Конструктор лего развивает воображение

Обновлено: 15.05.2024

В настоящее время остро испытывается нехватка людей специалистов, которые могут творчески мыслить, творить, применять свои идеи на практике, быть лидерами и изобретать новые нестандартные творческие теории и идеи.

Необходимо понимать, что учить этому человека следует с раннего возраста и прививать ему тягу к творчеству с первой ступени образования – с детского сада.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Поэтому, одним из приоритетных направлений современной педагогики, является развитие творческого потенциала личности каждого ребенка ФГОС.

Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и воплощении этого замысла, в умении пользоваться своими знаниями и умениями в реализации замысла. Многие возможности ребёнка, которые от природы заложены в нем, могут не проявиться сами собой, они требуют некой помощи в виде воспитательного воздействия специально организованной деятельности.

В дошкольном образовательном учреждении образовательной процесс имеет системно-деятельностный подход, который представляет собой чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в систематической работе с элементами LEGO, так как она вырабатывает у детей тягу к творчеству и познанию нового, стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и… разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности создания нового.

Работая с детьми я заметила, что именно LEGO конструкторы, привлекают внимание детей, помогают им изобретать что то новое, не похожее и не стандартное, помогающее развить игровой замысел, привлечь других детей к игре, с последующим додумыванием и доконструированием своих идей.

Конструкторы LEGO – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. Конструктивная деятельность требует высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим расчет, продуманность, определенная последовательность и точность в работе. Активизации внимания способствует конструирование по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры. Конструкторы LEGO воплощают идею модульности, наглядно демонстрирующего детям то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также прививают навыки сборки, ремонта и разборки техники.

LEGO конструкторы могут использоваться как в самостоятельной деятельности детей, так и в организованной образовательной деятельности в дошкольной организации.

По требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий, LEGO-конструирование введено в образовательный процесс ДОО и определено как вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, умений наблюдать и экспериментировать.

Использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к творчеству, проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, а также способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи, что соответствует задачам развивающего обучения определенных в ФГОС ДО.

Так как в детском саду образовательные области не существуют в «чистом виде», всегда происходит их интеграция, то используя LEGO-конструирование есть возможность интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

Также художественно-эстетическое направление образовательной деятельности в LEGO - конструировании реализуется при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда может использоваться не только конструктор, но и бумага, карандаши, бросовый материал для создания целостного образа произведения.

Для более эффективной работы по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста целесообразно так же применять нетрадиционное использование конструктора LEGO в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, например:

1) рамка из LEGO – применяется в оформлении поделок, рисунков детей.

2) штамп из LEGO – детали конструктора применяют в качестве штампа при создании рисунков.

3) обыгрывание рисунков – детали (постройки)LEGO выступают в качестве 3д моделей.

4) Театр с моделями LEGO конструктора – любая постановка заиграет по новому с ярким красочными посторойками и героями, которых самостоятельно собрали из деталей конструктора.

5)Моделирование музыки – воссоздавать сюжет услышанной музыки с помощью конструирования из деталей LEGO и многое другое.

У каждого ребенка с рождения имеются конструкторские, изобретательские и исследовательские задатки, которые проецируют в ребенке живую фантазию, живое воображение. Но для того, что бы заложенные природой задачи реализовались в полной мере, необходима системная работа - дети, педагоги, родители.

1. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. Фешина Е.В. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 144с.

2. Рабочая программа Власова Л. П. по «Легоконструированию»

4.Волкова, С. И. Конструирование С. И. Волкова – М.: Просвещение, 2009. – 206 с.

Научный руководитель –старший преподаватель Нуриева А. Р.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет, факультет дошкольного образования

Дошкольный возраст – один из самых благоприятных периодов для развития творческой активности, ведь именно в это время можно заметить первые проявления детского творчества (интересно придуманная сказка или история, оригинальная идея рисунка, интересный замысел игры, неординарный способ решения задачи). В арсенале педагога ДОУ находится множество средств и приемов развития детского творчества, среди которых можно выделить изобразительную деятельность, сказку, музыкальные занятия. Однако в настоящее время выделяют еще одно эффективное средство – конструктор LEGO. Конструктор LEGO является универсальной развивающей детской игрушкой, которая дает возможность ребенку воплотить свой задуманный образ, творить. Конструктор LEGO развивает творческое воображение, творческие способности, делает занятия более разнообразными и красочными [6].

Творчество – это деятельность, которая порождает качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, имеющее социальное значение. Опираясь на исследования Л. С. Выготского [3], можно утверждать, что центральным компонентом творчества является способность к воображению. Воображение свойственно только человеку и оно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Имея развитые творческие способности, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

А. И. Савенков, Д. В. Ушаков согласны с мнением Я. А. Пономарева, считающий, что творчество возможно тогда, когда человек активен и деятелен. В процессе творчества активность проявляется как непроизвольная активность психики, возникает целый поток идей, образов, ассоциаций [9]. Д. В. Ушаков, Я. А. Пономарев относят творческую активность к потребности в новых знаниях и связана эта деятельность не с целью, а с созданием «побочного продукта» в процессе этой деятельности [9].

Г. С. Арефьева утверждает, что творческая активность – это «высший уровень активности человека» [1]. А. М. Коршунов относит к творческой активности ту деятельность, которая отличается новизной и оригинальностью [9]. По мнению В. Ф. Овчинникова, творческая активность - это одно из проявлений личности, говорящее о ее яркой индивидуальности, способности выдвигать нестандартные решения [8].

Д. Б. Богоявленская характеризует творческую активность как интеллектуальную активность и считает, что она связна с мышлением [2]. Г. И. Щукина утверждает, что творческая активность это личностное образование, выражающее отношение индивида к его деятельности: внимательность, живое участие в процессе, быстрое реагирование [12]. Н. П. Алешаева рассматривает творческую активность, как качество личности и той деятельности, которой она занимается. Творческая активность проявляется в совокупности потребностей, мотивов, интересов, а в ее основе лежит осознанный творческий поиск. Она выделила следующие показатели творческой активности : самостоятельность, оригинальность, новизна результатов и способов деятельности [7].

В основе творческой активности лежит творческое воображение. Творческое воображение изучали многие исследователи, и они по-разному смотрели на его определение. По мнению А. Г. Асмолова, творческое воображение это характерная черта личности. А. Г. Ананьев рассматривал его как основную жизненную необходимость, А. Н. Леонтьев как совокупность устойчивых смысло-образующих мотивов, С. Л. Рубинштейн как динамическую тенденцию, обусловленную мотивами человеческой деятельности [5].

Л. С. Выготский считал дошкольный возраст сенситивным периодом для развития творческого потенциала, что этот процесс важное центральное новообразование дошкольника [3].

Дошкольный период самый благоприятный для развития творческих способностей, так как дети в этот возрастной период любознательны и имеют огромное желание познать окружающий мир. А стремление познать окружающий мир становится предпосылкой для творческой деятельности. А. В. Ершова в своей книге писала что, детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребенка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения [5].

Исследования Л. С. Выготского [3], В. В. Давыдова [4], Е. И. Игнатьева [7], Д. Б. Эльконина [13] отмечали, что эффективность учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном учреждении в значительной степени определяет творческая активность. Они указывали на то, что творчество и творческие способности являются условием продуктивного усвоения детьми новых знаний и развития творческой личности ребенка.

Творческая активность в дошкольном возрасте взаимосвязана, по мнению Г. И. Щукиной [12], B.C. Юркевича [14] с познавательными возможностями ребенка, по мнению Л. А. Венгера, Н. С. Лейтеса, Н. Н. Поддьякова с умственным развитием ребенка и его уровнем мышления[10].

Е. Е. Туник выделил следующие характеристики творчески активного ребенка :развитая речь и словарный запас;хорошо обучаемы, быстро усваивают материал;способны к абстрактному мышлению;легко решают поставленные задачи;обладают большей концентрацией внимания;независимы, изобретательны, любознательны;обладают тонким чувством юмора;остро реагируют на несправедливость [11].

О. М. Дьяченко выделяет три этапа становления творческой активности в детском возрасте.

Первый этап приходится на период, когда ребенку исполняется 2,5-3 года. Второй этап – на период 4-5 лет. Творчество в эти два периода носит воспроизводящий характер, так как дошкольнику свойственно следовать образцам. К этому возрасту в процесс творческой деятельности включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Творческие способности развивается в процессе рисования, конструирования, ролевой игры. В 6-7 лет начинается бурное развитие творческих способностей ребенка. Этим обозначается начало третьего этапа в развитии данного процесса в детстве. В этот период у дошкольника возникают воображаемые друзья или враги. Творчество претерпевает качественные изменения [5].

Важную роль в развитии творческой активности играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Среди продуктивных видов деятельности можно выделить конструирование, так как в результате мы получаем конкретный продукт [8].

Среди разнообразия видов конструирования наибольшую популярность приобрел конструктор LEGO. Конструктор LEGO приобрел широкую популярность во многих ДОУ, так как он позволяет решить многие задачи по развитию мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.). Играя с конструктором, у дошкольников формируется умение действовать последовательно, развивается моторика пальцев, творческая активность и творческое воображение. Конструктор LEGO расширяет знания и представления детей об окружающем мире, обогащает их опыт взаимодействия и с предметами [10].

LEGO-конструктор активно развивает детское творчество, поэтому для успешного решения данной задачи, чтобы конструирование носило творческий характер, необходимо, чтобы ребенок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки. Например, при создании лего-рамки в изобразительной деятельности детям предлагается на основе картин знаменитых художников создать свою лего-рамку, или детям предлагается стать волшебником и оживить картинку: сначала дети рисуют пейзаж, а затем с помощью LEGO-конструктора заселяют данную картинку лего-героями. Все это развивает творческую активность дошкольников. Создание лего-конструкций к сюжетно-ролевым играм или к театрализованной деятельности способствуют созданию творческого пространства, развивают творческое воображение и творческое мышление. Создание лего-шумелок на музыкальных занятиях способствуют созданию атмосферы творчества и радости [13].

Творческие способности при конструировании у детей проявляются в умении умело сочетать знакомые элементы по-новому. Особенность LEGO-конструктора в развитии творческого потенциала детей заключается в том, что он учить ребенка созидать и разрушать, для создания чего-то нового. В. В. Зеленский утверждал, что ломая свою собственную постройку из LEGO, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые ее части, выступая в роли творца [9].

Таким образом, важную роль в развитии творческой активности играет конструирование с помощью LEGO. LEGO-конструктор – одна из любых игрушек детей дошкольного возраста, обладающая мощным развивающим потенциалом. С помощью LEGO-конструктора развивается мышление, речь, познавательная и творческая активность, воображение. LEGO-конструирование – это вид творческо-продуктивной деятельности, так как эта деятельность дает возможность свободно конструировать задуманное, дает возможность творить и мыслить нестандартно. LEGO-конструктор в рамках ДОУ может использоваться в различных видах деятельности: в НОД, в игровой, театрализованной деятельности, на музыкальных занятиях и занятиях изобразительной деятельности.

1. Арефьева Г. С. Общество, познание, практика /Г. С. Арефьева. – М. : Академия, 2015. – С. 206.

2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. / Д. Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – С. 274.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский. – СПб. : Питер, 2013. – С. 305.

4. Давыдов В. В. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов /В. В. Давыдов. – М. : Академия, 2018. – С. 176.

5. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника : метод. пособие для воспитателей и родителей /О. М. Дьяченко. – М. : Мозаикка-синтез, 2017. – С. 128.

6. Ерофеева Е. М. Конструирование для дошкольников : Книга для воспитателя детского сада / Е. М. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – С. 339.

7. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е. И. Игнатьев. – М. : Академия, 2016. – С. 134.

8. Овчинников В. Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека / В. Ф. Овчинников. – М. : Академия, 2014. – С. 87.

9. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. / Л. А. Парамонова. – М. : Первое сентября, 2010. – С. 79.

10. Поддьяков Н. Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. / Н. Н. Поддьяков. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – С. 407.

11. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления /Е. Е. Туник // Школьный психолог. – 2008. – № 45. – С. 45-48.

12. Щукина Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике /Г. И. Щукиана. – М. : Просвещение, 2010. – С. 352.

13. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. / Д. Б Эльконин. – М. :МОДЭК, 2017. – С. 417.

14. Юркевич В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей / В. С. Юркевич. // Вопросы психологии. – 2008. – №2. – С. 25-28

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Конспект занятия с использованием конструктора LEGO WeDo «Путешествие в страну LEGO» для детей подготовительной группы

Конспект занятия с использованием конструктора LEGO WeDo «Путешествие в страну LEGO» для детей подготовительной группы Цель: создание модели «Самолет» по пооперационной карте с использованием конструктора LEGO WeDo. Задачи: • обучающая: продолжать формировать.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

В настоящее время пересматриваются основные принципы дошкольного образования. Ребёнок активно стремится к познанию окружающей действительности, испытывает интерес ко всему неизвестному, к прошлому и будущему, устройству мира. Он задаёт много вопросов, строит догадки, рассуждает, обдумывает и ищет различные способы решения проблемных ситуаций

XXI в. внёс в систему образования дошкольников новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно_коммуникативные средства, и простыми иллюстрациями в книжках их уже сложно удивить.

Развитие образовательного процесса идёт по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Интеграция образовательных областей, по словам Л.В. Трубайчук [4], гармонично объединяет эти направления в единый, неразрывный образовательный процесс, гарантируя высокие результаты развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком качества, такие, как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, которые наилучшим образом способствуют выявлению и развитию одарённости детей. В то же время педагог, на наш взгляд, должен искать способы наиболее интересного и в то же время несложного развития вышеперечисленных качеств.

Трудно заинтересовать детей абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если они не понимают цели его изучения. В своей профессиональной деятельности мы стремимся использовать разнообразные приёмы и методы развития одарённости. Педагог и сам должен обучаться новым, современным технологиям, ведь нынешние дошкольники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики и хотят всё это изучать и использовать в процессе образования.

Одним из путей достижения наших целей является совместная интеграционная деятельность дошкольника, педагогов и родителей по легоконструированию.

LEGO – это уникальный конструктор, из деталей которого можно построить как обыкновенную башню, высота которой будет отмечена в книге рекордов Гиннеса, так и робота, способного производить замеры освещённости и температуры окружающего пространства или сортировать предметы по корзинам.

Компания LEGO Group разработала много серий конструктора для досуга детей. Однако нас больше всего интересует обучающая серия LEGO Education, созданная не только для развлечения, но и для развития умственных способностей детей, развитие воображения, мышления, памяти

. В серию входят разнообразные конструкторы: это и модели для детей от 3 лет для составления и обыгрывания бытовых сюжетов, и элементарные механизмы, приводящие модель в действие от натянутой пружины или солнечной батареи, и робототехника.

Сконструировать действующие модели роботов можно на базе конструкторов серии LEGO Mindsrtoms. Её выпуск начался в 1998 г. Конструктор состоял из устройств с моторами, датчиками и микрокомпьютером, а так_же обычных деталей LEGO для сборки действующих роботов.

Идея создания неживой материи, которая выполняет самостоятельные движения, в то время была просто поразительна! Для конструирования и программирования современных роботов, технологически очень сложных, необходимы обширные знания и специальные навыки. Однако серия конструкторов LEGO Mindsrtoms делает робототехнику лёгкой и увлекательной как для взрослых, так и для детей [5]. Конструкторы этой серии предоставляют дошкольникам возможность в процессе создания и программирования роботов приобретать разные знания, умения и навыки. Дети знакомятся со способами конструирования и программирования, узнают, как делить общую задачу на более мелкие составляющие, выдвигать гипотезы и проверять их и как обходиться с неожиданным результатом.

У ребят появляется возможность получить представления о различных механизмах, а также о планировании и создании конструкции.

Перечислим самые популярные конструкторы серии LEGO Mindsrtoms:

_ WeDo (с 4 лет), знакомящий детей с простейшими креплениями деталей, которые приводят друг друга и всю конструкцию в движение при помощи программы, составленной на персональном компьютере;

_ RCX (с 7 лет), где можно не просто собирать движущиеся модели, которые действуют автономно на батареях питания типа АА, но и производить элементарные измерения окружающих факторов (степени освещённости, температуры и т.д.);

_ NXT (с 10 лет) – последнее на сегодня детище компании LEGO Group в области робототехники.

В дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) требования к детям при работе с LEGO не очень серьёзные: мы учим ребят правильно создавать конструкции по схемам. Тем не менее это позволяет нам не только развивать в детях навыки конструирования, но и решать проблемы в других образовательных областях, предусмотренных программой ДОУ. Используя конструктор, мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, при достижении которых они, сами того не замечая, обучаются.

Развитие воображения в конструктивной деятельности ,активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинальног.

В ДОУ г. Челябинска проходил эксперимент на базе детских групп, работающих по программе «Одарённый ребёнок» для детей 5–7 лет. Её задача состояла в максимальном развитии умственных способностей детей с помощью построения и использования ими наглядных моделей. Под наглядными моделями понимаются такие виды изображения различных предметов и явлений, в которых выделены и представлены в обобщённом и схематизированном виде основные отношения их компонентов, обозначенные условно. Наглядные модели создаются детьми в разных видах деятельности, в том числе в рисовании, конструировании, сюжетно_ролевых играх. Программа эксперимента включала занятия, обеспечивающие развитие способностей детей к конструированию: «Ознакомление с пространственными отношениями», «Конструирование», «Логика», «Математика».

Творческая, не рутинная деятельность всегда привлекательна для ребёнка и заставляет его думать, поскольку связана с созданием чего_либо нового, открытием нового знания или своих новых возможностей [1].

Это является сильным и действенным стимулом к занятиям легоконструированием, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей при создании изделия. Если деятельность ребёнка находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей, то она ведёт за собой развитие его способностей, реализуя зону потенциального развития (Л.С. Выготский) [2]. Деятельность, не находящаяся в пределах зоны оптимальной трудности, в гораздо меньшей степени благоприятствует развитию способностей. Если конструкторская работа для ребёнка слишком проста, то она обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же задание чрезмерно сложное или вовсе невыполнимое, то это также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Поэтому важно поддерживать интерес ребёнка к конструкторской деятельности через мотивацию, что превращает цель деятельности в актуальную потребность [3].

Главным фактором развития одарённости с помощью LEGO является, конечно же, само по себе конструирование, с помощью которого дети учатся подбирать детали, варьировать их, выстраивать модели и узнают много нового.

Работа с конструкторами LEGO способствует развитию пространственного мышления, так как объёмное конструирование существенно сложнее выкладывания каких_ либо моделей на плоскости. При этом ребёнок уделяет внимание не только общему виду будущей конструкции, но и каждой её детали. Кроме того, дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность. В процессе конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, кнопки_ крепления на пластине или блоке, вычисляя необходимое количество деталей и их длину. Легоконструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах. Это даёт также коммуникативные навыки. На наш взгляд, одна из основных целей в легоконструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше. При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже объединять свои модели для создания более масштабной конструкции. Важно организовывать условия, при которых участники совместной деятельности могли бы решать возникающие проблемы, общаясь и советуясь друг с другом, а также учиться на своих ошибках.

Каждый раз перед началом занятий мы обсуждаем, что именно будем моделировать, какое назначение имеет та или иная конструкция, является ли она помощником человека. При этом у дошкольников развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые при взаимодействии с другими детьми.

Область формирования и развития художественно_эстетических навыков также является одним из наиболее важных направлений развития одарённости детей дошкольного возраста. В легоконструировании оно легко может быть достигнуто при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда для создания целостного образа в ход может идти не только конструктор, но и бумага, карандаши, другие материалы.

Немаловажна роль родителей в развитии одарённости дошкольников. Легоконструирование оказывает большое влияние на развитие способностей детей и помогает выявлять их таланты. В детских садах проводятся тематические конкурсы по легоконструированию: дети совместно с родителями демонстрируют свои постройки на заданную тему (например, День города) и рассказывают, что они создали, откуда взяли образец. Помимо этого для родителей полезно проводить открытые мероприятия, на которых они могли бы видеть, как организуются занятия по легоконструированию, как помочь детям в создании и программировании моделей, а также получить консультации педагога или самим предложить рекомендации по улучшению моделей.

Итак, легоконструирование и робототехника позволяют внедрять информационные технологии в образовательный процесс ДОУ, помогают дошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами.

В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует выявлению и развитию задатков одарённости.

1. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : кн. для воспитателей дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М. :Просвещение, 2001. – 124 с.

2. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.,1956. – 257 с.

3. Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов : учеб._метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск : ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.

4. Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении : коллективная монография / Под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск : ООО «РЕКПОЛ». – 158 с.

5. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей / С.А. Филиппов. – СПб. : Наука, 2010. – 195 с.



LEGO-конструирование и анимация как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в современных условиях.

Опыт направлен на обновление форм и методов приобщения дошкольников к техническому творчеству. Продолжительность – 4 месяца.

ЛЕГО - технология актуальна в условиях внедрения ФГОС ДОО), потому что: - позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».) -дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью. -позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры способствует формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; умению работать в коллективе. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО - технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.

Конструктор - ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту. Активное использование ЛЕГО - конструирования с дошкольниками, как специально организованной деятельности, способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.

Цель: Создание современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования.

Развитие творческой деятельности дошкольников в процессе создания собственного медиапродукта (мультфильма) средствами LEGO-конструирования

  • . Создать педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса.
  • . Развивать конструктивные навыки, творческие, познавательно - интеллектуальные способности воспитанников средствами технологии ЛЕГО - конструирования.

• Познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации, понятиями: анимация, кадр, съемка, сценарий, титры.

• Расширить знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник-аниматор, оператор съемки, звукооператор, актер оззвучки;

• Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов;

• Расширить умения конструировать по собственному замыслу, по сюжету мультфильма.

• Развивать воображение и творческие способности;

• Развивать временные и пространственные отношения в анимации;

• Совершенствовать навыки связной речи, умение использовать разнообразные выразительные средства;

• Расширять и обогащать активный словарь детей;

• Создание оптимальных условий для развития творчества детей дошкольного возраста средствами конструирования и мультипликации;

• Создание условия для формирования художественных навыков и умений.

• Развивать произвольное внимание.

• Формировать готовность к совместной деятельности, умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

• Прививать бережное отношение к конструктору, уважение к своему труду и труду других детей.

• Прививать ответственное отношение к своей работе.

Принципы воспитания и обучения:

• от простого к сложному;

• учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

• активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности для развития творческих способностей детей;

• Обучение детей конструированию по образцу, по условию или по инструкции, по собственному замыслу, по рисунку, по схемам, иллюстрациям.

• Коллективное обсуждение будущей постройки к сцене мультфильма. Дети учились выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

• Совместный анализ постройки, конструкции, отснятой фотографии.

Вид проекта: творческий, групповой.

Планируемый результат: созданные мультфильмы.

1. Подготовительный этап.

На первом этапе проводится диагностика уровня развития конструктивной деятельности детей, а также тестирование методом Пьерона – Рузера. ( Прил. №1)

Далее происходит подбор оборудования и средств реализации проекта (цифровой фотоаппарат, компьютер, мультимедийное оборудование: проектор, микрофон), изучение детской и методической литературы, детских песен, мультфильмов для детей.

На подготовительном этапе необходимо создание в группе развивающей предметно-пространственной среды, способствующей созданию мультфильмов. Создание декораций своими руками. Для создания мультфильма использовали программу Киностудия Windows.

2. Основной этап.

На втором этапе происходит знакомство детей с историей анимации. Проводятся беседы с детьми «Тайны мультипликации» (как создаются мультфильмы, какие они бывают, из чего можно сделать героев, как оживают персонажи); знакомство с профессиями «мультипликатор», «художник – аниматор», «режиссер», «оператор».

Дети знакомятся с разными видами мультфильмов: пробуют сами определить вид мультфильма (рисованный, кукольный, пластилиновый, компьютерный, знакомятся с методикой создания мультфильмов на основе покадровой съемки.

Далее производился анализ ресурсов, после которого совместно был разработан сценарий.

На основе покадровой анимации совместно детьми и воспитателем был создан первый мультфильм «Встреча в кафе». Для этого использовали конструктор LEGO.


Замысел создания мультфильма родился в процессе детской игры в LEGO- конструктор. Дети строят дом из кирпичиков LEGO. Вокруг дома появляются деревья, цветы, здания. После постройки локации появился сюжет, придуманный с детьми.

После того, как все кадры будут сняты, начинается монтаж мультфильма.


Создание мультфильма длительный и сложный процесс. Наш первый мультфильм «Встреча в кафе» получился длительностью 1 минута. Готовый мультфильм вызвал у детей бурю эмоций и восторга.

3. Заключительный этап.

На третьем, заключительном этапе, мы презентуем наш мультфильм, анализируем полученные знания и умения.

Работая над проектом, дети видели наглядный практический результат, участвовали в общем деле, воплощали свои идеи. Все участники проекта были вовлечены в процесс познания: происходил обмен идеями, знаниями, способами действия. Кроме того, дети приобрели совершенно новые знания и навыки: снимать кадры для мультфильма, озвучивать героев собственного мультфильма. Процесс создания мультфильмов увлек детей и взрослых.

Таким образом, создание мультфильмов в детском саду – это не только возможно, но и очень полезно и интересно.

В результате реализации проекта повысился уровень познавательной и творческой деятельности детей: усилилась их самостоятельность, инициативность, целевая активность, уверенность в своих силах, они стали лучше планировать свои действия. Также повысился навык командной работы (делегирование отельных этапов участнику, с более развитым навыком, необходимым в данный момент, совместное решение конфликтов, групповое принятие решений).

Повторно проведенные диагностики показали повышение первоначальных результатов. (Прил.№2)


В статье раскрываются особенности и возможности применения лего-конструирования в развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: конструирование, лего, дети старшего дошкольного возраста, творческое мышление.

В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию творческого мышления при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является конструирование.

Лего-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы.

Любой конструктор «Лего» обладает очень важными для развития ребенка-дошкольника возможностями. Исследователь Н. Ю. Лавкина выделяет следующие преимущества Лего-конструкторов:

− широкие технические характеристики;

− эстетический внешний вид;

− возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность» [2].

Все вышеперечисленные возможности говорят об универсальности Лего-конструкторов. Кроме того, они позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность. Исследователь Е. В. Фешина пишет: «Это дает детям дошкольного возраста полную свободу действий. Работа является оживленной, интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов детской фантазии. Дети учатся придумывать модели, ощущая себя при этом маленькими дизайнерами» [4].

Лего-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы.

Все конструкторы «Лего» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко применять в дошкольном образовательном процессе. Для дошкольников старшей группы существует несколько Лего-конструкторов:

− LEGO Duplo. Эта серия разработана для детей от двух до шести лет, в каждом наборе учитываются возрастные особенности детей каждой группы, что отражается и в количестве деталей, и в их размере, а также в цветовой гамме и тематической направленности.

− LEGO Dasta или LEGO Sistem. Данные конструкторы предназначены для детей с четырех лет и содержат стандартные блоки для строительства, так как дети среднего дошкольного возраста уже могут оперировать с подобными деталями. Для старшего дошкольного возраста конструктор выпускается в усложненной версии. Например, уменьшается размер деталей, что способствует развитию мелкой моторики рук, а это положительно влияет на общее мыслительное развитие ребенка.

− Лего-конструктор с элементами программирования WeDo. Конструктор предназначен для детей с четырех лет, он знакомит дошкольников с элементарными креплениями деталей, которые приводятся в движение при помощи программы, составленной на ПК.

− Лего-конструктор с элементами программирования RCX. Эта серия предназначена для детей с шести-семи лет. В ней можно не только собирать движущиеся модели, но и производить элементарные измерения: освещенности, температуры воды, температуры воздуха.

Для развития мышления дошкольников старшего возраста большую роль играет практическая значимость Лего-конструкторов, которая основана на том, что дети учатся строить по схемам. Кроме того, при обучении с опорой на Лего-конструирование можно решать и другие образовательные задачи, предусмотренные Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Используя конструкторы серии «Лего», педагог может ставить перед дошкольниками понятные для них цели и в то же время интересные им. Таким образом, в игре, не замечая того, они обучаются, приобретают необходимые знания, умения и навыки. Однако главное, на что направлено Лего-конструирование — это развитие мышления, развитие интеллектуальных способностей детей. А работа с конструктором одновременно и пробуждает интерес детей к новому, к творчеству, к решению задач, а также развивает изобретательность, инициативность, познавательный интерес и целеустремленность.

Но для более эффективного использования Лего-конструирования специалисты, изучающие этот вопрос, рекомендуют педагогам соблюдать условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста. Е. В. Фешина выделяет три таких условия.

Первым является создание для дошкольников среды, формирующей знания о конструкторской деятельности, развивающей навыки конструирования и конструкторские способности. Такая пространственная среда необходима для более эффективного развития мышления в рамках Лего-конструирования. Именно это является одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта, в котором эта среда определяется как «развивающая предметно-пространственная образовательная среда» [4].

Подобная среда для Лего-конструирования обязательно должна включать в себя: предмет деятельности дошкольников; персональные Лего-конструкторы; аналоги Лего-конструкторов; компьютерное и информационное оборудование (ноутбук, проектор или цифровая доска); дидактические материалы по Лего-конструированию.

Создание такой среды поможет педагогу добиться главной цели, о которой говорит исследователь Е. В. Фешина: «Активизация LEGO-конструирующей деятельности представляет собой такую организацию образовательного процесса в образовательной организации на основе LEGO-конструирования, при которой конструктор и дидактический материал к нему становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребенка. Он конструирует, создает, воображает и создает продукт собственного творчества» [4].

Очень важный момент при Лего-конструировании — это завершающий этап деятельности. Дошкольники обязательно должны презентовать продукт своего строительства, показать его сверстникам, воспитателю, родителям, рассказать о своей поделке. С этой целью можно организовать и выставку детских конструкторов, необходимо провести рефлексию Лего-конструирования.

Вторым, не менее важным условием развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при Лего-конструировании является его включение в различные виды деятельности:

− В образовательной деятельности. В данном случае Лего-конструкторы могут выступать в роли дополнительного материала — наглядного или практического.

− В самостоятельной деятельности. При самостоятельной деятельности детей Лего-конструкторы могут применяться в виде дидактической игры. При этом до начала конструирования педагог дает детям задание, ставит перед ними задачи и цели.

− В сюжетно-ролевой деятельности.

− В театрализованной деятельности.

− В совместной деятельности со сверстниками или взрослыми.

Лего-конструирование как средство развития творческого мышления дошкольников всегда должно проходить под руководством педагога, которое может быть как непосредственным, так и опосредованным. Это зависит от образовательных задач и от уровня развития дошкольников. В основном, это касается образовательной деятельности. Но и в самостоятельной деятельности дошкольников необходимо присутствие педагога, который может предложить воспитанникам дидактические игры с использование Лего-конструкторов, например: «Волшебный мешочек» (найти одинаковые детали, определить, откуда деталь, построить модель из полученных деталей); «Найди пару» (задания на умение детей распределять соответствующие детали по группам в зависимости от их отличительных признаков); «На что похож?» (развитие воображения дошкольников).

Широкое применение Лего-конструкторы находят и в сюжетно-ролевых и театрализованных играх. Они могут выступать как заместители, что тоже способствует развитию мыслительных способностей дошкольников.

Третьим условием развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при Лего-конструировании является организация детской деятельности на условиях равенства и партнерства.

Таким образом, Лего-конструирование по праву можно назвать не просто средством развития интеллектуальных способностей детей, а много функциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу решить важнейшие задачи: обучить детей создавать что-то новое и полезное; развить у дошкольников конструктивные способности; научить детей применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми; научить детей добиваться конечного результата; развить воображение и творческое мышление дошкольников.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, LEGO, дошкольный возраст, детская деятельность, дошкольник, конструктивная способность детей, образовательная деятельность, старший дошкольный возраст, условие развития, базовый вид.

Читайте также: