Конструктор куборо в доу

Обновлено: 14.05.2024

Цель методической разработки познакомить педагогов и детей с инновационным направлением образовательных технологий – конструирование посредством конструктора Cuboro.

Конструктор как новая технология вошла в образование совсем недавно и на сегодняшний день является официальной на территории Российской Федерации.

Методическая разработка знакомит с профессией инженера, с конструктором Cuboro и с этапами освоения работы.

В приложение: словарь терминов Cuboro, знакомство с конструктором Cuboro basis.

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С CUBORO

«Cuboro» представляет собой набор одинаковых по размеру (5 на 5 на 5 см) кубических элементов, из которых можно по желанию построить какую угодно дорожку-лабиринт для шарика. Кубические элементы с 12 различными функциями (в базовых наборах) можно использовать в любых комбинациях. В кубиках прорезаны отверстия – прямые либо изогнутые желобки и туннели. Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции дорожек-лабиринтов различных форм. Построение таких систем способствует развитию навыков комбинации и экспериментирования. Работая с этим конструктором индивидуально, парами, или в командах, учащиеся 7 – 11 лет могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

Система cuboro используется в образовательных учреждениях в качестве пропедевтики инженерного образования. Основные задачи данного образовательного процесса, это совершенствование практических навыков конструирования. Развитие у учащихся пространственного воображения, логического мышления, творчества, креативности и умение работать в команде. Выявление и поддержка детей, одаренных в области инженерного мышления.

Образовательная система cuboro направлена на развитие основных социальных навыков soft skills – навыков, позволяющих быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек.

ЛОГИЧЕСКОЕ, СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Традиционный логический подход к восприятию действительности и изучению любого явления основан на том, что наблюдаемая система разделяется на компоненты. Они подвергаются изучению с последующим сбором в одно целое. Выполняя эти действия, человек намеренно упрощает систему, упуская при этом большое количество комбинаций факторов, влияющих друг на друга. Основы логического мышления и необходимость организации сбора отдельных моделей в одну является основополагающими навыками системы cuboro.

УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ПРОЕКТАМИ И ПРОЦЕССАМИ.

«Проектное мышление» — когда человек приходит на работу не для того, чтобы выполнять процессы, а для того, чтобы добиться результата в рамках конкретного проекта, ограниченного во времени.

Большинство видов групповой работы с системой cuboro могут успешно использоваться для проведения специализированных тренингов, начиная от выбора темы до определения целей:

• Описание проекта (тема, требования, критерий)

• Определение методов

• Выполнение заданий и так далее

Креативность и чувство вкуса — эти компетенции машины точно не смогут освоить.

Творческое мышление, креативность, оригинальность, эстетика – основные навыки по которым осуществляться оценка систем cuboro.

Экологическая повестка становится все более актуальной. Поэтому работодатели выделяют эту составляющую системного мышления в отдельный пункт.

Вся продукция cuboro отмечена сертификатом FSC.

Сертификат FSC выдается независимым аудитором на основании строгой ежегодной проверки на месте заготовки леса. Он является признанным знаком качества лесобумажной продукции в 109 странах.

В нашей стране, WWF России в партнерстве с Лесным Попечительским советом (FSC) начали работу по продвижению сертифицированной лесной продукции на рынке, что будет способствовать формированию экологически чувствительного рынка лесной продукции.

УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ, С ГРУППАМИ И ОТДЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ.

По мере смещения фокуса деятельности в направлении «человек — человек», умение выстраивать отношения будет цениться все выше.

Командная/групповая работа с системой cuboro обязательна. Большинство задач системы cuboro рассчитаны именно на командную, коллективную работу.

Команда в системе cuboro может состоять из разных возрастных групп.

Опытные игроки младшего возраста могут давать инструкции, подсказки игрокам старшего возраста с меньшим опытом игры в cuboro.

ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ РАБОТЫ С CUBORO

На данном этапе строим фигуры по инструкции по созданию простых фигур, что подготовит к дальнейшему изучению задач более сложного уровня.

Создание конструкций по главным параметрам

В этом этапе результаты будут во многом зависеть от рациональности и логических навыков. Они формируются благодаря анализу и регулярному тестированию разных подходов во время решения непростых заданий по разработке конструкций из деревянного конструктора.

Создание конструкций по задачам, которые связаны с указанными геометрическими данными

CUBORO – это отличный вариант конструктора для решения задач, которые связаны с заданными геометрическими параметрами. Конструкционные возможности и наличие жестких требований выводят решение задач на совершенно другой, высококачественный уровень.

Формирование фигур по установленному контуру

Задачи на многоразовое применение одних и тех самых блоков, а также задания на достройку предложенных фигур предусматривают различные варианты решений. Благодаря спешному выполнению всевозможных заданий постепенно развивается творческое мышление.

Эксперименты с изменением направления и временем движения шариков, а также группировкой блоков

В этом этапе получают общее понимание по вариантам наборов и разным фигурам, научатся решать простые математические задания и частично поймет теорию множества.

Проведение экспериментов с принципами ускорения

Задачи на этом этапе направлены на то, чтобы появилось желание проводить собственные эксперименты, основанные на принципах ускорения.

«Cuboro – думай креативно» предоставляет возможность развивать регулятивные УУД. Выдаются карточки с заданиями на которых изображены лабиринты, которые им предстоит собрать, получают проблемную задачу:

Подобные задания формулируют и учат удерживать цель, планируют действия в соответствии с поставленной задачей.

В процессе сборки модели дети используют приё м проговаривания для регуляции своего действия: «беру, ставлю,». Осуществляют контроль и самоконтроль, ведь каждый раз они вынуждены сличать свои действия с технологическими картами, также с помощью шариков они постоянно проверяют испытывают модель, правильным путем они идут, добились ли желаемого результата. Ищут ошибки, исправляют, добиваясь поставленной цели.

На этом этапе проводятся соревнования. Используются разные параметры оценки.

Блоки Cuboro идеально подходят для технической рисовки. Составляйте фигуры, следуя законам геометрии, и получайте удивительные изображения, выполненные в новом для вас стиле.

Групповая и проектная работа

Увлекательный конструктор для детей Cuboro может использоваться для проектной или групповой работы, а также в качестве дополнительного обучающего материала во время проведения спец-тренинга.

Большие возможности система cuboro открывает для развития коммуникативных УУД. Дети, работая в парах или группах, учатся договариваться и сотрудничать, представлять свои проекты перед слушателями, выдвигать и доказывать свои идеи, передавать свои знания новичкам или людям не имеющих опыта игры в cuboro.

Очень важно, чтобы дети научились рефлексии своей деятельности, пробовали описывать работу построенной ими системы cuboro, используя специальную терминологию. Для этого ребята получают карточки c заданиями, опираясь на которые они выстраивают свою речь.

Работа с конструктором cuboro способствует формированию универсальных учебных действий (УУД, что является основным направлением нового ФГОС образования. Вся работа с новым для детей конструктором может быть организована как одно большое исследование, когда дети, открыв коробку с кубиками, начинают исследовать её содержимое: сопоставление графических изображений кубиков cuboro с множеством желобов и тоннелей с реальными кубиками из набора, организация тактильных игр направленных на поиск определения кубиками подключая только тактильное восприятие, написание букв, цифр, слов с помощью желобов на поверхности кубиков cuboro, составление простых дорожек от старта до финиша, постоянно усложняя задания и новые условия и построение простых и далее сложных конструкций.

Какая другая деятельность позволит так непринуждённо учить детей видеть, анализировать, контролировать себя, быть предельно внимательным? А главное после достижения поставленной цели следует запуск шариков в построенный лабиринт (невероятно увлекательное действие).

Знакомство с конструктором Cuboro basis.

Набор состоит из 30 элементов - кубиков, а также в его состав входит 5 стеклянных шариков.

На фотографии изображен:

кубик №1 (в наборе 4 шт.)

На одном имеется фирменный логотип "Cuboro", на втором - эмблема FSC - Лесного попечительского совета.

Кубик №2 (в наборе 2 шт.)

Содержит один прямой желоб и один тоннель, расположенный параллельно желобу.

Кубик может использоваться для построения дорожки на поверхности, а также пути шарика в тоннеле, что позволяет реализовать двойное использование.

Кубик № 3 (в наборе 4 шт.)

Аналогичен кубику 2, только дополнительно содержит ещё один желоб, размещённый на грани противоположно первому желобу, но перпендикулярно нему и тоннелю.

Возможности этого кубика довольно широкие. Позволяет реализовать тройное использование. У данного кубика может быть несколько вариантов размещения.

Кубик № 4 (в наборе 1 шт.)

Это перекрёсток путей движения шарика, также кубик содержит тоннель, что позволяет реализовать его двойное и тройное использование.

Кубики №5 (в наборе 2 шт.) и №6 (в наборе 2 шт.)

Содержат на поверхности желоб с поворотом на 90 градусов влево и вправо соответственно, а также прямой тоннель.

Кубики №7 (в наборе 2шт.) и № 8 (в наборе 2шт.)

Содержат на поверхности желоб с поворотом на 90 градусов влево и вправо соответственно, а также так называемый сбрасывающий тоннель, идущий в противоположном направлении поверхностного желоба. Сбрасывающий тоннель предназначен для вывода шарика из тоннеля в желоб на уровень ниже.

Кубики №9 (в наборе 2 шт.) и №10 (в наборе 2шт.)

Содержат на поверхности прямой желоб, а также сбрасывающий тоннель, идущий соответственно вправо и влево от направления поверхностного желоба.

Кубик №11 (в наборе 4 шт.)

Сбрасывающий кубик с поверхности в тоннель другого кубика. Также может использоваться при необходимости для сброса шарика в желоб на уровень ниже. Такой сброс называется резким.

Кубик №12 (в наборе 2шт.)

Сбрасывающий кубик с поверхности в желоб другого кубика на уровень ниже. При этом получается мягкий сброс.

Кубик № 13 (в наборе 1 шт.)

Предназначен в первую очередь для хранения шариков. Кроме этого, кубик может использоваться в качестве завершения дорожки, при этом шарик с поверхности желоба попадает в ячейку кубика, благодаря чему шарики во время игры не будут утеряны.

ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ КОНСТРУКЦИЙ

Построение конструкций пирамидок подчиняется определённым закономерностям и правилам, при четком следовании которым будет построена оригинальная пирамидка.

1. У конструкции должно быть несколько уровней для того чтобы шарик постоянно получал энергию для безостановочного движения.

2. Необходимо избегать длинных горизонтальных участков, особенно содержащих повороты и круговое движение.

3. Сложные дорожки, особенно с круговым движением, рекомендуется размещать на первом уровне, чтобы не тратить большое количество кубиков в качестве базовых.

4. Соединение кубиков друг с другом даёт дорожку на поверхности

5. Соединение кубиков друг с другом даёт тоннель

6. Для сброса шарика с поверхности желоба в тоннель необходимо использовать кубик 11.

7. Для сброса шарика с поверхности желоба в желоб на уровень ниже необходимо использовать кубик 12.

Фотоотчет о работе с Тико-конструктором

Фотоотчет о работе с Тико-конструктором «Есть коробка у меня, в ней живут мои друзья Очень, очень разные: желтые и красные, Зеленые и синие – все дружные и сильные. Вместе любят.

Детский мастер-класс по флористике «Коллективная работа «Осеннее чудо-дерево»

Детский мастер-класс по флористике «Коллективная работа «Осеннее чудо-дерево» Во время осенних прогулок проводим повседневные целевые наблюдения за изменениями, которые происходят с деревьями: расцвечивание листьев.

Фотоотчет «Мы с конструктором играем — мелкую моторику развиваем»

Фотоотчет «Мы с конструктором играем — мелкую моторику развиваем» Ребенок - настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности имеет желание ребенка не только рассматривать.

Фотоотчёт об игре с развивающим конструктором «Молекулы»

Фотоотчёт об игре с развивающим конструктором «Молекулы» Цель: создать условия для развития моторики рук, развития логического мышления, воображение. Новый развивающий конструктор «Молекулы»,.

Игры с конструктором для детей раннего возраста

Игры с конструктором для детей раннего возраста ИГРЫ С КОНСТРУКТОРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Игры с конструктором развивают творческие и умственные способности, ребёнка, его самостоятельность,.

Методическая рекомендации к акции «Марш парков» для старшего дошкольного возраста

Методическая рекомендации к акции «Марш парков» для старшего дошкольного возраста Как прекрасен этот мир На днях Оксана Теликова показала, как её воспитанница Даша готовила конкурсную работу для участия в акции «Марш.

Методическая разработка ко Дню космонавтики

Методическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Наблюдение на территории детского сада «Работа дворника нужна, работа дворника важна»

Наблюдение на территории детского сада «Работа дворника нужна, работа дворника важна» Цель прогулки: - расширять представления детей средней группы о нелегком труде дворника осенью; - прививать любовь детей к труду дворника;.

Слайд1. Понимая, что большую часть времени дети проводят в стенах дошкольного учреждения, очевидно, что именно здесь надо создавать благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка.

Слайд 2 Конструирование из кубиков Куборо полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям. Благодаря этой деятельности быстрее развивается – логическое мышления ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании, быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность в дальнейшем быстрее и лучше овладеть техникой письма

Это еще один фактор для выбора материала, т. к. наша группа компенсирующей направленности, с коррекцией речи.

Слайд 3. Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается конструированием, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. И поэтому кружковая деятельность дает возможность поддержать одаренных детей, помогает в развитии творческих и индивидуальных способностей.

Слайд 4. Отбор способных детей происходил при помощи беседы и наблюдения. Одаренные дети обладают не насыщаемой познавательной активностью, потребностью приобретать новые знания, любознательностью. Задают много вопросов, интересуются кубиками и часто спрашивают о правилах игры; Оригинально мыслят и предлагают неожиданные решения; А главным качеством является - проявления большого желания играть в Куборо.

По итогом отбора сформировалась группа одаренных детей в составе 6 человек – 5 мальчиков и 1 девочка.

Слайд 5. Кружок проводится:

Групповая работа - 1 раз в неделю во вторую половину дня;

Индивидуальная работа – по одному или по парам утром, вечером 1 – 2 раза в неделю.

Слайд 6. Для организации занятий мы приобрели дополнительные наборы кубиков, разной комплектации - это дает возможность разнообразить занятия, стимулирует их познавательную активность, дает возможность проявить творчество.

Слайд 7. Для знакомства детей с данной технологией я составила картотеку игр, с учетом усложнения материала. Предлагаю проиграть не сложный вариант игры «Чего не стало». А сейчас попробуем немного посложнее «Ну ка отгадай» Выложите из коробки 5 разных кубиков, один из вас тайно загадывает кубик из этих пяти, а другой при помощи наводящих вопросов должен отгадать что за кубик вы загадали.

Слайд 8. В своей работе я активно взаимодействую с родителями – для них разработаны буклеты: «Куборо» - не просто конструктор для игры! где дана информация о конструкторе его происхождении и для чего он нужен детям.

- В буклете «Поиграй со мной папа!» родители могут узнать некоторые рекомендации по игре в Куборо.

Родителям и детям предлагаю взять наборы домой и провести выходные с пользой, тогда они с желанием пополняют картотеку игр, понимая специфику этой технологии. При помощи родителей в группе появился волшебная коробочка, которую мы используем для распознавания кубиков на ощупь.

Слайд 9. Освоив игры подготовительного этапа - это узнавание кубиков. Мы перешли к заданиям карточек легкого уровня, из методического пособия CUBORO – ДУМАЙ КРЕАТИВНО.

Наталья Доркина
Куборо как пропедевтика инженерного образования в ДОУ.

Куборо как пропедевтика инженерного образования в ДОУ.

Сегодня, я представлю одно из направлений инновационных образовательных технологий - конструирование посредством конструктора Куборо.

Данная работа ведётся в ходе деятельности кружка «Инженерики», руководителем которого я и являюсь.

Конструктор Куборо как новая технологи вошла в образования совсем недавно и на сегодняшний день является официальной на территории Российской Федерации.

Образовательная система Cuboro знакомит детей с основами конструирования и моделирования,; развивает творческое, логическое инженерное мышление; тренирует пространственное воображениеучит согласованно работать в команде, коллективе.

Для систематизации образовательной деятельности кружка нами разработана образовательная программа…. Занятия проходят с детьми подготовительной группы 1 раз в неделю во второй половине дня по 25 – 30мин. (Вы ознакомились с ней на выставке.)

Предлагаемая модель включает в себя первую ступень –пропедевтика инженерного образования в Доу.

Чтобы разнообразить занятия, и дети не потерли интерес к деятельности,я использую разные технологии, такие например как модульная технологии,Лэп бук, игровая технология. Конструктор куборо,это довольно таки не простой конструктор, прежде чем научиться строить,нужно исследовательски подойти к этому. Развитие детей протекает очень индивидуально, и, соответственно, навык строительства тоже может быть выражен у разных детей очень по-разному.

Идея игры «Cuboro»

«Cuboro» представляет собой набор одинаковых по размеру (5 на 5 на 5 см) кубических элементов, из которых можно по желанию построить какую угодно дорожку-лабиринт для шарика. Кубические элементы с 12 различными функциями можно использовать в любых комбинациях. В кубиках прорезаны отверстия – прямые либо изогнутые желобки и туннели. Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции дорожек-лабиринтов различных форм. Построение таких систем способствует развитию навыков комбинации и экспериментирования. В зависимости от возраста ребёнка «Cuboro» может удовлетворять различным запросам:

Сам набор для постройки лабиринтов вызывает у детей большой интерес

Может использоваться для спонтанного построения и апробирования

Может использоваться для игры и одновременно для удовольствия

Как обучающая игра для геометрического планирования

Как средство для создания функциональных скульптур

«Cuboro» способствует развитию воображения (пространственного) и творческих навыков. Построение из кубиков требует аккуратности и терпения. Благодаря многофункциональным элементам (на разных уровнях или в разных направлениях) можно создать две и более пересекающиеся дорожки-лабиринта, что делает и игру, и ее планирование (в т. ч. с несколькими участниками) интереснее.

Существует возможность выбирать из игровых наборов отдельные элементы, для которых детям даются отдельные задания, в зависимости от целей обучения.

«Благодаря своим практически бесконечным возможностям для комбинирования «Cuboro» позволяет решать неограниченное количество задач разной степени сложности. Таким образом, в игре получают развитие такие когнитивные способности, как трёхмерное и комбинаторное мышление, оперативное и логическое, а также улучшаются память и концентрация»

У детей развиваются практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу, развивается мелкая моторика рук, тактильные ощущения, что способствует их речевому и умственному развитию. Формируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Мы не работаем в пределах только наших стен. Чтобы разнообразить образовательный процесс

Мы выходим в социум!

Наладили взаимодействие с Лицеем №2. Тесно сотрудничаем с преподавателем кружка Куборо Викторией Валерьяновной Нестерок.

Проводим совместные занятия, «В мир куборо». Такие мастер классы делают образовательный процесс интересным для детей, позволяют перенять опыт работы у педагогов.

Так же проводим различные мероприятия внутри Д/С

И вот совсем недавно у нас прошёл Фестиваль Куборо,который был посвящён «Дню космонавтики».

Фестиваль был организован совместно лицеем №2 .В фестивале принимали участие воспитанники детского сада, ученики начальных классов лицея и команды из детских садов «Золотой ключик» и «Солнышко». На таких мероприятиях ребята находят новых друзей, единомышленников, умчаться общаться не только в своем кругу,но и уже в социуме.

А также проводим конференции с родителями,ознакомили их с технологиями используемыми в нашем учреждении. Конференция проводилась в нетрадиционной форме игры,родителям была предоставлена возможность самим испытать на себе этот конструктор.

При рефлексии родители показали своё удовлетворение, как от полученной информацией, так и приобретёнными практическими навыками.

Получили массу положительных эмоций, сбросили с себя груз дневных забот и ушли домой с хорошим настроением.

Мы учувствовали уже в Муниципальном чемпионате Куборо Купинского района, который проходил в лицее №2 заняли первое место среди детских садов.

На сегодняшний день,мы уже заказали два конструктора. Но для того чтобы полноценно вести образовательный процесс кружковой деятельности,

мы написали социально- значимый проект по организации кружка –«Инженерии» с которым вы можете ознакомиться на выставке.

Работу намерены продолжать, так как это интересно детям, большая заинтересованность родителей что бы их дети развивались, приобретали навыки в данном направлении.

Ведь их дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Так Как уже было выше сказано. Предлагаемая модель включает в себя первую ступень –пропедевтика инженерного образования в Доу. Вторая ступень начинается в школе.

В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются задатки про ориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.

Родительское собрание на тему инновационные технологии в ДОУ.

Куборо как пропедевтика инженерного образования в ДОУ.



Мастер класс совместно с учителем лицея№2





Принимали участие в чемпионате по Куборо. Заняли первое место






Методическая работа как фактор повышения качества образования в ДОУ На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с предъявляемыми.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Консультация для родителей «Система здоровьесберегающего образования в ДОУ» Цель: знакомство родителей с основами методик Русской Азбуки – Зарядки (РАЗ, «Гимнастики мозга», точечный массаж по А. А. Уманской Обучение.

Памятка воспитателю ДОУ «ФГОС дошкольного образования» Памятка воспитателю ДОУ «ФГОС дошкольного образования» Календарный план работы • Титульный лист • Список детей группы • Расписание ННОД.

Пропедевтика оптических нарушений письменной речи у старших дошкольников и младших школьников Пропедевтика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, ведь уже тогда.

Проведение диагностических мероприятий в ДОУ как одно из условий качества образования Проведение диагностических мероприятий в ДОУ как одно из условий качества образования. [/b] Необходимое условие реализации основной образовательной.

Реализация дополнительного образования в ДОУ через кружковую деятельность Реализация дополнительного образования в ДОУ через кружковую деятельность Так как наш детский сад «Журавлик» с приоритетным осуществлением.

Статья из опыта работы «Робототехника как технология развития инженерного мышления дошкольников» «Робототехника» как технология развития инженерного мышления». Шипицына Анна Петровна, воспитатель МДОУ детского сада комбинированного вида.

Неделя образования в ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сланцевский детский сад №4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Констрирование в ДОУ

Пропедевтика инженерного образования начинается с ДОУ. Курсы Cuboro в детском саду это эффективный способ развить не только когнитивные функции, но и пространственное воображение, логику, речь, коммуникацию, математические навыки и даже проектирование и алгоритмику.

Сотрудничая с детскими садами, мы ежедневно наблюдаем, с какой большой мотивацией дети играют в игры, где можно что-либо строить. Целенаправленное побуждение опрокидывать башенки демонстрируют уже годовалые дети. Способность же и желание их строить развивается позднее. Развитие детей протекает очень индивидуально, и, соответственно, навык строительства тоже может быть выражен у разных детей очень по-разному.

В детских садах начинают появляться игровые и строительные наборы «Cuboro». Мы поставили себе целью поиск ответа на вопрос: «Какие базовые умения и навыки можно развивать с помощью игровых материалов «Cuboro»?»

Идея игры «Cuboro»

«Cuboro» представляет собой набор одинаковых по размеру (5 на 5 на 5 см) кубических элементов, из которых можно по желанию построить какую угодно дорожку-лабиринт для шарика. Кубические элементы с 12 различными функциями можно использовать в любых комбинациях. В кубиках прорезаны отверстия – прямые либо изогнутые желобки и туннели. Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции дорожек-лабиринтов различных форм. Построение таких систем способствует развитию навыков комбинации и экспериментирования. В зависимости от возраста ребёнка «Cuboro» может удовлетворять различным запросам:

¨ Сам набор для постройки лабиринтов вызывает у детей большой интерес

¨ Может использоваться для спонтанного построения и апробирования

¨ Может использоваться для игры и одновременно для удовольствия

¨ Как обучающая игра для геометрического планирования

¨ Как средство для создания функциональных скульптур

«Cuboro» способствует развитию воображения (пространственного) и творческих навыков. Построение из кубиков требует аккуратности и терпения. Благодаря многофункциональным элементам (на разных уровнях или в разных направлениях) можно создать две и более пересекающиеся дорожки-лабиринта, что делает и игру, и ее планирование (в т. ч. с несколькими участниками) интереснее.

Существует возможность выбирать из игровых наборов отдельные элементы, для которых детям даются отдельные задания, в зависимости от целей обучения.

«Благодаря своим практически бесконечным возможностям для комбинирования «Cuboro» позволяет решать неограниченное количество задач разной степени сложности. Таким образом, в игре получают развитие такие когнитивные способности, как трёхмерное и комбинаторное мышление, оперативное и логическое, а также улучшаются память и концентрация»


«Строят дети бойко на Cuboro-стройке»


I. Целевой раздел

1.1.1. Актуальность программы………………………………………………… 3

1.1.2. Цели и задачи реализации Программы…………………………………. 4

1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы……………………5

1.1.4. Описание конструктора «Cuboro» ………………………………………. 5

1.2. Характеристики особенностей познавательного развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………. 6

1.3. Планируемые результаты освоения……………………………………… 7

1.4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе. 8

II. Содержательный раздел программы

2.1. Содержание работы по программе……………………………………… 10

2.2. Формы и методы организации деятельности…………………………… 10

2.3. Учебный план для работы с детьми старшего дошкольного возраста… 11

2.4. Перспективно-календарное планирование деятельности……………… 12

2.5. Взаимодействие с педагогами и родителями…………………………… 16

III. Организационный раздел

3.1. Календарный учебный график………………………………………… 17

3.2. Циклограмма деятельности…………………………………………… 17

3.3. Материально-техническое обеспечение Программы………………… 17

3.4. Обеспечение учебно-методическими материалами и литературой…… 18

I. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка

Знакомство с конструктором Cuboro в МКДОУ Баганский детский сад №2 «Солнышко» впервые произошло в 2017 году, так как наш детский сад регулярно посещает открытые инновационные образовательные площадки, такие как «Учебная Сибирь» и другие, для обмена опытом и с целью быть в центре всех инновационных событий страны в сфере образования.

Тогда конструктор только «вошел» в нашу страну и нам потребовалось время, чтобы узнать, что это за игровое пособие и как им пользоваться. Нам удалось несколько раз побывать на настоящих международных и всероссийских чемпионатах по Cuboro, а также лично познакомиться с создателем конструктора, швейцарцем Матиасом Эттером, и из личных уст узнать о создании этого игрового пособия. Было интересно узнать, что конструктор изначально был создан для детей с ограниченными возможностями здоровья, а сам Матиас в молодости был воспитателем. Это значительно расширило поле применения конструктора и повысило наш интерес к нему.

В 2017 году нашим учреждением был приобретен набор Cuboro. Все дети без исключения проявляли к нему неподдельный интерес. В марте 2017 года ребята нашего сада участвовали уже в районном чемпионате по Cuboro, участие в котором приняли 3 детских сада и 2 школы в разных возрастных категориях. Наши ребята взяли первое место. В 2018 г на районном чемпионате по Cuboro участвовало 6 детских садов и 7 школ (что говорит о стремительном распространении конструктора), наши ребята получили грамоту за участие.

В связи с эпидемиологической ситуацией в стране проведение открытых зональных соревнований по конструированию в нашем районе приостановилось, однако интерес к Cuboro не иссяк, ни у детей, ни у педагогов.

В соответствии со всем вышеизложенным, а также благодаря тому, что в ходе тесного сотрудничества с российской ассоциацией по проведению чемпионатов по Cuboro, нами были получены ценные схемы для поэтапного развития инженерного мышления и ценных ЗУН у детей посредством конструктора Cuboro, нами было принято решение о проведении кружковой деятельности в этом направлении.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, программа состоит из 3 разделов: целевого, содержательного и организационного.

В целевом разделе определены цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к её формированию, значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч. характеристики особенностей познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, а также планируемые результаты освоения Программы и мониторинг индивидуального развития ребёнка.

В содержательном разделе определены используемые в работе образовательные технологии: формы, способы, методы и средства реализации Программы, разработано календарно-перспективное планирование на учебный год, а также формы и методы взаимодействия с семьями и социумом.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает календарный учебный план и циклограмму распределения рабочего времени руководителя кружка.

Основная образовательная область - познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность и пропедевтика инженерного образования).

Возраст детей: 5-7 лет (старший дошкольный возраст).

Срок обучения: с 1 сентября по 31 мая.

Место проведения: группа «Одуванчики».

Объем: 34 уч. ч., 1 раз в неделю, продолжительность 25-30 минут.

Материалы и оборудование: конструкторы «Cuboro», схемы построек, использование ИКТ, (дополнительные материалы будут указаны ниже, согласно каждому занятию).

В современном мире все больше ценится инженерное образование. Именно в детском саду закладываются основы для будущей профессии ребенка, все ценные знания, умения, навыки, которые в дальнейшем раскрываются и развиваются в школе и так далее. Наша страна нуждается и всячески поддерживает развитие талантливых и одаренных детей. В свою очередь инженерное направление помогает раскрыться скрытому таланту, в ходе занятия конструированием дети становятся предприимчивыми, дружными, организованными; у них появляются высокие цели (создавать новое, решать сложные задачи). Именно поэтому сейчас наиболее актуальным становится находить и развивать задатки детей уже в детском саду, в том числе посредством конструирования.

Cuboro развивает пространственное воображение, логическое мышление, концентрацию внимания и творческие способности. Благодаря ценным качествам, которыми наделен конструктор, он так полюбился детям и взрослым. Конструктор Cuboro представляет собой прекрасный готовый материал для работы (например, в случае конструирования из бумаги (оригами) требуется некоторая подготовка в сборе материалов), что значительно повышает ценность пособия.

Cuboro полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками конструирования быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

- создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих формирование и развитие у старших дошкольников инженерных компетенций через конструкторские умения на основе игры с конструктором «Cuboro»;

- пропедевтика инженерного образования в ДОУ.

1. Развитие когнитивных способностей дошкольников (трёхмерное, комбинаторное, оперативное и логическое мышление).

2. Развитие зрительной и тактильной памяти и концентрации внимания у детей старшего дошкольного возраста.

3. Учить решать неограниченное количество задач разной степени сложности.

4. Развитие у дошкольников пространственного воображения, творчества, креативности и умения работать в команде: творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального.

5. Совершенствование у дошкольников практических навыков конструирования и моделирования: обучать конструированию по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу.

6. Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

7. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

8. Выявление и поддержка детей, одаренных в области инженерного образования для дальнейшего развития «Cuboro» в начальном общем образовании.

1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам, реализованным в Программе.

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;

• соответствует критерию полноты, позволяя решать поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей;

-решает программные образовательные задачи в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

- учитывает ведущий вид деятельности дошкольника – игру.

Cuboro представляет собой набор одинаковых по размеру (5 на 5 см) кубических элементов, из которых можно, по желанию, построить какую угодно дорожку-лабиринт для шарика. Кубические элементы с 12 различными функциями можно использовать в любых комбинациях. В кубиках прорезаны отверстия – прямые либо изогнутые желобки и туннели. Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции дорожек-лабиринтов различных форм. Построение таких систем способствует развитию навыков комбинации и экспериментирования. В зависимости от возраста ребёнка Cuboro может удовлетворять различным запросам:

¨Сам набор для постройки лабиринтов вызывает у детей большой интерес;

¨Может использоваться для спонтанного построения и апробирования;

¨Может использоваться для игры и одновременно для удовольствия;

¨Как обучающая игра для геометрического планирования;

¨Как средство для создания функциональных скульптур. На поверхности и внутри кубиков куборо, имеются симметрично подобранные углубления и отверстия. Соединяя кубики, Вы имеете возможность создать лабиринты разной сложности.

Существует возможность выбирать из игровых наборов отдельные элементы, для которых детям даются отдельные задания, в зависимости от целей обучения. Благодаря своим практически бесконечным возможностям для комбинирования.

  1. Характеристики особенностей познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер.

Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения.

Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности, и у ребенка-дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется. Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного.

Перестраивается воображение: из репродуктивного, воспроизводящего оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь. Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно.

Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом, моделирование и конструирование. Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований. Преобразование ребенком предметов в ходе экспериментирования теперь имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется порциями, последовательными актами и после каждого такого акта происходит анализ наступивших изменений. Последовательность производимых ребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития его мышления.

Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате ребенок часто получает неожиданные новые знания, у него формируются новые способы познавательной деятельности. Происходит своеобразный процесс самодвижения, саморазвития детского мышления. Это свойственно всем детям и имеет важное значение для становления творческой личности. Наиболее ярко этот процесс проявляется у одаренных и талантливых детей. Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого типа», предполагающие множество верных решений (например, «Как вытащить машину из ямы?» или «Как можно использовать в игре кубик?»). Моделирование в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности - игре, конструировании, рисовании, лепке и др.

Благодаря моделированию ребенок способен к опосредованному решению познавательных задач.

В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения (графические схемы). Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки. Так, ребенок охотно считает членов своей семьи, но не учитывает себя самого. Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, предмет - система предметов, случайность и т. д.).

В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний:

  • знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач.
  • знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения (математические знания, грамматические явления, обобщенные способы конструирования и др.).

Система знаний включает две зоны - зону устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, полу знаний. Вопросы детей - показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов, заданные для того, чтобы получить помощь или одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания. В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это - одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. У детей развиты практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу, мелкая моторика рук, тактильные ощущения, что способствовало их речевому и умственному развитию. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

В итоге, к выпуску в школу, у детей подготовительной группы, развиты: когнитивные способности (трёхмерное, комбинаторное, оперативное и логическое мышление), память и концентрация, пространственное воображение, креативность и умение работать в команде, умение творчески решать поставленные задачи разной степени сложности, находить новые и оригинальные идеи, изобретательность. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются задатки проф. ориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.

  1. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе.

Итоговый мониторинг по обработанной информации индивидуальной карты развития.

Читайте также: