Из какого материала были изготовлены самые первые детали лего

Обновлено: 28.04.2024

Основатель компании Оле Кирк Кристиансен родился в бедной датской семье. Получив начальное образование, он стал работать плотником. Для Кристиансена кризисом стал 1932 год, когда из-за Великой депрессии закрылась фабрика, где он работал. В это же время у Оле Кирка умерла жена — он остался один с четырьмя сыновьями и нуждался в стабильном доходе. Отчаявшись найти работу, Кристиансен открыл компанию по производству гладильных досок, лестниц и деревянных игрушек. Предпринимателю помогал старший сын Готфрид, которому едва исполнилось 12 лет. Сначала компания выпускала разнообразные деревянные машинки, в основном грузовики, и детскую мебель.

Хорошее качество и отсутствие на местном рынке конкурентов сделали продукцию Кристиансена популярной, позволив ему к середине 1930-х годов увеличить штат до семи человек и задуматься о полном переходе на производство игрушек. В 1934 году молодая компания получила название LEGO — от датского словосочетания leg godt, что значит «играй хорошо» или «увлекательная игра».

Готфрид совмещал работу в компании отца с учебой. Оле Кирк видел в сыне потенциал и мечтал, чтобы тот получил достойное образование. Однако все сложилось иначе: в 1940 году Данию оккупировала Германия, и Готфриду остался небольшой выбор учебных заведений. Учиться в Германии он не пожелал — или, по другим данным, не получил разрешения, поэтому вынужден был вернуться на фабрику. В 1942 единственная фабрика компании пострадала от пожара. Предприниматель все же решил не сдаваться и принялся восстанавливать предприятие — в итоге он даже увеличил его размеры, отказавшись от всего ассортимента, кроме производства игрушек. В 1946 году компания стала выпускать знакомые нам теперь наборы детских кубиков с рисунками и буквами.

Уже с первых версий конструктора все его детали независимо от линейки можно было совмещать друг с другом — в дальнейшем этот принцип станет для LEGO одним из ключевых. К началу 1950-х годов в LEGO было уже 50 рабочих, компания производила более 200 видов игрушек — как из пластмассы, так и из дерева, а годовая выручка достигла полумиллиона крон. Большая часть продукции распространялась только на датском рынке, и Кристиансены задумались о дальнейшем развитии.

В 1951 году Оле Кирк оказался в больнице с инсультом, после которого ему не удалось полностью восстановиться. В это же время вышел первый фильм о продукции LEGO — это была, по сути, рекламная акция для привлечения покупателей. Также компания начала рассматривать проект нового завода, возведение которого начнется через год. Официально бренд LEGO был запатентован в 1954 году, после чего его название стало появляться на игрушках компании.

В это время Готфрид Кристиансен отправился в Англию и в пути пообщался с агентом по закупкам. В ходе беседы Готфрид задумался о создании игровой системы, которая поможет детям развивать фантазию. Он принялся разрабатывать принципы создания игрушек, которые сотрудники компании используют до сих пор. Главные из них — прочность, доступность, многообразие вариантов использования и удобство в распространении. Кроме того, игрушки должны были подходить детям любого возраста и пола. Вскоре были созданы наборы LEGO, с которыми дети могли строить собственные дома и города, добавляя элементы. Компания постоянно их развивала и дополняла меньшими наборами, что увеличивало пределы LEGO-мира и хорошо влияло на продажи.

В 1955 году Готфрид Кристиансен с набором LEGO System отправился на выставку игрушек в Нюрнберг, где потерпел сокрушительное фиаско. Впечатлился только закупщик, с которым Готфрид беседовал на пароме по дороге в Англию: он оценил, как наследник бренда LEGO собирается изменить рынок игрушек. Из-за проблем со здоровьем Кристиансена-старшего бразды правления компанией постепенно брал на себя его сын. Главной целью молодого предпринимателя было добиться доминирования на датском рынке игрушек. Вместе с помощниками он продолжал совершенствовать LEGO System и в 1958 году в конце концов разработал известную нам технологию крепления, надолго решив проблему соединения деталей.

В середине 1950-х Готфрид убедил отца уменьшить производство деревянных игрушек: в то время они постепенно уступали популярность пластиковым. В 1956 году началась экспансия в Германию, за ней последовали другие страны. В 1958 году умер основатель компании Оле Кирк Кристиансен. На посту руководителя его заменил Готфрид, который уже сделал себе имя и не собирался останавливаться на достигнутом. Он стал прекращать производство ненужных продуктов, фокусируясь на наиболее многообещающем направлении — игровой системе, построенной на кирпичиках конструктора LEGO. Кристиансен сократил выпуск игрушек из дерева: партии стали меньше, но все еще выпускались.

В 1960 году часть завода LEGO пострадала во время очередного пожара. Больше всего досталось производству деревянных игрушек, и восстанавливать это направление компания так и не стала. В это же время началась интенсивная экспансия в США и Канаду. В 1960-е годы в Беллунде открылся парк развлечений Legoland с огромными фигурами, созданными из деталей конструктора, и множеством аттракционов. LEGO в это время стала постепенно превращаться из семейной компании в бизнес-империю с отделами продаж, налаженной цепью поставок и системой управления.

В этот период больше внимания делам компании стал уделять сын Готфрида Кьелль Кристиансен. Как и отец, он с детства участвовал в семейном бизнесе: сначала выступал как своего рода фокус-группа, а позже стал выполнять отцовские поручения и работал менеджером. Таким образом Готфрид, по примеру отца, готовил себе смену — забегая вперед, можно отметить, что этот подход оправдал себя.

В 1970 году в компании начался кризис: первая волна популярности конструкторов схлынула, и продажи стали уменьшаться, причем у Готфрида не было новых дерзких идей по привлечению аудитории. Тогда часть функций отца с воодушевлением взял на себя Кьелль Кристиансен. Он усовершенствовал концепцию игровой системы, дополнив конструктор поездами с электрическим двигателем и заправками. Внук основателя компании увеличил число тематических линеек компании: в ней появились узконаправленные наборы. Компания нашла еще одно направление развития — наборы для подростковой аудитории.

В 1979 году Кьелль Кристиансен занял пост генерального директора компании. Первым делом он реорганизовал линейку конструкторов. DUPLO получила собственные серии, куда вошли персонажи сказок и мультфильмов и разнообразные волшебные элементы. Также под руководством Кьелля был устранен другой недостаток: у мини-фигурок людей появились выражения лиц и проработанные руки. Введенные Кристиансеном изменения позволили LEGO выйти из кризиса и снова демонстрировать стабильный рост продаж. Биографы семьи называют этот период «ударной пятнадцатилеткой»: начало 1980-х годов ярко продемонстрировало потенциал роста компании. Выручка росла в среднем на 10% в год, большинство новых наборов быстро раскупали, что позволяло внедрять в линейки новые элементы.

В начале 1990-х компания, как и прежде, демонстрировала рекордные показатели в отрасли и быстрыми темпами интегрировалась на рынки других стран, в особенности в Латинскую Америку. В 1998 году LEGO впервые за почти 70-летнюю историю сообщила об убытках в $48 млн. Главной проблемой компании оставалось неумение адаптироваться к новому времени: детям стали интереснее компьютерные игры и телешоу, чем игра с конструктором. Кристиансен, отчаявшись найти выход из ситуации, нанял кризисного менеджера Пауля Плаугманна. Он стал генеральным директором компании, Кьелль же сохранил должность президента, но занимался в основном разработкой новых наборов конструктора.

Новый гендиректор, искавший на рынке свежие ниши, заинтересовался киноиндустрией, и при поддержке Стивена Спилберга начался выпуск LEGO & Steven Spielberg MovieMaker — мини-киностудии, позволившей детям снимать мультфильмы с любимыми персонажами LEGO.

Следующим шагом стало возвращение к традиционным ценностям компании и воскрешение линейки DUPLO, которую в 2002 году заменили на Explore. Совет директоров перестал слепо диктовать дизайнерам свое видение продуктов — теперь они получили полную свободу в рамках системы. Каждую инновацию перед внедрением проверяли, чтобы избежать провалов «эры Плаугманна». Сотрудникам и топ-менеджменту сложно было объяснить, что они почти десять лет работали «неправильно». Компании пришлось покинуть центральный офис, а топ-менеджменту — пересесть на более скромные автомобили. В конце 2004 года Кристиансен покинул LEGO Group, на посту генерального директора его заменил Кнудсторп, который и до этого момента выполнял большую часть функций главы компании.

Новые конструкторы бренда снова стали разрабатывать при участии детских фокус-групп. К 2007 году выручка LEGO Group выросла до $275 млн. Через год в продаже появились новые наборы «Звездные войны» и «Индиана Джонс», что подняло продажи на 18,5% — кризис постепенно удалось преодолеть. В 2014 году LEGO стала активно рекламировать свои наборы с помощью полнометражных мультфильмов. Этот метод обрел популярность и вызвал несколько пародий, в том числе в мультсериале «Симпсоны». В 2015 году компания стала мировым лидером в производстве игрушек, обойдя Mattel.

История LEGO — яркий пример развития успешной компании, которая сумела вовремя найти свою нишу. С момента перехода к производству исключительно конструкторов компания оставалась одним из лидеров этого направления, демонстрируя стабильный рост и развитие. Проблемы возникли только тогда, когда изменились пожелания потребителей, а компания попыталась произвести мгновенные инновации, чтобы изменить рынок.

Защелкивающиеся кубики из пластмассы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что сегодня словом LEGO часто называют модульную систему при описании сложных технических решений. При этом многие воспринимают знаменитый датский конструктор всего лишь как игру, пусть и развивающую. Однако уже 40 лет в школах разных стран мира созданные на его основе учебно-методические комплекты с успехом служат практическими пособиями на уроках физики, химии, биологии, математики, информатики и многих других дисциплин. В наши дни с помощью специально разработанных решений дети не только осваивают школьную программу, но и учатся справляться с задачами градостроения, робототехники и других областей «взрослого» знания.

Кубики, из которых построен мир: можно ли обучить ребенка с помощью игры

LEGO Education: история создания конструкторов для учебы

Использовать популярный конструктор на уроках школьные учителя начали еще в 60-х годах XX века. Присмотревшись к этому опыту, спустя два десятилетия компания создала специальный департамент развития образовательных решений и выпустила целую серию конструкторов для школы и внеклассного обучения. Сегодня все они производятся под брендом LEGO Education.

В состав этих наборов входят как детали из стандартных серий, так и некоторые уникальные элементы. Сложность и комплектация зависят от возрастной группы, для которой предназначен конструктор. Особенность учебных наборов заключается в том, что с их помощью можно строить модели для постановки опытов в рамках школьной программы, собирать различные механизмы по прилагаемой инструкции и конструировать собственные. Поэтому во всех учебных наборах, помимо кубиков, есть учебно-методические пособия различной тематики и на разных языках.

Многообразие конструкторов LEGO и идей, которые можно воплотить с их помощью, кажется поистине неисчерпаемым. Но в основе этой бесконечности лежит единственный краеугольный камень, он же самозащелкивающийся кубик. Прототип современных кирпичиков в 1949 году разработал основатель компании Оле Кирк Кристиансен. В 50-х годах XX века его сын Готфрид значительно усовершенствовал конструкцию: помимо шипов на верхней плоскости кубикам добавили трубочки в нижней полой части. Это сделало сцепление значительно более надежным и не теряющим прочности даже через много лет. Именно благодаря такой конструкции можно строить из кубиков LEGO очень большие и сложные модели. Кстати, все современные конструкторы полностью совместимы с кирпичиками, выпускавшимися начиная с 1958 года.

В 1998 году в рамках направления Education был выпущен первый конструктор LEGO MINDSTORMS для создания программируемых роботов. Одновременно появилось и специальное программное обеспечение для управления ими. В состав наборов этой серии входит модульный микрокомпьютер, который управляет роботами, сервоприводы и датчики различного типа и назначения. Создавать алгоритмы для микрокомпьютера позволяет особый язык программирования и специальное фирменное ПО, которое устанавливается на настольный ПК, ноутбук или планшет. Именно с этим решением в Россию пришло понятие образовательной робототехники, которая закладывает у ребенка прочные основы системного мышления и позволяет ученику применять знания информатики, математики, физики, естественных наук, технологии, а также на практике знакомиться с инженерным творчеством.

В будущее – прямо из-за парты

STEAM-обучение – образовательная концепция, основанная на прикладном междисциплинарном подходе: школьные дисциплины интегрируются в единую систему обучения, где дети решают единую задачу, используя знания и навыки из различных предметных областей. STEAM – это аббревиатура, образованная из первых букв названий дисциплин, преподаваемых в рамках концепции: S – science (естественные науки), T – technology (технология), E – engineering (инженерное дело), A – art (искусство), M – mathematics (математика). На сегодняшний день STEAM-обучение признано одной из наиболее прогрессивных и эффективных образовательных концепций.

Набор SPIKE Prime, увидевший свет в 2019 году, позволяет наилучшим образом реализовать STEAM-подход к обучению.

Задачи, которые ученики решают в процессе коллективной работы над учебными проектами, состоят из двух частей: моделирования роботов или механизмов и последующего программирования их функций в среде Scratch с помощью приложения SPIKE. Именно так сегодня работает большинство взрослых специалистов, в какой бы области знания они ни были заняты.

Приложение SPIKE дополнено учебными курсами, которые отвечают требованиям российских государственных образовательных стандартов. Большинство проектов рассчитано на 45 минут школьного урока. Это позволяет учителям использовать обучающую платформу для ежедневных занятий по стандартной или расширенной программе.

Юные инженеры преобразуют городскую среду

Дети любят не только играть, но и соревноваться, общаться с ровесниками, заниматься общим делом, причем делать это в непринужденной, свободной обстановке. Детское любопытство, тяга к творчеству и созиданию лежат в основе международной образовательной программы FIRST LEGO League (FLL) для ребят от четырех до шестнадцати лет.

FLL — самое популярное международное робототехническое соревнование, которое проводится на базе конструкторов LEGO. Сегодня в нем принимают участие более 90 тысяч команд из 103 стран мира, в состязаниях участвуют более миллиона обучающихся. Соревнования проводятся в трех возрастных группах: 4–6, 6–9 и 10–16 лет. Участники в начале учебного года получают практическую задачу, на решение которой отводится 3–6 месяцев. Затем проект нужно представить на региональном, потом на национальном, а в случае успеха – на одном из мировых чемпионатов FLL. Каждый год посвящен решению определенной актуальной мировой проблемы.

В России соревнования проводятся с 2012 года. В феврале 2020-го в Красноярске под эгидой некоммерческой общественной организации «Лаборатория по робототехнике "Инженеры будущего"» состоялся самый масштабный всероссийский чемпионат, темой которого стало градостроительство. В соревнованиях приняли участие 1200 школьников – 185 команд из 45 регионов России и четырех стран. Участникам предстояло подготовить проекты по темам «доступность городской среды для разных категорий населения» и «рациональное использование пространств при плотной городской застройке».

Дом для всех

Абсолютным победителем чемпионата стала команда «Морошка» из Архангельской области, состоящая из ребят 8–9 лет. Они представили на конкурс проект «Дом для всех», в котором удобно и комфортно и детям, и взрослым, и пожилым, и людям с ограниченными возможностями.

Чтобы добиться поставленной цели, школьникам пришлось немало потрудиться. «Работа над проектом началась со знакомства с основами строительства и проектирования зданий. Каждый из ребят брал на себя изучение определенной темы, после чего они делились добытыми знаниями друг с другом на занятиях. Затем появился первый чертеж дома, который постепенно превратился в модель из деталей LEGO. По мере сборки возникали новые идеи, что-то меняли, что-то убирали. Когда собрали дом полностью, решили показать его специалисту и пригласили в студию архитектора. Так ребята провели первую презентацию своего проекта, а заодно получили ответы на оставшиеся вопросы. После этого дом разобрали и собрали снова, уже с учетом новых знаний, исправив все ошибки», – рассказывает тренер команды Ирина Чашина.

Отличительными чертами собранной школьниками модели стали подъезды с широкой автоматической дверью, пандусом, удобной лестницей с перилами и лифты особой конструкции. Во дворе устроены безопасная пешеходная зона и детская площадка, включающая зону для детей с ограниченными возможностями и небольшой скейтодром. Интересно, что попасть на площадку можно прямо из дома, не выходя на улицу.

Модель полностью выполнена из деталей LEGO Education SPIKE Prime. Многие ее элементы механизированы. Самые простые механизмы – это качели для детей с ограниченными возможностями и наклонный пандус на входе в подъезд. Использован и целый ряд механизмов с моторами и передачами. К примеру, автоматическая дверь подъезда приводится в движение механизмом с тремя передачами – зубчатой, коронной и передачей с зубчатой рейкой. В конструкции лифтов и подъемного крана использована ременная понижающая передача, а карусель для детей с ограниченными возможностями, спроектированная таким образом, чтобы она находилась на одном уровне с поверхностью земли, приводится в движение с помощью коронной понижающей передачи.

При этом все движущиеся механизмы управляются компьютером. Алгоритм их работы ребята программировали в приложении LEGO Education WeDo 2.0, а управление моделью осуществляется с помощью входящих в учебный набор датчиков и с клавиатуры ноутбука.

Кровля для жизни

Интересную градостроительную идею предложили школьники из Нижнего Новгорода – участники команды MeGAZ. Ребята спроектировали и построили из конструктора LEGO Education девятиэтажный четырехподъездный жилой дом с эксплуатируемой кровлей, на которой расположены зоны отдыха и спортивные площадки, перемежающиеся участками зелени.

Перед тем как приступить к реализации своей идеи, школьники провели опрос и выяснили, что жители их города хотели бы видеть на крышах своих домов. Исследование проводилось по всем правилам: были подготовлены опросные листы, после чего каждый из участников команды провел интервью со своими одноклассниками, жителями своего дома и прохожими на близлежащих улицах. В соответствии с результатами исследования и осуществлялась планировка крыши, которая состоит из четырех модульных зон: детской игровой площадки, спортивной площадки с игровым полем, беговой дорожкой и тренажерами, зоны отдыха с искусственным водоемом, газонами и летним кинотеатром, а также гостевой зоны, доступ в которую открыт как жителям дома, так и гостям. По сути, гостевая зона – это коммерческая территория, от которой ТСЖ может получать прибыль. Доступ в каждую зону обеспечивают лифты, выведенные на крышу прямо из подъездов. В перспективе ребята собираются добавить к проекту отдельный панорамный лифт, установленный на боковой стене здания для доступа в гостевую зону.

После опроса жителей участники команды встретились со специалистами Нижегородского строительного университета (ННГАСУ) и обсудили с ними свои идеи. В результате к первоначальному замыслу добавились новые детали: ограждения, лифтовые шахты с выходом на крышу, вентилируемое покрытие кровли и т. д.

«По замыслу ребят перед началом строительства дома будущие жильцы могут самостоятельно выбрать принцип зонирования кровли в соответствии со своими предпочтениями. Еще одна идея – большое количество зеленых насаждений на крыше. Это должно улучшить экологию города и снизить концентрацию углекислого газа в воздухе. А предустановленные системы очистки крыши от воды и снега позволят использовать природные осадки для повседневных нужд ТСЖ», – рассказывает куратор команды Людмила Федосова.

Этот проект реализует одну из наиболее востребованных концепций современного градостроения, которая пользуется популярностью в мегаполисах с плотной застройкой и дефицитом свободных площадей. Сегодня подобные архитектурные решения все чаще можно встретить в Китае, крупных городах США и Канады. С недавних пор озеленение и благоустройство крыш практикуют и российские архитекторы.

Безбарьерная городская среда

Проект команды Siberian Hearts красноярской средней школы № 149 решает одну из наиболее острых проблем современного города – организацию пешеходных переходов для людей с ограниченными возможностями. Ребята нашли оригинальный подход – прикрепили к пешеходному мосту монорельс, по которому перемещается подвесная кабина, похожая не те, что используются на канатных дорогах.

«Перед ребятами стояла задача: найти в городе проблемные точки и предложить решение. Поэтому свою работу они начали с консультации с руководителем проекта "Шаг за шагом" Натальей Каптелининой, которая и привлекла их внимание к проблеме, не имеющей решения уже много десятков лет: человек, передвигающийся на коляске, фактически не имеет возможности пересечь главную транспортную артерию города – улицу Вейнбаума», – рассказывает куратор команды Максим Турушев.

Проблема заключается в том, что конструктивные особенности пешеходного моста, соединяющего Театральную площадь с площадью перед зданием городской администрации, не позволяют оборудовать пандус или лифт. Юные инженеры предложили интересную альтернативу – закрепленный на несущей конструкции моста дугообразный монорельс с механизмом канатной передачи, который будет перемещать над дорогой оборудованную автоматическими дверями кабину. Останавливаться она будет на уровне тротуара, а для вызова горизонтального «лифта» достаточно просто нажать кнопку. При этом пользоваться необычным средством передвижения смогут не только люди с ограниченными возможностями, но и пешеходы с детскими колясками, велосипедам и т. д.

Участники команды уверены, что предложенное ими решение универсально и его можно использовать на любом пешеходном мосту. По мнению красноярских проектировщиков, проект имеет все шансы после некоторой доработки быть реализованным. Мэр города Сергей Ерёмин высоко оценил работу школьников и рассказал о намерении обсудить проект на совещании в городской администрации.

Конструкторы, обучающие материалы и образовательные программы LEGO Education помогают детям не только изучать предметы школьного курса, но и постигать их взаимосвязь, а также учиться командной работе и решению проектных задач. Такой формат образования как нельзя лучше готовит школьников к жизни в современном мире, где взрослым каждый день приходится решать тысячи задач на стыке дисциплин и использовать цифровые модели.

Всем привет! Наверное, все мы в детстве играли в лего, я тоже не стал исключением. Прошли годы, и Лего вернулось в мою жизнь: я начал коллекционировать наборы. Сейчас у меня их уже (или всего) 650. Хочу вам рассказать, как пришел к этому хобби и почему для меня оно стоит того, чтобы тратить на него огромную часть свободного времени и денег. Ну и, само собой, похвастаюсь любимыми наборами :)

Первый набор Лего мне подарила бабушка в 1995 году. Он был совсем маленький, с фигуркой космического шпиона на звездолете. А чуть позже, на Новый год, родители вручили комплект «Космический порт» с камазом и вертолетом. Эти наборы у меня сохранились, но сейчас они разобраны, поэтому вот фото коробок:

И второй. Это реалистик-набор: техника предназначена для строительства «настоящего» космопорта, поэтому выглядит довольно привычно

Меня до сих пор переполняют эмоции, когда вспоминаю, как собирали с отцом на зимних каникулах этот набор с грузовиком. Было чудесно! Потом случился бум, когда все скупали «Волшебные сундучки» Лего и Milky Way. Они стоили дорого, но родители заметили мой интерес и по мере возможности покупали то один набор, то другой. Мы с друзьями постоянно собирались у кого-то дома: каждый притаскивал свои детали и мы строили и перестраивали комплекты, создавая миллион разных сценок. Потратили на эти игры просто бесконечное количество часов.

Затем наступили «темные годы» — Dark Age, как говорят любители Лего. Это тот период, когда ты забрасываешь конструктор: вроде бы повзрослел, играть уже не так интересно, а к идее коллекционирования еще не пришел. У меня он начался в 11-12 лет. Тогда появился компьютер, я начал играть в онлайн-игры, а дальше — как у всех: окончание школы, армия, университет.

А лет в 20 я понял, что хочу вернуться к своему детскому хобби, только уже на более продвинутом уровне. К тому же у меня перед глазами был пример отца: он собрал небольшую, но классную коллекцию монет. Мне нравилось разглядывать эти монеты, зарисовывать их, подмечать, чем они друг от друга отличаются. Не побоюсь сказать, что именно папина коллекция помогла сформироваться мне как коллекционеру и личности.

Поворотный момент, разделивший жизнь на до и после, случился во время встречи с другом. Мы гуляли и обсуждали, как классно живется тем, у кого есть интересное хобби. Тут друг спрашивает:

— А вот тебе что больше всего нравится? Чем бы ты мог заниматься прямо всю жизнь?

Я подумал и ответил:

— Слушай, наверное, это Лего. Я в детстве обожал их наборы. Но это как-то несерьезно, что ли…

Мы шли, разговаривали об этом, а буквально через пару минут нашли на дороге редкую большущую деталь лего!

На меня находка произвела огромное впечатление, да и на друга тоже. Мы решили, что это знак, и начали обсуждать вопрос коллекционирования уже всерьез. Больше всего меня смущало, что Лего недешево стоит — я ведь тогда был студентом и еще не работал. На это друг возразил: зачем покупать дорогие новые наборы, если можно брать классные бэушные на том же Авито?

«Разумно», — подумал я и в тот же день полез в интернет искать подержанные комплекты. Так начался новый этап моей жизни.

Скоро я понял, что начать с площадок вроде Авито и Юлы — отличная идея, и не только из-за дешевизны. Типичная закупка была такой: я находил объявление, где продавали сразу много деталей Лего из разных наборов, покупал все это богатство и потом чистил его и сортировал, выкидывал поврежденные детальки.

Из нескольких кило деталей я собирал несколько комплектов, и это был непередаваемый кайф. Представьте: раздобыл мешок деталей, вымыл их, перебрал — и вдруг понимаешь, что сможешь сейчас восстановить старый редкий набор, о котором мечтал в детстве, листая с друзьями каталоги и огорченно вздыхая при виде цен! Это невероятный экспириенс, которого ты никогда не испытаешь, если покупаешь только новенькие комплекты в магазине. Я считаю, что нет смысла начинать коллекционировать лего, если процесс промывки деталей не доставляет удовольствия.

Один из таких наборов — «Шаттл Дискавери STS-31» 2003 года (полный обзор в моем блоге). Это лимитированный набор, выпущенный совместно с научно-популярным каналом «Дискавери». Внутри шаттла — телескоп «Хаббл», элементы которого встречаются всего лишь в десяти других комплектах Лего.

Еще я горжусь «Городским аэропортом» 1994 года, это бриллиант моей коллекции — один из самых редких наборов (на него тоже делал обзор):

Вот роскошный «Полицейский штаб и государственная тюрьма» 1996 года (обзор здесь). Это один из самых функциональных и разнообразных наборов для игр, там огромное количество техники — мотоциклы, грузовик для перевозки преступников, вертолет и катер.

Примерно 65% моей коллекции — это раритеты 90-х и 2000-х годов, которые уже не производят: подводные лодки, космические звездолеты, пиратский остров и другие. В старых наборах есть особая ламповость, поэтому очень люблю их.

Часто продавцы разделяют свои наборы Лего: беспорядочно сваливают детали в несколько пакетов и продают двум-трем разным людям. Понятно, полный набор тут не собрать. Оставалось одно: все равно покупать детали и отправлять их в запас. Когда запасных деталек накапливалось достаточно много, я старался найти и купить соответствующие наборы даже с обгрызенными, потерянными или испорченными деталями, чтобы заменить их своими резервными. Это процесс долгий, надо набраться терпения, но так вынуждены делать все коллекционеры старых наборов.

В общем, львиную долю своей коллекции я приобрел на вторичном рынке.

Охотиться за б/у наборами — классно, но требует слишком много времени и сил. После университета у меня появилась постоянная работа (я техник по обслуживанию медицинского оборудования), плюс я завел блог про Лего, а он тоже требует времени. Поэтому теперь в основном покупаю новые наборы.

Я фанат Гарри Поттера, поэтому у меня полно наборов из этой серии. Самые дорогие в моей коллекции — «Замок Хогвартс» и «Косой Переулок», в каждом больше 5 500 деталей. Я не богач и не могу сметать наборы из всех серий, которые мне нравятся, но все, что относится к Гарри Поттеру, покупаю без раздумий.

«Хогвартс» — самый большой набор серии и третий по величине среди всех наборов Лего. Там классные детали и фигурки, но есть и минусы: замок не совсем соответствует книжному, а некоторые элементы довольно хлипкие

«Косой Переулок» занимает чуть больше метра в длину. Лицевые стороны зданий сделаны классно, но вообще я считаю половинчатые здания изжившей себя идеей — более интересны раздвижные, цельные, которые выглядят законченно и намного больше внутри

Про «Косой Переулок» подробно рассказал в серии статей — почитайте, если тоже любите мир Гарри Поттера: первая часть, вторая и третья.

Еще я люблю знаковые серии Лего — «Биониклы», «Техник» и «Город». «Город» особенно нравится детям, прежде всего мальчикам: там много машинок. «Биониклы» — это просто серия, которая спасла компанию в свое время и привлекла очень много фанатов. А что касается «Техника», то это самая поразительная серия. Меня до сих пор удивляет, какие там создают механизмы: огромные движущиеся экскаваторы, грузовики и так далее.

Кстати, «Аполкалипсбург» прекрасно иллюстрирует, как улучшается качество мини-фигурок Лего со временем. Как я уже говорил, я люблю старые наборы, но фигурки — не лучшая их сторона. А здесь ими можно любоваться: отличная детализация, много уникальных, не встречающихся в других наборах.

650 наборов — это много, и в собранном виде я их почти не храню. После промывки, сборки и сортировки фотографирую их, разбираю, упаковываю в пакетики, которые сортирую по сериям и укладываю в ящики. Ящики стоят на балконе от пола до потолка. Места не хватает, и это уже становится большой проблемой.

Так выглядят наборы в разобранном виде внутри коробок:

Коллекционирование наборов Лего — дорогое хобби. Интересных, достойных наборов выходит великое множество в год, но стоят они порой просто невероятных денег. Чтобы покупать Лего за полную цену, надо быть миллиардером. Или сидеть круглые сутки на Авито, как я раньше. Иногда бывает, что кто-то находит в шифоньере старый набор в отличном состоянии и выкладывает его задешево, не зная цен. Но это редкость, да и покупают такие наборы почти моментально.

Поэтому я стараюсь брать наборы по акциям и жду ежегодных распродаж в «черную пятницу» и под Новый год. Могу полгода ничего не покупать, а потом приобрести детали и наборы раз шесть за месяц, потому что появились выгодные предложения. Так долго ждать — это боль, но ничего не поделаешь. Раритетные наборы я уже специально не ищу, потому что слишком многие мне хотелось бы иметь в коллекции, слишком дорого они стоят и слишком быстро разлетаются после поступления в продажу.

Дороговизна — наверное, главная причина, по которой коллекционирование Лего в России слабо развито. Не то чтобы коллекционеров совсем нет: например, недавно проходил фестиваль Лего в Таганроге, на котором был и я. Но на западе проводят в разы больше мероприятий, и их уровень гораздо выше. Там целая индустрия: участники иногда по несколько лет собирают огромные самоделки из 400 тысяч деталей! На Реддите фото своих работ выкладывают буквально сотни тысяч фанатов. Видимо, это потому, что Лего для них доступнее, чем для россиян.

Плюс Лего в том, что наборы, как правило, не теряют в цене со временем. По моим наблюдениям, дешевеют только наборы из детских серий вроде «Ниндзяго»: их регулярно перевыпускают. А вот другие только дорожают. В основном рост стоимости незначителен и компенсируется инфляцией, но все же наборы не обесцениваются.

Хорошо прибавляют в цене большие наборы, которые мало кто мог себе позволить, и культовые серии — те же «Гарри Поттер», «Властелин Колец», «Хоббит». То же относится к наборам из серий, которые закрылись, — некоторые из них с годами колоссально выросли в цене. Например, цена набора со статуей Свободы 2000 года выпуска варьируется от 1 400 до 3 000 долларов (103 тысячи и 220,8 тысячи рублей соответственно).

В 2018 году я решил рассказывать о своем хобби и завел канал в Яндекс.Дзене. Там много обзоров разных наборов, старых и новых, но время от времени я делаю аналитические материалы. Вот те статьи, которыми горжусь:

    : все о том, какими были первые фигурки 60-х годов и как они эволюционировали вплоть до наших времен.
  • Как развивались фигурки зверей, фантастических монстров и различных тварей. Рассказываю, когда появилась каноничная акула, какая серия подарила нам редких черных скатов и рыбу-пилу и как выглядят ездовые варги и король гоблинов из «Властелина колец».
  • Я люблю серию биониклов, и у меня есть несколько статей, где я разобрал их историю и легенды.
  • Ну и еще разное интересное, например, как телеведущий шоу Top Gear Джеймс Мэй строил дом из Лего, а рыбак потратил три года на изготовление линкора «Миссури» (7,4 метра в длину!).

Может, кто-то здесь тоже увлекается Лего? Скидывайте фото своих наборов в комментариях :)


За долгие годы компания LEGO Group придумала и создала тысячи всевозможных деталей. Давайте рассмотрим некоторые исторические детали, которые, по мнению LEGO Life являются наиболее интересными и значимыми, или которые заслуживают чуть больше внимания. Ян Рюо, разработчик новых моделей и конструкций в лаборатории LEGO Design, помог разобраться в их историях.


Одна из наиболее известных деталей это, конечно, голова минифигурки. Толстощекая, округлая, желтая деталь впервые увидела свет в 1975 году, с момента выпуска минифигурок. Маленькая голова «родилась» без лица. В 1978 году, в возрасте трех лет, голова получила знакомое сегодня всем улыбающееся, желтое лицо. С тех пор было выпущено много разнообразных лиц. В 1989 появились первые минифигурки с более разнообразными чертами лица, а не только с улыбкой – с тех пор было создано более 600 голов с разными чертами лица и эмоциями. Обычно голова бывает желтого цвета. Но есть и исключения. Для франшиз, таких, как Star Wars и Marvel Super Heroes головы могут быть различных цветов и оттенков. Исключением также стали минифигурки, выполненные в виде звезд NBA из серии Баскетбол. Для этой коллекции минифигурки были впервые выкрашены в цвета светлой и темной кожи, чтобы быть максимально похожими на реальных баскетболистов. То же самое произошло с командой Германии по футболу, которая также была выполнена в виде минифигурок. 41 летняя минифигурка имеет хорошую голову на плечах – а хорошая голова может быть использована для разных вещей. Например, форма головы послужила основой для создания вазы и даже уличного фонаря. Голова и остальные части минифигурки были придуманы дизайнером ЛЕГО Йенсом Найгрд Кнудсеном и Готфридом Кирк Кристиансеном, основателем компании. В 2015 году было отлито 652,053,849 голов минифигурок, это примерно 1241 голова в минуту.

Рука плохого робота.


Возможно, ни одна деталь ЛЕГО не носит такого угрожающего названия. Рука робота, представленная в 14 цветовых решениях, была на самом деле разработана для злого робота из серии EXO-FORCE в 2006 году. Несмотря на то, что данная серия прекратила свое существование, маленькая рука робота продолжила свою жизнь. Деталь показала удивительную упругость – дизайнеры LEGO постоянно находили применение для нее. Она была использована как ручна на газонокосилке, в качестве рук и ног в космических роботах, рогов лося и пальцы на руках и ногах обезьяны. В 2015 году производство руки плохого робота достигло 138211813 штук.

От огня дракона до воды.


Может ли огонь превратиться в воду? Да, в ЛЕГО вселенной такое возможно. Эта деталь, которая была изначально придумана для волшебных серий, была названа Огонь Дракона. Изначально деталь начала свое существование в качестве огня из пасти дракона в 1993 году в сериях Castle и Dragon Master. После этого деталь стала часто появляться в наборах, связанных с пожаротушением, а позже ее стали использовать в качестве воды, которая тушит пожар. Для этого деталь просто перекрасили из оранжевого в голубой цвет. Также деталь стали выпускать в десяти различных цветах, она превратилась в части растений, а также в языки пламени в гоночных автомобилях. В 2015 году Огонь дракона был отлит в количестве 60316213 штук.

Вы знаете, что детали LEGO, производимые сейчас, можно соединять с теми, что выпускались полвека назад? Только представьте, с тех пор, как был придуман уникальный кубик LEGO, технология не изменилась!

От дерева к пластику

Слышали, как начиналась история компании LEGO? Представляете, основатель огромной международной компании не был на момент ее создания ни успешным бизнесменом, ни специалистом в играх. Он был обычным датским плотником и многодетным отцом. 1932 год стал для Оле Кирк Кристиансена одновременно и трагичным, и знаковым. Сначала он потерял работу, а потом супругу, которая покинув этот мир, оставила его одного с 4-мя сыновьями. Но именно в этом году Оле создал мастерскую, где сколачивал стремянки и деревянные игрушки. И это стало датой основания компании LEGO.

Многие знают о том, что одной из первых игрушек, сделанных в мастерской, стала деревянная уточка. Но кубики там тоже делали! Правда, это были самые обычные деревянные кубики с выбитыми на них буквами и цифрами.

Мог ли тогда Оле Кирк Кристиансен представить, что его деятельность приведет к такому успеху? Вряд ли. Но его история – это путь преодоления трудностей, который вызывает восхищение! Мало того, что он начинал свое дело в очень трудные времена, один, с маленькими детьми на руках. Фортуна не спешила поворачиваться к нему лицом. Чуть только дела пошли в гору, началась война. А потом еще сгорела фабрика, которую пришлось восстанавливать. Но всем напастям вопреки в 1946 году компания LEGO для производства игрушек приняла решение купить первую в Дании машину для литья пластмасс под давлением. Пожалуй, это стало судьбоносным поворотом!

В образцах продукции, полученной вместе с машиной для литья, Кристиансен нашел кубики, которые можно скреплять друг с другом. И хотя конструкции, создаваемые из них, были крайне неустойчивые и рассыпались, он понял, что за этой идеей большое будущее.

Новое поколение – новые идеи

Свои первые пластмассовые кубики под названием Automatic Binding Bricks компания LEGO выпустила в 1949 году. В качестве материала использовалась пластмасса на основе ацетата целлюлозы. Компания начала производство наборов, состоявших их кубиков, но их сцепление друг с другом все еще не было достаточно надежным. В 1953 году кирпичики получили название LEGO Mursten.

В 1954 году сын Оле, Готфрид, который с 12 лет помогал отцу в компании, придумывает концепцию игровой системы LEGO, основанную на шести качествах, которые он назвал «Принципами игры». Кубики LEGO прекрасно соответствовали всем шести пунктам, однако имеющиеся проблемы с устойчивостью соединений, мешали реализации идеи. Тогда началась интенсивная работа по проектированию новой модели кубика, и к концу 1957 было создано несколько различных прототипов, которые соединялись намного лучше, чем выпускаемые LEGO Mursten. Новые кубики были протестированы детьми, и выбрана самая лучшая конструкция, которая и стала основой сегодняшних кубиков.

Только вперед

Современный кубик LEGO с той системой соединения, которую мы знаем, был запатентован в 28 января 1958 года. А в 1963 году ацетат целлюлозы, используемый для изготовления элементов конструктора, был заменен на акрилонитрил (Acrylonitrile Butadiene Styrene, или ABS) – пластмассу, используемую до сих пор. К слову сказать, кубики, выпущенные тогда, до сих пор сохраняют форму и цвет. А еще – прекрасно сцепляются с кубиками, изготовленными в наши дни.

Уже много десятилетий все детали конструкторов LEGO производятся по строгому стандарту, для соблюдения которого формы для штамповки элементов производятся с точностью 10 мкм, а точность изготовления самих кубиков составляет 2 тысячные миллиметра.

Читайте также: