Художник конструктор кукольного театра

Обновлено: 26.07.2024

Олина Дмитриевна Вентцель - один из самых известных и признанных художников-кукольников России. Мастер-профессионал, Олина Вентцель создавала авторские художественные куклы в 90-е годы - до 2007 года.

Будучи художником театра и кино, Олина Вентцель пришла в искусство авторской декоративной куклы и привнесла в него профессиональную культуру, знания и навыки опытного мастера, предопределив для этого искусства новые перспективы. С исторической достоверностью она воспроизводит лица, фигуры и костюмы своих кукол. Художница создает не просто кукол, а масштабные проекты, насчитывающие сотни персонажей, единственная в мире владеет секретом изготовления фарфоровых кукол ростом с человека. Не удивительно, что куклы Вентцель не имеют аналогов до сих пор. Работы художницы украшают дома известных людей и находятся во многих галереях разных стран.

Работа "Венецианка" удостоена приза Первого московского международного фестиваля искусств "Традиции и современность" в 2007 году в номинации "Лучшая авторская работа" (прикладное искусство). В том же году Олина Дмитриевна Вентцель скоропостижно скончалась от сердечного приступа.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент книги, написанной Борисом Павловичем Голдовским специально для галереи Анастасии Чижовой "Хрупкий образ совершенства. Куклы Олины Вентцель".

Книга Б.П.Голдовского, изданная "Галереей Анастасии Чижовой" посвящена творчеству Олины Дмитриевны Вентцель.

Книга Б.П.Голдовского, изданная "Галереей Анастасии Чижовой" посвящена творчеству Олины Дмитриевны Вентцель.

"Галерея Анастасии Чижовой" за несколько лет до смерти художницы начала собирать кукол Олины Дмитриевны Вентцель в единый проект. Эти удивительные произведения искусства воплощают в себе и человеческую историю, и параллельную ей историю литературных героев, и сказочных персонажей, и вдохновенные образы необычайных красавиц - целый мир. Этому, другому миру требуется свое пространство, где куклы могли бы ощущать себя, как дома. "Галерея Анастасии Чижовой" и стала для них таким домом. Галерея устраивает выставки кукол Олины Вентцель в Москве, других городах нашей страны и по всему миру.

Наибольшую популярность искусство декоративной авторской куклы в России стало приобретать с конца 80-х - середины 90-х годов прошлого века. Возникают галереи авторских кукол, начинают издаваться специальные журналы, создаются профессиональные союзы, музеи, школы кукольного дизайна и т.д. Художественные авторские куклы России получили международное признание.

Одной из первых в этой когорте художников, скульпторов, модельеров, кто увидел в авторских коллекционных куклах огромный творческий потенциал, были и Олина Вентцель , "дворцовые" куклы которой сегодня хранятся во многих музеях, галереях и частных коллекциях, но основные, наиболее ценные работы сосредоточены в "Галерее Анастасии Чижовой" .

Художник по имени Олина , со звонкой фамилией Вентцель , прежде, чем прийти к куклам, прожила обыкновенную для своего поколения жизнь. В 1961 году окончила Ленинградский текстильный институт и занялась тем, о чем мечтала все эти годы - стала художником по театральным костюмам. Эта профессия дала ей почти все, чего не хватало в детдомовской жизни - необычный, возвышенный и справедливый мир театральных героев в изысканных одеждах. Решительная, веселая, много повидавшая, она точно знала, чего хочет, и всегда добивалась цели.

В ленинградской театральной среде ее заметили, и очень скоро она стала там своей - "незаменимой Олиной", выдумщицей, душой и украшением компании, где и Городницкий, и Довлатов, и Горбовский, и Кунин, и молодой Смоктуновский (костюм Гамлета на Иннокентии Смоктуновском в фильме Григория Козинцева - ее дипломная работа).

Друзья звали Олину "золотой рыбкой", потому что она всегда выполняла свои обещания. Тогда же, в начале 70-х годов, работая художником-бутафором в знаменитом Ленинградском театре марионеток , она почти случайно встретила будущего мужа - Юрия Вентцеля , приехавшего на гастроли с Московским областным театром кукол , где он - в прошлом способный драматический актер, выпускник Театрального училища им.Б.В.Щукина при театре имени Евг.Вахтангова и режиссер, был главным художником.

В 1974 году она переехала в Москву . Вспомнив предыдущий опыт сотрудничества с Ленфильмом , Олина Дмитриевна стала работать художником по костюмам в различных драматических театрах и на киностудиях. Среди ее фильмов: "И еще одна ночь Шехерезады", "Осада", "Случай в аэропорту" и другие.

Здесь же она получила урок, запомнившийся ей на всю жизнь и оставивший отпечаток на дальнейшем творчестве. Закончив сложную работу над созданием костюмов для героев фильма "И еще одна ночь Шехерезады" , она вдруг заболела. Болезнь была странная, связанная, как считала Вентцель, с теми негативными эмоциями, тонкими энергиями, которые несли злые, темные персонажи "Тысячи и одной ночи" . С тех пор художница никогда не работает с этими сказками и не делает отрицательных персонажей кукол. Это стало ее табу. Мало того, Олина Вентцель теперь стремится изменять к лучшему судьбы своих кукольных персонажей, будь то Ромео и Джульетта, Гамлет или Ленский .

"Мне кажется, - часто повторяла Олина Вентцель , - кукольник обязательно должен быть добрым и мудрым, как сказочник. Сказок ведь не бывает злых. Как не должно быть и злых кукол. Сказки и куклы - это олицетворение того, что сопровождает человека от колыбели до самого заката - детства и счастья, уюта, тепла домашнего очага".

Однажды в начале 80-х годов знакомая попросила Олину сшить для будущей выставки тряпичную куклу-космонавта. Казалось бы, простая работа для художника - найти фотографию и сделать что-то, приблизительно напоминающее человека в скафандре. Но для Олины Вентцель этот путь был неприемлем. Она поехала в музей Звездного городка , в подробностях рассмотрела, зарисовала каждую деталь космической одежды и, в результате, ее кукла стала главным событием и украшением выставки. Тут же появились и новые заказы - в России начинался "кукольный бум".

Только во второй половине 80-х годов идея создания и коллекционирования художественных интерьерных авторских кукол овладела массами. Начинался период рукоделия, когда десятки, сотни мастеров и любителей, пользуясь возрастающим интересом и спросом на авторские куклы, создавали их сотнями. Культура интерьерных кукол в России и сегодня еще не миновала этот период, хотя мастера-кукольники уже создают настоящие произведения искусства, творя новые художественные образы, смело экспериментируя с цветом и формой.

Большинство же дизайнеров кукол для интерьера, несмотря на сравнительно высокую стоимость их изделий, и сегодня стремятся не столько к красоте, поиску совершенства, сколько к обслуживанию вкусов заказчиков, желающих украсить свой дом в меру собственного представления о прекрасном. Отсюда - обычное отсутствие стиля, часто - кич, как стилевое решение, и только в редком случае - произведение искусства.

Создание авторской интерьерной куклы - действительно сложная и трудоемкая работа. Но одно дело - когда ее выполняет Художник , владеющий и ремеслом, и школой, стремящийся создать гармоничное художественное исследование, другое - когда кукла создана ремесленником, цель которого - как можно дороже сбыть ее на массовом рынке, и третье, - когда за это дело берется дилетант, любитель, искренне считающий свое рукоделие искусством.

Будучи вещью, коллекционная кукла может обладать и одной только мемориальной ценностью. Среди таких кукол - старинные образцы, побывавшие в домах известных людей, свидетели важных исторических событий, и новые, созданные пусть неумелыми, но знаменитыми руками - государственных деятелей, ученых, артистов театра и кино. Такие куклы особенно ценятся на различных благотворительных аукционах. Но все же это не художественные, а мемориальные вещи, как карандаш Альберта Эйнштейна , пуговица с пиджака Константина Сергеевича Станиславского или саксофон Билла Клинтона .

Продолжение следует

Отрывок из книги Бориса Павловича Голдовского "Хрупкий образ совершенства. Куклы Олины Вентцель", издатель - "Галерея Анастасии Чижовой".

Наша галерея авторских кукол в Измайловском кремле работает без выходных с 11 до 18 ежедневно по адресу Измайловское шоссе дом 73ж

Для Александра Федоровых куклы из теневого театра - самые интересные и любимые. Фото Ольги ГИЛЯЗЕВОЙ

Александр Федоровых попал в Кировский театр кукол практически случайно. И вот уже семь лет ходит на работу, как на праздник. С удовольствием! В чем секрет счастья, и каково взрослому мужчине играть с куклами? Об этом он рассказал нашему корреспонденту.

В столярной мастерской уютно пахнет деревом, негромко играет радио, светло и просторно. Здесь делают декорации и куклы к спектаклям. Александр показывает свои владения: все пространство над его рабочим столом увешано арт-объектами. Бутафорская гитара, тут же раритетные ходики, необычные светильники и даже дирижабль в рамке. Последний - гордость мастера, сделал его из меди в любимом стиле стимпанк (направление научной фантастики, включающее технологию и декоративно-прикладное искусство, вдохновленное паровой энергией конца XIX века - Ред.). У машины, стоит взяться за рычаг, крутятся колеса и пропеллер, двигаются крылья и хвост.

«ЧЕМ ТРУДНЕЕ, ТЕМ ИНТЕРЕСНЕЕ»

- А начиналось все в детстве, - рассказывает художник-конструктор Александр Федоровых. - Дома всегда что-то мастерил, шил, крутил… Родители понимали, не мешали. Папа механиком работал, ездил по Кировской области - занимался монтажом кран-балок. От него у меня тяга к технике, а от мамы - она в журналистской среде работала - тяга к творчеству. В детстве я любил игрушки разбирать - посмотреть, что там внутри: моторчик и все такое. Понятно, что папа ругался. Только купят мне машинку, оглянуться не успели - я ее уже разобрал, винты одни остались.

- Обратно не собирали?

- Не, я не умел. Но потихоньку стал осваивать технику. Вырос - ПТУ окончил. Специальность какая? Сейчас скажу: слесарь по вентиляции, кондиционированию воздуха систем аспирации с умением выполнять сварочные работы. Короче, жестянщик. И еще много профессий получил по жизни. В 2005 году окончил ВятГУ по специальности «Технология машиностроения», стал инженером. И все, чему научился до театра, мне сейчас помогает.

- Как же вы попали в театр?

- Я сюда пришел семь лет назад. Случайно. Мы тогда со знакомыми ребятами клепали в гаражах историческую амуницию - кольчуги, мечи и прочее под заказ. Холодной ковкой занимался. И я подумал, может, в театре тоже нужны бутафорские доспехи. Гамлет и так далее… И обошел все эти учреждения в Кирове. Правда, сезон тогда уже закончился - лето, все в отпусках. Но в театре кукол инженер послушал меня и сказал: «Давай-ка к нам переходи на работу конструктором, вакансия есть». Я посмотрел механизмы у кукол - вроде ничего сложного. И согласился. Семь лет прошло, как семь дней. На работу иду, как на праздник. И коллектив душевный, как семья. Работа мечты! Очень интересная, каждый день новая. Потому что одинаковых кукол не бывает. Они все разные по размерам, по критериям, по которым должны работать. Нужно думать над механизмами, чтобы все на сцене двигалось так, как требуется по сценарию. А мне чем труднее, тем интереснее.

Мастерскую украшают арт-объекты: бутафорская гитара, раритетные ходики, необычные светильники и даже дирижабль в рамке в любимом стиле художника стимпанк. Фото Ольги ГИЛЯЗЕВОЙ

Мастерскую украшают арт-объекты: бутафорская гитара, раритетные ходики, необычные светильники и даже дирижабль в рамке в любимом стиле художника стимпанк. Фото Ольги ГИЛЯЗЕВОЙ

«СИДЕЛ С КУКЛОЙ ДО ДВУХ ЧАСОВ НОЧИ»

Самые интересные и любимые куклы - из теневого театра, признается Александр. Он любовно держит в руках плоские фигурки и показывает на обратной стороне их прикрепленные механизмы. Нажимаешь на один-другой рычаг - и кукла оживает. Она может двигать губами, головой и руками. При этом актер-кукловод будет работать с ней всего лишь одной рукой. Зрители видят ее на светящемся экране как движущуюся черную тень. Это и есть теневой театр.

- Сейчас у нас в репертуаре идет спектакль «Горячая история №01» про Сашу и Машу. В нем один из персонажей - это кот. В определенный момент он должен сделать недовольное выражение мордочки. Я ему сделал механизм такой, чтобы глаза открывались и прикрывались, как коты обычно жмурятся. Вот этот кот сейчас любимчик у детей, которые приходят на экскурсии. Показываю им сперва лицевую сторону куклы, потом другую, где механизмы спрятаны. Всегда реакция восторженная: «Оооо. » Интерес неподдельный.

Потом Александр Машу и Сашу делал. Это была еще та задача… Интересная!

- Режиссер придумывает спектакль, а художник думает над тем, как будут выглядеть персонажи, как они должны двигаться. Потом он приносит мне эскиз с размерами куклы. Мастера изготавливают ее, а потом придумывают, как сделать так, чтобы она работала согласно задаче. В интернете вы не найдете готовых механизмов, - поясняет конструктор. - Да, есть принципы их работы. Но каждая кукла индивидуальна. Новый спектакль - новые герои. Я поначалу считал их, но потом сбился и перестал. По размеру куклы обычно небольшие, места мало. Приходится поломать голову, чтобы разместить на них всю механику и чтобы она действовала.

- Из чего вы делаете персонажей?

- В основном из пластика. Сашу, например, вырезали лазером нам здесь, в Кирове. Если бы лобзиком выпиливали у него перья на голове (в спектакле персонажи в индейцев играют - Ред.), это было бы неаккуратно. Сейчас у нас свой лазер есть. Недавно купили станок с ЧПУ, он в процессе запуска. У него очень много технических возможностей. Загружаешь файл с изделием, которое в определенной программе создано, и станок вырезает его по заданным размерам.

- Спектакли со своими куклами смотрите?

- Ходил, смотрел, как они работают. Не всегда их используют на полную мощность. Я стараюсь обычно закладывать в куклу максимум технических возможностей, чтобы она была как живая. Чтобы нажал на рычаг - она и то сделала, и это. Настоящие актеры это понимают. Ну, они в институте пять лет учились кукловождению. Да мне самому интересно делать персонажей с большими возможностями!

По размеру куклы обычно небольшие, приходится поломать голову, чтобы разместить на них все нужные механизмы. Фото Ольги ГИЛЯЗЕВОЙ

По размеру куклы обычно небольшие, приходится поломать голову, чтобы разместить на них все нужные механизмы. Фото Ольги ГИЛЯЗЕВОЙ

Александр рассказывает как, бывало, задерживался допоздна, когда готовились к иному спектаклю. Сидел с куклой до двух часов ночи, потому что утром актерам с ней уже репетировать надо.

- Ладно, живу недалеко. Мечтаю подземный ход прорыть от дома до театра, чтобы зимой в тапках на работу ходить, - смеется мастер. - Не люблю вот эту слякоть, пасмурность. Даже жалюзи на окне специально закрытыми держу, чтобы этой погоды не видеть.

«ВЗРОСЛЫЕ МУЖИКИ, И ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ?»

В 2016 году Александр Федоровых выиграл конкурс и отправился в Москву участвовать в лаборатории конструкторов и технологов театров кукол.

- Это была первая в стране творческая лаборатория, организованная Ильей Эпельбаумом (создатель московского театра кукол «Тень» - Ред.) и Виктором Платоновым (корифей теневого театра, главный художник Московского детского театра теней - Ред.). Они придумали лабораторию для конструкторов по теме итальянского уличного театра дель арте. Там много персонажей в масках. Нужно было создать для их механизмов альтернативные приводы: на воде, на воздухе. Главное - без электричества.

Со всей России подал заявки 71 человек. Художников-конструкторов кукол немного в стране, говорит Александр. Редкая профессия!

- Я схему альтернативного привода сделал, заявку отправил. И оказался в составе шести победителей.

- Гордились собой?

- Есть маленько. (Смеется. - Ред.). Собрался и поехал в Москву. В одной сумке - еда, в другой - инструмент. Знал, что будут практические занятия, но что там конкретно делать придется, не говорили. Сам театр «Тень» маленький, а вот мастерские через дорогу от него в подвале дома - огромные. Много кукол, декораций…

Ребята приехали из Улан-Удэ, Питера, Рязани, Пятигорска и Белоруссии. Мы делали персонажей и декорации для уличного спектакля. Мне достался флюгер - надо было заставить его крутиться от ветра на крыше игрушечного домика. На другом конце этого механизма находились две ладошки, которые, когда флюгер крутится, должны были хлопать. Ну, ничего, все получилось.

По словам кировчанина, участники лаборатории настолько сдружились, что и сейчас общаются в общем интернет-чате. Обсуждают рабочие моменты, варианты, как и что сделать.

- Вот после этой лаборатории я и полюбил теневой театр. Нравится, что много технических возможностей можно заложить в персонажей. В обычной кукле на тростях этого не сделать, потому что она на виду. А у теневой обратную сторону никто не видит. Там можно любые механизмы, любые движения заложить. По другую сторону зритель видит на экране тень, которая что только не делает.

Многие работы вызывают неподдельный восторг у детей, которые приходят в театр на экскурсии. Фото Ольги ГИЛЯЗЕВОЙ

Многие работы вызывают неподдельный восторг у детей, которые приходят в театр на экскурсии. Фото Ольги ГИЛЯЗЕВОЙ

Впрочем, и любимый стимпанк Александр не бросает.

- Несколько лет назад Анастасия Гончарова, художница из Питера, поставила вместе с режиссером Александром Хромовым в Кирове интересный спектакль «Сказки Чуковского». Над ним работать было одно удовольствие. А особая моя гордость в нем - это воробей. В сказке тараканище всех кошмарил, а потом прилетел воробей, его клюнул - и все, нет таракана. Мне дали свободу действий, и я воробья сделал в стиле стимпанк из меди. Он двигал головой, и глаз у него светился. Еще для этого же спектакля сделал световую установку - паука, на концах его лап были фонарики. Через них можно было под любым углом подсветить каждое место на сцене. Сейчас эту постановку списали, жалко.

- А вы сказки-то читаете, значит?

- Ну, приходится. (Смеется. - Ред.) Сейчас, когда взрослый, по-другому смотришь на все в них, конечно. Бывает, слышишь: «Взрослые мужики, и чем занимаются?»

- И что вы скажете таким людям?

- Я скажу, что это серьезная инженерная работа, где включаются руки и голова. Только с налетом детства, потому что изделия - для ребятишек. И я рад, что мои игрушки доставляют им радость. Перед спектаклем смотришь с балкона на зал - в нем много детей. Вот начинается представление, и, когда малыши бурно реагируют - хлопают, смеются, у меня внутри радость и удовлетворение. Все не зря сделано!

Возрастная категория сайта 18 +

АДРЕС РЕДАКЦИИ «КП» - Киров»: ООО "Комсомольская правда" Киров", г. Киров, ул. Воровского, д. 107, 2 этаж, каб. 211. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 610035.

Мастер кукол (художник-кукольник)

Матер кукол (художник-кукольник) делает в разных техниках авторские куклы, воссоздающие образы сказочных персонажей или реальных людей, или создаёт марионеток для кукольных театров, мультфильмов. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует рисование (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).


Мастер кукол – ремесленник или художник?

Ремесло мастера кукол – это игра, изобразительное искусство и рукоделие одновременно.

Многим ремесло художника-кукольника кажется чем-то несерьёзным по сравнению с творениями скульптора или живописца. На самом деле это далеко не так. Что такое кукла в исполнении художника-кукольника? Это художественное изображение, игрушечная имитация живого существа – человека, животного, а может, и нечистой силы. Но в то же время это сбалансированная конструкция, которая делает куклу устойчивой, а в некоторых случаях и подвижной.

Если дети любят кукол за то, что с ними можно играть, то для того, кто ценит куклу как художественное явление, на первом плане будет необычность замысла и мастерство исполнения. Художественные куклы ручной работы редко попадают в руки детей. Их удел – украшать собою интерьеры, выставляться в галереях. Есть куклы-актёры, играющие свои роли в кукольных театрах и мультфильмах. Причем в кукле-актёре важна не красота, а выразительность и простота управления.

Что делает художник-кукольник

Чтобы создать куклу, нужно придумать и воплотить её внешность, характер. Если речь идёт о заводной кукле ли кукле-актёре, нужно также продумать внутреннее устройство, механику.


Создавая куклу, мастер последовательно проходит 10 этапов:

  1. Делает полноразмерный эскиз будущей куклы.
  2. Переводит набросок в технологический чертёж изготовления.
  3. Формирует основу – металлический каркас, как правило, из медной проволоки. Если кукла на шарнирах, собирает систему, которая обеспечит движение.
  4. Лепит из полимерной глины голову и конечности.
  5. Расписывает акриловыми красками лицо куклы – передаёт эмоции, характер.
  6. Делает парик, создает причёску.
  7. Шьёт наряд и делает миниатюрную обувь.
  8. Собирает куклу в цельный образ.
  9. Завершает образ акцентами – добавляет «говорящие» предметы (например, дворнику даёт в руки метлу, туристу – чемодан и т. д.) или аксессуары (украшения, головные уборы, мебель и др.).
  10. Изготавливает подставку (если это нужно) и крепит куклу к ней.

Виды кукол

Для настоящего художника кукла – это почти живое существо. А кукла для театра – это ещё и персонаж пьесы. И чем искуснее кукольник, тем живее получается персонаж.

  • Куклы в театре – это марионетки и планшетные куклы. Марионетка управляется с помощью ниточек, на которых подвешены части её «тела». Кукловод возвышается над куклой и, подёргивая за нитки, приводит её в движение.
  • С планшетными куклами всё наоборот: кукловод прячется за ширмой, а кукла находится над ней. Она управляется с помощью рукояток и рычагов.
  • Кукла, занятая в анимационном фильме, не нуждается ни в ниточках, ни в рукоятках. Она устроена таким образом, чтобы мультипликатор мог понемногу менять её положение. Делается огромное количество кадров, каждый из которых передаёт часть движения. Кукла оживает на экране, когда все отснятые кадры показывают друг за другом.
  • Коллекционные интерьерные куклы – произведения искусства, каждое из которых – персонаж с собственным характером.


Рабочее место

  • Мастер кукол может работать в своей мастерской, скорее всего, прямо на дому.
  • Художник-кукольник кукольного театра работает в театральной мастерской.
  • Художник-кукольник анимационных фильмов работает в анимационной студии.

Важные качества

Профессия художника-кукольника предполагает:

  • художественные способности и вкус;
  • богатое воображение;
  • умение подмечать характерные или необычные черты в окружающих;
  • склонность к работе руками;
  • настойчивость, усидчивость, терпение;
  • чувство юмора;
  • пространственное воображение;
  • техническое мышление.

Знания и навыки

Художнику по куклам приходится работать с тканями, деревом, полимерной глиной, фарфором, красками и ещё со многими другими материалами. И каждый из них требует особых технологий, которыми приходится овладевать художнику.

Художник-технолог

Художник-технолог – человек, отвечающий за художественное оформление спектаклей, концертов, цирковых представлений. Он разрабатывает комплекс технической документации, вдыхает жизнь в идеи режиссера и других членов творческой команды. Профессия понравится юношам и девушкам, которые из всех школьных предметов выделяют литературу, историю, изобразительное искусство и общество. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.


Краткое описание

Организация театральной постановки, концерта, массового мероприятия – это сложная работа, которую выполняет большая команда подготовленных специалистов. Однако популярностью пользуются лишь актеры, которые выходят на сцену! Поэтому мало кто знает о том, что за художественное оформление той или иной постановки отвечают художники-технологи. Условно их можно разделить на несколько групп по специализации:

  • по сценическому костюму;
  • по сценическому свету;
  • театр кукол;
  • сцена.

Они постоянно взаимодействуют с художниками по костюмам, свету, постановщиком, отвечая за правильную и технически грамотную реализацию всех идей.


Особенности профессии

Профессия очень интересная, ведь художник-технолог является полноправным участником творческого процесса. В его обязанности входит решение разных задач, рассмотрим основные (зависят от профиля подготовки и места работы):

  • разработка документации тех. проекта, направленной на реализацию идей художника по костюмам и постановщика. В документацию включается информация об элементах материального оформления, финансовых, технических средствах и т. д.;
  • разработка рекомендаций по расстановке и монтажу декораций, осветительных приборов и т. д.;
  • контроль состояния оборудования и элементов оформления, внесение рекомендаций по их ремонту или замене;
  • участие в создании декораций, работа со спецэффектами и освещением, монтировочные репетиции, гастрольные варианты оформления;
  • внедрение новейших технологий, направленных на повышение качества и зрелищность постановки.

Художники-технологи обладают богатыми знаниями в сфере театрально-сценической/технической графики, безупречно разбираются в вопросах световых решений, а также грима, костюмов, декораций и прочих аспектов. Они умеют рисовать от руки, хорошо чувствуют цвет, заботятся о безопасности.


Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Работа в творческой среде. Художник-технолог постоянно окружен известными и очень интересными людьми, что позволяет ему завести много полезных знакомств.
  2. Профессия была и остается востребованной.
  3. Средний уровень оплаты труда.
  4. Большой выбор вакансий, ведь можно работать в драматическом или кукольном театре, цирке или в частных коллективах, выступающих в клубах и иных заведениях.

Минусы

  1. Работа связана с большими нагрузками.
  2. В вузах высокий конкурс, конкуренция между соискателями тоже достаточно жесткая.
  3. Ненормированный рабочий день, частые командировки в составе труппы.
  4. Возможны конфликты на почве непонимания, творческих кризисов.

Важные личные качества

Профессия позволяет раскрыть творческий потенциал, но она требует высокой энергичности, коммуникабельности и ответственности. Художник-технолог обладает хорошей памятью, развиты вкусом, воодушевленностью, амбициозностью, честностью, внимательностью к деталям. Нередко художник-технолог сталкивается с критикой со стороны коллег, поэтому он должен быть уравновешенным человеком, спокойно воспринимающим любые замечания.

Обучение на художника-технолога

Начать обучение можно с колледжа, выбрав направление подготовки, связанное с художественным оформлением, светорежиссурой, сценической техникой и технологиями. Однако если вы желаете достичь карьерных высот, то стоит пройти подготовку в театральном вузе. Обратите внимание на специальность «Технология художественного оформления спектакля» (код: 52.03.04) с четырьмя профилями подготовки. Срок обучения – 4 года, при поступлении необходимо сдать следующие экзамены:

  • литература (профильный предмет);
  • история или общество, иностранный язык;
  • русский язык.

Непосредственно в вузе абитуриенты проходят творческое и профессиональное испытание, конкурс высокий, поэтому все задания необходимо выполнять безупречно.

Сколько нужно папье-маше, чтобы сделать звезду сцены? Зависит от размеров «артиста». В кукольном театре люди скрыты от глаз маленьких зрителей. Все внимание отдано актерам из поролона, бумаги и гипса.

Чтобы служителю Мельпомены достичь высот в своем искусстве, ему нужно много работать над собой. А вот над куклой работают другие. Сначала режиссер объясняет, как должен выглядеть персонаж. Затем за дело берутся художники и портные. О тонкостях процесса мне рассказали в мастерских волгоградского театра кукол.

Многие технологии используются уже не первый век. Лишь чуть меняются используемые материалы. Так, голову куклы сначала вылепливают из пластилина. Эту болванку аккуратно разрезают на две части и заливают гипсом. После просушки получившиеся формы обкладывают изнутри папье-маше. Две половинки склеивают, шлифуют и отдают на роспись художникам.

Но одна голова – хорошо, а голова с телом – лучше. Поэтому за дело берется механик. Самый распространенный материал для туловища – это поролон. Однако в последние пять лет все более широкое применение находит пенополистирол. Иногда, если так захочется постановщику, в ход идет и просто древесина. Вот на полу мастерской стоит очищенное от коры полено – из него сделают русскую бабу для сказки. Видимо, по сюжету ей не придется входить в горящую избу.

Механик обеспечивает подвижность рук, ног, шеи, рта. Затем кукла отправляется обратно к художникам для окончательного марафета. На лысой голове появляется затейливая прическа. Волосы делают из ниток, выпаренного каната, разных тканей. Например, для черноволосых персонажей восточных легенд отлично подходит бархат. Все запчасти находят, как правило, в строительных магазинах.

Теперь куклу нужно одеть. Портниха Татьяна Суханова раньше работала в оперном театре. Разница в кройке и шитье для людей и для неодушевленных марионеток огромная. Да, можно не думать о том, чтобы платье удобно сидело. Важнее видимость. Но при этом одежда не должна мешать движениям. Куклы бессловесны, зато актеры молчать не станут.

- Когда только сюда пришла, многое не получалось. Например, руки не влезали в рукава. Чтобы движения были свободными, не нужно ткань затягивать на локтях. Приходилось исправлять ошибки, - говорит Суханова. – У меня первый спектакль был новогодний. Сюжет я не знала. И сшила для мишки красивую шубку. Но такой он грустный! Я начала разговаривать с этим мишкой: «Я тебе такую шубку сшила, а ты недовольный!» Заходит главный художник и говорит: «Конечно, его же разбудили». Ему и лицо соответствующее нарисовали.

Все ненужное дома сотрудники несут в театр. Конструктор будет рад старым зонтам – проволока сгодится для заячьих ушей. Портниха найдет применение любым лоскуткам. Бывает, чтобы исполнить прихоть режиссера, приходится перерыть весь город в поисках нужной ткани.

- Нигде не могли найти материю нужного цвета для мужского колета в спектакле «Золотой лотос». И у конструктора на стуле я увидела замызганную тряпку, - рассказывает заведующая постановочным цехом Ирина Инева. – Я ее выпросила, постирала – оказалось, именно то, что мы искали.

Хотя почти все спектакли в кукольном театре – для малышей, на задних рядах почти всегда сидят их родители. И если для маленьких девочек любая принцесса прекрасна изначально (она же принцесса!), то их мамы нередко придирчиво рассматривают наряды кукол до малейших деталей. Поэтому об этой категории зрителей тоже приходится помнить. Кукольный театр тоже начинается с вешалки.

В спектаклях используются куклы разных типов. Перчаточные надеваются на руку. К таким относится традиционный балаганный Петрушка. Планшетные применяют, когда представление дают на столе. Тростевыми куклами актеры управляют снизу, скрываясь за ширмой. Считается одним из самых сложных способов кукловождения. Марионетки, наоборот, приводят в движение сверху, с помощью веревочек. Ростовые куклы высотой до 3 метров обычно нужны в уличных представлениях и карнавалах. Ну а плоские силуэты применяют в постановках театра теней.

Читайте также: