Институт генеральных конструкторов россии

Обновлено: 18.05.2024

Виктор Литовкин: ВПК нужны новые заводы и приток молодежи

Военный эксперт Виктор Литовкин — о том, что российской оборонке нужны новые заводы и приток молодежи.Газета "Известия" публикует сегодня статью военного обозревателя Виктора Литовкина "Российская оборонка: успехи и проблемы".По мнению автора, ВПК сейчас на подъеме, но это не значит, что все проблемы отрасли решены. Виктор Литовкин - ответственный редактор "Независимого военного обозрения", руководитель редакции военной информации ТАССФрагменты статьи…

В российском ВПК практически сформирован институт генконструкторов

Военно-промышленная комиссия (ВПК) РФ почти завершила формирование института генеральных конструкторов по перспективным системам вооружения, сообщил вице-премьер России Дмитрий Рогозин."ВПК РФ практически завершила формирование института генеральных конструкторов по перспективным системам вооружения. В ближайшее время утвержденные Владимиром Путиным по представлению коллегии ВПК генконструкторы войдут в ее состав и сформируют основу НТС ВПК РФ (Научно-технический совет Военно-промышленной комиссии…

«Технодинамика» взяла контроль над ПАО «Электропривод»

Сегодня холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех завершил сделку по приобретению 59,33% акций ПАО «Электропривод» (г.Киров). В результате сделки холдинг приобрел контроль над предприятием, консолидировав 84,34% акций. Стоимость сделки не раскрывается. Финансирование сделки было совершено за счет собственных и кредитных средств. «Мы полностью удовлетворены результатами сделки. Данный актив имеет стратегическое значение для реализации долгосрочной стратегии развития Холдинга.…

Импортозамещение. Идем дальше

Политика импортозамещения, направленная не только на обеспечение безопасности, но и на поддержку предприятий отечественного ВПК, реализуется уже второй год, и сейчас возможно подвести ее первые итоги. Импортозамещение компонентов для ВПК из стран ЕС и членов НАТО должно быть завершено на 90% в 2018 году. Речь идет примерно о восьмистах образцах вооружений и специальной военной техники,…

Кадровый потенциал. Сертификат соответствия

О непростой кадровой ситуации в отечественной промышленности и отраслях ОПК журналу «Новый оборонный заказ. Стратегии» рассказал директор Центра экономического развития и сертификации ИНЭС Роланд Куттусович Шарифов. – Как вы оцениваете кадровый состав российского ОПК сегодня? Каков масштаб некомпетентности в ОПК? Есть ли резерв?– Российская оборонка переживает сейчас период обновления, переосмысления, упорядочения как текущих процессов, так и…

ОПК, ВПК и конфликт поколений

Российский оборонно-промышленный комплекс за последний год изменился. И это не только политические и экономические потрясения, санкции и запущенная программа импортозамещения. Это даже не реформы и антикоррупционные законы. Процесс гораздо более глубокий и радикальный. Изменилась глобальная расстановка приоритетов внутри страны и за ее пределами. 2015 год станет поворотной точкой в истории.Журналисты и спичрайтеры незамедлительно отреагировали на…

Закупки в сфере ГОЗ: комбинированная система оценки заявок поставщиков

Вопрос ценообразования в оборонно-промышленном секторе (далее – ОПК) находится в зоне постоянного внимания и политического руководства страны, и заказчиков, и контролирующих органов.Эта проблема становится тем более актуальной с учетом изменения экономической обстановки в стране.Остро в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ) стоит также проблема квалифицированных кадров, способных производить сложную продукцию военного назначения с высоким качеством. Необходимо…

Какой БРИКС нужен России?

Российский «разворот на Восток» начался и превратился в стратегический курс задолго до известных крымских событий. Однако на пути превращения БРИКС в реально работающее сообщество государств «свет в конце туннеля» будет виден еще не скоро.БРИКС с собственной финансовой системой?На саммите пяти государств в Уфе российский президент Владимир Путин заявил, что Россия считает крайне перспективной идею перехода…

ОАО «Авиаагрегат»: курс на инновационное развитие

ОАО «Авиаагрегат» является ведущим предприятием России по проектированию и производству шасси для самолетов различных типов. В разное время на предприятии изготавливались шасси самолетов генеральных разработчиков – С.В. Ильюшина, А.Н. Туполева, П.О. Сухого, О.К. Антонова, В.М. Мясищева, А.И. Микояна и М.И. Гуревича. Начиная с 1960 года предприятие параллельно с выпуском шасси освоило и серийно выпускало блоки…

Государственный оборонный заказ России: тенденции последних лет

Основные положения • За последние пять лет государственный оборонный заказ (ГОЗ) вырос в России почти в три раза, существенно превысив уровень военного экспорта, который ранее являлся основой выживания для российского ОПК. • Министерство обороны РФ начало серийные закупки вооружений и военной техники, увеличило финансирование НИОКР, перешло к подписанию среднесрочных (трёхлетних) контрактов. • Между тем, многие…

Рубрики

Последние записи

Судостроение и судоремонт в Арктике: современное состояние и перспективы

В 2021 году через СМП прошло 35 млн тонн грузов, и грузопоток продолжает расти. В этих условиях особенно важно развивать судостроение и судоремонт.

КНР пополняет запасы российской нефтью

В мае экспорт нефти из России в Китай достиг рекордного уровня, увеличившись на 55% в годовом выражении и на четверть по сравнению с апрелем. Это ставит Россию.


Партнеры

Эго Транслейтинг СБ

IndoDefence 2022

Северная звезда

Морской конгресс

Пресс-релизы

Площадка журнала «Новый оборонный заказ. Стратегии», информационный ресурс в сфере оборонно-промышленного комплекса

Контакты

Политика конфиденциальности персональных данных:
Использование сайта «Новый оборонный заказ. Стратегии» означает согласие пользователей с нашей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных.

Президентский Указ "О генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники" снял очень многие вопросы и четко определил полномочия и ответственность тех людей, кому поручено создавать оружие новых поколений.

В СССР генконструктор обладал реальной властью и в своем конструкторском бюро, и в подведомственной ему промышленности. Он имел право сам набирать кадры, устанавливать им дополнительное денежное вознаграждение, выбирать поставщиков, а если требовалось, даже организовывать строительство новых предприятий и полигонов.

Во многом благодаря уникальному институту генконструкторов наша страна при минимальных затратах создала военно-стратегический паритет с НАТО. Однако после 1991 года все стало меняться.

И когда появилась возможность вкладывать немалые средства в развитие промышленности, в создание перспективного вооружения, стало очевидно, что генеральные конструкторы лишены тех полномочий, которые и позволяли им оперативно принимать неординарные решения, в кратчайшие сроки добиваться поистине выдающихся результатов.

Новые собственники оборонных предприятий не только забрали у них право распоряжаться деньгами, но и стали назначать генеральными конструкторами самих себя или менеджеров из числа "экономистов-юристов". В результате качество конструкторских разработок снизилось, себестоимость их выросла.

Не редкостью стали и настоящие провалы, когда и большие деньги были затрачены, и работа шла, а на выходе получался ноль.

Теперь все будет по-другому. Правда, в условиях существующей экономической формации генеральным конструкторам невозможно вернуть все те полномочия, которыми они обладали в советские времена. Однако их новый статус позволяет создателям боевой техники разговаривать с владельцами предприятий на равных, а не быть лишь просителями.

Очень важно, что звание генконструктора с соответствующими полномочиями присваивается только по решению ВПК.

Претендовать на высокую должность отныне могут лишь настоящие профессионалы, имеющие высшее техническое образование, ученую степень доктора наук и стаж работы в оборонке на инженерно-конструкторских должностях не менее десяти лет.

Генконструктор получает право принятия решений по ресурсному обеспечению проекта, реализуемого под его руководством, в том числе по финансовым вопросам. То есть, если он обосновывает стоимость предстоящих работ, ему обязаны выделить требуемую сумму. Получил он право реально влиять и на кадровую политику.

Немаловажно то, что генконструктору запрещено владеть акциями тех структур, которые вовлечены в реализацию проекта.

Появление указа о генеральном конструкторе очень своевременно. В кратчайшие сроки необходимо создать и запустить в серию технику поистине нового века. Авиастроители, к примеру, вплотную подошли к началу проектирования истребителя шестого поколения. А это значит, что одновременно надо создавать материалы, из которых строится самолет, тоже нового поколения. Вся авионика должна быть шестого поколения. Двигатели и вооружение, соответственно, тоже.

Не меньшим прорывом во всем авиастроении станет создание перспективного комплекса дальней авиации, который иногда называют бомбардировщиком пятого поколения. Хотя основным его вооружением будут, скорее всего, ракеты, причем гиперзвуковые. Над такими ракетами работы идут полным ходом, и они должны появиться одновременно с перспективным авиакомплексом.

Огромное внимание уделяется робототехнике. В скором времени роботы должны практически полностью заменить человека при ведении саперных работ по разминированию.

Осенью прошлого года на одном из подмосковных полигонов демонстрировались боевые гусеничные роботизированные комплексы. Они способны вести разведку, самостоятельно выявлять вражеские огневые позиции, причем делать это по полету пули или снаряда. Эти роботы имеют достаточное вооружение и могут оказать хорошую огневую поддержку мотострелкам, без которых исход боя все равно не решишь.

Беспилотники станут служить не только на земле или в воздухе, но и на флоте. Уже решен вопрос об охране важных акваторий подводными и надводными роботизированными комплексами. Они не только своевременно выявят всех нарушителей защищаемых границ, но будут в состоянии обнаруживать и обезвреживать мины.

Ожидается революция и в стрелковом вооружении. В войска и в спецслужбы поступят автоматы и пистолеты нового поколения, для которых уже разработаны боеприпасы нового типа.

Начнется полное обновление парка отечественной колесной и гусеничной бронетехники. На базе новых платформ, которые покажут на Параде 9 Мая, создаются принципиально новые танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, артиллерийские и ракетные установки, инженерные машины.

Перечисленное - лишь часть той военной программы, реализация которой началась совсем недавно. И успех ее зависит прежде всего от профессионализма инженерно-конструкторского корпуса оборонки, от грамотной организации работы тех, кто создает оружие России.

Обеспечивать своевременное и главное - качественное выполнение самых сложных задач как раз и должны генеральные конструкторы, если так можно выразиться, тоже нового поколения.

Фотохроника ТАСС; Архив ЦКБ

Кто в наши дни наделен правами генерального конструктора? Где теперь готовят королевых и курчатовых? Когда ожидать прорыва в новые технологии? В канун открытия Года науки и технологий на вопросы "Российской газеты" отвечает президент Ассоциации государственных научных центров, генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов академик РАН Евгений Каблов.

После долгих лет "разброда и шатаний" в России воссоздан институт генеральных конструкторов. По той же схеме сформировали еще одну когорту системных интеграторов - руководителей приоритетных технологических направлений. Как лично вы это оцениваете?

Евгений Каблов: Абсолютно правильное решение. Это позволило систематизировать работу. А то, что назначение на эти позиции производится указом президента, поднимает статус и возможность влиять на принимаемые решения. Но мы не прошли еще всей дистанции, не сформировали условий, чтобы у этих ключевых фигур был инструментарий для реализации поставленных задач.

Какая сейчас ситуация? В большинстве случаев генеральный конструктор, образно говоря, отделен от денег. И зачастую лишен влияния, всем руководит генеральный директор. Пусть руководит, но генеральный конструктор должен иметь главный инструмент - финансы. И он, а не кто-то иной, должен определять, кому работать в его команде. При этом генеральный конструктор обязан лично отвечать за то, что ему поручено.

Вы нарисовали образ Сергея Королева на рубеже 60-х…

Евгений Каблов: Правильно. Даже в тех условиях, через десять лет после тяжелейшей войны, он сконструировал систему, которая позволила Советскому Союзу так высоко и быстро подняться в космос. Потому что его решения были основополагающими. И если он ставил задачи, то они исполнялись заводами кооперации…

Поэтому возрождение института генеральных конструкторов считаю абсолютно правильным решением. И сегодняшний руководитель коллегии ВПК Юрий Иванович Борисов придает этому важное значение. Он видит и понимает: когда мы проводим, например, совместные советы с участием нескольких генеральных конструкторов и руководителей приоритетных технологических направлений, мы формулируем и задаем те требования к разработкам, которые обеспечат не просто усовершенствование, а ведут к созданию принципиально нового объекта.

И как, если двигаться по дистанции, эту систему следовало бы настраивать?

Евгений Каблов: Сейчас, с оглядкой на Запад, нередко говорят: давайте создавать общую платформу. И ссылаются на опыт Евросоюза. Но если там создают единую платформу, то все моменты доводят до блеска. Не так важно название - важна суть. Давайте создадим консорциум, объединение, но так, чтобы во главе был человек, который отвечает в целом за изделие. За результат, в широком смысле.

Мы ведь помним: генеральный конструктор - это был бог и царь, элита инженерно-научного сообщества. Он аккумулирует такое количество знаний, чтобы объединить всех, кто участвует в проекте. И под него выделяются финансы. Но не для того, чтобы их по-быстрому освоить. А чтобы организовать эффективную кооперацию, отладить взаимодействие и получить заявленный результат.

Без людей, способных инициировать какие-то, поначалу, может быть, сумасшедшие идеи, мы не сможем прорваться в новые области техники и технологий. Об этом еще Высоцкий по-своему и очень емко сказал…

Настоящих буйных мало - вот и нету вожаков?

Евгений Каблов: Точно. Человек должен постоянно думать о том предмете, где он выступает в качестве генерального конструктора. Это не приходит как аппетит во время еды. Становление настоящего конструктора в абсолютном большинстве случаев обусловлено тем, к чему он уже в детстве, со школьных и студенческих лет проявлял интерес.

Кто сегодня, на ваш взгляд, олицетворяет это высокое звание - генеральный конструктор?

Евгений Каблов: В той области, которая мне ближе и хорошо знакома, сейчас могу назвать только Александра Александровича Иноземцева. Он имел отличного учителя - это Павел Александрович Соловьев, создатель газотурбинных авиадвигателей. Его движки были наиболее массовыми, использовались и в военной технике, и в гражданской.

А в памяти, конечно, и другие имена: Николай Дмитриевич Кузнецов, Архип Михайлович Люлька. Никогда не забуду свои встречи с Генрихом Васильевичем Новожиловым. Общение с ним всякий раз давало новые импульсы в работе, помогало в создании новых материалов для авиации. Поэтому конструкторские школы нужно сохранять, а где еще возможно - восстанавливать. И делать это надо в конкурентной среде. Попытки всех объединить, собрать под одну крышу считаю действием ошибочным. Понятно, что их не должно быть много. Но нужна реальная конкуренция.

С конструктором Иноземцевым вас сдружила совместная работа над двигателем ПД-14. Чем поучителен этот опыт?

Евгений Каблов: Решение о создании двигателя ПД-14 было принято президентом России в июне 2008 года, после посещения нашего института. Благодаря этому проекту создана современная инфраструктура, малотоннажные производства, что позволило осуществить прорывной для нашей двигателестроительной отрасли проект.

В начале этого пути мы вместе с Иноземцевым собрали, образно говоря, все металлургические заводы. И сказали: ребята, мы вас просим наладить производство полуфабрикатов, которые необходимы для нового двигателя. А это, замечу, двадцать совершенно новых материалов. Свою просьбу подкрепили гарантией, что затраты на создание инфраструктуры соответствующим образом окупятся. Нам в ответ: согласны, и даже готовы не поднимать цены. Но при одном условии - двигателей должно быть заказано не менее ста.

Короче, взаимные интересы согласовали, и генеральный конструктор все подписал. Наш институт совместно с "ОДК-Авиадвигатель" разработал материалы и технологии, организовал их передачу с полным пакетом нормативной документации. Благодаря такому подходу достаточно быстро сделали газогенератор, а это основа. Следом - и первый двигатель. Поставили его на крыло. А сейчас уже серийно эти двигатели выпускают.

Генеральный конструктор от начала до конца нес полную ответственность за то, чтобы деньги, которые ему выделили, пошли в дело. А это 12,8 миллиарда рублей на создание газогенератора по личному указанию главы государства. Дали - отчитайся. Если на ветер пустили, придется отвечать. Наряду с доверием нужен и спрос с того, кто берется возглавить проект.

Новые технологии рождаются в поиске

В 2021 год и в новое десятилетие Россия впервые вступила с единой программой фундаментальных научных исследований, причем с большим горизонтом - сразу на две пятилетки. А координатором всей программы будет Академия наук. Какие плюсы и минусы тут прогнозируете?

Евгений Каблов: Если все собрано в кулак и под единым руководством, это, как правило, дает результат. Тут спорить не с чем. Фундаментальная наука на то и фундаментальная, что позволяет заглянуть очень глубоко и далеко вперед. И мы, занимаясь решением прикладных задач, активно взаимодействуем с институтами Академии наук. Точнее сказать - бывшими институтами РАН. Потому что теперь они все подчинены министерству науки и высшего образования.

Академии в том виде, в котором она была многие десятилетия, сейчас нет. Есть академическое сообщество с номинальным правом научных экспертиз. Но даже для того, чтобы организовать должным образом экспертизу, не говоря уже о проведении самостоятельных исследований, нужны ресурсы и полномочия. Советский опыт напрямую не повторить, но забывать о нем нельзя: если возникала какая-то важная задача - научно-техническая или специальная, связанная с национальной безопасностью, Совет министров с подачи президиума Академии наук СССР принимал решение о создании нового института, центра, лаборатории. И обязательно - с выделением определенной суммы на исследования и закупкой соответствующего оборудования.


А сам тот факт, что Год науки объявлен с акцентом на технологии, то есть с выходом на прикладные исследования и разработки, вы как оцениваете?

Евгений Каблов: Думаю, президент России не случайно выбрал именно эти составляющие: начало и завершение научных исследований. Он в своих выступлениях неоднократно говорил, что помимо отчетов, статей и публикаций нужны реальные результаты. Чтобы их получить, нам необходима наука, которая обеспечивала бы технологическую безопасность и обороноспособность нашего государства. Мы не должны попасть в технологическое рабство от Запада.

Мир очень динамично развивается в технологическом плане. Сегодня наука решает вопросы, связанные с искусственным интеллектом, широким применением цифровых технологий. И, конечно, на повестке - защита от болезней, сохранение здоровья людей.

Очень показательна в этом смысле ситуация с тест-системами, лекарствами и вакцинами против коронавируса. Два государственных научных центра - новосибирский "Вектор" и работающий в статусе ГНЦ Институт иммунологии ФМБА России - смогли оперативно разработать и запустить в оборот необходимые препараты. Сейчас у России уже две одобренные вакцины - от Национального исследовательского центра им. Н.Ф. Гамалеи и ГНЦ "Вектор", на подходе третья.

Научные центры, которые смогли выстоять, стремятся быть на острие технологического развития, обеспечивают поступление новых образцов современной техники и в гражданском сегменте, и особенно там, где это связано с обеспечением обороны и безопасности. Но бесспорно и другое: без образования ни науки, ни технологий не будет. В идеале нужна единая цепочка: получение знаний, переход знаний в разработки, в создание соответствующих технологий. Вслед за этим - ОКРы, опытные образцы и серийное производство…

А сейчас цепочка разорвана и всяк по-своему пытается ее собрать?

Евгений Каблов: Фактически - да. Если взять бюджетные классификаторы, увидим, что фундаментальные исследования проводятся без проведения прикладных исследований. То есть результат получил, а дальше поступай как знаешь: смотри на него и радуйся или положи на полку. А прикладные исследования, если следовать тем же установкам, проводятся без проведения поисковых фундаментальных исследований. Но мы-то понимаем: если не проведем фундаментальных исследований, не получим новые знания, мы никогда не создадим новые технологии. Вот почему цепочку надо восстановить: знания, прикладные исследования, ОКРы, и дальше уже реализация в промышленности.

Университет должен иметь свою "фишку"

У ВИАМ тесные связи со многими российскими университетами, в нескольких созданы базовые кафедры. А сегодня мы наблюдаем настоящий разворот в сторону вузовской науки. Вы такие шаги поддерживаете?

Евгений Каблов: Важным считаю создание национальных исследовательских университетов. Это дало возможность оснастить университеты современным оборудованием, которое вызывает интерес у студентов старших курсов и даже у аспирантов. Они работают на нем. Но важно, чтобы работали не только для написания статей, а делали вещи конкретные и полезные для заказчика. В годы учебы я состоял в студенческом научно-техническом обществе, и уже тогда мы выполняли на своей кафедре практические работы для металлургических и авиационных заводов - на том оборудовании, что было на профильной кафедре. Помимо прочего, это давало студенту возможность подработать. К 100 рублям, которые я получал как ленинский стипендиат, еще 50 зарабатывал.

Генконструктор нес полную ответственность за 12,8 миллиарда, выделенные по указанию президента на создание газогенератора. Чтобы все пошло в дело

И не надо думать, что это опыт сугубо советского прошлого. Хорошо знаком с университетом Делфта в Голландии - он один из лидеров в производстве слоистых металлополимерных композиционных материалов. В год имеет многомиллионные заказы на эти материалы от таких крупных фирм, как Boeing и Airbus. Для их выполнения в университете создана инфраструктура, где работают и преподаватели, и студенты. Поставляют востребованную продукцию и прилично зарабатывают.

И нашим вузам к такому стоит присмотреться. Только не нужно, чтобы все "по одному стадиону бегали" - каждый университет должен иметь какую-то свою "фишку". И под нее, с учетом своих возможностей и специфики, нужно развивать исследовательскую программу.

А что вашему институту дает сотрудничество с университетами?

Евгений Каблов: Для студентов МГТУ им. Н.Э Баумана мы организовываем научную и производственную практику. Они приходят к нам и работают на современном оборудовании, особенно по аддитивных технологиям. Результат? Среди молодых сотрудников института очень много выпускников МГТУ, РХТУ. Это позволяет держать средний возраст в нашем коллективе на уровне 39 лет.

В свое время вы хотели создать научно-образовательный центр под те направления, которые считали перспективными. Что-то не срослось?

Евгений Каблов: У нас не было самоцели создать НОЦ. Мы исходили из понимания, что никакой вуз не сможет воспитать научного сотрудника с тем уровнем компетенций, которые необходимы для развития новых направлений. А еще в 2011 году, когда об этом мало кто говорил, определили стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года. И нужно было самим готовить кадры. Однако в требованиях к созданию НОЦ оказалось слишком много условий, которые нам, мягко говоря, не подошли.

Зато мы добились другого. ВИАМ - единственный из государственных научных центров, кому Рособрнадзор разрешил создать магистратуру по материаловедению, в рамках которой проводится обучение и по курсу "Аддитивные технологии". Это дает нам возможность принимать бакалавров из МГТУ, РХТУ, МИСИС и других опорных вузов для двухлетнего обучения по магистерской программе.

Магистратура непосредственно у вас в институте или на какой-то из базовых кафедр?

Евгений Каблов: У нас. И диплом, а он государственного образца, подписывает генеральный директор ВИАМ. Что еще важно? Когда наши воспитанники готовят работу на степень магистра и выходят на ее защиту, это фактически предзащита кандидатской диссертации. Большинство из тех, кто успешно окончил магистратуру, довольно быстро получают ученую степень. А мы получаем высококачественных специалистов.

И аспирантуру вам удалось сохранить?

Евгений Каблов: Аспирантура заочная, и в ней порядка двадцати человек - мы не гонимся тут за цифрами. Но и за нее пришлось бороться, когда вдруг решили считать, что аспирантура - это лишь третий уровень высшего образования. Я по этому поводу выступал и в Госдуме, и в президентском совете по науке и образованию. Говорил, что аспирантура нужна научно-исследовательским институтам, чтобы готовить для себя кадры. Чтобы подающие надежду молодые люди могли учиться и перенимать опыт у наших выдающихся ученых. Не будет этого - мы потеряем и научные, и конструкторские школы, и важные технологические направления.

Выпускник Московского авиационного технологического института (МАТИ, 1974) Евгений Каблов еще в студенческие годы был отмечен Ленинской стипендией, вуз закончил с отличием и сразу поступил на работу в ВИАМ. А в 1996-м возглавил коллектив в качестве генерального директора. Удостоен Государственных премий СССР и России, дважды - премии правительства РФ в области науки и техники. Доктор наук, профессор, академик РАН. С 2005 года возглавляет Ассоциацию государственных научных центров, куда на добровольных началах входят 42 известных научно-исследовательских коллектива с подтвержденным статусом ГНЦ. Член президиума научного совета при Совете безопасности РФ и научно-технического совета ВПК.

Аддитивные технологии, убежден академик Каблов, это задача на вырост.

После долгих лет "разброда и шатаний" в России воссоздан институт генеральных конструкторов. По той же схеме сформировали еще одну когорту системных интеграторов - руководителей приоритетных технологических направлений. Как сейчас это работает? В канун открытия Года науки и технологий своими оценками поделился с "Российской газетой" президент Ассоциации государственных научных центров, генеральный директор ВИАМ академик Евгений Каблов.

- Это абсолютно правильное решение, оно позволило систематизировать работу. А то, что назначение на эти позиции производится указом президента, дополнительно поднимает статус и возможность влиять на принимаемые решения.

Но вся дистанция, по словам собеседника "РГ", еще не пройдена. Не сформированы такие условия, чтобы у ключевых фигур был весь необходимый инструментарий для реализации поставленных задач.

- В большинстве случаев, - пояснил академик Каблов, - генеральный конструктор, образно говоря, отделен от денег. И зачастую лишен влияния, всем руководит генеральный директор. Пусть руководит, но генеральный конструктор должен иметь главный инструмент - финансы. И он, а не кто-то иной, должен определять, кому работать в его команде. При этом генеральный конструктор обязан лично отвечать за то, что ему поручено.

Мы ведь помним: генеральный конструктор - это был бог и царь, элита инженерно-научного сообщества. Он аккумулирует такое количество знаний, чтобы объединить всех, кто участвует в проекте. И под него выделяются финансы. Но не для того, чтобы их по-быстрому освоить. А чтобы организовать эффективную кооперацию, отладить взаимодействие и получить заявленный результат.


Е.Н. Каблов и А.А. Иноземцев - генеральный директор и генеральный конструктор. Фото: Пресс-служба ВИАМ

В качестве примера генеральный директор ВИАМ напомнил историю создания нового газотурбинного авиадвигателя ПД-14, который сейчас устанавливают на МС-21. Решение о его разработке было принято на уровне президента России в июне 2008 года - вскоре после его визита в ВИАМ. Благодаря этому проекту создана современная инфраструктура, малотоннажные производства, что позволило осуществить прорывной для нашей двигателестроительной отрасли проект.

В начале этого пути генеральный директор ВИАМ Евгений Каблов и генеральный конструктор "ОДК-Авиадвигатель" Александр Иноземцев собрали, образно говоря, все металлургические заводы и предложили организовать производство полуфабрикатов, которые необходимы для нового двигателя.

- А это, замечу, двадцать совершенно новых материалов, - акцентирует академик Каблов. - Свою просьбу подкрепили гарантией, что затраты на создание инфраструктуры соответствующим образом окупятся. Нам в ответ: согласны, и даже готовы не поднимать цены. Но при одном условии - двигателей должно быть заказано не менее ста. Взаимные интересы согласовали, и генеральный конструктор все подписал. Наш институт совместно с "ОДК-Авиадвигатель" разработал материалы и технологии, организовал их передачу с полным пакетом нормативной документации…

Благодаря такому подходу удалось достаточно быстро сделать газогенератор, а это основа. Следом появился и первый двигатель. Поставили его на крыло. А сейчас ПД-14 уже выпускают серийно.

- Генеральный конструктор от начала до конца нес полную ответственность за то, чтобы деньги, которые ему выделили, пошли в дело. А это 12,8 миллиарда рублей на создание газогенератора по личному указанию главы государства. Дали - отчитайся. Если на ветер пустили, придется отвечать. Наряду с доверием нужен и спрос с того, кто берется возглавить проект, - заключает собеседник "РГ".

Полностью интервью академика Евгения Каблова читайте в ближайшем номере "Российской газеты".

[image]

В истории нашей страны, развитии ее оборонно-промышленного комплекса всегда была значимой и определяющей роль генеральных конструкторов вооружения, военной и специальной техники (далее - ВВСТ). И на современном этапе руководство Российской Федерации исключительно важное значение придает работе генеральных конструкторов, в том числе в такой высокотехнологичной отрасли промышленности, как авиастроение.

Наиболее известны и памятны нашим соотечественникам незаурядные личности и блистательные результаты деятельности целой плеяды выдающихся конструкторов авиационной техники: А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, А.С. Яковлева, О.К. Антонова, В.М. Мясищева, Н.Н. Поликарпова, А.И. Микояна, М.И. Гуревича, П.О. Сухого, М.Л. Миля, Н.И. Камова, А.М. Люльки, Н.Д. Кузнецова, А.А. Микулина и др. Это были одни из умнейших и талантливейших людей своего времени, обладавших несгибаемой волей и твердым характером, большими организаторскими способностями. Они были наделены руководством страны всей полнотой полномочий и ответственности при принятии и реализации конструкторских решений. Были созданы все условия для проявления, развития и реализации творческих способностей этих гениальных личностей.

В период Великой Отечественной войны руководители практически всех авиационных конструкторских бюро являлись главными конструкторами и решали весь комплекс вопросов, связанных с созданием, испытанием и внедрением в эксплуатацию боевой авиационной техники. Их вклад в победу нашей страны в Великой Отечественной войне трудно переоценить.

Институт генеральных конструкторов был введен в Советском Союзе в 1956 г. Роль и статус генерального конструктора определялись самим порядком назначения на эту высокую руководящую и ответственную должность в системе Военно-промышленного комплекса страны. Кандидатуры генеральных конструкторов рассматривались и утверждались на заседаниях Политбюро ЦК КПСС.

Результаты деятельности генеральных конструкторов и возглавляемых ими коллективов свидетельствуют о высокой эффективности их работы. Созданные в 50-80 гг. самолеты "Ту", "Ил", "Ан", "Як", "Су", "МиГ", вертолеты "Ми" и "Ка" получили признание во всем мире, выпускались большими сериями, эксплуатировались и продолжают летать во многих странах мира. В значительной степени благодаря выдающейся и благотворной деятельности генеральных конструкторов СССР стал одной из ведущих авиационных держав мира.

К сожалению, в постсоветский период в новых экономических условиях авиационной деятельности по ряду причин должность генерального конструктора оказалась, в лучшем случае, на вторых ролях. В некоторых КБ эта должность совмещалась с должностью генерального директора, в том числе, иногда руководителями, не имеющими авиационного образования и необходимого опыта.

В результате, процесс дальнейшего развития авиационной отрасли, сама структура управления ею, которая за 25 лет многократно изменялась, лишились столь необходимой интеллектуально-административной поддержки государственного уровня, каким обладали генеральные конструкторы времен СССР. Существенно снизились возможности и эффективность управления отрас-лью в части разработки и проведения единой технической политики.

Понимая стратегическую важность этого вопроса, в целях формирования и реализации единой военно-технической политики в области создания и совершенствования ВВСТ, Президент Российской Федерации В.В. Путин своим Указом от 19 января 2015 г. №18 (далее - Указ) утвердил Положение о генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники (далее - Положение), которым определены права, обязанности и ответственность генерального конструктора, а также порядок его деятельности.

В соответствии с Положением, генеральный конструктор является руководителем проекта по созданию новых (перспективных), технически сложных (ресурсоемких) образцов (комплексов, систем) ВВСТ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее - проект).

Кандидатом для наделения полномочиями генерального конструктора может быть высококвалифицированный специалист, имеющий высшее техническое образование, ученую степень доктора наук (как правило), стаж работы не менее 10 лет на инженерно-конструкторских должностях по соответствующему направлению работ в организациях оборонно-промышленного комплекса, опыт участия в реализации государственных, федеральных и иных программ, добившийся существенных производственных и научных достижений.

Решения о наделении кандидата полномочиями генерального конструктора и о прекращении таких полномочий принимаются руководством Военно-промышленной комиссии Российской Федерации по представлению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

  • "Авиационные комплексы и их вооружение";
  • "Вертолетные комплексы и их вооружение".

Военно-промышленной комиссией Российской Федерации также одобрена и представлена на утверждение Президенту Российской Федерации для наделения полномочиями генерального конструктора по проекту "Вертолетные комплексы и их вооружение" кандидатура генерального конструктора АО "МВЗ им. М.Л. Миля" Н.С. Павленко.

Во исполнение Указа коллегия Военно-промышленной комиссии Российской Федерации уделяет особое внимание организации деятельности генеральных конструкторов. На заседании Совета по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (далее - Совет) 16 июня 2016 г. был рассмотрен вопрос "Об организации и программах деятельности генеральных конструкторов по созданию вооружения, военной и специальной техники".

Заслушаны и обсуждены доклады генеральных конструкторов по проектам С.С. Короткова и Н.С. Павленко.

Совет по авиастроению отметил, что для обеспечения решения генеральными конструкторами поставленных задач, реализации, прав, обязанности и ответственности в интегрированных структурах авиационной промышленности ПАО "ОАК" и АО "Вертолеты России" организуются и проводятся работы по созданию соответствующих условий и структур обеспечения деятельности генеральных конструкторов.

Наиболее системно и успешно такая работа проводится в ПАО "ОАК", где введена должность генерального конструктора - вице-президента по инновациям, создается соответствующая организационная и функциональная структура блока генерального конструктора, разработан и реализуется план-график соответствующих мероприятий.

В целях разработки и реализации единой научно-технической и инновационной политики при создании авиационных комплексов (АК), координации разработок АК на надпроектном уровне, повышения эффективности управления конструкторскими ресурсами создан Совет главных конструкторов при генеральном конструкторе, определен состав Президиума и секций по направлениям деятельности, разработаны концепции оперативного управления и поддержки принятия решений генеральным конструктором, подготовлены предложения по приведению актов Правительства Российской Федерации, нормативно-технической документации и организационных документов ПАО "ОАК" в соответствие с Указом и требованиями госзаказчика, оптимизируются подписанные ранее соглашения о научно-техническом и инновационном сотрудничестве между ПАО "ОАК", Российской академией наук и Фондом перспективных исследований.

Одновременно с организационными мероприятиями проводится работа по выполнению требований Указа в части создания научно-технического задела и демонстраторов технологий, оптимизации процесса разработки образцов авиационной техники (АТ), определению приоритетных перспективных направлений развития АТ, унификации разрабатываемых образцов ВВСТ и их компонентов, подготовки конструкторских, научно-испытательных, инженерных и технических кадров. Подготовлены предложения по реализации требований Указа в части авиационных комплексов и их вооружения.

Совет рекомендовал аналогичную работу организовать и провести в АО "Вертолеты России".

  • осуществление государственными заказчиками постановки задач и реализации новых мероприятий без согласования и сопровождения генерального конструктора;
  • отсутствие единой системы сбора и обобщения результатов НИОКР по тематике генерального конструктора, а также эффективных механизмов выявления, трансферта и реализации инновационных разработок в интересах реализации проектов, выполняемых под руководством генерального конструктора;
  • слабая координация руководством интегрированных предприятий и организаций мероприятий по развитию экспериментальной и испытательной базы с инновационными программами деятельности генеральных конструкторов;
  • низкая эффективность существующей системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации ученых и специалистов для выполнения работ по тематике генерального конструктора.

Руководством Российской Федерации в настоящее время принимается ряд необходимых мер по развитию отечественной авиационной промышленности. И одна из них - обеспечение условий для разработки и реализации генеральными конструкторами единой военно-технической политики в области создания и совершенствования передовой авиационной техники, обеспечивающей безопасность нашей страны. Соответствующие мероприятия реализуются также и по другим видам ВВСТ.

Читайте также: