Конструктор сипр умксипр рф

Обновлено: 12.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Морозкина А.И..pptx


Курс профессиональной переподготовки

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования


Курс повышения квалификации

Деятельность преподавателя СПО в условиях реализации ФГОС по ТОП-50


Курс повышения квалификации

Проектирование и реализация деятельности методиста организации дополнительного образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта


«Целеполагание. Техники достижения цели»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Разработка и написание СИПР (специальной индивидуальной программы развития ребенка – инвалида) для обучающегося индивидуального надомного обучения
Учитель: Морозкина А.И.

Что такое СИПР?
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – программа разработанная на основе АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа) с учетом особенностей психофизического развития обучающегося, его индивидуальных особенностей.

Основная цель реализации СИПР

построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей

Этапы проектирования и реализации СИПР
I – Сбор сведений о ребенке, характеристика (август, 1я неделя сентября)
II- Разработка СИПР
(первая декада сентября)
III- Реализация СИПР
(сентябрь - декабрь)
IV- Промежуточная диагностика, внесение изменений в СИПР
(конец декабря)
V- Реализация СИПР
(январь - май)
VI- Итоговый мониторинг, характеристика
(2 декада мая)

Для каких детей разрабатывается СИПР?

1) дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не передвигающиеся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП) в сочетании с нарушениями интеллекта, нуждающиеся в постоянной физической помощи взрослого (в переносе, передвижении коляски, при одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.);

2) дети с расстройствами аутистического спектра в сочетании с нарушениями интеллекта, у которых присутствует агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, «полевое» поведение и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и сопровождении;

3) дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, без других нарушений или в сочетании с более лёгкими формами (чем в двух вышеназванных случаях) других нарушений, не требующие постоянной помощи и контроля со стороны персонала.

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью структура СИПР включает:

1.Общие сведения о ребенке:
2.Характеристика
3.Индивидуальный учебный план

4.Содержание образования в условиях организации и семьи:
4.1 Формирование базовых учебных действий
4.2 Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
4.3 Нравственное развитие
4.4 Формирование экологической культуры. Здорового и безопасного образа жизни
4.5 Внеурочная деятельность

5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре
6.перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР
7.перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося
8.перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
9.средства мониторинга и оценки динамики обучения

Выбранный для просмотра документ Морозкина А.И.Доклад по теме Специальная индивидуальная программа развития Особенности разработки и реализации.doc

Разработка и написание СИПР (специальной индивидуальной программы развития ребенка – инвалида) для обучающегося надомного обучения

Автор: учитель Морозкина А.И.

Специальная индивидуальная прорамма развития (СИПР) пишется на обучающихся, которым в протоколе ПМПК было рекомендовано обучение по СИПР (чаще всего это обучение по ФГОС О УО ( вариант: 2), ФГОС ОВЗ РАС(вариант 8.4.)

Что же такое СИПР?

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – программа разработанная на основе АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа) с учетом особенностей психофизического развития конкретного обучающегося, его индивидуальных особенностей.

Основной целью реализации СИПР является: построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей

Составление СИПР проходит в 6 этапов: (Слайд №3)

1. Сбор сведений о ребенке, оценка потребностей ребенка в образовании, составление психолого-педагогической характеристики на начало учебного года.

2. Разработка СИПР: изучается АООП, подбираются методики,формы технологии работы с учащимся, составляется индивидуальный маршрут обучающегося, маршрут согласовывается с родителями.

3. Реализация СИПР: осуществляется деятельность учащегося в соответствии с АООП и СИПР

4. Промежуточная диагностика, внесение изменений в СИПР: организуется мониторинг учебных достижений и социальной компетентности обучающегося

5. Реализация СИПР: осуществляется деятельность обучающегося в соответствии с АООП и СИПР

6. В конце года проводится итоговый мониторинг, составляется итоговая характеристика с рекомендациями.

Выделяют 3 основные группы обучающихся которым необходимо составлять СИПР:

1) дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не передвигающиеся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП.), в сочетании с нарушениями интеллекта, нуждающиеся в постоянной физической помощи взрослого (в переносе, передвижении коляски, при одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.);

2) дети с расстройствами аутистического спектра в сочетании с нарушениями интеллекта, у которых присутствует агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, «полевое» поведение и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и сопровождении;

3) дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, без других нарушений или в сочетании с более лёгкими формами (чем в двух вышеназванных случаях) других нарушений, не требующие постоянной помощи и контроля со стороны персонала.

Обучающийся, на которого я составляла СИПР относится к 3 группе. Обучающийся 3 класса по программе ФГОС О УО (2 вариант) умеренная умственная отсталость. Ребенок обучается на дому.

Составленная на обучающегося СИПР имеет следующую структуру (соответствующую требованиям ФГОС)

1.Общие сведения о ребенке;

3 .Индивидуальный учебный план;

4.Содержание образования в условиях организации и семьи:

4.1 Формирование базовых учебных действий;

4.2 Содержание учебных предметов и коррекционных курсов;

4.3 Нравственное развитие;

4.4 Формирование экологической культуры. Здорового и безопасного образа жизни;

4.5 Внеурочная деятельность;

5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре;

6.Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;

7.Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;

8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;

9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Общие сведения о ребенке содержат персональные данные о ребенке и его родителях.

Характеристика ребенка составляется на основе результата психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого учителем с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. Характеристика включает описание бытовых условий семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, а также заключение ПМПК.

Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи

Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится в начале и конце года. На основе анализа диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума (шПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводится итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Аутизм и РАС © Autosanimus

Аутизм и РАС © Autosanimus

Аутизм и РАС © Autosanimus запись закреплена

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ /СИПР/

Важнейшей проблемой, с которой столкнулись школы после введение в действие ФГОСов для школьников с ОВЗ, является отсутствие навыка составления адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) и специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для детей с различными видами и выраженностью ограничений. Сейчас появился очень удобный ресурс, который может помочь в этом школьным специалистам: новый электронный Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития, созданный псковским Центром лечебной педагогики под руководством Андрея Царева. Разработчики надеются, что комплекс будет полезен в работе с особыми детьми, и просят присылать отзывы, замечания и предложения по улучшению учебного комплекса, чтобы совершенствовать и развивать данный ресурс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ /СИПР/

Учебно-методический комплекс (УМК) разработан в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом второго варианта примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП ИН-2).

УМК предназначен для специалистов, участвующих в разработке и реализации специальных индивидуальных программ развития (СИПР) для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). УМК может использоваться при разработке СИПР для обучающихся по IV варианту АООП начального образования детей с ОВЗ, на основе ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Предлагаемый в УМК материал поможет учителям и другим специалистам планировать и осуществлять образование детей нарушениями интеллекта с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и в соответствии с требованиями ФГОС.

Специфические образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных, физических, эмоциональных возможностей и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка. ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребенка[1]. Согласно требованию стандарта, СИПР разрабатывается на каждого ребенка, обучающегося по второму варианту АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и по четвертому варианту АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Согласно п. 2.9.1. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями структура СИПР включает 9 разделов, самым объёмным среди которых является «Содержание образования в условиях организации и семьи». Именно в нем формулируются образовательные задачи, актуальные для развития ребенка в течение учебного года.

Основные задачи данного учебно-методического комплекса – во-первых, помощь педагогу в наполнении содержанием разделов СИПР, во-вторых – в выборе оптимальных средств – возможных приемов, методов, материалов – для решения поставленных образовательных задач.

УМК ПРЕДСТАВЛЕН В ВИДЕ ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЕТ:

выбрать ожидаемые результаты обучения по 10 предметам и 4- коррекционным курсам для включения их в СИПР из более, чем 1230 вариантов предложенных разработчиками УМК;
через образовательные задачи, внесенные в СИПР, отразить объективную структуру формируемых действий, и наметить субъективные шаги обучающегося в освоении отдельных операций конкретного действия;
наметить пути и способы достижения ожидаемых результатов с помощью методических рекомендаций, предложенных в УМК для каждой задачи;
просмотреть видео-иллюстрации примеров работы с детьми по некоторым из задач;
подобрать дидактический материал для работы с учащимися для достижения ожидаемого результата;
составить СИПР в режиме «он-лайн» с помощью программы-конструктора;
получить консультацию по разработке и реализации СИПР.

В СТРУКТУРУ УМК ВКЛЮЧЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ БЛОКИ И РАЗДЕЛЫ:

1 блок – нормативно-правовой - содержит ФГОС образования обучающихся с нарушениями интеллекта, второй вариант примерной АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, примеры положений, приказов и других локальных актов, а также ссылки на иные нормативно-правовые документы.

2 блок – содержательный - включает 10 учебных предметов и 4 коррекционных курса. Каждый предмет и курс предваряется краткой пояснительной запиской и списком рекомендуемой литературы и полезными ссылками по соответствующей тематике. В блоке, в общей сложности, представлены 1 237 образовательных задач, сформулированных в форме возможных (ожидаемых) результатов и методических рекомендаций к ним по учебным предметам и коррекционным курсам для включения их в СИПР. Для удобства пользования образовательные задачи пронумерованы (например: «1.3.1.2», где первая цифра – номер учебного предмета или коррекционного курса, вторая – номер раздела программы учебного предмета или коррекционного курса, третья – номер подраздела (не всегда имеется) и последняя – номер образовательной задачи для внесения в СИПР). Для некоторых образовательных задач имеются ссылки на видеоматериал, иллюстрирующий возможные подходы к реализации образовательных задач. По ряду разделов учебных предметов «Окружающий природный мир» и «Окружающий социальный мир» приложен материал для создания заданий и рабочих тетрадей с целью формирования представлений у обучающихся. Кроме того, предлагаются фотографии примерного предметного и изобразительного материала, который может использоваться специалистами в ходе реализации СИПР.

3 блок – технологический - представлен алгоритмом по разработке СИПР в виде презентации и программой-конструктором, позволяющей сформировать содержательный раздел СИПР и вывести его в текстовом формате. Пользуясь данным инструментом, специалисты экспертной группы могут составлять и затем редактировать СИПР на своих обучающихся.

4 блок – приложения- АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области (ЦЛП); примеры специальных индивидуальных образовательных программ развития, используемых в ЦЛП; примеры календарно-тематического планирования и примеры авторских программ внеурочной деятельности обучающихся. Примеры СИПР, представленные в приложении, помогут педагогу сориентироваться в составлении как индивидуальной программы в целом, так и ее содержательного раздела в частности. Календарно-тематический план составляется на группу обучающихся, чьи образовательные задачи, включенные в СИПР, оказываются одинаковыми или близкими по сложности. Такие дети могут объединяться в одну группу для проведения совместных уроков (занятий). Примеры авторских программ внеурочной деятельности могут быть использованы для занятий с детьми или для составления других подобных программ организациями, в которых происходит воспитание и обучение детей с интеллектуальными нарушениями.

Обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, с тяжелыми и множественными нарушениями развития), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

ВложениеРазмер
tehnologiya_razrabotki_sipr-doklad.doc 72.5 КБ
sipr.pdf 673.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технология разработки СИПР для обучающихся с ТМНР в условиях обучения на дому.

Учитель-логопед – Пискунова И.А.

Обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, с тяжелыми и множественными нарушениями развития), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

СИПР – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ТМНР в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

Она (программа) реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения.

СИПР разрабатывается для следующих категорий обучающихся:

1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды;

2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды;

3) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.

Индивидуальный образовательный маршрут – корректируемая часть СИПР действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на некотором фиксированном этапе обучения.

Особенности работы над СИПР:

  1. Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально.

Экспертная группа формируется учителем класса, в который зачислен обучающийся, в нее включаются специалисты (учитель класса, учитель музыки, учитель физкультуры, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.), работающие с конкретным ребенком, и его родители (законные представители).

  1. Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год, четверть, полугодие,);
  2. По окончании периода производится оценка достижений ребенка – динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же

предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы (плана);

  1. Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер;
  2. Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.

Программа в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов .

Определение службы сопровождения

- определяет , к какому учителю, и в какой класс поступает ребенок

- заключает договор с родителями обучающегося

Учитель, социальный педагог, педагог -психолог

проводит сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации об обучающемся и его семье

определяет, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду

деятельности службы сопровождения

разрабатывает локальные документы регламентирующие деятельность службы сопровождения: приказ о деятельности ПМПк, службы психолого-педагогического сопровождения и т.д.

Учитель и специалисты службы сопровождения

- изучают документацию обучающегося

- отбирают диагностический инструментарий для скрининговой диагностики обучающегося

Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования

Учитель и специалисты службы сопровождения

- проводят скрининговую диагностику обучающегося;

- готовят характеристику о психолого-педагогических особенностях обучающегося, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми

- определяют АООП (вариант1, вариант 2, СИПР)

Карта индивидуального сопровождения обучающегося, в которой прописываются необходимые обучающемуся специальные образовательные условия с учетом имеющихся нарушений и определяются возможности развития обучающегося

Учитель и специалисты службы сопровождения

принимают решение о необходимости разработки ИОП

Проектирование необходимых структурных составляющих ИОП

Учитель и специалисты службы сопровождения

- изучают АООП образовательного учреждения

- подбирают методики, техники и формы работы с обучающимся

- составляют индивидуальный образовательный маршрут обучающегося

- согласовывают образовательный маршрут с родителями обучающегося

ПМПконсилиум образовательного учреждения

-утверждает АООП, СИПР обучающегося

Определение временных границ реализации ИОП

Четкое формулирование цели ИОП

Определение круга задач в рамках реализации ИОП

Определение содержания ИП (коррекционный, образовательный компоненты)

Планирование форм реализации разделов ИОП

Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности

Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы

Учитель и специалисты службы сопровождения

- мониторинг развития обучающегося по итогам 1 четверти

-организуют деятельность обучающегося в соответствии с утвержденной АООП (1,2), СИПР;

- организуют мониторинг учебных достижений и социальной компетентности обучающегося;

- организация промежуточного мониторинга эффективности коррекционной работы по варианту АООП (1,»), СИПР

Анализ и коррекция

Учитель и специалисты службы сопровождения

- проводят итоговый мониторинг динамики развития обучающегося и эффективности коррекционной работы по варианту АООП (1,2), СИПР

- составляют итоговую характеристику обучающегося с рекомендациями

ПМПконсилиум образовательного учреждения

-анализирует эффективность работы службы сопровождения обучающегося,

-проводит анализ динамики развития и учебных достижений обучающегося;

- вносит коррективы в ИОП (при необходимости)

Основная задача администрации и сотрудников школы на предварительном этапе или этапе целеполагания – договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени – например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты, в развитии ребенка исходя из его возможностей - в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем, принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.

Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов:

Пояснительная записка включает описание структуры и общую характеристику СИПР, разрабатываемой на основе АООП. Обязательным компонентом являются краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания ИОП на уровне динамики тех или иных составляющих психофизического развития ребенка.

Структура СИПР должна включать:

1.Общие сведения о ребенке:

2 .Характеристику , включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка.

Имя, фамилия ребёнка:

Законный представитель (опекун):

3 . Индивидуальный учебный план – устанавливает доступный объем недельной нагрузки для обучающегося по актуальным учебным предметам, коррекционным курсам, внеурочной деятельности.

Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе учебного плана образовательной организации и включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП (вариант2), с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося.

4.Содержание образования в условиях организации и семьи.

Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом мероприятий внеурочной деятельности. Его реализация осуществляется в ходе проведения внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.

5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

6.Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР

7.Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося предусматривает: психологическую поддержку семьи, консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку; просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенка-инвалида; участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР; согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи; помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома; выполнение заданий, составленных специалистами Организации для занятий с ребёнком в домашних условиях; участие родителей в работе психолого-медико-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку; регулярные контакты родителей и специалистов в течение всего учебного года и др.

8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Ресурс также доступен на сайте УМЦ "Центр ФГОС".

Основные задачи данного учебно-методического комплекса – во-первых, помощь педагогу в наполнении содержанием разделов СИПР, во-вторых – в выборе оптимальных средств – возможных приемов, методов, материалов – для решения поставленных образовательных задач .

УМК представлен в виде электронного ресурса, который позволяет :

  • выбрать ожидаемые результаты обучения по 10 предметам и 4- коррекционным курсам для включения их в СИПР из более, чем 1230 вариантов предложенных разработчиками УМК;
  • через образовательные задачи, внесенные в СИПР, отразить объективную структуру формируемых действий, и наметить субъективные шаги обучающегося в освоении отдельных операций конкретного действия;
  • наметить пути и способы достижения ожидаемых результатов с помощью методических рекомендаций , предложенных в УМК для каждой задачи;
  • просмотреть видео-иллюстрации примеров работы с детьми по некоторым из задач;
  • подобрать дидактический материал для работы с учащимися для достижения ожидаемого результата;
  • составить СИПР в режиме «он-лайн» с помощью программы-конструктора;
  • получить консультацию по разработке и реализации СИПР.

В структуру УМК включены следующие блоки и разделы:

1 блок – нормативно-правовой – содержит ФГОС образования обучающихся с нарушениями интеллекта, второй вариант примерной АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, примеры положений, приказов и других локальных актов, а также ссылки на иные нормативно-правовые документы.

2 блок – содержательный – включает 10 учебных предметов и 4 коррекционных курса. Каждый предмет и курс предваряется краткой пояснительной запиской и списком рекомендуемой литературы и полезными ссылками по соответствующей тематике. 3 блок – технологический – представлен алгоритмом по разработке СИПР в виде презентации и программой-конструктором, позволяющей сформировать содержательный раздел СИПР и вывести его в текстовом формате. Пользуясь данным инструментом, специалисты экспертной группы могут составлять и затем редактировать СИПР на своих обучающихся.

4 блок – приложения АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области (ЦЛП); примеры специальных индивидуальных образовательных программ развития, используемых в ЦЛП; примеры календарно-тематического планирования и примеры авторских программ внеурочной деятельности обучающихся. Примеры СИПР, представленные в приложении, помогут педагогу сориентироваться в составлении как индивидуальной программы в целом, так и ее содержательного раздела в частности. Календарно-тематический план составляется на группу обучающихся, чьи образовательные задачи, включенные в СИПР, оказываются одинаковыми или близкими по сложности. Такие дети могут объединяться в одну группу для проведения совместных уроков (занятий). Примеры авторских программ внеурочной деятельности могут быть использованы для занятий с детьми или для составления других подобных программ организациями, в которых происходит воспитание и обучение детей с интеллектуальными нарушениями.

Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

ВложениеРазмер
itogovaya_rabota_kornienko_olga_nikolaevna_1.doc 384.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Специальная индивидуальная программа развития»

«Обучение и воспитание детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с тяжелыми множественными нарушениями развития в контексте требований ФГОС»

Исполнитель: Корниенко Ольга Николаевна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Покровская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Юдина М.В.

Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

2. Конституция РФ.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с последующими изменениями и дополнениями).

4. Приказ Министерства образования РФ от 19.12.2014г № 1599 « Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

5. Конвенция о правах ребёнка.

6. Конвенция о правах инвалидов.

7. Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Целью реализации адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - обеспечение требований Федерального закона об образовании в РФ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Целью образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Особые образовательные потребности детей с умеренной умственной отсталостью диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для их обучения и воспитания.

Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
  • формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями;
  • формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
  • создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
  • формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Этим обоснован выбор данной образовательной программы, соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной умственной отсталостью.

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

Год обучения в : с 01.09.2010г

Ступень обучения: II

Группа (особые потребности) : 2

Заключение ПМПК: Тотальное недоразвитие (умеренное) высших психических функций, аффективно-возбудимый вариант. Недоразвитие речи тяжелой степени. Синдром Дауна. Обучение по АООП для детей с нарушением интеллекта, 2 вариант.

2. Характеристика обучающегося на начало учебного года.

Ребенок посещает образовательную организацию с 01.09.2010 года.

Семья полная, состоит из 4-х человек, проживает в благоустроенном частном доме. Мать – работает в поликлинике. Отец – пенсионер. Родители заботливо и доброжелательно относятся к сыну, заинтересованы в успешном развитии ребенка.

Мальчик часто болеет соматическими заболеваниями. Основные и прикладные двигательные навыки сформированы. Любит заниматься с ребятами в спортивном зале, повторяет все за детьми. Предположительно, состояние слуха и зрения соответствует норме.

Эмоциональное состояние мальчика устойчивое, но иногда может настойчиво требовать свое. Он выполняет простые речевые инструкции, в том числе сопровождаемые естественными жестами. Услышав громкие, резкие звуки, крик, не боится, а старается посмотреть. Это вызывает у него любопытство. Учащийся реагирует на имя, наблюдается понимание обращённой к нему речи. Не всегда реагирует на изменение интонации голоса и запрет.

Учебное поведение частично сформировано. Выполняет действия по образцу при значительной помощи педагога. Ведущая рука – правая. Трудность представляет поддержание правильной позы на занятиях. Обучающийся работает на занятиях 30 минут, проявляет интерес к занятиям. И. понимает обращённую речь на бытовом уровне. Выполняет простые речевые инструкции. В спонтанной речи употребляет отдельные слова: «привет», «хорошо», «нормально»; фразы «хочу пить», «как дела?», «пойдем гулять» и др. Речь невнятная, отмечаются нарушения слоговой структуры слов. Знает буквы, читает глобально знакомые слова.

В общении с взрослыми И. выделяет значимого для него. Нравятся совместные игры с детьми. Находясь рядом с ними, предпочитает играть вместе, с удовольствием играет в шариковом бассейне также с взрослыми в тактильные игры.

Навыки самообслуживания частично сформированы. Одевается и раздевается самостоятельно, требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон предметов одежды, застегивании молнии, пуговиц. В туалет не просится, нужно напоминать и предлагать. Постоянно моет руки после посещения туалета.

Обучающийся группирует предметы по цвету, форме, считает до 10, знает цифры и пишет по образцу, различает предметы по величине (большой, маленький). Собирает картинку из 4-х частей. И. различает диких животных и домашних животных, овощи, фрукты. Показывает на себе части тела и лица. Предметы одежды, обуви, мебели различает слабо, допускает многочисленные ошибки.

Ребенок относится к 2 группе. Требуется постоянный присмотр и частичная эпизодическая помощь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанника, с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей воспитанника, которая включает основные программы, допущенные Министерством образования РФ.

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)»

Структура СИПР

Общие сведения о ребёнке.

Характеристика (включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка).

Индивидуальный учебный план.

Программы учебных предметов.

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Программа сотрудничества специалистов с семьей.

Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов.

8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанника, с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей воспитанника, которая включает основные программы, допущенные Министерством образования РФ.

Нормативные документы:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с последующими изменениями и дополнениями).

Приказ Министерства образования РФ от 19.12.2014г № 1599 « Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, приказ № 284 от 07 сентября 2016г.

Целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

Общие сведения о ребенке:

ФИО ребенка: Таня В.

Класс: 1 (дополнительный)

Место жительства:

Год обучения в МКОУ «Школа № 7» г. Курчатова: 1

Заключение ПМПК: По результатам комплексного психолого-педагогического обследования установлено, что ребёнок с установленной индивидуальностью является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в организации специальных условий.

Умеренная умственная отсталость. Болезнь Дауна. Недоразвитие речи тяжёлой степени.

2. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка

Семья не полная. Состоит из 3 человек. Мама - осуществляет уход за дочерью, брату - 25 лет. Отношения между детьми гармоничные. Проживают в общежитии.

Семейные отношения хорошие. Ребёнка в семье принимают такой, какая она есть. Поощряют самостоятельность. Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Со слов мамы девочка дома самостоятельно раздевается, одевается, кушает, смотрит мультфильмы и телепередачи. Мама с Таней дома выполняют задания в тетрадях, рисуют карандашами.

По заключению ПМПК девочке рекомендовано обучение по специальной индивидуальной программе развития для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения, в соответствии с ИПРА (на основе пр. № 1599, вар. 2).

Эмоциональное состояние ребенка неустойчивое. Таня подвижная, активная. Легко идет на контакт с взрослым. Понимает обращенную речь, соотносит себя с именем, улыбается. Активная речь развита не очень хорошо, говорит невнятно. Воспринимает происходящее вокруг себя адекватно.

Самостоятельно держит ручку, карандаш, оставляя графический след на бумаге. Видит контур, строку. В тетради пишет с направляющей помощью взрослого, обводит, штрихует геометрические фигуры. По просьбе взрослого показывает предметы на картинке. Задания по типу, «Какого предмета не хватает» выполняет частично. Разбирает и собирает пирамидку, строит башни, лепит из пластилина «колбаску» и «шарик». С пазлами любит работать, со счётными палочками тоже. Низкий уровень развития мышления: задания «найди лишнее», «сравни», «закончи предложение по смыслу», задания на обобщение, не выполняет. Собирает простую разрезную картинку из двух частей, более сложную фигуру затрудняется собрать. Пространственная ориентация отсутствует. Знает некоторые геометрические фигуры. Цвета путает. Сложный рисунок закрашивает одним цветом. Дни недели, времена года не знает. После многократных повторений может соотнести название и предмет, слушает сказки, но внимание рассеяно. Различает некоторые виды одежды, знает название отдельных фруктов и овощей. Инструкции выполняет с помощью учителя.

Интерес к какой-либо деятельности носит кратковременный, неустойчивый характер.

Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации, его продолжительность может быть увеличена. Характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания.

Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе, у обучающейся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения.

Языковые средства несформированны, ребенок не владеет речью. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, т. к., у ребенка системное недоразвитие речи в тяжелой степени выраженности. Девочка понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя.

Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях (говорит слово «нет», отказывается работать).

Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы, запланирована работа по их формированию в рамках учебного предмета «Человек». Соблюдается режим дня. Совместно с взрослым моется, вытирается, чистит зубы.. Показывает по просьбе учителя части тела: руку, ногу, голову и др.

Таким образом, можно сделать выводы:

Девочка проявляет интерес к общению с взрослыми и детьми.

Эмоциональное состояние неустойчивое.

Невербальные средства общения сформированы на среднем уровне.

Мелкая моторика развита на среднем уровне.

Сенсорные эталоны усвоены частично.

К учебной деятельности проявляет интерес.

Познавательные процессы сформированы на уровне ниже возрастной нормы.

В учебной деятельности девочка нуждается в индивидуальном подходе. Психические процессы ниже возрастной нормы.

Приоритетными учебными предметами являются: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Человек», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Изобразительная деятельность». Приоритетами в коррекционно-развивающей области являются развитие предметно – практических действий («Действия с материалами», «Действия с предметами»), двигательное развитие, альтернативная коммуникация.

Индивидуальный учебный план

Режим занятий:

Продолжительность одного занятия – 30 минут.

Продолжительность учебного года - 33 учебных недели.

Начало учебного года: 1 сентября 2017 года.

Окончание учебного года: 25 мая 2018 года.

Каникулы: по общей циклограмме школьных каникул. Дополнительные каникулы

определены учебным графиком (февраль 2018г)

Обучение на дому - это форма образования, которую ребёнок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану.

Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития ребенка, и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающуюся.

Индивидуальный учебный план включает образовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям обучающейся имеющей ограниченные возможности здоровья.

Рабочие программы по учебным предметам, адаптированы для обучающейся с учётом особых образовательных потребностей и учитывают особенности её познавательной деятельности, содержат коррекционную составляющую. Они направлены на разностороннее развитие личности обучающейся, содержат материал, помогающий Тане достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы ей для успешной социальной адаптации.

Из предметной области Язык и речевая практика изучается учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» - 3 часа в неделю; из предметной области Математика изучается учебный предмет «Математические представления» - 2 часа в неделю; из предметной области Окружающий мир изучаются предметы «Человек» -1 час в неделю, «Окружающий природный мир» – 1 час в неделю, «Окружающий социальный мир» -0,5 часа в неделю; из предметной области Искусство изучается учебный предмет «Изобразительная деятельность» - 0,5 час в неделю.

Особое внимание обращается на развитие речи как средства общения и как способ коррекции мыслительной деятельности.

« Речь и альтернативная коммуникация»:

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.

Цель обучения математике - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

«Окружающий природный мир»

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

«Окружающий социальный мир»

Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающейся. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация.

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Изобразительная деятельность» предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса) и др.

Процесс обучения по предметам, организуется в форме урока. Учитель проводит урок с обучающейся в соответствии с расписанием уроков.

Читайте также: