Конструктор метапредметных заданий по математике

Обновлено: 05.05.2024

Чем выше приоритет здоровья в обществе, тем выше культура здорового образа жизни каждого его члена. Известно, что на формирование здоровья школьников на долю социальных факторов отводиться 50%. Поэтому, если создать мощную здоровьесберегающую среду, то культура здорового образа жизни каждого ее представителя значительно повысится. Для школьников важнейшей здоровьесберегающей средой является школа, где ребенок проводит минимум четверть суток.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Время реализации урока: 40 минут

Учебник: Математика для пятого класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд –М.: Мнемозина, 2013г.

Цель урока: создание условий для систематизации знаний по теме «Решение уравнений»:

Образовательная – закрепить практические умения учащихся составлять уравнения к задачам и решать их с помощью правил нахождения неизвестных компонентов при арифметических действиях;

развивающая – развитие познавательной активности, креативности, логического и аналитического мышления, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, речи учащихся; .

воспитательная – воспитание культуры общения, умения сотрудничать и работать в команде, реально оценивать результат своей работы.

здоровьесберегающая – создание комфортной психологической и гигиенической обстановки на уроке, чередование форм и видов деятельности, предупреждение нарушений осанки и зрения учащихся.

Задачи урока: выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя, осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы и состоянию здоровья .

Личностные - формируют внимательность в вычислениях и аккуратность в записях; развивают требовательное отношение к себе и своей работе.

Регулятивные – планируют, контролируют и адекватно оценивают выполненную работу, прогнозируют и корректируют ошибки.

Познавательные - умеют осознанно применять полученные знания: работают с имеющейся информацией: дополняют, структурируют, обобщают: обосновывают этапы решения уравнения и задачи.

Коммуникативные - умеют включаться в обсуждение: аргументируют свой ответ или ответ одноклассника, отстаивают свою точку зрения, контролировать действие партнёра, слушать.

предметные – уметь решать уравнения и составлять уравнение по тексту задачи;

метапредметные – уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,

- уметь анализировать задачу,

- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.

Средства обучения: доска, листы контроля, компьютер, мультимедийный проектор.

Методы оценивания применяемые на уроке: метод самооценки, тестирование, оценивание друг друга.

Дидактическая структура урока

Урок разработан с использованием частично технологий проблемного и развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий. Путем последовательного и целенаправленного выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания, создания условий для развития личности, ориентирования учебного процесса на потенциальные возможности детей. Методы и приемы, использованные на уроке: индивидуальная и групповая работа, поисковый, проблемный и наглядные методы. На уроке используются авторские мультимедийные ресурсы, что позволяет визуализировать изучаемый материал и способствует более прочному усвоению.

Урок относится к теме «Умножение и деление натуральных чисел» . На изучение этой темы отводится 27 часов. Разработанный урок является 25-ым. Поэтому большая часть урока отводится закреплению и самостоятельной работе.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Белоусова Светлана Михайловна

Учитель начальных классов

г.Верещагино МАОУ «СОШ №1»

1.Геометрическими фигурами зашифрованы числа. Вычисли и подпиши какими числами они зашифрованы.

+ = 8 =

+ = =

+ = =

- = =

2.Рассмотри таблицу. Отметь верные высказывания.

Больше всего кукол на

первой полке второй полке

Меньше всего машинок на

первой полке второй полке

Больше всего игрушек на

первой полке второй полке

День рождения Даши 6 января во вторник. День рождения Вани 6 июля в воскресенье.

Даша на месяцев

Ваня на месяцев

4.В олимпийском забеге среди зверей медведь отстал от зайца. Лось финишировал после лисы, но раньше кабана ,кабан опередил зайца, но все звери пришли после волка.

Нет необходимости утверждать, что математика царица всех наук, так как мы постоянно сталкиваются с потребностью в тех или иных математических знаниях.

Математика окружает человека повсюду. Однако на деле мы видим обратное. Многие школьники перестают считать устно и письменно, большие трудности испытывают при решении задач, иногда не желают их решать совсем. Нынешний школьник не приучен мыслить, мало работает самостоятельно. Об этом говорит и низкий процент решённых на ГИА и ЕГЭ по математике нетиповых задач.

Математику мы рассматриваем как важнейшую составляющую качественной подготовки обучающихся. Никто не будет отрицать, что математика является важным элементом общей культуры, универсальным языком всех изучаемых наук. А качественное математическое образование - это важнейшая задача современного образования.

Важная сторона математики - практическая, связанная с умением выполнять математические расчёты, анализировать, находить в справочниках и применять математические формулы, измерять и осуществлять построения, читать и обрабатывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков.

В настоящее время формирование метапредметных умений становится центральной задачей любого обучения. В руках учителя математики богатый материал для развития метапредметных умений учащихся – это математические задачи. Ведь решение задач способствует формированию важнейших качеств умений личности ребенка, необходимых ему для жизни.

В своей практике я уже давно применяю метапредметные задания для формирования универсальных учебных навыков.

Включая метапредметные задания в основу урока, или используя их на занятиях метапредметного курса, педагог решает задачу усвоения обучающимися учебного материала различных предметов в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

Приведу примеры метапредметных заданий. Я сама очень люблю историю и географию, особенно историю и географию Иркутской области, и, поэтому, на моих уроках очень много заданий, содержащих какую-либо историческую и географическую информацию. Я разработала целый сборник метапредметных задач для 5-6 класса, активно им пользуюсь и дополняю новыми задачами.

Задача 1. Самое глубокое озеро в мире — Байкал. Максимальная глубина озера 1642 метра. На втором месте по глубине стоит озеро Танганьика его глубина на 172 метра меньше глубины озера Байкал. Озеро Танганьика на 445 метров глубже Каспийского моря. Насколько озеро Байкал глубже Каспийского моря?[12],[1]

t1611385298aa.jpg

А знаете ли вы, что

Из 52 видов байкальских рыб к эндемичным относятся 27 видов.

По геологическим исследованиям возраст Байкала 20 - 25 млн. лет – это время от начала заполнения его котловины водой.

На побережье Байкала найден кедр в возрасте 550 лет и лиственница в возрасте 700 лет. При этом древесина их стволов не имела даже сердцевинной гнили, а крона - никаких признаков возрастного угнетения. Кедр в 550 лет продолжал плодоносить.

Бассейн Байкала без акватории составляет около 570 тыс. кв. км, что превышает площадь Франции или Украины (без Крыма).

t1611385298ab.jpg

Обрати внимание на диаграмму

Глубина Байкала в сравнении с глубинами Каспийского моря

и озера Танганьика

t1611385298ac.jpg

t1611385298ad.jpg

Узнайте, какое озеро самое маленькое в мире.

Деятельность ученика

Развиваемые УУД

1. Составление плана решения задачи:

1) Найти глубину озера Танганьика

2) Найти глубину Каспийского моря

3) Определить, на сколько метров озеро Байкал глубже каспийского моря

Регулятивное действие планирования (составление плана и последовательности действий), и саморегуляции.

2. Решая задачу, обучающиеся осуществляют пооперационный и итоговый контроль

Регулятивное действие коррекции и контроля (реализуется за счет сравнения ответа задачи с предложенной диаграммой)

Познавательное действие кодирования (преобразование информации из текстовой формы в графическую форму и наоборот)

Деятельность ученика

Развиваемые УУД

4.В ходе обсуждения решения задачи, обучающиеся отстаивают свою точку зрения по плану решения задачи, приводя аргументы и подтверждая их фактами

Познавательные логические действия (построение логической цепи рассуждений; доказательство).

Познавательное действие рефлексии (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

5. Понимают позицию одноклассника и различает в его речи доказательство и факты.

Коммуникативное действие управления поведением партнера ( контроль, коррекция, оценка его действий ).

Коммуникативное действие владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

6.В ходе дискуссии, обучающиеся сравнивают разные точки зрения, проявляют терпение и доброжелательность.

Личностное действие нравственно- этическая ориентация

6. Чтение рубрики задачи «А знаете ли вы, что?», о некоторых фактах озера Байкала.

Познавательное действие чтение (смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие текстов, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации)

7. Выполнение домашнего задания: «Какое озеро самое маленькое в мире?».

Познавательное действие поиска и выделения необходимой информации и оценивать её достоверность; применение методов информационного поиска

Задача 2. Спасская церковь (рис. 1) является самым старым каменным сооружением Иркутска. Церковь расписана не только изнутри, но и снаружи. Уникальна эта церковь ещё и своими колоколами (рис. 2). Это единственное место в Иркутске, где любой желающий может подняться на колокольню и позвонить [18,70].

t1611385298ae.jpg
t1611385298af.jpg

Рис. 1 Спасская церковь Рис. 2 Колокол Спасской церкви

Колокол Спасской церкви весом 80 килограмм состоит из бронзы и серебра, и серебра содержится 0,125 от всего веса. Сколько серебра содержится в колоколе?

1. Где в Иркутске находится Спасская церковь?

2. Кто завез в Иркутск колокола для Спасской церкви?

3. Зачем при изготовлении колокола добавляли серебро?

t1611385298ab.jpg

Посмотри, как выглядела Спасская церковь в 1672 году (рис. 3) и как она выглядит сейчас (рис. 4)

t1611385298ah.jpg
t1611385298ai.jpg

Рис. 3 Спасская церковь Рис. 4 Спасская церковь в 2011 году

в 1672 году

t1611385298aj.jpg

А знаете ли вы,

Спасская церковь является единственным сооружением Иркутского кремля, которое дошло до наших дней. Также, наряду с Богоявленским Собором — старейшее церковное каменное здание в Восточной Сибири и Дальнем Востоке .

В церкви имеется большая коллекция колоколов , в том числе уникальных гилевских.

В 1861 году церковь сильно пострадала из-за землетрясения — её пришлось восстанавливать.

В 1879 году храм спасали от сильного пожара , поливая водой.

Деятельность учеников

Развиваемые УУД

1. Составление плана решения задач

1) Определить содержание серебра в колоколе Спасской церкви

2) Определить площадь, которую занимают Московские ворота.

Работая в паре по два человека, обучающиеся распределяют деятельность по задаче между собой.

Обсуждают решение задачи, помогают друг другу в решении задачи.

Регулятивное действие планирования (составление плана и последовательности действий), и саморегуляции (самостоятельность при составлении плана).

Познавательное действие рефлексии (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Коммуникативное действие управления поведением партнера ( контроль, коррекция, оценка его действий ).

Коммуникативное действие планирования учебного сотрудничества со сверстником — определение цели, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Решая задачу, обучающиеся осуществляют пооперационный и итоговый контроль

Регулятивное действие коррекции и контроля (в ходе решения задачи)

Деятельность учеников

Развиваемые УУД

4.В ходе обсуждения решения задачи, обучающиеся отстаивают свою точку зрения по плану решения задачи, приводя аргументы и подтверждая их фактами, а также понимают позицию одноклассника и различает в его речи доказательство и факты.

Проявляют терпение и доброжелательность.

Познавательные логические действия (построение логической цепи рассуждений; доказательство).

Познавательное действие рефлексии (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Коммуникативное действие управления поведением партнера ( контроль, коррекция, оценка его действий ).

Коммуникативное действие владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Личностное действие нравственно- этическая ориентация

5. Чтение рубрики задачи «А знаете ли вы, что?», о некоторых фактах Спасской церкви.

Познавательное действие чтение (смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие текстов, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации)

6. Проведение исследования:

1. Где в Иркутске находится Спасская церковь?

2. Кто завез в Иркутск колокола для Спасской церкви?

3. Зачем при изготовлении колокола добавляли серебро?

4. Когда состоялась первая закладка триумфальной арки?

5.Для чего использовались помещения ворот?

И обсуждение проведенных исследований

Проявляют терпение и доброжелательность к друг другу. Слушают выступления по проведенному исследованию.

Познавательное действие поиска и выделения необходимой информации и оценивать её достоверность; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательное действие чтение (смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие текстов, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации)

Личностное действие нравственно- этическая ориентация.

Коммуникативное умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Использование межпредметных связей на уроках математики, показывают, что повышается познавательный интерес учащихся, а как следствие познавательная активность и познавательная деятельность учеников.

Еще хочется подчеркнуть, что несмотря на отсутствие четких взаимосвязей в программах и учебниках, каждый из нас имеет широкие возможности для реализации межпредметных связей в процессе обучения.

Список литературы

18. Памятники истории и культуры Иркутска [Текст] / А. В. Дулов, А. В. Корзун, В. Т. Щербин. – Иркутск : Вост. Сиб. Книж. Изд., 1993. – 448 с.

Оценить комментарий 0

Вера Сергеевна, в соответствии с Правилами публикации портала Материал должен носить целостный, законченный, оригинальный характер (иное допускается со специальной оговоркой в Пояснительной записке) в архив следует добавить конспект/план урока, на котором используется представленная презентация, корректно заполнить поле "Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое.."
В данном виде материал быть опубликован не может.
О доработке просим сообщать здесь, на странице материала.

Оценить комментарий 0 Спам

Августина, добрый вечер, данная презентация создана для статьи на тему: Задания метапредметного и исследовательского характера на уроках математики. Она тоже загружена. Их нужно было загрузить в одном архиве?

Оценить комментарий 0

Вера Сергеевна, конечно! Все файлы, относящиеся к одной разработке (презентация, пояснительная записка, конспект, мультимедийное сопровождение и др.), загружаются одним архивом. Пожалуйста внесите коррективы в материал. О доработке просим сообщать здесь, на странице материала.

Оценить комментарий 0 Спам

Августина, добрый вечер, загрузила статью и презентацию вместе. Статья была отдельно загружена ренее ее видимо нужно удалить.

Оценить комментарий 0 Спам

Оценить комментарий 0 Спам

Вера Сергеевна, спасибо за предоставленный материал. Материал будет востребован коллегами, т.к. метапредметность это новое понятие, и его еще нужно осмыслить. У меня к вам просьба: в презентацию добавить слайд "Интернет - ресурсы", разместив на нем активные ссылки на использованные в презентации изображения, и обратите внимание на заголовок на слайде 12. Все правильно написано? С уважением, Татьяна Викторовна.

Оценить комментарий 0 Спам

Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.

Метапредметность на уроках математики

Метапредметность. Формирование метапредметных результатов на уроках математики

Метапредметность. Формирование метапредметных результатов на уроках математики

Метапредметность. Формирование метапредметных результатов на уроках математики.

Учитель математики
Камаева А.В.
МАОУ СОШ №7

г. Сухой Лог, 2019 г.

Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также…

Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также…

Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей.

В. В. Давыдов, педагог, доктор
психологических наук, профессор.

Мир, в котором мы живем, предельно сложен

Мир, в котором мы живем, предельно сложен

Мир, в котором мы живем, предельно сложен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что в течение многих лет в школе преподаются детям разрозненные дисциплины, никак не связанные между собой .

Главная задача новых государственных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования, - вооружить ребенка таким важным умением – умением учиться

Главная задача новых государственных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования, - вооружить ребенка таким важным умением – умением учиться

Главная задача новых государственных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования, - вооружить ребенка таким важным умением – умением учиться.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.
Часто учащиеся, изучая один и тот же материал по разным учебным предметам, не могут сформировать единое представление о понятии, сопоставить алгоритм решения задач. В этом ему и поможет метапредметный подход в обучении.

Метапредметный подход в образовании и метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и,…

Метапредметный подход в образовании и метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и,…

Метапредметный подход в образовании и метапредметные образовательные технологии

были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. И предполагает, что сам учащийся сможет добывать информацию об окружающем его мире

Читайте также: