Конструктор задач по уровням таксономии блума русский язык

Обновлено: 01.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Тема. Проектирование учебных заданий по таксономии Блума

Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.).

Понятие «таксономия» было предложено швейцарским ботаником О. Декандолем, разрабатывавшим классификацию растений.

В рамках образовательной технологии Б. Блумом в 1956 г. была создана первая таксономия педагогических целей. При этом Б. Блум и Д. Кратволь разделили цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому). Отечественная (советская) традиция развития навыков мышления основывается на таксономии или уровнях усвоения знаний академика В.П. Беспалько. Таксономия - это иерархизированная структура. Приведем в пособии таксономию В.П. Беспалько, а также наиболее известную таксономию американского ученого Б. Блума. Таксономия Б. Блума для отечественных педагогов была раскрыта в учебном пособии польского ученого В. Оконя в 80-е гг. XX в. В когнитивной психологии таксономия Б. Блума развита А. Лоуренцом (1999), предложена новая концепция Р. Марцано и др.

Первая таксономия, охватывающая когнитивную область, включает в себя шесть категорий целей с внутренним более дробным делением их:

- знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.);

- понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);

- анализ (взаимосвязей, принципов построения);

- синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);

- оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев)

Одной из наиболее популярных является разработка известного чешского ученого Даны Толлингеровой, которая, опираясь на таксономию учебных целей Б. Блума, предложила таксономию учебных задач, разделенных на 5 категорий, содержащих 27 типов учебных задач по операционной структуре, то есть по операциям, необходимым для их выполнения.

Полнота и детальная разработанность таксономии учебных задач, а также то обстоятельство, что задания в ней упорядочены по когнитивной сложности и сопоставлены с количественным показателем (тип задач), позволяет использовать эту таксономию не только как оценочную шкалу, но и для разработки алгоритма учебных действий.

ТАКСОНОМИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО Д. ТОЛЛИНГЕРОВОЙ

1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:

2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными.

3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными

5. Задачи, требующие творческого мышления.

Дидактическая ценность системы учебных задач, по мнению Д.Толлингеровой, связана с выполнением поставленной педагогической цели:

По мнению Д.Толлингеровой, главная задача учителя – научиться составлять учебные задачи так, чтобы их операционная структура соответствовала преследуемым педагогическим целям и учебному материалу:

Уровни усвоения учебного материала

В.П. Беспалько

Алгоритмический (решение типовых задач)

Эвристический (выбор действия)

Творческий (поиск действия)

Автором одной из первых схемы педагогических целей был американский учёный Б. Блум. Им выпущена в свет первая часть «Таксономии» (1956 г.). В последующие десятилетия Д. Кратволем и другими учёными была создана вторая часть «Таксономии» (в аффективной области). Первая часть описывает цели познавательной (когнитивной) области. Сначала охарактеризуем области деятельности и соответственно цели, которые она охватывает.

1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.

2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

3. Психомоторная область. Сюда попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.

М. В. Кларин приводит далее основные категории наиболее разработанных и общеупотребительных областей таксономии, охватывающих когнитивные и аффективные цели.

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных факто до целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений. Ученик:

знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины;

знает конкретные факты;

знает методы и процедуры;

знает основные понятия;

знает правила и принципы.

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую – его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы – в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. Ученик:

понимает факты, правила и принципы;

интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;

преобразует словесный материал в математические выражения;

предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. Ученик:

использует понятия и принципы в новых ситуациях;

применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Ученик:

выделяет скрытые (неявные) предположения;

видит ошибки и упущения в логике рассуждений;

проводит разграничения между фактами и следствиями;

оценивает значимость данных.

Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Ученик:

пишет небольшое творческое сочинение;

предлагает план проведения эксперимента;

использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних(структурных, логических) или внешних(соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем.

Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий. Ученик:

оценивает логику построения материала в виде письменного текста;

оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;

оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.

1. Какому уровню таксономии Блума может соответствовать задание «Написать эссе на тему: «Письмо Президенту РК». (макс. балл -0,5)

2. Какому уровню таксономии Блума может соотвествовать задание «Найти соответствие. ». (макс. балл -0,5)

3. Какому уровню таксономии Блума может соотвествовать задание «Выделите схожие и отличительные стороны восстания К.Касымова и С.Датулы». (макс. балл -0,5)

4. Дайте оценку заданию на основе таксономии Блума .(макс. балл -3)

Искусство задавания вопросов является очень важным:

* Школьники видят взаимосвязи между изучаемым школьным предметом и реальным миром – это может изменить их взгляд на сам процесс обучения

1.Подготовьте презентацию города Павлодара в разные исторические периоды.

2. Напишите от лица жителя Павлодарского Приртышья рассказ о событиях, связанных с основанием форпост Коряковский и первыми годами его существования.

В. Покажите, какие изменения произошли в нашем обществе (заполните таблицу).

Культура и ценности

С. Сравните условия жизни советского и современного поколения. Оцените условий жизни и ценностей жизни.

Д. Определите, какие изменения произошли в тех местах, которые изображены на фотографиях.

Е. Докажите, что жизнь и условия, в современном Павлодаре, гораздо лучше, перспективней, чем в прошлом столетий. Аргументируйте свой ответ.

G . Найти в дом. альбомах родственников, соседей, знакомых и пр. фотографий, запечатлевших виды прошлого города Павлодар и его людей.

Наклеить две фотографии: прошлого и современного города.

1. Знание: Когда началась Вторая Мировая война?

- Что такое План Барбаросса?

2. Понимание: Расскажите о крупных сражениях Второй Мировой войны ?

3. Применение: Почему был разрушенн план «Молниеносной войны»?

4. Анализ: Что является следствием Второй Мировой войны?

5. Синтез: Напишите эссе о героях-казахстанцах.

6.Оценка: Как вы оцениваете характер войны? Что вы можете сказать о целях стран, участвовавших в войне?


Курс повышения квалификации

Интерактивные технологии в обучении и воспитании

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс профессиональной переподготовки

История и философия науки: теория и методика преподавания при подготовке кадров высшей квалификации


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Краткое описание документа:

Работая в школе и начав проходить курсы данного уровня , я задалась вопросом : Как эффективно организовать процесс учебной деятельности при совместной работе. Исходя из этого я выбрала себе тему исследования:«Активность учащихся в совместной деятельности при изучении имени существительного». Целью моего исследования было: «Активизировать навыки учащихся для совместной работы» . Критерии моего исследования: 1. Я могу использовать ранее изученный материал через применение стратегий. 2. Я могу объективно давать самооценку собственным действиям и оценивать выполнение действий других. 3. Я могу правильно выбирать наиболее эффективные способы самостоятельных действий для применения на практике 4. Я соблюдаю правила общения в группе. Ключевая идея « На уроках ученикам предстоит активно учавствовать во всех аспектах учебного процесса. »(Р. НП,- стр 139-140) При этом 1. НП Исходя из этого , я как учитель поняла для себя, что знания, навыки, подходы и убеждения должны исходить от самих учеников, тогда образовательный процесс будет иметь успех. Работу над составлением плана СПУ я начала с ознакомления с модулем обучение тому как учиться.В данном разделе учителя рассматривают, каким образом можно передать обучающимся механизмы обучения и самым основным является «Обучение тому, как учиться» и обучение через диалог. Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учениками и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. 2.ОДО. «Оценивание в классе не является лишь техническим приёмом.(П. –с 62). «Оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс обучения. Формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя.Формативное оценивание проводится по определённым схемам и обеспечивает правильную направленность и эффективность процесса обучения, создаёт возможность для изучения учебных нужд учеников, обеспечивает прослеживание продвижения учеников в области учения. Ф.О « (П.- с80) 3.ОКМ «Критическое мышление может быть представлено как «мышление о мышлении«Оно предполагает умение рассуждать по принципиальным вопросам и умение размышлять над практическим опытом» (РУ.ОКМ.-с 154.) Данный модуль тесно взаимосвязан в особенности с модулем «Обучение тому как учиться» это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.Э то естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. 4.ТиО. «Данный модуль включает в себя идеи, касающиеся понимания потребностей одарённых и талантливых учеников, усложнения учебных программ, содействующих насыщенному обучению, выбору дифференцированных стратегий преподавания и обучения, способствующей удовлетворению потребностей всех учащихся.» (П.- стр. 64) 5. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями: Данный модуль тесно взаимосвязан с модулем ТиО, так как также касается дифференциации заданий. Но также можно сказать, ч то взаимодействует с другими модулями, так как , например, с ОДО Оценивание дожно также как и подбор заданий, соответствовать возрастным особенностям. 6. Управление и лидерство. Основная идея модуля: «…Изменения будут инициированы учителями на всех уровнях в результате критического оценивания, изменения и переоценки практики и политики.»- (П. стр.65).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определить, усвоить, отличать, вспоминать, распознавать.

Словарь, понятия, терминология, значения, определения, связи, элементы

Вспомните правило: 1) имена собственные- это…

2) имена собственные пишутся…

Второй уровень- ПОНИМАНИЕ

Таксономия учебных задач- второй уровень

С чем оперируется

Перевести, трансформировать, выразить собственными словами, иллюстрировать, подготовить, прочитать, представить, изменить, записать в иной форме, переформулировать.

Значимость, пример, определения, абстрагирование, представление, слова, фразы.

Прочитайте скороговорку, найдите в ней имена собственные:

ЛЁНЕ лень учиться,
ЛЕНЕ – лень лениться.
ЛЕНА ЛЁНЮ наставляет,
ЛЁНЮ ЛЕНА исправляет:
Лень ему теперь лениться-
Очень хочется учиться.

Третий уровень- ПРИМЕНЕНИЕ

Таксономия учебных задач- третий уровень

С чем оперируется

Применить, обобщить, установить связи, выбрать, развить, организовать, использовать, руководствоваться, преобразовать, классифицировать

Принципы, законы, выводы, эффекты, методы, теории, абстракции, ситуации, обобщения, процессы, феномены, приёмы

Руководствуясь правилом правописания имён собственных выполни задание из учебника на стр. 106 упр.257. Используя полученные знания, вместо пропущенных слов вставь имена собственные:

У (…) есть щенок. Щенка зовут (…). (…) любит щенка. (…) и (…) подолгу гуляют вместе, играют во дворе и дома. Друг (…) говорит, что тоже хочет иметь щенка.

Четвёртый уровень- АНАЛИЗ

Таксономия учебных задач- четвёртый уровень

С чем оперируется

4.10 Определение элементов

Доказать, идентифицировать, классифицировать, распознать, вывести, категоризировать

Элементы, гипотезы, выводы, констатирование фактов, аргументы, свойства

Классифицируйте имена собственные по группам:

Имена Города Страны

Аня, Костанай, Дима, Париж, Россия, Кристина, Казахстан, Астана, Мирас, Япония, Токио, Асхат, Индия.

Пятый уровень- СИНТЕЗ

Таксономия учебных задач- пятый уровень

С чем оперируется

5.20 Разработка плана действия

Предложить, спланировать, произвести, спроектировать, модифицировать

План, задачи, спецификация, схематические факты, операции, способы, решения, средства.

Предложить детям провести игру «Кто больше?» Дети, используя полученные знания, воспроизводят и называют наибольшее количество имён собственных

Шестой уровень- ОЦЕНИВАНИЕ

Таксономия учебных задач- шестой уровень

С чем оперируется

6.20 Внешняя критика

Рассуждать, аргументировать, консолидировать, сравнивать, стандартизировать, оценивать

Цели, средства, эффективность, экономика, полезность, альтернатива, план действий, стандарты, теории, обобщения

Оцените свою работу на уроке. Достижение целей определите утверждениями «да», «нет». Сравните, изменился ли уровень знаний по теме в начале и в конце урока.

Урок целей достиг, т.к. задания для закрепления данной темы были подобраны разнообразные. Детям урок понравился: все принимали активное участие при выполнении заданий, многие оперировали богатым багажом знаний имён собственных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определить, усвоить, отличать, вспоминать, распознавать.

Словарь, понятия, терминология, значения, определения, связи, элементы

Вспомните правило: 1) имена собственные- это…

2) имена собственные пишутся…

Второй уровень- ПОНИМАНИЕ

Таксономия учебных задач- второй уровень

С чем оперируется

Перевести, трансформировать, выразить собственными словами, иллюстрировать, подготовить, прочитать, представить, изменить, записать в иной форме, переформулировать.

Значимость, пример, определения, абстрагирование, представление, слова, фразы.

Прочитайте скороговорку, найдите в ней имена собственные:

ЛЁНЕ лень учиться,
ЛЕНЕ – лень лениться.
ЛЕНА ЛЁНЮ наставляет,
ЛЁНЮ ЛЕНА исправляет:
Лень ему теперь лениться-
Очень хочется учиться.

Третий уровень- ПРИМЕНЕНИЕ

Таксономия учебных задач- третий уровень

С чем оперируется

Применить, обобщить, установить связи, выбрать, развить, организовать, использовать, руководствоваться, преобразовать, классифицировать

Принципы, законы, выводы, эффекты, методы, теории, абстракции, ситуации, обобщения, процессы, феномены, приёмы

Руководствуясь правилом правописания имён собственных выполни задание из учебника на стр. 106 упр.257. Используя полученные знания, вместо пропущенных слов вставь имена собственные:

У (…) есть щенок. Щенка зовут (…). (…) любит щенка. (…) и (…) подолгу гуляют вместе, играют во дворе и дома. Друг (…) говорит, что тоже хочет иметь щенка.

Четвёртый уровень- АНАЛИЗ

Таксономия учебных задач- четвёртый уровень

С чем оперируется

4.10 Определение элементов

Доказать, идентифицировать, классифицировать, распознать, вывести, категоризировать

Элементы, гипотезы, выводы, констатирование фактов, аргументы, свойства

Классифицируйте имена собственные по группам:

Имена Города Страны

Аня, Костанай, Дима, Париж, Россия, Кристина, Казахстан, Астана, Мирас, Япония, Токио, Асхат, Индия.

Пятый уровень- СИНТЕЗ

Таксономия учебных задач- пятый уровень

С чем оперируется

5.20 Разработка плана действия

Предложить, спланировать, произвести, спроектировать, модифицировать

План, задачи, спецификация, схематические факты, операции, способы, решения, средства.

Предложить детям провести игру «Кто больше?» Дети, используя полученные знания, воспроизводят и называют наибольшее количество имён собственных

Шестой уровень- ОЦЕНИВАНИЕ

Таксономия учебных задач- шестой уровень

С чем оперируется

6.20 Внешняя критика

Рассуждать, аргументировать, консолидировать, сравнивать, стандартизировать, оценивать

Цели, средства, эффективность, экономика, полезность, альтернатива, план действий, стандарты, теории, обобщения

Оцените свою работу на уроке. Достижение целей определите утверждениями «да», «нет». Сравните, изменился ли уровень знаний по теме в начале и в конце урока.

Урок целей достиг, т.к. задания для закрепления данной темы были подобраны разнообразные. Детям урок понравился: все принимали активное участие при выполнении заданий, многие оперировали богатым багажом знаний имён собственных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определить, усвоить, отличать, вспоминать, распознавать.

Словарь, понятия, терминология, значения, определения, связи, элементы

Вспомните правило: 1) имена собственные- это…

2) имена собственные пишутся…

Второй уровень- ПОНИМАНИЕ

Таксономия учебных задач- второй уровень

С чем оперируется

Перевести, трансформировать, выразить собственными словами, иллюстрировать, подготовить, прочитать, представить, изменить, записать в иной форме, переформулировать.

Значимость, пример, определения, абстрагирование, представление, слова, фразы.

Прочитайте скороговорку, найдите в ней имена собственные:

ЛЁНЕ лень учиться,
ЛЕНЕ – лень лениться.
ЛЕНА ЛЁНЮ наставляет,
ЛЁНЮ ЛЕНА исправляет:
Лень ему теперь лениться-
Очень хочется учиться.

Третий уровень- ПРИМЕНЕНИЕ

Таксономия учебных задач- третий уровень

С чем оперируется

Применить, обобщить, установить связи, выбрать, развить, организовать, использовать, руководствоваться, преобразовать, классифицировать

Принципы, законы, выводы, эффекты, методы, теории, абстракции, ситуации, обобщения, процессы, феномены, приёмы

Руководствуясь правилом правописания имён собственных выполни задание из учебника на стр. 106 упр.257. Используя полученные знания, вместо пропущенных слов вставь имена собственные:

У (…) есть щенок. Щенка зовут (…). (…) любит щенка. (…) и (…) подолгу гуляют вместе, играют во дворе и дома. Друг (…) говорит, что тоже хочет иметь щенка.

Четвёртый уровень- АНАЛИЗ

Таксономия учебных задач- четвёртый уровень

С чем оперируется

4.10 Определение элементов

Доказать, идентифицировать, классифицировать, распознать, вывести, категоризировать

Элементы, гипотезы, выводы, констатирование фактов, аргументы, свойства

Классифицируйте имена собственные по группам:

Имена Города Страны

Аня, Костанай, Дима, Париж, Россия, Кристина, Казахстан, Астана, Мирас, Япония, Токио, Асхат, Индия.

Пятый уровень- СИНТЕЗ

Таксономия учебных задач- пятый уровень

С чем оперируется

5.20 Разработка плана действия

Предложить, спланировать, произвести, спроектировать, модифицировать

План, задачи, спецификация, схематические факты, операции, способы, решения, средства.

Предложить детям провести игру «Кто больше?» Дети, используя полученные знания, воспроизводят и называют наибольшее количество имён собственных

Шестой уровень- ОЦЕНИВАНИЕ

Таксономия учебных задач- шестой уровень

С чем оперируется

6.20 Внешняя критика

Рассуждать, аргументировать, консолидировать, сравнивать, стандартизировать, оценивать

Цели, средства, эффективность, экономика, полезность, альтернатива, план действий, стандарты, теории, обобщения

Оцените свою работу на уроке. Достижение целей определите утверждениями «да», «нет». Сравните, изменился ли уровень знаний по теме в начале и в конце урока.

Урок целей достиг, т.к. задания для закрепления данной темы были подобраны разнообразные. Детям урок понравился: все принимали активное участие при выполнении заданий, многие оперировали богатым багажом знаний имён собственных.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Таксономия Блума при конструировании заданий и целей

на уроках русского языка и литературы

В современном образовательном процессе является актуальным вопрос не только о передаче знаний от педагога к ученику, но и о воспитании мотивированной, инициативной личности учащегося, ориентированной на успех и карьеру, на построение и реализацию продуктивных сценариев своего жизненного и профессионального пути. Поэтому требования к современному образованию далеки от простой передачи знаний одного лица другому. В настоящее время ученику нужно передавать не столько готовую информацию, сколько методы её получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает методами извлечения знаний, необходимые ему для дальнейшего саморазвития [1].

Наше сегодняшнее общество испытывает необходимость в людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были бы творческими и активными людьми, способными решать проблемы, принимать решения, критично мыслить, эффективно обмениваться идеями и работать в группе и в команде.

Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредо­точенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующи­ми развитию знаний, идей, навыков у учеников [1]. Подобные задачи разрабатываются таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Важным аспектом деятельности учителя явля­ется стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходи­мость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также – осознание того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом.

В 50-60-е гг. XX века американский психолог Бенжамин Блум разработал таксономию категорий усвоения и классификацию целей обучения [3], согласно которой процесс обучения начинается на уровне знаний: запоминания и воспроизведения фактов, дат и т.д. Далее происходит понимание –усвоение полученной информации: ее связь с ранее полученной информацией, обобщение, перефразирование. Применение и использование новых идей в специфичных ситуациях позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять полученную информацию. При анализе происходит сравнение, проверка, необходимых для синтеза идей (планирование, прогонозирование). Наконец, на уровне оценивания ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы, чтобы оценить ценность той или иной идеи.

Таксономия педагогических целей в познавательной сфере (по Блуму)

Уровни учебных целей


Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

Воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы

Ключевые слова в заданиях : определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать .

Объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

Ключевые слова в заданиях этого уровня: обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры.

Применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; использует понятия и принципы в новых ситуациях.

Ключевые слова в заданиях этого уровня: выстраивать, воссоздавать, конструировать, моделировать, предсказывать.

Вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных.

Следующие задания: сравнить, противопоставить, разбить, выделить, отобрать, разграничить, разбить информацию на части.

Пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи.

Направлен на формирование навыков обобщения, соединения идей для создания чего-то нового, группировать, обобщать, реконструировать.

Оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Задания для формирования этого уровня мышления содержат слова: оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать .

При конструировании заданий возможно использование таблицы – «Конструктор задач», предложенная Ильюшиным Л.С. [4] В данном конструкторе цель будет достигаться посредством определённых вопросов, заданий, упражнений, которые могут начинаться со следующих формулировок – назовите основные части… (см. табл. столбец «Ознакомление»). Так же и остальные столбцы в данной таблице будут опираться на таксономию целей обучения Блума. Таким образом, используя таблицу, мы имеем возможность оперативного конструирования комплексных задач, используя набор формулировок заданий (в виде «незаконченных предложений»). Выбирая по одному заданию из каждой строки таблицы, разработчик задачи обеспечивает полноту её дидактического наполнения.

Читайте также: