Конструктор урока русского языка по фгос

Обновлено: 27.04.2024

Современный учитель должен часто проявлять фантазию и придумывать уроки, которые и соответствуют ФГОС, и увлекают детей. Только редко у кого есть на это силы и время. Школа креативного мышления ИКРА разработала набор карточек с методиками, которые можно применять на разных этапах урока. А учитель русского языка и блогер «Мела» Римма Раппопорт разобралась, чем «Школьный конструктор опыта» может быть полезен в классе.

Почему учителям сложно придумывать интересные уроки

Когда я училась в школе, учебники русского языка были очень скучными. Помню, как делала задания, даже не пытаясь вникнуть в унылые тексты и обрубленные предложения о ценности родного языка, природе и морали. К сожалению, современные школьники занимаются по тем же учебникам, с тех пор устаревшим ещё сильнее. Ни жить, ни работать, ни учиться так нельзя. Рано или поздно понимаешь, что нужно выходить за пределы стандартных упражнений по растасканному на куски Паустовскому, искать новые формы работы в ответ на извечный детский стон: «Опять писать?» А вот как выходить, понимаешь не всегда.

Так обстоят дела не только у словесников. И ФГОС, и начальство, и тенденции в образовании требуют, чтобы уроки были интересными, разнообразными, наполненными передовыми педагогическими технологиями. Начинающие учителя всего этого ещё не умеют, а многие опытные педагоги под гнётом бюрократии и рутины просто не хотят. Кажется, всем бы не помешал простой инструмент, помогающий подготовить современный урок, а с учётом среднестатистической нагрузки — не меньше трёх таких уроков в день. Поэтому идея попробовать «Школьный конструктор опыта», который разработан в школе креативного мышления ИКРА, мне сразу понравилась.


Как коробка с карточками может помочь учителю

Я получила небольшую коробку, в которой нашла инструкцию, два набора карточек (стартовых и основных), список всех карточек, два бланка сценария урока и разделители, позволяющие превратить коробку в поле для сборки занятия. Конструктор разработан с учётом классификации компетенций по ФГОС и ориентирован на развитие у школьников навыков XXI века. Его можно использовать для любого предмета.

Все карточки распределены по этапам урока и видам деятельности. На рубашке каждой карты с помощью системы значков обозначено, для какой части урока подходит методика, в каких классах уместно её использовать, сколько времени занимает работа, какой тип деятельности (групповая или индивидуальная) предпочтителен, какие компетенции удастся развить, используя карточку.

Однако создатели конструктора отмечают, что это только рекомендации. То есть карточку для 5-8 класса можно использовать во втором, если учитель считает, что подойдёт для его класса и занятия. То же работает и со временем, и с шагами, и со всем остальным. На обороте кратко, но со всеми необходимыми деталями описана методика работы.


Перед тем как начать выстраивать урок, учитель частично заполняет сценарий: записывает тему, цель и примерный ход урока, указывает класс и отмечает его особенности, прогнозирует возможные трудности. Это помогает учесть особенности конкретных детей и понять, на развитии каких навыков лучше сосредоточиться. Только теперь можно переходить к поиску карточек для предстоящего занятия. Чтобы урок не превратился в набор случайных методик, важно опираться на намеченный план.

Чтобы опробовать конструктор, я выбрала простую тему, которой легко заинтересовать учеников, — функциональные стили речи. Мне приглянулись 5 карточек, все они подходят для средней школы. На мотивационном этапе используется «Мультифрагмент», при изучении теории — «Парная работа», затем на деятельностном этапе для закрепления материала и проверки понимания — «Крестики-нолики» и «Ловля ошибок», а для оценки результата и рефлексии — «Чек-лист».

5 методик, из которых я составила урок

1. Мультифрагмент

Что такое стили речи, детям может быть неясно, но в стилях одежды они зачастую разбираются намного лучше учителей. Поэтому в качестве первого шага я выбрала изображения людей, одетых в разных стилях. Ученикам предлагают рассмотреть одежду на фотографиях и определить, кто и в какой ситуации мог бы её выбрать. После короткого обсуждения детей нужно перевести от моды к русскому языку: «Мы обсудили несколько стилей одежды. А какие стили можно различить в речи? На какие из них похожи образы, представленные на фотографиях?»

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

III. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Познакомить с делением существительных на три группы .

V. Первичное закрепление

Закрепить знания в определении склонения.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ФГОС в 4 классе, часть 1, УМК «Школа России »

Тема урока: Похвальное слово знакам препинания.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий).

Форма урока: урок-исследование.

Цель: создать условия на уроке для организации учебно-исследовательской деятельности по обобщению и систематизации знаний о знаках препинания.

Задачи предметные: содействовать

- систематизации полученных знаний о знаках препинания;

- развитию творческих способностей учащихся;

- формированию умений работать по предложенному плану;

- осуществлять исследовательскую деятельность на материале стихотворных текстов и др.

- формирование внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- формирование учено-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

способствовать формированию метапредметных УУД:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- следовать установленным правилам в планировании и контроля способа решения;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Оборудование урока: Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. в 2ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 159 с., [2] л. ил. : - (Школа России); презентация, интерактивная доска, листы А4, учебники по литературному чтения (4 класс, УМК «Школа России»); смайлики.

Список использованной литературы:

1) Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. в 2ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 159 с., [2] л. ил. : - (Школа России);

2) Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1- 4 классы, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, – И.: Просвещение, - 2011 г. – 218 с.

3) Нечаева Н.В. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. – 224 с.

Констурктор уроков в соотвествии с ФГОС ООО представлен в виде таблице.

ВложениеРазмер
konstruktor_urokov_po_fgos.doc 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конструктор уроков по ФГОС

  • Этап мотивации (самоопределения) к
  • учебной деятельности (ОНЗ)
  • Этап мотивации (самоопределения) к
  • коррекционной деятельности (Р)
  • этап мотивации (ОмН)
  • этап мотивации (самоопределения) к
  • контрольно-коррекционной деятельности
  • (РК)

Верные – неверные утверждения

Лингвистические парадоксы и анекдоты

Нестандартный вход в урок

Цитаты, пословицы, поговорки, загадки

  • Этап актуализация и фиксирования
  • индивидуального затруднения в пробном
  • действии (ОНЗ)
  • Этап актуализации и пробного учебного
  • действия (Р)
  • этап актуализации и фиксирования
  • индивидуального затруднения в пробном учебном действии (ОмН)
  • этап мотивации (самоопределения) к
  • контрольно-коррекционной деятельности (РК)

(на этом приеме строится часть урока)

Диктант на засыпку

До-ПослеЖокей и лошадь

Корзина идей, понятий, имен

(на этом приеме строится весь урок)

(на этом приеме строится весь урок)

Словарный диктант «Угадай слово»

Словолов Слоговой конструктор

Согласен – Не согласен

Толстый и тонкий вопрос

Чтение с остановками

(на этом приеме строится весь урок)

Я беру тебя с собой

  • Этап выявления места и причины
  • затруднения (ОНЗ)
  • Этап локализации индивидуальных
  • затруднений (Р)
  • Этап локализации индивидуальных
  • затруднений (РК)
  • Этап построения проекта выхода из
  • затруднения (ОНЗ)
  • Этап построения проекта коррекции
  • выявленных затруднений (Р)
  • этап построения проекта коррекции
  • выявленных затруднений (РК)

Обратная мозговая атака

Плюс – минус - вопрос

  • Этап реализации построенного проекта
  • (ОНЗ)
  • Этап реализации построенного проекта (Р)
  • Этап реализации построенного проекта (РК)

Двойной дневник (окончание приема в 6 этапе)

Конструктор «Совмещение противоположностей»

Пинг-понг «Имя – Значение»

Послушать – сговориться – обсудить

  • Этап первичного закрепления с
  • проговариванием во внешней речи (ОНЗ)
  • Этап обобщения затруднений во внешней
  • речи (Р)
  • этап закрепления с проговариванием во
  • внешней речи (ОмН)
  • Этап обобщения затруднений во внешней
  • речи (РК)
  • Минутки для отдыха

Групповая дискуссия (окончание в 6 приеме)

Земля, воздух, огонь и вода

Игра с поднятием рук

Кто быстрее и правильнее?

  • Этап самостоятельной работы с
  • самопроверкой по эталону (ОНЗ)
  • Этап самостоятельной работы с
  • самопроверкой по эталону (Р)
  • этап самостоятельной работы с самопроверкой
  • по эталону (РК)
  • Этап включения в систему знаний и
  • повторения (ОНЗ)
  • Этап включения в систему знаний и
  • повторения (Р)
  • этап включения изученного в систему
  • знаний (ОмН)
  • этап решения заданий творческого уровня
  • (РК)

Оставьте за мной последнее слово

Письмо без остановки

Письмо по кругу

Письмо с дырками

Словарный диктант «Угадай слово»

  • Этап рефлексии учебной деятельности на
  • уроке (ОНЗ)
  • Этап рефлексии учебной деятельности на
  • уроке (Р)
  • Этап рефлексии учебной деятельности на
  • уроке (ОмН)
  • Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности (РК)

Вопрос к тексту

Мысли во времени

Письмо с дырками

Три уровня домашнего задания

Уровневая контрольная работа

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конструктор урока по ФГОС

Конструктор урока по ФГОС.

Урок по ФГОС ООО конструктор урока

Используйте данный конструктор для моделирования уроков по предложенной теме. Дерзайте, творите, пусть Ваши уроки будут разными, интересными, неповторимыми. Успехов Вам.


Конструктор создания технологической карты урока по ФГОС

Данный конструктор поможет учителю подготовить технологическую карту и самоанализ урока по ФГОС. Материал был найден на просторах Интернета. К большому сожаленью, не могу точно сказать с сайта какой ш.

Конструктор урока по ФГОС

Конструктор урока по ФГОС.


Конструктор уроков ФГОС

материалы для учителя.

Электронный конструктор урока по ФГОС (технологическая карта)

По данной технологической карте в виде Excel можно оперативно создавать план на открытый урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация создавалась для доклада на заседание МО учителей русского языка и литературы и содержит информацию для учителя, начинающего работать по новым стандартам: задачи, решаемые на уроке русского языка, основные этапы организации деятельности обучающихся, освещаются приёмы подачи учебного материала, рассматриваются этапы проектирования урока.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование современного урока русского языка по ФГОС»

Проектирование современного урока русского языка по ФГОС Заседание методического объединения предметов социально-гуманитарного цикла МБОУ «Горковская СОШ» Октябрь 2015

Проектирование современного урока русского языка по ФГОС

Заседание методического объединения предметов социально-гуманитарного цикла

МБОУ «Горковская СОШ»

Задачи, решаемые на современном уроке русского языка

Задачи, решаемые на современном уроке русского языка

Шесть основных этапов современного урока русского языка

Шесть основных этапов современного урока русского языка

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Современный урок русского языка – проблемно-диалогический урок.

Шаг 1. Определение нового

Шаг 2. Конструирование проблемной ситуации

Шаг3. Планирование действий

Шаг 4. Планирование решений

Шаг5. Планирование результата

Шаг6.Планирование заданий для применения нового знания

Приёмы создания учебной ситуации:

Приёмы создания учебной ситуации:

Этапы урока открытия новых знаний Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления. Г.А. Цукерман 1. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа : включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Хочу, могу, надо Что значит уметь учиться?

Этапы урока открытия новых знаний

Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления.

Г.А. Цукерман

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа : включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Хочу, могу, надо

Что значит уметь учиться?

Ориентация на методическое правило: «Ни одного урока без всех четырех видов речевой деятельности!» Следование этому правилу восстанавливает в своих правах развитие речи учащихся во всех своих аспектах. На каждом уроке педагог должен предлагать задания по типу: «Слушаем, говорим (спрашиваем – отвечаем), читаем (понимаем), пишем».

Ориентация на методическое правило:

«Ни одного урока без всех четырех видов речевой деятельности!»

Следование этому правилу восстанавливает в своих правах развитие речи учащихся во всех своих аспектах.

На каждом уроке педагог должен предлагать задания по типу: «Слушаем, говорим (спрашиваем – отвечаем), читаем (понимаем), пишем».

Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.

Кластер

Основа любой технологии – урок. Если мы его хорошо рассчитаем, лучше к нему подготовимся, будем предвидеть результаты и их последствия, то продуктивность возрастет. Этапы проектирования урока:

Основа любой технологии – урок. Если мы его хорошо рассчитаем, лучше к нему подготовимся, будем предвидеть результаты и их последствия, то продуктивность возрастет.

Этапы проектирования урока:

2 . Постановка целей

3. Планирование результатов обучения

4. Определение начальных условий

5. Выбор метода обучения (проблемное изложение, словесно-наглядный, исследовательский)

6. Отбор подходящей организационной формы обучения ( урок с использованием деятельностного способа обучения, практикум, исследования, конференции, семинары, дискуссии, интеллектуальные, деловые и ролевые игры)

7. Разработка структуры урока

8. Проектировка методов обучения (проблемное изложение словесно-наглядный, исследовательский) и организационных форм ( групповая, коллективная, парная) для вспомогательных элементов. 9. Содержательное наполнение урока 10. Отбор средств обучения. 11. Обдумывание организационной схемы урока 12. Подбор или изобретение подходящих приемов педагогической техники.

8. Проектировка методов обучения (проблемное изложение

и организационных форм ( групповая, коллективная, парная) для вспомогательных элементов.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС


1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Читайте также: