Конструктор игровой квадрат способствует формированию

Обновлено: 03.05.2024

«Детский сад с.Корнилово» ____________ Решетняк С. И.

«__»____________2019г. Протокол № _____ педсовета от «____» _________ 2019 г.

по развитию интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью технологии

В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

(Срок реализации программы: 3 года)

Плотникова Надежда Владимировна

1.1.Актуальность и новизна __________________________________3

1.2.Психологическое обоснование программы __________________3

1.3.Цель программы _________________________________________4

1.4.Задачи программы : _______________________________________4

1.5.Нормативно-правовая база программы _______________________5

1.6.Ожидаемые результаты ____________________________________ 9

2. Учебно-тематический план _____________________________10

3. Содержание образовательной программы _________________60

Методическое обеспечение программы.

Дошкольное детство - это период рождения личности, первоначального

раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ его

Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре

развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий

и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра

способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для

успешной деятельности в реальной жизни.

Детская игра—вид деятельности детей, заключающихся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной деятельности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей

Отличительная способность игровой деятельности—в её добровольности, высокой активной и контактной зависимости участников.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.

Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым,

жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным человеком.

1. Пояснительная записка

В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:

создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.

Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл,

развивался и обучался одновременно - задача достаточно сложная.

Данная рабочая программа составлена с опорой на технологию

«Сказочные лабиринты игры» Воскобовича В.В., содержанием которой

является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти,

мышления, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие

детей дошкольного возраста.

Актуальность и новизна

Данная программа предполагает учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей. Эффективность использования предлагаемых программой методов и приемов делает предлагаемую программу важным и ценным подспорьем в работе педагогов с детьми.

Развивающие игры Воскобовича имеют ряд особеннос т ей.

Широкий возрастной диапазон участников игр.

Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.

Вариативность игровых заданий и упражнений.

Творческий потенциал каждой игры.

В течение каждого года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры В.В.Воскобовича и игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

Психологическое обоснование программы

Бытует мне ние, что сензитивность дошкольного возраста предопределяет самостоятельное становление познавательных процессов, и вмешиваться в процесс развития совсем не обязательно. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно тренировать и совершенствовать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность. Развивающее обучение способствует не только психическому развитию, но и ускоренному созреванию мозга, совершенствованию его функций.

Дошкольный возрастной период – это важнейший этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. Изменение психических особенностей ребенка происходит под влиянием той деятельности, которую ребенок осваивает на данном этапе. Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьного – мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий этап. В дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем развитии. У него формируются такие познавательные процессы, как ощущение, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе разной деятельности у ребенка пополняется и обогащается словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, теорию речи и речевой деятельности .

1.3. Цель работы по данной программе – развитие логического мышления дошкольников, развитие творческих, познавательных особенностей,

интеллектуальных, умственных и математических способностей.

1.4. Основными задачами реализации программы являются:

-Обучение пониманию и решению логических задач.

-Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.

-Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.

-Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.

-Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».

-Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.

-Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.

-Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.

-Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.

-Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.

Нормативно-правовая база программы

Программа «Путешествие в мир сказок» базируется на основе методических рекомендаций и нормативно-правовых документов.

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" СанПиН 2.4.1.3049-13;

- ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155.

- Конвенция о правах ребенка (ратифицированной Верховным Советом Союза ССР от 13 июля 1990г.).

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998г.

Программа составлена с учетом ФГОС дошкольного образования, в которых утверждены основные принципы, цели и задачи .

самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии;

создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка

в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности,

содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей.

Стандарт позволяет решить основную цель - обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

ФГОС нацеливает на решение следующих задач :

сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;

формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребност

ей и способностей воспитанников.

Необходимо отметить, что для разработки данной программы была проанализирована «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». Акцент делается, главным образом, на возможность обучать детей посредствам активной для них деятельности, в которой наиболее полно проявляется потребность ребенка в преобразовании. Такой деятельностью является творческая игра. Знакомство с каждой методикой проходит через новую сказочную историю о героях игры. Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добивается успеха. Одновременно знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.

В течение каждого года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры В.В.Воскобовича и игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

По решаемым образовательным задачам все развивающие игры В.В. Воскобовича делятся на три группы.

Первая группа игр направлена на математическое развитие детей.

Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями- манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

(«Геоконт», «Волшебная восьмерка», «Конструктор цифр», «Прозрачная цифра», «Чудо – соты», «Чудо-крестики», «Двухцветный квадрат Воскобовича»).

Вторая группа-это игры с буквами, звуками, слогами и словами .

В этих играх ребенок решает логические задачи с буквами, путешествуя по лабиринтам, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. В ре з ультате, процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру.

(«Яблонька», «Парус», «Снеговик», «Звуки и буквы», «Шнур-затейник», «Читайка на шариках 1», », «Читайка на шариках 2»).

Третья – универсальные игровые обучающие средства.

Они могут быть материалом для игр детей и дидактическими пособиями на различных занятиях. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.

(Коврограф «Ларчик», «Игровизор», «Геовизор»)

Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и ориентирована на сложившиеся традиции группы.

В соответствии с ФГОС создана предметно-развивающая среда:

развивающие игры математического характера: «Геоконт», «Волшебная восьмерка», «Прозрачная цифра», «Чудо – соты», «Двухцветный квадрат Воскобовича», «Чудо-цветик», «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат» «Сложи узор», «Танграм», «Колумбово яйцо».

игры с буквами, звуками, слогами и словами: «Яблонька», «Парус», «Снеговик», «Шнур-затейник», «Читайка на шариках 1», «Читайка на шариках 2».

универсальные игровые обучающие средства: Коврограф «Ларчик», «Игровизор».

1.6. Возраст детей – 4 -7 лет

1.7. Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты.

Программа рассчита на на реализацию в течении трех лет.

К концу реализации программы дети научатся:

различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;

использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;

ориентироваться в пространстве и на плоскости;

Повышение степени активности в самостоятельной деятельности.

высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.

Ожидаемым результатом в работе с родителями является:

Повышение педагогической культуры родителей.

Формирование интереса к развивающим играм.

Педагогическая диагностика проводится в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 1 «Методика».

2. Учебно-тематический план

Средня я группа.

-Ф ормировать представление о порядковом счете в пределах 5, знание о цифрах в пределах 5; з акреп ля ть знания о геометрических фигурах.

- Учить детей приёму сложения фигур, конструировать простые плоскостные фигуры.

- Способствовать развитию логического мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять.

- Воспитывать эмоционально - положительный настрой к математическим играм.

Предназначен для организации групповых и индивидуальных игр для развития пространственного мышления, воображения, логики, а также навыков чтения простейших схем. В состав комплекта должны входить строительные элементы различного размера, устанавливающиеся друг на друга подобно пирамиде, и карточки с заданиями нескольких уровней сложности. Детали конструктора должны быть изготовлены из высококачественного пластика, плотно укладываться и стыковаться между собой и исключать возможность неправильной установки. Комплект способствует формированию понятий горизонтали и вертикали, цвета, величины, геометрической формы, симметрии; пригоден для строительства не только простых фигур, но и больших сложных моделей. Количество детей, на которое рассчитан комплект: 1 группа или до 7 малых групп. Целевые возрастные группы: 3–4, 4–5, 5–6, 6–7 лет. Целевые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие. Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструирование из различных материалов.

Состав комплекта (модуля):
КОНСТРУКТОР "ВЕЛИКАН" напольный (144 детали в контейнере) - 1 шт.
КОНСТРУКТОР строительный настольный (130 деталей в контейнере) - 1 шт.
КОНСТРУКТОР строительный настольный тематический (в ассортименте) - 10 шт.
НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ. Конструирование из строительных материалов. Младший возраст. - 1 шт.
НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ. Конструирование из строительных материалов. Средний возраст. - 1 шт.
НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ. Конструирование из строительных материалов. Старший возраст. - 1 шт.

Окончательный вариант комплекта формируется по потребностям ДОУ на необходимую сумму!

Возраст: от 3 до 7 лет
Целевые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Целевые виды деятельности: игровая, двигательная активность, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструирование из различных материалов

Повышение профессионального мастерства педагогов в области развития познавательных способностей у дошкольников средствами технологии, методического комплекта и игровых пособий В. В. Воскобовича.

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

Применение технологии В.В. Воскобовича для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста

Толстенева Е.В., воспитатель

2 младшая - подготовительная к школе группы

Повышение профессионального мастерства педагогов в области развития познавательных способностей у дошкольников средствами технологии, методического комплекта и игровых пособий В. В. Воскобовича.

- познакомить педагогов с технологией В.В. Воскобовича, ее технологическими особенностями и методами работы;

- обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования данной технологии в педагогическом процессе;

- развивать интерес к инновационным образовательным технологиям и практикам;

- способствовать формированию педагогической инициативы;

- воспитывать желание и стремление применять полученные знания в своей педагогической практике.

Материально-техническое обеспечение (оборудование):

мультимедийное оборудование, «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик», графический тренажер «Игровизор» с приложениями, сказочные образы (персонажи и предметы), комплекс «Играем в математику», комплект «Конструктор «Игровой квадрат», комплект «Конструктор «Прозрачный квадрат», комплект «Чудо-конструкторы», комплект «Эталонные конструкторы», комплект «Знаковые конструкторы».

- изучение методической литературы по данному вопросу;

- активное применение и использование данной технологии в ходе реализации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;

- приобретение игровых пособий, а так же самостоятельное изготовление пособий своими руками.

Слайд 1. Введение в проблему

- А кто из вас уже знакомился с этой практикой? Может вы уже имеете представления о ней? Кто знает, что такое «Коврограф Ларчик», «Фиолетовый лес» или «Великолепная восьмерка»? (ответы педагогов).

- Хорошо, давайте отправимся в сказочные лабиринты игры и познакомимся с уникальными пособиями.

В настоящее время игровых технологий, применяемых в детских садах, очень много. Одним из самых творческих и самобытных подходов к развитию детей является технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Данная технология нацелена преимущественно на решение познавательных задач и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует их успешной социализации, речевому и художественно-эстетическому развитию, а также формированию представлений ребёнка о мире природы и человека.

Главной особенностью технологии является то, что она содержит целый комплекс развивающих игр, которые логично, легко и эффективно включаются в привычный педагогический процесс. Это технология открытого кода: ассортимент игр, материалы для их изготовления постоянно увеличиваются, совершенствуются, изменяются, а также пополняются методические разработки с их использованием.

В Российской федерации, Казахстане и Беларуси открыты тьюторские центры, приглашаются педагоги для методических наработок.

Новизна технологии «Сказочные лабиринты игры» заключаются в вариативном дидактическом сопровождении становления интеллектуальных социальных и творческих умений детей в организационной совместной деятельности взрослого и ребенка.

Одной из главных задач дошкольного образования является организация (или оптимизация) в ДОО развивающей предметно-пространственной среды с целью активизации, расширения и обогащения различных видов деятельности дошкольника. Технологический подход к организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО можно осуществить с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.

Развивающие игры В. В. Воскобовича в качестве образовательных средств отвечают современным тенденциям дошкольного образования, направлены на решение ряда возрастных задач, связанных с познавательным и социальным развитием. Использование игровой деятельности как базового процесса для организации совместной деятельности взрослого и ребенка при решении различных образовательных задач позволяет реализовать индивидуализацию в качестве основного принципа современного дошкольного образования.

Слайд 2. Особенности развивающих игр В. В. Воскобовича:

  1. Широкий возрастной диапазон. В одну и туже игру могут играть дети и трех, и семи лет. Это происходит потому что, к простому манипулированию присоединяется система постоянного усложнения вопросов и познавательных заданий.
  2. Многофункциональность игр. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры и буквы, узнает и запоминает цвета и формы, учится ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, развивает внимание, память, воображение.
  3. Вариативность игровых заданий и упражнений. В каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи.
  4. Творческий потенциал каждой игры. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное как детьми, так и взрослому. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течении длительного времени.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая может заинтересовать ребенка и повысить его познавательную активность. Использование развивающих игр В. В. Воскобовича позволяет существенно повысить интерес воспитанников к обучению.

Образовательная идея каждого пособия состоит в применении конкретных умственных действий для достижения цели, поставленной педагогом. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью фигур, цифр, цветов спектра, деталей конструктора, трафаретов, сказок и их героев. В пособиях использован разнообразный материал – резинки, веревочки, липучки и т.п.

Ребенок, приступая к решению образовательной задачи, которая представлена ему через игровое пособие, использует те умения и знания, которые он освоил к данному периоду времени. Для каждого возрастного периода определены среднестатистический норматив психологического развития.

Слайд 3. Фотоматериалы занятий с детьми: групповая, индивидуальная и самостоятельная образовательная деятельность.

Непосредственно образовательная деятельность состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

В вводной части даётся установка, обеспечивается мотивация. Правильная мотивация - залог успешной познавательной деятельности детей. Это может быть появление сказочного персонажа Фиолетового леса (Ворон Метр, Галчонок Каррчик, Пчёлка Жужа и др.), нахождение письма, сундука или загадочного предмета и т.д. Установка на решение проблемы может быть дана в группе или непосредственно в игровой комнате с пособиями.

В основной части решаются обучающие, развивающие и воспитательные задачи в различных игровых ситуациях. Каждое занятие - это придуманная педагогом сказка, в ходе которой дети действует согласно сюжету. Педагог при организации непосредственно образовательной деятельности может использовать «метод краткой сказки». Сказка может быть небольшой, и тогда игровой замысел реализуется на одном занятии. Также возможна реализация педагогических задач в течение нескольких занятий. Всё зависит от возможности детей и от педагогической задачи. В процессе НОД педагогу важно учитывать следующее:

- разумное сочетание различных видов деятельности, в том числе и двигательной;

- использование на занятие разных видов игр;

- поддержку детской инициативы за счёт предоставления возможности самостоятельного выбора средств (игры, схемы) и партнеров для выполнения поставленной задачи, стимулирование желания детей размышлять, рассуждать, делать выводы.

В заключительной части педагог подводит итоги и нацеливает детей на продолжение деятельности. Таким образом, заканчивая НОД, педагог, предварительно подготовив интересные материалы, может предложить детям задание и игровые упражнения для совместной и самостоятельной деятельности в группе. Например, дети могут что-нибудь нарисовать, сделать поделку, сочинить продолжение сказки и т.д.

После проведения занятий педагог обязательно анализируют свою деятельность и деятельность детей. Это важно, так как в ходе занятия творческая деятельность может пойти несколько в ином направлении. Для того чтобы не сложилось тупиковой ситуации, педагог должен быть готов решить проблему заранее, прочитав возможные варианты и подготовив соответствующие схемы и материалы. При таком подходе к организации проведения НОД, педагог всегда может поддерживать детскую инициативу предоставляя детям право выбора.

В основу классификации игр, входящих в технологию «Сказочные лабиринты игры» положены разные признаки: направленность, возраст детей, соответствие ФГОС дошкольного образования.

Вам представлены различные игры и пособия, которыми мы пользуемся в своей работе с детьми:

  1. «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик», они позволяют выполнять интересные и эффективные игровые упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
  2. Графический тренаже «Игровизор», позволяет ребенку рисовать любые фигуры, буквы, цифры, переносить изображение по клеточкам, выполнять графические диктанты на ориентировку в пространстве листа. В отличие от обычного рисования, «Игровизор» значительно повышает функциональность и результативность выполнении каждого задания, так как есть возможность исправления ошибок, использование листов самоконтроля и создания у ребенка ситуации успеха.
  3. Сказочные образы (персонажи и предметы), создают дополнительную игровую мотивацию, помогающую взрослому организовать процесс обучения в ненавязчивой форме. За каждую сказочную область закреплены определенные персонажи, от лица которых осуществляется сказочные действия.
  4. Комплекс «Играем в математику», направлен на развитие логико-математического опыта детей, способствует развитию сенсорных и познавательных способностей, пространственного и логического мышления, воображения, произвольности и концентрации внимания.
  5. Комплект «Конструктор «Игровой квадрат» предоставляет ребенку возможность для развития способностей, творческой самореализации, самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности.
  6. Комплект «Конструктор «Прозрачный квадрат», является средством накопления детьми логико-математического опыта, дающего возможность познавать мир самостоятельно.
  7. Комплект «Чудо-конструкторы», способствуют обогащению представлений о сенсорных свойствах и качествах. Развитие сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины), освоению количественного счета, отношение «часть-целое» и пространственных отношений, формирование конструктивных умений и навыков.
  8. Комплект «Эталонные конструкторы», в игровой форме дают представления об основных сенсорных эталонах (форме, цвете, размере), развитию психических процессов (внимание, память, мышление, воображение), учит выстраивать логические связи и зависимости, способствует тренировке мелкой моторике рук.
  9. Комплект «Знаковые конструкторы» в него входят игры-головоломки, позволяющие в игровой форме проводить тактильный и оптический анализ букв, цифр, конструировать их, что способствует запоминанию графического образа каждой буквы и цифра.

- Сегодня нам хотелось более подробно остановиться на одной из игр-головоломок «Волшебная восьмерка». «Волшебная восьмерка» представляет собой разноцветные палочки, закрепленные на резинках семи цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Цвета расположены также как в радуге, и не могут манятся местами. Если перевернуть палочки на обратную сторону, то мы обнаружим – они одного цвета. Предлагаем вашему вниманию некоторые варианты заданий для разных возрастов.

Слайд 4. Радужные гномы.

Младший дошкольный возраст.

В глубокой пещере живут радужные гномы. Там они добывают сокровища и никогда не выходят из нее. Но они мечтают жить на Волшебной полянке, о которой узнали из волшебной книги.

А вот и наши гномы. Давайте с ними познакомимся. Их зовут Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи.

Давайте угадаем, какое имя подходит каждому из гномов, а подсказкой будет цвет одежды, в которую одеты гномы. Имена гномов – это зашифрованные цвета радуги: Кохле – красный, Охле – оранжевый, Желе –желтый, Зеле –зеленый, Геле –голубой, Селе –синий, Фи –фиолетовый.

И вот гномы решают выйти из пещеры. Но как попасть на сказочную полянку?

Тут как тут появляется Ворон Метр. Он хочет, чтобы мы выполнили его задания, тогда гномы попадут на Сказочную полянку.

Вы готовы помочь гномам?

Средний дошкольный возраст.

У каждой палочки есть свое место или свой домик. Например, палочка красного цвета расположена слева сверху, оранжевая - наверху. А где находится желтая палочка? (справа сверху). А зеленая? (посередине). Голубая? (слева снизу). Синяя? (внизу). Фиолетовая? (справа снизу). В определении местонахождения палочек нам помогу карточки ЛеВ, ПаВлин, ПоНи, ЛаНь.

Переворачиваем палочки цветом к нам. Так же мы можем создать любую цифру, не только восьмерку, давайте попробуем:

- Как вы думаете какие палочки нужно убрать, что бы получилась цифра 3. (ответы) Правильно, а как мы можем ее описать при помощи наших цветов (Ответы)

- Оранжевый (Охле), желтый (Желе), зеленый (Зеле), синий (Селе), фиолетовый (Фи), то есть мы пропускаем те цвета, которые мы убрали.

А если мы сделаем так (убрать палочки, оставив цифру 1), то как мы можем ее описать? (Ответы) правильно: (желтый (Желе) и фиолетовый (Фи).

- А теперь подумайте и ответе, в каких цифрах есть палочка Кохле? (4, 5)

- В каких цифрах нет палочки Желе? (5)

После того как дети хорошо стали ориентироваться в цветах и их последовательности, можно усложнить задание: называть последовательность Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи, но там, где я хочу, чтоб вы убрали палочку, не буду проговаривать ее название, а просто хлопну в ладоши. Это знак - что этой палочки здесь нет в конце вы скажите какая цифра получилась, будьте внимательны:

- Кохле, Охле (хлопок), Зеле, Геле, Селе, Фи (6 нет Желе – желтой палочки). Молодцы!


Игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» от ООО Развивающие игры Воскобовича – это одна из самых первых игр компании-производителя, популярность которой у детей, их родителей и педагогов неизменно высока. Игра является компонентом конструктора «Игровой квадрат» и способствует развитию мышления и воображения ребёнка, формированию навыков конструирования и преобразования одной фигуры в другую, уточнению и расширению пространственных представлений.

«Квадрат Воскобовича 2-х цветный» выполнен из 32-х прямоугольных треугольников, закреплённых на белой тканевой основе. С одной стороны основы находятся 16 треугольников красного цвета, с другой стороны – 16 треугольников зелёного цвета. Они расположены следующим образом: на обеих сторонах тканевой основы каждые 4 треугольника образуют квадрат, в центре которого находятся их вершины с прямыми углами; а 4 квадрата из 16-и треугольников образуют большой квадрат. Все треугольники немного отодвинуты друг от друга и не соприкасаются сторонами, их вершины немного скруглены. Всё это создаёт визуальный эффект белой полосы между сторонами геометрических фигур и выделения центров составленных из треугольников фигур, позволяет без затруднений выделять треугольники как элементы сложенных из них фигур, а также обеспечивает возможность легко сгибать квадрат и превращать его в другие плоские или объёмные фигуры. Некоторые пошаговые схемы их сложения представлены в приложении к игре.

Игры с «Квадратом Воскобовича двухцветным» от ООО Развивающие игры Воскобовича способствуют формированию представлений ребёнка об основных геометрических фигурах и возможности их преобразования, навыков действия в соответствии с наглядно представленным алгоритмом; развитию умения конструировать сначала по схеме, а затем без неё по своему замыслу; закреплению счётных навыков. Благодаря небольшому весу и компактному сложению «Квадрат Воскобовича 2-х цветный» можно использовать не только в непосредственно организованной обучающей ребёнка деятельности, но и для его развлечения в кругу семьи, в поездке на транспорте, на прогулке.

Автор: Ольга Юрьевна Давлатова
Использование игровых технологий в образовательной деятельности должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Возможно ли это? Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная. Технология «Сказочные лабиринты игры» содержит чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий к развивающим играм. Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала и легко вписываются в содержание любой образовательной программы, поскольку они способствуют развитию детей во всех пяти образовательных областях. Наилучший результат в развитии и образовании детей даёт использование технологии «Сказочные лабиринты игры» в образовательных областях «познавательное развитие» и «речевое развитие». Внедряя в практику игровую технологию «Сказочные лабиринты игры» в практику сегодня, несомненно думаешь о завтрашнем дне. Развивая детские способности, педагог становится создателем игрового продукта – среды, пространства. И главная задача – совершенствование его в функциональном, методическом и информационном плане.

Автор: Ольга Юрьевна Давлатова

С технологиями и играми М.Монтессори , Д.Кюизенера и З.Дьенеша , Б.Никитина я знакома и применяю их элементы в воспитательно -образовательном процессе. Использование методики Н.Зайцева не соответствует возрастным особенностям м оей возрастной группы. А вот игровая технология В.Воскобовича мне была неизвестной, новой. Заведомо с перечнем игр я была знакома. Больше всего меня заинтересовали игры «Кораблик «Плюх-Плюх» и «Кораблик Брызг-Брызг». Чем они отличаются, почему у них такие названия …. Стала разбираться между ними и незаметно для себя вникать в игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры». Почему данная технология так называется? Нет на этот вопрос ответа. Каждый, кто хоть слегка коснется умом и сердцем этой игровой технологии, будет находить ответ для себя. Для меня же – это дорожки от игре к игре, в которых встречается персонаж, а в другой игре другой персонаж , и вдруг они начинают взаимодействовать , и получается сказка. Эта сказка ведет нас к другой игре и, незаметно для себя, м ы уже идем по третьей дорожке. Т ак и получается лабиринт. Только из него выходить не хочется. Хочется искать не выход, найдя ответ на вопрос, а идти по лабиринту дальше, создавая свою сказку.

-Почему же ты не вернешься домой?

-Я пытался, но Фиолетовый Лес не отпускает меня.

Технология «Сказочные лабиринты игры» имеет ряд особенностей:

Широкий возрастной диапазон участников игр

С одной и той же игрой могут заниматься деть раннего возраста, 7 лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

Многофункциональность развивающих игр

С одной стороны, с помощью одной игры можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. С другой стороны, одну задачу можно решить с помо щ ью разных игр. Например, требованиями ФГОС дошкольного образования обуславливают отказ от превалирования фронтальной формы работы с детьми. В этом случае можно предложить одному ребенку выполнять работу на « Коврографе », нескольким на « МиниЛарчиках », оставшимся – на графическом тренажере « Игровизор »

В рамках одной игры можно усложнять задачу для каждого ребенка, ориентируясь на зону ближайшего развития. Каждая игра предполагает множество вариаций ее проигрывания, возможность придумывания все новых и новых способов занятий с ней. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

Построение процесса взаимодействия взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности обучающихся на основе сказочного сюжета является одним из эффективных путей активизации познавательных процессов детей. В основе всех сказочных сюжетов лежит Фиолетовый лес и его жители. Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное пространство, заселенное сказочными персонажами. Каждая игра технологии В.Воскобовича относится к определенному комплекту. И в каждом комплекте есть свои герои.

Комплект «Играем в математику» - это королевство Муравия и его правительница Королева Мурана .

Конструктор « Геоконт » - это Поляна Золотых плодов и главный здесь Малыш Гео.

Игровой комплекс « Коврограф Ларчик» и « МиниЛарчик » - это ковровая полянка с персонажами Слоник Лип-Лип и Ляп-Ляп.

Комплект « Игровизор » с приложениями – это страна Маркерленд , персонаж Околесик

Комплект «Чтение через игру» - царство Попугавия , персонаж «Король Попугай»

Конструктор «Прозрачный квадрат» - это Озеро Айс , персонаж Незримка Всюсь .

Конструктор «Игровой квадрат» - страна Волшебных Превращений, персонаж Ворон Метр.

Комплект « Чудо-конструкторы » - Чудо-острова, персонаж Чудесик .

Комплект «Знаковые конструкторы» - Знакоцирк , персонаж Филимон Коттерфильд .

Вся технология выстроена на создании и использовании в работе с детьми «длительных» и «быстрых» сказок. «Длительные» сказки проходят в несколько занятий и завязаны на одной игре, например работа с «Квадратом Воскобовича »:

Разрешение проблемной ситуации,

Проверка выполнения «взрослой» задачи.

Обязательное условия для создание сказки – внесение в нее проблемного элемента. Например:

Однажды Медвежонок Мишик и Галчонок Каррчик отправились в лес за ягодами . Стали собирать их в корзины . ( м оделирование ). Какая корзина у Мишика ? Какая корзина у Каррчика ? Какие ягоды по размеру будет собирать Мишик , а какие Каррчик ? Когда на поляне стали подсчитывать ягоды выяснилось что ? (у Мишика ягод меньше, а у Каррчика больше) (мультипликация). Это Мишика очень растроило ! Как сгладить сложившуюся ситуацию и уровнять количество ягод?

Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключение, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добивается успеха. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.

Взаимосвязь развивающих пособий.

Существуют четкие логические связи между играми, например, система ориентировки в пространстве в играх « Геовизор », « Геоконт », комплект « Коврограф Ларчик», графический тренажер « Игровизор »

Каждая развивающая игра включает в себя определенную систему: каждый новый вариант проигрывания игры или новое задание построены на основе усвоенного раннее содержания и предваряют последующий материал. Например, « Игровизор » с приложением «Катя, Рыжик и Рыбка». Задача: развитие представлений о геометрических формах. Усложнение: нахождение геометрических форм в образах, моделирование геометрических форм, дорисовывание геометрических форм, поиск и восстановление моделей геометрических форм, штриховка и т.д.

Творческий потенциал каждой игры

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в реальности и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка, превращая игровой процесс в «долгоиграющий» восторг.

Комфортность развивающих игр В.Воскобовича обеспечивается рядом факторов:

-качественное изготовление игр.

- удобство работы с играми как для детей, так и для взрослых.

В ходе самообразования мною были изучены следующие дидактические пособия игровой технолгии «Сказочные лабиринты игры»:

-игровой комплект Коврограф « МиниЛарчик » (1-7 лет);

-игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» (1-7 лет) ;

-игра «Кораблик «Плюх-Плюх» из комплекта «Играем в математику» (1-5 лет);

-игра « Чудо- крестики 1» (1-5 лет);

-графический тренажер « Игровизор » (3 -7 лет) с печатной продукцией «катя, Рыжик и Рыбка» (3-5 лет).

Все перечисленные пособия применимы в младшем возрасте. Об этом нам говорит таблица, разработанная автором технологии «Классификация игр по возрастам».

Использование коврографа « МиниЛарчик »

в образовательной деятельности

Коврограф « МиниЛарчик » - это универсальное средство. Ларчик – фольклорный образ, символизирующий бесконечность (как скатерть-самобранка) – достаешь, достаешь из ларчика всякое-разное , а оно не заканчивается. Оно помогает реализовать следующие направления в работе:

каждой из образовательных областей. Немаловажен аспект интеграции данных областей при использовании данного игрового комплекта.

Способствует проведению комплексной работы по развитию у ребенка психических процессов (внимания, памяти, мышления и воображения), осуществлению целенаправленного сенсорного развития (цвет, форма, величина), логико-математического развития ребенка (классификация,

, пространственные отношения), ознакомление с окружающим миром, совершенствование речи и обучение чтению, а также развитию творчества.

Эффективное осуществление сенсорного развития дошкольников:

-формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины.

-обучение способам обследования предметов, умение различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия.

-развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения.

Игровой комплект может использоваться во время, отведенное на непосредственно образовательную дея тельность, в свободной совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в предварительно организованной педагогом самостоятельной деятельности детей. « МиниЛарчик » представлеяет собой уменьшенную копию « Кофрографа Ларчика», предназначен для индивидуальной или групповой работы детей с дидактическими материалами. Использование данного пособия в образовательной деятельности помогает создать комфортные условия для работы и качественно провести занятие . Это волшебный ларец, обладающий неограниченными возможностями для реализации творческого потенциала детей и взрослых. Путешествую по игровому полю вместе со сказочными персонажами, ребенок словно описывает свой путь и ищет решения возникающих проблемных ситуаций (речевое развитие), развивает мелкую моторику руки и зрительную память (физическое развитие).

Игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» - волшебные превращения Квадрата способствуют развитию логического мышления, пространственного воображения, конструктивных умений, мелкой моторики рук. А сказка «Тайна Ворона Метра, или Сказка об удивительных приключениях Квадрата» служит дополнительной игровой мотивацией, побуждающей детей выполнять необходимое по сюжету действие и добиваться результата.

Важно: игра способствует освоению ребенком приемов конструирования геометрических фигур и алгоритмов сложения предметных форм, а выполняя задания сказки, ребенок выращивает свой «золотой плод» превращений.

1.Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

2.Развитие логического мышления (сравнение, анализ, сопоставление).

3.Развитие познавательных интересов и мотивации детей.

4.Сенсорное развитие (цвет, форма, величина).

5.Освоение пространственных отношений.

6.Формирование навыков конструирования.

7.Развитие творческого мышления.

9.Развитие мелкой моторики.

Игра «Кораблик «Плюх-Плюх» - отправляясь в путешествие на пятимачтовом кораблике «Плюх-Плюх» во главе с Капитаном Гусем и лягушатами-матросами, ребенок знакомится с понятием «много», «мало», «поровну», «высокий», «средний», «низкий», «выше среднего», «ниже среднего». Мманипулируя цветными флажками на мачтах, ребенок учится считать, группировать. А волшебный шнурок помогает сплести флажки в узор.

1.Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

2.Сенсорное развитие (цвет, величина).

3.Форммирование количественного отношения.

4.Развитие логики, умения сравнивать, сопоставлять и анализировать.

5.Освоение пространственных отношений.

6.Развитие познавательных интересов и мотивации детей.

7.Развитие творческого мышления.

8.Развитие речи, развитие мелкой моторики.

Игра « Чудо-крестики 1» - игра прекрасно подходит для начального этапа развития у ребенка навыков игры с головоломками. Эта игра развивает представление о сенсорных свойствах и качествах (форма, цвет, размер), способствует освоению количественного счета, отношений «часть-целое» и пространственных отношений.

Важно: игра учит ребенка «читать» составные (детали прорисованы) и силуэтные (части не показаны) схемы.

1.Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

2.Развитие познавательных интересов и мотивации детей.

3.Сенсорное развитие (цвет, форма, величина)

4.Освоение пространственных отношений

5.Формирование навыков силуэтного конструирования.

6.Развитие творческого мышления.

8.Развитие мелкой моторики рук, тактильно-осязательных анализаторов.

Игра « Игровизор » - прекрасное многофункциональное средство для проведения графических диктантов, переноса изображения по клеточкам, штриховки, дорисовки и многое другое. Уникальность « Игровизора » состоит в его многофункциональности (один лист тренажера решает несколько образовательных задач), экономичности (листы с заданиями используются многократно), вариативности (неограниченное количество приложений с заданиями), возможности контроля самим ребенком.

Таким образом , использование игровых технологий в образовательной деятельности должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Возможно ли это? Организовать педагогический процесс так , чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная. Технология «Сказочные лабиринты игры» содержит чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий к развивающим играм. Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала и легко вписываются в содержание любой образовательной программы , поскольку они способствуют развитию детей во всех пяти образовательных областях . Наилучший результат в развитии и образовании детей даёт использование технологии «Сказочные лабиринты игры» в образовательных областях «познавательное развитие» и «речевое развитие» . Внедряя в практику игровую технологию «Сказочные лабиринты игры» в практику сегодня, несомненно думаешь о завтрашнем дне. Развивая детские способности, педагог становится создателем игрового продукта – среды, пространства. И главная задача – совершенствование его в функциональном, методическом и информационном плане.

, «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»,

, «Познавательно-творческое развитие дошкольников в игровой интегрированной деятельности: Методические рекомендации.

Читайте также: