Конструктор башни в париже

Обновлено: 04.05.2024

Эйфелева башня строилась к Всемирной парижской выставке, открывавшейся 31 марта 1889 года. К 1909-му её предполагалось разобрать на металлолом, дабы она своим варварским видом не уродовала облик Парижа. Однако от этой несправедливости башню спасло бурное развитие радиовещания.

В пику вавилонянам

Изначально этот проект должен был отличаться особой помпезностью, поскольку выставка посвящалась важнейшему событию в истории страны — столетнему юбилею Французской революции. О планах устроения выставки было объявлено за пять лет до её открытия, и французские архитекторы, скульпторы и инженеры в расчете на получение выгодных госзаказов начали готовить предложения по возведению её павильонов и сооружений.

1 мая 1886 года открылся общенациональный конкурс выставочных проектов, на котором было представлено 107 работ. Большинство из них было посвящено главному символу выставки. Попадались среди них весьма экзотические. Так, например, был предложен монумент гигантской гильотины, который символизировал бы «достижения революции».

Об установке гигантской башни, предложенной Гюставом Эйфелем (1832–1923), было известно задолго до открытия конкурса. Все взоры были обращены на этого блистательного инженера, прославившегося созданием каркаса и постамента для статуи Свободы, вокзала в городе Пешт, железнодорожного виадука в южной Франции и ряда уникальных стальных мостов, и он заранее считался главным претендентом на победу.

Из-за этого большинство представленных проектов так или иначе перепевали тему гигантской стальной башни, а потому были заведомо обречены на провал, поскольку никто лучше мсье Эйфеля не мог обеспечить надежность сооружения и соблюдение графика его строительства.

Надо сказать, что идея башни была позаимствована Эйфелем у инженеров, работавших на принадлежавшем ему заводе металлоконструкций в Леваллуа-Перре близ Парижа, — у Мориса Кёхлена (1856–1946) и Эмиля Нугье (1840–1898). Однако именно Эйфель превратил голую схему в шедевр не только инженерного искусства, но и зодчества. В свое время он окончил не парижскую Политехническую школу, где не выдержал приемных экзаменов, а Парижскую школу искусств и ремесел, и поэтому смог получить не только инженерную подготовку, но и прекрасное эстетическое образование. Несмотря на размеры, башня вышла на удивление изящной и ажурной.

Виадук Гараби над рекой Трюер на юге Франции был построен Гюставом Эйфелем в 1885 году. Проект был смел и необычен. Однако репутация Эйфеля к 1870-м годам была уже так высока, что министр общественных работ даже счел излишним объявлять конкурс

Однако на этапе утверждения проекта далеко не всем он понравился. Многие французские деятели культуры пришли в ужас от одной только мысли, что скоро будут видеть установленное на Марсовом поле железное чудовище, в какой бы точке Парижа ни находились. В феврале 1887 года в газете Le Temps было опубликовано открытое письмо директору выставки Альфану с призывом не допустить торжества варварства в культурной столице мира. Среди подписавшихся под ним — писатели Ги де Мопассан (1850–1893) и Александр Дюма-сын (1824–1895), поэт Поль Верлен (1844–1896), композитор Шарль Гуно (1818–1893).

«Мы, страстные любители до сих пор ещё не тронутой красоты Парижа, протестуем всеми силами нашей возмущенной души, во имя оскорбленного французского вкуса, во имя находящихся под угрозой французского искусства и истории. Неужели Париж… подчинится побуждаемой корыстными мотивами фантазии конструктора машин и тем самым навсегда и безнадежно обесчестит себя?»

При этом башня высокохудожественно сравнивалась с «трагическим уличным фонарем», со «скелетом колокольни» и, естественно, с Вавилонской башней. Эйфелю пришлось проявить изрядную изобретательность и дипломатичность, чтобы погасить волнения в стане консерваторов. Умиротворению «урбанистических экологов» в определенной мере способствовало решение о том, что через 20 лет после возведения башня будет демонтирована.

Выделенных парижским муниципалитетом на строительство башни 1,5 млн франков хватило ненадолго. Поэтому вскоре было создано акционерное общество, которое смогло аккумулировать 6 млн франков. Причем половину этой суммы внес сам Эйфель.

Конструкция

Строительство началось 28 января 1887 года. И благодаря использованию современных технологий и прогрессивной форме организации труда закончилось в рекордно короткие сроки. Всего лишь 300 рабочих возводили стальную громадину чуть больше двух лет: башня была открыта 31 марта 1889 года.

Она возвышалась над уровнем земли на 300,65 м. Позже, после установки передающей антенны, высота башни возросла до 324 метров. 40 лет она оставалась самым высоким сооружением мира, почти в два раза превышая «рост» Кёльнского (156 м) и Ульмского (161 м) соборов.

Общий вес сооружения вместе с фундаментом и установленным на башне лифтовым оборудованием составляет 10 100 т, металлическая конструкция весит 7 300 т.

Башня имеет три этажа. Нижний образован четырьмя колоннами, опирающимися на фундамент и образующими усеченную пирамиду, основанием которой является квадрат со стороной в 129,2 м. Ребра пирамиды первого этажа соединяются арочным сводом на высоте 57,67 м. Здесь установлена квадратная платформа со стороной 65 м.

На эту платформу опирается следующая пирамида, угол установки колонн которой круче, чем у первой пирамиды. Её усеченная вершина находится на высоте 115,73 м. Расположенная на втором этаже башни платформа является квадратом со стороной 30 м.

Третий ярус башни представляет собой 190-метровую пирамидальную колонну, на которой на высоте 276,13 м установлена платформа со стороной 16,5 м. Далее идет маяк с куполом, который венчает квадратная площадка со стороной 1,4 м.

На первой платформе расположены залы ресторана и смотровая площадка. На второй — ресторан и смотровая площадка, а также резервуары с машинным маслом для работы подъемного механизма лифта. Позже гидравлический подъемник был заменен электрическим. На самом верху находились астрономическая и физическая лаборатории. А также рабочий кабинет Эйфеля, который инженер устроил для того, чтобы доказать сомневающимся устойчивость своего сооружения.

Надо сказать, что конструкция башни такова, что даже в самую сильную бурю, возможную в данных широтах, её верхушка отклоняется всего лишь на 12 см. Инженеру удалось достичь столь отменной характеристики за счет искривления несущих колонн, которые имеют вогнутую форму. Это конструкторское решение одновременно было и дизайнерской находкой, поскольку добавило башне изящности.

Подъем на башню изначально осуществлялся при помощи системы лифтов. В восточной и западных опорах были установлены два лифта фирмы Fives-Lill. В конце 1980-х они начали приводиться в движение электромоторами. Однако гидравлические насосы были сохранены в качестве исторической реликвии и доступны для осмотра. Уникальность этого лифта для времени его создания состоит в том, что он перемещался не вертикально, а по траектории, повторяющей изгиб ребер первого яруса башни. Для его функционирования были проложены рельсы.

На вершину башни, помимо лифта, можно подняться по лестнице, имеющей 1792 ступени. 31 марта 1889 года, после того как Эйфель торжественно сдернул громадное покрывало, прикрывавшее первый этаж, по ним поднялись на самый верх несколько самых крепких чиновников парижского муниципалитета.

Технология

Эйфель был не только прекрасным инженером, но и замечательным технологом и организатором производства. Под его руководством два года эффективно работали более семидесяти французских ученых, инженеров, менеджеров, чьи имена были выгравированы на четырех сторонах парапета, расположенного под первым балконом.

Работы по изготовлению фундамента и металлических конструкций, по монтажу самой башни и устанавливаемого на ней оборудования были распараллелены, насколько это было возможно. К тому же столь короткий срок, в который уложились строители, был бы невозможен без заблаговременно выверенных чертежей и легко читаемой технической документации.

Следует учитывать и то, что для создания парижского чуда света были привлечены опытные рабочие. Это обстоятельство, а также особое внимание Эйфеля к вопросам безопасности труда, привело к тому, что на строительстве не произошло ни одного смертельного случая. Что также было беспрецедентным итогом.

Эйфелева башня — самая узнаваемая достопримечательность Парижа, названная в честь своего создателя и принимающая более 6 миллионов посетителей ежегодно. Башня находится в 7-м округе французской столицы, в северо-западной части Марсова поля.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Эйфелева башня

Общая информация

Задуманная изначально как временная постройка, Эйфелева башня стала символом Франции и объектом восхищения. Однако история создания и строительства впечатляющего сооружения была драматичной. У многих парижан башня вызывала только негативные эмоции, — горожане полагали, что такая высокая конструкция не впишется в облик их любимой столицы или вообще разрушится. Но со временем французы оценили Эйфелеву башню и полюбили её. Сегодня тысячи людей фотографируются на фоне знаменитой достопримечательности, к ней стремятся все влюблённые, чтобы провести незабываемые мгновения. Каждая девушка, которой назначили свидание на Эйфелевой башне, надеется, что именно там, взяв в свидетели весь Париж, любимый сделает ей предложение руки и сердца.

История Эйфелевой башни

1886 год. Через три года в Париже начнёт работу Всемирная промышленная выставка EXPO. Организаторы экспозиции объявили конкурс на временное архитектурное сооружение, которое служило бы входом на выставку и олицетворяло собой техническую революцию своего времени, начало грандиозных преобразований в жизни человечества. Предполагаемая постройка должна была отвечать следующим требованиям — приносить доход и быть легко демонтируемой. В творческом соревновании, стартовавшем в мае 1886 года, приняло участие более 100 конкурсантов. Некоторые замыслы были довольно причудливы — например, огромная гильотина, напоминавшая о революции, или башня, полностью выстроенная из камня. Среди участников конкурса был инженер и конструктор Гюстав Эйфель, предложивший совершенно необычный для того времени проект 300-метрового металлического сооружения. Саму же идею башни он почерпнул из чертежей сотрудников своей компании Мориса Кёхлена и Эмиля Нугье.

Строительство Эйфелевой Башни, 1887—1889

Изготовить сооружение предлагалось из ковкого чугуна, бывшего в то время самым прогрессивным и экономичным строительным материалом. Проект Эйфеля вошёл в четвёрку победителей. Благодаря некоторым изменениям, внесённым инженером в декоративное оформление башни, организаторы конкурса отдали предпочтение его «Железной леди».

Разработкой художественного облика Эйфелевой башни занимался Стефан Совестр. Для придания чугунной конструкции большей изысканности архитектор предложил добавить арки между опорами первого этажа. Они символизировали собой вход на выставку и делали сооружение изящнее. Кроме этого, Совестр задумал на различных этажах сооружения расположить просторные застеклённые залы, а верх башни немного закруглить.

На строительство башни требовалось 7,8 млн франков, но государство выделило Эйфелю лишь полтора миллиона. Инженер согласился внести недостающую сумму из собственных средств, но взамен потребовал отдать ему башню в аренду на 25 лет. В начале 1887 года французские власти, мэрия Парижа и Эйфель заключили соответствующее соглашение и строительство началось.

Старые фото Эйфелевой Башни

Все 18 000 деталей конструкции изготавливались на собственном заводе Гюстава в местечке Леваллуа недалеко от французской столицы. Благодаря тщательно выверенным чертежам работа по монтажу башни продвигалась очень быстро. Масса отдельных элементов сооружения не превышала 3 тонн, что значительно облегчало его сборку. Сначала для поднятия частей использовались высокие подъёмные краны. Затем, когда башня стала выше их, Эйфель применил специально сконструированные им небольшие передвижные краны, перемещающиеся по лифтовым рельсам. Через два года, два месяца и пять дней усилиями трёх сотен рабочих возведение сооружения было завершено.

С 1925 по 1934 годы Эйфелева башня была гигантским рекламным носителем

Эйфелева башня моментально привлекла к себе тысячи любопытствующих — только за первые полгода работы экспозиции полюбоваться на новую достопримечательность пришло более двух миллионов человек. Появление нового огромного силуэта на фоне Парижа вызвало ожесточённые споры во французском обществе. Многие представители творческой интеллигенции были категорически против появления башни, равной по высоте 80-этажному дому, — они опасались, что железная конструкция разрушит стиль города и подавит его архитектуру. Критики творения Эйфеля называли башню «самым высоким фонарным столбом», «грилем в виде колокольни», «железным монстром» и другими нелестными, а подчас и оскорбительными эпитетами.

Но, несмотря на протесты и недовольство определённой части французских граждан, Эйфелева башня почти полностью окупилась уже за первый год работы, а дальнейшая эксплуатация конструкции принесла её создателю солидные дивиденды.

Гитлер на фоне Эйфелевой башни

К окончанию срока аренды стало понятно, что демонтажа башни удастся избежать — к тому времени она активно использовалась для телефонной и телеграфной связи, а также для размещения радиостанций. Гюстав смог убедить правительство и генералитет страны, что в случае войны Эйфелева башня будет незаменима как передатчик радиосигналов. В начале 1910 года аренда башни её создателем была продлена на 70 лет. Во время немецкой оккупации в 1940 году французские патриоты сломали все подъёмные механизмы, чтобы отрезать путь Гитлеру на вершину башни. Из-за неработающих лифтов агрессоры не смогли установить на железной француженке свой флаг. Немцы даже вызывали из Германии своих специалистов для ремонта лифтов, но и те не смогли наладить их работу.

С развитием телевидения Эйфелева башня становится востребованной в качестве места для размещения антенн, которых в настоящее время насчитывается на ней несколько десятков.

Конструктор, поначалу использовавший своё сооружение для извлечения выгоды, впоследствии передал права на него государству, и в наши дни башня является собственностью французского народа.

Эйфель не мог вообразить, что его творение станет туристическим магнитом наряду с другими «чудесами света». Инженер называл её просто «300-метровой башней», не предполагая, что она прославит и увековечит его имя. Сегодня ажурная металлическая конструкция, возвышающаяся над французской столицей, признана самой фотографируемой и посещаемой достопримечательностью мира.

Реплики Эйфелевой башни можно встретить более чем в 30 городах: Токио, Берлине, Лас-Вегасе, Праге, Ханчжоу, Лондоне, Сиднее, Алма-Ате, Москве и других.

Эйфелева башня в Лас-Вегасе Токийская башня Эйфелева башня в селе Париж Челябинской области

Описание

Основание Эйфелевой башни — пирамида, формируемая четырьмя опорами. На высоте около 60 метров опоры соединяются аркой, на которой расположена квадратная площадка первого этажа со сторонами по 65 метров. От этой нижней платформы поднимаются следующие четыре опоры, образующие очередной свод на высоте 116 метров. Здесь расположена площадка второго этажа, — квадрат в два раза меньше первого. Опоры, взметнувшиеся ввысь со второй платформы, постепенно соединяясь, образуют гигантскую колонну высотой 190 метров. На этом колоссальном стержне, на высоте 276 метров от земли, расположен третий этаж — квадратная площадка со сторонами по 16,5 метров. На третьей платформе находится маяк, увенчанный куполом, над которым, на трёхсотметровой высоте расположена небольшая полутораметровая площадка. Высота Эйфелевой башни в наши дни составляет 324 метра благодаря телевизионной антенне, установленной на ней. Кроме телевизионного и радиооборудования, на сооружении размещены вышки сотовой связи, а также уникальная метеостанция, фиксирующая данные о загрязнении атмосферы и радиационного фона.

У подножия Эйфелевой башни

У подножия Эйфелевой башни расположены кассы по продаже билетов и информационная стойка с бесплатными буклетами и брошюрами. В каждой опоре конструкции находится по сувенирному магазину, а в южной колонне — ещё и почтовое отделение. Также на наземном уровне есть закусочная. Здесь же находится вход в помещения, где можно увидеть отжившие свой век гидравлические подъёмные механизмы. Но доступ сюда открыт только организованным экскурсионным группам.

На первом этаже посетителей встречает ресторан 58 Tour Eiffel, ещё одна сувенирная лавка и центр Cineiffel, где показываются фильмы о строительстве Эйфелевой башни. Маленькие посетители будут рады встрече с Гусом — талисманом башни и героем книжки-экскурсовода. Помимо этого, на первом уровне находится фрагмент старой винтовой лестницы, ведущей на следующие этажи, а также в кабинет самого Эйфеля.

58 Tour Eiffel Второй уровень Эйфелевой башни

Посетителей, подошедших к башне с северной стороны, встречает позолоченный бюст её создателя с незамысловатой надписью: «Эйфель. 1832-1923».

Второй уровень — смотровая площадка. На этом этаже находится ресторан «Жюль Верн» и ещё один сувенирный магазин. Много интересных подробностей о строительстве башни можно почерпнуть из информационных стендов, расположенных на этом уровне. Зимой на втором этаже заливается небольшой каток.

Главная цель подавляющего числа посетителей — третий уровень. К нему возносятся лифты, через окна которых можно любоваться Парижем. На самом верхнем этаже желающие могут отметить свой подъём на башню шампанским в Champange Bar. Бокал розового или белого игристого напитка обходится в 10-15 €. На площадке третьего этажа может находиться одновременно 800 человек. Ранее на верхней платформе находились обсерватория и кабинет самого Эйфеля.

Вид со второго уровня Ресторан «Жюль Верн» Телескоп на третьем уровне Эйфелевой башни Лифты

Подняться на вершину конструкции можно на лифте или по лестнице, состоящей из 1792 ступенек. Эйфелеву башню обслуживают 3 лифта, но они никогда не функционируют одновременно из-за соображений безопасности и в связи с постоянным техническим обслуживанием конструкции.

За время своего существования башня была и жёлтой, и красно-коричневой. Сегодня бронзовый цвет сооружения является официально запатентованным и называется «коричнево-эйфелевым». Косметический ремонт Эйфелевой башни осуществляется каждые 7 лет, на этот процесс уходит полтора года. Перед нанесением свежей краски старый слой удаляется с помощью пара под высоким давлением. Затем вся конструкция внимательно осматривается, негодные детали заменяются на новые. После этого башню покрывают двумя слоями краски, которой требуется на эту процедуру 57 тонн. Но цвет башни не везде однороден, она окрашивается в разные тона бронзового — от тёмного у основания конструкции до более светлого на самом верху. Такой способ покраски применяется для того, чтобы сооружение смотрелось гармонично на фоне неба. Что интересно, даже в наши дни краска наносится кистями.

В 80-е годы прошлого века была произведена реконструкция башни — часть деталей заменили на более прочные и лёгкие.

Эйфелева башня ночью

Эйфель сконструировал своё детище таким образом, что ему не страшны бури — во время самого сильного ветра башня отклоняется от своей оси максимум на 12 сантиметров. Гораздо более восприимчива железная конструкция к солнцу — железные элементы от нагрева так расширяются, что верхняя часть башни иногда отклоняется вбок до 20 сантиметров.

Посетители впервые увидели башню освещенной в 1889 году, в день открытия Всемирной промышленной выставки. Конструкцию подсвечивали 10 000 газовых ламп, два больших прожектора и маяк, чьи синие, белые и красные лучи символизировали национальные цвета страны. В 1900 году башню оборудовали электрическими лампочками. В 1925 году владелец компании Ситроен разместил на конструкции грандиозную рекламу — с помощью 125 000 лампочек на ней появлялись изображения башни, зодиакальных созвездий и продукции знаменитого французского автомобильного концерна. Это световое представление продолжалось 9 лет.

В XXI веке освещение Эйфелевой башни модернизировали несколько раз. В 2008 году, когда Франция была председателем ЕС, конструкция была озарена синим цветом, олицетворявшим флаг Европы. В наши дни освещение башни — золотистое. Оно включается на 10 минут, в начале каждого часа, в тёмное время суток.

В 2015 году электрические лампочки башни заменили на светодиодные в целях экономии энергии и финансовых затрат. Кроме этого, на конструкции разместили тепловые панели, две ветряных мельницы и систему сбора дождевой воды.

Вид с площади Трокадеро Лестница в Эйфелевой башне

Виды с Эйфелевой башни

Интересные факты

  • Эйфелева башня - это эмблема Парижа и высотная антенна.
  • Одновременно на башне может находиться 10 000 человек.
  • Проект составил архитектор Стефан Совестр, но строил башню инженер Гюстав Эйфель (1823-1923), более известный публике. Другие работы Эйфеля: Понте де Дона Мария Пиа, виадук де Гараби, железный каркас для нью-йоркской статуи Свободы.
  • С момента появления башни её посетило около 250 миллионов человек.
  • Масса металлической части конструкции — 7 300 тонн, а всей башни — 10 100 тонн.
  • В 1925 году проходимцу Виктору Люстигу удалось продать железную конструкцию на металлолом, причём он смог провернуть этот трюк два раза!
  • В хорошую погоду с вершины башни Париж и его окрестности можно обозревать в радиусе до 70 километров. Считается, что оптимальное время для посещения Эйфелевой башни, обеспечивающее наилучшую видимость — за час до заката.
  • Башне принадлежит и печальный рекорд — около 400 человек покончили с собой, бросившись вниз с её верхней площадки. В 2009 году террасу оградили защитными барьерами и теперь это место очень популярно у романтичных парочек, целующихся на глазах у всего Парижа.

Посетителям

Адрес башни: Champ de Mars (Марсово поле). Станции метро: Bir Hakeim (6 линия), Trocadero (9 линия).

Номера автобусов, курсирующих до башни: 42, 69, 72, 82 и 87.

Режим работы. С 15 июня до 1 сентября — открытие в 09.00. Лифт до 2-го этажа прекращает работу в полночь; подъём до 3-го этажа (вершины) осуществляется до 23.00; лестница до 2-го этажа закрывается в 00.00; вся башня доступна до 00.45.

Со 2 сентября по 14 июня Эйфелева башня принимает посетителей с 09.30. Лифт до 2-го этажа работает до 23.00; на вершину лифт поднимает гостей до 22.30; лестница до 2-го этажа открыта до 18.00; вся башня открыта до 23.45.

Во время весенних и пасхальных каникул доступ на башню открыт до полуночи.

Иногда подъём на вершину башни временно приостанавливают — из-за опасных погодных условий или слишком большого количества посетителей, находящихся на ней.

Цены на входные билеты. До 1 сентября: лифт до 2-го этажа — 9 € (для взрослых), 7 € (для посетителей от 12 до 24 лет), 4.5 € (для детей от 4 до 11 лет). Лифт до вершины — 15.50 € (для взрослых), 13.50 € (для посетителей от 12 до 24 лет), 11 € (для детей от 4 до 11 лет). Лестница до 2-го этажа — 5 € (для взрослых), 4 € (для посетителей от 12 до 24 лет), 3.50 € (для детей от 4 до 11 лет).

После 1 сентября: лифт до 2-го этажа — 11 € (для взрослых), 8.50 € (для посетителей от 12 до 24 лет), 4 € (для детей от 4 до 11 лет). Лифт до вершины — 17 € (для взрослых), 14.50 € (для посетителей от 12 до 24 лет), 10 € (для детей от 4 до 11 лет). Лестница до 2-го этажа — 7 € (для взрослых), 5 € (для посетителей от 12 до 24 лет), 3 € (для детей от 4 до 11 лет).

Посетители с ограниченными возможностями могут подняться на второй этаж Эйфелевой башни при помощи лифта.

Для того, чтобы быстрее попасть на первую и вторую платформы башни, лучше воспользоваться лестницами с южной стороны, так как у лифтов почти всегда большие очереди.

В ресторан «Жюль Верн» столик нужно забронировать за несколько месяцев, средний чек за обед на высоте 175 метров — 300 €.

Если вы спросите 100 разных людей, что у них ассоциируется с Парижем, то, скорее всего, услышите – Эйфелева башня. Эта железная леди является самой узнаваемой, самой посещаемой и самой фотографируемой туристической достопримечательностью мира.

Больше 200 миллионов людей посетили Эйфелеву башню с тех пор, как ее построили в 1889 году, ведь именно с вершины этой башни можно увидеть весь Париж.

Вот другие любопытные и невероятные факты об Эйфелевой башне.

Эйфелеву башню ненавидели

Начнем с того, что Эйфелевой башни могло бы и не быть. Когда французский инженер Густав Эйфель впервые решил возвести эту структуру в 1887 году, его затея была встречена с изрядной долей критики. Многие известные культурные деятели тех времен, даже подписали документ, в котором было сказано:»В течение следующих лет мы должны будем смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, которая будет простираться над городом, как чернильная клякса».

Одним из самых больших ненавистников Эйфелевой башни стал писатель Ги де Мопассан, который часто обедал в ресторане башни, так как это было единственное место в Париже, откуда нельзя было увидеть эту «отвратительную» структуру.

Она не должна была остаться

Эйфелеву башню изначально построили в 1889 году, как временную структуру в память 100-летнего юбилея Французской революции. Ее построили в качестве входной арки для Всемирной выставки 1889 года, и она должна была демонстрировать превосходство французских технологий и инженерии.

Ее собирались держать в течении 20 лет, а затем разобрать. Однако самое высокое строение в мире тех времен привлекало много внимания, а благодаря радиостанции, Эйфелева башня осталась.



Непреодолимая преграда для Гитлера

Во время второй мировой войны, перед тем как Гитлер вошел в Париж в 1940 году, французы нарушили привод лифта, который нельзя было починить из-за войны. Нацистские солдаты не смогли добраться до верхушки башни, чтобы развесить свои флаги. С этого момента, люди стали говорить, что «Гитлер завоевал Францию, но не смог завоевать Эйфелеву башню».

Красочная башня

Так как сама структура достаточно высокая, Эйфелеву башню красят тремя разными оттенками цветов. Самый темный используется у основы башни, а самый яркий цвет на верхушке. Саму башню покрывают 60 тоннами краски каждые 7 лет, для того, чтобы защитить ее от коррозии.

Выгравированные имена

Густав Эйфель выгравировал имена 72 самых выдающихся французских инженеров, ученых и математиков того времени, которые участвовали в создании Эйфелевой башни. В начале 20-го века имена были закрашены, но вновь восстановлены в 1986-1987 году компанией Société Nouvelle d’exploitation de la Tour Eiffel.

Самое высокое место для рекламы

С 1925 по 1935 год освещенный знак автомобильной компании Citroën украшал три из четырех сторон башни. Это стало самой крупной рекламной акцией и самым высоким местом для рекламы в мире в то время.

Стойкая башня

Эта огромная башня практически не страдает от ветра. Даже при самом сильном ветре, верхушка Эйфелевой башни отклоняется всего на 15 сантиметров. При этом солнце может привести к тому, что верхушка башни отклоняется на 17 сантиметров. Из-за высоты этой структуры и порывистых ветров, шансы несчастных случаев во время строительства Эйфелевой башни были очень высоки, но только один человек пострадал при возведении башни.

Одно из самых популярных мест для самоубийств

Самоубийства, совершенные на Эйфелевой башне – это довольно распространенное явление. Во Франции один из самых высоких показателей самоубийств в мире:17,5 самоубийств на 1000 человек. Лишение себя жизни с 300-метровой железной башни стало третьим по популярности методом самоубийства во Франции после отравления и повешения.

Много раз люди предпринимали попытки убить себя, и их намерениям не суждено было реализоваться. Одним из самых любопытных случаев произошел с женщиной, которая прыгнула с Эйфелевой башни, приземлилась на крышу автомобиля, а затем вышла замуж за владельца машины.

Продана дважды

В 1925 году чех Виктор Люстиг провернул афёру по продаже Эйфелевой башни. Собрав на секретном совещании нескольких бизнесменов, он объявил, что правительство не может больше содержать башню и вынуждено сдать её на металлолом. Его жертвой стал Андре Пуассон, заплативший огромную сумму наличными, а после того, как распознал обман, даже не обратился в полицию, боясь позора в деловых кругах. Через месяц Люстиг вернулся в Париж и продал башню ещё раз. Правда, новый покупатель всё-таки обратился в полицию перед завершением сделки, но аферисту удалось избежать ареста. После эмиграции в США Люстиг продолжил заниматься мошенничеством и закончил дни в тюрьме Алькатрас.

Копии Эйфелевой башни

Небольшие копии Эйфелевой башни можно увидеть во многих уголках мира: в Лас-Вегасе в США, в городе Шэньчжэн провинции Гуандун в Китае, городе Слобозия в Румынии, в Копенгагене в Дании, в Варне в Болгарии, городе Актау в Казахстане и других городах.

Главным архитектором был Александр Густав Эйфель (Alexandre Gustave Eiffel), главными инженерами были назначены Морис Кеклен (Maurice Koechlin) и Эмиль Нужье (Emile Nouguier), главным архитектором - Стефен Совестр (Stephen Sauvestre), а руководителем строительных работ - Jean Compagnon.

Александр Густав Эйфель – тот самый человек, который в 1885 году создал внутреннюю структуру Статуи Свободы.

Высота башни равна 324 метра.

Эйфелева башня была сооружена из пудлингового железа высшего качества.

При строительстве Эйфелевой башни было использовано 9441 тонн сварочного железа.

Чтобы создать Эйфелеву башню, нужно было объединить в общей сложности 18038 частей сварочного железа.

Даже в наши дни покраска башни осуществляется при помощи кистей.

В ясную погоду (что в наши дни встречается очень редко) с вершины башни открывается обзор окрестностей радиусом около 70 км.

Площадь основания Эйфелевой башни равна 100 метров.

Александр Густав Эйфель умер 27 декабря 1923 года в Париже.

Если считать от основания, Эйфелева башня в общей сложности имеет 1710 ступеней до самой верхней маленькой платформы третьего уровня, 674 ступени до второго уровня и 347 ступеней до первого уровня.

Когда башня была построена, она считалась самым высоким сооружением в мире, но с годами появились другие постройки, которые превзошли её по высоте.

Сегодня Эйфелева башня открыта для широкой публики в любой день года.

Люди в инвалидных колясках могут посетить Эйфелеву башню до второго уровня, пользуясь лифтом.

По ступеням башни можно добраться только до второй платформы (третья платформа доступна при помощи лифтов).

Ресторан на первой платформе находится на высоте 95 м, он выходит на реку Сена.

Ресторан на второй платформе называется «Жюль Верн», для его посещения необходима предварительная резервация.

Эйфелева башня принадлежит городу Парижу и передана на основе возобновляемого контракта компании с ограниченной ответственностью под названием «Общество эксплуатации Эйфелевой башни» («Societe d'exploitation de la Tour Eiffel»).

В середине 19 века швейцарский профессор Герман фон Майер исследовал костную структуру головки бедренной кости в том месте, где она изгибается и под углом входит в сустав. Будучи покрытой сетью миниатюрных косточек со строгой геометрической структурой, она не ломается под тяжестью тела, так как эти косточки перераспределяют нагрузку. Через 20 лет, находясь под впечатлением этого исследования, инженеры Густава Эйфеля придумали конструкцию знаменитой башни.

Ко всемирной выставке 1889 года в Париже было приурочено открытие похожей на гвоздь Эйфелевой башни, что произвело сенсацию. С тех пор в язык вошло выражение «гвоздь программы».

300 деятелей культуры — в том числе Ги де Мопассан, Александр Дюма-сын, Шарль Гуно, Леконт де Лиль, архитектор парижской оперы Шарль Гарнье и многие другие — написали знаменитый протест против уродования Парижа Эйфелевой башней.

Томас Эдисон посетил Эйфелеву башню и был чрезвычайно поражен ею. Он написал в гостевой книге: «Господину Эйфелю, инженеру, отважному строителю огромного и необыкновенного творения современного инженерного искусства от того, кто очень уважает и восхищается всеми инженерами, включая Великого Инженера Господа Бога. Томас Эдисон».

На закладку фундамента (он представляет собой квадрат со стороной в 123 метра) ушло полтора года, еще 8 месяцев монтировали саму конструкцию. Причем, первая платформа расположена на высоте 58 метров, вторая – 115 метров, затем идут промежуточные площадки на высоте 196 и 276 метров и третья платформа – на высоте 300,65 метра. В первые годы эксплуатации башни (первоначально планировалось, что она простоит 20 лет) ее высота составляла почти 313 метров, правда за 120 лет ее «подрастили». Сегодня ее высота 326,75 м. И только спустя 42 года, когда в Нью-Йорке был построен небоскреб Empire State Building, башня на Марсовом поле потеряла статус самого высокого сооружения в мире.
Кстати, значительную часть средств на сооружение башни (ее стоимость по ценам 1889 года составляла порядка 5 млн. франков) Александр Эйфель выложил из собственного кармана. Это еще один довод в пользу того, почему правительственная комиссия остановила свой выбор в пользу Эйфеля.

Основательный ремонт Эйфелевой башни был произведен в 80-е годы ХХ века, к ее столетию. Тогда же старые металлические конструкции заменили современными, более легкими. На одной из площадок залили каток, где на площади около 200 кв. метров одновременно катались порядка 80 человек. Планируется на башне устроить и чемпионат по пляжному волейболу, осталось дело за малым – засыпать несколько тонн песка. Правда, у сторонников этой идеи немало противников, которые называют этот план издевательством над «молодящейся старушкой»…

Что же касается Александра Эйфеля, то даже всемирная слава не спасла его от судебного преследования. Уже спустя четыре года, в 1893 году, Эйфель вместе с отцом и сыном Лессепсами и другими причастными лицами был приговорен к 2 годам тюрьмы и 20000 франков штрафа за якобы полученную взятку в 19 млн. франков при строительстве Панамского канала. И только благодаря достойной работе самых дорогих адвокатов, сумевших доказать, что, во-первых, Эйфель никакого отношения к финансам не имел, а, во-вторых, срок давности преступления истек, легендарный инженер был освобожден из-под стражи в зале суда.

Кстати, раз уж мы заговорили о башнях, давайте вспомним про Пизанскую башню

Один из величайших архитекторов Франции, Гюстав Эйфель, известен тем, что проектировал и строил самую известную достопримечательность Парижа, Эйфелеву башню. Она была построена в рекордно короткие сроки с января 1887 года по март 1889 года. Он также помог спроектировать еще одну культовую работу 19-го века – Статую Свободы Бартольди (1870-86) в нью-йоркской гавани – для которой он создал металлический каркас. Его другие главные архитектурные проекты включали Железнодорожный вокзал Будапешта (1876) и купол Обсерватории Ниццы (1886). Хотя опыт Эйфеля лежит в основном в архитектуре и технике, особенно в структурных свойствах и характеристиках кованого железа, его самые известные памятники рассматриваются как уникальные образцы публичного искусства, а не просто инженерные сооружения. В дополнение к этим работам Эйфель также известен многочисленными технически сложными мостами, которые он построил во Франции и других странах. К ним относятся железнодорожный мост Бордо, виадук Гарабит на юге Франции, а также мост Мария Пия, по которому проходит железная дорога Лиссабон-Порту через реку Дору в Португалии. В дальнейшей жизни Эйфель сосредоточил свое внимание на метеорологии и аэродинамике, сделав важный вклад в обеих областях. Талантливый и очень креативный человек, который также оказался в нужном месте в нужное время, он остается важной фигурой в современном искусстве, ключевые достижения которого не имеют себе равных по сей день.

Обучение и ранние работы

Он родившиеся в Дижоне, на Кот-д’Ор. Деловые обязательства его родителей обусловили то, что он провел большую часть своего детства проживая со своей бабушкой. Он учился в Королевском лицее в Дижоне, где получил степень бакалавра в области науки и гуманитарных наук. Его ободряли его дядя (промышленник) и Мишель Перре (химик), которые познакомили его со сложностями химии и горного дела. Из Дижона Эйфель отправился в Париж, где он учился в колледже Сент-Барбе в качестве трамплина для завоевания места в Центральной школе искусств и промышленности (ECP) (одна из самых престижных инженерных школ в стране). Специализируясь на химии, он окончил в 1855 году 13 из 80 классов.

После окончания Эйфель некоторое время работал в Compagnie des Chemins de Fer de l’Ouest , для которого он создал свой первый проект моста – железный мост длиной 22 метра для железной дороги Сен-Жермен. После этого ему предложили работу в качестве руководителя исследовательского отдела Compagnie Belge de Materiels de Chemin de Fer , фирмы, производящей материалы для железных дорог. В 1857 году компании было поручено построить железнодорожный мост через реку Гаронна в Бордо. Это включало строительство железного балочного моста длиной 500 метров (1600 футов), поддерживаемого шестью парами каменных столбов на дне реки. Фундаменты были сделаны с помощью кессонов сжатого воздуха и гидравлических плунжеров, оба экспериментальных метода в то время. Сначала Эйфель получил задание на сборку металлоконструкций, но в итоге взял на себя ответственность за весь проект. Успешный результат не только привел к его продвижению в качестве главного инженера компании, но и привлек его внимание влиятельных фигур, в том числе инженера-строителя Станислава де ла Роша Тулая (1817–1881 гг.), инженера-политика Жана Батиста Кранца (1817 г.). -99) и немециого инженера Вильгельма Нордлинга (1821-1908).

Карьера в качестве инженера

Несмотря на дальнейшее продвижение в компании, падение ее состояния побудило Эйфеля уйти в отставку и начать работать в 1864 году в качестве независимого инженера-консультанта. Он стал предпринимателем, специализирующимся на металлических каркасах, и решительным сторонником железа из-за его упругости, легкости и устойчивости, а также из-за его легкого хранения и сборки. У него уже были независимые контракты на строительство двух железнодорожных станций в Тулузе и Ажене, к которым он добавил, в 1866 году, контракт на надзор за строительством тридцати локомотивов для египетского правительства, в ходе которого он посетил Суэцкий канал. который был построен французским дипломатом и бизнесменом Фердинандом де Лессепсом (1805-1894). Вдобавок ко всему этому он был нанят Жан-Батистом Кранцем, чтобы помочь спроектировать выставочный зал для выставки 1867 Universselle (World Fair) в Париже. Это включало проектирование и строительство арочных балок Galerie des Machines , в ходе которых он много узнал о структурных свойствах чугуна.

Eiffel & Cie Partnership

В конце 1866 года Эйфель основал собственные мастерские в пригороде Парижа Левалуа-Перре. Это позволило ему лучше контролировать будущие проекты: он не только проектировал, но и производил. Его первая крупная комиссия была для двух виадуков, несущих железнодорожную линию между Бордо и Лионом. Кроме того, он также выиграл несколько зарубежных контрактов, включая цельнометаллическую сборную церковь Сан-Маркос в Арике, Чили.

В октябре 1868 года Эйфель вступил в партнерство с бельгийским инженером Теофилом Сейригом (1843-1923), образовав компанию Eiffel et Cie . В 1875 году компании было поручено спроектировать и построить Будапешт-Ньюгати Паляудвар – конечную станцию для железной дороги Вена – Будапешт. Вместо того чтобы прятать металлический каркас железнодорожного вокзала за тщательно продуманным фасадом, Эйфель и Сейриг, как обычно, сделали его центральным элементом всего здания, окруженного с обеих сторон обычными каменными конструкциями, в которых размещаются административные помещения. Станция открылась вовремя в октябре 1877 года.

В 1875 году Eiffel & Cie выиграла еще один престижный контракт – на этот раз для Королевской португальской железнодорожной компании – на проектирование и строительство 563-метрового моста (мост Марии Пиа, обычно известного как Понте Дона Мария), по которому проходит магистраль Лиссабон – Порто через реку Дора. Из-за глубины и скорости реки никакие колонны не могли быть использованы для поддержки моста, который должен иметь центральный пролет длиной 160 метров – это больше, чем рекордный 156-метровый мост над Миссисипи, построенный в Сент-Луисе Джеймсом. Построенный из кованого железа, мост Eiffel стоял на пяти железных пирсах, опирающихся на центральной опорную дугу. Работы начались в январе 1876 года и были завершены в октябре 1877 года: мост открыла португальская королева Мария Пиа, в честь которой он был назван.

Всемирная выставка, Париж (1878)

Парижская всемирная выставка ( Exposition Universelle ) в 1878 году закрепила растущую репутацию Эйфеля как одного из ведущих дизайнеров и инженеров-строителей во Франции. Помимо демонстрации моделей и чертежей успешно выполненных архитектурных проектов широкому кругу влиятельных посетителей своего стенда, Эйфель мог также указать на несколько зданий на самой выставке, которые он также спроектировал и установил. Они включали в себя павильон для Парижской газовой компании, которая была первым совместным предприятием Эйфеля со Стивеном Совестром (1847-1919), который впоследствии стал главой архитектурного бюро компании.

Compagnie des Etablissements Eiffel

В 1879 году партнерство с Сейригом было расторгнуто, и активы были переименованы в Eiffel Compagnie des Etablissements . Почти сразу же, благодаря успеху проекта моста через Пиа Мария, Эйфель был уполномочен построить виадук Гарабит, железнодорожный мост возле Рюйнс ан Маргериде в Кантале. Чтобы помочь ему в проекте, он нанял нескольких людей, которые позже учавствовали в разработке дизайна Эйфелевой башни. Среди них были Морис Кёхлин (1856-1946), молодой выпускник Цюрихского политехникума и Эмиль Нугье (1840-98), которые помогали в строительстве Понте Донья Мария. В то же время компания Эйфеля начала создавать систему стандартных сборных мостов для использования в Кочин-Китай, южной части французского Индокитая.

Статуя Свободы

В 1881 году с Эйфелем связался Огюст Бартольди (1834-1904), один из самых уважаемых французских скульпторов 19-го века, которому понадобилась дополнительная инженерная экспертиза для завершения Статуи Свободы после смерти Юджина Виолье-ле-Дюка (1814- 79). Эйфель был выбран из-за его опыта в железе и ветровых нагрузках. В конце концов, Eiffel разработала совершенно новую внутреннюю железную конструкцию для поддержки медного тела статуи и вся конструкция была возведена на заводах Eiffel в Париже, а затем была разобрана и отправлена в Соединенные Штаты. (Постамент статуи был спроектирован отдельно в Америке Ричардом Моррисом Хантом : 1827-1895.)

 Photo: Emily | Unsplash

Photo: Emily | Unsplash

Эйфелева башня (1887-89)

Башня была успешным представлением Эйфеля на Всемирной выставке 1889 года в Париже, посвященной столетию Французской революции. Первоначальный дизайн был сделан Морисом Коеклином и Эмилем Нугье с дополнительными предложениями (декоративные арки в основании и венчающий купол) от Стивена Совестра. Окончательный дизайн представлял собой гигантский пилон, состоящий из четырех ножек, расставленных у основания, но сближающихся по мере их подъема, в конечном итоге сходящихся наверху. Каждая нога состояла из решетчатой рамы из кованых балок, и все четыре ноги были соединены между собой металлическими фермами через равные промежутки.

Несмотря на массу споров (по поводу того, далжна ли Эйфелева башня была принята), а также критики в отношении эстетики (уродства) предлагаемой конструкции из кованого железа, Эйфелева башня была построена в рекордно короткие сроки (2 года и 7 недель) без особых травм среди рабочей силы из 300 человек. Гонорар Эйфеля составлял 25 процентов его расходов. Взамен, чтобы помочь ему восстановить баланс и получить прибыль, он получил эксклюзивные права на башню в течение следующих 20 лет. Он окупил все свои расходы в течение 12 месяцев и продолжил зарабатывать. Башня была готова в марте 1889 года. С тех пор ее посетило более 250 миллионов туристов, уничтожив при этом аргументы критиков Эйфеля, что делает ее одним из величайших произведений авангардного искусства и иконой французской культуры.

Панамский скандал

В 1888 году Эйфель оказался вовлеченным в скандал, вызванный внезапным банкротством французской компании, строящей Панамский канаа, возглавляемой Фердинандом де Лессепсом, которому было поручено построить канал через Панамский перешеек. Хотя Эйфель был просто подрядчиком, нанятым для проектирования шлюзов канала, он оказался вовлеченным в последовавший за этим финансовый скандал, обвиняемый вместе с директорами в сборе средств под фальшивыми предлогами и их нецелевом использовании. В 1893 году он был признан виновным по обвинению в нецелевом использовании средств и приговорен к двум годам тюремного заключения. К счастью, он был оправдан по апелляции.

Отставка

Незадолго до суда Эйфель оставил строительство и ушел в отставку, посвятив остаток своей жизни научным экспериментам, связанным с метеорологией и аэродинамикой. Таким образом, он обнаружил ценное использование для Эйфелевой башни: метеорологическая станция и гигантская радиоантенна. Действительно, именно из-за его ценности в этих областях позволили структуре остаться на месте. Он умер дома в Париже в возрасте 91 года, предположительно, слушая вступление 5-й симфонии Бетховена.

В последующие годы он, несомненно, был бы рад видеть, что его вера в металлические каркасы подтверждается другими – особенно в американской архитектуре – поскольку железо и сталь заменили каменную кладку и камень при проектировании и строительстве высоких зданий по всему миру. В любом случае он был пионером в использовании металлоконструкций, которые сейчас широко распространены в архитектуре небоскребов и во многих других приложениях архитектуры 20-го века по всему миру.

Для получения дополнительной информации о прогрессивных дизайнерах и их использовании металлических конструкций, пожалуйста, смотрите: American Architects (c.1700-2000).

Архитектурные проекты

Вот краткий список некоторых из зданий, мостов и виадуков, спроектированных и построенных Густавом Эйфелем, в дополнение к тем, которые были упомянуты выше.

Железнодорожный вокзал, Тулуза, Франция (1862)
Церковь Нотр-Дам де Шам, Париж (1867)
Виадук Сиуле, Пюи-де-Дом, Франция (1867)
Синагога на улице Пасарель, Париж (1867 г.)
Новый виадук, Ганнат, Овернь, Франция (1867)
Качающийся мост, Дьепп, Франция (1870)
Газовый завод, Ла-Пас, Боливия (1873)
Газовый завод, Такна, Перу (1873)
Кафедральный собор Сан-Педро-де-Такна, Перу (1875 г.)
Эйфелева башня, Жирона, Испания (1876 г.)
Эйфелев мост, Унгень, между Молдовой и Румынией (1877)
Маяк Рухну, остров Рухну, Эстония (1877 г.)
Эйфелев мост, Виана-ду-Каштелу, Португалия (1878)
Мост Кура, Каминья, Португалия (1878 г.)
Мост Кубзака, река Дордонь, Франция (1880)
Тисский мост, Сегед, Венгрия (1881 г.)
Гранд Отель Траян, Яссы, Румыния (1882)
Мост Колберта, Дьепп, Франция (1888)
Латинский театр Паради, Париж, Франция (1889)
Каса де Фиерро, Икитос, Перу (1892)
Мост Имбаба, Каир, Египет (1892 г.)
Виадук Souleuvre, La Ferriere-Harang, Нормандия, Франция (1893)
Церковь Санта-Барбара, Санта-Розалия, Мексика (1896)

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Гюста́в Эйфе́ль (фр. Gustave Eiffel,1832-1923)

Эйфелева башня. Париж. Франция.

Эйфелева Башня — это самая известная архитектурная достопримечательность Парижа, известная как символ Франции, воздвигнутая на Марсовом поле и названная в честь своего конструктора Гюстафа Эйфеля. Она является самым узнаваемым и высоким зданием в Париже, её высота вместе с новой антенной составляет 324 метра, что примерно равняется с домом в 81 этаж!

В конце XIX века на нашей планете появилась мода проводить всемирные выставки и показывать на них все, что твоя страна изобрела нового и сохранила старого доброго. В 1889 году честь проводить такую выставку выпала Франции. К тому же повод был подобающий – 100-летие Великой французской революции. Чем удивить гостей? Мэрия Парижа решила украсить вход на выставку необычной аркой. Объявили конкурс среди французских инженеров, в котором принял участие и Гюстав Эйфель (Gustave Eiffel).

Честно говоря, у самого Эйфеля никаких идей насчет украшения выставочных ворот не было. Зато в возглавляемом им инженерном бюро работали талантливые сотрудники. Например, Морис Кешлен (Maurice Koechlin), у которого завалялся чертеж высотной башни. Ее и взяли, что называется, за основу. Призвав на подмогу еще одного коллегу, Эмиля Нугье (Émile Nouguier), отшлифовали проект до блеска. И победили в конкурсе, затмив более сотни конкурентов!

Эмиль Нугье Морис Кёшлен

Правда, городскому начальству хотелось чего-то поизящней, чем просто металлоконструкция, пусть даже очень хай-тек. И тогда Эйфель обратился к архитектору Стефану Совестру (Stephen Sauvestre). Тот добавил в проект башни архитектурные излишества, которые и сделали ее неотразимой: арки, закругленную верхушку, отделанные камнем опоры… В январе 1887 года мэрия Парижа и Эйфель ударили по рукам, и строительство началось.

Стефан Совестр

Шло оно невероятными даже по нынешним временам темпами – за два года и два месяца башня была готова. Причем собрали ее из 18 038 деталей с помощью 2,5 миллиона заклепок всего 300 рабочих. Все дело в четкой организации труда: Эйфель сделал точнейшие чертежи и распорядился основные части башни готовить к монтажу еще на земле. Причем с просверленными отверстиями и по большей части уже вставленными в них заклепками. А там, в поднебесье, монтажникам-высотникам оставалось лишь состыковать детали этого гигантского конструктора.

Строительство фундамента башни

Начало возведения металлоконструкции

7 декабря 1887 года. Строительство опор

20 марта 1888 года. Завершение первого уровня

15 мая 1888 года. Начало строительства второй части

21 августа 1888 года. Завершение второго уровня

26 декабря 1888 года. Строительство верхней части

15 марта 1889 года. Строительство купола

Полгода работала Всемирная выставка в Париже. За это время поглядеть на башню и с нее на город пришли 2 миллиона человек. Несмотря на протесты 300 представителей культурной общественности (в том числе Мопассана, Дюма-сына, Шарля Гуно), считавших, что башня уродует Париж, к концу 1889-го – года рождения башни – удалось «отбить» 75 процентов затрат на ее возведение. С учетом того, что еще 25 процентов Эйфель получил из городской казны уже при заключении договора, удачливый инженер смог тут же перейти к зарабатыванию денег с помощью своего железного детища. Ведь по тому же договору с мэрией башню Гюставу Эйфелю передавали в аренду на четверть века! Не диво, что вскоре он выкупил у своих коллег-соавторов все права на их общую вроде бы идею и даже смог позволить себе оборудовать квартиру на ее последнем, третьем этаже.

В этом своем жилище на седьмом небе Эйфель в 1899 году принимал знаменитого американского изобретателя Томаса Эдисона. Говорят, их встреча– с кофе, коньяком и сигарами – длилась десять часов.

Башня не знает праздников и выходных, она открыта для визитеров каждый день зимой с 9.30 до 23.00, а летом – с 9.00 до 24.00.

Отстояв очередь входим в лифт. Это будет один из двух исторических лифтов, установленных в 1899 году компанией «Фив-Лилль» («Fives-Lill»). Он довезет до второго этажа. А уж оттуда поедем выше на более современном (1983 года) лифте «Отис».

Здесь недавно обновили салон Гюстава Эйфеля, и теперь он может принять от 200 участников любой конференции до 300 гостей фуршета. Зал вмещает 130 приглашенных на ужин. Для приватного обеда (от 50 евро) или ужина (от 140 евро) можно заказать столик в ресторане «58 tour Eiffel». Цифра в названии неспроста – на такой высоте (в метрах) находится заведение. Его прелесть еще и в том, что стоимость вашего подъема на отдельном (!) лифте уже включена в ресторанный счет.

Здесь же, на первом этаже, в 2013-м появился прозрачный пол, поэтому смотрите… Смотрите, как бы у вас не закружилась голова! Тут вам покажут спроецированный на три стены семью прожекторами спектакль «О вселенной Эйфелевой башни». Рядом есть зона отдыха, где можно присесть, есть лавочки, где можно купить сувениры. Втридорога, зато на самой Эйфелевой башне. А еще, говорят, зимой на первом этаже заливают каток!

Здесь, помимо прекрасного обзора Парижа, вам предложат отобедать или отужинать в ресторане «Жюль Верн» (вход в лифт, который домчит вас лично до него, на снимке). Великий фантаст и выдумщик, предсказавший многие привычные сейчас изобретения, увековечен точкой общепита на высоте 115 метров. Цены тут, правда, тоже фантастические: раза в два выше, чем этажом ниже. Дорого? И на первом, и на втором этажах есть буфеты с «домашними сандвичами», выпечкой и напитками – горячими и холодными.

Ну и, наконец, третий этаж предложит вам отпраздновать восхождение на самую высокую точку Парижа бокалом шампанского по заоблачной цене – от 12 до 21 евро за 100 граммов. Кроме того, вы сможете разглядеть через стекло квартиру Эйфеля (где он всё разговаривает с Эдисоном), посмотреть вблизи на антенны, усеявшие голову железной пастушки, и убедиться, что это отсюда в 1921 году впервые ушла в эфир радиопередача, а в 1935-м – телевизионный сигнал.

Вот ведь что удивительно: договор с Гюставом Эйфелем мэрия Парижа заключила на 20 лет, а после башню предписывалось разобрать. Куда там! Кто бы позволил! Все привыкли, полюбили… В 1910 году Эйфель продлил договор аренды башни еще на 70 лет.

Давно утихли споры вокруг парижской пастушки, в 1923-м скончался ее создатель, а она все стоит и не ржавеет. Потому что ее раз в несколько лет перекрашивают, расходуя до 60 тонн краски особого колера «коричнево-эйфелевый». И уже давным-давно никто не может представить себе Париж без этой ветреной мадмуазель.

Читайте также: