Конструктор урока окружающий мир

Обновлено: 04.05.2024

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

III. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Познакомить с делением существительных на три группы .

V. Первичное закрепление

Закрепить знания в определении склонения.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ФГОС в 4 классе, часть 1, УМК «Школа России »

Тема урока: Похвальное слово знакам препинания.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий).

Форма урока: урок-исследование.

Цель: создать условия на уроке для организации учебно-исследовательской деятельности по обобщению и систематизации знаний о знаках препинания.

Задачи предметные: содействовать

- систематизации полученных знаний о знаках препинания;

- развитию творческих способностей учащихся;

- формированию умений работать по предложенному плану;

- осуществлять исследовательскую деятельность на материале стихотворных текстов и др.

- формирование внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- формирование учено-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

способствовать формированию метапредметных УУД:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- следовать установленным правилам в планировании и контроля способа решения;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Оборудование урока: Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. в 2ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 159 с., [2] л. ил. : - (Школа России); презентация, интерактивная доска, листы А4, учебники по литературному чтения (4 класс, УМК «Школа России»); смайлики.

Список использованной литературы:

1) Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. в 2ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 159 с., [2] л. ил. : - (Школа России);

2) Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1- 4 классы, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, – И.: Просвещение, - 2011 г. – 218 с.

3) Нечаева Н.В. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. – 224 с.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Учебный предмет : Окружающий мир

Учитель: Гайсина Карина Евгеньевна

УМК: Школа России
Тема урока: Природные зоны России: тундра.

Планируемые результаты

· Личностные: обучающиеся устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивают усваиваемое содержание, исходя из личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.

· Метапредметные: обучающиеся адекватно воспринимают информацию на слух, производят звуковой анализ слов, посредством наводящих вопросов учителя; посредством предложенных учителем, дополнительных вопросов, опорных фраз, наглядного примера, совместно с учителем ставят цель урока, осуществляют контроль и оценку своей деятельности, планируют учебное сотрудничество с учителем, стремятся высказывать свое мнение, демонстрируют навыки овладения монологической и диалогической речью; обучающиеся наблюдательны, умеют дифференцировать звуки на слух.

· Предметные: обучающиеся научатся находить и показывать зону тундры на карте; характеризовать природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; объяснять приспособленность растений и животных к природным условиям тундры.

Цель: формирование у обучающихся умения сравнивать, обобщать и анализировать полученную информацию в процессе знакомства с природной зоной России: тундра.

· Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к обучению грамоте посредством игровых ситуаций с вовлечением зрительных анализаторов; побуждать стремление совершенствовать свою речь.

· Коррекционно-развивающие: развивать речевой слух и совершенствовать навык звукового анализа слов; посредством предложенных учителем, дополнительных вопросов, опорных фраз, наглядного примера развивать регулятивные УУД (целеполагание, волевая саморегуляция, контроль, коррекция, планирование, оценка); познавательные УУД (логические: анализ объектов с целью выделения признаков; общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знания);коммуникативные УУД ( планирование учебного сотрудничества с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью);развивать наблюдательность, фонематический слух, орфографическую зоркость.

· Образовательные: обучающиеся умеют находить и показывать зону тундры на карте; характеризовать природные условия, животный и растительный мир; приводят примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; объясняют приспособленность растений и животных к природным условиям тундры.

Принципы системно-деятельностного подхода:

  • принцип деятельности;
  • принцип непрерывности;
  • принцип целостности;
  • принцип минимакса;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип вариативности.

Принципы обучения и воспитания:

  • принципы обучения : научности, доступности, последовательности, систематичности, наглядности.
  • принципы воспитания : формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом и сверстниками, создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.


Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:

  • по источнику получения знаний: словесные (рассказ, беседа, объяснение, художественное слово, выразительное чтение); наглядные (демонстрация), практические (упражнение);
  • по уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные, частично поисковые;
  • методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха, поощрение;
  • методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование.

Методы воспитания:

  • методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:беседа, художественное слово;
  • методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.

Принципы коррекционно-развивающей работы:

· разнообразные виды деятельности;

· дозированная поэтапная помощь учителя.

Методы эмоционального стимулирования:

Методы развития познавательного интереса:

· стимулирование занимательным содержанием.

Методы формирования ответственности и обязательности:

· предъявление педагогических требований.

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:

· освоения элементарных норм ведения разговор.

Методы развития речи:

· коммуникативный (умение выражать свои мысли).

Формы организации образовательной деятельности:

Список информационных источников:

· Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599)

· Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования ГК ОУ СО «Каменск - Уральская школа № 1» рассчитана на период с 2015 по 2019 гг. (нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования 4 года).

· Учебник «Окружающий мир», 4 класс, 1 часть, А.А.Плешаков, Е.А.Крючков.

Тип урока: освоения новых знаний.
План:

1. Мотивация к учебной деятельности (1 минута)

2. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы и постановка учебных задач (7 минут)

3. Решение проблемы. (15 мин)

Физминутка (2 минут)

4. Организация самостоятельной работы (12 минут)

5. Информация о домашнем задании (1 минута)

6. Рефлексия учебной деятельности (2 минуты)

Макет доски:

Природные зоны России: тундра

Познакомиться:

с географическим положением природной зоны тундра;

с климатическими условиями ;

с растительным и животным миром;

с деятельностью человека.

Этапы деятельности , задачи этапов

Методы воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности

Задача : настроить обучающихся на дальнейшую деятельность, собрать их внимание; включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

ЭМОЦИОНАЛЬНО ВКЛЮЧАЕТ В ДЕЙСТВИЕ, ВОВЛЕКАЕТ В СЛУШАНИЕ

-А теперь давайте проверим, кто из вас самый внимательный. Дл я этого выполним упражнение «Ухо-нос». Правой рукой возьмитесь за кончик носа, а левой рукой – за противоположное ухо. Одновременно опустите ухо и нос. Когда я вам буду сигнализировать хлопком, вы должны поменять положение рук.

-Молодцы. Все вы очень внимательны.

Обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к изучаемому учебному материалу; демонстрируют личностные УУД: смыслообразование;

регулятивные УУД: волевая саморегуляция

2. Актуализация опорных знаний и способов действий.
Выявление проблемы и постановка учебных задач.

Задача : подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в построении нового способа действий

Методы организации учебно-познавательной деятельности: беседа

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований

Методы эмоционального стимулирования: поощрение

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

-В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас –

И опять в экспедицию отправляется класс.

А чтобы тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать!

-Какое ключевое слово у нас получилось?

-Верно. Сегодня мы отправимся в путешествие по тундре.

-Вашим домашним заданием было пересказ про зону арктических пустынь по плану.

УЧИТЕЛЬ ПРОВЕР я ЕТ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

-Итак, как мы уже с вами определили тема нашего сегодняшнего урока «Природные зоны России: тундра» .

-Какую цель мы поставим на урок?

Цель: изучить особенности природной зоны тундра.

- А какие задачи мы можем поставить перед собой на урок?

-С чем мы должны сегодня познакомиться?

с географическим положением природной зоны тундра;

с климатическими условиями ;

с растительным и животным миром;

с деятельностью человека.

Демонстрируют регулятивные УУД: целеполагание, планирование - совместно с учителем ставят учебную задачу на соотнесении того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, планируют и прогнозируют предстоящую деятельность;

Демонстрируют познавательные УУД: структурирование знания; анализ

3. Решение проблемы

Задача: организовать работу с картой природных зон России, познакомить с понятием «вечная мерзлота», анализ иллюстраций.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

Методы организации учебно-познавательной деятельности: беседа

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований

-Итак, цель нашего сегодняшнего путешествия – тундра.

-Опираясь на поставленные задачи, с чего мы начинаем знакомство с Тундрой? (географического положения)

-Посмотрите на условные обозначения карты.

-Каким цветом на карте природных зон обозначена зона тундры? (фиолетовым)

-Совершенно верно. Внимательно посмотрите. Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Тундра расположена на материке Евразия и как вы уже сказали на карте эта зона обозначена фиолетовым цветом.

-Кто попробует показать зону тундры на географической карте?

-Сейчас каждый у себя в учебнике карандашом покажите мне зону тундры. Обведите её.

-Ребята, а с каким океаном граничит зона тундры? (Северным Ледовитым)

-А если она граничит с Северным Ледовитым океаном, то как вы думаете, какой там может быть климат?

-Суровый край с холодным климатом.

-Для того, чтобы увидеть как выглядит тундра, мы с вами посмотрим видео фрагмент. ВИДЕО

-Вот сейчас мы с вами получили общее представление о том, как выглядит тундра.

-Ребята, вы уже здесь увидели растительность и хочу обратить ваше внимание, что под тонким слоем почвы находится вечная мерзлота. ДЕМОНСТРАЦИЯ ФОТО (ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА)

- Вечная мерзлота – это верхняя часть земной коры, температура которой не поднимается до плюсовой. В зоне вечной мерзлоты грунтовые воды находятся в виде льда, её глубина иногда превышает 1 000 метров.

-Как вы думаете, может ли здесь быть богатая растительность?

-Представьте себе, могут ли там быть растения, которым нужно тепло? (нет)

-Поэтому какой мы можем сделать вывод? Какая там растительность? (бедная)

-Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на олений лишайник, или ягель. Он служит основной пищей для северных оленей. Также в тундре очень много различных мхов. Кроме того, здесь растут морошка, голубика, брусника. Удивительная карликовая берёзка и карликовая ива. Растения тундры низкорослые , многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни в тундре. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров.

-Но, ребята, весной и летом тундра выглядит совершенно иначе. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена.

-Несмотря на то, что растительный мир беден, животный мир в тундре достаточно разнообразный, но тоже приспособленный к жизни в суровых условиях.

-Давайте рассмотрим иллюстрацию на странице учебника 88ой и 89ой и узнаем какие же животные обитают в тундре.

-Например, посмотрите под цифрой 6 изображена Полярная сова, она белая, потому что большую часть года тундра покрыта снегом.

-Посмотрите какие встречаются насекомые, под цифрой 8 изображён комар, под буквой А личинка, а под буквой Б куколка.

-Сколько , ребята, вы видите птиц изображённых на иллюстрации? (5)

-Оля, назови правильное название этих птиц.

-Если полярная сова летает здесь и зимой, и летом, то остальные птицы перелётные. Например, серые гуси, лебеди и журавли прилетают только на короткое лето и их называют перелётными птицами.

-Главная характеристика – это приспособленность к суровым условиям и у растений , и у животных.

Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД – осуществляют попытки на основе анализа объектов делать выводы; оформлять свои мысли в устной форме; коммуникативные УУД – посредством учебных ситуаций, предложенных учителем, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, демонстрируют умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД – посредством учебных ситуаций, предложенных учителем, дополнительных вопросов, наглядного примера совместно с учителем осуществляют контроль, коррекцию, демонстрируют способность к волевой саморегуляции.

4. Физминутка

Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

Методы эмоционального стимулирования: поощрение

-Я предлагаю вам немного отдохнуть.

- Давайте встанем из-за парт так, чтобы нам ничего не мешало. Задвинем стулья и посмотрим на экран.

- Молодцы. Теперь встаньте все около своих мест. Сейчас мы послушаем, кто сядет тише всех. Первым садится первый ряд. Как тихо они сядут?

- Так, молодцы! А второй ряд сядет еще тише.

- Ничего себе, их почти не слышно. А третий ряд сядет вообще без звуков. Здорово! Почти все у нас тихо сели. Молодцы!

Обучающиеся отдохнули от занятия, сняли мышечное и эмоциональное напряжение

5. Организация самостоятельной работы.

Задача: развивать у обучающихся умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, развивать умение сравнивать, анализировать.

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

Методы эмоционального стимулирования: поощрение

Методы организации учебно-познавательной деятельности: беседа

-Если растения и животные приспособились к таким условиям жизни, то и человек тоже.

-Как вы думаете каким является главное занятие жителей тундры?

-Сейчас на карточках вычеркните лишние занятия .

4.Добыча полезных ископаемых

-Закончили работу. Теперь давайте проверим.

-Почему вычеркнули садоводство? Земледелие?

-Ребята, несмотря на то, что этот край суровый , он очень богат полезными ископаемыми. Здесь добывается газ, нефть и редкоземельные металлы.

Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД –осуществляют поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные УУД – посредством наводящих вопросов учителя, опорных фраз демонстрируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6. Информация о домашнем задании

Задача: развивать у обучающихся умения слышать и слушать собеседника.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: беседа

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований

-А сейчас откроем дневники и запишем домашнее задание.

-Опираясь на сегодняшние задачи урока, вам нужно подготовить пересказ про природную зону России : тундра. Рассказать о географическом положении, климате, растительном и животном мире , а также про деятельность человека в этой природной зоне.

Коммуникативные УУД: обучающиеся умеют слышать и слушать собеседника

Внедрение стандартов второго поколения в учебный процесс начальной школы повлекло за собой множество изменений в организации этого процесса. В первую очередь оно коснулось проектирования и организации уроков. Особое внимание учителями начальных классов было уделено организации и проведению уроков по учебному предмету «Окружающий мир».

ВложениеРазмер
sovremennye_trebovaniya_k_uroku_okruzhayushchiy_mir.model_uroka_.docx 25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение стандартов второго поколения в учебный процесс начальной школы повлекло за собой множество изменений в организации этого процесса. В первую очередь оно коснулось проектирования и организации уроков. Особое внимание учителями начальных классов было уделено организации и проведению уроков по учебному предмету «Окружающий мир». Это было обусловлено как самим содержанием предмета, так и теми средствами, которые были привнесены в информационно-образовательную среду образовательной организации (например, мобильные электронные лаборатории, автоматизированные рабочие места учителя и школьника, интерактивные столы и т.п.).

А.В. Хуторской выделил следующие семь главных критериев современного урока, которые успешно могут быть применены при проектировании урока по предмету «Окружающий мир»: это урок самореализации ученика, урок открытия нового, урок создания образовательной продукции, урок развития компетенций, урок коммуникаций – очных и дистантных, метапредметный урок, урок социального учета.

Современный урок – совсем иной! Место проведения урока может варьироваться в зависимости от поставленной дидактической задачи. Традиционный урок в классе может быть заменен уроком в музее, уроком на пришкольном участке, в парке, на улице города или поселка и т. п. Урок, проводимый в классе, изменяет свое содержание и структуру, превращается в своеобразный урок-исследование и урок-экспериментальной проверки гипотез, урок-путешествие или урок-конференцию.

Требования к уроку по предмету «Окружающий мир»:

- включение разнообразных видов активной деятельности детей;

- цели и задачи урока - конкретны, достижимы, диагностируемы с опорой на планируемые результаты;

- использование средств и методов обучения в соответствии с уровнем развития науки и техники;

- использование методов социального партнёрства.

Деятельность учителя при подготовке к уроку «Окружающий мир» имеет свои особенности и включает следующие этапы:

  1. Определение темы, цели, задач (предметные, метапредметные, личностные).
  2. Анализ данной темы в учебнике, методических рекомендаций к теме.
  3. Определение необходимого оборудования, средств.
  4. Выбор и структурирование содержания урока, методов обучения, форм работы.
  5. Определение взаимосвязи темы с другим материалом дисциплины, ее места в целостности системы знаний.
  6. Создание технологической карты урока.

Проектирование технологической карты.

Опишем основы проектирования урока с использованием технологических карт в соответствии с требованиями ФГОС НОО.Урок – важнейший элемент образовательного процесса, так как именно на уроке сосредотачивается учебная деятельность учащегося. Следовательно, умение качественно подготовиться к уроку, обеспечить его содержательную и методическую наполненность, создать комфортную рабочую атмосферу – основной показатель профессионализма педагога.

Конспект, сценарий или технологическая карта являются той основой, канвой, которая позволит педагогу импровизировать на уроке, своевременно и адекватно реагировать на происходящие на уроке события, творчески решать поставленные задачи в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Технологизацию образовательного процесса невозможно осуществить без сформированности технологической культуры педагога, включающей умения определять приоритеты деятельности, прогнозировать желаемые результаты, выбирать адекватные средства и способы их достижения и т. д. Поэтому в современных условиях профессиональная успешность учителя во многом зависит от сформированности у него умения проектировать педагогическую деятельность.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых как теоретиками, так и практиками образования вариантов технологических карт. Однако единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции карты ни у теоретиков, ни в педагогическом сообществе нет. Наиболее часто сегодня авторы цитируют определение И. М. Логвиновой и Г. Л. Копотевой: «Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности» .

Технологическая карта в дидактическом контексте – современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, в которой представлено описание процесса деятельности от цели до результата. В этом и состоит ее отличие от конспекта урока, в котором педагогу необходимо указывать еще и содержание деятельности. Следовательно, при конструировании технологической карты урока необходимо учитывать следующие позиции:

– должен быть описан весь процесс деятельности с указанием конечного результата;

– должны быть указаны все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;

– в карте должны быть названы материалы, перечислено оборудование, указаны инструменты;

– должна быть отражена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;

– должно быть рассчитано время выполнения всех операций. Чтобы провести урок, отвечающий требованиям системно-деятельностного подхода и ФГОС НОО, учитель должен уметь:

– грамотно трактовать ключевые понятия, определяющие контекст современного урока;

– проектировать уроки, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода и достижение результатов ФГОС НОО;

– организовывать ведущую к достижению результатов обучения деятельность учащихся на уроке;

– анализировать проведенный урок в соответствии с современными требованиями к нему.

Проектирование урока в процессе разработки его технологической карты включает в себя:

– определение темы урока и усваиваемых понятий;

– осмысление и формулировку целей и результатов урока;

– проектирование и указание технологии, методов, приемов;

– определение типа урока и проектирование его этапов;

– подробную характеристику технологии обучения на каждом этапе проектируемого урока.

При проектировании урока на основе технологической карты учитель должен учесть следующее:

− цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;

− учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.);

− используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;

− учитель опирается на технологию диалога, обучает учащихся ставить вопросы;

– эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;

− на уроке происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся;

− учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает его минимальные успехи;

– учитель специально планирует коммуникативные задачи урока;

− учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;

− стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;

− на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.).

Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре карты три блока, соответствующие идее технологизации учебного процесса: блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить); инструментальный (какими средствами это достижимо); организационнодеятельностный (структуризация на действия и операции.)

Если проанализировать разработанные разными авторами технологические карты, то можно убедиться, что все они в себе эти блоки содержат в большем или меньшем объеме.

Технологическая карта урока – документ, регламентирующий деятельность педагогических работников по планированию и организации образовательного процесса на уроке в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить об общих подходах к ее проектированию, то есть параметрами структурирования технологической карты могут быть этапы урока, его цели, задачи, планируемые результаты, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся.

Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и планируемые результаты урока. Тема урока – проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности обучающихся на уроке, который должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику обучающегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития.

Под целью урока Ю. А. Конаржевский понимает «заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока».

Планируемые результаты урока в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования необходимо отразить втехнологической карте урока как личностные, предметные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия).

Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока. Учебно-методический комплекс урока может отражать следующие разделы: источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной деятельности обучающихся.

Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в технологической карте урока, могут стать: основные понятия, организация пространства, межпредметные связи, описание урока.

Основные понятия – ключевые дефиниции, названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены обучающимися.

Организация пространства определяется педагогом самостоятельно и отражает те формы деятельности обучающихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся.

Межпредметные связи отражаются в технологической карте при их наличии. Педагогу необходимо указать предметную дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом. Эти три параметра необязательные.

Описание урока обычно отражает следующие разделы: этапы урока (в зависимости от типа урока); ход урока, который включает действия педагога и обучающихся, диагностику результатов, домашнее задание; формирование универсальных учебных действий (на отдельных этапах урока).

Технологическая карта урока оформляется в виде таблицы, в которой учитель фиксирует необходимую информацию. Для того чтобы технологическая карта действительно стала рабочим инструментом при организации учебного процесса, учителю начальных классов необходимо четко осознавать, почему для изучения той или иной темы он выбирает определенный тип урока и соответствующую ему структуру. Это будет зависеть от тех целей и планируемых результатов, которые учитель задает, опираясь на рабочую программу по учебному предмету «Окружающий мир».

Структура современного урока курса «Окружающий мир».

Взяв за основу особенности организации учебной деятельности при изучении предмета «Окружающий мир», были выделены следующие, наиболее распространенные типы уроков по предмету (классификация Н. А. Семеновой): вводный урок, обобщающий урок, предметный урок или урок-исследование, комбинированный урок . Рассмотрим особенности организации урочной деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир» в зависимости от типа урока.

Вводный урок можно проводить в следующих случаях.

  1. Первый урок в первом классе. На данном уроке учитель знакомит детей с новой учебной дисциплиной «Окружающий мир», с учебником и учебной тетрадью, правилами работы в них.
  2. Первый урок новой большой темы, раздела. Нацелен на выявление знаний учащихся по теме, актуализацию их знаний, а также обзор перспектив изучения темы.
  3. Первый урок четверти, учебного года. Обобщающий урок традиционно нацелен на обзор изученного материала и его обобщение. В структуру учебника для подобного урока заложен особый материал – игры, задания.

Преобладающими методами на уроке данного типа будут словесные, очень уместны игры.

Процессуальные особенности вводного урока:

- Нацелен на введение учащихся в тему, раздел;

-Преобладающими методами являются словесные и наглядные;

-На практике имеет место только проведение одного вводного урока – в первом классе;

-Остальные случаи могут быть реализованы при наличии резервных часов.

Примерная структура вводного урока

  • Организационный момент.
  • Анализ содержания учебника или раздела.
  • Ознакомление с учебником, тетрадью.
  • Прогнозирование.

Виды обобщающего урока:

  • Урок – патент на открытие
  • Уроксоревнование
  • Урокконференция
  • Урок-чат и т.д.

Обобщающий урок проводится: в конце изучения большой темы, раздела, в конце четверти, при завершении учебного года. Предметный урок характерен именно для дисциплины «Окружающий мир». Предмет изучения передается в руки учащихся (индивидуально, паре или группе) и дети самостоятельно проводят работу по исследованию данного предмета (явления): выявляют его свойства, проводят опыты, сравнивают с другими предметами, делают выводы.

Структура предметного урока:

  • Организационный момент.
  • Актуализация знаний.
  • Инструктаж (по технике безопасности и последовательности выполнения исследования).
  • Последующая самостоятельная исследовательская работа с объектом.
  • Выводы по результатам исследовательской работы.

Учебное исследование является и одним из определяющих условий волевого развития учащихся, поскольку преодоление познавательных затруднений обязательно сопровождается мобилизацией волевых усилий. При исследовательском подходе к обучению учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, организованного преподавателем.

Комбинированный урок является преобладающим при изучении предмета «Окружающий мир», так как его структура позволяет реализовать различные виды деятельности:

  • Организационный момент.
  • Этап актуализации знаний - актуализировать знания, проверить их, изучить новое, закрепить. Данный тип урока предполагает применение всех групп методов и средств.
  • Проверка домашнего задания.
  • Постановка проблемы и «открытие» новых знаний.
  • Объяснение нового домашнего задания .
  • Оценка работы детей на уроке.
  • Итог урока.

Организационный момент включает проверку готовности детей к уроку, настрой на учебную деятельность.

Актуализация знаний – этап восстановления в памяти младших школьников тех знаний и умений, которыми они уже владеют и которые будут им необходимы для изучения, «открытия» новой темы.

Традиционно проверка домашнего задания – это проверка степени готовности, правильности и качества выполнения домашнего задания, полученного на прошлом уроке. На уроках по предмету «Окружающий мир» данные этапы могут быть представлены как один этап в том случае, когда темы изучения идут последовательно, материал, изученный на прошлом уроке, являющийся домашним заданием, становится средством усвоения нового. Если темы непоследовательны, то данные виды деятельности могут быть самостоятельными этапами и за проверкой домашнего задания может следовать актуализация знаний.

На уроках по предмету «Окружающий мир» этап актуализации знаний, как правило, заканчивается постановкой проблемы. В совместной деятельности выявляется проблема, вызывающая затруднение, мотивирующая младших школьников к познавательной деятельности. Возможна самостоятельная формулировка темы и основных задач урока детьми. На решение проблемы направляется деятельность учащихся и педагога, в результате которой и происходит «открытие» новых знаний.

Включение детей младшего школьного возраста в активную познавательную деятельность, направленную на применение нового знания, возможно через выполнение заданий из учебников и тетрадей на печатной основе. Задания выполняются как в ходе фронтальной работы, так и индивидуально. Задания дифференцируются в зависимости от индивидуальных познавательных возможностей младших школьников.

При подведении итогов урока осуществляется рефлексия деятельности: своей, одноклассников, класса в целом, что позволяет каждому обучающемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.

Но главны моментом обучения младших классов предмету «Окружающий мир» является не формальное отношение педагога к

построению и проведению урока, а насыщенная увлекательная работа, которая должна заинтересовать детей. Скучный, неинтересный урок вряд ли запомнится детям. Поэтому правильный настрой класса на изучение запланированной темы позволяет пробудить желание школьников учиться, открывать новые познания, работать не только с учебником, но и с другими источниками. Каждый урок должен быть интересным, запоминающимся, поучительным.

Такие уроки надолго остаются памяти детей и проведении итоговых работ обязательно вспомнятся и помогут правильно ответить на вопросы заданий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности» (О.Е. Лебедев).

Для разработки заданий в ситуативных задачах может быть использован конструктор задач, разработанный Л.С. Илюшиным. Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые могут быть предложены учащимся на разных этапах освоения определенной информации: ознакомления, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки.

Модель ситуационной задачи может быть представлена следующим образом: название задания; личностно-значимый познавательный вопрос; информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде; задания на работу с данной информацией

Преимущества:

  • Многообразие уроков.
  • Систематизация известных и используемых в работе методических приемов.
  • Рост творчества учителя.
  • Повышение интереса учащихся к таким урокам.
  • Снижение времени на подготовку к уроку.

Пример конструирования задачи по работе с текстом.

Конспект урока с применением конструктора Илюшина.

Окружающий мир 4 класс по учебнику А.А. Плешакова , Ч.1.

Тема: Всемирное наследие. Озеро Байкал.

Цели: знакомство с богатством животного и растительного мира озера Байкал; воспитывать любовь к Родине; прививать навыки бережного отношения к природным богатствам.

Развиваемые УУД.

Познавательные УУД: осознают познавательную задачу;

выполняют учебно-познавательные действия: читают, приводят примеры из текста, анализируют, сравнивают, классифицируют; понимают информацию, представленную в виде изобразительной и схематичной форме.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, вносят коррективы; осознают и преодолевают возникшие трудности.

Личностные УУД: адекватная самооценка; осознают необходимости получения новых знаний.

Коммуникативные УУД: взаимодействие при информационном поиске; деловое сотрудничество.

Озеро Байкал.

Это самое глубокое озеро в мире. Наибольшая глубина его 1642 метра. В нем содержится 1/5 часть всей пресной воды планеты. Если бы вдруг случилось так, что все люди мира остались без питьевой воды, то в озере Байкал воды хватило бы для всего человечества на 7 тысяч лет! В озере обитают разнообразные растения и животные. Почти 2/3 из них встречаются только здесь и нигде больше.

К сожалению, на берегу великого озера был построен целлюлозно-бумажный комбинат. За время его существования в озеро сброшено громадное количество сточных вод. Их хватило бы испортить немалую часть чистейшей байкальской воды. От загрязнения гибнут живущие в озере рачки, которые способны профильтровывать, очищать воду. Рыба в Байкале стала медленнее расти, уменьшилась ее плодовитость. Погибают редкие живые организмы.

Мы обязаны сохранить уникальное озер, сберечь его чистую воду, неповторимую красоту и все живое, что там обитает.

Задания

(произвольный выбор ячеек «Конструктора задач» - 7 – 14 – 17 – 28 – 34 – 38)

7. ОЗНАКОМЛЕНИЕ. Прочитайте текст самостоятельно.

14. ПОНИМАНИЕ. Приведите пример того, что результаты деятельности человека могут привести к экологической катастрофе.

17. ПРИМЕНЕНИЕ. Сделайте схему, которая показывает потенциал природных богатств Байкала.

28. АНАЛИЗ. Выявите принципы, лежащие в основе взаимосвязи окружающей среды и деятельности человека.

34. СИНТЕЗ. Напишите возможный наиболее вероятный сценарий развития экономического развития богатств озера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети организуют своё рабочее место, проверяют готовность к уроку.

Целеполагание и

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

- Сегодня на уроке мы

отправляемся в путешествие по стране «География».

- Какие качества нам помогут в этом путешествии?

На доске плакат "Азбука успеха" – названия качеств личности:

Целеустремлённость, лень, смелость, трудолюбие, трусость, находчивость,

взаимопомощь, глупость, смекалка, выносливость.

- Все эти качества нам помогут

в нашем географическом путешествии.

Дети выбирают и дают

Актуализация

Познавательные УУД:

подведение общего под частное понятие, поиск информации.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли в соответствии с

нормами родного языка.

Работа в группах.

путешествие, давайте поиграем в географическое лото. Послушайте задание. Из полученных карточек выберите только те, которые относятся к

Азии. Нужно найти одно лишнее понятие.

1) Лена, Нил, Тигр, Обь.

2) Шахматы, папирус, зеркало, бумага.

3) Рис, кофе, сахар, хлопок.

4) Китайцы, японцы, индийцы, арабы.

- Соберите лишние слова и попробуйте ответить, к какому материку относятся они.

Материк лежит большой.

Самый жаркий и сухой,

Там и лето круглый год

Кто его мне назовёт!

- А чтобы определить тему урока, мы посмотрим отрывок из мультфильма по сказке К.И Чуковского (слова Бармалея: отрывок из м/ф «Доктор Айболит»)

Маленькие дети, ни за что на свете

Не ходите в Африку, в Африку гулять.

В Африке акулы, в Африке гориллы,

В Африке большие злые крокодилы.

Будут вас кусать, бить и обижать.

Не ходите, дети, в Африку гулять.

- Подумайте, о чём предупреждает нас этот герой?

- Но мы с вами не боимся трудностей, поэтому отправляемся в "Путешествие к африканским животным".

Дети совещаются и выбирают:

1 группа. Реки Азии: Лена, Тигр, Обь.

2 группа. Это предметы, пришедшие к нам из Азии: шахматы, зеркало, бумага.

3 группа. Это растения, которые

стали известны всему миру благодаря Азии: рис, сахар, хлопок.

4 группа. Это национальности, которые проживают на территории азиатских стран: китайцы, японцы, индийцы, арабы.

Расширение и

Познавательные

Коммуникативные

умение слушать и

Мы продолжаем с вами изучать во всём своём величии и красоте волшебный и экзотический мир Африки. Но сначала повторим, почему же Африка – это самый удивительный материк?

Географическая викторина

«Самый, самая, самое…».

- Самая длинная река Африки. (Нил)

- Самая высокая температура на Земле, зафиксированная в Африке. (+58)

- Самая высокая вершина материка. (Вулкан Килиманджаро)

- Самая полноводная река Африки. (Конго)

- Самый крупнейший водопад Африки. (Виктория)

- Самый большой остров у берегов Африки. (Мадагаскар)

- Самое мощное дерево саванн Африки. (Баобаб)

- Самая крупная птица на Земле. (Страус)

- Самая большая пустыня Африки. (Сахара)

- Самые маленькие жители экваториальных лесов Африки. (Пигмеи)

Мы доказали, что Африка очень

интересный материк. А сегодня нам предстоит узнать много интересного о животных Африки.

знаний. Работа в

группах и парах.

Регулятивные

действий в соответствии с

Личностные УУД:

новых знаний для ученика.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество в поиске информации.

Познавательные УУД: поиск и анализ необходимой информации,

деятельности при решении проблем творческого характера.

А теперь поработаем в парах.

Работа по учебнику.

- Откройте учебники на с.68.

- Кого мы видим на иллюстрации?

- На какие группы можно разделить животных по способу питания?

- Найдите травоядных и хищных животных.

Проверка с использованием

презентации.

- Кто выполнил задание правильно?

Проблемный вопрос.

А по каким признакам вы разделили животных? Существует ряд признаков:

-Носорог, жираф, зебра и антилопа имеют копыта, что характерно для растительноядных животных (легче убегать).

- Черепаха имеет такой тяжёлый панцирь, чтобы защищаться, следовательно, она сама не нападает, а

питается растительной пищей.

- Лев, крокодил гепард имеют острые зубы, а стервятник - острый клюв для схватывания и умерщвления добычи.

антилопа, зебра, жираф,

слон, носорог, верблюд;

исследовательская деятельность

Коммуникативные УУД:

определение цели, функции участников, способов взаимодействия.

Регулятивные УУД:

действий с учётом

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений, поиск

и выделение необходимой

Личностные УУД:

- Ребята, а что называют зоопарком?

- Сегодня я предлагаю вам начать создание своего виртуального зоопарка. А начнём мы с животных Африки. Но чтобы хорошо заботиться о животных надо больше знать о каждом из них. Каждая группа получила задание - составить паспорт на животных.

- Прочитайте свое задание.

- А теперь попросим наших

- А теперь я предлагаю вам выполнить ваше задание. Вы можете использовать информацию, которую вы получили от консультантов и справочную литературу, которая есть у вас на столах.

- Теперь давайте послушаем

Работа в группах.

Физкультминутка

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли, выполнять действия.

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Молодцы! А теперь немного отдохнём. Игра называется "Верю – не верю". Если вы услышите верное утверждение - встаньте. А если не верное - поднимаете руки вверх.

Читайте также: