Конструктор универсальных дидактических игр

Обновлено: 26.04.2024

Конструктор универсальных дидактических игр может применяться на следующих этапах обучения:

· Работа на уроке: закрепление знаний и формирование умений и навыков; контроль и коррекция знаний, умений и навыков учащихся.

· Подготовка к уроку (домашняя работа): закрепление знаний и формирование умений и навыков.

· Внеурочная деятельность: конкурсные и творческие задания; создание тренирующих наборов как ученический проект.

ВложениеРазмер
metodika.docx 22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методика применения онлайн- конструктора универсальных дидактических игр

В настоящее время электронные образовательные ресурсы (ЭОР) достаточно активно применяются учителями в образовательном процессе. При этом возникает ряд вопросов к отбору и качеству содержания этих ресурсов.

Коллективы авторов и разработчиков ЭОР в большинстве случаев не проводят широкого обсуждения формы и содержания ресурсов с конечными потребителями: учителями и преподавателями. Типичная реакция учителей при ознакомлении с новым ЭОР по предмету может быть выражена тремя последовательными тезисами:

1) это новая замечательная возможность для обучения;

2) в ресурсе многих аспектов не хватает, а некоторые положения вызывают вопросы;

3) надо было сделать все иначе.

Это противоречие между в и дением разработчиков ЭОР и потребителей, очевидно, не может быть полностью устранено в силу особенностей профессии. Возможно лишь требовать от разработчиков более широкой апробации своих ресурсов и учета обратной связи, обсуждения концепций в сети.

Учителя получили возможность дополнить ЭОР по предмету, сделать «как надо», в соответствии со своим видением и методическими наработками, с появлением в глобальной сети ресурсов, созданных по принципу web 2.0 – «программирование без программирования».

Это название охватывает достаточно широкий круг понятий, включая форумы и социальные сети образовательной направленности. Нас будут интересовать более узкоспециализированные ресурсы web2.0 – дополнения к ЭОР по предмету, конструкторы инструментов для закрепления материала и проверки его освоения. Таких англоязычных ресурсов появилось достаточно много, некоторые из них русифицированы.

Однако широкого распространения в школе они не получили. Главные причины этого:

  • иноязычные ресурсы приемлемы пока только для узкого круга учителей;
  • кодификаторы базы упражнений не соответствуют предметам российской школы, найти работы коллег и обменяться опытом сложно;
  • большие трудозатраты при создании, принцип «один тип упражнения – один набор данных».

Следует отметить огромное количество платформ для создания тестов. В этой сфере особых проблем нет, однако следует отметить ограниченность их применения: только для проверки знаний обучаемых. Говорить о собственно обучении с их помощью не приходится.

При нынешнем уровне информатизации школ учителя получили возможность дополнить ЭОР по предмету, организовать процесс их использования в соответствии со своим видением и методическими наработками, с помощью ресурсов, созданных по принципу web 2.0 – «программирование без программирования».

Существует достаточно много online-конструкторов инструментов для закрепления материала и проверки его освоения, несколько конструкторов обучающих игр .

Основываясь на зарубежных и российских исследованиях внутренней мотивации при использовании игр с образовательным контентом, а также значительном практическом опыте применения таких игр, возникла идея создания российского ресурса, который бы учел положительный опыт указанных зарубежных конструкторов , являлся их развитием и был направлен на устранение вышеуказанных противоречий.

Пока типов игр 3: «сортировать по категориям», «убрать лишнее» и «продолжить ряд».

С их помощью предполагается многоаспектное освоение материала, а также развитие общеучебных, в особенности общелогических, компетенций учащихся в соответствии с ФГОС.

Конструктор универсальных дидактических игр может применяться на следующих этапах обучения:

  • Работа на уроке: закрепление знаний и формирование умений и навыков; контроль и коррекция знаний, умений и навыков учащихся.
  • Подготовка к уроку (домашняя работа): закрепление знаний и формирование умений и навыков.
  • Внеурочная деятельность: конкурсные и творческие задания; создание тренирующих наборов как ученический проект.

«+» применения дидактических игр:

  • Повышение мотивации учащихся к обучению
  • Наглядность подачи материала
  • Разнообразие форм образовательного процесса
  • Возможность проектной деятельности
  • Развитие логических способностей учащихся
  • Быстрота и удобство создание игры по любому предмету и темам

С помощью дидактических игр предполагается многоаспектное освоение материала, а также развитие общеучебных, в особенности общелогических, компетенций учащихся в соответствии с ФГОС.

Инструкции по использованию онлайн-конструктора

На главной странице отображен список последних игровых наборов. Один из них (случайно выбранный при загрузке страницы) иллюстрируется окном «выбор редакции», где приведена игра базового типа (сортировка) с данными этого набора.

На правой панели находятся иконки с рисунками трех типов игр. При нажатии их с главной страницы происходит ее перезагрузка с демонстрацией в окне «выбор редакции» выбранного типа игры («убрать лишнее» либо «продолжить ряд»).

В рамках конструктора созданы уже сотни игровых наборов, поэтому для быстрого поиска в правой панели размещен ниспадающий список «выборка по предмету» с полным кодификатором предметов, изучаемых в настоящее время в российской общеобразовательной школе. При выборе предмета из списка происходит отбор имеющихся игровых наборов по этому признаку. На рис. 2 показана страница, отображаемая при выборе «Иностранный язык».

Игровые наборы здесь отсортированы уже не в порядке поступления, а по классам, для удобства поиска. Внизу списка приведен действующий шаблон игры данного типа, дающий представление о механике игры и отношениях между элементами образовательного контента. Выбор нужного набора производится кликом по его названию. Открывается страница с игрой базового типа («сортировка по категориям») для выбранного набора (рис. 3). Также присутствует краткая инструкция к игре этого типа

Для каждого игрового набора определенные его автором категории являются неизменными, а значения появляются в случайном порядке.

В данном случае (см. рис. 3) значение «Танзания» следует перетащить в категорию «Африка».

С помощью иконок на правой панели страницы можно переключиться на другой тип игры, при этом будет использоваться тот же игровой/тренировочный набор данных (рис. 4 и 5).

В данном случае (см. рис. 4) все кроме одного значения принадлежат категории «Северная Америка», значение «Боливия» является лишним, кликнуть следует по нему.

На каждом новом цикле игры категория, к которой принадлежит большинство значений, и лишнее значение определяются случайным образом.

В игре «продолжить ряд» к летающей тарелке прикреплена табличка со случайно выбранным значением из случайно выбранной категории. Сверху вниз движутся инопланетяне-автостопщики, держащие таблички со значениями всех категорий. Учащемуся следует подбирать значения из той же категории, что и значение на его корабле, и избегать столкновений со всеми прочими. Эта задача еще сложнее, чем предыдущие, т.к. по одному значению нужно предположить категорию и продолжить ряд значений из него. Кроме того, игра является динамической, время на уклонение/прием ограничено. Если учащийся успешно продолжил ряд из 4 значений, прилетает летающая тарелка с новым случайным значением из случайной категории.

В данном случае (см. рис. 5) значение «Канада» принадлежит категории «Северная Америка». От всех показанных на экране инопланетян следует уклониться и дождаться значений из той же категории.

Играть в игры разных типов можно в любом порядке, переключаясь с помощью иконок на правой панели страницы. Для выхода из конкретной игры к основному списку следует нажать пункт меню «Главная» на левой панели или кнопку «На главную» на правой панели.

unnamed (1)

Дидактические игры всегда занимают у учителя особое место. Игра мотивирует ученика, заставляет думать, причём быстро и результативно. Очень жаль, что российский учитель обладает ограниченным числом конструкторов цифровых дидактических игр. Зарубежные аналоги, между тем, далеко не всегда радуют нас русскоязычными версиями. Вот и теперь Дидактор нашёл ещё один любопытный конструктор, фактически не знакомый не только российским учителям, но и педагогам стран ближнего зарубежья. Более того, «наведываясь» к популярным зарубежным образовательным блогерам, тоже не увидел у них отзывов на данное приложение. Хотя многое в ней может заинтересовать.

GamiLab — это онлайн-платформа, где вы можете легко найти готовые или создать, увлекательные дидактические и развивающие игры.

В этом видео вы узнаете

  • как создать дидактическую игру
  • познакомитесь с тремя прототипами игр
  • как получить результаты прохождения игр учащимися

Несмотря на некоторые неудобства в интерфейсе и отсутствие русскоязычной версии, работать в приложении достаточно легко.

GamiLab использует имеющиеся аналоги настольных и аркадных игр, создавая различные игровые ситуации. Прототипы игр универсальны. Фактически любой учитель-предметник может использовать их.

КОРОЛЬ ГОР

корол гор

Посмотрите игру по данной ссылке. Введите своё или вымышленное имя.

Исследователь

explore

Данный прототип идеально подходит для создания обучающих игр с тяжёлым контентом. Начните с пустой игровой доски, где вы можете добавить узлы, которые соединены учебными путями с пользовательскими требованиями для открытия новых уровней.

Каждый узел может содержать различные интерактивные элементы, такие как основной текст, видео, викторины, флип-карты и многое другое. Вы можете выбрать один из более чем 40 различных типов контента для создания своей игры. Кроме того, встроенный банк вопросов содержит более 30 000 вопросов и упражнений, которые вы можете использовать.

Посмотрите небольшой набросок игры по ссылке.

Велогонка

Режим, который объединяет все элементы игры и обучения в одном месте. Так же, как и в режиме короля гор, вы получаете заданное количество узлов, и все, что вам нужно сделать, это добавить свои вопросы. Поделитесь игрой со своими учениками, и они отправятся на велогонку.

Режим велосипедной гонки требует от игрока не только управлять велосипедистом и ориентироваться на местности, но и правильно отвечать на вопросы, чтобы получить дополнительные очки и показать лучший результат.

Управляйте велосипедистом: стрелка «вверх» регулирует его скорость. Стрелки «вправо», «влево» направляют его движение.

Когда перед вами покажется куб с вопросом, обязательно коснитесь велосипедистом вопроса. Тогда вы сможете отвечать. Иначе вы просто промчитесь мимо, а в результате не наберёте много очков.

GamiLab как игровая платформа обладает ещё многими небольшими секретами и сюрпризами. Надеюсь, в дальнейших публикациях написать и о них.

Уверен, в условиях удалёнки каждый учитель может найти применение GamiLab для того, чтобы разнообразить образовательную деятельность и способствовать повышению её эффективности, используя различны дидактические игры, в том числе созданные и на данной платформе.

kon4

Спасибо Елене за ссылку на новый ресурс в статье о первом конструкторе интерактивных игр на русском языке .

В сентябре 2013 года был запущен другой отечественный сайт-конструктор универсальных дидактических игр.

Его автор кандидат педагогических наук Дмитрий Григорьевич Жемчужников, учитель информатики, экономики и математики школы № 1220 г. Москвы.

image003

В замысле Дмитрия Григорьевича было создать проект более комфортный для учителя. Тем более многие отечественные педагоги испытывают затруднения с английским языком при использовании упомянутых зарубежных ресурсов.

Любой учитель за несколько минут может создать дидактическую игру по своему предмету в базовую динамическую игру.

kon3

В данном случае — это тест на соответствие.

kon

Игра с воздушными шарами представляет собой тест на исключение лишнего.

kon1

Большое дидактическое значение имеет третья игра, которая предлагает найти родственные по значению, видовым признакам понятия, факты и т.п.

kon2

Звездолёт захватывает лишь те объекты, которые объединены в одну видовую категорию. Поэтому очень важно внести в категорию как можно больше значений.

Автор теста может впоследствии его редактировать, вносить новые данные.

Созданную игру вы можете разместить в своём блоге или сайте.

Вот моя игра, созданная за несколько минут.

Учитель может также воспользоваться коллекцией игр, созданных другими учителями.

Несколько пожеланий автору замечательного ресурса.

1. Мелкий шрифт.

Это не даёт эффективно использовать игру для фронтальной работы на интерактивной доске или большом экране.

2. На мой взгляд, необходимо предусмотреть перевод дидактической игры в режим большого экрана.

3. Нарастающее количество накопленных ресурсов требует их разделение на предметы.

4. Хорошо бы дать возможность авторам сохранить свой ресурс в компьютере для работы в офлайн.

И все же, несмотря на некоторые шероховатости, оценка ресурсу 5 .

Конструктор универсальных дидактических игр может применяться на следующих этапах обучения:

· Работа на уроке: закрепление знаний и формирование умений и навыков; контроль и коррекция знаний, умений и навыков учащихся.

· Подготовка к уроку (домашняя работа): закрепление знаний и формирование умений и навыков.

· Внеурочная деятельность: конкурсные и творческие задания; создание тренирующих наборов как ученический проект.

ВложениеРазмер
metodika.docx 22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методика применения онлайн- конструктора универсальных дидактических игр

В настоящее время электронные образовательные ресурсы (ЭОР) достаточно активно применяются учителями в образовательном процессе. При этом возникает ряд вопросов к отбору и качеству содержания этих ресурсов.

Коллективы авторов и разработчиков ЭОР в большинстве случаев не проводят широкого обсуждения формы и содержания ресурсов с конечными потребителями: учителями и преподавателями. Типичная реакция учителей при ознакомлении с новым ЭОР по предмету может быть выражена тремя последовательными тезисами:

1) это новая замечательная возможность для обучения;

2) в ресурсе многих аспектов не хватает, а некоторые положения вызывают вопросы;

3) надо было сделать все иначе.

Это противоречие между в и дением разработчиков ЭОР и потребителей, очевидно, не может быть полностью устранено в силу особенностей профессии. Возможно лишь требовать от разработчиков более широкой апробации своих ресурсов и учета обратной связи, обсуждения концепций в сети.

Учителя получили возможность дополнить ЭОР по предмету, сделать «как надо», в соответствии со своим видением и методическими наработками, с появлением в глобальной сети ресурсов, созданных по принципу web 2.0 – «программирование без программирования».

Это название охватывает достаточно широкий круг понятий, включая форумы и социальные сети образовательной направленности. Нас будут интересовать более узкоспециализированные ресурсы web2.0 – дополнения к ЭОР по предмету, конструкторы инструментов для закрепления материала и проверки его освоения. Таких англоязычных ресурсов появилось достаточно много, некоторые из них русифицированы.

Однако широкого распространения в школе они не получили. Главные причины этого:

  • иноязычные ресурсы приемлемы пока только для узкого круга учителей;
  • кодификаторы базы упражнений не соответствуют предметам российской школы, найти работы коллег и обменяться опытом сложно;
  • большие трудозатраты при создании, принцип «один тип упражнения – один набор данных».

Следует отметить огромное количество платформ для создания тестов. В этой сфере особых проблем нет, однако следует отметить ограниченность их применения: только для проверки знаний обучаемых. Говорить о собственно обучении с их помощью не приходится.

При нынешнем уровне информатизации школ учителя получили возможность дополнить ЭОР по предмету, организовать процесс их использования в соответствии со своим видением и методическими наработками, с помощью ресурсов, созданных по принципу web 2.0 – «программирование без программирования».

Существует достаточно много online-конструкторов инструментов для закрепления материала и проверки его освоения, несколько конструкторов обучающих игр .

Основываясь на зарубежных и российских исследованиях внутренней мотивации при использовании игр с образовательным контентом, а также значительном практическом опыте применения таких игр, возникла идея создания российского ресурса, который бы учел положительный опыт указанных зарубежных конструкторов , являлся их развитием и был направлен на устранение вышеуказанных противоречий.

Пока типов игр 3: «сортировать по категориям», «убрать лишнее» и «продолжить ряд».

С их помощью предполагается многоаспектное освоение материала, а также развитие общеучебных, в особенности общелогических, компетенций учащихся в соответствии с ФГОС.

Конструктор универсальных дидактических игр может применяться на следующих этапах обучения:

  • Работа на уроке: закрепление знаний и формирование умений и навыков; контроль и коррекция знаний, умений и навыков учащихся.
  • Подготовка к уроку (домашняя работа): закрепление знаний и формирование умений и навыков.
  • Внеурочная деятельность: конкурсные и творческие задания; создание тренирующих наборов как ученический проект.

«+» применения дидактических игр:

  • Повышение мотивации учащихся к обучению
  • Наглядность подачи материала
  • Разнообразие форм образовательного процесса
  • Возможность проектной деятельности
  • Развитие логических способностей учащихся
  • Быстрота и удобство создание игры по любому предмету и темам

С помощью дидактических игр предполагается многоаспектное освоение материала, а также развитие общеучебных, в особенности общелогических, компетенций учащихся в соответствии с ФГОС.

Инструкции по использованию онлайн-конструктора

На главной странице отображен список последних игровых наборов. Один из них (случайно выбранный при загрузке страницы) иллюстрируется окном «выбор редакции», где приведена игра базового типа (сортировка) с данными этого набора.

На правой панели находятся иконки с рисунками трех типов игр. При нажатии их с главной страницы происходит ее перезагрузка с демонстрацией в окне «выбор редакции» выбранного типа игры («убрать лишнее» либо «продолжить ряд»).

В рамках конструктора созданы уже сотни игровых наборов, поэтому для быстрого поиска в правой панели размещен ниспадающий список «выборка по предмету» с полным кодификатором предметов, изучаемых в настоящее время в российской общеобразовательной школе. При выборе предмета из списка происходит отбор имеющихся игровых наборов по этому признаку. На рис. 2 показана страница, отображаемая при выборе «Иностранный язык».

Игровые наборы здесь отсортированы уже не в порядке поступления, а по классам, для удобства поиска. Внизу списка приведен действующий шаблон игры данного типа, дающий представление о механике игры и отношениях между элементами образовательного контента. Выбор нужного набора производится кликом по его названию. Открывается страница с игрой базового типа («сортировка по категориям») для выбранного набора (рис. 3). Также присутствует краткая инструкция к игре этого типа

Для каждого игрового набора определенные его автором категории являются неизменными, а значения появляются в случайном порядке.

В данном случае (см. рис. 3) значение «Танзания» следует перетащить в категорию «Африка».

С помощью иконок на правой панели страницы можно переключиться на другой тип игры, при этом будет использоваться тот же игровой/тренировочный набор данных (рис. 4 и 5).

В данном случае (см. рис. 4) все кроме одного значения принадлежат категории «Северная Америка», значение «Боливия» является лишним, кликнуть следует по нему.

На каждом новом цикле игры категория, к которой принадлежит большинство значений, и лишнее значение определяются случайным образом.

В игре «продолжить ряд» к летающей тарелке прикреплена табличка со случайно выбранным значением из случайно выбранной категории. Сверху вниз движутся инопланетяне-автостопщики, держащие таблички со значениями всех категорий. Учащемуся следует подбирать значения из той же категории, что и значение на его корабле, и избегать столкновений со всеми прочими. Эта задача еще сложнее, чем предыдущие, т.к. по одному значению нужно предположить категорию и продолжить ряд значений из него. Кроме того, игра является динамической, время на уклонение/прием ограничено. Если учащийся успешно продолжил ряд из 4 значений, прилетает летающая тарелка с новым случайным значением из случайной категории.

В данном случае (см. рис. 5) значение «Канада» принадлежит категории «Северная Америка». От всех показанных на экране инопланетян следует уклониться и дождаться значений из той же категории.

Играть в игры разных типов можно в любом порядке, переключаясь с помощью иконок на правой панели страницы. Для выхода из конкретной игры к основному списку следует нажать пункт меню «Главная» на левой панели или кнопку «На главную» на правой панели.

um2

Хочу поделиться с учителями приятной новостью. Наконец-то начали появляться онлайн-конструкторы дидактических игр на русском языке.

Современный уровень информатизации образования предоставляет учителю возможность дополнить электронные образовательные ресурсы по своему предмету собственными разработками, даже не имея навыков программирования.

Онлайн конструкторов дидактических игр довольно много. О них не раз сообщалось в Дидакторе.

Однако в школах они используются крайне мало, из-за того, что большинство из этих инструментов не русифицированы.

И вот российский учитель получил такой мощный инструмент.

Образовательным ресурсам сайта УМА ПАЛАТА Дидактор высказал немало симпатий в одной из публикаций.

uma5

Между тем, разработчики подготовили оригинальный интернет-проект для дистанционного обучения УМА ИГРА, в рамках которого учитель может создавать, публиковать дидактические игры, пользоваться разработками своих коллег.

  • наполнять дидактические игры конкретным содержанием,
  • влиять на уровни сложности заданий,
  • учитывать индивидуальные способности и потребности каждого ребёнка с учётом его возраста,
  • адаптировать игры к своей предметной области,
  • обеспечить их интерактивность,
  • отслеживать промежуточные этапы,
  • обеспечить контроль за выполнением заданий,
  • провести анализ результатов.

Данный проект состоит из 5-ти прототипов-сценариев, в рамках которых учитель может создавать свои дидактические игры:

Сядь на поезд

um3

Данная игра позволяет подготовить

  • Альтернативные тесты (Правильно — неправильно)
  • Тесты с выбором ответа.

Воришка Кот

  • Конструирование альтернативных тестов (Правильно — неправильно).
  • Тесты с выбором ответа.
  • Тест с записью ответа.

Футбол +

um4

  • Конструирование альтернативных тестов (Правильно — неправильно).
  • Тесты с выбором ответа.

Заколдованный замок

Uma igra

В этом прототипе активно используется технология Draganddrop (перетаскивание объектов).

Позволяет удалять слова и строить предложения.

Авиаперелет

um1

Конструирование альтернативных тестов (Правильно — неправильно).

Тесты с выбором ответа.

Конструктор позволяет включить/выключить звуковое сопровождение, определить количество заданий, скорость их решения. Многие из дидактических игр можно использовать не только для дистанционного обучения, но и в школе на интерактивной доске.

Минусы

Онлайн игры данного конструктора представляют трудность для образовательных учреждений с низкой скоростью интернет-соединения. Возможность их сохранения на компьютере не предусмотрена.

Игры не адаптированы для планшетников IPad и андроидов. А это заметно сужает круг пользователей.

ВЫВОДЫ

Небольшие издержки мало повлияли на общее самое благоприятное впечатление.

Тем более создатели этого интернет-проекта (Елена Лапина, Давид Аренсон, Эдуард Зельдин и др.) планируют его дальнейшее совершенстование. Пока опубликована только первая часть конструктора.

Предполагается добавление новых прототипов игр, новых типов упражнений и генераторов.

Будет «автоматизирована» подача и проигрование дидактических игр, усовершенствован контроль со стороны учителя.

Читайте также: