Картотека игр с конструктором тико

Обновлено: 01.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Методическая разработка

«Картотека дидактических игр : « Формирование математических представлений дошкольников с помощью конструктора «ТИКО».

«Найди деталь по указанным ориентирам»

Цель: учить различать детали, определять местоположения в пространстве по словесному указанию; развивать зрительные функции.

Оборудование: конструктор Тико - «Малыш», «Фантазёр», «Геометрия»

Инструкция: взрослый предлагает рассмотреть 5-8 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции взрослого (например, я задумала деталь, справа от неё красный квадрат, а слева жёлтый треугольник) ребенок находит задуманную деталь.

«Собери узор по ориентирам»

Цель: учить ориентировки в пространстве

Оборудование: конструктор ТИКО «Фантазер», «Геометрия», лист белой бумаги

Инструкция: взрослый диктует детям, куда выставить деталь конструктора "ТИКО" определённой формы, цвета, размера. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".

«Волшебная дорожка»

Цель: научить конструировать дорожку с узором, чередуя квадраты, прямоугольники трех цветов и двух размеров. Закреплять цвет, форму, размер.

Оборудование: конструктор ТИКО "Геометрия"

Инструкция: у каждого ребенка есть конструктор "ТИКО". Дети делают ход по предложенной инструкции взрослого. (Например: первым выкладываем прямоугольник красного цвета, малого размера, следующий в нашем ряду квадрат … и т.д..)

Детям предлагается сосчитать количество многоугольников в волшебной дорожке и продолжить дорожку, не нарушая закономерности.

Усложнение задания №1: предложить детям самостоятельно выложить волшебную дорожку соблюдая правила закономерности.

Усложнение задания №2: продолжи ряд , используя различные геометрические фигуры

? ?

«Найди постройку по технологической карте»

Цель: учить анализировать схематичное изображение предметов, подбирать соответствующую схеме постройку, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: конструктор «Фантазер», «Геометрия».

Инструкция: взрослый предлагает рассмотреть несколько построек и найти конструкцию соответствующую данной технологической карте №1.

Технологическая карта №1

1 часть : Сконструируй фигуру (4 шт.)

Соедини все четыре фигуры друг с другом боковыми сторонами

- 4

2 часть :

Соедини треугольники и квадраты друг с другом.

Соедини две конструкции друг с другом

«Чья команда быстрее построит»

Цель: учить строить по технологическим картам в команде, помогая друг другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

Оборудование: конструктор Тико «Геометрия», «Фантазёр»

Инструкция: дети разбиваются на две команды. Каждой команде даётся образец постройки. Например: дом, космический корабль с одинаковым количеством деталей. Каждый ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу подбирают нужную деталь по технологической карте и прикрепляют к постройке. Побеждает та команда, чья быстрее построит постройку.

Технологическая карта №1

Технологическая карта №2

1

1 часть:

Соедини треугольники между собой

1

1 часть:

Соедини треугольники между собой

2 часть: сконструируй фигуру (собери куб)

2 часть: сконструируй фигуру (собери куб)

3

3 часть: Сконструируй фигуру (4 шт.)

Соедини квадраты между собой, треугольники вывернув наружу

3

3 часть: Сконструируй фигуру (4 шт.)

Соедини четыре части между собой, прямоугольники с прямоугольниками, квадраты с квадратами. Треугольники вывернуть наружу

Собери все части, всавляя в отверстия куба 1 и 3 часть.

Собери все части, всавляя в отверстия куба 1 и 3 часть.


«Что изменилось? Чего не стало?»

Цель: развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве; продолжать формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать свои действия словами.

Оборудование: конструктор Тико «Геометрия», «Фантазёр», «Малыш».

Инструкция: взрослый показывает детям модель из 5-7 деталей в течение некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.

«Запомни расположение»

Цель : развитие внимание, памяти.

Оборудование: конструктор Тико - «Геометрия», «Фантазёр», «Малыш».

Инструкция: ведущий строит какую-нибудь постройку не более восьми деталей. В течение небольшого времени дети запоминают конструкцию, потом постройка закрывается, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.

«Расскажи, где находится деталь»

Цель. Учить объяснять местоположение деталей конструктора по отношению к другим деталям, развивать навыки ориентировки в пространстве.

Оборудование: конструктор Тико - «Малыш», «Фантазёр», «Геометрия»

Ход игры. На столе 10-12 деталей конструктора. Взрослый предлагает рассказать, где находится та или иная деталь (Например, «справа от зеленого прямоугольника находится красный квадрат, слева – желтый квадрат»).

В мешочке находится несколько деталей конструктора ТИКО.

а) Педагог показывает деталь, которую нужно найти.

б) Педагог только называет необходимую деталь, а ребёнок должен на ощупь её найти.

Дети собирают модель под диктовку педагога. При определении взаимного расположения деталей используются наречия «сверху», «посередине», «снизу».

2. Игры на внимание и память

Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течение некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.

«Собери модель по памяти»

Педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

«Запомни и выложи дорожку»

Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

3. Игры на понятие симметрия

Дети самостоятельно составляют симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д.

4. Игры на логические закономерности

Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент.

5. Игры на комбинаторику

Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.

6. Игры, развивающие восприятие формы

Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, треугольник, квадрат, пирамида) на ощупь.

Описание игры. Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.

  1. Не подсказывать и не выдавать общего секрета.
  2. Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.
  3. Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.
  4. Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.

«Не ошибись Петрушка!»

Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры. Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: «Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?». Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со всеми: «Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!»

  1. Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог догадаться, что у него в руках.
  2. Нельзя называть модуль и подсказывать Петрушке.
  3. Внимательно следить за действиями Петрушки. Кто отвлекается и нарушает правила, того Петрушка не выбирает.

«Есть у тебя или нет?»

Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры . Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.

  1. Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.
  2. Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.
  3. Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки:

Чтобы весело играть, Надо всех пересчитать.Раз, два, три, первый – ты!

«Принеси и покажи»

Цель : учить детей применять приемы зрительного обследования формы.

Описание игры . Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же.

Картотека дидактических игр: «Формирование математических представлений дошкольников с помощью конструктора ТИКО».

Раздел: «Геометрические фигуры» Дидактическая игра «Найди предмет» Цель: Учить сопоставлять формы предметов – плоскостные с объемными. Материал: конструктор ТИКО «Геометрия». Ход игры: Игроки сидят полукругом. В центре – обруч, внутри которого находятся объемные фигуры (куб, пирамида, призма, и т.д.). Правила игры: к кому подкатится мяч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какой покажет водящий. Игрок, к которому подкатился мяч, выходит, водящий показывает квадрат предлагает найти предмет такой же формы, но объемной. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.

Раздел: «Геометрические фигуры» Дидактическая игра «Подбери фигуру» Цель: Упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами. Материал: конструктор ТИКО «Геометрия». Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из 1-2 или нескольких частей. Ход игры: 1 вариант: водящий объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы». 2 вариант: аналогично, но с объёмными фигурами.

Раздел: «Геометрические фигуры» Дидактическая игра «Мастерская форм» Цель: формировать умение воспроизводить разновидности геометрических фигур. Материал: конструктор ТИКО «Геометрия», схемы. Ход игры: ведущий объявляет, что дети сегодня поиграют в игру «Мастерская форм», в которой каждый постарается выложить различные фигуры. Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.

Раздел: «Геометрические фигуры» Дидактическая игра «Запомни расположение» Цель: развитие внимание, памяти. Материал: конструктор ТИКО - «Геометрия», «Фантазёр», «Малыш». Ход игры: ведущий строит какую-нибудь постройку не более восьми деталей. В течение небольшого времени дети запоминают конструкцию, потом постройка закрывается, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим. Дидактическая игра «Что изменилось? Чего не стало?» Цель: развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве; продолжать формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать свои действия словами. Материал: конструктор ТИКО «Геометрия», «Фантазёр», «Малыш». Ход игры: взрослый показывает детям модель из 5-7 деталей в течение некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.

Раздел: «Геометрические фигуры» Дидактическая игра «Волшебная дорожка» Цель: научить конструировать дорожку с узором, чередуя квадраты, прямоугольники трех цветов и двух размеров. Закреплять цвет, форму, размер. Материал: конструктор ТИКО «Геометрия» Ход игры: у каждого ребенка есть конструктор ТИКО. Дети делают ход по предложенной инструкции взрослого. (Например: первым выкладываем прямоугольник красного цвета, малого размера, следующий в нашем ряду квадрат … и т.д..) Детям предлагается сосчитать количество многоугольников в волшебной дорожке и продолжить дорожку, не нарушая закономерности. Усложнение задания №1: предложить детям самостоятельно выложить волшебную дорожку соблюдая правила закономерности. Усложнение задания №2: продолжи ряд, используя различные геометрические фигуры.

Раздел: «Ориентировка в пространстве» Дидактическая игра «Расскажи про свой узор» Цель: способствовать овладению пространственными представлениями (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, середина). Материал: конструктор ТИКО «Геометрия». Ход игры: 1 вариант: используя набор конструктора, игроки составляют по замыслу различный плоскостной узор, состоящий из 5 фигур. Затем рассказывают, в какой части (слева, справа, вверху, внизу, середине) фигуры, расположены те или иные геометрические фигуры. 2 вариант: аналогично с объемными фигурами.

Раздел: «Ориентировка в пространстве» Дидактическая игра «Собери узор по ориентирам» Цель: учить ориентировки в пространстве. Материал: конструктор ТИКО «Фантазер», «Геометрия», лист белой бумаги. Ход игры: взрослый диктует детям, куда выставить деталь конструктора ТИКО определённой формы, цвета, размера. Используются следующие ориентиры положения: левый верхний угол, левый нижний угол, правый верхний угол, правый нижний угол, середина левой стороны, середина правой стороны, над, под, слева от, справа от.

Раздел: «Ориентировка в пространстве» Дидактическая игра «Что изменилось?» Цель: закреплять знание пространственных представлений «справа - слева», «впереди – сзади». Материал: конструктор ТИКО «Геометрия». Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур. Ход игры: ведущий предлагает игрокам рассмотреть расположение фигур на столе по отношению друг к другу. Затем ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, игроки рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, куб стоял слева от пирамиды, а теперь стоит справа от неё и т.д.

Раздел: «Ориентировка в пространстве» Дидактическая игра «Найди деталь по указанным ориентирам» Цель: учить различать детали, определять местоположения в пространстве по словесному указанию; развивать зрительные функции. Материал: конструктор ТИКО - «Малыш», «Фантазёр», « Геометрия» Ход игры: взрослый предлагает рассмотреть 5-8 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции взрослого (например, я задумала деталь, справа от неё красный квадрат, а слева жёлтый треугольник) ребенок находит задуманную деталь.

Дидактическая игра «Похож – непохож» Цель: формировать умение сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине; развивать наблюдательность, мышление, речь. Материал: конструктор ТИКО «Геометрия». Подставка, на которой размешены парные модели геометрических фигур разные по какому - либо 1-2 признаку (цвет, форма и величина). Ход игры: ведущий предлагает игрокам, выбрать два похожих предмета и рассказать, почему игрок взял эти два предмета, в чем их сходство и различие. Дидактическая игра «Умные квадраты» Цель: формировать умение сравнивать отрезки различной длины. Материал: конструктор ТИКО . Ход игры: Ведущий предлагает игрокам сконструировать из набора отрезки, например, длиной 5 единиц и 9 единиц при условии, что 1 квадрат = 1 единице. Сравнить длины отрезков. На сколько, один отрезок больше другого? Меньше? Раздел: «Величина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закреплять умения детей составлять цифровой ряд (числовой луч) чисел от 1 до 10 и обратно. Развивать мелкую моторику рук пальцев.

Ход игры: Дети (группа детей) рассаживаются в круг или за столы, у каждого набор «ТИКО «Арифметика».

1 вариант: Дети выкладывают дорожку из цифр от 1 до 10



2 вариант: Дети выкладывают дорожку из цифр от 10 до 1

3 вариант: Дети выкладывают дорожку из цифр от 3 до 7; от 4 до 9 и т.д. Можно и в обратном направлении



4 вариант: Учитель составляет числовой луч от 1 до 10 с пропущенными в нем цифрами, которые заменены желтыми (пустыми) квадратами). Задача игрока – найти пропущенную цифру и поставить ее на соответствующее место. (Аналогично с цифровыми квадратами).



Дидактическая игра «Цифровой конструктор»

Цель: способствовать запоминанию цифр через выкладывание их из отдельных деталей конструктора.

Материал: конструктор ТИКО «Геометрия».

Ход игры: Дети (группа детей) рассаживаются в круг или за столы, у каждого набор «ТИКО «Геометрия».

1 вариант: Из деталей конструктора ТИКО дети составляют цифры: самостоятельно придуманные, либо по образцу.

2 вариант: Учитель составляет неправильную цифру (в зеркальном изображении - "задом наперед" или перевернутую - "вверх ногами"), а ребенок переставляет детали так, чтобы получилась правильная цифра.

3 вариант: «Преобразование цифр». Например: педагог кладет одну деталь конструктора и просит ребенка добавить только одну деталь так, чтобы получилась цифра. Следующий ход - добавить детали или поменять их местами, чтобы получилась новая цифра. Дальше ребенок преобразует выложенную цифру в другую.

Возможны следующие ряды букв: 1-7 ; 3-8; 0-6-9; 6-8

Дидактическая игра «Какое число рядом»

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».

Ход игры: Дети (группа детей) рассаживаются в круг, у каждого набор «ТИКО «Арифметика».

1 вариант: Водящий называет любое число до 10, игроки выкладывают предыдущее или последующее число. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.



2 вариант: Водящий раздает каждому ребенку карточку с числом. Задача ребенка выложить цепочку - предыдущее или последующее число.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: закреплять умение детей устанавливать соответствие между количеством предметов, числом

Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».

1 вариант: используя квадраты с цифрами и квадраты с точками, соотнести количество точек на квадрате с соответствующей цифрой.



вариант: используя квадраты с цифрами, подобрать соответствующее количество зеленых (желтых) квадратов.



Раздел: «Геометрические фигуры»

Дидактическая игра «Найди предмет»

Цель: Учить сопоставлять формы предметов – плоскостные с объемными.

Материал: конструктор «ТИКО «Геометрия».

Ход игры: Игроки сидят полукругом. В центре – обруч, внутри которого находятся объемные фигуры (куб, пирамида, призма, и т.д.).

Правила игры: к кому подкатится мяч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какой покажет водящий. Игрок, к которому подкатился мяч, выходит, водящий показывает круг

предлагает найти предмет такой же формы, но объемной. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закреплять умения детей составлять цифровой ряд (числовой луч) чисел от 1 до 10 и обратно. Развивать мелкую моторику рук пальцев.

Ход игры: Дети (группа детей) рассаживаются в круг или за столы, у каждого набор «ТИКО «Арифметика».

1 вариант: Дети выкладывают дорожку из цифр от 1 до 10



2 вариант: Дети выкладывают дорожку из цифр от 10 до 1

3 вариант: Дети выкладывают дорожку из цифр от 3 до 7; от 4 до 9 и т.д. Можно и в обратном направлении



4 вариант: Учитель составляет числовой луч от 1 до 10 с пропущенными в нем цифрами, которые заменены желтыми (пустыми) квадратами). Задача игрока – найти пропущенную цифру и поставить ее на соответствующее место. (Аналогично с цифровыми квадратами).



Дидактическая игра «Цифровой конструктор»

Цель: способствовать запоминанию цифр через выкладывание их из отдельных деталей конструктора.

Материал: конструктор ТИКО «Геометрия».

Ход игры: Дети (группа детей) рассаживаются в круг или за столы, у каждого набор «ТИКО «Геометрия».

1 вариант: Из деталей конструктора ТИКО дети составляют цифры: самостоятельно придуманные, либо по образцу.

2 вариант: Учитель составляет неправильную цифру (в зеркальном изображении - "задом наперед" или перевернутую - "вверх ногами"), а ребенок переставляет детали так, чтобы получилась правильная цифра.

3 вариант: «Преобразование цифр». Например: педагог кладет одну деталь конструктора и просит ребенка добавить только одну деталь так, чтобы получилась цифра. Следующий ход - добавить детали или поменять их местами, чтобы получилась новая цифра. Дальше ребенок преобразует выложенную цифру в другую.

Возможны следующие ряды букв: 1-7 ; 3-8; 0-6-9; 6-8

Дидактическая игра «Какое число рядом»

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».

Ход игры: Дети (группа детей) рассаживаются в круг, у каждого набор «ТИКО «Арифметика».

1 вариант: Водящий называет любое число до 10, игроки выкладывают предыдущее или последующее число. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.



2 вариант: Водящий раздает каждому ребенку карточку с числом. Задача ребенка выложить цепочку - предыдущее или последующее число.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: закреплять умение детей устанавливать соответствие между количеством предметов, числом

Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».

1 вариант: используя квадраты с цифрами и квадраты с точками, соотнести количество точек на квадрате с соответствующей цифрой.



вариант: используя квадраты с цифрами, подобрать соответствующее количество зеленых (желтых) квадратов.



Раздел: «Геометрические фигуры»

Дидактическая игра «Найди предмет»

Цель: Учить сопоставлять формы предметов – плоскостные с объемными.

Материал: конструктор «ТИКО «Геометрия».

Ход игры: Игроки сидят полукругом. В центре – обруч, внутри которого находятся объемные фигуры (куб, пирамида, призма, и т.д.).

Правила игры: к кому подкатится мяч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какой покажет водящий. Игрок, к которому подкатился мяч, выходит, водящий показывает круг

предлагает найти предмет такой же формы, но объемной. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.

Читайте также: