Катамаран альтаир моделист конструктор

Обновлено: 05.05.2024

Приведены описания самоходных судомоделей школьных классов.
Модели можно строить как в кружке, так и дома под руководством взрослых.

П РОСТЕЙШИЕ СУДОМОДЕЛИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

  • Силуэтные модели
    Простейшая контурная модель аэроглиссера (на анг. яз.) [ Hi Sibley-28 ]
    Силуэтные и контурные модели кораблей из фанеры [ К. Курденков-57 ]
    Простейшие контурные модели кораблей [ С. Лучининов-50 ]
    Силуэтные модели кораблей и судов [ С. Лучининов-55 ]
    Контурные модели [ И. Максимихин-56 ]
    Контурные модели кораблей [ А. Стахурский-64 ]
    На эсминце: станьте в профиль [ "М-К"-67 ]
    Самая первая яхта [ "М-К"-75 ]
    Подводная "лодка-нырялка" [ В. Матвеев-77 ]
    Контурные корабли [ В. Хвастин-82 ]
    Подводная лодка «Черепаха» [ В. Хвастин-82 ]
    Подводная лодка "Северянка" [ Б. Абрамов-87 ]
    Резиномоторные контурные (из пенопласта) [ А. Алексеев-90 ]
    Контурные прямоходы [ Б. Петрушин-93 ]

С ПОРТИВНЫЕ СУДОМОДЕЛИ ШКОЛЬНЫХ КЛАССОВ

  • Самоходные модели повышенной сложности ( класс EK, EH, EX, ЕЛ-600 )
    Модель катера К-1 «Пионер» [ И. Максимихин-56 ]
    Модель судна для малых рек СМР-1 [ И. Максимихин-56 ]
    Модель бронекатера БК-1 [ И. Максимихин-56 ]
    Модель катера на подводных крыльях [ С. Захаров-61 ]
    Модель разъездного катера-катамарана [ В. Медведев-67 ]
    Модель речного грузового судна-катамарана. [ В. Медведев-67 ]
    Модель подводной лодки с микроэлектродвигателем [ Б. Сидоровский-69 ]
    Модель торпедного катера [ А. Веселовский-70 ]
    Модель портового буксира [ И. Секретарев-71 ]
    Модель сухогрузной баржи [ А. Алешин-77 ]
    Модель патрульного катера [ П. Кузнецов-76 ]
    Модель атомной подводной лодки [ И. Кокоулин-78 ]
    Модель речного пассажирского катера [ А. Целовальников-79 ]
    Модель ракетного катера [ В. Целовальников-79 ]
    Модель торпедного катера [ В. Целовальников-79 ]
    Модель канонерской лодки [ В. Хвастин-84 ]
    "Стрела" класса ЕХ [ Я. Владис-83 ]
    "Трансатлантик". класса ЕХ [ В. Артамов-89 ]
    Катер-прямоход класса ЕХ [ В. Викторчук-91 ]
    ОТ ПРОТОТИПА К КОПИИ
    - Полуглиссер типа НКЛ-27 [ А. Дмитров-88 ]
    - Патрульный катер [ Ю. Бохонов-82 ]
    - Торпедный катер «ТКА-12» [ Б. Керт-79 ]
    - Торпедный катер пр.183 [ Я. Марчак-69 ]
    - Десантная баржа Т-36 [ С. Лучининов-61 ]
    - Гидрографический промерный бот [ И. Секретарев-73 ]
    - Поисково-патрульный катер RAF 340 [ В. Артамов-96 ]
    - Минный катер [ . -09 ]

В последние годы у любителей отдыха и путешествий на воде под парусами большой популярностью стали пользоваться разборные катамараны с надувными поплавками, пригодные для перевозки в общественном транспорте. От традиционных парусных судов они отличаются малым весом, простотой постройки и в то же время хорошим ходом, остойчивостью на волне и устойчивостью на курсе. Один из самых легких и несложных, «Альтаир», сконструированный московским инженером В. Перегудовым, полюбился многим туристам.

Несмотря на скромные размеры (длина 4 и ширина 1,8 м), это настоящее парусное судно. Оно уверенно лавирует против ветра, даже сильного — до 10 м/с. Ему не страшна волна высотой почти в полметра. Ходить в походы на нем можно вдвоем, взяв снаряжение весом 50—100 кг. Причем «потяжелевший» катамаран даже более остойчив, хотя при полной нагрузке несколько теряет в скорости и хуже ведет себя на крупной волне. Если вы хотите иметь судно повышенной грузоподъемности, надо еще при постройке увеличить диаметр поплавков до 0,45 м. Мореходность возрастет, а другие характеристики изменятся ненамного.

Рис. 1. Катамаран «Альтаир»

Рис. 1. Катамаран «Альтаир»:
1 — парус «Стриж», 2 — гик, 3 — блок шкотов, 4 — гика-шкоты, 5 — перо руля, 6 — удлинитель румпеля, 7 — палуба, 8 — шверт, 9 — козырек-брызгоотбойник, 10 — поплавок, 11 — мачта, 12 — ванта, 13 — штаг.

Весит «Альтаир» (рис. 1) около 30 кг и может быть упакован для перевозки в небольшой тюк размером 1,75Х0,28Х0,16 м. За счет чего это достигается?

Взять хотя бы поплавки, едва ли не самую главную часть всего судна. Это сигарообразная камера, склеенная из обрезиненной ткани, «серебрянки», детской медицинской клеенки и т. п. Сверху на нее надевается обтекатель из обрезиненного лавсана или капрона, полимерной пленки с тканевой основой. Мост катамарана — плоскостная рама, соединяющая поплавки, — как и мачта, составлен из дюралюминиевых труб диаметром до 50 мм. Материал паруса — лавсан, хлопчатобумажные плащевые и палаточные ткани, фильтроткань.

Рис. 2. Плазовые ординаты поплавка.

Рис. 2. Плазовые ординаты поплавка.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОПЛАВКОВ — операция, требующая аккуратности; раскрой ткани должен быть выполнен в точном соответствии с теоретическим чертежом (рис. 2). Формирование носового и кормового их подрезов обеспечивается соответствующей кривизной нижнего продольного шва за счет выборки части материала. Чтобы оконечности поплавков не загибались вверх «бананом», небольшие подрезы делают и по верхней осевой линии. Практика показала, что долговечность камеры повышается, если она работает в ненапряженном состоянии: для этого ее диаметр увеличивают на 15-20% по сравнению с обтекателем. Носовую оконечность можно заклеить любым надежным способом или завязать — оставив рукав, закручивают его, затем перегибают и стягивают резиновым бинтом. В корме такой рукав обязателен: через него камеру заполняют воздухом. Средняя часть также склеивается наиболее подходящим клеем.

Рис. 3. Раскрой обтекателя поплавка

Рис. 3. Раскрой обтекателя поплавка: 1 — шов, 2 — карман стрингера, 3 — вырез под гак узла крепления.

Обтекатель сшивается (рис. 3). При появлении из-за неточностей раскроя поперечных гофров или пузырей готовый обтекатель наддувают с помощью, например, пылесоса и, отметив дефектные места, забирают с изнанки швами. Мелкие морщинки вдоль шва быстро исчезают в процессе эксплуатации — в период «притирания» частей. Далее следуют несложные операции по наклейке изнутри вдоль нижнего шва полоски-протектора из эластичной резины или, если ткань не очень прочная, такой же решетки из продольных и поперечных полос.

Полоски-усилители наклеиваются только на полностью надутый поплавок.

Обтекатели красят разведенной на бензине смесью резинового клея и алюминиевой пудры: в результате поплавок меньше нагревается на солнце и, кроме того, становится более гладким. Последнее немаловажно, так как существенно влияет на ход судна. Для постоянной подкачки или, наоборот, стравливания воздуха, например, в жаркую солнечную погоду в камеру вклеивается сосок от футбольного мяча, для него в обтекателе предусматривают специальный вырез.

Для соединения поплавков с мостом катамарана по их верху пришивается пара длинных и узких карманов, в которые вставляются стрингеры продольного набора.

Рис. 4. Мост катамарана

Рис. 4. Мост катамарана: 1 — баллерная накладка, труба 50 X 2,5, длина 80 мм, 2 — центральная балка — кормовая секция, труба 45X1,5, длина 1750 мм, 3 — стрингер — кормовая секция, труба 30 X1, длина 1750 мм, 4 — кормовая поперечная балка, труба 40X1,5, длина 1750 мм, 5 — распорка, труба 20X1, Длина 905 мм, 6 — мидельная балка, труба 50X1,5, длина 1750 мм, 7 — стяжка, труба 30×1, длина 1420 мм, 8 — стрингер-носовая секция, труба 32 X 1, длина 1750 мм, 9 — степсовая коробка, 10 — гак, труба 10X1,1, 11 — носовая поперечная балка, труба 45×1,5, длина 1750 мм, 12 — центральная балка — носовая секция, труба 50X2, длина 1670 мм, 13 — скоба штага, труба 10X1, длина 300 мм, 14 — поплавок, 15 — карман стрингера, 16 — резиновая прокладка, 17 — обмотка крюка гака, 18 — фиксатор, 19 — болт М8Х120, 20 — гайка М8, 21 — втулка Ø10 мм, 22 — пробка, 23 — заклепка Ø3, 24 — штырь Ø8 мм, 25 — шкертик, 26 — шайба, 27 — штырь, Ø5X80, 28 — шплинт, 29 — заклепка Ø3; А — узел соединения секций стрингеров.

МОСТ КАТАМАРАНА представляет собой легкоразборную конструкцию, соединяющую воедино все части судна (рис. 4). Они объединены в плоскостную систему: прочную, но имеющую возможность некоторой деформации за счет подвижности соединительных узлов и упругости балок-труб. Это позволяет смягчать действующие на судно ударные нагрузки, например, при плавании в волнение, не создавая тем самым пиковых напряжений в раме. Повышается и мореходность: поплавки уже не врезаются в волну, а плавно описывают их профиль, то есть изменяют дифферент, независимо друг от друга.

Многие элементы моста сделаны составными для удобства перевозки. Конструкции соединяющих узлов надежны и состоят из минимального числа деталей. Характерно, например, соединение поперечных балок со стрингерами поплавков. Здесь, по сути дела, только одна работающая деталь — гак, согнутый из трубки небольшого диаметра, с парой отверстий под пружинный фиксатор в верхней части. Между балками ставится резиновая прокладка, крюк гака обматывается изоляционной лентой на тканевой основе: для снятия концентрации напряжения в этом месте, а также для увеличения трения, препятствующего смещению поплавков вдоль судна.

Центральная балка и все стрингеры составлены из двух труб каждый. Между мидельной и кормовой балками поставлены трубы-распорки, оканчивающиеся вбитыми в них пробками с короткими штырями. Ими они просто — без закрепления — входят в соответствующие отверстия в балках. Кроме того, в носовой части имеются стяжки, образующие с мидельной балкой треугольник: у основания они «насаживаются» на штыри распорок, а в вершине соединяются между собой и с другими элементами болтовым замком.

И стяжки и распорки поставлены, чтобы зафиксировать раму, и не позволяют частям поперечного набора смещаться в продольном направлении.

На центральной балке находится также степсовая коробка — на болтовом соединении, а в самом ее начале поставлена скоба штага, которая шплинтуется при сборке.

Рис. 5. Шверт и его крепление

Рис. 5. Шверт и его крепление:
1 — мидельная балка, 2 — накладка, труба 16X2, 3 — трос-расчалка шверта Ø 3 мм, 4 — центральная балка — кормовая секция, 5 — центральная балка — носовая секция, 6 — вилка-болт М10, 7 — шверт, 8 — болт крепления шверта М8, 9 — болт расчалок М8, 10 — огон — трубка троса, 11 — болт М8Х80

ШВЕРТ И РУЛЬ на «Альтаире» совместно создают необходимое боковое сопротивление. Шверт (рис. 5) находится на перекрестье мидельной и продольной балок на фасонном разрезном болте. Этот болт также удерживает балки от вращения относительно друг друга, а чтобы он не погнулся, приходится укреплять его верхней накладкой.

В рабочее положение шверт ставится, если отпустить управляющий шкертик, идущий от него к задней балке. Подъем осуществляется снастью, пропущенной через переднюю балку. В воде он автоматически становится к потоку под углом атаки около 2-4° (в этом положении его удерживают две пары расчалок-тросов, проведенных от передней и задней его кромок к вспомогательным болтам мидельной балки), что позволяет катамарану двигаться почти без дрейфа.

На «Альтаире» применен дюралюминиевый листовой шверт толщиной 5 мм; по сравнению с профилированным — объемным — он, как показала практика, более «живуч». В случае попадания при значительном дрейфе на мель или наезде на высоко сидящий в воде камень он только гнется, но не ломается и не вырывает расчалки. Правда, приходится мириться с несколько большим лобовым сопротивлением.

Рис. 6. Руль

Рис. 6. Руль: 1 — перо руля, дюралюминий, 2 — баллерная труба, 32X4, 3 — заклепка, Ø 3, 4 — центральная балка, 5 — баллерная накладка, труба 50X2,5, 6 — усиливающая втулка, нерж. сталь, труба 34Х1, 7 — сор-линь, 8 — шплинт, Ø 3 мм, 9 — удлинитель румпеля, труба 18X1», 10 — соединяющий палец, Ø 8 мм, 11 — скоба крепления сорлиня, 12 — румпель, труба 24X1, 13 — ограничитель, Ø 6 мм, 14 — ограничитель поворота руля, Ø 5 мм, 15 — ось-болт руля М8.

Руль катамарана (рис. 6) вынесен далеко в корму и имеет большую, чем обычно у таких судов, площадь. Это обеспечивает быстрое и уверенное выполнение поворотов. Перо руля толщиной 4 мм изготовлено, как и шверт, из листа дюралюминия. Баллер проходит через накладку в самом конце центральной балки. В нижней его части имеется вертикальный вырез, в котором на зашплинтованной оси-болте ставится само перо. Отдается оно в рабочее положение и поднимается с помощью сорлиня. Для удобства управления румпель снабжен удлинителем.

Парусная центровка катамарана выбрана такой, чтобы при свободно положенном румпеле приводиться на всех курсах. Это одно из требований безопасности, и «Альтаир» сам становится в наиболее безопасное положение относительно ветра. Центровку можно несколько корректировать, отклоняя шверт вперед или назад.

ПАРУС (рис. 7) «Альтаира» типа «Стриж». Поднимается один лишь грот (вооружение «кэт»): он может крепиться на мачте с помощью кармана шириной 250-300 мм, прошитого по всей длине передней шкаторины. Но лучше сделать «Стриж» двухслойным. В этом случае должно улучшиться аэродинамическое качество паруса, так как роль кармана — «мягкого» обтекателя мачты — будет выполнять все полотнище. Кстати, изготовление его значительно упростится.

Рис. 8. Гик

Рис. 8. Гик: 1 — плечо, труба 36X1, 2 — колено, труба 40X1.5, 3 — связывающий шкертик, 4 — штырь, Ø 5

ГИК (рис. 8) по внешнему виду напоминает одну из дуг уишбона виндсерфера. На его ноке расположено натяжное устройство для регулировки «пуза» паруса, состоящее из пары двухшкивных блоков. С другой стороны гика имеется отверстие, которым он надевается на горизонтальный штырь втулки мачты и закрепляется барашком.

Рис. 9. Мачта

Рис. 9. Мачта: 1 — огон ликтроса нижней шкаторины, 2 — соединительная мочка, 3 — ходовой конец тали регулировки «пуза» паруса, 4 — нижняя скоба, Ø 8 мм, 5 — шпор мачты, 6 — нижнее колено мачты, труба 50 X X 2, длина 1650 мм, 7 — гайка-барашек М10, 8 — гик, 9 — скользящая втулка гика, 10 — среднее колено мачты, труба 55X2, длина 1750 мм, 11—упорная заклепка, Ø 4, 12 — верхнее колено мачты, труба 50 X 1.5, длина 1750 мм, 13, 15 — ванты, 14 — штаг, 16 — верхняя скоба, Ø 8, 17 — ходовой конец фала, 18 — карман задней шкаторины, 19 — ликтрос, 20 — скоба проводки фала.

МАЧТА (рис. 9) сделана трехколенной, с опорой верхних частей на сквозные штыри средней трубы. Шпор ее устанавливается непосредственно на степс центральной балки. Вся мачта поставлена в шпоре на скобу-утку, согнутую из прутка диам. 8 мм. Стоячий такелаж — две ванты и штаг.

Рис. 10. Палуба

Рис. 10. Палуба: 1 — петли шнуровки палубы, 2 — петли шнуровки тюка-упаковки, 3 — лямки, 4 — усиливающие накладки из плотной ткани, 5 — ткань палубы, 6 — накладка отверстия под степс, 7 — карман стяжек, 8 — накладка отверстия под болт, 9 — козырек-брызгоотбойник.

ПАЛУБА (рис. 10) катамарана образована натянутой на мост плотной тканью, например лавсаном или брезентом. По краям ткани нашиты петли из капронового шнура. С их помощью она пришнуровывается к балкам. Получается что-то похожее на батут.

6 передней части палубы может быть сделан небольшой козырек-брызгоотбойник — дополнительный треугольник, составленный из труб.

При транспортировке в ткань палубы упаковываются все детали судна, кроме самых длинных, и походное снаряжение. Поэтому в соответствующих местах нашиваются лямки и делаются петли для шнуровки.

Катамаран «Альтаир»

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ КАТАМАРАНА «АЛЬТАИР»
Длина, м — 4,0
Ширина, м — 1,8
Диаметр поплавка, м — 0,4
Объем поплавка, м 3 — 0,38
Высота мачты, м — 4,8
Площадь паруса, м 2 — 5,5
Экипаж, чел — 1-3
Вес, кг — 30
Габариты единой упаковки, м — 1,75X0,28X0,16


Кордовая модель самолёта «ЯК-18П».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой модели-копии советского самолёта «ЯК-18П» с двигателем МК-12В.

Резиномоторная модель «ША-61».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки модели планера с резиномотором.

«Северянка» - подводная лаборатория.
История создания, основные данные, чертежи и рисунки советской научно-исследовательской подводной лодки «Северянка».

Модель подводной лодки с резиновым двигателем.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели подводной лодки с резиномотором.

Модель парусной яхты.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать простейшую модель парусной яхты.

Микролитражный автомобиль «Юный сибиряк».
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и фотографии самодельного легкового автомобиля с двигателем от мотоцикла «К-125».

Автомобиль, на котором ездил Ленин.
Подробное описание, технические характеристики, чертежи и рисунки легкового автомобиля «Роллс-Ройс» модель «Серебряный призрак».

Модель легкового автомобиля «ЗИЛ-110» с резиновым двигателем.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция модели советского легкового автомобиля высшего класса «ЗИЛ-110» с резиномотором.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1962, №3:

Морской богатырь.
Подробное описание, основные данные, модификации, чертежи и рисунки советского сухогрузного судна «Ленинский комсомол».

«Золотая рыбка».
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки специальной лодки небольших размеров, которая предназначена для запуска самоходных моделей судов.

«Звёзды» на дорогах.
Подробный обзор самодельных гоночных автомобилей серии «Звезда».

Модельный двигатель «МД-2,5» «Москва».
В статье приведены подробное описание и технические данные микродвигателя «МД-2,5» «Москва».

Кордовая модель самолёта «Школьник».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой модели самолёта, предназначенной для постройки начинающими авиамоделистами.

Таймерные модели.
Подробные чертежи и схема для самостоятельного изготовления таймерной модели самолёта, сделанной из доступных материалов.

Участникам заочных соревнований.
Статья рассказывает о конструкциях трёх самолётов, которые легко моделировать на кордовых моделях.

Радиоуправляемая модель планера «Ласточка».
Подробное описание, чертежи, схемы и рисунки самодельной радиоуправляемой модели планера «Ласточка».

Модель ракеты с резиновым двигателем.
Для любителей ракетомоделизма представлена конструкция модели ракеты с резиномотором.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1963, №4:

«Пионер» из Тайнинки.
В статье подробно описан процесс изготовления самодельного малогабаритного катера, который может двигаться с помощью велосипедного мотора, под парусом и на вёслах.

Крыльчатый движитель.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели буксира с оригинальным крыльчатым движителем.

Микроавтомобили курских школьников.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного детского микролитражного гоночного автомобиля с двигателем от серийных мотоциклов.

О том, как подушка колесо заменила.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению радиоуправляемой модели транспортного средства на «воздушной подушке».

Гоночная модель с двигателем «МД-5».
Для любителей автомоделизма представлена конструкция гоночной модели автомобиля, которая развивает скорость около 140 км/ч.

«Пчёлка».
Подробное описание, основные данные, чертежи и рисунки советского лёгкого транспортного самолёта «АН-14» «Пчёлка».

Настольный станок для обработки радиопанелей и гравировки.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать оригинальный настольный станок, который будет очень полезен для кружка технического творчества.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1963, №5:

Шестиканальная аппаратура управления моделями.
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности самодельной аппаратуры, предназначенной для радиоуправления различными моделями.

Модель одноступенчатой ракеты.
Для любителей ракетомоделизма представлена конструкция модели одноступенчатой ракеты со стандартным пороховым двигателем.

Пороховой ракетный двигатель.
В статье подробно описан процесс изготовления самодельного порохового двигателя для моделей ракет.

Радиоуправляемая модель вертолёта.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению радиоуправляемой модели вертолёта «Б-02».

PZL - 104 «Wilga».
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки польского лёгкого учебно-тренировочного самолёта PZL - 104 «Wilga».

Модели - помощники конструктора.
Статья рассказывает о том, как создаются модели будущих автомобилей в конструкторском бюро автомобильного завода.

Корабль поднялся в воздух.
Подробный обзор, основные данные и рисунки отечественного экспериментального вездехода на «воздушной подушке» «Нева».

Как построить катамаран.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного катамарана, сделанного из доступных материалов.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1963, №6:

Рекордная модель вертолёта.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция рекордной модели вертолёта с поршневым двигателем «Харьков» рабочим объёмом 2,5 см3.

Кабина летчика.
Советы и рекомендации по самостоятельной постройке кабины лётчика на кордовых моделях-копиях самолётов.

«Муха» с фюзеляжем.
Чертежи, схемы и порядок сборки простейшей модели вертолёта с подвесным бумажным фюзеляжем.

Модель планера «Пионер-2».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки модели планера «Пионер-2», построенного по нормам спортивного класс моделей планеров «А-1».

Флагман ледокольного флота.
Подробное описание, технические характеристики, чертежи и фотографии советского атомного ледокола «Ленин».

Лодка из бумаги.
Подробный обзор процесса изготовления оригинальной лодки, которая сделана из бумаги с применением казеинового клея.

Модель одноосного тягача.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция модели одноосного тягача с электродвигателем типа «МУ-50».

«Юный сибиряк-62».
Технические характеристики и компоновка самодельного микролитражного грузовика с двигателем от мотоцикла «ИЖ-56».

Модель ТЭЦ с автоматическим управлением.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению модели тепловой электростанции.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1964, №7:

«ЯК-12А».
Подробное описание, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского многоцелевого транспортного самолёта «ЯК-12А».

Микросамолёт «Ленинградец».
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного микросамолёта с 4-х цилиндровым авиационным двигателем «Цюндапп».

Таймерная модель вертолёта.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция таймерной модели вертолёта с двигателем «ВИЛО» объёмом 1,5 см3.

Конструкторы ЗИЛа – ребятам.
Технические характеристики и компоновка самодельного детского малолитражного автомобиля с двигателем от мотоколяски «С-3-А».

Автомобиль-самосвал «БелАЗ-540».
Подробный обзор, основные данные, чертежи, а так же цветные иллюстрации советского большегрузного самосвала «БелАЗ-540».

Модель сухогрузного судна.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели сухогрузного судна с резиномотором.

Управляемая звуком.
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности оригинальной аппаратуры, предназначенной для управления различными моделями с помощью звука.

Конструктор по автоматике.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального модульного радиоконструктора.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1964, №8:

Катера управляются по радио.
Для любителей судомоделизма представлена радиоуправляемая конструкция модели катера «Утёнок».

Как построить передатчик «РУМ-1».
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности передатчика шестиканальной аппаратуры управления моделями «РУМ-1».

На «воздушной подушке».
Подробные чертежи и схема для самостоятельного изготовления модели транспортного средства на «воздушной подушке».

Моторная лодка «Юность».
Технические характеристики и компоновка самодельной моторной лодки, предназначенной для туристических походов, а так же участия в спортивных соревнованиях.

Электролина «Светлана».
Принципиальная схема и принцип работы самодельного клавишного электронного музыкального инструмента.

Птицелёт.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция несложной модели птицелёта, сделанной из доступных материалов.

Модель «СБ» .
Подробные чертежи и схемы для самостоятельного изготовления кордовой модели-копии советского скоростного фронтового бомбардировщика АНТ-40 (СБ).

«Воробей».
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать резиномоторную модель самолёта «Воробей».

Полумакет «МАЗ-200».
Для любителей автомоделизма представлена конструкция полумакета советского грузового автомобиля «МАЗ-200».


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1964, №9:

Радиоуправляемая модель корабля.
В статье представлен полный проект радиоуправляемой модели корабля, которую можно использовать для соревнований на дистанциях фигурного курса, прокалывания шаров и «морского боя».

Модель катера-ракетоносца.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция простейшей модели катера-ракетоносца с резиномотором.

Звонок-автомат.
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности электронного автомата, предназначенного для автоматизации подачи школьных звонков.

Электрополотенце – автомат.
Чертежи, схемы и порядок сборки оригинального электронного устройства, предназначенного для сушки мокрых рук в автоматическом режиме.

Кран с программным управлением.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению действующей модели башенного подъёмного крана с программным управлением.

Байдарка-катамаран.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного катамарана, сделанного из доступных материалов.

Летающее крыло.
В статье представлены различные конструкции моделей самолётов и планеров типа «летающее крыло».

Резиномоторная модель.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция резиномоторной модели самолёта, которая выполнена из отечественных материалов.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1964, №10:

Самолёты «летающее крыло».
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советских самолётов «ХАИ-3» и «БОК-5», которые выполнены по схеме «летающее крыло».

«Летающее крыло» на корде.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция учебно-тренировочной скоростной кордовой модели самолёта асимметричной схемы.

Бесхвостки из Серпухова.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать модель планера «летающее крыло», которое имеет двухлонжеронное крыло с отъёмными стреловидными консолями.

Толькокрыл с программным управлением.
В статье подробно описана конструкция модели самолёта типа «летающее крыло», которое имеет программное управление, сделанное из часового механизма от маленького будильника.

Двухмоторная модель вертолёта.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинальной двухмоторной модели вертолёта с двигателями «МК-13В» объёмом 2,5 м3.

1-й АМО.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию первого советского серийного грузового автомобиля «АМО-Ф-15».

Моторная лодка «Мир».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельной моторной лодки с подвесным лодочным мотором мощностью не менее 6 л. с.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1965, №11:

Снежный мотороллер.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного малогабаритного лыжно-гусеничного снегохода с двигателем от мотоцикла «ИЖ-56».

Голубые зовут дороги.
В статье представлены подробные материалы, предназначенные для изучения теории по основам парусного дела, а так же даны теоретические и практические советы и рекомендации по постройке, управлению, а так же техническому обслуживанию различных типов яхт.

Учебно-тренировочный швертбот.
Подробное описание, чертежи, схемы, а так же конструктивные особенности самодельного учебно-тренировочного швертбота.

Мотопланер.
Автор статьи делится опытом по самостоятельной модернизации двухместного планера «Пионер» в мотопланер, используя двигатель от серийного мотоцикла мощностью 30-40 л. с.

На реактивных двигателях.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой модели-копии самолёта «L-29» с самодельным реактивным двигателем.

«Дельфин».
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки чехословацкого двухместного учебно-тренировочного самолёта «L-29 Дельфин».

Радиоуправляемая модель корабля.
Продолжение статьи опубликованной в «ЮМ-К» №9 и №10.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1965, №12:

Как построить катамаран.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного катамарана «Отдых», на котором могут быть установлены двигатели от серийных мотоциклов или автомобиля «Запорожец».

Здравствуй, «Малыш».
В статье описан процесс изготовления самодельного микросамолёта «Малыш», даны его технические характеристики, а так же приведены чертежи для изготовления кордовой модели этого самолёта.

Пассажирский турбовинтовой.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советского турбовинтового среднемагистрального пассажирского самолёта «АН-10А».

Кордовая «АН-10А».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой модели-копии самолёта «АН-10А», на которой установлено четыре двигателя «ВИЛО» (ГДР).

Радиоуправляемая модель корабля.
Окончание статьи опубликованной в «ЮМ-К» №9, №10 и №11.

Симфония цвета.
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности самодельной цветомузыкальной установки собранной на радиолампах.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1965, №13:

Таймерные модели вертолётов.
Для любителей авиамоделизма представлены конструкции таймерных моделей вертолётов «Харьков-1», «Ленинград» и «Москва-2».

Комнатные модели.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению двух комнатных моделей самолётов: одна – простейшая, вторая – более сложная, рекордная.

Модель самолёта с электродвигателем.
Чертежи, схемы и порядок сборки оригинального миниатюрного кордового самолёта, предназначенного для запуска в закрытых помещениях.

Парусные суда и их модели.
В статье приведены советы и рекомендации по постройке моделей парусных судов.

Быстроходные водные велосипеды.
В статье подробно описан процесс изготовления самодельных быстроходных велосипедов, сделанных из доступных материалов.

Радиоуправляемый скутер.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция радиоуправляемой модели скутера с двигателем мощностью 0,2-0,3 л. с.

Разборный катер «Спутник».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного трёхместного сборно-разборного катера с водяным движителем, сделанным на основе велосипедного двигателя.

Настольный сверлильный станок.
Особенности конструкции и процесс сборки самодельного малогабаритного сверлильного станка.

Катамаран Альтаир с надувными поплавками

Катамаран «Альтаир» В. Перегудова ( рис. 65 ) прост в постройке, имеет малый вес, пригоден для перевозки в общественном транспорте.

Катамаран имеет следующие размеры: длина - 4,0, ширина - 1,8 м, диаметр поплавка - 0,4 м, объем поплавка - 0,38 м 3 , высота мачты - 4,8 м, площадь паруса - 5,5 м 2 . Экипаж - 1-3 человека.

Рис.65. Катамаран "Альтаир"

Весит «Альтаир» около 30 кг и может быть упакован для перевозки в небольшой тюк размером 1,75x0,28x0,16 м. Поплавки - это сигарообразная камера, склеенная из обрезиненной ткани, «серебрянки», детской медицинской клеенки и т. п.

Сверху на нее надевается обтекатель из обрезиненного лавсана или капрона, полимерной пленки с тканевой основой. Мост катамарана - плоскостная рама, соединяющая поплавки, - как и мачта, составлен из дюралюминиевых труб диаметром до 50 мм. Материал паруса - лавсан, хлопчатобумажные плащевые и палаточные ткани, фильтроткань.

Изготовление поплавков

Изготовление поплавков требует аккуратности. Раскрой ткани должен быть выполнен в точном соответствии с теоретическим чертежом ( рис. 67, табл. 8 ). Формирование носового и кормового их подрезов обеспечивается соответствующей кривизной нижнего продольного шва за счет выборки части материала. Чтобы оконечности поплавков не загибались вверх «бананом», небольшие подрезы делают и по верхней осевой линии. Практика показала, что долговечность камеры повышается, если она работает в ненапряженном состоянии: для этого ее диаметр увеличивают на 15-20% по сравнению с обтекателем.

Обтекатель

Обтекатель сшивается, как показано на рис. 68. При появлении поперечных гофров или пузырей из-за неточностей раскроя готовый обтекатель надувают с помощью, например, пылесоса.

Мост катамарана

Мост катамарана представляет собой легкоразборную конструкцию, соединяющую воедино все части судна ( рис. 69 ). Они объединены в плоскостную систему: прочную, но имеющую возможность некоторой деформации за счет подвижности соединительных узлов и упругости балок-труб.

Шверт и руль

Шверт и руль на «Альтаире» совместно создают необходимое боковое сопротивление. Шверт ( рис. 70 ) находится на перекрестье мидельной и продольной балок на фасонном разрезном болте. Этот болт также удерживает балки от вращения относительно друг друга, а чтобы он не погнулся, приходится укреплять его верхней накладкой.

Гик ( рис. 72 ) по внешнему виду напоминает одну из дуг уишбона виндсерфера. На его ноке расположено натяжное устройство для регулировки «пауза» паруса, состоящее из пары двухшкивных блоков. С другой стороны гика имеется пары, которым он надевается на горизонтальный штырь втулки мачты и закрепляется барашком.

Мачта

Мачта ( рис. 73 ) изготавливается трёхколенной, с опорой верхних частей на сквозные штыри средней трубы. Шпор её устанавливается непосредственно на степс центральной балки. Вся мачта поставлена в шпоре на скобу-утку, согнутую из прутка Ø8 мм.

Палуба

Палуба (рис. 75) катамарана образована натянутой на мост плотной тканью, например лавсаном или брезентом. По краям ткани нашиты петли из капронового шнура.

К АТАМАРАН КЛАССА "Ю"

В судомодельной лаборатории Московского Дворца пионеров имени Н. К. Крупской вот уже несколько лет строят катамараны с жестким парусом в классах моделей «С» и «Ю». Модели имеют хорошие ходовые качества. Так, на Всесоюзных соревнованиях моделей летом 1974 года Андрей Ильин занял 1-е место в классе моделей «С». Скорость его катамарану обеспечил жесткий парус-крыло несимметричного профиля. Такой профиль крыла дает большую подъемную силу, чем профиль мягкого крыла. Кроме того, крыло работает эффективно по всей высоте у мягкого же паруса верхняя кромка при ветре отклоняется.
Для запуска на правый или левый галс крыло устанавливают соответствующим краем вверх. С одной из таких моделей мы хотим познакомить вас сегодня.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Площадь парусности — 40 дм 2 . Длина корпуса — 1325 мм. Ширина общая — 1300 мм.
Ширина корпуса на миделе — 50 мм. Водоизмещение — 2,5 кг.

КОРПУС. На следующих страницах даны чертежи катамарана с корпусами из стеклопластика. На теоретическом чертеже штрихпунктирной линией показана линия прямого борта для фанерного варианта, а на сечении — вариант конструкции из фанеры. (Сечение крыла, теоретический чертеж и детали 20, 21, 24 даны в масштабе 1:1; все остальные — в произвольном масштабе.) Болванку для стеклотканевого корпуса (она делается по теоретическому чертежу) мы выполняли из дерева и грунтовали. В качестве разделительного слоя использовали мастику для полов. Сам корпус выклеивали из одного слоя стеклоткани АСТТ2б на основе эпоксидной смолы ЭД-6. Поверхность корпуса выравнивали сначала эпоксидной шпаклевкой, а затем нитрошпаклевкой. После каждой операции обрабатывали его шкуркой, не снимая оболочку с болванки. Стрингеры из сосновых реек 4х4 мм и закладные брусочки толщиной 15 мм под кронштейны и на транцы мы вклеивали на эпоксидной смоле. Палубу выпилили из фанеры 1,5-2 мм.
Корпуса для катамарана можно сделать из других материалов. Например, из фанеры толщиной 1-1,5 мм, или из пенопласта, или же из фанеры и пенопласта. Важно добиться минимального веса и сохранить основные размеры. А в носовой части надо обязательно сделать развал. Если вы будете строить корпус из фанеры, то борта можете довести прямыми до форштевня, палубу вырезать по размерам чертежа, а развал вывести пенопластом. При сильных порывах ветра катамараны с прямыми носовыми обводами опрокидываются через нос. При обводах, показанных на нашем чертеже, катамаран удерживается от опрокидывания силами встречного потока воды.
ШВЕРТЫ. Хорошие шверты получаются из дюраля или фанеры. Делаются они съемными. Наибольшая толщина профиля — 4-6 мм — располагается на 1 /3 от передней кромки. Большое значение имеет качество обработки поверхности шверта. Швертовый колодец мы выклеивали из стеклопластика на плексигласовом контршаблоне. Зная, что у катамаранов на швертах возникают значительные вибрационные нагрузки, мы усилили соединение швертового колодца у днища стекложгутом. Шверт и швертовый колодец возвышаются над палубой на 5-6 мм и здесь соединяются винтом МЗ.
СОЕДИНЕНИЕ КОРПУСОВ. Корпуса нашего катамарана соединяются двумя дюралевыми трубками диаметром 10-12мм с толщиной стенки 1 мм. Посредине к трубкам скобками на шурупах крепится продольная балка. Она выстругивается из сосны или ели.
Концы трубок закрепляются в кронштейнах, установленных на корпусах. Отверстия под фиксирующие винты МЗ надо просверлить при сборке. При этом необходимо следить за параллельностью корпусов в вертикальной и горизонтальном плоскостях.
Чтобы не путать носовую и кормовую трубки, а также правую сторону с левой, советуем сразу пометить концы трубок одной и двумя кольцевыми полосами красного и зеленого цвета, как ходовые огни судов.
Кронштейны стягиваются шпрюйтами из стальной проволоки ф 0,5 мм с помощью винтов МЗ, как показано на чертеже. Первоначальный изгиб трубок должен быть на 10-15 мм меньше нормального и дотягиваться шпрюйтами. Низко располагать шпрюйты нельзя, так как они будут задевать за волны и резко снижать скорость.
Стойки кронштейнов можно спаять из белой жести или латуни толщиной 0,5 мм; основание кронштейнов из жести толщиной 1-1,2 мм. Изгиб стоек придает им хорошую жесткость, а пространство между ними свободно пропускает случайные волны.
К корпусу кронштейны крепятся шурупами 3х15 мм. Зазор между втулкой кронштейна и соединительной трубкой принят 0,2-0,4 мм.
ПАРУС. У нашей модели жесткий парус. Мы выбрали для него авиационный профиль, дающий хорошую подъемную силу при больших углах атаки. Силуэт крыла прямоугольный, что позволяет менять галс, опрокидывая крыло. Кроме того, упрощается технология изготовления крыла. Размеры профиля и расположение лонжеронов показаны на сечении крыла.
Промежуточные нервюры изготовляются из фанеры толщиной 1 мм, концевые — из фанеры толщиной 2 мм и без вырезов облегчения. Лобовая и задняя кромки выполнены из сосны; лонжероны—из сосновых реек (2х4 мм и двух реек 5х10 мм). Лобовой профиль подветренной стороны у нас выведен с помощью кусочков бальсы Металлические детали крепления мы вклеивали заранее, до обшивки крыла. Обшито крыло папироской бумагой на эмалите так же, как в авиамоделях. Весит крыло такой конструкции вместе с деталями крепления 400 г.
КРЕПЛЕНИЕ ПАРУСА. На продольной балке ставятся детали крепления крыла: штаг-путенс, степс-гребенка, кронштейн для штанги управления и стойка рулевого управления. Крыло цапфой устанавливается на трубчатую стойку. В нижней части стойки прорезаются пазы шириной 1,5 мм (по толщине гребенки): один на глубину 2-3 мм, второй — на 7-9 мм. Эти пазы не позволяют стойке смещаться в сторону. Одна пара вант и штаг из стальной проволоки ф 0,5 мм крепятся к середине передней кромки крыла.
Удобнее это соединение сделать разъемным, в виде карабина. Нижние концы талрепов присоединяются к штаг-путенсу и к обушкам, установленным на винтах соединительных трубок.
Штанге упрввления крылом изготовляется из проволоки ф 3 мм, Один конец проволоки расклепывается, образуя ушко для крепления. К кронштейну штанга крепится винтом. Свободный ее конец проходит сквозь втулку на крыле и зажимается винтом.
Собранный катамаран готов к запуску. Необходимо только отрегулировать центровку и настроить парус на нужный курс. Отметим, что центр парусности крыла располагается так же, как и у обычного паруса.
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО. Все наши яхты оборудованы автоматическим подруливающим устройством. Оно помогает модели удерживать курс относительно ветра и не терять скорость. Принцип действия устройства заключается в повороте пера руля в сторону, противоположную повороту флюгера.
Флюгер зажимается на втулке поводка по выбранному направлению ветра. Поводок свободно вращается на оси и соединяется тягой с румпелем. Тяга выполняется из сосновой рейки; присоединительные лапки ее сгибаются из латуни или белой жести.
ЦЕНТРОВКА МОДЕЛИ. Итак, вы построили модель и парус по размерам, указанным на чертеже. Теперь снимите руль и проведите центровку на курсе галфвинд (ветер сбоку). Крыло установите под углом 50° к ДП. Сделайте два-три пробных запуска, не меняя положения паруса. Будет очень хорошо, если для контроля направления ветра вы сможете одновременно запустить отцентрованную модель. Для возврата модели пользуйтесь леской на спиннинговой катушке.
Если модель поворачивает под ветер (уваливается), передвиньте парус к корме на 15-30 мм или наклоните его назад и повторите запуск. Если поворачивает на ветер (приводится), теряет скорость, уваливается, снова идет, приводится и все повторяет сначала, то парус надо сместить вперед и повторить запуск.
Когда модель станет ходить ровно по заданному курсу, центровку можно считать законченной.
Проводится пробный запуск и на бейдевинд. Для этого парус устанавливают на угол 15-20° к ДП, При правильной центровке на галфвинд модель и в бейдевинд пойдет хорошо.
Когда центровка будет закончена, обязательно запишите положение паруса, то есть расстояние от конца продольной балки до крепления штага, до стойки крыла и длину штага.
Такая запись поможет вам в любое время быстро подготовить модель к соревнованиям.
При установке подруливающего устройства центровку не следует менять и на других курсах. При запусках без руля на курсах бакштаг и фордевинд надо сместить парус вперед на 20-40 мм.
На полных курсах подветренную ванту приходится устанавливать с наветренной стороны крыла.
БАЛЛАСТ. В сильный ветер катамаран может опрокинуться. Чтобы предотвратить это, заренее приготовьте свинцовый балласт весом 300-400 г. Устанавливать его целесообразно на кормовом кронштейне наветренного корпусе.
Счастливых стартов, капитаны!

Таблица плазовых координат.

Шп b1 b2 b3 h h1 0 0 16 49 0

106 1 11 24 55 16 87 2 21 29 47 22 73 3 25 — 29 30 52 4 19 — 23 22 43 5 10 — 15 6 46

1 — корпус; 2 — шверт; 3 — дюралевая трубка; 4 — продольная балка; 5 — кронштейн штанги управления;
6 — стойка паруса; 7 — шпрюйт; 8 — парус; 9 — лонжерон; 10 — нервюры; 11 — штаг-путенс;
12 — степс-гребенка; 13 — штанга управления; 14 — кормовой кронштейн; 15 — носовой кронштейн;
16 — ванты; 17 — штаг; 18 — талреп; 19 — обушок; 20 — перо руля; 21 — флюгер; 22 — поводок;
23 — тяга; 24 — румпель; 25 — стрингер; 26 — пенопласт; 27 — вариант из фанеры;
28 — вариант из стеклопластика.

Читайте также: