Конструктор королев краткая биография факты

Обновлено: 01.05.2024

Сергей Королев — выдающийся советский конструктор и ученый, академик АН СССР, основоположник космонавтики и крупнейший специалист в области космического кораблестроения. Сегодня достижения исследователя используются в современном ракетостроении.

Детство и юность

Сергей Павлович родился 12 января 1907 года (по старому стилю — 31 декабря 1906-го) в Житомире. Отец, из разночинцев, работал учителем. После распада семьи мальчика отправили к родителям матери в Нежин, где он воспитывался в купеческой семье. С 1917 года будущий ученый жил в Одессе с матерью Марией Николаевной и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным. Школьную программу осваивал дома, с 1922 по 1924 год учился в строительной школе.

Начало карьеры

В 1921 году Королев познакомился с летчиками гидроотряда и участвовал в авиационной жизни, а уже в 16 лет читал лекции об авиации. Первое изобретение, созданное юношей в 17 лет, — безмоторный самолет К-5, рекомендованный к постройке. Окончив строительную школу, молодой конструктор поступил в Киевский политех.

В 1926 году Сергей перевелся в высшее техническое училище в Москве. В столице парень участвовал в организации планерной школы, стал инструктором и испытателем планеров, закончил школу летчиков, посещал аэродинамический кружок и разрабатывал легкие самолеты. Начиная с четвертого курса Королев работал в конструкторском бюро.

В 1929-м в биографии конструктора состоялась знаковая встреча с Константином Циолковским, который посоветовал Сергею заняться полетами в космос, подарил книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендовал обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру — инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).

В феврале 1930 года под руководством Андрея Туполева Королев защитил проект самолета СК-4. Одновременно с этим молодой ученый создал планер СК-3 «Красная звезда», на котором в свободном полете выполнялись петли Нестерова. В марте 1931 года он начал работу в ЦАГИ старшим инженером по летным испытаниям. Главное событие этого периода — встреча с Цандером, который занимался испытаниями двигателя ОР-1.

Позднее Королев возглавил научно-технический совет московской Группы изучения реактивного движения. Первостепенное внимание в ней уделялось ракетному оружию, необходимому для укрепления обороноспособности страны. Сергей Павлович создал первое КБ, вошедшее в историю ракетостроения.

Достижением этого периода стал запуск жидкостной ракеты ГИРД-09, поднявшейся на высоту 400 м. Результаты работы Королев описал в книге «Ракетный полет в стратосфере». Здесь же он осветил возможности некосмического использования ракет в военных и научных целях.

В сентябре 1933 года 26-летнего Королева назначили заместителем директора Реактивного института. Надежды гирдовцев о переходе к серьезным проектам не оправдались, тематика разработок сократилась, и в 1934 году Королев был освобожден от должности. Он остался работать в институте рядовым инженером, сосредоточив усилия на разработке крылатых ракет.

В 1936 году Сергей Павловича назначили главным конструктором отдела РНИИ, разрабатывавшего ракетные летательные аппараты. Ученый обладал удивительной интуицией, энциклопедическими знаниями и опытом. В частности, он первым обосновал концепцию ракетного истребителя-перехватчика, достигающего за несколько минут большой высоты и атакующего самолеты, угрожающие защищаемому объекту.

Арест

Сергея Павловича приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях, а также к 5 годам поражения в правах. В апреле 1939-го инженера этапировали на Колыму, в лагерь, где он занимался тяжелыми работами на золотых приисках. Плохие бытовые условия и суровый климат скоро негативно сказались на здоровье конструктора — он заболел цингой. Только благодаря ходатайству Михаила Усачева Королева выходили в местной санчасти.

Тем временем родственники боролись за освобождение Сергея Павловича, в результате чего дело конструктора пересмотрели, и в 1939-м его отправили в Москву. Только в марте 1940-го, задержавшись в пути из-за болезни, ученый попал в столицу, где прошел новые судебные разбирательства. Теперь его приговорили к 8 годам, после чего перевели в спецтюрьму, где он смог продолжить научную деятельность.

Великая Отечественная война

Находясь в заключении, Королев выступал ассистентом Льва Термена в отделе, занимавшемся проектированием беспилотных летательных аппаратов. Позже, уже под руководством Андрея Туполева, разрабатывал несколько объектов, среди которых оказались бомбардировщики и аэроторпеды. В декабре 1941 года коллектив Туполева эвакуировали в Омск. Здесь самолет Ту-2 был запущен в производство.

Успехи конструктора способствовали его переводу в Казань, где Королев занялся усовершенствованием ракетных двигателей, которые затем применялись в авиации. В 1943-м совершил полет пикирующий бомбардировщик Пе-2 — Сергей Павлович приложил руку к улучшению характеристик этой модели. Через год инженер был досрочно освобожден по приказу Иосифа Сталина, а после начал работать преподавателем в Казанском авиационном институте.

Конструктор МБР

В мае 1946 года советское руководство приняло постановление, положившее начало развитию ракетостроения. В подмосковном Калининграде (сегодня — Королев) создали Государственный союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88). Сергея Павловича назначили одним из главных его конструкторов.

Далее события развивались стремительно. По указанию Сталина создали копию немецкой ракеты. Проводились испытания ракет А-4, собранных из трофейных узлов в институтах Нордхаузен и НИИ-88. Испытывались первые ракеты Р-1, воспроизводившие А-4 уже из своих материалов и по отечественной документации. Королев оказался не только талантливым конструктором, но и организатором, сумевшим скоординировать работу всех подразделений.

Освоение вершин военной техники началось с создания ракеты с дальностью 300 км. В 1948 году была создана ракета Р-2 с дальностью 600 км, способная достичь некоторых американских баз. В результате дальнейших разработок появилась РДД Р-5М с дальностью 1200 км и ядерной боевой частью. Испытания стратегической ракеты проводились на Семипалатинском полигоне 2 февраля 1956 года.

Основным направлением деятельности Королева стала разработка многоступенчатых межконтинентальных ракет. Созданная им баллистическая ракета (МБР) Р-7 имела дальность 8 тыс. км, а модернизированный вариант Р-7А — 12 тыс. км. Жидкостные МБР проигрывали американским твердотопливным, поэтому создали экспериментальную ракету РТ-1 на твердом топливе.

Космонавтика

Военные разработки стали для Королева условием для дальнейшего освоения космоса. 4 октября 1957 года впервые в истории землян запустили искусственный спутник. Спустя месяц, 3 ноября, на орбиту был отправлен второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка. 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин. В реализации этих проектов были задействованы специалисты Совета главных конструкторов, созданного Королевым.

При жизни исследователя успешно осуществили еще семь полетов пилотируемых кораблей, запустили спутники, космические научные станции и системы. Также инженер разрабатывал идеи покорения Луны и Марса.

Личная жизнь

Личная жизнь конструктора оказалась относительно спокойной и гармоничной. Сергей Королев был дважды женат. Первый раз инженер зарегистрировал отношения в августе 1931 года с одноклассницей Ксении Винцентини, в 1935 году супруга родила ему дочь. В 1948 году семья распалась.

Со второй женой Ниной Ивановной Котенковой, переводчицей в НИИ-88, исследователь познакомился на работе.

Смерть

Главного конструктора не стало 14 января 1966 года. Причиной смерти была признана остановка сердца во время хирургической операции. При оперативном вмешательстве для удаления полипов в кишечнике внезапно выявились непредвиденные обстоятельства (у больного обнаружили опухоль, возникла необходимость экстренного введения общего наркоза, чтобы убрать новообразование). Возникли сложности и с интубацией (по некоторым сведениям, у ученого после допросов в конце 30-х годов была сломана челюсть, которая оставалась малоподвижной). Организм Королева не выдержал такой нагрузки.

Память

В память о конструкторе дом в Житомире, в котором родился Сергей Павлович, переоборудовали в музей. Также мемориальный музей открылся в Москве. Имя инженера носит город, где он работал, а также многие улицы и проспекты не только в России, но и в странах СНГ. В разных уголках Земли открыты памятники ученому (некоторые скульптуры запечатлели Королева вместе с Юрием Гагариным, например в Таганроге, перед корпусом радиотехнического института). В честь покорителя космоса названы и космические объекты.

Фамилию исследователя носит самый большой конференц-зал в компании SpaceX, возглавляемой Илоном Маском. Этого американского предпринимателя, миллиардера и инженера многие сравнивают с Сергеем Павловичем по прогрессивности предлагаемых идей и созданных объектов для покорения космоса. В 2021-м американец устроил экскурсию по заводу, производящему корабли Сrew Dragon, для внука и правнука советского конструктора. Маск отметил, что вместе с командой при инновационных разработках обращался к достижениям Королева.

Фигура Сергея Павловича (или же его прообраз) появляется в советских и российских фильмах. В разное время образ конструктора успели примерить на себя актеры Георгий Жженов, Кирилл Лавров, Владимир Ильин и другие. Также биографии ученого посвятила книгу дочь Наталия Сергеевна.

Засекреченный учёный, Колыма и две счастливые монетки

Есть люди, которые просто идут к своей цели. А есть люди, одержимые мечтой. Академик Сергей Королёв относился к таким мечтателям и титул отца русской космонавтики заслужил по праву. Сегодня в его честь назван город, а также множество улиц, проспектов и площадей России. Но при жизни его почти никто не знал, кто стоит за покорением космоса.

Собрали для вас 10 фактов о конструкторе Королёве из новой книги «Чему я могу научиться у Сергея Королёва» :

1. Сергей Королёв родился в 1907 году в Житомире (Украина). Сегодня дом, в котором когда-то рос учёный, стал местной достопримечательностью — Музеем космонавтики. В одном корпусе воссоздан интерьер дома Королёвых , во втором действует постоянная экспозиция, посвящённая ракетостроению и космонавтике.

2. Во время учёбы в Киевском политехническом институте Королёву приходилось много работать: стипендии не хватало на жизнь. Будущий учёный не гнушался работой грузчика, разносчика газет, столяра и кровельщика. Хорошая физическая форма, которую Королёв обрёл в эти годы, помогла ему впоследствии выдержать суровые условия ссылки на Колыме.

3. В 1938 году Королёва объявили «врагом народа» и арестовали. Учёный прошёл московскую Бутырку, тюрьму в Новочеркасске и ссылку на Колыме. Несмотря на все его достижения и уникальный талант, Королёв подвергался пыткам и едва избежал смерти. С тех самых пор он пользовался только душистым мылом: запах хозяйственного напоминал о тюрьме.

4. Свою дочь Королёв назвал Наталией — в честь любимой литературной героини из романа «Война и мир». Наташа Ростова была для учёного идеалом красоты и женственности.

5. Идейными вдохновителями Сергея Королёва были:

  • Григорий Баланин — отчим Королёва, по профессии инженер, начальник электростанции Одесского порта. Он самого детства поддерживал стремление пасынка к изучению авиамоделирования.
  • Константина Циолковский — учёный-изобретатель, теоретик космоса. Его труды подтолкнули Королёва к изучению реактивного движения.
  • Фридрихом Цандер — инженер, один создателей первой советской ракеты. Его достижения укрепили веру Королёва в реальность космических полётов.

6. Первые лекции по авиации Королёв прочитал в 16 лет , а в 17 разработал проект безмоторного самолёта, который защитил перед авиационной комиссией.

Королёв Сергей Павлович – советский конструктор, создатель ракетного оружия и ракетно-космической техники. Наиболее значимая личность ХХ века в космическом кораблестроении.

Королёв Сергей Павлович – советский конструктор, создатель ракетного оружия и ракетно-космической техники. Наиболее значимая личность ХХ века в космическом кораблестроении.

Сергей Павлович Королёв появился на свет 12 января 1907 года в Житомире, на Украине, которая тогда входила в состав Российской империи. Отец, Павел Яковлевич Королёв, работал учителем русской словесности. Мать – Мария Николаевна Москаленко.

В 1915 году Королёв поступает в гимназию в Киеве. Спустя два года, окончив подготовительные классы, переходит в Одесскую гимназию. Здесь Сергей Павлович надолго не задержался – вскоре гимназия прекратила работу. Королёв четыре месяца учится в единой трудовой школе, после этого переходит на домашнее образование. Учили его мать и отчим, которые имели педагогическое и инженерное образование.

В 1921 году Сергей Павлович знакомится с пилотами Одесского гидроотряда и с увлечением погружается в авиационную жизнь. В 17 лет он уже защитил проект безмоторного самолета перед специальной комиссией.

В 1924 году Королев становится студентом Киевского политехнического института, изучает авиационную технику. Все инженерные дисциплины Сергей Павлович прекрасно осваивает за два года. После этого переходит в Московское высшее техническое училище.

В 1931 году Королев совместно с Фридрихом Цандером добился создания Группы изучения реактивного движения. Эта организация вскоре приступает к созданию ракетных летательных аппаратов. 17 августа 1933 года состоялся первый успешный запуск летательного аппарата.

В том же году создается Реактивный научно-исследовательский институт, в котором Королёв становится заместителем директора. До 1938 года Сергей Павлович возглавляет отдел ракетных летательных аппаратов. За это время отдел испытал зенитные, крылатые, баллистические ракеты, зенитные твердотопливные и авиационные ракеты для стрельбы по разным видам целей.

27 июня 1938 года Королева обвинили во вредительстве и арестовали. На допросах применяли пытки. Военная Коллегия Верховного Суда СССР приговаривает Королёва к 10 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере. В 1939 году Королёва отправляют на Колыму, а в 1940 году возвращают в Москву и оставляют работать в тюремных камерах КГБ.

Сначала Королев работает в ЦКБ-29, которым руководит Туполев. Затем Сергея Павловича переводят в ОКБ-16 Казани. В 1943 году назначают главным конструктором группы реактивных установок.

В июле 1944 года Королева освобождают досрочно, он приступает к разработке баллистических ракет. В 1950 году поступает на вооружение ракета Р-1, которая была полной копией Фау-2.

В 1960 году наступил триумф Королёва и его соратников: на вооружение принимают межконтинентальную двухступенчатую ракету Р-7.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на пилотируемом космическом корабле «Восток-1» впервые отправляется на околоземную орбиту. Это был звездный час не только Гагарина, но и Королева, который продемонстрировал всему миру свои конструкторские таланты. После этого были спроектированы корабли «Восток-2», «Союз», начинается создание проекта тяжелой орбитальной станции, тяжелого межпланетного корабля.

Сергей Павлович Королёв - генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, председатель Совета главных конструкторов СССР. Академик АН СССР.

Сергей Павлович Королёв родился 30 декабря 1906 (12 января 1907) года в городе Житомире в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва (1877—1929), родом из Могилёва, и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко (Баланиной) (1888—1980). Ему было около трёх лет, когда Павел Королёв ушёл из семьи. Маленького Серёжу отправили в Нежин к бабушке Марии Матвеевне (1867—1936) и дедушке Николаю Яковлевичу Москаленко (1859—1921).

В 1915 году поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве, в 1917 году пошёл в первый класс гимназии в Одессе.

В гимназии учился недолго, так как её закрыли; потом были четыре месяца единой трудовой школы. Далее получал образование дома — его мать и отчим были учителями, а отчим, помимо педагогического, имел инженерное образование.

Ещё в школьные годы Сергей интересовался новой тогда авиационной техникой и проявил к ней исключительные способности. В 1922—1924 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

В 1921 году познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет — как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 — как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана.

За время учёбы в Московском высшем техническом училище Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. 2 ноября 1929 года Королёв сдал экзамены на звание «пилот-паритель», а в декабре того же года защитил дипломную работу — проект самолёта СК-4. Спроектированные им и построенные летательные аппараты — планёры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта, — показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. Однако, после встречи с Циолковским, Королёва увлекли мысли о полётах в стратосферу и принципы реактивного движения.

В сентябре 1931 года С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Цандер добились создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации — Группы изучения реактивного движения (ГИРД); в апреле 1932 года она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и запущены первые советские жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

17 августа 1933 года был осуществлён первый удачный пуск ракеты ГИРД.

В 1933 году на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) был создан Реактивный научно-исследовательский институт под руководством Клеймёнова. Королёв был назначен его заместителем. В 1935 году он стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов; в 1936 году ему удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную — 217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную — 212 с жидкостным ракетным двигателем. Однако расхождения во взглядах на перспективы развития ракетной техники заставили Королёва оставить пост заместителя директора, и он был назначен на должность начальника сектора.

Королёву было присвоено воинское звание лейтенанта Военно-воздушных сил (ВВС) Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), в дальнейшем воинское звание старшего лейтенанта ВВС РККА. Воинское звание дивизионного инженера инженерно-авиационной службы было присвоено при назначении на должность заместителя начальника РНИИ по научной работе 9 ноября 1933 г., освобожден от должности в начале 1934 г. и 11 января 1934 г. приказом по личному составу РККА был уволен с действительной воинской службы в резерв. Звание, соответствующее генерал-лейтенанту, он получил в 26 лет.

Королёв был арестован 27 июня 1938 года по обвинению во вредительстве, после ареста Клеймёнова и других работников Реактивного института. По некоторым данным, он был подвергнут пыткам — ему сломали челюсть.

25 сентября 1938 года Королёв был включён в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шёл по первой (расстрельной) категории. Список был завизирован Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем.

Королёв был осуждён Военной Коллегией Верховного Суда СССР 27 сентября 1938 года. Приговор: 10 лет Исправительно-трудового лагеря, 5 лет поражения в правах. 21 апреля 1939 года попал на Колыму, где c 3 августа находился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления и был занят на так называемых «общих работах».

Десятого июня 1940 года срок сокращён до 8 лет ИТЛ, в 1942 году в другое КБ тюремного типа — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16 (ныне — Открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение» /ОАО КМПО/), где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. В начале 1943 года он был назначен главным конструктором группы реактивных установок. Занимался улучшением технических характеристик пикирующего бомбардировщика Пе-2, первый полёт которого с действующей ракетной установкой состоялся в октябре 1943 года. Освобождён в 1944 году. 8 сентября 1945 года С. П. Королёв вылетел в Берлин, чтобы в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) участвовать в изучении трофейной ракетной техники. В 1946 году там был создан новый советско-германский ракетный институт «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв.

По собственному заявлению в Военную прокуратуру от 30 мая 1955 года реабилитирован «за отсутствием состава преступления» 18 апреля 1957 года.

Для изучения и воспроизведения ракет ФАУ-2 на крупном подмосковном артиллерийском заводе N 88 в конце 1945 года было организованно Специальное конструкторское бюро по ракетной технике (СКБ РТ). Когда представители СКБ РТ прибыли в институт «Нордхаузен» для ознакомления с ФАУ-2 было принято решение назначить руководителем изготовлением копии ФАУ-2 Королёва.

В 1946 году он был назначен начальником отдела № 3 НИИ-88. В то же время должность Главного конструктора СКБ РТ была заменена на должность начальника и введены должности главных конструкторов по каждой ракете. В результате Королёв стал Главным конструктором.

Говоря о конструировании советских ракет, последовавших за Р-1, трудно разграничить временные периоды по их созданию. Так, об Р-2 Королёв задумывался ещё в Германии, когда проект Р-1 ещё не обсуждался, Р-5 разрабатывался им ещё до сдачи Р-2, а ещё раньше началась работа над небольшой мобильной ракетой Р-11 и первые расчёты по межконтинентальной ракете Р-7.

В 1948 году Королёв начал лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 году успешно сдаёт её на вооружение.

Распоряжением правительства СССР от 24.04.1950 было создано ОКБ-1 НИИ-88, а его начальником и Главным конструктором стал Королёв.

В течение одного только 1954 года Королёв одновременно работал над различными модификациями ракеты Р-1, закончил работу над Р-5 и наметил пять разных её модификаций, завершил сложную и ответственную работу над ракетой Р-5М — с ядерным боевым зарядом. Шли работы по Р-11 и её морскому варианту Р-11ФМ, и всё более ясные черты приобретала межконтинентальная Р-7.

В 1956 году под руководством Королёва была создана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км. Ракета была успешно испытана в 1957 году на построенном для этой цели полигоне № 5 в Казахстане (нынешний космодром Байконур). Для боевого дежурства этих ракет в 1958—1959 годах была построена боевая стартовая станция (объект «Ангара») в районе посёлка Плесецк (Архангельская область, нынешний космодром Плесецк). Модификация ракеты Р-7А с увеличенной до 11 тыс. км дальностью состояла на вооружении РВСН СССР с 1960 по 1968 годы.

В 1957 году Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования); он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.

В 1955 году (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой был назначен С. П. Королёв.

Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трёх- и четырёхступенчатых носителей.

4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.

Параллельно с подготовкой к пилотируемым полётам велись работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разработаны и выведены в космос геофизический Спутник-3, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году созданы и запущены три автоматические станции к Луне: «Луна-1» пролетела вблизи Луны, впервые зарегистрировав Солнечный ветер, «Луна-2» впервые в мире совершила перелёт с Земли на другое космическое тело, доставив на Луну вымпелы Советского Союза, «Луна-3» впервые выполнила фотографирование обратной (невидимой с Земли) стороны Луны, было отснято около 70 % обратной стороны Луны. В дальнейшем С. П. Королёв начал разработку более совершенного лунного аппарата для мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).

12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поразил мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализовал первый в мире полёт человека в космос — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина — по околоземной орбите. Сергей Павлович в решении проблемы освоения человеком космического пространства не спешил. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия.

За подготовку первого полёта человека в космос Королёв был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Опять — скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год — совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года: изучается возможность полёта в космос женщины. После полёта Королёв сказал своей жене, что женщинам в космосе не место.

С 12 по 13 октября 1964 года на более сложном космическом корабле «Восход» в космосе был экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача.

Первый в мире выход в открытый космос состоялся 18 марта 1965 года во время полёта корабля «Восход-2» с экипажем из двух человек. Космонавт А. А. Леонов в скафандре вышел через шлюзовую камеру и находился вне корабля около 20 минут.

Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начал реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».

Ещё в середине 1950-х годов Королёв вынашивал идеи запуска человека на Луну. Соответствующая космическая программа разрабатывалась при поддержке Н. С. Хрущёва. Однако эта программа так и не была реализована при жизни Сергея Павловича из-за отсутствия единоначалия (программа разрабатывалась под руководством Минобороны СССР, в котором Королёв не работал), разногласий с главным конструктором ракетных двигателей Глушко, а также смены руководства КПСС — Л. И. Брежнев не придавал лунной программе такого значения, как Хрущёв.

Королёв был болен саркомой прямой кишки. Кроме того, у него имелись: атеросклеротический кардиосклероз, склероз мозговых артерий, эмфизема лёгких и нарушение обмена веществ. С. П. Королёву была произведена операция удаления опухоли с экстирпацией прямой и части сигмовидной кишки.

Оперировал Сергея Павловича министр здравоохранения СССР, действительный член АМН СССР, профессор Б. В. Петровский, а ассистировал Петровскому заведующий хирургическим отделением, доцент, кандидат медицинских наук Д. Ф. Благовидов. В середине операции был срочно вызван профессор А. А. Вишневский в качестве консультанта.

Во время проведения операции у Королёва открылось кровотечение. Остановить его, удалив полипы, не удалось. Было принято решение вскрыть брюшную полость. Это не входило в первоначальный план операции и не было заранее подготовлено со стороны анестезиологов. Как прореагирует сердце больного на общий наркоз, никто сказать не мог: в больнице Королеву ни разу не сделали ЭКГ. Когда стали подбираться к месту кровотечения, обнаружили крупную опухоль. Это была саркома — злокачественная опухоль. Петровский принял решение удалить саркому. При этом произвели удаление части прямой кишки. Предстояло вывести оставшуюся часть через брюшину. В связи с невылеченной травмой, полученной в ссылке, возникли сложности при интубации трахеи. Ему не смогли правильно ввести дыхательную трубку в трахею. Остановка сердца произошла спустя 30 минут после окончания операции, ещё на операционном столе.

Гроб с телом покойного был установлен в Колонном зале Дома Союзов. Для прощания с покойным был открыт доступ 17 января 1966 года с 12 часов дня до 8 часов вечера. Похороны с государственными почестями состоялись на Красной площади Москвы 18 января в 13 часов. Урна с прахом С. П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене.

В память о достижениях Сергея Павловича Королёва во многих городах установлены памятники, названы улицы и наукоград Королев, Кратер на Марсе. Кратер на обратной стороне Луны. Астероид 1855 Королёв. Присвоены имена многим учебным заведениям. Написано множество книг и снято фильмов.

Королев с собакой перед запуском ее в космос. Архивное фото

Основоположник практической космонавтики, ученый и конструктор в области космонавтики и ракетостроения, главный конструктор первых ракет‑носителей, пилотируемых космических кораблей Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в Житомире (Украина) в семье учителей.

В 1908 году Сергей Королев переехал с родителями в Киев (Украина). С 1910 года жил у родителей матери в Нежине (ныне Черниговская область, Украина), а в 1914 году вернулся в Киев. В 1916 году родители Сергея Королева развелись. С 1917 года он жил с отчимом и матерью в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу. В 1922‑1924 годах учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

Сергей Королев увлекся воздухоплаванием после знакомства в 1921 году с летчиками военной авиации на Базе гидросамолетов в Хлебной гавани одесского порта. В июне 1923 года он вступил в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, а через месяц сам организовал кружки планеризма в одесском порту и на судоремонтном заводе. В 17‑летнем возрасте он создал свой первый проект летательного аппарата — "безмоторный самолет К‑5".

В августе 1924 года Сергей Королев поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение механического факультета. Параллельно с учебой занимался в планерном кружке, где спроектировал несколько летательных аппаратов. Особенно его увлекали принципы реактивного движения и перспективы полетов в стратосферу.

В эти же годы Королев работал разносчиком газет, участвовал статистом в киносъемках, чинил крыши (ремесло черепичника он освоил еще в стройпрофшколе).

В 1926 году для продолжения учебы Сергей Королев перевелся на третий курс аэромеханического отделения механического факультета Московского высшего технического училища (МВТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).

В марте 1927 года он окончил планерную школу при МВТУ, получив звание пилота‑планериста. Сергей Королев занимался еще и в аэродинамическом кружке им. Н. Е. Жуковского, где разрабатывал оригинальные планеры и легкие самолеты. В 1929 году он спроектировал и построил планер "Коктебель" (вместе с Сергеем Люшиным) и 15 октября 1929 года летал на нем на VI Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле. В ноябре того же года получил удостоверение пилота‑парителя, а в июне 1930 года окончил Московскую школу летчиков Осоавиахима, получив квалификацию "летчик".

С четвертого курса института Сергей Королев совмещал учебу с работой. С мая по ноябрь 1927 года работал в конструкторском бюро Государственного авиационного завода № 22 имени 10‑летия Октября, а затем в опытном отделе авиаконструктора Дмитрия Григоровича на заводе № 22. С октября 1928 года исполнял обязанности начальника конструкторской бригады центроплана этого отдела; в марте 1929 года был переведен в опытный отдел при заводе № 28, где участвовал в разработке торпедоносца Т0М‑1 под руководством Поля Эмэ Ришара.
В декабре 1929 года Королев защитил дипломный проект легкого самолета СК‑4 (руководитель Андрей Туполев), а в феврале 1930 года получил свидетельство об окончании МВТУ и присвоении квалификации "инженер‑аэромеханик".

После окончания МВТУ работал начальником бригады моторного оборудования в центральном конструкторском бюро (ЦКБ) на авиационном заводе № 39.

С марта 1931 года Королев начал работать старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где летал вместе с Михаилом Громовым, занимаясь, в частности, отработкой первого отечественного автопилота.

В сентябре 1931 года Сергей Королев принял участие в организации московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД) при Осоавиахиме СССР во главе с Фридрихом Цандером, а в мае 1932 года, оставаясь штатным сотрудником ЦАГИ, стал ее начальником. В августе 1933 года в подмосковном Нахабино он руководил первым в СССР летным испытанием ракеты с двигателем на гибридном топливе "ГИРД Р‑1", а 25 ноября ‑ ракеты на жидком топливе "ГИРД‑Х". Итогом его деятельности в ГИРДе стал врученный в декабре 1933 года нагрудный знак "За активную оборонную работу" ‑ высшая награда Осоавиахима СССР.

В 1933‑1938 годах Сергей Королев работал в Реактивном научно‑исследовательском институте Наркомата тяжелой промышленности (с 1937 года — НИИ‑3 Наркомата оборонной промышленности): заместителем начальника института, старшим инженером сектора крылатых ракет, начальником сектора, начальником отдела, начальником группы, старшим инженером группы. В этот период он разрабатывал ряд проектов летательных аппаратов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939 году).

В 1938 году по ложному обвинению Сергей Королев был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы. Наказание отбывал на Колыме. В сентябре 1940 года Королёв благодаря ходатайству Андрея Туполева был переведен в Особое техническое бюро при наркоме внутренних дел СССР (ЦКБ‑29). Находясь в заключении, работал инженером‑аэромехаником в конструкторском бюро (КБ) Туполева, разрабатывавшем проект пикирующего бомбардировщика Ту‑2.

В июле 1941 года вместе с ЦКБ‑29 был эвакуирован в Омск, где до ноября 1942 года работал технологом КБ и помощником начальника сборочного цеха на авиазаводе № 166 (ныне ПО "Полет").

В ноябре 1942 года Королев был переведен в Казань на авиамоторостроительный завод №16, где в опытном конструкторском бюро спецотдела НКВД под руководством Валентина Глушко работал ведущим инженером ‑ главным конструктором группы реактивных установок, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями.

27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о досрочном освобождении Сергея Королева со снятием судимости.

С сентября 1945 года по январь 1947 года Королев находился в составе группы советских специалистов в Германии, где изучал немецкую трофейную ракетную технику. Работал сначала в специнституте "Рабе" в Бляйхероде в должности начальника группы "Выстрел", а позже первым заместителем начальника, главным инженером института "Нордхаузен".

В августе 1946 года Королев был назначен главным конструктором первой советской баллистической ракеты дальнего действия (БРДД), а также начальником отдела специального конструкторского бюро НИИ № 88 Министерства вооружения СССР (город Калининград Московской области, ныне город Королев). В 1947 году осуществлял техническое руководство первым пуском трофейной ракеты А‑4 на полигоне Капустин Яр. В 1948 году был проведен первый пуск БРДД Р‑1.

В мае 1950 года после реорганизации НИИ‑88 Сергей Королев был назначен начальником и главным конструктором опытного конструкторского бюро (ОКБ), а в сентябре 1951 года на него дополнительно возложили обязанность заместителя директора НИИ‑88.
С конца 1947 года до 1952 года по совместительству он был преподавателем кафедры реактивного вооружения МВТУ.
В 1956‑1966 годах — начальник и главный конструктор ОКБ‑1, выделенного из НИИ‑88 в самостоятельное предприятие (ныне Ракетно‑космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева).

Под непосредственным руководством Сергея Королева было обеспечено создание ракетно‑ядерного щита страны (разработка и сдача на вооружение первых отечественных ракет дальнего действия на высококипящих, низкокипящих и твердотопливных компонентах топлива), начато исследование космического пространства (первые высотные геофизические ракеты, первый искусственный спутник Земли, первый космический полёт человека ‑ Юрия Гагарина, первые научные спутники "Электрон", автоматические станции к Луне, Марсу, Венере, первый отечественный спутник связи "Молния‑1", спутник фотонаблюдения "Зенит"). Были осуществлены работы по программам пилотируемых кораблей "Восток", "Восход", начаты работы по пилотируемым лунным программам, велись проектно‑поисковые разработки по пилотируемым комплексам для полетов к планетам Солнечной системы и другие проекты.

Как инициатор создания и председатель Совета главных конструкторов Королев обеспечивал в 1945‑1965 годах техническое руководство и координацию работ предприятий и организаций страны по ракетным, ракетно‑космическим и космическим проектам, разрабатывавшимся при головной роли руководимого им предприятия.

Сергей Королев был доктором технических наук, действительным членом Академии наук СССР (1958), членом Президиума АН СССР (1960‑1966), дважды Героем Социалистического Труда (1956, 1961), лауреатом Ленинской премии (1957), был награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденом "Знак Почёта" (1945), медалями.

Королев был женат дважды. Первая жена (1931‑1948) — Ксения Винцентини. В 1935 году у них родилась дочь Наталья, но этот брак распался. Вторая жена (1949‑1966) — Нина Котенкова.

Сергей Королев скончался 14 января 1966 года (остановилось сердце после хирургической операции). Урна с его прахом установлена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль его имени "За выдающиеся работы в области ракетно‑космической техники".

Имя Королева носит Самарский национальный исследовательский университет, Военный институт в Житомире, Ракетно‑космическая корпорация (РКК) "Энергия", наукоград Королев в Московской области (переименован в 1996 году из Калининграда), центральный проспект этого города. Именем академика Королева названы улицы во многих городах СНГ. В честь Королева названы два научно‑исследовательских судна, кратер на Марсе, кратер на обратной стороне Луны, астероид 1855, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь‑Шане.

В Москве в доме, где в 1959‑1966 годах жил Королёв, в 1975 году был открыт мемориальный Дом‑музей Королёва. Мемориальные дома‑музеи есть в Житомире и на Байконуре.

Читайте также: