Конструктор первого русского танка

Обновлено: 04.05.2024

Впервые на поле боя танк появился в начале прошлого века, а именно, в 1916-м году, и, показав свою высокую эффективность в действии, спровоцировал настоящую революцию во взгляде на роль бронированных боевых машин в ходе сражения.

Отечественными изобретателями прототипов современного танка, такого, каким мы привыкли его видеть, являются Федор Абрамович Блинов – простой волжский машинист-самоучка, разработавший «вагон с бесконечными рельсами» – первый гусеничный трактор, Александр Александрович Пороховщиков, разработавший первый «Вездеход» и другие конструкторы-разработчики.

Однако, за долгие годы и даже столетия до этого многочисленные изобретатели и разработчики, преследуя различные цели, уже предпринимали попытки создать тихоходную бронированную конструкцию.

Танк прошел сложный, многовековой путь от неповоротливой и малонадежной повозки, до могучего средства ведения войны, сочетающего в себе огневую мощь, надежность, маневренность и хорошую защиту. Естественно, все это появилось путем многочисленных проб, ошибок, а также постепенных доработок и усовершенствования моделей.

Фото: foto-history.livejournal.com российский танк "Вездеход" Александра Александровича Пороховщикова во время испытаний

Фото: foto-history.livejournal.com российский танк "Вездеход" Александра Александровича Пороховщикова во время испытаний

История создания самых первых танков, и их прототипы

В том виде, в котором танк впервые появился на поле боя, он уже являл собой принципиально новое, грозное боевое средство. Говорить о его прототипах можно весьма условно, ведь лишь отдельные характеристики и свойства современного танка были присущи некоторым изобретениям и видам вооружения из прошлого, которые многие авторы пытаются выдать за прообразы танка.

И так, в Средние века своеобразными «танками» были рыцари, с головы до ног закованные в тяжелые доспехи, которые нередко покрывали не только самого рыцаря, но и его коня. Грубо говоря, он уже сочетал в себе три основные характеристики танка: защита, подвижность и ударная сила.

Когда появилось огнестрельное оружие, такие доспехи и латы стали практически бесполезными, ведь они не выдерживали выстрела пули, а те, что могли выдержать, были столь тяжелы, что человек попросту не мог бы в них двигаться.

В Англии, во времена правления Генриха восьмого, была сконструирована, так называемая, «тюдоровская повозка», представлявшая собой двухэтажный передвижной блокгауз. Внизу находились лошади, передвигавшие конструкцию, а на верхнем «этаже» располагались солдаты, которые стреляли, используя специальные бойницы.

Великий художник и изобретатель Леонардо Да Винчи также делал чертежи и наброски самоходной, неуязвимой для врага боевой повозки. Он был уверен в эффективности этого изобретения, но ему требовались деньги для воплощения разработки в жизнь.

С этой просьбой Да Винчи обратился к миланскому герцогу Сфорца, но тот отказал в финансировании, не поверив, что такой замысел можно в действительности реализовать.

В середине шестнадцатого века в Германии был разработан проект передвижной крепости с артиллеристами, эдакий «Гуляй-город». А почти полвека спустя итальянский изобретатель доработал данный проект, сделав его еще и плавучим, но все равно, данная конструкция имела ряд серьезных недостатков.

Несколько позже в Европе появились укрепленные повозки с массивными колесами, имевшими форму конуса. Это увеличивало проходимость транспортного средства, так как, когда повозка шла по бездорожью, и колеса вдавливались в сырой грунт, то площадь их опоры увеличивалась.

Идея создания транспортного средства на гусеничном ходу появилась в начале восемнадцатого века (хотя ранее уже предпринимались попытки его проектирования в разных вариантах), когда француз по имени д’Эрман сумел доказать, что такой механизм превосходит колесный по проходимости. Проект с «бесконечными лентами» получил одобрение, но дальше дело так и не двинулось.

Но, вплоть до начала двадцатого века еще не было возможности должным образом сбалансировать в одном изобретении все необходимые танку характеристики, так что постоянно приходилось чем-то жертвовать.

Федор Блинов и его изобретение

Фото: onlinebrowsing.blogspot.com изобретение Фёдора Абрамовича Блинова - первый в мире трактор на гусеничном ходу или "вагон с бесконечными рельсами" на паровом двигателе

Фото: onlinebrowsing.blogspot.com изобретение Фёдора Абрамовича Блинова - первый в мире трактор на гусеничном ходу или "вагон с бесконечными рельсами" на паровом двигателе

Следующее десятилетие Блинов посвятил тому, чтобы разработать и построить на базе своей гусеничной платформы трактор на паровом двигателе. В ходе своих испытаний ему удалось еще и решить задачу поворота гусеничного самохода, используя неодинаковые скорости вращения гусениц.

Разработка Василия Менделеева

Стоит отметить, что в начале двадцатого века над разработкой первого в мире сверхтяжелого танка усердно работал и наследник знаменитого химика Дмитрия Ивановича Менделеева – Василий Дмитриевич Менделеев.

Инженер-кораблестроитель по образованию предложил даже не танк, а целый бронированный форт, который бы перемещался на гусеничном ходу.

Однако, предложенная им машина была очень громоздкой и тяжелой, что сильно снижало её проходимость, но эта разработка стала неплохой научной и технической базой для появления современных танков.

Танки в Первой мировой войне

Основным фактором, ускорившим процесс создания танка и применения его на практике, стала разразившаяся Первая мировая война. В этот период в Великобритании начали выпускаться тяжелые боевые машины типа Mk, первое поколение которых имело колесный хвост, позже они были доработаны и выпущены несколькими сериями.

Владелец одного из крупнейших европейских автомобильных заводов – Луи Рено смог в очередной раз доказать, что он один из лучших конструкторов своего времени, воплотив в жизнь идею постройки легкого танка.

Разработанная им машина «Рено» FT-17 стала одной из самых выдающихся моделей танка за долгую историю его создания. Его компоновка стала классической и широко распространена по сей день.

Нужно отметить, что в России, с началом Первой мировой войны, также разрабатывался проект оригинального легкого танка. Её автором являлся мастер Рижского машиностроительного завода по имени Александр Александрович Пороховщиков – дед культового отечественного актера Александра Пороховщикова.

Фото: beam-truth.livejournal.com первый в мире танк "Вездеход" Александра Александровича Пороховщикова

Фото: beam-truth.livejournal.com первый в мире танк "Вездеход" Александра Александровича Пороховщикова

Его изобретение получило название «Вездеход», а постройка опытного образца на резиновых гусеницах была завершена весной 1915-го года. Позже Пороховщикову поступил заказ на изготовление более мощного «Вездехода-2», но из-за разразившейся в стране революции проект свернули.

Примерно в это же время занимался разработкой собственной боевой машины инженер Николай Николаевич Лебеденко. Он по собственной инициативе работал над грандиозным изобретением, ныне известным как «царь-танк», диаметр колес которого составлял девять метров.

Также у конструкции имелся задний управляемый каток для поворотов. Однако, опытный образец показал себя крайне неудовлетворительно Проект свернули, но в истории он остался, как самая большая из когда-либо созданных наземных боевых машин.

Фото: wikipedia.org "царь-танк" инженера-конструктора Николая Николаевича Лебеденко - самая большая из когда-либо созданных наземных боевых машин

Фото: wikipedia.org "царь-танк" инженера-конструктора Николая Николаевича Лебеденко - самая большая из когда-либо созданных наземных боевых машин

Судьбы изобретателей первых отечественных танков

Начнем мы, пожалуй, с Фёдора Абрамовича Блинова. Хотя его изобретение не было изначально предназначено для ведения боя, а лишь для транспортировки грузов, трактор на гусеничном ходу стал основой для последующей разработки гусеничного танка.

Изобретатель прожил достаточно долгую жизнь. В конце девятнадцатого века он разработал пожарный насос собственной конструкции, и организовал его массовое производство.

На сельскохозяйственной и промышленной выставке был награжден за свое изобретение серебряной медалью. Блинов умер в 1902-м году, всего месяц не дожив до своего 71-го дня рождения.

Василий Дмитриевич Менделеев был талантливым инженером-изобретателем. Помимо создания проекта отечественного танка, на его счету были и другие выдающиеся разработки.

Он трудился конструктором на судостроительных заводах, был одним из основных разработчиков подводных лодок и минных заградителей. К сожалению, скончался он в возрасте 35-ти лет от брюшного тифа.

Инженер и конструктор Николай Николаевич Лебеденко, вскоре после того, как проект его «царь-танка» был свернут, эмигрировал в Америку. О дальнейшей судьбе изобретателя ничего не известно.

Русский и советский ученый Борис Сергеевич Стечкин предположил, что Лебеденко, вероятнее всего, вскоре умер: «О таком, как он, мы бы непременно услышали. Значит, нет в живых, иначе обязательно объявился бы!».

Пожалуй, наиболее печальная участь постигла изобретателя «Вездехода» – инженера-конструктора Александра Александровича Пороховщикова. Еще в юности, будучи гимназистом, он увлекся самолетостроением. Уже в возрасте семнадцати лет он сконструировал аэроплан, который одобрил сам Николай Егорович Жуковский.

В девятнадцатилетнем возрасте Пороховщиков организовал собственную опытную мастерскую, где построил моноплан простой конструкции, на котором сам же и летал. Через несколько лет он построил и успешно испытал первый в мире двухбалочный самолет. Затем преступил к разработке вездеходной машины, параллельно продолжая заниматься самолетами.

Но гениальный конструктор и изобретатель попал под волну репрессий. Проектированием гидросооружений он занимался уже в стенах концлагеря СЛОН. Был освобожден, работал в московских гидропроектных организациях.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны его перевели в автобронетанковое управление РККА. Но в октябре 1940-го года Пороховщикова обвинили в шпионаже и антисоветской деятельности.

Говоря о первых советских танках, да еще и применяя термин «серийный», можно поговорить и о «Танке М», и о Т-16, и о Т-17.

Все вышеперечисленные боевые машины были выпущены количеством более 1 единицы, что в принципе, дает возможность говорить о серийном производстве. Однако если мы говорим о заводском серийном производстве, а не отверточной сборке, то здесь, без сомнений и оговорок, первенец советского танкостроения именно Т-18.

959 изготовленных машин – это как раз и есть то, что принято считать серией.

В конструкции Т-18 или МС-1 («Малый сопровождения», модель 1-я) явно прослеживается все тот же старина «Рено» FT-17. Именно эта машина стала опорной при производстве всех вышеперечисленных моделей.

Но деваться было некуда, в Российской империи танков не было вообще, поэтому оставался только путь лицензионного производства. Для чего во Франции была закуплена официальная лицензия на производство FT-17.

В 1924 году Комиссией по танкостроительству были разработаны требования к танку сопровождения пехоты.

В соответствии с ними предполагалось создание танка массой в 3 тонны, с вооружением из 37-мм пушки или пулемёта, 16-мм бронёй и максимальной скоростью в 12 км/ч.

При этом с 1924 года шло активное изучение трофейных иностранных танков. Более других советским военспецам приглянулся итальянский «Фиат 3000», являвшийся творением на базе «Рено-17».

Весной 1925 года, после рассмотрения проекта в штабе РККА, требования были скорректированы: допустимая масса танка была увеличена до 5 тонн, чтобы обеспечить размещение более мощного двигателя и одновременную установку пушки, и пулемёта.

К марту 1927 года был закончен первый прототип, получивший индекс Т-16. Танк-прототип был очень похож на «Рено-17», но имел меньшую длину корпуса, меньшую массу и лучшую подвижность. Но главное – танк был значительно дешевле, чем первенец советского танкопрома «Танк М».

Испытания, правда, выявили огромное количество недостатков, и прототип одобрен не был.

Второй прототип, при постройке которого были учтены все замечания, был закончен к маю 1927 года и пошел на испытания под индексом Т-18. Испытания закончились успешно, и в июне 1927 года танк был принят на вооружение под обозначением «малый танк сопровождения обр. 1927 г.» (МС-1) или Т-18.

Т-18 (МС-1) образца 1927 г.

Боевая масса, т: 5,3
Экипаж, чел: 2

Размеры:
Длина корпуса, мм: 3500, 4380 с «хвостом»
Ширина, мм: 1760
Высота, мм: 2120
Клиренс, мм: 315

Вооружение: 37-мм пушка Гочкиса (либо ПС-1), боекомплект 104 снаряда, 2 пулемета Федорова 6,5-мм или Дегтярева ДТ-29 с боекомплектом 1040 патронов.

Тип двигателя: рядный 4‑цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с: 35
Скорость по шоссе, км/ч: 16
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 6,5
Запас хода по шоссе, км: 100

Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,37
Преодолеваемый подъём, град: 36
Преодолеваемая стенка, м: 0,5
Преодолеваемый ров, м: 1,85
Преодолеваемый брод, м: 0,8

В целом тот еще «гадкий утенок». Однако, пусть в контурах Т-18 никак нельзя было разглядеть силуэта Т-34 и тем более, Т-90, это был наш первый серийный танк.

Строили первенца на ленинградском заводе «Большевик» и Мотовилихинском машиностроительном заводе в Перми.

Странно, но жизнь у первенца оказалась весьма длинной и насыщенной. Несмотря на неказистость и откровенно не блещущие ТТХ.

Годы эксплуатации МС-1/Т-18 во всех справочниках значатся как с 1928 по 1942 год. Но даже до Великой Отечественной танк успел повоевать.

Боевое крещение Т-18 получил в ходе конфликта на КВЖД в ноябре 1929 года. Осенью Забайкальской группе Особой Дальневосточной армии (ОДВА) была придана рота из 10 танков, которые и приняли участие в Мишаньфусской наступательной операции 17-19 ноября.

Боевые испытания показали недостаточную мощность осколочно-фугасного снаряда 37-мм пушки, но в целом танки отработали удачно.

К началу 1938 года, находившиеся в строю Т-18 достигли крайней степени износа. Однако, вместо утилизации и отправки на металлолом танкам была уготована иная участь.

Распоряжением наркома вооружений Ванникова от 2 марта 1939 года все оставшиеся в строю Т-18 были сняты с вооружения, и 700 из них были переданы в распоряжение укрепрайонов военных округов.

На деле еще с 1934 года началось оборудование укрепрайонов Ленинградского военного округа 160-ю списанными танками Т-18 в качестве БОТов – бронированных огневых точек.

Переданные укрепрайонам танки подлежали перевооружению на спарки пулемётов ДТ, ДА-2 либо на 45-мм пушки образца 1932 г.

Из неисправных танков демонтировались двигатели и трансмиссия, а бронекорпуса закапывались по башню в землю или просто устанавливались в качестве БОТ у мостов, перекрёстков дорог и в других удобных для обороны местах.

Те танки, которые еще могли двигаться и находились в удовлетворительном техническом состоянии, придавались гарнизонам укрепрайонов для использования в качестве подвижных огневых точек.

Превращённые в доты Т-18 были в основном сосредоточены на западных границах СССР, однако довольно значительное (около 140) количество было также установлено в системе укреплений в районе озера Хасан, где в 1938 году проходили бои с Японией.

Сведения о боевом применении Т-18 в Великой Отечественной войне в основном носят отрывочный характер. В большинстве своём танки, сосредоточенные на западных границах СССР, были уничтожены или захвачены в первые дни или недели войны, хотя немногочисленные экземпляры использовались несколько дольше.

Танки Т-18 и БОТ на их основе сражались с врагом в укрепрайонах. Известно о боях с их участием в Осовецком, Владимиро-Волынском и Минском Укрепрайонах.

Последнее известное боевое применение Т-18 относится к битве за Москву, в которой зимой 1941-1942 года использовались 9 единиц Т-18 из состава 150-й танковой бригады.

Размещённые в районе озера Хасан в виде фортификационных сооружений Т-18 состояли на вооружении до начала 1950-х годов, когда они были исключены из системы укреплений и заброшены.

Зато в наше время дальневосточные Т-18 являются объектами работы поисковиков и реставраторов. И, как это ни странно, но количество Т-18 в нашей стране исчисляется не единицами.

Только на Дальнем Востоке России известно не менее восьми сохранившихся Т-18, один из танков принял участие в Параде 9 мая 2018 года в городе Уссурийске.

Танк Т-18, который послужил фотомоделью, находится в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Истринского района Московской области.

Основой для реставрации этого экспоната послужил танковый корпус, найденный поисковиками на местах боев Великой Отечественной.

Реставрация ведется уже больше двух лет и фактически близится к завершению. На сегодняшний момент машина на 90% является оригинальной, а так как поставлен вопрос с восстановлением в музее, уверен, что через год мы сможем увидеть ее на ходу.

Предпосылки к созданию танков

Нашу страну по праву можно назвать родиной мирового танкостроения. И хотя первые танки, появившиеся на полях сражения Первой мировой войны, были построены не у нас, а в Англии, это утверждение справедливо. Ведь основная отличительная деталь любого старинного и современного танка – гусеница – родилась на берегах великой русской реки Волги, в Саратовской губернии. Уроженец села Никольского Вольского уезда крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1878 году получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя. Талантливый ученик Блинова Яков Васильевич Мамин в 1903 году сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе. В этом двигателе конструктор сделал дополнительную камеру с тепловым аккумулятором в виде вставного медного запальника. Запальник перед началом работы двигателя нагревали от постороннего источника теплоты, а затем уже в течение всего остального времени двигатель работал за счет самовоспламенения, используя в качестве топлива сырую нефть. На двигатель Мамин получил патент в 1903 году. Это обстоятельство дает право утверждать, что бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом топливе, был впервые построен в России.

"Самоход" Блинова

Этот двигатель намного опередил свое время.

Первые русские танки

Весь мир в начале прошлого века жил ожиданием войны, какой человечество еще не знало. В преддверии этой войны государства объединялись в военно-политические союзы, вели «малые» войны, оттачивая боевое мастерство своих армий, изобретали новые виды вооружений. Одним из них становится танк, впервые появившийся на полях сражений в 1916 году и переломивший все бытовавшие в то время представления о войне.

Россия была первенцем в разработке новой машины: в 1911 году сын гениального русского химика Дмитрия Менделеева Василий разработал проект сверхтяжелого танка, который сочетал в себе все передовые инженерные решения того времени. Вот технические характеристики этого танка: масса 173,2 т; масса брони 86,46 т; масса вооружения 10,65 т; экипаж 8 чел.; длина с пушкой 13м, длина корпуса 10 м, высота с поднятой пулеметной башенкой 4,45 м, высота с опущенной пулеметной башенкой 3,5 м, высота корпуса 2,8 м; боекомплект пушки 51 выстрел; толщина брони 150 мм (лоб) и 100 мм (борта, корма, крыша); мощность двигателя 250 л. с.; максимальная скорость 24 км/ч; среднее удельное давление на грунт 2,5 кг/см2.

Танк предполагалось вооружить 120-мм морской пушкой, которая монтировалась в носовой части корпуса. Установленная на крыше пулеметная башенка, которая могла вращаться на 360°, поднималась наружу и опускалась внутрь также с помощью пневматического привода. Получение необходимого количества сжатого воздуха в силовом отделении обеспечивал компрессор с приводом от двигателя.

Для переброски танка по железной дороге он мог быть поставлен на железнодорожные скаты и передвигаться своим ходом.

Вызывает восхищение то, что талантливый русский инженер заглянул далеко вперед, вооружив свое детище крупнокалиберной пушкой (орудия такого калибра, 122-125 мм, устанавливаются практически на всех современных отечественных танках). Танки же, выползшие на поля сражении Первой мировой войны, были вооружены гораздо слабее, однако успешно выполняли боевые задачи. Несомненно, танк Менделеева, будь он запущен в массовое производство, стал бы самым выдающимся оружием той войны, неуязвимым и грозным. Интересно, что многие инженерные решения, обозначенные в проекте танка Василия Менделеева, были реализованы намного позднее и уже не в нашей стране. Например, пневмоподвеска была применена в легком английском авиадесантном танке «Тетрарх», а немцы в 1942 году в точности, практически без изменений, скопировали систему опускания корпуса на грунт, применив ее в сверхтяжелой 600-миллиметровой самоходной мортире «Тор». Тем не менее, приоритет тут все равно остается за Россией.


В 1914 году, уже в разгар боев Первой мировой войны, в Главное Военно-Техническое управление поступило сразу два проекта гусеничных бронированных машин. Первый – «Вездеход» русского изобретателя А.А.Пороховщикова.

Первые русские танки

После долгих проволочек 13 января 1915 года Пороховщикову ассигновали на постройку вездехода 9660 рублей. А 1 февраля 1915 года в мастерских, расположенных в казармах Нижегородского полка, расквартированного в Риге, конструктор уже приступил к постройке опытного образца. Через три с половиной месяца вездеход покинул мастерские — начались его испытания. Этот день — 18 мая 1915 года — и следует считать днем рождения танка.

Первый в мире танк имел все основные элементы современных боевых машин: корпус, вооружение во вращающейся башне, двигатель. Корпус — обтекаемой формы, толщина брони 8 миллиметров. Весьма значительные углы наклона брони делали ее более стойкой к воздействию бронебойных средств. Ходовая часть защищалась фальшбортами. Опытный образец корпуса состоял из нескольких слоев стали с прослойкой из волоса и морской травы и не пробивался пулеметными очередями.

Вездеход А. А. Пороховщикова при боевой массе 4 тонны с экипажем из двух человек развивал скорость по шоссе до 25 километров в час.

По твердой дороге «Вездеход» передвигался вполне уверенно, несмотря на слабый двигатель (10 л.с.), а 29 декабря 1916 года достиг скорости 40 верст/час, что было исключительно высоким показателем. В то же время машина совсем не могла двигаться по рыхлому снегу. Пороховщиков обратился за ассигнованиями на постройку улучшенного образца, «Вездехода-2», уже с бронированным корпусом и вооружением из четырех пулеметов, но ему было в этом отказано. В своем заключении о «Вездеходе-2» ГВТУ справедливо (что случалось нечасто) указывало на целый ряд недостатков проекта, как то: невозможность одновременной боевой работы трех пулеметов в башне (или «боевой рубке», как называл ее сам изобретатель), отсутствие дифференциала у движителя, проскальзывание резиновой ленты по барабану, да и вообще ее уязвимость, невысокая проходимость машины при движении по рыхлой почве, крайняя затрудненность поворотов и т.д. Возможно, что в дальнейшем А. Пороховщикову и удалось бы устранить наиболее серьезные недостатки, вот только времени на это в 1917 году уже не было. Да и фронту прежде всего нужен был специальный позиционный танк, способный рвать многорядные проволочные заграждения, преодолевать широкие рвы и вообще «утюжить» оборону противника.


Вездеход Пороховщикова был испытан на несколько месяцев раньше, чем англичане испытали своего «маленького Вилли». Зато английский танк, опробованный 30 января 1916 года, был под маркой МК-1 немедленно принят на вооружение.


Второй проект, воплотившийся «в железо» в Российской Империи, – это «Царь-танк» Н.В.Лебеденко, он же «Нетопырь». Идея этого ни на что не похожего сооружения родилась у капитана Лебеденко во время его службы на Кавказе, когда он впервые увидел арбы местных крестьян. Будучи человеком со связями, он «вышел» на самого «Отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского. Тот порекомендовал ему своих племянников - студентов Б.С.Стечкина и А.Микулина. Разработка по внешнему виду представляла собой как бы увеличенный в несколько раз орудийный лафет с двумя огромными 9-метровыми ведущими колесами с тангенциальными спицами (кстати, прочность этих колес рассчитывалась лично Н.Е.Жуковским) и меньшим, в рост человека, рулежным колесом. Вооружение «Царь-танка» составляли два орудия и пулеметы. Каждое колесо приводилось в действие собственным мотором «Майбах» мощностью 240 лошадиных сил (!). Основными же недостатками этого танка было довольно высокое давление на грунт и легкая уязвимость спиц для вражеской артиллерии. В процессе проектирования Б. Стечкину и А. Микулину удалось воплотить ряд блестящих технических решений. В начале 1915 года блестяще рассчитанный проект был представлен в ГВТУ, а уменьшенный в несколько раз самодвижущийся макет успешно преодолевал препятствия в виде коробок из-под карандашей и книг в игровой комнате цесаревича Алексея Николаевича.

И вот, наконец, настал день ходовых испытаний. В 60 верстах к северу от Москвы, близ древнего города Дмитрова, у станции Орудьево в лесу была расчищена площадка, которую в целях скрытности обнесли частоколом и земляным валом. В августе 1915 года, в назначенный день в присутствии многочисленных представителей армии и военного министерства управлявшаяся Микулиным машина начала движение довольно уверенно, сразу, как спичку, сломав березу, оказавшуюся на пути. Это событие было встречено овациями присутствующих. Однако, пройдя несколько десятков метров, чудо-танк застрял задним колесом в неглубокой ямке и не смог двигаться дальше, несмотря на все усилия покрасневших от натуги моторов «Майбах» - даже их усилий оказалось недостаточно для того, чтобы вытащить «Царь-танк».


После такой крупной неудачи интерес к танку Лебеденко враз потух, танк бросили там же, где он и испытывался; в 1923 году то, что к тому времени осталось от «Нетопыря», разобрали, и лишь остатки земляного вала напоминают ныне об амбициозном проекте капитана Лебеденко.

В результате этого, во время Первой мировой войны русских танков на полях сражений так и не появилось. Зато во множестве были выпущены бронеавтомобили, принимавшие самое активное участие как в Первой мировой, так и в начавшейся в России Гражданской войне. Что характерно, довольно значительная их часть выпускалась на шасси первых отечественных автомобилей фирмы «Руссо-Балт». Было выпущено несколько типов таких единиц бронетехники, но наибольшую финансовую и моральную поддержку ГВТУ получил проект инженера Кегресса, который предложил перевести всю военную технику на полугусеничный ход. Но этому разумному решению не суждено было воплотиться в жизнь до 1917 года – помешали две революции.

Лишь в 1919 году на Путиловском заводе было выпущено 6 броневиков «Остин-Путиловский-Кегресс», которые в этом же году вступили в бой на стороне большевиков в боях против войск Н.Н.Юденича под Петроградом. На западе такую боевую машину назвали «русским типом танка».


Императорская России так и не успела обзавестись танковым парком отечественного производства. От того в Гражданской войне обе стороны сражались на импортной бронетехнике: белые – на доставшейся от царских времён и поставленной западными союзниками, красные – на взятой в бою.

«Рено Русский» сделан в Нижнем Новгороде

Трофейная техника дала импульс танкостроению в Стране Советов. Один из отбитых у противника на Украине Renault FT-17 подарили Ленину. Поучаствовав в первомайском параде 1919 года в Москве, трофей принимает участие в боях на стороне советских войск, после чего направлен на «Красное Сормово» (Нижний Новгород) для создания первого советского танка. Нижегородское предприятие решением Совнаркома и Совета военной промышленности 10 августа 1919 назначено головным в танковом производстве. В создании танка участвуют Ижорский, Путиловский и АМО, поставляя комплектующие.

Нижегородское предприятие ещё до революции отличалось инженерными решениями, квалификацией кадров, налажен выпуск бронированных поездов и площадок.

В Нижнем Новгороде боевую машину встретили 29 сентября, в серьёзном некомплекте, совершенно отсутствовала сопроводительная документация. Заказчиком работ стало Броневое управление ГВИУ, ему же поручена общая координация.

Непосредственно коллективом разработчиков руководил инженер Центроброни, комиссар Гаугель. Создана особая группа конструкторов, куда включили двух французов – Дема и Розье. Кроме сочувствия идеалам социализма, у них было ценное качество – работа на предприятиях Renaut. Личным распоряжением Ленина на завод отправлены две машины Renaut, «облегчённого» и «тяжёлого» вариантов, для изучения решений. «Группу брони» возглавил ижорский инженер – технолог Артемьев, под его руководством было четыре инженера.

Отечественным конструкторам пришлось решить немало производственных задач, но к началу сентября 1920 года первый танк готов. Он вооружён пушкой. Машина прошла через суровые испытания 13 – 21 ноября того же года. Танк признан надёжным и боеспособным.

Изделие назвали «Рено Русский». Можно встретить индексы «КС» (аббревиатура от «Красное Сормово»), «М» (малый). Ряд источников называет машину «Танк „Борец за свободу тов. Ленин“» — от имени собственно самого первого танка. Изготовлено 15 «Рено Русских», каждый получил собственное имя в честь вождей и героев революции. Первый танк поднят на пьедестал у входа на нижегородское предприятие, бок о бок с Т-34.

КС конструктивно практически не отличался от прототипа, даже внешне походя на него. «Рено Русский» — классический лёгкий однобашенный танк с противопульной бронёй 7-22 мм, в экипаже — двое (мехвод и командир – стрелок).

Танк первым оценил руководитель Реввоенсовета Лев Троцкий и только 1 декабря докладывают Ленину об успехе. За декабрь 1920 года собирают 3 танка, к марту 1921 года – дюжину. На том выпуск завершился.

Танки предполагалось использовать группами по три машины: пушечный и два с пулемётным вооружением. Пушкой служило 37-мм морское орудие «Гочкис» или «Пюто», пулемёты были марки «Гочкис». Поздние выпуски получили первое в мире комбинированное пушечно – пулемётное вооружение. «Рено Русский» состоял в рядах РККА до 1930 года, в боях не участвовал, зато красовался на парадах. Затем стал учебной машиной.

МС-1: боевое крещение


Серийной стала следующая машина, МС-1 («малый сопровождения, первый»), он же имел индекс Т-18. Прототипом выбрали итальянский лёгкий Fiat 3000, сам бывший репликой Renaut FT-17. Внешне новинка напоминала «Рено Русский», но длиннее на метр, были конструктивные изменения.

Руководство СССР решило развить полученный с КС успех. В 1924 году система Главного управления военной промышленности пополняется Танковым бюро. Через два года принимается программа танкостроения, рассчитанная на три года, общим бюджетом 5 млн рублей. По ней пехотный танк стоил до 18 000, «Рено Русский» тянул на 36 000. Принято решение создать иной лёгкий танк, базируясь в тракторной мастерской завода «Большевик» (Ленинград).

Накопленные при строительстве КС знания пригодились, к ноябрю 1927 года образец подготовили к промышленному производству. Его именуют Т-18. Реввоенсовет, не дожидаясь конца конструкторских работ, принимает танк на вооружение под индексом МС-1, с ним он и остался в истории. Танк действовал в рядах атакующей пехоты или кавалерии, на преодоление серьёзной фортификации, как и танковую дуэль не рассчитан.

Промышленное производство начинается в 1928 году, средства на постройку первых тридцати танков выделил ОСОАВИАХИМ, машины участвуют в ноябрьском параде по Красной площади.

Стартовую серию в 108 МС-1 поручают заводу «Большевик» 1 февраля 1928 года. Выпуск рассчитан на 1928—1929 годы. С апреля 1929 года присоединяется машиностроительное предприятие из Мотовилихи. В 1929—1930 годах выпуск увеличивают до трёхсот экземпляров.

МС-1 громит среднеазиатских басмачей. А в 1929 году воюет за КВЖД. Маршал СССР Чуйков позже вспоминал: китайцы не ожидали появления МС-1, противник был так удивлён, что высовывался из окопов и даже не думал бежать или обороняться. Но потом ударили танковые пулемёты и окопы были зачищены. МС-1 неплохо показал себя, особенно с учётом отсутствия у китайцев противотанковой артиллерии, но кое-какие оргвыводы по итогам применения танков были сделаны.


МС-1 продолжает службу в качестве неподвижной огневой точки, входящей в укрепрайоны. Так МС-1, например, воевал у озера Хасан с японцами; был вмонтирован в «линию Сталина». На Дальнем Востоке как опорные точки укреплений МС-1 использовались до пятидесятых.

В Великую отечественную они «работали» не только броневыми огневыми точками (БОТ), прикрывающими перекрёстки, переправы и иные важные коммуникации, но и в боях с фашистами как танки. В частности, обороняли Москву, ещё зимой 1942 года в танковых подразделениях воевали МС-1. Гитлеровское нашествие встретили 160 МС-1 на ходу и в боевом состоянии.

Первенцы советского танкостроения: «Рено Русский» и МС-1

Дальность хода по шоссе – до 120 км. Машина имеет неплохие показатели по проходимости.

Во время первой мировой войны Российская империя активно применяла бронетехнику, например бронеавтомобилей было создано почти полтысячи штук (больше чем в любой другой стране мира, кроме Великобритании).

Военное министерство России внимательно отслеживало технические новинки европейских держав, в т.ч. и танки. Полезность этих машин безусловно признавалась, а опыт собственного «бронеавтостроения» и мощная промышленность должны были помочь как нельзя кстати.

В самой же РИ только к 1917-му году появились адекватные проекты, на классическом гусеничном шасси. В начале февраля РИ даже обратила внимание на французский Рено, и хотело было уже его закупить, но.

. «Противник-интервент был выбит с позиции, нам досталось множество трофеев, . 4 танка . »

Из этих четырех танков (оказавшимися французскими «Рено») исправных было всего 2. Сразу разобраться в них и завести на месте красноармейцам не удалось. В итоге 3 танка отправили в уже советский Харьков и сформировали из них «бронеавтодивизион особого назначения». Четвертый же танк в качестве подарка отправили Ленину к 1 маю.

В апреле 1919-го года этот танк прибыл в Москву. В итоге из-за недостатка деталей пришлось просить прислать второй танк, что бы трофеи могли пройтись своим ходом. 1-го мая 1919-го «Renault FT-17» прошелся по красной площади.

В.И. Ленина танк заинтересовал. На следующий же день он поблагодарил штаб украинской армии, захвативший эти трофеи.

Оставшиеся в Украине танки в итоге достались уже белому движению довольно скоро.. А те два Рено, что прошлись по красной площади после изучения были отправлены на фронт гражданской войны со стороны «красных».

Однако опыт и впечатление от изучения захваченных танков подтолкнули советское правительство к производству собственных танков. 10-го августа 1919-го года завод «Красное Сормово» был выбран для этого дела. Бронелисты поставлялись с Ижорского завода, орудия и пулеметы с Путиловского, двигатели — с завода Лихачёва. Образцом естественно выступил трофейный танк, подаренный Ленину.

Ленинский Рено прибыл на завод 29-го сентября 1919-го в разобранном виде. Рабочие были мягко говоря в шоке, не было никаких чертежей, а некоторые детали просто украли.

Инженер завода И.И. Волков вспоминал: «начинать сборку танков было невероятно сложно, страна в руинах, нужного оборудования нет, вся работа шла на энтузиазме и вере в Ленина.. Нам доставили образец Рено, и говорят мол «сделайте также», а там танк представлял собой натуральную груду железа.. Отсутствовали и двигатель, и коробка передач, и многие другое»

Была собрана группа из 4 инженеров в Сормово, ей на помощь прибыли еще 4 инженера с Ижорского завода. Московскому заводу было поручено переделать итальянский двигатель «Фиат» под новый танк. Многие узлы танка создавали фактически с нуля .

1-го ноября 1919-го года была создана комиссия для координации создания танка. В нее вошли даже 2 бывших инженера с завода Рено.

К заводчанам был приставлен комиссар И.Х. Хаугель, который из-за угроз «маузером» и мата вместо слов неслабо так мешал производственному процессу.

До декабря 1919-го года конструкторы сделали 130 чертежей французского трофея. Под самый конец года было налажено изготовление деталей.

За июль 1920 - май 1921 было собрано 14 танков, + 1 изначальный образец. Соответственно в сумме Рено Русских было произведено 15 штук, и все именные ! ↓ ↓ ↓

Характеристики Русского Рено:

Вот такими были первые 15 танков собственного производства в РСФСР (до создания СССР был еще год).

А что вы думаете про выбор образца для первого танка в советской России? На мой взгляд конечно же француз задал мировую концепцию танкостроения, и выбор именно этого танка был правильным.

Читайте также: