Конструктор урока по фгос в начальной школе по математике

Обновлено: 05.05.2024

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.

Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, развивает интеллектуальную деятельность учащихся.

Необходимость использования ИКТ на уроках в специальных (коррекционных) классах школы VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ- помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов решения задач социализации.

ПРИЧИНЫ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ:

  • организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей.
  • реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.
  • расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.
  • при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ.

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ:

  • Для объявления темы урока
  • Как сопровождение объяснения учителя
  • Как информационно-обучающее пособие
  • Для контроля знаний
  • Развитию интереса
  • Привлечению внимания
  • Воздействию на эмоции
  • Мобилизации и активизации познавательной деятельности

Рационально использовать нужный компьютерный материал на уроке мне помогает электронный конструктор урока.

Из деталей детского конструктора можно собрать огромное количество предметов - это развивающая, многофункциональная игрушка.

Вот так и электронный конструктор урока позволяет мне выбрать нужную «деталь», то есть этап урока и использовать из него необходимый материал.

Идея электронного конструктора родилась во время подготовки конкурса «учитель года». Мне она очень понравилась, и, преподавая математику в коррекционных классах VIII вида, я создала электронный конструктор урока математики.

«Деталями» электронного конструктора являются этапы урока:

1.Организация урока. 2.Актуализация знаний. 3.Открытие новых знаний. 4.Закрепление знаний. 5. Обобщение. 6.Релаксационная пауза. 7.Итог и рефлексия.

В чём преимущество электронного конструктора?

1. Включены все этапы урока. 2.Унивесальность. Материал можно адаптировать к любому предмету. 3.Вариативность. Содержание можно комбинировать в различных сочетаниях. 4. Доступность. Использование возможно с разным уровнем владения компьютером. 5.Мобильность. Как мобильна любая электронная информация. 6.Возможно дополнять, изменять, обновлять.

Содержание электронного конструктора урока.

Универсальность электронного конструктора.

«Детали» электронного конструктора из разделов «Организационный момент», «Релаксация» и «Рефлексия» могут быть использованы без изменений учителями любого предмета.

Материал из остальных разделов можно адаптировать для использования на других уроках. Я предлагаю вашему вниманию тест, слайды которого содержат вопросы из разных учебных дисциплин.

Эта презентации в электронном виде размещена в папке «Электронный конструктор урока» как приложение.

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

3)установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

- принятие и сохранение учебной задачи.

Учащиеся оценивают свое отношение к перечисленным предметам и действиям:

1 балл – совсем не нравится,

2 балла – не нравится,

3 балла – так себе,

4 балла – нравится,

5 баллов – очень нравится.

Кроме того, желательно к каждой оценке подобрать соответствующий символ (цвет или предмет, т.е. ассоциацию).

Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:

- актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой");

- вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы");

- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях");

- усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

  • умение связывать разрозненные факты в единую картину;
  • умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

  • Это планета земной группы? - нет;
  • Это планета – гигант? – да;
  • Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
  • Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

Описание: универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

На уроке биологии при изучении реальных механизмов защиты животных в экстремальных температурных условиях можно предложить следующую ситуацию.

Представьте, что на Антарктиде минимальная температура понизилась еще на 10 градусов. Что смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях?

На доске записана тема урока.

– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………

– Вот видите, как важно…..

Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.

– Что вы уже знаете об этой теме?

– Подберите слова об этом или на эту тему…….

–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

(Не правда ли, звучит, как открытие!)

Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

• умение выделять и формулировать противоречие.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Урок природоведения зимой начинается с небольшого рассказа.

Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.

Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

  • умение анализировать и сопоставлять факты;
  • умение определять противоречие;
  • умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател. К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться — что же все-таки произошло?

Ответ. Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у скептиков. А теперь мы будем изучать новую важную тему «Горение и управление его интенсивностью».

"Начало урока с пословицы, поговорки"

- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.
- Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.
- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.
- Грамоте учится – всегда пригодиться.
- Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
- Делу время, потехе час.
- Больше знай, меньше болтай.
- Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.
- Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
- Умную речь хорошо и слушать.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Ученье лучше богатства

"Начало урока с элементами театрализации"

Учитель неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать, дораскрывающие ее, вопросы. Чтобы легче было учащимся, нужно поставить цель темы, которую они должны достичь.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:

1. Выделить и сформулировать новое знание.

2. Смоделировать способ открытия нового знания.

3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.

4. Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.

5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.

6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации. 7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.

8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.

9. Определить приемы организации и проведения первичного закрепления.

10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням.

11. Провести анализ урока по конспекту.

12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

Структура урока открытия нового знания:

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий

активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»)

попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке

зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

  1. Этап выявления места и причины затруднения

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали

зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения)

соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)

предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить

выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)

выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:
на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы

при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.

применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение

зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково

зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия

при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Для этого необходимо:
организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону

создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка

для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления

  1. Этап включения в систему знаний и повторения

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Для этого необходимо:
выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

довести его до уровня автоматизированного навыка

при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса

повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия

намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

III. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Познакомить с делением существительных на три группы .

V. Первичное закрепление

Закрепить знания в определении склонения.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ФГОС в 4 классе, часть 1, УМК «Школа России »

Тема урока: Похвальное слово знакам препинания.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий).

Форма урока: урок-исследование.

Цель: создать условия на уроке для организации учебно-исследовательской деятельности по обобщению и систематизации знаний о знаках препинания.

Задачи предметные: содействовать

- систематизации полученных знаний о знаках препинания;

- развитию творческих способностей учащихся;

- формированию умений работать по предложенному плану;

- осуществлять исследовательскую деятельность на материале стихотворных текстов и др.

- формирование внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- формирование учено-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

способствовать формированию метапредметных УУД:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- следовать установленным правилам в планировании и контроля способа решения;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Оборудование урока: Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. в 2ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 159 с., [2] л. ил. : - (Школа России); презентация, интерактивная доска, листы А4, учебники по литературному чтения (4 класс, УМК «Школа России»); смайлики.

Список использованной литературы:

1) Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. в 2ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 159 с., [2] л. ил. : - (Школа России);

2) Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1- 4 классы, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, – И.: Просвещение, - 2011 г. – 218 с.

3) Нечаева Н.В. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. – 224 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы сделать урок более интересным и для учителя, и для детей, использую конструктор урока. Данная форма подготовки к урокам с применением различных методических приемов помогает решить вопрос о свободе личности ребенка во время учебного процесса и вопрос дисциплины.

Просмотр содержимого документа
«Конструктор урока»

Конструктор урока

учитель начальных классов МАОУ «СОШ №70» г. Перми

Что такое урок? Существует несколько определений понятия «урок». Урок – это основной компонент школьного обучения, содержание которого определено целями образования. Урок как интервал в 30-40 минут имеет свои определенные пространственно-временные характеристики. Мне близко определение урока как фрагмента учебной деятельности по формированию конкретного учебного действия.

Чтобы сделать урок более интересным и для учителя, и для детей, использую конструктор урока. Данная форма подготовки к урокам с применением различных методических приемов помогает решить вопрос о свободе личности ребенка во время учебного процесса и вопрос дисциплины.

Конструктор урока постановки учебной задачи

Мотивация к учебной деятельности

Создание ситуации успеха

Создание ситуации разрыва

Вопрос к тексту

Фиксация места разрыва в знаково-символической форме

Формулирование учебной задачи учащимися и учителем

Повторяем с расширением

Роль «подводящий итоги»

Конструктор урока «открытия» нового знания

Мотивация к учебной деятельности

Парадоксы и противоречия

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Постановка учебной задачи

Вопрос к тексту

Деловая игра «НИЛ»

Построение проекта выхода из затруднения

Моделирование и преобразование модели

Построение алгоритма действия

Формулирование способа действия, правила

Первичное закрепление во внешней речи

Опрос по цепочке

Деловая игра «Точка зрения»

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Деловая игра «Компетентность»

Проверка по ключу

Включение в систему знаний и повторение

Повторяем с расширением

Пользуясь таблицей, учитель, исходя из целей урока, составляет схему конкретного урока. Например, А2, затем Б3, В5 и т.д. до конца урока. Затем на каждый элемент урока распределяется время и проект урока готов.

Рассмотрим некоторые приемы.

Приём «Отсроченная отгадка» формирует умение анализировать и сопоставлять факты, определять противоречие, находить решение имеющимися ресурсами. В начале урока учитель дает загадку, удивительный факт, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Можно также дать загадку в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

«Фантастическая добавка». Перенести учебную ситуацию на другую планету или в другое время.

«Таинственный мешок». В мешке делается дырка и дается возможность потрогать, но не смотреть. Затем выслушиваются гипотезы и можно также сыграть в игру «да-нетка». После того, как предмет разгадан, нужно разгадать связь между ним и уроком.

«Видимо-невидимо». На плакате в любом порядке буквами разного цвета и размера записываются слова. Задача учащихся запомнить за 30 секунд как можно точнее и в течение определенного времени воспроизвести на чистом листе то, что запомнили. Это могут быть фамилии писателей, синонимы, словарные слова или термины, касающиеся теории любого предмета.

Технология Сторителлинга. Урок начинается с интересной истории, сказки, притчи, связанной с темой урока и вызывает интерес и желание обсудить её.

Приём «Ромашка» Блума. «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов. Примеры вопросов: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Почему?», «Что изменилось бы …?», «Что будет, если …?», «Как можно применить …?», «Что можно сделать из …?», «Где в обычной жизни можете наблюдать …?».

Конструктор урока, как живое существо, способен изменяться. Это зависит от учителя.

Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбораю Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя /А.А.Гин. – 7-е изд. – М.:Вита-Пресс, 2006.

Читайте также: