Котин жозеф яковлевич конструктор

Обновлено: 26.04.2024

Жозеф Яковлевич Котин (26 февраля 1908, Павлоград, Екатеринославская губерния, Российская империя — 21 октября 1979, Ленинград, РСФСР, СССР) — советский учёный и конструктор танков и тракторов. Герой Социалистического Труда. Лауреат четырёх Сталинских премий. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Родился 26 февраля 1908 года в Павлограде, Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область, Украина), в еврейской семье, был пятым ребёнком в семье (остальные 4 девочки); в детстве носил имя Зелик. Спасаясь от насилия, семья Котиных бежала из Павлограда в Харьков. Поступил в медицинский институт по настоянию родителей, но потом перевелся на автомобильный факультет Харьковского политехнического института.

С 1927 года учился в ХПИ.

С 1930 года — в РККА. Член ВКП(б) с 1931 года.

В 1932 году окончил Военно-техническую академию имени Ф. Э. Дзержинского. В 1932—1937 годах — инженер, затем начальник КБ научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА.

C 1937 года — главный конструктор Кировского завода.

В 1941—1943 годах — заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор Челябинского тракторного завода.

Возглавлял работы по созданию тяжёлых танков КВ-2, КВ-1, КВ-85, ИС-1, ИС-3. Котин является одним из создателей знаменитого тяжелого танка в период второй мировой войны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. В 1943—1944 годах под руководством Котина на базе танков КВ-1с и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжёлого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжёлого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортёра БТР-50П (на базе танка ПТ-76), а также трелёвочного КТ-12 (1948) и колёсного К-700 (1963) тракторов и др.

В декабре 1947 года избран профессором и заведующим кафедрой «Автомобили и тракторы» энерго-машиностроительного факультета ЛПИ.

С 1968 года — заместитель министра оборонной промышленности СССР. Генерал-полковник инженерно-технической службы.

Депутат ВС СССР 2-го (1946—1950) и 6-го (1966—1970) созывов.

Семья:
Жена — Анастасия (Наталья) Петровна Поклонова, дочь луганского большевика, окончила Военно-техническую академию в 1939г., работала инженером-испытателем и военпредом на оборонных заводах.
Сын Феликс.
Дочь Надежда Котина.

На территории Кировского завода в 1985 году установлен бронзовый бюст.

Именем названы улицы в Павлограде, Челябинске и Санкт-Петербурге.

Имя с 1986 года носит горная вершина на Тянь-Шане (Пик Котина, 4820 м).

Конструктор Ж.Я. Котин, танк ИС-2. Монета Банка России — серия: «Оружие Великой Победы (конструкторы оружия)», 25 рублей, 2019 год

Награды и звания:
Герой Социалистического Труда (1941) — за «выдающиеся достижения в создании новых типов танков»
Сталинская премия первой степени (1941) за разработку конструкции нового типа тяжёлого танка
Сталинская премия первой степени (1943) за разработку нового вида артиллерийского вооружения («СУ-152»)
Сталинская премия первой степени (1946) за создание нового образца тяжёлого танка
Сталинская премия второй степени (1948) за создание нового трактора для трелёвки леса
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1968)
четыре ордена Ленина:
1940 — за успешную работу и проявленную инициативу по укреплений обороноспособности нашей страны
1941 — к званию Герой Социалистического Труда
1956
1978
два ордена Октябрьской революции (1971;1975)
орден Красного Знамени
орден Суворова I степени (1945)
орден Суворова II степени (1945)
орден Отечественной войны I степени (1944)
три ордена Трудового Красного Знамени (1951; 1958; 1966)
три ордена Красной Звезды (1942; 1943; 1945)
орден «Знак Почёта» (1957)
медаль «За боевые заслуги» (1944)
медали.

Жозеф Котин: главный конструктор Танкограда

10 марта 1908 года родился Жозеф Яковлевич Котин ‒ разработчик самых мощных танков Великой Отечественной войны. Если танк Т-34 у всех на слуху, то о таких «крепостях из металла», как КВ и ИС-2, сегодня вспоминают гораздо реже. А ведь именно эти танки прорыва вызывали трепет у врага и во многом обеспечили победу.

Производство тяжелых танков было налажено на челябинском заводе-гиганте, получившем в народе название «Танкоград», главным конструктором которого до конца войны был Жозеф Котин. После победы ученый продолжал заниматься бронетехникой, создавал лучшие в стране трактора, участвовал в ракетной программе. О жизненном пути и важнейших разработках Жозефа Яковлевича – в нашем материале.

Из Харькова в Ленинград

Конструкторский талант Жозефа Котина впервые проявился в 1920-е годы, когда он еще подростком устроился работать на харьковский котельно-механический завод «Труд». Здесь будущий конструктор придумал усовершенствование для слесарного станка и даже получил патент на изобретение.

Закончив параллельно с работой рабфак, Котин по настоянию родителей поступает учиться на медика. Но тяга к технике пересиливает, и он переводится на автомобильный факультет Харьковского технологического института. Оттуда в 1929 году за отличную учебу его командируют в ленинградскую Военно-техническую академию на факультет механизации и моторизации РККА. На защите дипломного проекта Котина присутствовал сам маршал М.Н. Тухачевский, тогда руководивший перевооружением армии. До 1937 года военинженер 3-го ранга Жозеф Котин работал в академии, где занимался танковым направлением, изучал вопросы десантирования тяжелой техники и дослужился до начальника научно-исследовательского отдела.

В возрасте 29 лет Котин – уже руководитель танкового конструкторского бюро СКБ-2 на крупнейшем в стране машиностроительном Кировском заводе в Ленинграде. Энергичное решение Котиным организационных вопросов ускорило работу коллектива. С 1938 года СКБ-2 занимается разработкой тяжелого трехбашенного танка прорыва СМК («Сергей Миронович Киров»). Позже к нему добавляется однобашенный танк с усиленной противоснарядной броней КВ («Клим Ворошилов»). Такие имена давались танкам не случайно – само название повышало ответственность разработки.

Танк-призрак

Танк КВ был разработан в кратчайшие сроки и испытан во время Советско-финской войны. Военные использовали его на линии Маннергейма, и ни одно орудие не смогло поразить усиленную броню танка. Однако пушка КВ оказалась недостаточно сильной для борьбы с фортификационными сооружениями противника. Через несколько дней после боя танк был принят на вооружение РККА. Уже к концу конфликта был разработан и опробован в боях танк КВ-2 с увеличенной огневой мощью.

wsZ9ax4012.jpg

Танк КВ-2 на полигоне в Кубинке

Еще одним преимуществом танков КВ, кроме усиленной брони, стал дизельный двигатель. До этого танки заправляли бензином, который легко загорался, уничтожая машину, а дизельный танк поджечь было уже не так легко. К началу Великой Отечественной войны котинские танки еще страдали некоторыми «детскими» болезнями, но даже в таком виде они вызывали трепет врага. Засвидетельствованы факты, когда один «Клим Ворошилов» сутки сдерживал половину танковой дивизии немцев или в ходе одного боя уничтожал десятки танков противника. Под впечатлением от несокрушимости танка КВ немцы прозвали его «Призраком».

С началом войны Жозеф Котин назначается заместителем наркома танковой промышленности. Под его началом серийное производство тяжелых машин увеличивается вдвое. Прямо с завода выпущенные танки шли сразу в бой. Однако оставлять важнейшее предприятие под прицелом наступающего врага было рискованно, и принимается решение об эвакуации − Кировский завод вывозится на Урал.

Котин − генерал Танкограда

Уже через неделю после прибытия завода в Челябинск первые танки отправили на фронт. Из семи эвакуированных в город предприятий формируется танкостроительный гигант − Челябинский Кировский завод с неофициальным названием «Танкоград». Под началом Котина здесь ведется работа по усовершенствованию танков КВ, создаются модификации с несколькими орудиями (КВ-7), огнеметом (КВ-8), гаубицей калибра 122 мм (КВ-9). Разрабатывается самоходная артиллерийская установка СУ-152, вооруженная 152-мм гаубицей.

20091114-zh101.jpg

Танки ИС-2, участвовавшие в штурме Берлина

Немецким ответом «Климу Ворошилову» стали принципиально новые танки «Тигр» и «Пантера». Советским танкостроителям нужно было что-то противопоставить технике врага. Новый танк прорыва получил название «Иосиф Сталин» (ИС). По бронезащите новая машина превосходила немецкие танки в полтора-два раза, а огневая мощь по сравнению с «Климом Ворошиловым» выросла в пять раз. Самой успешной стала модификация ИС-2, созданная под руководством Котина.

ИС-2 был самым тяжелобронированным и одним и самых мощных танков Второй мировой войны. Серийное производство машины началось в ноябре 1943 года. Основным назначением ИС-2 являлся прорыв хорошо укрепленных позиций противника и штурм захваченных городов. Первый бой новый котинский танк принял в апреле 1944 года и до конца войны продолжал совершенствоваться. ИС-2 отлично справлялся со своими обязанностями и хорошо зарекомендовал себя в войсках. Немецкое командование не советовало своим военнослужащим вступать в открытый бой с ИС-2, предпочитая нападения из засад. «Иосиф Сталин-2» стал настолько успешной машиной, что оставался на вооружении СССР, а затем России вплоть до 1990-х годов.

Создатель мирной техники

К моменту окончания Великой Отечественной войны коллектив Жозефа Котина разработал более 50 боевых машин. Под руководством самого молодого в Союзе генерала в течение войны Танкоград выпустил более 18 тысяч танков и самоходных установок.

В конце 1945 года Котин возвращается в Ленинград, где продолжает создавать танки и гражданскую технику. Огромный опыт разработки боевых машин удалось перевести в мирное русло: под руководством Жозефа Яковлевича был создан очень успешный трактор К-700 «Кировец» и трелевочный трактор К-12. Для покорителей Арктики был разработан уникальный вездеход «Пингвин».

K-700.jpg

Трактор К-700 «Кировец»

В военном деле эпоха танков сменялась эпохой ракет, и здесь Котин тоже проявил себя как незаурядный конструктор. Под научным руководством самого Сергея Павловича Королева на Кировском заводе на базе котинских разработок создаются первые в СССР подвижные грунтовые комплексы с ракетным вооружением. Последней работой Котина в качестве главного конструктора Кировского завода стал первый в Союзе подвижный ракетный комплекс РТ-20П с межконтинентальной баллистической ракетой. В 1968 году Жозеф Котин становится замминистра оборонной промышленности СССР.

С 1972 года и до последних дней жизни Котин был членом Научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР. Скончался Жозеф Яковлевич 21 октября 1979 года в Москве.

По воспоминаниям современников, Котин был талантливым организатором и незаурядным политиком. Он был готов реализовывать любые идеи вышестоящего начальства, будь то танк на воздушной подушке или танк с газотурбинным двигателем. Настойчивый, работоспособный, глубокомысленный, хорошо знающий и любящий людей – так о нем отзывались коллеги. Работа Котина была по достоинству оценена государством: Жозеф Яковлевич был Героем Социалистического Труда, лауреатом четырех Сталинских премий, награжден четырьмя орденами Ленина и другими наградами. Его имя носят улицы в Санкт-Петербурге и Челябинске, санкт-петербургская Академия машиностроения и горная вершина на Тянь-Шане.

Всё ближе знаменательная дата75-летие Великой Победы. В преддверии этого важнейшего в истории нашего Отечества события, предлагаю читателям ещё раз вспомнить трудовые подвиги и выдающихся изобретения советских военных инженеров-конструкторов. Они, как и многие труженики предприятий оборонной промышленности, внесли свой неоценимый и крайне важный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Одним из ярких представителей данной плеяды советских военных инженеров-конструкторов является Котин Жозеф Яковлевич. Именно он стал одним из главных разработчиков знаменитой серии самых прославленных тяжёлых советских танков – "КВ" и "ИС", а также тяжёлых САУ – грозных «зверобоев».

Во многом усилиями генерала Ж. Я. Котина советское танкостроение в годы Великой Отечественной войны продемонстрировало всему миру свою небывалую мощь, способность функционировать и наращивать обороты в самых сложных условиях, семимильное развитие инженерно-технической мысли.

Котин Жозеф Яковлевич родился 10 марта (по новому стилю)1908 года в Павлограде. В 1932 году он окончил Военно-техническую академию имени Ф. Э. Дзержинского. Тогда же Котин начал свою трудовую деятельность в качестве инженера конструкторского бюро научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА.

Очень быстро Жозеф Яковлевич, благодаря своим талантам инженера-конструктора, поднялся по карьерной лестнице, возглавив свой отдел. В 1937 году 29-летний перспективный инженер получил должность главного конструктора Кировского завода (г. Ленинград).

За полтора года своей плодотворной и активной деятельности Жозеф Яковлевич совместно с ведущим инженером А. С. Ермолаевым участвовал в разработке двух машин. Ими были разработаны тяжёлый 55-тонный многобашенный танк СМК, а также концепция абсолютно нового типа тяжёлого танка прорыва, позже получившего наименование КВ-1.

Данные модели танков прошли суровое тестирование сталинскими апологетами из АБТУ РККА [1] , а затем на заснеженных и заболоченных полях сражений Советско-финской войны 1939-40 гг. По итогам войны против Финляндии на вооружение РККА были приняты два типа новейших тяжёлых танков – КВ-1 и КВ-2.

Аналогов этих тяжёлых танков прорыва, имевших 75-мм лобовое бронирование, и вооруженных 76-мм и 152-мм орудиями соответственно, на тот момент не существовало в мире. За ведущую роль в разработке и создании танков серии "КВ" 17 апреля 1940 года Жозеф Яковлевич был награждён первым своим орденом Ленина.

С началом Великой Отечественной войны инженер Котин был назначен заместителем наркома танковой промышленности и главным конструктором танкового завода в Челябинске.

За успехи, достигнутые в переходе завода к режиму круглосуточной работы на предельно возможных мощностях в максимально сжатые сроки, а также за своевременное выполнение сурового плана ГКО 19 сентября 1941 года Жозеф Яковлевич был удостоен высокого звания Героя Социалистического труда. Ему были вручены золотая медаль «Серп и молот», а также второй орден Ленина.

Челябинский танковый завод (ЧТЗ) в первые месяцы войны выпускал тяжёлые танки КВ-2 и КВ-1. В дальнейшем при самом активном участии Котина на базе конструкторского бюро завода был освоен выпуск новых улучшенных и модернизированных вариантов танка КВ-1 – модификации КВ-1С и КВ-85.

6 января 1942 года Котину было присвоено звание генерал-майора технических войск. Жозеф Яковлевич одним из первых советских инженеров самым внимательным образом изучил сильные и слабые стороны захваченного немецкого новейшего тяжёлого танка «Тигр-1». По итогам своих исследований, наблюдений и тестов Котин создал целую серию тяжёлых танков и САУ, способных на равных сражаться с немецким монстром.

В начале августа 1943 года специальной комиссией ГКО был принят на вооружение новейший тяжёлый танк ИС-1 (иначе ИС-85), разработанный и созданный на базе специального конструкторского бюро № 2, функционировавшего при ЧТЗ.

Испытания показали, что танк ИС-1 способен эффективно бороться с немецкими тяжёлыми танками, но в условиях реального боя «Тигры» и «Пантеры» оказались куда более грозными противниками.

Тогда Котин и его ведущие инженеры-конструкторы в кратчайшие сроки наладили выпуск более совершенного тяжёлого танка ИС-2, чья 120-мм лобовая броня и 122-мм пушка стали достойным ответом бронированным немецким «диким кошкам».

Сразу после налаженного серийного выпуска танков ИС-2 Жозеф Яковлевич, дважды награжденный орденом Красной Звезды, был освобождён от должности заместителя наркома танковой промышленности.

Это было сделано для того, чтобы он мог максимально эффективно и плодотворно вплотную заняться инженерно-конструкторской работой. 31 июля 1944 года Котину было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерно-танковой службы, а через неделю ему вручили орден Отечественной войны 1-ой степени.

Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Герой Социалистического труда Котин Жозеф Яковлевич. Вторая половина 1944 года.

Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Герой Социалистического труда Котин Жозеф Яковлевич. Вторая половина 1944 года.

В период с осени 1943 по июнь 1945 гг. конструкторами СКБ-2 на базе ЧТЗ были созданы, опробованы и запущены в серийное производство три образца тяжёлых САУ – ИСУ-122, СУ-152, ИСУ-152. Эти самоходно-артиллерийские установки внесли солидный вклад в окончательный разгром сухопутных сил нацистской Германии и её элиты – бронетанковых частей.

Не зря самоходки ИСУ-152 и ИСУ-122 называли «зверобоями». Именно эти советские САУ переломили хребет сильнейшим немецким бронетанковым частям, укомплектованным новейшими грозными и тяжёлыми танками, а также самоходными штурмовыми орудиями и тяжёлыми истребителями танков.

Выпущенные Челябинским танковым заводом тяжёлые танки и САУ успешно истребляли элитное немецкое бронетанковое «зверьё», пройдя победный путь от стен Москвы до Берлина, Кёнигсберга и Праги.

За свой выдающий вклад в Победу в Великой Отечественной войне Жозеф Яковлевич Котин был 19 апреля 1945 года награждён полководческим орденом Суворова 2-ой степени.

Это награждение было отнюдь не случайным. Советское танкостроение в годы Великой Отечественной войны продемонстрировало всему миру свою небывалую мощь, способность функционировать и наращивать обороты в самых сложных условиях, семимильное развитие инженерно-технической мысли.

В период 1939-45 гг. по общему числу выпущенных танков и самоходно-артиллерийских установок (САУ), а также по количеству новых серийных моделей и прототипов Советский Союз обогнал все страны-участницы Второй мировой войны вместе взятые.

Ни одна войсковая оборонительная или наступательная операция в годы ВОВ не обходилась без танков и САУ, выпущенных на ЧТЗ. Всего в период с осени 1941 по лето 1945 гг. Челябинским танковым заводом было выпущено 18 000 танков и самоходок, 48 500 танковых дизельных двигателей и моторов, 17,7 млн. боеприпасов и заготовок к ним. Челябинское СКБ № 2 разработало 6 новых систем танковых двигателей и моторов, 13 экспериментальных образцов САУ и танков (в том числе КВ-7, огнемётный КВ-8, КВ-9, КВ-13, КВ-16, КВ-85).

Танки и самоходки, сошедшие с конвейеров ЧТЗ, в августе 1945 года приняли самое активное участие в разгроме японских вооруженных сил на территории Китая и Кореи. Практически сразу после окончания Второй мировой войны Жозеф Яковлевич получил орден Суворова 1-ой степени, а затем и третий по счёту орден Красной Звезды.

В конце 1945 года Котин вернулся в Ленинград, продолжив работу над новыми проектами бронетехники с учётом бесценного накопленного опыта военного периода. Уже 29 апреля 1946 года на вооружение Советской армии был принят новейший тяжёлый танк ИС-4, создателями которого были Ж. Я. Котин и его верный многолетний соавтор-помощник – главный инженер Н. Л. Духов.

В 1948 году Жозеф Яковлевич в четвёртый раз получил Сталинскую государственную премию за выдающиеся достижения в области танкостроения. Котин не остановился на достигнутом. Разработкой новых типов танков и САУ он непосредственно занимался ещё двадцать лет.

Жозеф Яковлевич стал одним из главных разработчиков уникального плавающего танка ПТ-76, который до сих пор не имеет равных себе аналогов, и состоит на вооружении двух десятков стран. Под руководством Котина был создан последний серийный тяжёлый советский танк Т-10, а также плавающий бронетранспортёр БТР-50П.

Привет, друзья! Вы смотрите текстовую версию подкаста "БАШНЮ СНЕСЛО" - подкаста о бронетехнике двух мировых войн! Не забудьте подписаться на наш канал на "Яндекс.Дзен"!

Каждый наш выпуск имеет две формы: подкаст, доступный Вам на любой подкаст-платформе или музыкальном ресурсе; текстовая статья с на "Яндекс.Дзен" (.Подписывайтесь! Нам важен каждый подписчик. Давайте сделаем "БАШНЮ СНЕСЛО" крупнейшим медиа о Второй Мировой Войне!

Каждый наш выпуск имеет две формы: подкаст, доступный Вам на любой подкаст-платформе или музыкальном ресурсе; текстовая статья с на "Яндекс.Дзен" (.Подписывайтесь! Нам важен каждый подписчик. Давайте сделаем "БАШНЮ СНЕСЛО" крупнейшим медиа о Второй Мировой Войне!

Наш сегодняшний герой получил довольно необычное для России имя Жозеф . Жозеф Яковлевич Котин родился в семьи рабочих в городе Павлоград , что в Екатеринославской (ныне Днепропетровской ) области . Жозеф появился на свет 10 марта 1908 года , и в 12-летнем возрасте вместе с родителями переехал в Харьков, где поступил в местную школу .

Жозеф Яковлевич Котин в преклонном возрасте. Огромное количество медалей, колоссальный труд и великое наследие. Фото: 1970-е годы.

Завершив обучение, Жозеф в пятнадцать лет стал учеником слесаря на заводе «Труд» - это крупный котельно-механический завод Харькова . Уже во время работы на заводе Котин предложил чертежи слесарных тисков с необычными и крайне эффективными доработками . Вместе с заводским трудом, Котин уделял внимание и труду умственному: так, Жозеф сначала учился на вечернем рабочем факультете, а потом поступил на автомобильный факультет Харьковского технологического института . В итоге, по завершении обучения, Котин был направлен в город Ленинград, где обучался в Военно-технической академии имени Дзержинского на факультете механизации и моторизации .

Завершив и этот этап обучения, Жозеф Котин до 1937 года трудился в ВАММ (Военная академия механизации и моторизации) . От обычного инженера он дорос до крупного начальника отделения в научно-исследовательском отделе. В те годы Котин был занят разработкой потенциально интересной механики десантирования танков Т-37А и Т-38 .

Лёгкий десантируемый плавающий танк Т-37А в музее. Вооружение: пулемёт ДТ калибра 7,62 мм. Фото: наши дни.

Лёгкий десантируемый плавающий танк Т-37А в музее. Вооружение: пулемёт ДТ калибра 7,62 мм. Фото: наши дни.

В начале 1937 года, за заслуги во время работы в ВАММ, Жозеф Котин стал начальником конструкторского бюро СКБ-2 , работавшего на базе легендарного Ленинградского Кировского завода . Котин пришёл туда в тот момент, когда инженеры продолжали тяжёлые, бесперспективные работы по танку Т-28 . Жозеф сразу понял, что СКБ-2 не хватает собственных мощностей, мастерских и так далее, поэтому, прежде всего, Котин попросил, чтобы его конструкторскому бюро выдали в собственность новые помещения. Многие замечали, что Котин подходил к работе КБ не только как выдающийся инженер, но и как грамотный организатор .

Советский средний танк Т-28. Трёхбашенный танк стал одним из венцов и одновременно тупиком ветви советских многобашенных машин. Фото: 7 ноября 1939 года.

А вот и СМК - официально признанный тупик советской концепции многобашенности. Именно после постройки и испытаний СМК было принято решение сделать тяжёлый танк, но с одной башней. Фото: август 1939 года.

Советский средний танк Т-28. Трёхбашенный танк стал одним из венцов и одновременно тупиком ветви советских многобашенных машин. Фото: 7 ноября 1939 года.

В новом, 1938 году СКБ-2 стало разрабатывать тяжёлые танки. В частности, это были трёхбашенный монстр СМК и довольно известный танк КВ-1 . Разработка шла плодотворно, успешно, и уже в декабре 1939 года танк, названный именем Клива Ворошилова, гордо и с честью отправился в серию . Уже тогда про Котина говорили, что он стал тем человеком, кто создал первый советский тяжёлый танк . Но сам Жозеф Котин не останавливался, и уже к марту 1940 года руководству был представлен необычный вариант танка КВ со смертоносной гаубицей в 152 мм , получивший индекс КВ-2 . Вплоть до 1941 года Котин продолжал экспериментировать с платформой КВ: т ак получились не пошедшие в серию тяжеловесы Т-150 и Т-220, чуть позже – КВ-3. Вместе с тем Котин уделял внимание и лёгкой технике: например, он предложил проект лёгкого танка Т-50 и САУ с пушкой в 152 мм диаметром .

Всё было хорошо, если бы не война. Едва начались бои, как ЛКЗ тут же был завален заказами на танки КВ разных модификаций. Конструкторы во главе с Кошкиным почти не спали и были вынуждены согласиться на казарменное положение. Они трудились целыми днями, почти без отдыха. В результате танки серии КВ были несколько упрощены, их производство стало чуть более дешёвым, а темпы производства возросли в два раза. За этот тыловой подвиг инженерной мысли Жозеф Яковлевич Котин получил звание Героя Социалистического Труда, орден Ленина и медаль «Серп и Молот» от 19 сентября 1941 года.

В октября 1941 года Жозеф Котин становится главным конструктором крупного объединения нескольких танковых предприятий (Челябинский тракторный завод, Уралмашзавод и Уралтубзавод), получившего грозное название «Танкоград» . Любопытно, что помимо главы «Танкограда», Котин получил ещё и звание Наркома промышленности по техническим вопросам , при этом формально Котин продолжал считаться главным конструктором Ленинградского Кировского завода.

После того, как к «Танкограду» присоединились инженеры эвакуированного в Челябинск СКБ-2, Котин продолжал улучшать тяжёлый танки. В частности, в это время он работал над танком КВ-1С, огнемётной версией танка КВ-1, именуемой КВ-8. Вместе с тем инженеры под руководством Котина разрабатывали культовую САУ времён войны – СУ-152 «Зверобой» .

В последние военные годы коллектив автором КБ Котина успешно работал над новыми тяжёлыми танками РККА, такими как КВ-85, ИС-1 и культовый ИС-2 . Параллельно продолжались разработки тяжёлых САУ ИСУ-152 и ИСУ-122. Последним проектом времён Великой Отечественной войны для Котина стал тяжёлый танк ИС-3 .

После завершения военных действий, Котин вернулся в родной Ленинградский Кировский завод , поработал там немного, а с 1949 года получил руководящую должность в Всесоюзном НИИ №100 . В эти годы Котин и его команда создают новые проекты тяжёлых танков для ВС СССР: это и ИС-7, и Т-10 в различных вариаций, и «Объект 266» с гидромеханической трансмиссией; и «Объект 277» с новой, невероятно эффективной пушкой. Кроме этого, Котин разрабатывает в это время различные экспериментальные машины: плавающий танк ПТ-76; танк с формально не обитаемой башней «Объект 287», САУ на базе танка Т-10 – «Объект 268».

А это улучшенная версия танков серии ИС - тяжёлый танк Т-10, последний советский тяжёлый танк, после которого началась эра ОБТ. Фото: наши дни.

Но Жозеф Яковлевич был конструктором не только военной, но и гражданской техники. Так, он разработал гусеничный трактор КТ-12, арктический автомобиль «Пингвин» и легендарный трактор «Кировец» .

Легендарный арктический автомобиль на гусеницах "Пингвин", добравшийся до так называемого "Полюса Недоступности" - самой удалённой от всех берегов точки в Антарктиде. Фото: 1960-е годы.

В конце 1960-х годов Котин стал заместителем министра оборонной промышленности , а с 1972 года – членом Научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР .

Жозеф Яковлевич Котин умер 21 октября 1979 года в Москве, в возрасте 71 года. Его могила до сих пор сохранилась на Новодевичьем кладбище в Москве . Помимо этого, в честь Жозефа Котина на территории ЛКЗ установлен бюст, а во многих городах (Павлоград, Челябинск и Санкт-Петербург) есть мемориальные доски с именем Жозефа Котина. Но самое главное – в честь Жозефа Яковлевича Котина в 1986 году названа вершина в горной системе Тянь-Шань : Пик Котина имеет высоту 4820 метров и памятную доску, на которой написано:

«Пик Котина назван в честь советского конструктора танков, Героя Социалистического Труда, четырежды лауреата Государственной премии СССР Котина Жозефа Яковлевича».

Память о Жозефе Яковлевиче Котине как создателе легендарных танков КВ и ИС, Герое Социалистического Труда и многократном лауреате Сталинской премии останется на века. Мы – помним!

________________________________________________________________________________________________________


Ну что же, а на сегодня всё! Надеемся, что вам понравился этот выпуск . Пожалуйста, не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал, если вы ещё этого не сделали! А если вы уже подписались, то добро пожаловать в нашу семью!

Наконец, информация для тех, кто хочет поддержать нас материально – а такие, мы надеемся, есть! Так вот, поддержать нас вы можете через специальный виджет в нашей группе ВКонтакте , где указаны все наши контакты, адреса и способы помощи нашему подкасту. Теперь точно всё.

Котин Жозеф Яковлевич - заместитель Народного комиссара танковой промышленности СССР, главный конструктор Народного комиссариата танковой промышленности СССР, главный конструктор СКБ-2 Кировского завода, город Ленинград.

Родился 26 февраля (10 марта) 1908 года в городе Павлоград ныне Днепропетровской области Украины. Из семьи обрусевших поляков.

С 1923 года - слесарь котельно-механического завода в Харькове, одновременно учился на вечернем рабфаке. С 1927 года учился в Харьковском политехническом институте.

С 1930 года – в Красной армии, по спецнабору. В 1932 году окончил Военно-техническую академию имени Ф.Э. Дзержинского. В 1932 - 1937 годах проходил службу инженером, начальником проектно-конструкторского сектора, начальником отделения в научно-исследовательском отделе Военной академии механизации и моторизации РККА имени И.В. Сталина.

В 1937 году назначен главным конструктором конструкторского бюро СКБ-2 на Кировском заводе в Ленинграде. Первой его самостоятельной конструкторской работой стала модернизация среднего танка Т-28. Однако изучая опыт боевых действий в Испании Котин пришел к выводу о неэффективности легких и средних танков с легкой броней, главным достоинством которых считалась высокая скорость и хорошая маневренность. В 1938 начал работу по созданию тяжелых танков с противоснарядной броней: СМК (двухбашенный двухорудийный) и однобашенный танк КВ с 76-мм пушкой. Танки были созданы в кратчайшие сроки, их опытные экземпляры прошли боевые испытания в советско-финляндской войне 1939–1940. В результате тяжелый и уязвимый СМК был забракован, а танк КВ («Клим Ворошилов») был принят на вооружение. Сразу же Котин развернул работы по созданию его модификации, в том же 1940 году принятой на вооружение под наименованием КВ-2. Его ведущим конструктором был Н.Л.Духов. Уступая иностранным тяжелым танкам по ряду показателей, тем не менее КВ-2 был достойным соперником гитлеровских танков в первый период Великой Отечественной войны. Там, где командование правильно применяло их в боевых действиях, КВ наносили большой урон врагу и выходили победителями в неравных боях.

Также в предвоенный период СКБ-2 под руководством Котина разработало в 1940 году еще более мощный танк – изделие 220, на котором была установлена 85-мм танковая пушка, применена планетарная трансмиссия. Развернуты работы по созданию литых танковых башен, выполненные на Ижорском заводе. Велась разработка других танков и самоходных артиллерийских установок: тяжелого танка КВ-3, САУ с 152-мм пушкой Бр-2, легкого танка с противоснарядным бронированием Т-50. Однако до начала войны эти работы завершены не были.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1941 года за выдающиеся достижения в создании новых типов танков Котину Жозефу Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В первые дни Великой Отечественной войны, в июне 1941 года, Котин был назначен заместителем Народного комиссара танковой промышленности (до 1943), главным конструктором наркомата танковой промышленности и главным конструктором танкового завода в Челябинске (Челябинский Кировский завод). В первые месяцы войны Котин непосредственно занимался эвакуацией Кировского завода на Урал, ряда иных заводов и созданием в Челябинске крупнейшего центра танковой промышленности, известного во всем мире как «Танкоград».

Принял участие в разработке тяжелых танков КВ-1С, КВ-16, КВ-85, тяжелого танка с установкой нескольких орудий в невращающейся башне КВ-7, огнеметного танка КВ-8, тяжелого танка, вооруженного гаубицой калибра 122 мм КВ-9. Непрерывно улучшался серийный танк KB: была поставлена более мощная пушка 76-мм калибра ЗИС-5, литая башня, на лобовые листы корпуса наваривалась дополнительная броня. Весной 1942 г. началась разработка нового танка KB-13, который, будучи выполненным в массе среднего (порядка 30 т.), должен был обладать свойствами тяжелого.

Понимая, что запас для улучшения танков КВ ограничен, Котин летом 1942 года организовал работу по созданию перспективного тяжелого танка ИС-1. Развитием его стало появление самого мощного танка 2-й мировой войны – ИС-2 с 122-миллиметровой пушкой. В период 1943–44 под руководством Котина на базе танков КВ, Т-34 и ИС конструктором Ф.Ф.Петровым были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. Их производство было стремительно налажено на заводах «Танкограда». За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

В августе 1943 года танковые заводы СССР перешли к устойчивому выписку продукции для фронта, в связи с чем было принято решение об освобождении Котина от обязанностей заместителя Народного комиссара танковой промышленности СССР. Для концентрации усилий на конструкторской деятельности Ж.Я.Котин назначается главным конструктором и начальником опытного танкового завода № 100 в Челябинске. Им разработаны и поставлены на производство на ЧКЗ в конце 1943 года самоходная артустановка ИСУ-152 (заменившая СУ-152) и танк ИС-2 с мощной 122-мм пушкой Д-25 конструкции Ф.Ф.Петрова. Велось непрерывное улучшение серийных машин, для чего оперативно учитывался опыт боев на фронте, изучались новые образцы вражеской и союзной техники.

В 1945 году Котин вернулся в Ленинград на должность главного конструктора СКБ-2. 19 марта 1949 года в Министерстве среднего машиностроения СССР создается Всесоюзный научно-исследовательский институт (ВНИИ-100), главной задачей которого является конструирование новых танков и тракторной техники. Директором и главным конструктором института назначается Ж.Я.Котин. В 1951 году из состава ВНИИ-100 было выделено отдельное Опытное конструкторское бюро (ОКБТ) на базе Ленинградского Кировского завода, начальником и главным конструктором которого вновь назначен Котин.

В послевоенные годы Котин разработал тяжелый танк ИС-4 (1947), плавающий танк ПТ-76 (1951), тяжелый танк Т-10 (1953), плавающий бронетранспортер БТР-501 на базе танка ПТ-76, а также трелевочный трактор КТ-12 (1948) и колесный трактор К-700 «Кировец» (1963), ряд шасси под ракетные и артиллерийские установки. Одновременно был руководителем кафедры в Ленинградском политехническом институте.

С 1968 года - заместитель Mинистра оборонной промышленности СССР. С 1972 года – член научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР.

Ж.Я. Костин скончался 21 октября 1979 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).

Депутат Верховного Совета СССР в 1946-1950 и в 1966-1970 годах.

Доктор технических наук (1943).

Лауреат четырёх Сталинских премий СССР (1941, 1943, 1946, 1948). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1968).

Военинженер 2 ранга.
Военинженер 1 ранга.
Генерал-майор технических войск (6.01.1942).
Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы (31.07.1944).
Генерал-полковник инженерно-технической службы (13.11.1965).
Генерал-полковник-инженер (1971).

Награждён 4 орденами Ленина (17.04.1940; 19.09.1941; 30.12.1956; 9.03.1978), 2 орденами Октябрьской Революции (25.10.1971; 8.10.1975), Красного Знамени (17.05.1951), орденами Суворова 1-й (16.09.1945) и 2-й (19.04.1945) степеней, орденом Отечественной войны 1-й степени (5.08.1944), 3 орденами Трудового Красного Знамени (2.04.1951; 12.03.1958; 28.07.1966), 3 орденами Красной Звезды (5.06.1942, 20.01.1943; 6.11.1945), орденом «Знак Почёта» (21.06.1957), медалями.

На родине Героя, в городе Павлоград Днепропетровской области установлен памятник, в Санкт-Петербурге, на территории Кировского завода - бюст. Именем выдающегося конструктора названы улицы в Челябинске и Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский машиностроительный техникум, горная вершина на Тянь-Шане (Пик Котина, 4820 м). Мемориальные доски установлены на домах в Челябинске и Санкт-Петербурге, в которых жил Ж.Я. Котин.

Читайте также: