Картотека игр с конструктором тико
Обновлено: 01.05.2024
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.
Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.
Столичный центр образовательных технологий г. Москва
Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца
от 3 170 руб. 1900 руб.
Количество часов 300 ч. / 600 ч.
Успеть записаться со скидкой
Форма обучения дистанционная
Методическая разработка
«Картотека дидактических игр : « Формирование математических представлений дошкольников с помощью конструктора «ТИКО».
«Найди деталь по указанным ориентирам»
Цель: учить различать детали, определять местоположения в пространстве по словесному указанию; развивать зрительные функции.
Оборудование: конструктор Тико - «Малыш», «Фантазёр», «Геометрия»
Инструкция: взрослый предлагает рассмотреть 5-8 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции взрослого (например, я задумала деталь, справа от неё красный квадрат, а слева жёлтый треугольник) ребенок находит задуманную деталь.
«Собери узор по ориентирам»
Цель: учить ориентировки в пространстве
Оборудование: конструктор ТИКО «Фантазер», «Геометрия», лист белой бумаги
Инструкция: взрослый диктует детям, куда выставить деталь конструктора "ТИКО" определённой формы, цвета, размера. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".
«Волшебная дорожка»
Цель: научить конструировать дорожку с узором, чередуя квадраты, прямоугольники трех цветов и двух размеров. Закреплять цвет, форму, размер.
Оборудование: конструктор ТИКО "Геометрия"
Инструкция: у каждого ребенка есть конструктор "ТИКО". Дети делают ход по предложенной инструкции взрослого. (Например: первым выкладываем прямоугольник красного цвета, малого размера, следующий в нашем ряду квадрат … и т.д..)
Детям предлагается сосчитать количество многоугольников в волшебной дорожке и продолжить дорожку, не нарушая закономерности.
Усложнение задания №1: предложить детям самостоятельно выложить волшебную дорожку соблюдая правила закономерности.
Усложнение задания №2: продолжи ряд , используя различные геометрические фигуры
? ?
«Найди постройку по технологической карте»
Цель: учить анализировать схематичное изображение предметов, подбирать соответствующую схеме постройку, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.
Оборудование: конструктор «Фантазер», «Геометрия».
Инструкция: взрослый предлагает рассмотреть несколько построек и найти конструкцию соответствующую данной технологической карте №1.
Технологическая карта №1
1 часть : Сконструируй фигуру (4 шт.)
Соедини все четыре фигуры друг с другом боковыми сторонами
- 4
2 часть :
Соедини треугольники и квадраты друг с другом.
Соедини две конструкции друг с другом
«Чья команда быстрее построит»
Цель: учить строить по технологическим картам в команде, помогая друг другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.
Оборудование: конструктор Тико «Геометрия», «Фантазёр»
Инструкция: дети разбиваются на две команды. Каждой команде даётся образец постройки. Например: дом, космический корабль с одинаковым количеством деталей. Каждый ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу подбирают нужную деталь по технологической карте и прикрепляют к постройке. Побеждает та команда, чья быстрее построит постройку.
Технологическая карта №1
Технологическая карта №2
1
1 часть:
Соедини треугольники между собой
1
1 часть:
Соедини треугольники между собой
2 часть: сконструируй фигуру (собери куб)
2 часть: сконструируй фигуру (собери куб)
3
3 часть: Сконструируй фигуру (4 шт.)
Соедини квадраты между собой, треугольники вывернув наружу
3
3 часть: Сконструируй фигуру (4 шт.)
Соедини четыре части между собой, прямоугольники с прямоугольниками, квадраты с квадратами. Треугольники вывернуть наружу
Собери все части, всавляя в отверстия куба 1 и 3 часть.
Собери все части, всавляя в отверстия куба 1 и 3 часть.
«Что изменилось? Чего не стало?»
Цель: развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве; продолжать формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать свои действия словами.
Оборудование: конструктор Тико «Геометрия», «Фантазёр», «Малыш».
Инструкция: взрослый показывает детям модель из 5-7 деталей в течение некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.
«Запомни расположение»
Цель : развитие внимание, памяти.
Оборудование: конструктор Тико - «Геометрия», «Фантазёр», «Малыш».
Инструкция: ведущий строит какую-нибудь постройку не более восьми деталей. В течение небольшого времени дети запоминают конструкцию, потом постройка закрывается, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.
«Расскажи, где находится деталь»
Цель. Учить объяснять местоположение деталей конструктора по отношению к другим деталям, развивать навыки ориентировки в пространстве.
Оборудование: конструктор Тико - «Малыш», «Фантазёр», «Геометрия»
Ход игры. На столе 10-12 деталей конструктора. Взрослый предлагает рассказать, где находится та или иная деталь (Например, «справа от зеленого прямоугольника находится красный квадрат, слева – желтый квадрат»).
В мешочке находится несколько деталей конструктора ТИКО.
а) Педагог показывает деталь, которую нужно найти.
б) Педагог только называет необходимую деталь, а ребёнок должен на ощупь её найти.
Дети собирают модель под диктовку педагога. При определении взаимного расположения деталей используются наречия «сверху», «посередине», «снизу».
2. Игры на внимание и память
Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течение некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.
«Собери модель по памяти»
Педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
«Запомни и выложи дорожку»
Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.
3. Игры на понятие симметрия
Дети самостоятельно составляют симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д.
4. Игры на логические закономерности
Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент.
5. Игры на комбинаторику
Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.
6. Игры, развивающие восприятие формы
Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, треугольник, квадрат, пирамида) на ощупь.
Описание игры. Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.
- Не подсказывать и не выдавать общего секрета.
- Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.
- Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.
- Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.
«Не ошибись Петрушка!»
Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.
Описание игры. Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: «Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?». Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со всеми: «Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!»
- Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог догадаться, что у него в руках.
- Нельзя называть модуль и подсказывать Петрушке.
- Внимательно следить за действиями Петрушки. Кто отвлекается и нарушает правила, того Петрушка не выбирает.
«Есть у тебя или нет?»
Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.
Описание игры . Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.
- Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.
- Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.
- Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки:
Чтобы весело играть, Надо всех пересчитать.Раз, два, три, первый – ты!
«Принеси и покажи»
Цель : учить детей применять приемы зрительного обследования формы.
Описание игры . Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же.
Картотека дидактических игр: «Формирование математических представлений дошкольников с помощью конструктора ТИКО».
Раздел: «Геометрические фигуры» Дидактическая игра «Найди предмет» Цель: Учить сопоставлять формы предметов – плоскостные с объемными. Материал: конструктор ТИКО «Геометрия». Ход игры: Игроки сидят полукругом. В центре – обруч, внутри которого находятся объемные фигуры (куб, пирамида, призма, и т.д.). Правила игры: к кому подкатится мяч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какой покажет водящий. Игрок, к которому подкатился мяч, выходит, водящий показывает квадрат предлагает найти предмет такой же формы, но объемной. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.
Раздел: «Геометрические фигуры» Дидактическая игра «Подбери фигуру» Цель: Упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами. Материал: конструктор ТИКО «Геометрия». Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из 1-2 или нескольких частей. Ход игры: 1 вариант: водящий объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы». 2 вариант: аналогично, но с объёмными фигурами.
Раздел: «Геометрические фигуры» Дидактическая игра «Мастерская форм» Цель: формировать умение воспроизводить разновидности геометрических фигур. Материал: конструктор ТИКО «Геометрия», схемы. Ход игры: ведущий объявляет, что дети сегодня поиграют в игру «Мастерская форм», в которой каждый постарается выложить различные фигуры. Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.
Раздел: «Геометрические фигуры» Дидактическая игра «Запомни расположение» Цель: развитие внимание, памяти. Материал: конструктор ТИКО - «Геометрия», «Фантазёр», «Малыш». Ход игры: ведущий строит какую-нибудь постройку не более восьми деталей. В течение небольшого времени дети запоминают конструкцию, потом постройка закрывается, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим. Дидактическая игра «Что изменилось? Чего не стало?» Цель: развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве; продолжать формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать свои действия словами. Материал: конструктор ТИКО «Геометрия», «Фантазёр», «Малыш». Ход игры: взрослый показывает детям модель из 5-7 деталей в течение некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.
Раздел: «Геометрические фигуры» Дидактическая игра «Волшебная дорожка» Цель: научить конструировать дорожку с узором, чередуя квадраты, прямоугольники трех цветов и двух размеров. Закреплять цвет, форму, размер. Материал: конструктор ТИКО «Геометрия» Ход игры: у каждого ребенка есть конструктор ТИКО. Дети делают ход по предложенной инструкции взрослого. (Например: первым выкладываем прямоугольник красного цвета, малого размера, следующий в нашем ряду квадрат … и т.д..) Детям предлагается сосчитать количество многоугольников в волшебной дорожке и продолжить дорожку, не нарушая закономерности. Усложнение задания №1: предложить детям самостоятельно выложить волшебную дорожку соблюдая правила закономерности. Усложнение задания №2: продолжи ряд, используя различные геометрические фигуры.
Раздел: «Ориентировка в пространстве» Дидактическая игра «Расскажи про свой узор» Цель: способствовать овладению пространственными представлениями (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, середина). Материал: конструктор ТИКО «Геометрия». Ход игры: 1 вариант: используя набор конструктора, игроки составляют по замыслу различный плоскостной узор, состоящий из 5 фигур. Затем рассказывают, в какой части (слева, справа, вверху, внизу, середине) фигуры, расположены те или иные геометрические фигуры. 2 вариант: аналогично с объемными фигурами.
Раздел: «Ориентировка в пространстве» Дидактическая игра «Собери узор по ориентирам» Цель: учить ориентировки в пространстве. Материал: конструктор ТИКО «Фантазер», «Геометрия», лист белой бумаги. Ход игры: взрослый диктует детям, куда выставить деталь конструктора ТИКО определённой формы, цвета, размера. Используются следующие ориентиры положения: левый верхний угол, левый нижний угол, правый верхний угол, правый нижний угол, середина левой стороны, середина правой стороны, над, под, слева от, справа от.
Раздел: «Ориентировка в пространстве» Дидактическая игра «Что изменилось?» Цель: закреплять знание пространственных представлений «справа - слева», «впереди – сзади». Материал: конструктор ТИКО «Геометрия». Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур. Ход игры: ведущий предлагает игрокам рассмотреть расположение фигур на столе по отношению друг к другу. Затем ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, игроки рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, куб стоял слева от пирамиды, а теперь стоит справа от неё и т.д.
Раздел: «Ориентировка в пространстве» Дидактическая игра «Найди деталь по указанным ориентирам» Цель: учить различать детали, определять местоположения в пространстве по словесному указанию; развивать зрительные функции. Материал: конструктор ТИКО - «Малыш», «Фантазёр», « Геометрия» Ход игры: взрослый предлагает рассмотреть 5-8 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции взрослого (например, я задумала деталь, справа от неё красный квадрат, а слева жёлтый треугольник) ребенок находит задуманную деталь.
Дидактическая игра «Похож – непохож» Цель: формировать умение сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине; развивать наблюдательность, мышление, речь. Материал: конструктор ТИКО «Геометрия». Подставка, на которой размешены парные модели геометрических фигур разные по какому - либо 1-2 признаку (цвет, форма и величина). Ход игры: ведущий предлагает игрокам, выбрать два похожих предмета и рассказать, почему игрок взял эти два предмета, в чем их сходство и различие. Дидактическая игра «Умные квадраты» Цель: формировать умение сравнивать отрезки различной длины. Материал: конструктор ТИКО . Ход игры: Ведущий предлагает игрокам сконструировать из набора отрезки, например, длиной 5 единиц и 9 единиц при условии, что 1 квадрат = 1 единице. Сравнить длины отрезков. На сколько, один отрезок больше другого? Меньше? Раздел: «Величина»
Цель: закреплять умения детей составлять цифровой ряд (числовой луч) чисел от 1 до 10 и обратно. Развивать мелкую моторику рук пальцев.
Ход игры: Дети (группа детей) рассаживаются в круг или за столы, у каждого набор «ТИКО «Арифметика».
1 вариант: Дети выкладывают дорожку из цифр от 1 до 10
2 вариант: Дети выкладывают дорожку из цифр от 10 до 1
3 вариант: Дети выкладывают дорожку из цифр от 3 до 7; от 4 до 9 и т.д. Можно и в обратном направлении
4 вариант: Учитель составляет числовой луч от 1 до 10 с пропущенными в нем цифрами, которые заменены желтыми (пустыми) квадратами). Задача игрока – найти пропущенную цифру и поставить ее на соответствующее место. (Аналогично с цифровыми квадратами).
Дидактическая игра «Цифровой конструктор»
Цель: способствовать запоминанию цифр через выкладывание их из отдельных деталей конструктора.
Материал: конструктор ТИКО «Геометрия».
Ход игры: Дети (группа детей) рассаживаются в круг или за столы, у каждого набор «ТИКО «Геометрия».
1 вариант: Из деталей конструктора ТИКО дети составляют цифры: самостоятельно придуманные, либо по образцу.
2 вариант: Учитель составляет неправильную цифру (в зеркальном изображении - "задом наперед" или перевернутую - "вверх ногами"), а ребенок переставляет детали так, чтобы получилась правильная цифра.
3 вариант: «Преобразование цифр». Например: педагог кладет одну деталь конструктора и просит ребенка добавить только одну деталь так, чтобы получилась цифра. Следующий ход - добавить детали или поменять их местами, чтобы получилась новая цифра. Дальше ребенок преобразует выложенную цифру в другую.
Возможны следующие ряды букв: 1-7 ; 3-8; 0-6-9; 6-8
Дидактическая игра «Какое число рядом»
Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.
Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».
Ход игры: Дети (группа детей) рассаживаются в круг, у каждого набор «ТИКО «Арифметика».
1 вариант: Водящий называет любое число до 10, игроки выкладывают предыдущее или последующее число. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.
2 вариант: Водящий раздает каждому ребенку карточку с числом. Задача ребенка выложить цепочку - предыдущее или последующее число.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: закреплять умение детей устанавливать соответствие между количеством предметов, числом
Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».
1 вариант: используя квадраты с цифрами и квадраты с точками, соотнести количество точек на квадрате с соответствующей цифрой.
вариант: используя квадраты с цифрами, подобрать соответствующее количество зеленых (желтых) квадратов.
Раздел: «Геометрические фигуры»
Дидактическая игра «Найди предмет»
Цель: Учить сопоставлять формы предметов – плоскостные с объемными.
Материал: конструктор «ТИКО «Геометрия».
Ход игры: Игроки сидят полукругом. В центре – обруч, внутри которого находятся объемные фигуры (куб, пирамида, призма, и т.д.).
Правила игры: к кому подкатится мяч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какой покажет водящий. Игрок, к которому подкатился мяч, выходит, водящий показывает круг
предлагает найти предмет такой же формы, но объемной. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.
Цель: закреплять умения детей составлять цифровой ряд (числовой луч) чисел от 1 до 10 и обратно. Развивать мелкую моторику рук пальцев.
Ход игры: Дети (группа детей) рассаживаются в круг или за столы, у каждого набор «ТИКО «Арифметика».
1 вариант: Дети выкладывают дорожку из цифр от 1 до 10
2 вариант: Дети выкладывают дорожку из цифр от 10 до 1
3 вариант: Дети выкладывают дорожку из цифр от 3 до 7; от 4 до 9 и т.д. Можно и в обратном направлении
4 вариант: Учитель составляет числовой луч от 1 до 10 с пропущенными в нем цифрами, которые заменены желтыми (пустыми) квадратами). Задача игрока – найти пропущенную цифру и поставить ее на соответствующее место. (Аналогично с цифровыми квадратами).
Дидактическая игра «Цифровой конструктор»
Цель: способствовать запоминанию цифр через выкладывание их из отдельных деталей конструктора.
Материал: конструктор ТИКО «Геометрия».
Ход игры: Дети (группа детей) рассаживаются в круг или за столы, у каждого набор «ТИКО «Геометрия».
1 вариант: Из деталей конструктора ТИКО дети составляют цифры: самостоятельно придуманные, либо по образцу.
2 вариант: Учитель составляет неправильную цифру (в зеркальном изображении - "задом наперед" или перевернутую - "вверх ногами"), а ребенок переставляет детали так, чтобы получилась правильная цифра.
3 вариант: «Преобразование цифр». Например: педагог кладет одну деталь конструктора и просит ребенка добавить только одну деталь так, чтобы получилась цифра. Следующий ход - добавить детали или поменять их местами, чтобы получилась новая цифра. Дальше ребенок преобразует выложенную цифру в другую.
Возможны следующие ряды букв: 1-7 ; 3-8; 0-6-9; 6-8
Дидактическая игра «Какое число рядом»
Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.
Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».
Ход игры: Дети (группа детей) рассаживаются в круг, у каждого набор «ТИКО «Арифметика».
1 вариант: Водящий называет любое число до 10, игроки выкладывают предыдущее или последующее число. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.
2 вариант: Водящий раздает каждому ребенку карточку с числом. Задача ребенка выложить цепочку - предыдущее или последующее число.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: закреплять умение детей устанавливать соответствие между количеством предметов, числом
Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».
1 вариант: используя квадраты с цифрами и квадраты с точками, соотнести количество точек на квадрате с соответствующей цифрой.
вариант: используя квадраты с цифрами, подобрать соответствующее количество зеленых (желтых) квадратов.
Раздел: «Геометрические фигуры»
Дидактическая игра «Найди предмет»
Цель: Учить сопоставлять формы предметов – плоскостные с объемными.
Материал: конструктор «ТИКО «Геометрия».
Ход игры: Игроки сидят полукругом. В центре – обруч, внутри которого находятся объемные фигуры (куб, пирамида, призма, и т.д.).
Правила игры: к кому подкатится мяч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какой покажет водящий. Игрок, к которому подкатился мяч, выходит, водящий показывает круг
предлагает найти предмет такой же формы, но объемной. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.
Читайте также: