Использование конструкторов lego в развитии творческой активности детей дошкольного возраста диплом

Обновлено: 29.04.2024

В связи с большим скачком развития новых разнообразных технологий в 21 веке обществу требуются люди, которые способны нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.

Современные дети живут в век активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности.

ВложениеРазмер
proekt_lego_teremok_2018_-_2019.docx 69.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок»

629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,

на педагогическом совете Заведующая МБДОУ

протокол № «Детский сад «Теремок»

от . 2018г. Н.А.Попова

Приказ № от . .2018г.

ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«LEGO-конструирование как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в современных условиях»

старший воспитатель Батманова Олеся Олеговна

В связи с большим скачком развития новых разнообразных технологий в 21 веке обществу требуются люди, которые способны нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.

Современные дети живут в век активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте , когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Н еобходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности.

Следовательно, перед нами , педагогами, поставлена задача развивать у детей навыки конструкторской, элементарной экспериментально-исследовательской, творческой деятельности.

ФГОС ДО регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий. Совершенствование образовательного процесса ДОУ направлено главным образом на развитие психических и личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности.

Благодаря разработкам компаний, производителей образовательных конструкторов сегодня появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Работая с конструктором LEGO, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать и т.д. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. В связи с этим мы считаем актуальным использования LEGO-технологий в образовательном процессе ДОУ.

Мы рассматриваем LEGO – конструирование как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе, осуществлению преемственности в работе ДОУ и начальной школы, кружков технического творчества. У детей формируется умение учиться, добиваться результата, получать новые знания, закладываются предпосылки первой учебной деятельности . Однако в дошкольном образовании опыт системной работы по развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 4-7 лет посредством использования LEGO - конструирования отсутствует.

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Эту проблему можно решить с помощью реализации данного проекта. Сегодняшним дошкольникам предстоит работать по профессиям, которых еще нет; решать задачи, о которых можно только догадываться; использовать новейшие технологии и изучать новое. Поэтому в настоящее время LEGO должны быть в каждом детском саду.

Идея сделать LEGO-конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта.

Актуальность выявленных нами проблем объясняется необходимостью преодоления следующих противоречий:

  • между необходимостью развития конструктивных умений и технического творчества у дошкольников и поиском концептуально новых подходов, методов и приемов в этом направлении;
  • между необходимостью создания в ДОО инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами;
  • между возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO- технологий на развитие личности дошкольников.

В аспекте выявленных выше проблем и противоречий нами была определена тема нашего инновационного проекта: «LEGO-конструирование как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в современных условиях».

Таким образом, выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения LEGO - конструирования в образовательном процессе детского сада, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.

Цель проекта : внедрение LEGO-технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством LEGO-конструкторов.

Задачи проекта : обеспечить целенаправленное применение LEGO- конструктов в образовательном процессе ДОО:

  • Провести анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме организации LEGO-конструирования с дошкольниками в ДОО.
  • Сформировать первичные представления о применение LEGO- конструктов , его значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;
  • Создать кабинет LEGO-конструирования для организации дополнительных бесплатных или платных образовательных услуг ДОО;
  • Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов в образовательной деятельности по конструированию (2 раз в неделю) начиная со средней группы;
  • Разработать и апробировать модифицированную образовательную программу «В мире LEGO» с использованием конструкторов LEGO для детей старшего дошкольного возраста;
  • Стимулировать детское научно – техническое творчество: развить умение постановки технической задачи, умение собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
  • Р азвить продуктивную (конструирование), исследовательскую деятельность;
  • Формировать основы безопасности детей: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с оборудованием;
  • Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • Развивать интерес к моделированию и конструированию;
  • Развивать индивидуальные способности каждого ребенка, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями ( пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением; операции логического мышления; познавательную активность, воображение, фантазию и творческую инициативу; мелкую и крупную моторику; диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас; коммуникативные навыки; кругозор и культуру);
  • Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
  • Выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями к научно-техническому творчеству;
  • Повысить образовательный уровень педагогов за счет повышения профессиональной компетенции - реализации LEGO –технологий;
  • Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм взаимодействия с родителями и детьми.

Основная идея инновационного проекта: поддерживать инициативу в области технического образования; определяет основные направления, специфику развития навыков исследовательской, конструктивной, творческой деятельности детей дошкольного возраста. Основная идея в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в ДОО с использованием конструкторов LEGO.

Новизна, инновационность проекта. Предложенная нами образовательная развивающая технология отражает концептуально новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность. Новизна также заключается в адаптации конструкторов LEGO в образовательный процесс ДОУ для детей старшего дошкольного возраста.

При реализации данного инновационного проекта будет:

- развиваться материальная база МБДОУ;

-повышаться профессиональная компетенция педагогов за счет использования инновационных LEGO-технологий;

-участие педагогов в конкурсах различных уровней;

-совершенствоваться работа с родителями (более разнообразные формы активного взаимодействия);

-расширение связи с широким кругом социальных партнеров и спонсоров;

-расширение спектра дополнительных платных образовательных услуг МБДОУ;

-повысится уровень всестороннего развития дошкольников в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС.

-ф ормирование имиджа МБДОУ;

-удовлетворённость родителей в образовательных услугах МБДОУ;

-повысится престиж и рейтинг МБДОУ на рынке образовательных услуг.

Ресурсное обеспечение проекта: Нормативно-правовое; материально-техническое; кадровое; методическое.

Фактическое обеспечение: в реализации проекта задействованы все участники образовательного процесса: воспитанники; педагоги МБДОУ; родители воспитанников.

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования";

5 .Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования….) (воспитатель Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

6. Государственная программа РФ на 2012-2020 годы «Развитие образования».

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

9. Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов ДО.

12. Закон ЯНАО от 2013.07.27 № 55-ЗАО (ред. от 27.06.2017) «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».

13. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Теремок» » с.Овгорт.

Материально-техническое обеспечение. Организация предметно-пространственной развивающей среды групповых помещений и кабинета LEGO, оборудованного конструкторами, развивающими играми и LEGO:

1.Наличие необходимой мебели (столы, стулья, стеллажи)

2.Обеспечение группового помещения конструкторами LEGO;

3.Организация локальных мини-сред для LEGO-конструирования в группе;

4.Закупка программного обеспечения, ноутбуков, проекторов;

5.Разработка современного родительского уголка для кабинета развивающих игр.

Кадровое обеспечение . В реализации проекта предполагается задействовать 8 педагогических и руководящих работников учреждения: заведующая ДОУ, заместитель заведующего по АХЧ, старший воспитатель, 4 воспитателя групп (средние и старшие группы), педагог-психолог.

Научный руководитель –старший преподаватель Нуриева А. Р.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет, факультет дошкольного образования

Дошкольный возраст – один из самых благоприятных периодов для развития творческой активности, ведь именно в это время можно заметить первые проявления детского творчества (интересно придуманная сказка или история, оригинальная идея рисунка, интересный замысел игры, неординарный способ решения задачи). В арсенале педагога ДОУ находится множество средств и приемов развития детского творчества, среди которых можно выделить изобразительную деятельность, сказку, музыкальные занятия. Однако в настоящее время выделяют еще одно эффективное средство – конструктор LEGO. Конструктор LEGO является универсальной развивающей детской игрушкой, которая дает возможность ребенку воплотить свой задуманный образ, творить. Конструктор LEGO развивает творческое воображение, творческие способности, делает занятия более разнообразными и красочными [6].

Творчество – это деятельность, которая порождает качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, имеющее социальное значение. Опираясь на исследования Л. С. Выготского [3], можно утверждать, что центральным компонентом творчества является способность к воображению. Воображение свойственно только человеку и оно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Имея развитые творческие способности, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

А. И. Савенков, Д. В. Ушаков согласны с мнением Я. А. Пономарева, считающий, что творчество возможно тогда, когда человек активен и деятелен. В процессе творчества активность проявляется как непроизвольная активность психики, возникает целый поток идей, образов, ассоциаций [9]. Д. В. Ушаков, Я. А. Пономарев относят творческую активность к потребности в новых знаниях и связана эта деятельность не с целью, а с созданием «побочного продукта» в процессе этой деятельности [9].

Г. С. Арефьева утверждает, что творческая активность – это «высший уровень активности человека» [1]. А. М. Коршунов относит к творческой активности ту деятельность, которая отличается новизной и оригинальностью [9]. По мнению В. Ф. Овчинникова, творческая активность - это одно из проявлений личности, говорящее о ее яркой индивидуальности, способности выдвигать нестандартные решения [8].

Д. Б. Богоявленская характеризует творческую активность как интеллектуальную активность и считает, что она связна с мышлением [2]. Г. И. Щукина утверждает, что творческая активность это личностное образование, выражающее отношение индивида к его деятельности: внимательность, живое участие в процессе, быстрое реагирование [12]. Н. П. Алешаева рассматривает творческую активность, как качество личности и той деятельности, которой она занимается. Творческая активность проявляется в совокупности потребностей, мотивов, интересов, а в ее основе лежит осознанный творческий поиск. Она выделила следующие показатели творческой активности : самостоятельность, оригинальность, новизна результатов и способов деятельности [7].

В основе творческой активности лежит творческое воображение. Творческое воображение изучали многие исследователи, и они по-разному смотрели на его определение. По мнению А. Г. Асмолова, творческое воображение это характерная черта личности. А. Г. Ананьев рассматривал его как основную жизненную необходимость, А. Н. Леонтьев как совокупность устойчивых смысло-образующих мотивов, С. Л. Рубинштейн как динамическую тенденцию, обусловленную мотивами человеческой деятельности [5].

Л. С. Выготский считал дошкольный возраст сенситивным периодом для развития творческого потенциала, что этот процесс важное центральное новообразование дошкольника [3].

Дошкольный период самый благоприятный для развития творческих способностей, так как дети в этот возрастной период любознательны и имеют огромное желание познать окружающий мир. А стремление познать окружающий мир становится предпосылкой для творческой деятельности. А. В. Ершова в своей книге писала что, детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребенка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения [5].

Исследования Л. С. Выготского [3], В. В. Давыдова [4], Е. И. Игнатьева [7], Д. Б. Эльконина [13] отмечали, что эффективность учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном учреждении в значительной степени определяет творческая активность. Они указывали на то, что творчество и творческие способности являются условием продуктивного усвоения детьми новых знаний и развития творческой личности ребенка.

Творческая активность в дошкольном возрасте взаимосвязана, по мнению Г. И. Щукиной [12], B.C. Юркевича [14] с познавательными возможностями ребенка, по мнению Л. А. Венгера, Н. С. Лейтеса, Н. Н. Поддьякова с умственным развитием ребенка и его уровнем мышления[10].

Е. Е. Туник выделил следующие характеристики творчески активного ребенка :развитая речь и словарный запас;хорошо обучаемы, быстро усваивают материал;способны к абстрактному мышлению;легко решают поставленные задачи;обладают большей концентрацией внимания;независимы, изобретательны, любознательны;обладают тонким чувством юмора;остро реагируют на несправедливость [11].

О. М. Дьяченко выделяет три этапа становления творческой активности в детском возрасте.

Первый этап приходится на период, когда ребенку исполняется 2,5-3 года. Второй этап – на период 4-5 лет. Творчество в эти два периода носит воспроизводящий характер, так как дошкольнику свойственно следовать образцам. К этому возрасту в процесс творческой деятельности включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Творческие способности развивается в процессе рисования, конструирования, ролевой игры. В 6-7 лет начинается бурное развитие творческих способностей ребенка. Этим обозначается начало третьего этапа в развитии данного процесса в детстве. В этот период у дошкольника возникают воображаемые друзья или враги. Творчество претерпевает качественные изменения [5].

Важную роль в развитии творческой активности играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Среди продуктивных видов деятельности можно выделить конструирование, так как в результате мы получаем конкретный продукт [8].

Среди разнообразия видов конструирования наибольшую популярность приобрел конструктор LEGO. Конструктор LEGO приобрел широкую популярность во многих ДОУ, так как он позволяет решить многие задачи по развитию мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.). Играя с конструктором, у дошкольников формируется умение действовать последовательно, развивается моторика пальцев, творческая активность и творческое воображение. Конструктор LEGO расширяет знания и представления детей об окружающем мире, обогащает их опыт взаимодействия и с предметами [10].

LEGO-конструктор активно развивает детское творчество, поэтому для успешного решения данной задачи, чтобы конструирование носило творческий характер, необходимо, чтобы ребенок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки. Например, при создании лего-рамки в изобразительной деятельности детям предлагается на основе картин знаменитых художников создать свою лего-рамку, или детям предлагается стать волшебником и оживить картинку: сначала дети рисуют пейзаж, а затем с помощью LEGO-конструктора заселяют данную картинку лего-героями. Все это развивает творческую активность дошкольников. Создание лего-конструкций к сюжетно-ролевым играм или к театрализованной деятельности способствуют созданию творческого пространства, развивают творческое воображение и творческое мышление. Создание лего-шумелок на музыкальных занятиях способствуют созданию атмосферы творчества и радости [13].

Творческие способности при конструировании у детей проявляются в умении умело сочетать знакомые элементы по-новому. Особенность LEGO-конструктора в развитии творческого потенциала детей заключается в том, что он учить ребенка созидать и разрушать, для создания чего-то нового. В. В. Зеленский утверждал, что ломая свою собственную постройку из LEGO, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые ее части, выступая в роли творца [9].

Таким образом, важную роль в развитии творческой активности играет конструирование с помощью LEGO. LEGO-конструктор – одна из любых игрушек детей дошкольного возраста, обладающая мощным развивающим потенциалом. С помощью LEGO-конструктора развивается мышление, речь, познавательная и творческая активность, воображение. LEGO-конструирование – это вид творческо-продуктивной деятельности, так как эта деятельность дает возможность свободно конструировать задуманное, дает возможность творить и мыслить нестандартно. LEGO-конструктор в рамках ДОУ может использоваться в различных видах деятельности: в НОД, в игровой, театрализованной деятельности, на музыкальных занятиях и занятиях изобразительной деятельности.

1. Арефьева Г. С. Общество, познание, практика /Г. С. Арефьева. – М. : Академия, 2015. – С. 206.

2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. / Д. Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – С. 274.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский. – СПб. : Питер, 2013. – С. 305.

4. Давыдов В. В. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов /В. В. Давыдов. – М. : Академия, 2018. – С. 176.

5. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника : метод. пособие для воспитателей и родителей /О. М. Дьяченко. – М. : Мозаикка-синтез, 2017. – С. 128.

6. Ерофеева Е. М. Конструирование для дошкольников : Книга для воспитателя детского сада / Е. М. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – С. 339.

7. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е. И. Игнатьев. – М. : Академия, 2016. – С. 134.

8. Овчинников В. Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека / В. Ф. Овчинников. – М. : Академия, 2014. – С. 87.

9. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. / Л. А. Парамонова. – М. : Первое сентября, 2010. – С. 79.

10. Поддьяков Н. Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. / Н. Н. Поддьяков. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – С. 407.

11. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления /Е. Е. Туник // Школьный психолог. – 2008. – № 45. – С. 45-48.

12. Щукина Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике /Г. И. Щукиана. – М. : Просвещение, 2010. – С. 352.

13. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. / Д. Б Эльконин. – М. :МОДЭК, 2017. – С. 417.

14. Юркевич В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей / В. С. Юркевич. // Вопросы психологии. – 2008. – №2. – С. 25-28

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Конспект занятия с использованием конструктора LEGO WeDo «Путешествие в страну LEGO» для детей подготовительной группы

Конспект занятия с использованием конструктора LEGO WeDo «Путешествие в страну LEGO» для детей подготовительной группы Цель: создание модели «Самолет» по пооперационной карте с использованием конструктора LEGO WeDo. Задачи: • обучающая: продолжать формировать.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческой активности детей
дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования
1.1 .Сущность понятия «творческая активность» 9
1.2. Педагогические условия развития творческой активности детей
дошкольного возраста 14
1.3. Особенности развития творческой активности дошкольников и её
проявление в продуктивных видах деятельности 20
1.4. Содержательные и организационно-методические аспекты применения LEGO-конструирования в развитии творческой активности старших дошкольников 29
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по развитию творческой активности старших дошкольников на основе системного применения LEGO -конструирования
2.1. Изучение уровней развития творческой активности старших
дошкольников, методической компетенции педагогов и отношения родителей к проблеме LEGO-конструирования 44
2.2. Создание и апробирование педагогических условий по развитию
творческой активности старших дошкольников в процессе LEGO - конструирования 71
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по повышению эффективности процесса развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе LEGO-конструирования 80
Выводы по главе 2 110
Заключение 114
Список литературы 117
Приложение 123

Среди самых интересных и загадочных явлений детское творчество занимает важное место. Интерес к данному феномену достаточно высок. Это объясняется: во-первых, значимостью творческих способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению любых задач, способных создать новое в различных сферах жизни.
Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых задач современного общества.
Главная цель современного дошкольного образования - воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся действительности. В связи с этим особое место занимает проблема развития познавательной и творческой активности, направленной на преобразование окружающего мира. Решая данную проблему, важно учитывать, в каких условиях развивается ребенок. Поэтому внимание педагогов должно быть направлено на создание педагогических условий, эффективно развивающих творческий потенциал дошкольника - учёт индивидуальных особенностей ребёнка, опора на развитие психических процессов, в том числе мышление и воображение, опора на задатки ребёнка и создание развивающей образовательной среды, стимулирующей творческую активность ребёнка.
Развитие творческой активности дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными её средствами (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, М.Н. Скаткин). Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия конструированием.
В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) конструирование определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию умений наблюдать и экспериментировать, а также развитию исследовательской и творческой активности [17].
Конструирование — это не только излюбленный детьми и увлекательный вид деятельности, но и очень полезное для развития ребёнка занятие. Конструирование развивает мышление, воображение, творческие умения, навыки исследовательского поведения, а также является эффективным средством физического совершенствования ребёнка и его эстетического воспитания.
Одной из разновидностей конструктивной детской деятельности является LEGO - конструирование, которое заключается в создании 3D- моделей из конструкторов нового поколения. Трёхмерная конструкция полнее раскрывает предмет или другой объект окружающего мира. В процессе конструирования ребёнок может рассмотреть её со всех сторон, потрогать и при желании модифицировать.
По своей сути, LEGO-конструирование относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Деятельность с конструктором «LEGO», как с дидактическим материалом настолько привлекательна и эмоционально окрашена для ребёнка, что часто её рассматривают как конструктивно - игровую деятельность, что не противоречит возрастным особенностям детей.
Игра является важнейшим спутником детства, ведущим видом деятельности дошкольника. LEGO-конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаясь в игре. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
LEGO-конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, может считаться идеальным средством приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству и развития их творческой активности. Именно поэтому педагогам детских садов необходимо активно внедрять LEGO-конструирование в практику работы с детьми.
Между тем, как показывает практика, во многих детских садах, процесс развития творческой активности дошкольников в конструктивной деятельности осуществляется чаще посредством использования традиционных технологий: художественное конструирование из бумаги, бросового и природного материала и пр. LEGO-конструирование присутствует только в свободной игровой деятельности детей. При таком подходе широкие возможности LEGO-конструирования как универсального средства всестороннего развития детей не реализуются в полной мере.
Таким образом, нами были выявлены противоречия:
- между требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, и отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO-конструирования;
- между необходимостью создания в детском саду инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных конструктивных навыков и развитию технической творческой активности, и отсутствием программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
- между возрастающими требованиями к качеству работы педагога и в не полной мере пониманием педагогами влияния LEGO-конструирования на развитие личности дошкольника.
Таким образом, обозначенное противоречие определило проблему исследования: какие условия необходимо создать в детском саду, чтобы деятельность LEGO -конструирования стала средством развития творческой активности старших дошкольников?
Объект исследования: процесс развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в конструктивной деятельности.
Предмет исследования: условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе LEGO-конструирования.
Цель исследования: теоретически обосновать и практическим путём проверить эффективность условий развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе LEGO-конструирования.
Гипотеза исследования: мы предположили, что деятельность LEGO - конструирования может быть эффективным средством развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, если выполняются следующие условия:
- в дошкольном учреждении сочетается работа по развитию творческой активности, как в обязательном, так и дополнительном образовании - организации кружка по конструированию из конструкторов нового поколения «LEGO - град»;
- работа кружка строится системно, и она комплексно направлена на развитие умений и навыков всех компонентов конструктивной деятельности, способствующих развитию творческой активности детей;
- повышается компетентность педагогов и родителей по проблеме развития творческой активности детей и использования LEGO - конструирования в этом процессе.
На основе гипотезы и цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить исходный уровень развития творческой активности у старших дошкольников, методической компетенции педагогов и отношения родителей к проблеме.
3. Спроектировать систему педагогической работы по развитию творческой активности детей в конструктивной деятельности в рамках кружка «LEGO - град».
4. Экспериментально проверить эффективность развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе LEGO - конструирования.
Методологическая основа нашего исследования строится на концепциях Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.В. Запорожец, Д.Б. Богоявленской, Н.Н. Поддъякова, Л.И. Божович, Я.А. Пономарёва, А. Маслоу, и др. - о закономерностях психического и творческого развития детей. На научных исследованиях: Л.А. Парамоновой, В.Г. Нечаевой, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук и др. - об особенностях развития и организации конструктивной деятельности дошкольников. А также на современных научных трудах Л.Г. Комаровой, А.С. Злаказова, Т.В. Лусс, Е.В. Фешиной и др. - об организации LEGO-конструирования в детском саду.
В процессе работы были применены следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- педагогический эксперимент;
- тестирование;
- анкетирование;
- методы математической обработки данных.
Научная новизна исследования:
- раскрыты сущность и содержание развития творческой активности детей в условиях деятельности дошкольных учреждений;
- разработана модель развития творческой активности детей дошкольного возраста на основе использования LEGO-конструирования;
- разработан и апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что автором разработан перспективный план кружковой работы с старшими дошкольниками- «LEGO - град» по конструированию из конструкторов нового поколения, который может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений для развития творческой активности детей.
Объём и структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснованы актуальность и мотивация выбора темы. Первая глава содержит анализ психолого-педагогической литературы по вопросам применения LEGO-конструирования в процессе развития творческой активности дошкольников. Во второй главе описан ход и результаты опытно-экспериментального исследования по применению LEGO -конструирования в процессе развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста. В заключении сформулированы выводы по проведённому исследованию. Библиографический список представлен пятьюдесятью двумя источниками литературы. В приложении приведены протоколы обследования детей, анкетирования педагогов детского сада и родителей воспитанников, перспективные планы кружковой работы по LEGO-конструированию - «LEGO - град», работы с педагогами и родителями воспитанников, конспекты занятий с детьми и мероприятий с педагогами и родителями детей.
Экспериментальная работа длилась с сентября месяца 2017 г. по май месяц 2018г. и проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 120» Советского района г. Казани. В эксперименте принимали участие 50 детей в возрасте от 6 до 7 лет, 20 педагогов и 50 родителей.

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Процесс воспитания и обучения ребёнка - это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых задач современного общества.
Многолетний исследовательский опыт показывает, что ребёнок с высокой творческой активностью - развитым творческим воображением и овладевший основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение и стремление к творческому самовыражению. Он умеет и хочет учиться. Анализируя эти качества, мы видим портрет дошкольника, соответствующий предложенному в ФГОС ДО портрету дошкольника-выпускника.
Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встаёт важная задача развития творческой активности подрастающего поколения.
Проведённая нами опытно-экспериментальная работа по развитию творческой активности детей, строившаяся на системном использовании LEGO-конструирования, показала свою эффективность: у детей экспериментальной группы не только значительно повысилась познавательная активность, продуктивность и оригинальность мышления, но и появилось большое стремление к творческому самовыражению. Результаты контрольного этапа эксперимента показали повышение уровня развития творческой активности у детей данной группы в сравнении с показателями детей из контрольной группы. Так, если с уровня ниже среднего на средний в экспериментальной группе перешли 7 детей (28%), то в контрольной группе это всего 3 ребёнка (12%); со среднего уровня на уровень выше среднего поднялись 13 детей (52%) экспериментальной группы, а в контрольной группе это всего 2 ребёнка (8%); и если с уровня выше среднего на высокий уровень в экспериментальной группе перешли 3 ребёнка (12%), то в контрольной группе это всего 1 ребёнок (4%). Таким образом, в целом на высоком уровне в экспериментальной группе в конце эксперимента оказалось 3 ребёнка (12%), в контрольной группе 1 ребёнок (4%); на уровне выше среднего в экспериментальной группе 14 детей (56%), в контрольной группе 5 детей (20%); на среднем уровне в экспериментальной группе 7 детей (28%), в контрольной группе 15 детей (60%); на уровне ниже среднего в экспериментальной группе 1 ребёнок (4%), в контрольной группе 4 ребёнка (16%); на низком уровне не выявлено ни одного ребёнка, в обеих группах.
Приведённые данные указывают на очевидную положительную динамику в уровне развития творческой активности детей экспериментальной группы.
Таким образом, в настоящей выпускной квалификационной работе решены поставленные задачи и реализована цель исследования. Полученные практические результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы: что деятельность LEGO-конструирования может быть эффективным средством развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, если выполняются следующие условия:
- в дошкольном учреждении сочетается работа по развитию творческой активности, как в обязательном, так и дополнительном образовании - организации кружка по конструированию из конструкторов нового поколения «LEGO - град»;
- работа кружка строится системно, и она комплексно направлена на развитие умений и навыков всех компонентов конструктивной деятельности, способствующих развитию творческой активности детей;
- повышается компетентность педагогов и родителей по проблеме развития творческой активности детей и использования LEGO- конструирования в этом процессе.


В статье раскрываются особенности и возможности применения лего-конструирования в развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: конструирование, лего, дети старшего дошкольного возраста, творческое мышление.

В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию творческого мышления при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является конструирование.

Лего-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы.

Любой конструктор «Лего» обладает очень важными для развития ребенка-дошкольника возможностями. Исследователь Н. Ю. Лавкина выделяет следующие преимущества Лего-конструкторов:

− широкие технические характеристики;

− эстетический внешний вид;

− возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность» [2].

Все вышеперечисленные возможности говорят об универсальности Лего-конструкторов. Кроме того, они позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность. Исследователь Е. В. Фешина пишет: «Это дает детям дошкольного возраста полную свободу действий. Работа является оживленной, интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов детской фантазии. Дети учатся придумывать модели, ощущая себя при этом маленькими дизайнерами» [4].

Лего-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы.

Все конструкторы «Лего» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко применять в дошкольном образовательном процессе. Для дошкольников старшей группы существует несколько Лего-конструкторов:

− LEGO Duplo. Эта серия разработана для детей от двух до шести лет, в каждом наборе учитываются возрастные особенности детей каждой группы, что отражается и в количестве деталей, и в их размере, а также в цветовой гамме и тематической направленности.

− LEGO Dasta или LEGO Sistem. Данные конструкторы предназначены для детей с четырех лет и содержат стандартные блоки для строительства, так как дети среднего дошкольного возраста уже могут оперировать с подобными деталями. Для старшего дошкольного возраста конструктор выпускается в усложненной версии. Например, уменьшается размер деталей, что способствует развитию мелкой моторики рук, а это положительно влияет на общее мыслительное развитие ребенка.

− Лего-конструктор с элементами программирования WeDo. Конструктор предназначен для детей с четырех лет, он знакомит дошкольников с элементарными креплениями деталей, которые приводятся в движение при помощи программы, составленной на ПК.

− Лего-конструктор с элементами программирования RCX. Эта серия предназначена для детей с шести-семи лет. В ней можно не только собирать движущиеся модели, но и производить элементарные измерения: освещенности, температуры воды, температуры воздуха.

Для развития мышления дошкольников старшего возраста большую роль играет практическая значимость Лего-конструкторов, которая основана на том, что дети учатся строить по схемам. Кроме того, при обучении с опорой на Лего-конструирование можно решать и другие образовательные задачи, предусмотренные Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Используя конструкторы серии «Лего», педагог может ставить перед дошкольниками понятные для них цели и в то же время интересные им. Таким образом, в игре, не замечая того, они обучаются, приобретают необходимые знания, умения и навыки. Однако главное, на что направлено Лего-конструирование — это развитие мышления, развитие интеллектуальных способностей детей. А работа с конструктором одновременно и пробуждает интерес детей к новому, к творчеству, к решению задач, а также развивает изобретательность, инициативность, познавательный интерес и целеустремленность.

Но для более эффективного использования Лего-конструирования специалисты, изучающие этот вопрос, рекомендуют педагогам соблюдать условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста. Е. В. Фешина выделяет три таких условия.

Первым является создание для дошкольников среды, формирующей знания о конструкторской деятельности, развивающей навыки конструирования и конструкторские способности. Такая пространственная среда необходима для более эффективного развития мышления в рамках Лего-конструирования. Именно это является одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта, в котором эта среда определяется как «развивающая предметно-пространственная образовательная среда» [4].

Подобная среда для Лего-конструирования обязательно должна включать в себя: предмет деятельности дошкольников; персональные Лего-конструкторы; аналоги Лего-конструкторов; компьютерное и информационное оборудование (ноутбук, проектор или цифровая доска); дидактические материалы по Лего-конструированию.

Создание такой среды поможет педагогу добиться главной цели, о которой говорит исследователь Е. В. Фешина: «Активизация LEGO-конструирующей деятельности представляет собой такую организацию образовательного процесса в образовательной организации на основе LEGO-конструирования, при которой конструктор и дидактический материал к нему становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребенка. Он конструирует, создает, воображает и создает продукт собственного творчества» [4].

Очень важный момент при Лего-конструировании — это завершающий этап деятельности. Дошкольники обязательно должны презентовать продукт своего строительства, показать его сверстникам, воспитателю, родителям, рассказать о своей поделке. С этой целью можно организовать и выставку детских конструкторов, необходимо провести рефлексию Лего-конструирования.

Вторым, не менее важным условием развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при Лего-конструировании является его включение в различные виды деятельности:

− В образовательной деятельности. В данном случае Лего-конструкторы могут выступать в роли дополнительного материала — наглядного или практического.

− В самостоятельной деятельности. При самостоятельной деятельности детей Лего-конструкторы могут применяться в виде дидактической игры. При этом до начала конструирования педагог дает детям задание, ставит перед ними задачи и цели.

− В сюжетно-ролевой деятельности.

− В театрализованной деятельности.

− В совместной деятельности со сверстниками или взрослыми.

Лего-конструирование как средство развития творческого мышления дошкольников всегда должно проходить под руководством педагога, которое может быть как непосредственным, так и опосредованным. Это зависит от образовательных задач и от уровня развития дошкольников. В основном, это касается образовательной деятельности. Но и в самостоятельной деятельности дошкольников необходимо присутствие педагога, который может предложить воспитанникам дидактические игры с использование Лего-конструкторов, например: «Волшебный мешочек» (найти одинаковые детали, определить, откуда деталь, построить модель из полученных деталей); «Найди пару» (задания на умение детей распределять соответствующие детали по группам в зависимости от их отличительных признаков); «На что похож?» (развитие воображения дошкольников).

Широкое применение Лего-конструкторы находят и в сюжетно-ролевых и театрализованных играх. Они могут выступать как заместители, что тоже способствует развитию мыслительных способностей дошкольников.

Третьим условием развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при Лего-конструировании является организация детской деятельности на условиях равенства и партнерства.

Таким образом, Лего-конструирование по праву можно назвать не просто средством развития интеллектуальных способностей детей, а много функциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу решить важнейшие задачи: обучить детей создавать что-то новое и полезное; развить у дошкольников конструктивные способности; научить детей применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми; научить детей добиваться конечного результата; развить воображение и творческое мышление дошкольников.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, LEGO, дошкольный возраст, детская деятельность, дошкольник, конструктивная способность детей, образовательная деятельность, старший дошкольный возраст, условие развития, базовый вид.

Читайте также: