Конструктор стрелкового оружия в годы великой отечественной войны

Обновлено: 14.06.2024

4 октября исполняется 126 лет со дня рождения одного из прославленных советских оружейников, внёсшего весомый вклад в развитие отечественной стрелковой школы, Герою Социалистического Труда Сергею Гавриловичу Симонову – конструктору, создавшему легендарные самозарядный карабин и противотанковое ружье.

22 дня и ПТРС – готов

С началом Великой Отечественной войны советская пехота испытывала огромный дефицит компактных и переносных противотанковых средств. Осознав допущенные ошибки предвоенного времени в крайне сжатые сроки, советским конструкторам было поручено восполнить этот недостаток. Уже 8 июля 1941 года создание противотанковых ружей поручили двум прославленным оружейникам: Сергею Гавриловичу Симонову и Василию Алексеевичу Дегтяреву. Уже к концу месяца были представлены 14,5 мм противотанковые ружья ПТРС-41 Симонова и ПТРД Дегтярёва. По итогам прошедших испытаний 29 августа 1941 года оба ружья были приняты на вооружения Красной Армии, а промышленность приступила к их производству.

По своим боевым и эксплуатационным качествам ПТРС-41 превосходил практически все подобные иностранные системы, позволяя советским пехотинцам успешно бороться с легкобронированной техникой противника на расстояниях до 300 метров. ПТРС-41 имело калибр 14,5 х 114 мм, вес 22 килограмма и длину 2,1 метра. Расчёт из двух человек мог переносить его собранным на поле боя или разобрав на две части.

ПТР Симонова обладало такими боевыми качествами, как простота в обращении, безотказность в стрельбе и высокая бронепробиваемость. Наличие пятизарядного магазина и возможности ведения полуавтоматического огня выгодно отличали ружьё Симонова от ПТР Дегтярева. Немецкие войска на тех направлениях нашей обороны, где были задействованы подразделения противотанковых ружей, замедляли своё наступление, неся ощутимые потери в технике. Всего до конца войны было произведено более 200 тысяч единиц противотанковых ружей Симонова.

СКС – карабин Симонова

Боевые действия в годы Великой Отечественной войны со всей очевидностью доказали, что систему стрелкового вооружения Красной Армии необходимо изменить, приведя в соответствие с требованиями времени. Уже к концу войны военные теоретики пришли к выводу, что оружие пехоты должно быть автоматическим, максимально легким и компактным, маневренным и одновременно обладать достаточной мощностью на дальних расстояниях действительного огня. Как показал опыт войны – на дистанциях 600 – 800 метров.

В данной статье мы хотим вспомнить советских конструкторов оружия Великой Отечественной войны, тех, которые создавали его до войны, и тех, кто трудился во имя защиты Родины в военный период 1941-1945 годов.

Конструкторы стрелкового оружия.

Дегтярёв Василий Алексеевич

Дегтярёв Василий Алексеевич(1879-1949) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, родился в Туле. Родом Дегтярёв был из семьи оружейника, поэтому на службе в армии был определён в оружейную мастерскую. С 1918 работал на Ковровском пулемётном заводе в качестве мастера, впоследствии стал начальником особого конструкторского бюро.

    Разработки:
  • ДП – пулемёт Дегтярёва пехотный (1927 г.);
  • ДА – пулемёт Дегтярёва авиационный (1928 г.);
  • ДТ – пулемёт Дегтярёва танковый (1929 г.)
  • ДК – пулемёт Дегтярёва крупнокалиберный (1931 г.);
  • ДШК – пулемёт Дегтярёва-Шпагина крупнокалиберный (1939 г.);
  • ДС-39 станковый пулемёт (1939 г.).

Симонов Сергей Гаврилович

Симонов Сергей Гаврилович (1894-1986) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, родился в дер. Федотово Владимирской губернии. Образование — 3 класса, работал в кузнице, в 1917 г. поступил на работу на Ковровский завод слесарем. На заводе поднимался по служебной лестнице: мастер, старший мастер, конструктор, руководитель экспериментальной мастерской. В 1932-33 г.г. проходил обучение в Промышленной академии. Причём свою автоматическую винтовку Симонова он начал разрабатывать ещё до обучения, в 1926 г. Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Саратов, где Симонов продолжал работы по конструированию стрелкового оружия.

    Разработки:
  • АВС-36 - автоматическая винтовка Симонова (1936 г.);
  • ПТРС — противотанковое самозарядное ружьё системы Симонова (1941 г.);

Конструкторы танков.

    Разработки:
  • тяжёлые танки КВ-1, КВ-2, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3;
  • самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122.

Авиаконструкторы.

Яковлев Александр Сергеевич

Яковлев Александр Сергеевич (1906-1989) — член-корреспондент и академик АН СССР, дважды Герой Социалистического труда, родился в Москве. В школе Яковлев занимался в авиакружке, где строил летающие авиационные модели. В 1927 г. создал свой первый самолёт АИР-1, после чего Яковлева зачислили слушателем Академии имени Н. Е. Жуковского. С 1931 г. работал инженером на Московском авиазаводе №39, в 1934 г. занял пост начальника производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, а с 1935 г. по 1956 г. был главным конструктором ОКБ (впоследствии получившего имя А. С. Яковлева). В 1940-1946 г.г. одновременно занимал должность заместителя наркома авиационной промышленности по новой технике.

    Разработанные под его руководством самолёты, участвовавшие в боях Великой Отечественной войны:
  • истребители Як-1, Як-3, Як-7, Як-9;
  • бомбардировщики Як-2, Як-4;
  • штурмовик УТ-1 (был создан в качестве учебно-тренировочного, но в войну использовался для боевых заданий);
  • транспортный самолёт Як-6;
  • учебно-тренировочный самолёт Як-7УТИ, УТ-2 .

Архангельский Александр Александрович

Архангельский Александр Александрович (1892-1978) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских и Ленинской премий, доктор технических наук, родился в Казани. В 1911 г., закончив гимназию с серебряной медалью, поступил в Московский университет на физико-математический факультет, однако на следующий год перешёл на учёбу в Императорское московское техническое училище. В училище он занимался в аэродинамическом кружке, которым руководил Н. Е. Жуковский. МВТУ Архангельский закончил в 1918 г. и начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте в должности помощника заведующего авиационным отделом, которым руководил А. Н. Туполев. В 1926 г. Архангельский стал заместителем главного конструктора. С 1936 г. он возглавил конструкторское бюро на авиационном заводе № 22 в Филях, где возглавлял работы по организации производства бомбардировщиков СБ. В 1938 г. он был арестован, но не был осуждён, а был направлен на работу в ЦКБ-29 НКВД (неофициальное название «туполевская шарага»). После начала Великой Отечественной войны были объединены конструкторские бюро, которые ранее возглавлялись Архангельским и Туполевым, и Архангельский стал заместителем главного конструктора. Архангельский принимал активное участие в разработке бомбардировщиков ТБ-3 и СБ. Собственной разработкой Архангельского является двухмоторный пикирующий бомбардировщик Ар-2.

Конструкторы артиллерии.

Грабин Василий Гаврилович

Грабин Василий Гаврилович (1900-1980) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, генерал-полковник (1945 г.), родился в станице Старонижнестеблиевская Темрюкского отдела Кубанской области. Окончил артиллерийское училище в Петрограде в 1923 г., несколько лет отслужил в Красной армии, после чего поступил в Военно-техническую академию им. Ф. Э. Дзержинского на артиллерийский факультет. По окончании академии поступил на работу инжененром-конструктором в КБ завода «Красный Путиловец», г. Ленинград. В 1933 году был направлен на работу в Горький на артиллерийский завод № 92, на заводе Грабин создал конструкторское бюро, занимавшееся ствольной артиллерией, и был назначен его руководителем. Грабин разработал метод скоростного проектирования, который позволял в течение нескольких недель при совместных усилиях конструкторов и технологов запускать новые пушки в производство. В разработке орудий принимал участие также врач-физиолог. При таком подходе удавалось достигать целей по экономии металла и производственных ресурсов, а также экономии и рациональному расходованию энергетических затрат людских ресурсов при эксплуатации пушек и в бою.

В 1942 г. Грабиным было организовано центральное артиллерийское конструкторское бюро в подмосковном Калининграде, которое он возглавил.

    Разработки:
  • пехотные пушки: ЗИС-2 (57-мм образца 1941 г.), Ф-22 (76-мм образца 1936 г.), УСВ (76-мм образца 1939 г.), ЗИС-3 (76-мм образца 1936 г.), БС-3 (100-мм образца 1944 г.);
  • танковые пушки 76,2 мм: Ф-32, Ф-34, ЗИС-5 для танков Т-34-76 и КВ-1;
  • танковая пушка 76,2 мм: ЗИС-3 для самоходной установки СУ-76;
  • самоходная установка ЗИС-30 с 57-мм пушкой ЗИС-2.

Логинов Михаил Николаевич

Логинов Михаил Николаевич (1903-1940) — лауреат Сталинской премии, родился в селе Иванишинские Горки Тверской губернии. В 1920 г. Логинов устроился на завод им. М. И. Калинина в Подлипках Московской области учеником слесаря, впоследствии он работал слесарем по ремонту артиллерийского вооружения. В 1927 г. Логинов закончил вечернее отделение рабфака при МВТУ им. Н. Э. Баумана и продолжил обучение в училище на дневном отделении. В 1931 г. Логинов был переведён в Ленинградский механический институт на военно-механическое отделение, которое готовило специалистов высшей категории для артиллерийских заводов. По окончании института Логинов вернулся на завод, где начал работу, совмещая должности начальника бюро качества и начальника филиала заводского конструкторского бюро. В 1937 г. Логинов стал главным конструктором завода. Он применил новые методы проектирования и внедрения в производство артиллерийских орудий. После разработки чертежей орудия его непосредственные разработчики и главный конструктор, от начала до конца контролировали в цехе процесс сборки нового образца. Главным следствием такого подхода было то, что даже не имевшие высшего образования сотрудники в течение года осваивали основы артиллерийского дела и резко повышали свою квалификацию, активно участвуя в процессах проектирования и внедрения пушек в производство. Это, в свою очередь, привело к быстрому появлению новых образцов вооружения в течение 1937—1940 годов. К сожалению, летом 1940 г. у Логинова обострился туберкулёз, и 28 октября он скончался, находясь на лечении в Крыму, в возрасте тридцати семи лет. Должность главного конструктора завода занял его заместитель Лев Абрамович Локтев.

Война моторов: оружие Красной армии перед началом Великой Отечественной войны

Современная война будет войной моторов. Моторы на земле, моторы в воздухе, моторы на воде и под водой. В этих условиях победит тот, у кого будет больше моторов и больший запас мощностей
Иосиф Сталин
На заседании Главного военного совета, 13 января 1941 г.

За годы предвоенных пятилеток советские конструкторы создали новые образцы стрелкового оружия, танков, артиллерии, минометов и самолетов. На вооружение флота поступали все более совершенные эскадренные миноносцы, крейсеры, сторожевые корабли, также особое внимание уделялось развитию подводного флота.

В итоге перед началом Великой Отечественной войны СССР обладал достаточно современной системой вооружения и военной техники, а по некоторым тактико-техническим характеристикам даже превосходил оружейные немецкие аналоги. Поэтому основные причины поражений советских войск на начальном периоде войны нельзя списать на просчеты в техническом оснащении войск.

ТАНКИ
По данным на 22 июня 1941 года, Красная армия имела 25 621 танк.
Самыми массовыми были легкие Т-26, которых насчитывалось почти 10 тыс. машин, и представители семейства БТ - их было около 7,5 тыс. Значительную долю составляли танкетки и малые плавающие танки - на вооружении советских войск находилось в общей сложности почти 6 тыс. модификаций Т-27, Т-37, Т-38 и Т-40.
Самых современных на тот момент танков КВ и Т-34 насчитывалось около 1,85 тыс. единиц.


Тяжелый танк КВ-1

КВ-1 поступил на вооружение в 1939 году, серийно выпускался с марта 1940-го по август 1942 года. Масса танка составляла до 47,5 тонн, что делало его гораздо тяжелее существовавших немецких танков. Он вооружался пушкой калибра 76 миллиметров.
Некоторые эксперты считают КВ-1 этапной для мирового танкостроения машиной, оказавшей значительное влияние на разработку тяжелых танков в других странах.

Советский танк имел так называемую классическую компоновку - разделение бронекорпуса от носа к корме последовательно на отделение управления, боевое и моторно-трансимиссионное отделения. Также он получил независимую торсионную подвеску, противоснарядную круговую защиту, дизельный двигатель и одно относительно мощное орудие. Ранее эти элементы встречались на других танках по отдельности, но в КВ-1 они впервые были собраны воедино.
Первое боевое применение КВ-1 относится к Советско-финской войне: опытный образец танка был задействован 17 декабря 1939 года при прорыве линии Маннергейма.
В 1940-1942 годах было выпущено 2769 танков. До 1943-го, когда появился немецкий "Тигр", КВ был самым мощным танком войны. В начале Великой Отечественной он получил у немцев прозвище "призрак". Стандартные снаряды 37-миллиметровой противотанковой пушки вермахта не пробивали его броню.


Опытные образцы А-32 и БТ-20 были готовы в мае 1939 года, по итогам их испытаний в декабре 1939 года А-32 получил новое имя - Т-34 - и был принят на вооружение с условием доработать танк: довести основное бронирование до 45 миллиметров, улучшить обзор, установить 76-миллиметровую пушку и дополнительные пулеметы.
Всего к началу Великой Отечественной войны было изготовлено 1066 Т-34. После 22 июня 1941 года производство этого типа было развернуто на заводе "Красное Сормово" в Горьком (ныне Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, "Уралмаше" в Свердловске (ныне Екатеринбург), заводе №174 в Омске и "Уралвагонзаводе" (Нижний Тагил).

В 1944 году начался серийный выпуск модификации Т-34-85 с новой башней, усиленной броней и 85-миллиметровым орудием. Также танк хорошо зарекомендовал себя благодаря простоте в производстве и обслуживании.
Всего было изготовлено более 84 тыс. танков Т-34. Эта модель участвовала не только в Великой Отечественной, она побывала во многих вооруженных конфликтах в Европе, Азии и Африке в 1950-1980-е годы. Последним задокументированным случаем боевого применения Т-34 в Европе стало их использование во время войны в Югославии.

АВИАЦИЯ
К началу Великой Отечественной войны советская авиация имела на вооружении множество типов боевых самолетов. В 1940-м и первой половине 1941 года в войска поступило почти 2,8 тыс. современных машин: Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2.
Также имелись истребители И-15 бис, И-16 и И-153, бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, СБ (АНТ-40), многоцелевые Р-5 и У-2 (По-2).
Новые самолеты Военно-воздушных сил РККА по боевым возможностям не уступали самолетам Люфтваффе, по ряду показателей даже превосходили их.


Штурмовик Ил-2
Бронированный штурмовик Ил-2 – самый массовый боевой самолет в истории. Всего было выпущено более 36 тыс. машин. Его называли "летающим танком", руководство вермахта - "черной смертью" и "железным Густавом". Немецкие летчики прозвали Ил-2 "бетонным самолетом" за его высокую боевую живучесть.


Ночной истребитель МиГ-3
Конструкторская группа, возглавляемая А. И. Микояном и М. И. Гуревичем, в 1939 году усиленно работала над истребителем для ведения боя на больших высотах. Весной 1940 года был построен опытный экземпляр, получивший марку МиГ-1 (Микоян и Гуревич, первый). Впоследствии его модернизированный вариант получил наименование МиГ-3.

Несмотря на значительный взлетный вес (3350 кг), скорость серийного МиГ-3 у земли превышала 500 км/ч, а на высоте 7 тыс. метров достигала 640 км/ч. Это была наибольшая на тот момент скорость, полученная на серийных самолетах. За счет высокого потолка и большой скорости на высоте свыше 5 тыс. метров МиГ-3 эффективно применялся как самолет-разведчик, а также истребитель ПВО. Однако плохая горизонтальная маневренность и относительно слабое вооружение не позволили ему стать полноценным фронтовым истребителем.
По оценкам известного аса Александра Покрышкина, уступая в горизонтали, МиГ-3 значительно превосходил немецкий Me109 в вертикальном маневре, что могло послужить ключом к победе в столкновении с фашистскими истребителями. Однако успешно пилотировать МиГ-3 на вертикальных виражах и на предельных перегрузках могли только летчики экстра-класса.

ФЛОТ
К началу Великой Отечественной войны советский флот имел в общей сложности 3 линкора и 7 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 212 подводных лодок, 287 торпедных катеров и множество других кораблей.

Предвоенная кораблестроительная программа предусматривала создание "большого флота", основу которого составляли бы крупные надводные корабли - линкоры и крейсера. В соответствии с ней в 1939-1940 годах были заложены линкоры типа "Советский Союз" и тяжелые крейсера "Кронштадт" и "Севастополь", в Германии приобрели недостроенный крейсер "Петропавловск", однако планам о радикальном обновлении флота не суждено было осуществиться.
В предвоенные годы советские моряки получали новые легкие крейсера типа "Киров", лидеры эсминцев проектов 1 и 38, эсминцы проекта 7 и другие корабли. Бурно шло строительство подводных лодок и торпедных катеров.
Многие корабли достраивались уже в ходе войны, часть из них так и не приняла участия в боях. К ним относятся, например, крейсера проекта 68 "Чапаев" и эсминцы проекта 30 "Огневой".
Основные типы надводных кораблей предвоенного периода:
легкие крейсера типа "Киров",
лидеры типов "Ленинград" и "Минск",
эсминцы типа "Гневный" и "Сообразительный",
тральщики типа "Фугас",
торпедные катера "Г-5",
морские охотники "МО-4".
Основные типы подводных лодок предвоенного периода:
малые подводные лодки типа "М" ("Малютка"),
средние подводные лодки типов "Щ" ("Щука") и "С" ("Средняя"),
подводные минные заградители типа "Л" ("Ленинец"),
крупные подводные лодки типов "К" ("Крейсерская") и "Д" ("Декабрист").


Крейсера типа "Киров"

Крейсера типа "Киров"
Легкие крейсера типа "Киров" стали первыми советскими надводными кораблями такого класса, не считая трех заложенных еще при Николае II крейсеров "Светлана". Проект 26, по которому строился "Киров", был окончательно утвержден осенью 1934 года и развивал идеи итальянских легких крейсеров семейства "Кондотьери".

Первая пара крейсеров, "Киров" и "Ворошилов", была заложена в 1935 году. Они вошли в строй в 1938 и 1940 годах. Вторая пара, "Максим Горький" и "Молотов", строилась уже по измененному проекту и пополнила состав советского флота в 1940-1941 годах. Еще два крейсера заложили на Дальнем Востоке, до конца Великой Отечественной войны успели ввести в строй только один из них - "Калинин". Дальневосточные крейсера также отличались от предшественников.
Полное водоизмещение крейсеров типа "Киров" колебалось от примерно 9450-9550 тонн для первой пары до почти 10 000 тонн для последней. Эти корабли могли развивать скорость 35 узлов и более. Их основным вооружением были девять 180-миллиметровых орудий Б-1-П, размещенных в трехорудийных башнях. На первых четырех крейсерах зенитное вооружение было представлено шестью установками Б-34 калибра 100 миллиметров, 45-миллиметровыми 21-К и 12,7-миллиметровыми пулеметами. Кроме того, "Кировы" несли торпеды, мины и глубинные бомбы, гидросамолеты.
"Киров" и "Максим Горький" почти всю войну провели поддерживая орудийным огнем защитников Ленинграда. "Ворошилов" и "Молотов", построенные в Николаеве, участвовали в операциях флота на Черном море. Все они пережили Великую Отечественную войну - им была суждена долгая служба. Последним состав флота в 1974 году покинул "Киров".


Подводные лодки типа "Щука"
"Щуки" стали самыми массовыми советскими подлодками Великой Отечественной войны, не считая "Малюток".

Строительство первой серии из четырех субмарин началось на Балтике в 1930 году, в строй "Щуки" вошли в 1933-1934 годах.
Это были субмарины среднего класса, подводное водоизмещение которых составляло около 700 тонн, а вооружение состояло из шести торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра и 45-миллиметровой пушки 21-К.
Проект оказался успешным, и к началу Великой Отечественной войны в строю находились более 70 "Щук" (всего в шести сериях было построено 86 подводных лодок).
Подлодки типа "Щ" активно применялись на всех морских театрах войны. Из 44 воевавших "Щук" погибла 31. Противник потерял от их действий почти 30 судов.

Несмотря на ряд недостатков, "Щуки" отличались сравнительной дешевизной, маневренностью и живучестью. От серии к серии - всего было создано шесть серий этих субмарин - они улучшали свои мореходные качества и другие параметры. В 1940 году две подлодки типа "Щ" первыми на советском флоте получили оборудование, позволявшее вести торпедную стрельбу без утечки воздуха (что часто демаскировало атакующую субмарину).
Хотя после войны в строй вошли только две "Щуки" последней серии X-бис, эти подводные лодки еще долго оставались в составе флота и были списаны в конце 1950-х годов.

АРТИЛЛЕРИЯ
По советским данным, накануне Великой Отечественной войны армия имела почти 67,5 тыс. орудий и минометов.

Считается, что по боевым качествам советская полевая артиллерия даже превосходила немецкую. Однако она была слабо обеспечена механизированной тягой: в качестве тягачей использовались сельскохозяйственные тракторы, до половины орудий перевозили с помощью лошадей.
Армия имела на вооружении множество видов артиллерийских орудий и минометов. Зенитную артиллерию представляли пушки калибров 25, 37, 76 и 85 миллиметров; гаубичную - модификации калибра 122, 152, 203 и 305 миллиметров. Основной противотанковой пушкой служила 45-миллиметровка образца 1937 года, полковой - 76-миллиметровая модель 1927 года, а дивизионной - 76-миллиметровая 1939-го.


Противотанковое орудие ведет огонь по врагу в боях за Витебск

45-миллиметровая противотанковая пушка образца 1937 года
Это орудие стало одним из самых знаменитых представителей советской артиллерии Великой Отечественной войны. Оно было разработано под руководством Михаила Логинова на базе 45-миллиметровой пушки 1932 года.

К основным боевым качествам 45-миллиметровки относились маневренность, скорострельность (15 выстрелов в минуту) и бронепробиваемость.
К началу войны в армии было более 16,6 тыс. орудий образца 1937 года. В общей сложности было выпущено свыше 37,3 тыс. таких пушек, причем производство было свернуто только к 1944 году, несмотря на наличие более современных моделей ЗиС-2 и аналогичной по калибру М-42.


Боевая машина реактивной артиллерии "Катюша"
За день до начала Великой Отечественной войны на вооружение Красной армии была принята боевая машина реактивной артиллерии БМ-13, впоследствии получившая название "Катюша". Она стала одной из первых в мире систем залпового огня.

Первое боевое применение состоялось 14 июля 1941 года близ железнодорожной станции города Орша (Белоруссия). Батарея под командованием капитана Ивана Флерова залповым огнем уничтожила скопление немецкой боевой техники на оршинском железнодорожном узле.
Благодаря высокой эффективности применения и простоте в производстве, уже к осени 1941 города БМ-13 широко применялась на фронте, оказав значительное влияние на ход боевых действий.
Система позволяла осуществлять залп всем зарядом (16 ракет) за 7-10 секунд. Существовали также модификации с увеличенным числом направляющих и другими версиями ракет.
В ходе войны было потеряно порядка 4 тыс. БМ-13. Всего было изготовлено порядка 7 тыс. установок этого типа, причем "Катюши" сняли с производства только после войны - в октябре 1946 года.

СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ
Несмотря на повсеместное внедрение танков и самолетов, усиление артиллерии, самым массовым оставалось оружие пехоты. По некоторым подсчетам, если в Первую мировую войну потери от стрелкового оружия не превышали 30% от общих, то во Второй мировой они выросли до 30-50%.
Перед Великой Отечественной войной поступление в войска винтовок, карабинов и пулеметов росло, однако Красная армия значительно уступала вермахту по насыщенности автоматическим оружием, таким как пистолеты-пулеметы.


Снайперы Роза Шанина, Александра Екимова и Лидия Вдовина (слева направо). 3-й Белорусский фронт

Винтовка Мосина
Принятая на вооружение в 1891 году винтовка Мосина калибра 7,62 миллиметра оставалась основным оружием пехотинца Красной армии. Всего было выпущено около 37 миллионов таких винтовок.

Модификации образца 1891/1930 годов пришлось принять бой в самые трудные месяцы начала Великой Отечественной. Благодаря дешевизне и надежности оружие обошло своих молодых самозарядных соперников.
Последней версией "трехлинейки"стал карабин образца 1944 года, отличавшийся наличием несъемного игольчатого штыка. Винтовка стала еще короче, технология была упрощена, а маневренность боя повысилась - более коротким карабином легче вести ближний бой в зарослях, траншеях, укреплениях.
Кроме того, именно конструкция Мосина легла в основу снайперской винтовки, принятой на вооружение в 1931 году и ставшей первой советской винтовкой, специально созданной для "меткой стрельбы и уничтожения в первую очередь командного состава противника".


Советский и американский солдаты. Встреча на Эльбе, 1945 год

ППШ
Пистолет-пулемет Шпагина калибра 7,62 миллиметра был принят на вооружение в 1941 году.

Это легендарное оружие стало частью образа солдата-победителя - его можно увидеть в самых известных монументах. ППШ-41 полюбился бойцам, получив у них ласковое и уважительное прозвище "папаша". Он стрелял практически в любых погодных условиях и при этом обходился сравнительно дешево.
К концу войны ППШ были вооружены порядка 55% бойцов. Всего было выпущено около 6 миллионов штук.



С 2011 года 19 сентября в России ежегодно празднуется день оружейного конструктора. Несмотря на то, что наша страна больше славится тяжелой военной техникой, в прошлом веке русские оружейники успели создать не один десяток культовых стрелковых орудий. «АК-47» или «Тульский Токарева» — об этом автомате и пистолете знают даже люди далекие от военной истории.

1. Сергей Мосин, 1849 — 1902 год

Сергей Мосин. | Фото: Википедия.


В 1889 русский генерал Сергей Мосин предложил на рассмотрение свою винтовку калибра 7,62 мм. Оружие получило название «русская 3-линейка» из-за того, что в царской России в качестве меры измерения длины использовались, так называемые, линии. В винтовке был установлен магазин на пять патронов, а прицельная дальность стрельбы составляла порядка 2000 метров.

Легендарная «русская 3-линейка». | Фото: Популярная механика.


Винтовка Мосина была принята на вооружение Императорской армией в 1891 году. Оружие обрело настолько большую популярность, что активно использовалось во время русско-японской войны, Первой мировой войны и даже в период Великой Отечественной войны. Всего было выпущено порядка 37 миллионов экземпляров «трехлинейки», что делает ее самым популярным стрелковым оружием после АК-47.

2. Федор Токарев, 1871 — 1968 год

Федор Токарев. | Фото: Экспресс-газета.

Российский и советский конструктор Федор Васильевич Токарев по праву считается одним из самых продуктивных оружейных мастеров за всю историю. За годы жизни Токарев разработал более 150 прототипов стрелкового оружия. Еще в 1907 году конструктор собрал автоматическую винтовку на базе «трехлинейки» Мосина. В дальнейшем он усовершенствовал оружие, и оно поступило на вооружение российской армии.

Пистолет ТТ. | Фото: YouTube.


Пулеметы и пистолеты, сконструированные Токаревым, выпускались миллионными тиражами не только в СССР, но и в десятках других стран. К самым известным разработкам Токарева можно отнести: ручной пулемет МТ 1925 года (сделанный на базе пулемета Максим), пистолет-пулемет Токарева 1927 года, пистолет ТТ 1930 год и самозарядную винтовку СВТ 1938 года.

3. Василий Дегтярев, 1880 — 1949 год

Василий Дегтярев. | Фото: anaga.ru.

Василий Алексеевич Дегтярев с детства увлекался стрелковым оружием. С 1918 года он работал на Ковровском пулеметном заводе (позже названный в его честь), где стал начальником конструкторского бюро. Первым большим прорывом в карьере Дегтярева стало создание ручного пулемета ДП (Дегтярева, пехотный) в 1927 году.

Противотанковое ружье ПТРД. | Фото: e-wiki.org.


Двумя годами позже он сконструировал легендарный танковый пулемет ДТ, который эксплуатировался до 1954 года. Во время Великой Отечественной войны конструкторское бюро Дегтярева выпустило противотанковое ружье ПТРД, которое стал одним из главных орудий Красной Армии в борьбе с бронированной немецкой техникой.

4. Георгий Шпагин, 1897 — 1952 год

Георгий Шпагин (Слева) и Федор Токарев. | Фото: Знаменитые оружейники.

В 1920 году Шпагин устроился на работу в Ковровский оружейный завод, где познакомился с Василием Дегтяревым и Владимиром Федоровым. В 1924 году Шпагину удалось упростить пулемет Иванова-Федорова, за что он стал высоко цениться среди коллег по цеху.

Пистолет-пулемет Шпагина. | Фото: Википедия.

5. Николай Макаров, 1914 — 1988 год

Николай Макаров. | Фото: LiveJournal.

В годы Великой отечественной войны Макаров был вынужденно отослан с преддипломной практики на оружейный завод. Макарову досрочно присвоили должность инженера. В 1944 конструктор все-таки окончил институт с отличием и начал самостоятельно заниматься разработкой оружия.

Пистолет Макарова. | Фото: АиФ.


К наиболее значимым творениям Макарова можно отнести одноименный 9 мм пистолет, принятый на вооружение в 1951 году и советскую авиационную пушку АМ-23, разработанную совместно с Николаем Афанасьевым. Макаров также известен как разработчик устройства для ручной закатки крышек для консервирования.

6. Евгений Драгунов, 1920 — 1991 год

Евгений Драгунов. | Фото: Известия Удмуртской Республики.

Евгений Федорович Драгунов вырос в семье потомственных оружейников, поэтому не удивительно, что у мальчика с детства развилась любовь к оружию. Во время Великой Отечественной войны Драгунов был старшим оружейным мастером на нескольких заводах. В 1946 году стал работать на Ижевском заводе. Свою карьеру Драгунов начал с модернизации настоящего ветерана — винтовки Мосина 1889 года.

снайперская винтовка СВД. | Фото: Last Day Club.


Так, в 1949 году на базе «трехлинейки» была выпущена первая серийная спортивная винтовка С-49. За годы жизни Дегтярев успел разработать, по крайней мере, 27 прототипов стрелкового оружия таких как: самозарядная снайперская винтовка СВД, противотанковая винтовка С-49, пистолет-пулемет «Кедр» и много других.

7. Михаил Калашников 1919 — 2013 год

Думаем, разработчик легендарного АК-47 в представлении не нуждается. Автомат «Калашникова» стал самым массовым стрелковым оружием за всю историю. Оружие было принято на вооружение в 55 странах мира, а за семьдесят лет в общей сложности было произведено более 100 миллионов экземпляров «Калаша» в разных модификациях.

АК-47. | Фото: Drive2.

Первые АК поступили на вооружение Красной Армии в 1949 году. В 2009 году Калашников объяснил колоссальный успех своего оружия. Он коротко и емко объяснил, что солдат сделал оружие для солдата. Помимо автоматов Калашников также занимался разработкой охотничьих ружей.

Обзор стрелкового оружия Дегтярева


2 января 1880 родился советский конструктор стрелкового оружия Василий Алексеевич Дегтярев . Мы подготовили обзор, посвященный его всемирно известным моделям оружия.

Ручной пулемет ДП

Ручной пулемет Дягтерева

Ручной пулемет, разработанный В. А. Дягтеревым, стоит на вооружении с 1928 года. 7,62-мм оружие имеет прицельную дальность стрельбы около 1500 метров и скорострельность до 500-600 выстрелов в минуту. Существует несколько модификаций с повышенной мощностью и надежностью для ведения огня в особых условиях.

Пистолет-пулемёт Дегтярёва

Пистолет-пулемет Дегтярева

ППД стоял на вооружении Советской армии в 1934—1942 годах. Он обладал прицельной дальностью до 300 м и скорострельностью около 1000 выстрелов/мин. Изначально, пистолеты-пулеметы были исключительно полицейским оружием и использовались армией довольно редко, однако в середине 30-х годов они стали основным видом вооружения некоторых видов войск.

Пулемёт ДК

Крупнокалиберный пулемет Дягтерева

Крупнокалиберный станковый пулемет Дягтерева, основанный на конструкции немецкого пулемёта Дрейзе, был принят на вооружение в 1931 году. Он устанавливался, в основном, на бронеавтомобили и корабли. Пулемет стрелял патронами 12,7×108 мм со скоростью до 450 выстрелов в минуту.

Противотанковое ружьё Дегтярёва

Противотанковое ружье Дегтярева (сверху)

ПТРД, использовавшееся с 1941 по 1945 годы, было способно подбивать средние танки, огневые точки и самолеты на расстоянии до 500 м. Однозарядное ружье использовало патрон 14,5 мм.

Ручной пулемёт Дегтярёва

Ручной пулемет Дягтерева

Ручной пулемет системы Дягтерева стоял на вооружении Советской армии в 1944-1959 годах. Он стрелял патронами 7,62 мм со скорострельностью до 750 выстрелов/мин. Оружие оснащалось ленточным магазином на 100 патронов. Максимальная эффективная дальность составляла 800 м.

Станковый пулемет Дягтерева

Станковый пулемет Дягтерева пришел на смену устаревшему к тому времени легендарному "Максиму". ДС-39 стоял на вооружении с 1939 по 1945 год. Он использовал классический 7,62 мм патрон. Максимальная прицельная дальность стрельбы достигала трех километров. Однако оружие не отличалось высокой надежностью и позже было заменено на пулемет Горюнова.

Танковый пулемет Дягтерева

Танковый пулемет Дягтерева, стоявший на вооружении в 1929-1959, являлся одной из модификаций пулемета ДП 1927-го года. Он устанавливался на многие танки, среди которых были Т-26 и Т-34. Он использовал все те же 7,62-мм патроны и имел дальность стрельбы до 800 метров. В 44-м году была разработана усовершенствованная модель ДТМ.

+ Бонус: известные модификации оружия Дегтярева

Станковый пулемет ДШК

Пулемет Дегтярева-Шпагина, модификация пулемета ДК, стоит на вооружении с 1938 года. Модели ДШК И ДШКМ использовались более, чем в 40 различных странах.

Ручной пулемет РП-46


Модификация ДПМ под названием РП-46 стояла на вооружении Советской армии с 1946 года. По сравнению со своим предшественником, РП имел большую огневую мощь, сохранив при этом ту же мобильность.

Читайте также: