академик Валентин Петрович Глушко


В.П.Глушко в годы работы в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ). Москва. 1934 год

От теории к практике

Окончив Профтехшколу в 1924 году, Валентин Глушко поступил в Ленинградский Государственный Университет на физическое отделение физико-математического факультета. В качестве дипломной работы в 1929 году он представил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплан» с электрическими ракетными двигателями. После окончания университета зачислен в штат Газодинамической Лаборатории (ГДЛ) как руководитель подразделения по разработке электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей, где вскоре начал работать над созданием первого отечественного жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) под названием ОРМ-1. За время работы в ГДЛ Глушко сконструировал ракеты серии РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3 и РЛА-100, разработал конструкции и испытал двигатели серии ОРМ на азотнокислотном-керосиновом топливе.

В январе 1934 года Валентина Глушко перевели в Москву и назначили начальником сектора РНИИ Наркомата Обороны. В декабре 1935 года он закончил работу над книгой «Ракеты их устройство и применение», параллельно читал лекции в Военно-воздушной инженерной академии Н. Е. Жуковского. В следующем году назначен главным конструктором.



ОРМ-65 - жидкостной ракетный двигатель, созданный В.П.Глушко в 30-х годах для установки на ракетоплане РП-318 и крылатой ракете 212 конструкции С.П.Королева

Репрессии и Великая Отечественная Война

Валентин Глушко, как и многие учёные в то время, не избежал репрессий. Его арестовали 23 марта 1938 года. Через два дня в подвалах Лубянки он подписал признание: «Я являюсь участником антисоветской организации в оборонной промышленности, по заданию которой проводил вредительскую подрывную работу. Кроме того, я занимался шпионской работой в пользу Германии». А через несколько месяцев в Бутырской тюрьме отказался от необоснованных обвинений и начал писать письма сначала Вышинскому, потому Ежову и Сталину. Текст был почти одинаков: «Прошу Вашего распоряжения о пересмотре моего дела, поручив его новому следствию, т. к. форма допроса, которому я подвергся, носила характер морального и физического принуждения, в результате чего мною были даны показания, не отвечающие действительности. Прошу не замедлить с пересмотром моего дела (№ 18102), обеспечив нормальный метод следствия, т. к. я сижу в тюрьме уже 7 месяцев». Конечно, на эти письма никто не отвечал.



В.П.Глушко в Бутырской тюрьме в 1938 г. В период сталинских репрессий В.П.Глушко был арестован НКВД по сфабрикованному делу и освобожден только в 1944 г

Следующий адресат – Л. Берия. Глушко писал: «Будучи оклеветан врагами народа, я был арестован 23.03.38 г. и подвергся со стороны следственного аппарата НКВД моральному и физическому принуждению, в результате насилия я был вынужден подписать протокол допроса, содержание которого является вздором, вымыслом». Он добился только замены следователя, но выиграть дело было невозможно. 15 августа 1939 года Особое совещание при народном комиссаре внутренних дел СССР вынесло постановление: «Глушко Валентина Петровича за участие в контрреволюционной организации заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемь лет, считая срок с 23 марта 1938 года. Дело сдать в архив».



Выписка из протокола с приговором

Однако к тому времени Глушко уже являлся очень крупным специалистом и его оставили работать в техбюро, а в 1940 году перевели в Казань, где учёный продолжал работать в качестве главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД при Казанском заводе № 16 по разработке вспомогательных самолётных ЖРД. При этом у Глушко было исключительное право набирать для сотрудничества специалистов из тех, кто оказался в ГУЛАГе. Он составил список из бывших сотрудников и знакомых, но большинство из них были уже расстреляны.

С Глушко работали Жирицкий, Страхович, Витка, Лист, Желтухин, Уманский и другие, а в 1942 году по ходатайству Валентина Глушко в Казань перевели С. П. Королёва. Вместе они разрабатывали военную технику. Для начала ракетной установкой с двигателем РД-1 был оснащён самолёт Пе-2, и его скорость сразу возросла на 180 км/ч. После этого двигатель усовершенствовали и провели цикл испытаний на истребителях Як-3, Су-7 и Ла-7. В результате прирост скорости самолётов составил 200 км/ч. Так ввели в работу жидкостный реактивный двигатель, повлиявший на судьбу ракетной техники. Сталин оценил заслуги Валентина Петровича в разработке военных самолётов, и 27 августа 1944 года он был досрочно освобождён со снятием судимости. Глушко передал Сталину список, где указал более 30 человек, с просьбой о досрочном освобождении. Большинство из этих людей впоследствии остались работать с Валентином Петровичем. С 1945 года он заведовал кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института.


«Сквозь тернии – к звёздам»

После войны в 1945-1946 годах Глушко находился в командировке в Германии, где изучал трофейную немецкую ракетную технику. Результат своих наблюдений он обобщил в докладной записке министру вооружений Устинову, в которой изложил программу создания в СССР ракетной промышленности и предложил свою кандидатуру на должность главного конструктора ОКБ ракетных двигателей. Летом 1946 коллектив КБ из Казани перевели на авиазавод № 456 в Химках, который переоборудовали для производства жидкостных ракетных двигателей и позднее переименовали в НПО «Энергомаш», а в 1970-х годах – в НПО «Энергия». В сентябре 1948 года состоялся запуск первой ракеты Р-1 с жидкостным ракетным двигателем.

В 1953 году Валентин Петрович Глушко избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1957 году Высшая Аттестационная Комиссия присудила ему степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1960-1970 годах под руководством главного конструктора Глушко разрабатывались программы создания орбитальных пилотируемых станций, лунных поселений, новых космических кораблей многоразового использования, освоения Марса и Венеры, полетов к астероидам. Это было время великой мечты о космосе, когда Валентин Петрович осуществил многое из своих детских желаний.

После запуска на орбиту Земли первого искусственного спутника в СССР началось бурное развитие ракетостроения. Под руководством Глушко шла разработка обитаемой лунной станции. Он хотел привлечь к этому проекту внимание общественности, но все работы велись под грифом «совершенно секретно». После нескольких неудачных запусков ракеты Н-1 лунную программу и вовсе закрыли.



В.П.Глушко с космонавтами Ю.А.Гагариным и П.Р.Поповичем в своем рабочем кабинете. 1963 год

В 1968 году Валентин Глушко назначен председателем Научного Совета по проблеме «Жидкое топливо» при Президиуме АН СССР. Всего под его руководством было создано более 50 жидкостных ракетных двигателей и их модификаций, которые применяются на 17 моделях боевых и космических ракет. Также его двигатели установлены на ракетах-носителях, которые осуществили запуск автоматических станций к Луне, Венере и Марсу, пилотируемых кораблей «Восток», «Восход» и «Союз», вывели на орбиты искусственных спутников Земли и Луны.

«Энергия-Буран» – последнее детище Глушко

В начале 1972 года в США начали работы по программе Space Shuttle, а уже в марте в Советском Союзе на совещании Военно-промышленной комиссии обсуждали вопрос о создании отечественной многоразовой космической системы. Ещё через месяц прошло совещание конструкторов во главе с Глушко, где обозначили проблемы разработки МКС. Основная трудность заключалась в том, что одноразовые ракеты-носители были выгоднее как по эффективности, так и по стоимости, а первостепенной необходимости в использовании многоразовых космических аппаратов не было. К тому же задача требовала неординарного подхода и огромных материальных затрат, не говоря о технических сложностях. Естественно, советская МКС не должна была уступать американскому «Шаттлу» ни в чём.

Начать работу решились только после того, как американский челнок совершил маневр над Москвой, спустившись с орбиты до высоты всего 80 км над городом, а затем повторил его ещё раз. Тут же был принят приказ о создании космического аппарата «Буран», и в НПО «Энергия», которым руководил главный конструктор Глушко, начались разработки этого проекта. «Буран» должен был сочетать в себе свойства обычного самолёта и орбитального космического корабля. Инженеры столкнулись с тем, что для выполнения поставленных требований необходимо создание новых теплозащитных материалов, и тут же появилась проблема их испытания.

Снаружи корабль покрыли керамической плиткой. Несколько десятков тысяч деталей были рассчитаны на компьютере. Все они имели разную форму и размер, и ручной расчёт потребовал бы десятков тысяч чертежей. Материал мог выдерживать большие перепады температур. Для новой ракеты-носителя Глушко создал самый мощный в мире ЖРД РД-170. В результате механические характеристики «Бурана» не только не уступили «Шаттлу», но по некоторым параметрам даже превзошли его.


Всего на разработку МКС «Буран» дали 8 лет, но полностью система была готова к запуску только к 1988 году. В 1987 году провели пробный запуск ракеты-носителя «Энергия» вместе с экспериментальным спутником «Полюс». Она не вышла на орбиту из-за возникшей в полёте ошибки в системе спутника, но отлично совершила корректировку траектории при посадке.

Окончательно старт МКС «Энергия-Буран» с космодрома Байконур назначили на 15 ноября 1988 года. Погода выдалась неудачная, объявили штормовое предупреждение. Но запуск все равно состоялся. Полёт прошёл по задуманному плану. Отделившись от ракеты-носителя, корабль «Буран» достиг первой космической скорости и вышел на круговую орбиту, совершил два полных витка вокруг Земли. Спустя 209 минут после старта корабль приземлился в автоматическом режиме на взлётно-посадочной полосе Байконура. Несмотря на тяжёлые погодные условия, посадка была произведена безупречно.

Запуск МКС «Энергия-Буран» означал триумф отечественной космонавтики. Однако первый полёт МКС стал и последним. В 1989 году в возрасте 80 лет скончался её создатель Валентин Глушко. Следующий запуск «Бурана» отложили сначала на два года, потом ещё на год, и ещё… А именем академика Глушко по решению Генеральной Ассамблеи Международного астрономического союза в 1994 году назвали кратер на видимой стороне Луны.



Г.С.Титов, В.П.Глушко, Я.Б.Зельдович в президиуме Международного конгресса по Марсу "Сотрудничество в космосе во имя мира на Земле". 1987 год



Памятник В.П.Глушко на его могиле на Новодевичьем кладбище в Москве

Летом 1945 года ведущие советские ракетчики Сергей Королёв и Валентин Глушко прибыли в Германию, "прямым рейсом из ГУЛАГа". Отсидев семь лет, последние три года вместе в одной шараге, они были помилованы, но без снятия судимости, а тем более, без реабилитации. Увидев впервые немецкую ракету ФАУ-2 на показательных пусках, устроенных союзниками, советские ракетчики поняли, что всё, чего им удалось добиться, - детские игрушки, по сравнению с тем, чего достигли за эти годы немцы под руководством Вернера фон Брауна. Королев был поражен размерами ракеты. Однако вместе с восхищением у него, как у настоящего русского человека, тут же возникло желание многое решить по-другому.
__________________________

Охотники за ракетами

--> -->Летом 1945 года ведущие советские ракетчики Сергей Королёв и Валентин Глушко прибыли в Германию, "прямым рейсом из ГУЛАГа". Отсидев семь лет, последние три года вместе в одной шараге, они были помилованы, но без снятия судимости, а тем более, без реабилитации.

Увидев впервые немецкую ракету ФАУ-2 на показательных пусках, устроенных союзниками, советские ракетчики поняли, что всё, чего им удалось добиться, - детские игрушки, по сравнению с тем, чего достигли за эти годы немцы под руководством Вернера фон Брауна.

Королев был поражен размерами ракеты. Однако вместе с восхищением у него, как у настоящего русского человека, тут же возникло желание многое решить по-другому. Тем более, он понимал, что немцы работали в большой спешке.

Борис Евсеевич Черток много десятков лет спустя скажет: "Фау-2 нравилась ему и раздражала его. Он понял, что эта ракета, обогнавшая свое время, самим фактом своего существования предопределила выбор между ракетопланом и большой ракетой в пользу последней. Тем самым, "Фау-2" ставила крест на пятнадцати годах раздумий и опытов с ракетопланами, и уже только поэтому не могла не раздражать его".

Королев тогда же сформулировал для себя задачу: досконально изучив Фау-2, научиться пускать эту большую ракету и сразу начать её совершенствовать. То есть, пойти дальше того, на чем остановились немцы. Но почему он решил, что немцы остановились? Просто они продолжили свою работу на другом континенте.

К тому моменту все полностью собранные и уже готовые к отправке на фронт ракеты (порядка 100 штук) были уже вывезены в США. Туда же была отправлена и большая группа ведущих специалистов немецкого ракетного центра во главе с 33-х летним Вернером фон Брауном, под руководством которого была не только создана эта баллистическая ракета, но и освоено её серийное производство.

Советским специалистам достались только отдельные агрегаты самой ракеты ФАУ-2 и значительная часть армейского наземного оборудования для мобильного запуска ракеты. Нужно было теперь научиться собирать Фау-2. Поэтому, продолжая поиск отдельных частей ракет и подбирая комплект технической документации, стали искать ещё и специалистов, причастных к разработке или производству ракет.

К концу 1946 года удалось собрать около двух десятков ракет, которые отправили в подмосковные Подлипки, где приказом министра вооружений Дмитрия Устинова на базе артиллерийского завода № 88 был создан закрытый Научно-исследовательский институт № 88 Министерства вооружений СССР (НИИ-88).

Этому предшествовало постановление Политбюро и Совмина СССР, которое обязывало создать из отечественных материалов на отечественном оборудовании руками советских рабочих точную копию немецкой ракеты ФАУ-2 без малейших отклонений. Королеву казалось решение точно копировать немцев ошибочным, но Сталина беспокоило отсутствие должной культуры производства.

Королёва назначили Главным конструктором "изделия № 1" НИИ-88 и поручили провести в октябре 1947 года летные испытания ракет "ФАУ-2". Первый старт баллистической ракеты в СССР состоялся 18 октября 1947 года. После окончательной доводки ФАУ-2 советского изготовления и завершения полного цикла её испытаний, приступили к созданию серии ракет различного назначения уже советской разработки.

Собственно, советский аналог "ФАУ-2" - ракету "Р-1" начали создавать уже параллельно с летно-конструкторскими испытаниями, учитывая их результаты. Первый пуск ракеты "Р-1" состоялся 10 октября 1948 года, а 28 ноября 1950 года первая баллистическая ракета "P-1" вместе с комплексом наземного оборудования была принята на вооружение первого ракетного соединения, сформированного на полигоне Капустин Яр.

Королев, еще в Германии установил, что немецкий жидкостный ракетный двигатель поддается форсированию по тяге до35%. Теперь, после сдачи советского аналога Фау-2, приступили к разработке ракеты "Р-2" с двигателем конструкции Валентина Глушко тягой 37 т. Максимальная дальность полета ракеты 600 км с головной частью массой 1,5 т.

В этой ракете головная часть отделялась после выгорания топлива, и продолжала лететь по инерции, увеличивая дальность. Впервые Королев высказал идею отделяющейся головной части сразу по возвращении из Германии. Но оказалось, что это не так просто сделать, поскольку после отсечки двигателя происходит догорание топлива в камере еще несколько секунд, во время которых давление падает по неизвестному двигателистам закону.

В конце 1949 года Королев предложил конструктивно-компоновочную схему ракеты дальнего действия Р-3, которую задумал в апреле 1948 года, ещё до завершения работ над ракетой Р-1. Уже тогда у него выстроилась такая цепочка: "Р-1" с дальностью полета 280 километров, "Р-2" - 600 километров, "Р-3" - 3000 километров!

Но позднее он понял, что надо делать либо одноступенчатую на меньшую дальность ракету, либо двухступенчатую на большую дальность, а начал делать и ту, и другую.

К моменту сдачи на вооружение ракеты Р-2 уже велись работы над одноступенчатой ракетой Р-5 с дальностью полета 1200 километров. Первый старт "Р-5" состоялся 2 апреля 1953 года. А в 1955 году "Р-5" была принята на вооружение. На "Р-5" стоял двигатель конструкции Валентина Глушко тягой 41 т, созданный на базе двигателя ракеты "Р-1" путем его максимального форсирования.

В 1953 году было принято решение об объединении двух видов оружия: ядерного и ракетного, и возникла потребность в межконтинентальной ракете, способной поднять атомный заряд. С этого началась работа по созданию межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, знаменитой королевской "семерки. Но о том, что с её помощью можно будет проникнуть в космос, Королев в беседах с власть имущими даже не заикался.

Вскоре после испытаний водородной бомбы к Королеву в Подлипки приехал Малышев, заместитель председателя Совета Министров СССР и министр среднего машиностроения СССР. Он сказал Королёву, что хочет посоветоваться с ним по будущим работам. "Термоядерная бомба весит сегодня около шести тонн. Ну, пять с половиной. Физики обещают этот вес уменьшить, но ориентироваться надо на шесть тонн" - сказал он.

У Королева к тому времени уже сформировалось представление об оптимальной схеме сверхдальней ракеты, и в конструкторском бюро даже начались в инициативном порядке её эскизные проработки. Королев попросил постановление правительства. Уже через неделю такое постановление по ракете Р-7 было подписано, хотя "нормальный" срок для принятия постановления такого масштаба в более поздние годы составлял около двух лет.

Ракета Р-7 стала наивысшим достижением плодотворного сотрудничества ракетчика Королева и двигателиста Глушко. Она представляла собой сборку - "пакет", состоящий из центрального блока, к которому крепятся четыре боковых блока. В каждом блоке по четыре модифицированных двигателя всё той же ФАУ-2.

Четыре боковых блока составляли первую ступень, центральный блок - вторую ступень ракеты. Запускались все двигатели одновременно, создавая тягу свыше 454 т. Питание центрального блока осуществлялось от топливных баков боковых блоков до их отделения, а после разделения оставшаяся центральная часть продолжала полет со своими полными баками.

Королев понимал, что лучшим вариантом для "семерки" было бы поставить в центральном блоке и в "боковушках" по одному мощному двигателю - двадцать двигателей, конечно, хуже, но эти двигатели были надежны, и, главное, позволяли уложиться в жесткие сроки. Со дня принятия постановления до ее первого старта прошло всего три года.

В начале марта 1957 года спецпоезд вышел из заводских ворот. В опечатанных вагонах лежала разобранная ракета Р-7. Размеры и мощность Р-7 превосходили возможности существовавших в Советском Союзе ракетных полигонов. В июне 1955 года в СССР началось строительство нового ракетного полигона возле небольшого селения Тюратам в Казахстане. Из соображений безопасности местом старта был назван Байконур - селение, расположенное на сотни километров северо-восточнее.

Ракета Р-7, созданная Королевым, как и все другие ракеты, по заказу Министерства обороны СССР, стала основой всех советских космических программ. Но для выведения космического аппарата на околоземную орбиту её потребовалось оснастить третьей ступенью.

Конфликт между Королёвым и Глушко

Глушко мечтал создать мощный и одновременно надежный двигатель для сверхтяжелой ракеты. Королев же, в первую очередь, стремился сохранить интерес к своей работе со стороны высшего партийного и государственного руководства страны, понимая, что, лишившись мощной государственной поддержки, быстро окажешься вообще на обочине.

Впервые открыто конфликт между ними проявился летом 1957 года. Именно тогда личная неприязнь между ними перешла на дело, которое год от года все больше от этого страдало. Глушко заявил, что двигатели для "семерки" - последние на жидком кислороде.

Ещё в 30-х годах он занялся двигателями на азотной кислоте. Эти работы он продолжал и в казанской шараге. Кислородом он занялся, пораженный двигателями, созданными немцами для ФАУ-2. Королев же, напротив, терпеть не мог ракеты на азотке, называя их "грязными".

Позднее спор двух маститых конструкторов стал предметом рассмотрения межведомственной комиссии, которую возглавил президент АН СССР М.В. Келдыш. Комиссия сочла доводы С.П. Королева относительно опасности применения азотного тетроксида обоснованными. Но Валентин Петрович не согласился с мнением комиссии и продолжал настаивать на своем.

"Королёвский тупик". Начавшаяся ракетно-космическая гонка с США выдвинула новую задачу: создание сверхтяжелой ракеты для лунной программы.

Королёв, отчасти окрыленный успешным применением "пакетной сборки", а главное, из-за отсутствия возможности создать в приемлемые сроки двигатель очень большой тяги, выбрал путь дальнейшего наращивания числа двигателей сравнительно небольшой мощности. Решение проблемы устойчивости горения в камерах очень большого размера оставалось недоступным советским двигателистам.

13 мая 1961 года, то есть, за 12 дней до исторического послания президента США Джона Кеннеди конгрессу, вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в котором впервые прозвучало название ракеты Н-1, и была определена дата её первого полета - 1965 год.

Если бы в начале 60-х годов по инициативе Хрущева, увлекшегося ракетами, не произошло сокращения авиации, в результате чего многие заводы лишились заказов, то даже при всём своём влиянии Королеву после конфликта с Глушко трудно было бы найти других двигателистов. Оказалось малозагруженным и КБ турбореактивных авиационных двигателей Николая Кузнецова в Куйбышеве. Космический заказ Королева выручил не только это КБ, но ряд других предприятий куйбышевского региона, превратив Куйбышев в одну из "космических столиц".

16 мая 1962 года был утвержден эскизный проект трехступенчатой ракеты "Н-1" с двигателями конструкции Кузнецова тягой 150 тонн. Ракета со стартовой массой 2200 тонн была способной выводить на орбиту полезный груз массой 75 тонн.

Первый вариант Н-1 являлся логическим продолжением ракеты "Р-7": на её центральный блок крепились шесть вместо четырех боковых блоков. Каждая из "боковушек" снабжалась шестью кислородно-керосиновыми двигателями конструкции Николая Кузнецова. То есть, повторялся тот же принцип компоновки, который был успешно апробирован на "семерке".

Лишь в феврале 1966 года было завершено строительство стартового комплекса. К этому моменту проектанты лунного комплекса потребовали увеличить массу полезного груза, выводимого на околоземную орбиту. Ничего другого, кроме добавления еще шести двигателей, доведя их общее число на первой ступени до 30, для решения этой проблемы сделать уже было нельзя. Так появился последний вариант ракеты, который содержал 48 двигателей.

"Н-1" появилась на полигоне в мае 1968 года, первый пуск её состоялся 21 февраля 1969 года, и закончился неудачей. На 70-й секунде полета произошло выключение двигателей из-за возникшего пожара в хвостовом отсеке. Факел вдруг погас, и потерявшая управление ракета упала в 52 километрах от старта.

Второй пуск после ряда доработок состоялся 3 июля 1970 года. Ещё до отрыва от стартового стола взорвался один из двигателей ракеты, но ракета всё же поднялась на высоту 200 м, а затем упала на стартовые сооружения. Произошел взрыв, уничтоживший вместе с ракетой и стартовый комплекс. В ночной степи пламя от горевших почти 2500 тонн жидкого кислорода и керосина был виден за десятки километров.

27 июня 1971 года состоялся пуск улучшенного варианта "Н-1" со второго уцелевшего старта, но и он закончился неудачей. Ракета после старта потеряла управление по крену. На 51-й секунде полета была выдана команда на ее подрыв.

Последний пуск "Н-1" состоялся 23 ноября 1972 года. Все системы первой ступени, все двигатели работали нормально, полет продолжался 112 секунд, но в конце активного участка в хвостовом отсеке возникла неисправность, и полет прекратился.

Пятый пуск "Н-1" готовился на август 1974 года. Однако в мае 1974 года возглавивший бывшую королевскую фирму Глушко одним из своих первых приказов прекратил все работы по тематике Н-1.

Королевым была совершена двойная ошибка: не обладавший опытом создания ракетных двигателей Кузнецов был не в состоянии изготовить надежный двигатель в приемлемые сроки, а Королев, ориентируясь на его двигатели сравнительно небольшой мощности, пошел на выбор невероятно сложной схемы ракеты с очень большим количеством двигателей.

Огневые струи 30 двигателей из-за разброса характеристик создавали такой возмущающий момент, с которым уже не справлялись органы управления. Да и аналоговая система управления всеми 48 двигателями ракеты, объединенными в единый энергетический и информационно-логический комплекс, с поставленной задачей не справлялась тоже.

Методы отработки надежности, принятые американцами при создании "Сатурна-5", оказались не под силу советской экономике. Бортовая цифровая вычислительная машина для системы управления Н-1, разработанная в 1969 году, давала такие ошибки и столько сбоев, что допускать ее к полету было невозможно. Тогда было принято решение начать летные испытания на аналоговой системе управления. Но русский метод "авось пронесет" не сработал.

В 1976 году было принято правительственное решение о начале создания многоразовой ракетно-космической системы, в рамках которой был создан сверхтяжелый носитель "Энергия", способный выводить на орбиту полезную нагрузку массой 100 тонн. В 1988 году с её помощью был выведен космический корабль "Буран".

Двухступенчатая ракета "Энергия" выполнена тоже по пакетной схеме с параллельным расположением ступеней и боковым расположением полезного груза. Четыре боковых ракетных блока 1-й ступени располагаются вокруг центрального ракетного блока 2-й ступени.

Для "Энергии" под руководством Глушко был разработан четырехкамерный кислородно-керосиновый двигатель тягой 740 тонн. На каждом из четырех блоков 1-й ступени ракеты устанавливалось по одному такому двигателю. На 2-й ступени устанавливались четыре однокамерных кислородно-водородных двигателя тягой 146 тонн у земли и 190 тонн после отделения первой ступени. Разработка Кислородно-водородный двигатель был создан коллективом Воронежского КБ "Химавтоматика" под руководством Александра Конопатова, заменившего Косберга после его смерти.

Первый пуск ракеты "Энергия" состоялся 15 мая 1987 года. Таким образом, в СССР была создана сверхтяжелая ракета "Энергия" класса американской ракеты "Сатурн-5", но появилась она на 20 лет позже.

10 января 1989 года Валентин Петрович Глушко скончался. Новым генеральным конструктором был назначен Ю. П. Семенов. На научно-техническом совете НПО "Энергия" были закрыты программы совершенствования тяжелых ракет и ракет многоразового использования, создаваемых на базе ракеты-носителя "Энергия".

* Марк Аврутин (1942) - писатель-публицист, автор книг: "О причинах русской катастро фы ХХ века" (2005); "Размышляя о Великой войне" (2006); "Третий взгляд на "третью силу" (2007); "Три вопроса Пастернаку" (2008); "Катастрофа - это наше прошлое или будущее?" (2009); "Белые пятна Великой войны" (2010); "Война. Между мифом и реальностью" (2011); "Пути Твои неисповедимы" (2012); "Лидеры ракетно-космической гонки: прощеный зек Сергей Королев и бывший военнопленный Вернер фон Браун" (2013); "Первая мировая война. Начало возрождения государства Израиля" (2014).

__________________________
На фото: Немецкая ракета ФАУ-2; советская ракета-носитель "Энергия".

Читайте также: