Конструктор первого в россии самолета кроссворд

Обновлено: 28.04.2024

Исторические документы неопровержимо доказывают, что первый в мире самолет был создан в России. Создателем первого в мире самолета является Александр Фёдорович Можайский. Он построил и испытал первый самолет на двадцать лет раньше американцев братьев Райт, которым до последнего времени приписывалось это изобретение. Именно Можайским был принят проект и построен самолет в современном его понимании.

В один из пасмурных осенних дней 1876 года в петербургском манеже собралась публика, весьма далекая от верховой езды. Сюда пришли те, кто увлекся воздухоплаванием — совершенно новой отраслью техники. Пятидесятилетний мужчина, с ухоженными усами, подошел к длинному столу и опустил на него какое-то странное сооружение, установленное на колесики. Оно легко тронулось с места, добежало до края стола и, набирая высоту, взлетело в воздух.

Сотни глаз, не отрываясь, следят за полетом. Только жужжание пропеллера нарушает напряженную тишину, установившуюся в манеже: в воздухе первый самолет! Кончается завод пружины, и модель, спланировав, плавно опускается на песок.

Демонстратор, в недавнем прошлом блестящий морской офицер, капитан 1-го ранга Александр Федорович Можайский, бережно поднимает самолет и вновь опускает его на поверхность стола. Собравшиеся внимательно рассматривают модель — лодочку с двумя большими прямоугольными крыльями. В носовой части ее укреплен четырехлопастный винт, приводимый в движение пружиной. За кормой аппарата находятся рули — вертикальный и горизонтальный.

Опытами Можайского заинтересовался профессор Санкт-Петербургского университета Дмитрий Иванович Менделеев, труды которого уже тогда получили всемирную известность. Возможно, он настоял, чтобы специальная комиссия Главного инженерного управления выделила средства изобретателю для продолжения опытов. Великий ученый стал единомышленником Александра Федоровича Можайского. Изобретатель разработал четкую «Программу опытов над моделями летательного аппарата» — документ, явившийся первым в мире научно разработанным планом аэродинамических исследований, без которых невозможно строительство самого самолета.

Каждый день наблюдений за полетами моделей приносил все новые и новые открытия, все яснее проступали контуры будущего самолета, вырисовывались его узлы и детали. И настал день, когда изобретатель подал докладную записку о намерении строить аппарат таких размеров, чтобы «силою машины и направлением аппарата мог бы управлять человек».

Однако новая комиссия, назначенная военным ведомством для наблюдения за его опытами и возглавлявшаяся генерал-лейтенантом Паукером, не только отвергла предложение изобретателя, но и сделала заключение, что сама идея о возможности полетов аппарата с неподвижными крыльями неверна.

Весной 1878 года Можайский решил перейти к постройке самолета в натуральную величину. 23 марта 1878 года он обратился в Главное инженерное управление с докладной запиской и просил об отпуске средств на строительство аэроплана, стоимость которого им была определена в 18895 рублей.

Предложение Можайского рассматривалось специальной комиссией, которой были представлены подробные чертежи самолета, обоснованные расчетами, и пояснительная записка, содержащая описание аппарата. Аппарат, по замыслу изобретателя, мог совершать посадку и на воду, для чего фюзеляжу была придана форма лодки.

Впервые разработав фюзеляжный тип самолета, Можайский на 30 с лишним лет опередил западноевропейских и американских конструкторов, которые только в 1909-1910 годах начали строить подобные самолеты.

Чтобы обезопасить свое изобретение от разных посягательств, он подает в июне 1880 года прошение в департамент торговли и мануфактур о выдаче привилегии или авторского свидетельства на его воздухоплавательный снаряд. Заявка сопровождалась подробной объяснительной запиской и чертежами.

Летом 1881 года основные части самолета были готовы. Для сборки аппарата изобретателю был отведен на Красносельском военном поле, близ Петербурга, отдельный участок. Наиболее ценным документом, подробно описывающим самолет Можайского, является статья отставного кавалерийского юнкера Мясоедова, опубликованная в газете «Новое время» 7 ноября 1910 года. Мясоедов не раз бывал в Красном селе, неоднократно беседовал с изобретателем.

В архивах сохранились рапорты изобретателя с 1881 по 1886 год с просьбой разрешить ему провести испытания аппарата в полете. Но сколь-нибудь полных описаний этих испытаний нет. Правда, существуют четкие упоминания о том, что они проводились. В журнале «Записки инженерного технического русского общества» за 1893 год один из инженеров предлагал меры для предотвращения «от опасных качаний, очень возможных у аэропланов».

После поломки самолета Можайский не имел возможности продолжать свои опыты, так как не располагал средствами. А военное ведомство отказало ему в дальнейшей помощи. Невзирая на это, в 1886 году Александр Федорович добился постройки на Обуховском заводе двух двигателей по 20 л.с. с паровым котлом, один из которых был готов к 1887 году. Смерть оборвала исследовательскую деятельность первого в мире самолетостроителя.

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Можа́йский (до 1950 Дудерго́ф ; , ) — исторический район Красного Села в Красносельском районе Санкт-Петербурга, расположенный на восточном побережье Дудергофского озера . Железнодорожная станция Можайская ( 1899 ).

Примеры употребления слова можайский в литературе.

Бояре были по большей части старше государя, советники и воеводы его отца: князья Ряполовские, коим Иван был обязан жизнью, Иван Юрьевич Патрикеев, Иван Васильич Оболенский-Стрига, тоже не отступивший от покойного родителя, когда Иван Можайский с Василием Косым полонили и ослепили его, один из лучших воевод отца, не раз бивший татар, громивший новгородскую рать под Русой, другие Оболенские, князь Даниил Дмитриевич Холмский, перешедший на службу московским государям из обедневшей Твери, бояре: Федор Давыдович, Василий Федорович Образец, Борис Слепец, Михаил Яковлевич Русалка, Иван Ощера, Федор Михайлович Челядня, Беклемишев, Беззубцев, Плещеев, молодой удачливый воевода Иван Руно, князья - братья великого князя: Юрий, Андрей, Борис и Андрей-меньшой, любимец матери, князь Михаил Андреевич Верейский.

Союз Ивана Андреевича с Шемякою, имевший следствием взятие и ослепление великого князя, имел также следствием и присоединение Можайского удела к волостям Василиевым: в то время, когда Шемяка принужден был отказаться от Углича, Ржевы и Бежецка, можайский князь должен был уступить Козельск, Алексин и Лисин.

Литву, хотя эта опасность была, может быть, лучшим средством освободить государство от этих ни на что не пригодных остатков безнарядной старины, как это средство избавило Василия Темного от его злейших врагов, князей можайского и Шемячича.

А летом семнадцатого года, при эсерах, когда эти самые врачи из санитарного совета стремительно заделались комиссарами временного правительства,-- именно за это свое санитарное выступление вылетел Иван Авдеевич Гроза из Можайского земства с треском, как при вулканических извержениях, и осел в заштат, описанный выше, один, старый холостяк, без вещей, злой с виду, старый хрыч.

Подразделение, в котором служили Наташа Ковшова и Маша Поливанова, было направлено на Можайское шоссе.

Можайский и Шемячич - вместе с боярами - князем Ростовским и Семеном Воронцовым, одержали победу над литовцами под Мстиславлем, положив тысяч семь неприятелей на месте.

Какой авиаконструктор создал первый советский реактивный пассажирский самолет и первый в мире сверхзвуковой пассажирский?

На сайте Спринт-Ответ всегда даются нужные ответы, так как мы также отвечаем на эти вопросы. В этой же рубрике можно найти и ответы на другие вопросы викторины. За ответ на этот вопрос можно получить бонусы – 10 баллов клуба.

Какой авиаконструктор создал первый советский реактивный пассажирский самолет и первый в мире сверхзвуковой пассажирский?

Ту-104 (Туполев-104) – первый советский пассажирский самолёт на реактивной тяге, и второй в мире, после британского De Havilland Comet. В первые два года своей эксплуатации, с 1956 по 1958 годы, Ту-104 являлся единственным эксплуатирующимся реактивным пассажирским самолётом в мире – из-за прекращения полётов De Havilland Comet летом 1956-го года, и до введения в коммерческую эксплуатацию американского Boeing 707 в октябре 1958 года.

Первый советский реактивный пассажирский самолет назывался ТУ-104. На нем летали с 1959-го до 1979-го года. Эксплуатация самолета была прекращена после авиакатастрофы во Внуково.

Для разработки нового самолета необходимо изменить сами аэропорты. Комфорт пассажиров повышен по сравнению с поршневыми и турбовинтовыми двигателями. В самолете установлены анатомические кресла с регулируемой спинкой, во время полета подается горячая еда и напитки, перед полетом бортпроводники проводят инструктаж по технике безопасности.

Перелет из Москвы в Иркутск занимает 7,5 часа, что намного быстрее, чем у Ил-18 и Ан-10. Помимо Ту 104 Аэрофлота, он обслуживается только Чехословацкими авиалиниями. Аэрофлот использует Ту 104 на внутренних и внешних маршрутах средней протяженности. В 1956-57 годах самолет начал летать в Лондон, Будапешт, Копенгаген, Пекин, Брюссель, Оттава, Дели, Прага и др.

Туполев Ту-144 – первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Он был построен ОКБ Андрея Туполева под руководством авиаконструктора Алексея Туполева. Ту-144 стал первым в мире сверхзвуковым пассажирским лайнером. Взлетел раньше англо-французского «Конкорда», он открыл новую эпоху в мировой гражданской авиации.

Несмотря на внешнее сходство, между Ту-144 и «Конкордом» есть много существенных отличий: конструктивная схема; системы центровки полета, управления и наведения и особенно в двигательной установке (двигатели и их установки). Последние различия имеют решающее значение для сравнительных характеристик и возможной судьбы двух самолетов.

Первый советский реактивный пассажирский самолет и первый в мире сверхзвуковой пассажирский создал авиаконструктор А.Н. Туполев. Это правильный ответ на вопрос викторины, за который мы получим по 10 бонусов клуба в качестве награды за любознательность, сообщает Спринт-Ответ читателям и посетителям сайта.

Самолет какого конструктора открыл в 1923 году первую в СССР регулярную воздушную линию?

В этой статье мы рассмотрим один из интересных и сложных вопросов сегодняшней игры. На сайте Спринт-Ответ уже готовится к публикации общая статья с полным обзором телевикторины «Кто хочет стать миллионером?». В ней можно узнать, выиграли что-то игроки сегодня, либо ушли из студии ни с чем. А пока перейдем к отдельному интересному вопросу игры.

Самолет какого конструктора открыл в 1923 году первую в СССР регулярную воздушную линию?

9 февраля 1923г. Совет Труда и Обороны (СТО) принял постановление об организации Совета по гражданской авиации при Главном управлении воздушного флота. Постановление законодательно закрепило создание новой отрасли народного хозяйства — гражданской авиации. На Инспекцию ГВФ возлагались функции исполнительного и технического органа Совета, руководившего всей деятельностью ГА в СССР. 9 февраля 1923 года стало официальной датой рождения отечественной гражданской авиации.

В 1922 году впервые открылось движение по регулярной линии между Советской Россией и Германией. Рейсы выполнялись два раза в неделю нашими и германскими летчиками на самолетах Фоккер F-3. Линия обслуживала дипломатические, внешнеторговые и почтовые ведомства двух стран. В 1926 г. воздушная трасса Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) – Урга (ныне Улан-Батор) связала Советский Союз с Монголией. В 1927 г. открылась авиалиния Ленинград – Берлин.

  • Хуго Юнкерса
  • Анри Фармана
  • Игоря Сикорского
  • Андрея Туполева

В то время многие военные летчики-участники гражданской войны стали пилотами гражданской авиации. В их числе А.Д. Алексеев, И.Ф. Воедило, И.В. Доронин, М.Т. Слепнев, А.И. Томашевский, А.К. Туманский, и др. «Добролетом» была оборудована первая в СССР регулярная воздушная линия Москва — Нижний Новгород, которая открылась 15 июля 1923г. Первый рейс выполнил пилот Яков Николаевич Моисеев.

Полеты совершались на пассажирских металлических шестиместных самолетах типа «Юнкерс».

Планы у «Добролета» тоже были наполеоновские. В ближайшее время хотели открыть множество авиалиний: Москва — Одесса, Москва — Ташкент, Москва — Тифлис, а самое главное — установление великого сибирского воздушного пути, чтобы из Москвы летать во Владивосток. В то время своих самолетов в России не было. Приходилось закупать у Германии металлические монопланы «юнкерсы» и аппараты системы Фоккера. С летчиками тоже была напряженка — наши военные летчики с трудом осваивали новые машины, поэтому для обучения приглашали немецких.

Первый русский самолёт

То, что русская земля богата талантами, знают практически все. Российское-военно-историческое общество постоянно обращается к наследию русских изобретателей, которые внесли весомый вклад в мировую науку. Сегодня мы расскажем об Александре Фёдоровиче Можайском, который стал пионером воздухоплавания, разработав первый летательный аппарат тяжелее воздуха.

Разбег

Родился наш герой 21 марта 1825 года в Выборгской губернии. Его отец был адмиралом русского флота. Александр пошёл по стопам отца, окончил морской кадетский корпус и начал службу гардемарином на Балтийском флоте.

Первый русский самолёт


А.Ф. Можайский

В 1854 году старший лейтенант Можайский принял участие в кругосветном плавании, побывал в Японии. Интересный факт, который до сих пор помнят в Стране восходящего солнца: русский боевой офицер помог японцам получить представление о создании больших европейских судов. Он руководил совместной постройкой русскими и японцами шхуны «Хэда». Об этом увлекательном приключении русских моряков в Японии поведал писатель Николай Задорнов в книге «Хэда».

Можайский относился к той категории русских офицеров, которые не ограничивались только интересами флота, он остался в памяти современников как человек разносторонних интересов, широкой эрудиции, умеющий ориентироваться в самых сложных ситуациях. Идея создания летательного аппарата тяжелее воздуха посетила изобретателя задолго до её реализации на практике. Из воспоминаний его сына Александра Александровича известно, что этот замысел возник под влиянием наблюдений за полётом птиц. Ради своей мечты Можайский оставил воинскую службу и в 1876 году начал работать над задуманным проектом.

Первый русский самолёт


А.Ф. Можайский показывает Д.И. Менделееву модель своего самолета

Перед постройкой самого самолёта Александр Фёдорович изготовил его модель. В записке Главного инженерного управления Военного министерства в 1884 году говорилось, что наземные испытания были направлены на оценку тяги силовой установки. Модель имела четыре колеса, расположенные под фюзеляжем и могла совершать устойчивые полёты со скоростью 5 метров в секунду.

В 1881 году основные узлы самолёта Можайского были готовы. Под Санкт-Петербургом был выделен участок на Красносельском военном поле. Здесь и проходила сборка самолёта. Работы проходили медленно, так как изобретатель испытывал постоянную нехватку денег. Никто не интересовался его работами, и помощи со стороны не ожидалось.

Первый русский самолёт


Самолет А.Ф. Можайского

«Жар-птица»

В 1882 году, несмотря на все трудности, с которыми столкнулся изобретатель, самолёт был готов. Можайский назвал своего первенца «Жар-птицей». Для испытаний была построена специальная взлётная дорожка в виде наклонного помоста. Самому провести испытания первого самолёта Можайскому не разрешили. Военное ведомство сочло, что 57 лет – это уже возраст не для подвигов. За штурвал сел И. Н. Голубев, механик, который всё время помогал Можайскому. Самолёт оторвался от земли, пролетел небольшое расстояние по прямой и сел (в разных источниках указывается разная длина полёта – от нескольких метров до сотни).

Самолёт Можайского весил 57 пудов (около 934 кг) и летел со скоростью 11 метров в секунду. Тягу обеспечивали два паровых двигателя мощностью 10 и 20 лошадиных сил. При посадке самолёт зацепился крылом за землю, а механик получил травму. В Военной энциклопедии говорилось: «Первый полёт аэроплана на военном поле в Красном селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств. Аппарат Можайского интересен как первая практическая попытка построить большой аэроплан». Можайский пытался затем отремонтировать свой самолёт и улучшить его лётные качества, но вплоть до смерти, последовавшей 1 апреля 1890 года, ему этого сделать не удалось.

Первый русский самолёт


К. Арцеулов. Взлет самолета А.Ф. Можайского

17 декабря 2003 года во всем мире с большим размахом отмечалось 100 лет со дня полёта первого самолёта. Конструкция братьев Райт поднялась в воздух и за 12 секунд пролетела 37 метров. Вот с тех пор мир и отмечает рождение авиации. Забывая (как всегда), что ещё 20 годами раньше первый самолёт был построен в России.

Сегодня, когда без авиации трудно представить современную жизнь и когда вся история ее развития досконально изучена, нужно по достоинству оценить заслуги замечательного русского изобретателя. Можайский ведь первым предложил конструкцию самолёта, в которой имеются все элементы, присущие современным крылатым машинам: силовая установка, фюзеляж, хвостовое оперение, крыло, шасси.

Читайте также: