Ковалев сергей павлович конструктор

Обновлено: 25.04.2024

Ровно 50 лет назад, 14 января 1966 года, из жизни ушел выдающийся советский ученый, конструктор и основоположник практической космонавтики Сергей Павлович Королёв. Данный выдающийся отечественный деятель навсегда вошел в историю как создатель советской ракетно-космической техники, который помог обеспечить стратегический паритет и превратил Советский Союз в передовую ракетно-космическую державу, став одной из ключевых фигур в освоении космоса человеком. Именно под непосредственным руководством Королёва и по его инициативе были осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина. Сегодня в России есть город, который был назван в честь выдающегося ученого.

Сергей Королёв был человеком удивительной судьбы. Он мог разбиться на планере, но не разбился. Его вполне могли расстрелять как «врага народа», но приговорили к тюремному сроку. Он мог погибнуть уже в лагерях, но он выжил. Должен был утонуть на корабле в Тихом океане, однако опоздал на судно, которое через 5 дней потерпело катастрофу. Этот великий ученый выжил для того, чтобы в буквальном смысле пройти через тернии к звездам и первым вывести человечество в космос. Наверное, не было на планете другого такого человека, который бы так сильно и преданно любил небо.

Сергей Павлович Королёв родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в городе Житомире в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко. Ему было три года, когда семья распалась, и по решению матери его отправили на воспитание к бабушке и дедушке в Нежин, где Сергей прожил до 1915 года. В 1916 году его мать снова вышла замуж и вместе с сыном и новым мужем Георгием Михайловичем Баланиным переехала в Одессу. В 1917 году будущий ученый поступил в гимназию, которую не успел окончить из-за начала революции. Гимназия была закрыта, и на протяжении 4-х месяцев он занимался в единой трудовой школе, а затем получал образование на дому. Он занимался самостоятельно по гимназической программе при помощи отчима и матери, которые оба были учителями, а отчим помимо педагогического имел и инженерное образование.

Сергей Павлович Королёв. Через тернии к звёздам

Еще обучаясь в школе, Сергей Королёв отличался исключительными способностями и большой тягой к новой для того времени авиационной технике. Когда в 1921 году в Одессе был образован отряд гидросамолетов, будущий конструктор ракет всерьез увлекся воздухоплаванием. Он свел знакомство с членами данного отряда и совершил свои первые полеты на гидросамолете, решив стать летчиком. При этом страсть к небу перемежалась у него работой в школьной производственной мастерской, где будущий конструктор научился работать за токарным станком, он вытачивал детали очень сложной формы и конфигурации. Эта «столярная» школа очень пригодилась ему в будущем, когда он начал строить свои собственные планеры.

При этом будущий конструктор ракет сумел получить среднее образование не сразу, у него не было для этого условий. Только в 1922 году в Одессе была открыта стройпрофшкола, в которой на тот момент преподавали лучшие учителя. В нее и поступил 15-летний Сергей. Прекрасная от природы память позволяла Королёву запоминать наизусть целые страницы текста. Учился будущий конструктор очень прилежно, можно сказать, увлеченно. Его классный руководитель говорила про него матери: «Парень с царем в голове». В строительной профессиональной школе он обучался с 1922 по 1924 годы, занимаясь параллельно во многих кружках и на различных курсах.

В 1923 году правительство обратилось к народу с призывом создать в стране свой Воздушный флот. На Украине было образовано Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Сергей Королёв сразу же стал членом данного общества и начал усиленно заниматься в одном из его планерных кружков. В кружке он даже сам читал рабочим лекции по планеризму. Знания по истории авиации и планеризму Королёв приобрел самостоятельно, читая специализированную литературу, в том числе книга на немецком языке. Уже в возрасте 17 лет он разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции, «безмоторного самолета К-5».


В 1924 году Сергей Королёв поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, всего за 2 года он освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал настоящим спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года Королёв перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Баумана, где обучался на аэромеханическим факультете. Молодой студент учился всегда со свойственным ему трудолюбием, много времени он занимался самостоятельно, посещая техническую библиотеку. Особой популярностью в те годы пользовались лекции молодого 35-летнего авиаконструктора Туполева, который читал студентам вводный курс по самолетостроению. Уже тогда Туполев заметил выдающиеся способности Сергея и в дальнейшем считал Королёва одним из лучших своих учеников.

Во время учебы в Москве Сергей Королёв уже был достаточно хорошо известен как молодой и перспективный авиационный конструктор, опытный планерист. Начиная с 4-го курса, он совмещал учебу и работу в КБ. С 1927 по 1930 годы принимал участие во Всесоюзных планерных соревнованиях, которые проходили на территории Крыма под Коктебелем. Здесь Королёв летал сам, а также представлял модели своих планеров, в том числе СК-1 «Коктебель» и СК-3 «Красная звезда».

Огромное значение на жизнь Сергея Королёва оказала его встреча с Циолковским, которая произошла в Калуге в 1929 году по дороге из Одессы в Москву. Эта встреча предопределила дальнейший жизненный путь ученого и конструктора. Беседа с Константином Эдуардовичем произвела на молодого специалиста неизгладимое впечатление. «Циолковский потряс меня тогда своей непоколебимой верой в возможность космоплавания, — много лет спустя вспоминал конструктор, — я ушел от него с одной единственной мыслью: строить ракеты и летать на них. Всем смыслом жизни для меня стало одно — пробиться к звездам».


В 1930 году он начинает работать в Центральном КБ завода имени Менжинского, а с марта следующего года становится старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В том же 1931 году он принимает участие в организации ГИРД — Группы изучения реактивного движения, которую возглавит уже в 1932 году. Под руководством Сергея Королёва были осуществлены первые запуски советских ракет на гибридном двигателе «ГИРД-9», которые состоялись в августе 1933 года, а также на жидком топливе «ГИРД-X» в ноябре того же года. После того, как в конце 1933 года произошло слияние ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и московского ГИРДа и был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), Сергей Королёв был назначен его замдиректора по научной части, а начиная с 1934 года, он стал руководителем отдела ракетных летательных аппаратов.

В 1934 году вышла в свет первая печатная работа Сергея Королёва, которая называлась «Ракетный полет в стратосфере». Уже в этой книге конструктор предупреждал о том, что ракета является очень серьезным оружием. Образец книги он послал и Циолковскому, который назвал книгу содержательной, разумной и полезной. Уже тогда Королёв мечтал, как можно более плотно заняться постройкой ракетоплана, но задумкам его не суждено было тогда осуществиться. Осенью 1937 года волна репрессий, захлестнувших Советский Союз, докатилась и до РНИИ.

Королёва арестовали по ложному обвинению 27 июня 1938 года. 25 сентября он был включен в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он проходил по первой категории, что значило: рекомендуемая органами НКВД мера наказания — расстрел. Список был утвержден лично Сталиным, так что приговор можно было считать практически утвержденным. Однако Королёву «повезло», он был приговорен к 10 года лагерей. До этого он год провел в Бутырской тюрьме. По некоторым данным, будущий покоритель космоса подвергался серьезным пыткам и избиениям, в результате которых у него была сломана челюсть. На Колыму конструктор попал 21 апреля 1939 года, где трудился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления, при этом конструктор ракетных двигателей был занят на «общих работах». 2 декабря 1939 года Королёв был направлен в распоряжение Владлага.


Сергея Павловича досрочно освободили только в июле 1944 года по личному указанию Сталина, после чего еще один год он продолжал работать в Казани. Крупный специалист в области авиационного оборудования Л. Л. Кербер, трудившийся в ЦКБ-29, отмечал, что Королёв был циником, скептиком и пессимистом и довольно мрачно смотрел в будущее, приписывая конструктору фразу «Хлопнут без некролога». Вместе с тем существует высказывание и летчика-космонавта Алексея Леонова, который отмечал, что Королёв никогда не был озлоблен и никогда не жаловался, не опускал рук, никого не проклинал и не ругал. На это у конструктора просто не было времени, он прекрасно понимал, что озлобленность вызовет в нем не творческий порыв, а лишь его угнетение.

После завершения Великой Отечественной войны, во второй половине 1945 года Сергей Королёв в составе группы специалистов был отправлен в Германию в командировку, где занимался изучением немецкой техники. Особый интерес для него представляла, конечно же, немецкая ракета V-2 (Фау-2). В августе 1946 года конструктор приступает к работам в подмосковном Калининграде, где становится главным конструктором ракет дальнего радиуса действия и начальником отдела №3 при НИИ-88 по их разработке.


Первой задачей, которая была поставлена правительством перед Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися на тот момент времени ракетным вооружением, была разработка советского аналога немецкой ракеты Фау-2 из отечественных материалов. При этом уже в 1947 появилось новое постановление правительства о создании новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полета — до 3-х тысяч км. В 1948 году Королёв проводит летно-конструкторские испытания первой советской баллистической ракеты Р-1 (аналог Фау-2) и в 1950 году сдает ракету на вооружение. В течение следующих нескольких лет он трудится над различными модификациями данной ракеты. В течение только одного 1954 года он завершил работу над ракетой Р-5, наметив сразу пять ее возможных модификаций. Также была завершена работа над ракетой Р-5М, оснащенной ядерным боевым зарядом. Помимо этого, он работал над ракетой Р-11 и ее морским вариантом, все более четкие очертания приобретала и его будущая межконтинентальная ракета Р-7.

Работы над межконтинентальной двухступенчатой ракетой Р-7 были завершены в 1956 году. Это была ракета с дальностью полета 8 тысяч километров и отделяемой головной частью массой до 3-х тонн. Ракета, созданная под непосредственным руководством Сергея Павловича, была успешно испытана в 1957 году на специально построенном для этих целей полигоне №5, расположенном в казахской степи (сегодня это космодром Байконур). Модификация данной ракеты Р-7А, обладавшая увеличенной до 11 тысяч километров дальностью пуска, находилась на вооружении РВСН Советского Союза с 1960 по 1968 годы. Также стоит отметить тот факт, что в 1957 году Королёвым были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования); конструктор стал настоящим первопроходцем в этих новых и очень важных направлениях развития ракетного вооружения.

4 октября 1957 года спроектированная Сергеем Королёвым ракета вывела на земную орбиту первый в истории искусственный спутник. С этого дня берет свое начала эра практической космонавтики, а Королёв становится отцом этой эры. Первоначально в космос отправляли лишь животных, но уже 12 апреля 1961 года конструктор вместе со своими коллегами и единомышленниками осуществляет успешный запуск космического корабля «Восток-1», на борту которого находился первый космонавт планеты Юрий Гагарин. С этого полета, которого не было бы без Королёва, начинается эра пилотируемой космонавтики.


Также с 1959 года Сергей Королёв осуществлял руководство программой по исследованию Луны. В рамках этой программы к естественному спутнику Земли было выслано несколько КА, в том числе аппаратов с мягкой посадкой. При проектировании аппарата для посадки на лунной поверхности было много споров о том, что она из себя представляет. В то время общепринятой была гипотеза, выдвинутая астрономом Томасом Голдом, согласно которой Луна была покрыта толстым слоем пыли из-за микрометеоритной бомбардировки. Но Королёв, который был знаком с другой гипотезой — советского вулканолога Генриха Штейнберга, приказал считать лунную поверхность твердой. Его правота была подтверждена в 1966 году, когда на Луне совершил мягкую посадку советский аппарат «Луна-9».

Еще одной интересной историей из жизни великого ученого и конструктора стал эпизод с подготовкой автоматической станции для отправки к одной из планет солнечной системы. При ее создании конструкторы столкнулись с проблемой лишнего веса исследовательской аппаратуры на борту станции. Сергей Королёв изучил чертежи станции, после чего осуществил проверку прибора, который должен был передать на Землю информацию о наличии или отсутствии органической жизни на планете. Он вывез прибор в выжженную казахскую степень неподалеку от космодрома и прибор передал по радио сигнал, что на Земле нет жизни, что и послужило поводом для исключения этого ненужного оборудования из состава оснащения станции.

При жизни великого конструктора на космических кораблях его конструкции в космосе успело побывать 10 космонавтов, помимо Гагарина, был осуществлен выход человека в открытый космос (это сделал Алексей Леонов 18 марта 1965 года). Под непосредственным руководством Сергея Королёва в СССР был создан первый космический комплекс, многие геофизические и баллистические ракеты, запущены первые в мире межконтинентальная баллистическая ракета, ракета-носитель «Восток» и ее модификации, искусственный спутник Земли, осуществлены полеты космических кораблей «Восток» и «Восход», разработаны первые космические аппараты серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», разработан космический корабль «Союз».


Сергей Павлович Королёв ушел из жизни довольно рано — 14 января 1966 года в возрасте всего 59 лет. По всей видимости, здоровье конструктора все-таки было подорвано на Колыме и несправедливое обвинение (в 1957 году он был полностью реабилитирован) наложило отпечаток на его здоровье. К этому моменту Королёв уже успел многое сделать для осуществления своей мечты по покорению космоса, он реализовал ее на практике. Но некоторые проекты, например лунная программа СССР, оказались нереализованными. Лунный проект был свернут после смерти выдающегося конструктора.

В 1966 году Академия наук Советского Союза учредила золотую медаль «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники» имени Сергея Павловича Королёва. В Житомире, Москве и на Байконуре ему были установлены памятники. Память конструктора увековечили большим количеством названных в его честь улиц, а также мемориальным домом-музеем. В 1996 году подмосковный город Калининград был переименован в наукоград Королёв в честь работавшего здесь выдающегося конструктора ракетной техники. Также в его честь были названы перевал на Тянь-Шане, крупный лунный кратер и астероид. Так что имя Сергея Королёва продолжает жить не только на Земле, но и в космосе.

Королев Сергей Павлович

Сергей Павлович Королёв (1907-1966) — выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР, он является создателем отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположником практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники представляют исключительную ценность для развития отечественного ракетного вооружения, а в области космонавтики имеют мировое значение. Он по праву является отцом отечественной ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой.

С.П. Королёв родился 12 января 1907 г. в г. Житомире в семье учителя русской словесности П.Я. Королёва. Уже в школьные годы Сергей отличался неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 17 лет он уже разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции — «безмоторного самолета К-5». Поступив в 1924 г. в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 г. он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ), где получил известность как молодой способный конструктор и опытный планерист. Спроектированные и построенные им летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета, показали незаурядные способности Королёва. Особенно его увлекали полеты в стратосфере и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 г. С.П. Королёв и Ф.А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации - Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В апреле 1932 г. она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостные баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

В 1933 г. на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) основывается Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И.Т. Клейменова. С.П. Королёв назначается его заместителем. Однако расхождения во взглядах с руководителями лаборатории на перспективы развития ракетной техники заставляют С.П. Королёва перейти на творческую инженерную работу, и ему как начальнику отдела ракетных летательных аппаратов в 1936 г. удалось довести до испытаний крылатые ракеты.

Год он провёл в Бутырской тюрьме. На допросах подвергался жестоким пыткам и избиениям в результате которых Королёву сломали челюсти (также получил сотрясение мозга). В 1939 г. попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк и был занят на «общих работах». В 1940 г. направлен на новое место заключения - в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А.Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило причиной для перевода Королёва в 1942 г. в другое КБ тюремного типа - ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации.

В 1946 г. Был создан единый научно-исследовательский институт «Нордхаузен», директором которого был назначен генерал-майор Л. М. Гайдуков, а главным инженером - С.П. Королёв. В 1948 г. С. П. Королёв начинает летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 и в 1950 г. успешно сдает ее на вооружение. Параллельно С.

Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С.П. Королёв стремился к большему - к покорению космического пространства. В 1955 г. С.П. Королёв, М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов выходят в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли. И уже 4 октября 1957 г. С.П. Королёв запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Работы над спутниками ведутся параллельно с подготовкой полета в космос человека.

12 апреля 1961 г. С.П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток», он реализует первый в мире полет человека-гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.

С.П. Королёв был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. Можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественного ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть 14 января 1966 г. Сергея Павловича не прервала творческий полёт его мыслей. Урна с прахом С.П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Сергей Королев — выдающийся советский конструктор и ученый, академик АН СССР, основоположник космонавтики и крупнейший специалист в области космического кораблестроения. Сегодня достижения исследователя используются в современном ракетостроении.

Детство и юность

Сергей Павлович родился 12 января 1907 года (по старому стилю — 31 декабря 1906-го) в Житомире. Отец, из разночинцев, работал учителем. После распада семьи мальчика отправили к родителям матери в Нежин, где он воспитывался в купеческой семье. С 1917 года будущий ученый жил в Одессе с матерью Марией Николаевной и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным. Школьную программу осваивал дома, с 1922 по 1924 год учился в строительной школе.

Начало карьеры

В 1921 году Королев познакомился с летчиками гидроотряда и участвовал в авиационной жизни, а уже в 16 лет читал лекции об авиации. Первое изобретение, созданное юношей в 17 лет, — безмоторный самолет К-5, рекомендованный к постройке. Окончив строительную школу, молодой конструктор поступил в Киевский политех.

В 1926 году Сергей перевелся в высшее техническое училище в Москве. В столице парень участвовал в организации планерной школы, стал инструктором и испытателем планеров, закончил школу летчиков, посещал аэродинамический кружок и разрабатывал легкие самолеты. Начиная с четвертого курса Королев работал в конструкторском бюро.

В 1929-м в биографии конструктора состоялась знаковая встреча с Константином Циолковским, который посоветовал Сергею заняться полетами в космос, подарил книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендовал обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру — инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).

В феврале 1930 года под руководством Андрея Туполева Королев защитил проект самолета СК-4. Одновременно с этим молодой ученый создал планер СК-3 «Красная звезда», на котором в свободном полете выполнялись петли Нестерова. В марте 1931 года он начал работу в ЦАГИ старшим инженером по летным испытаниям. Главное событие этого периода — встреча с Цандером, который занимался испытаниями двигателя ОР-1.

Позднее Королев возглавил научно-технический совет московской Группы изучения реактивного движения. Первостепенное внимание в ней уделялось ракетному оружию, необходимому для укрепления обороноспособности страны. Сергей Павлович создал первое КБ, вошедшее в историю ракетостроения.

Достижением этого периода стал запуск жидкостной ракеты ГИРД-09, поднявшейся на высоту 400 м. Результаты работы Королев описал в книге «Ракетный полет в стратосфере». Здесь же он осветил возможности некосмического использования ракет в военных и научных целях.

В сентябре 1933 года 26-летнего Королева назначили заместителем директора Реактивного института. Надежды гирдовцев о переходе к серьезным проектам не оправдались, тематика разработок сократилась, и в 1934 году Королев был освобожден от должности. Он остался работать в институте рядовым инженером, сосредоточив усилия на разработке крылатых ракет.

В 1936 году Сергей Павловича назначили главным конструктором отдела РНИИ, разрабатывавшего ракетные летательные аппараты. Ученый обладал удивительной интуицией, энциклопедическими знаниями и опытом. В частности, он первым обосновал концепцию ракетного истребителя-перехватчика, достигающего за несколько минут большой высоты и атакующего самолеты, угрожающие защищаемому объекту.

Арест

Сергея Павловича приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях, а также к 5 годам поражения в правах. В апреле 1939-го инженера этапировали на Колыму, в лагерь, где он занимался тяжелыми работами на золотых приисках. Плохие бытовые условия и суровый климат скоро негативно сказались на здоровье конструктора — он заболел цингой. Только благодаря ходатайству Михаила Усачева Королева выходили в местной санчасти.

Тем временем родственники боролись за освобождение Сергея Павловича, в результате чего дело конструктора пересмотрели, и в 1939-м его отправили в Москву. Только в марте 1940-го, задержавшись в пути из-за болезни, ученый попал в столицу, где прошел новые судебные разбирательства. Теперь его приговорили к 8 годам, после чего перевели в спецтюрьму, где он смог продолжить научную деятельность.

Великая Отечественная война

Находясь в заключении, Королев выступал ассистентом Льва Термена в отделе, занимавшемся проектированием беспилотных летательных аппаратов. Позже, уже под руководством Андрея Туполева, разрабатывал несколько объектов, среди которых оказались бомбардировщики и аэроторпеды. В декабре 1941 года коллектив Туполева эвакуировали в Омск. Здесь самолет Ту-2 был запущен в производство.

Успехи конструктора способствовали его переводу в Казань, где Королев занялся усовершенствованием ракетных двигателей, которые затем применялись в авиации. В 1943-м совершил полет пикирующий бомбардировщик Пе-2 — Сергей Павлович приложил руку к улучшению характеристик этой модели. Через год инженер был досрочно освобожден по приказу Иосифа Сталина, а после начал работать преподавателем в Казанском авиационном институте.

Конструктор МБР

В мае 1946 года советское руководство приняло постановление, положившее начало развитию ракетостроения. В подмосковном Калининграде (сегодня — Королев) создали Государственный союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88). Сергея Павловича назначили одним из главных его конструкторов.

Далее события развивались стремительно. По указанию Сталина создали копию немецкой ракеты. Проводились испытания ракет А-4, собранных из трофейных узлов в институтах Нордхаузен и НИИ-88. Испытывались первые ракеты Р-1, воспроизводившие А-4 уже из своих материалов и по отечественной документации. Королев оказался не только талантливым конструктором, но и организатором, сумевшим скоординировать работу всех подразделений.

Освоение вершин военной техники началось с создания ракеты с дальностью 300 км. В 1948 году была создана ракета Р-2 с дальностью 600 км, способная достичь некоторых американских баз. В результате дальнейших разработок появилась РДД Р-5М с дальностью 1200 км и ядерной боевой частью. Испытания стратегической ракеты проводились на Семипалатинском полигоне 2 февраля 1956 года.

Основным направлением деятельности Королева стала разработка многоступенчатых межконтинентальных ракет. Созданная им баллистическая ракета (МБР) Р-7 имела дальность 8 тыс. км, а модернизированный вариант Р-7А — 12 тыс. км. Жидкостные МБР проигрывали американским твердотопливным, поэтому создали экспериментальную ракету РТ-1 на твердом топливе.

Космонавтика

Военные разработки стали для Королева условием для дальнейшего освоения космоса. 4 октября 1957 года впервые в истории землян запустили искусственный спутник. Спустя месяц, 3 ноября, на орбиту был отправлен второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка. 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин. В реализации этих проектов были задействованы специалисты Совета главных конструкторов, созданного Королевым.

При жизни исследователя успешно осуществили еще семь полетов пилотируемых кораблей, запустили спутники, космические научные станции и системы. Также инженер разрабатывал идеи покорения Луны и Марса.

Личная жизнь

Личная жизнь конструктора оказалась относительно спокойной и гармоничной. Сергей Королев был дважды женат. Первый раз инженер зарегистрировал отношения в августе 1931 года с одноклассницей Ксении Винцентини, в 1935 году супруга родила ему дочь. В 1948 году семья распалась.

Со второй женой Ниной Ивановной Котенковой, переводчицей в НИИ-88, исследователь познакомился на работе.

Смерть

Главного конструктора не стало 14 января 1966 года. Причиной смерти была признана остановка сердца во время хирургической операции. При оперативном вмешательстве для удаления полипов в кишечнике внезапно выявились непредвиденные обстоятельства (у больного обнаружили опухоль, возникла необходимость экстренного введения общего наркоза, чтобы убрать новообразование). Возникли сложности и с интубацией (по некоторым сведениям, у ученого после допросов в конце 30-х годов была сломана челюсть, которая оставалась малоподвижной). Организм Королева не выдержал такой нагрузки.

Память

В память о конструкторе дом в Житомире, в котором родился Сергей Павлович, переоборудовали в музей. Также мемориальный музей открылся в Москве. Имя инженера носит город, где он работал, а также многие улицы и проспекты не только в России, но и в странах СНГ. В разных уголках Земли открыты памятники ученому (некоторые скульптуры запечатлели Королева вместе с Юрием Гагариным, например в Таганроге, перед корпусом радиотехнического института). В честь покорителя космоса названы и космические объекты.

Фамилию исследователя носит самый большой конференц-зал в компании SpaceX, возглавляемой Илоном Маском. Этого американского предпринимателя, миллиардера и инженера многие сравнивают с Сергеем Павловичем по прогрессивности предлагаемых идей и созданных объектов для покорения космоса. В 2021-м американец устроил экскурсию по заводу, производящему корабли Сrew Dragon, для внука и правнука советского конструктора. Маск отметил, что вместе с командой при инновационных разработках обращался к достижениям Королева.

Фигура Сергея Павловича (или же его прообраз) появляется в советских и российских фильмах. В разное время образ конструктора успели примерить на себя актеры Георгий Жженов, Кирилл Лавров, Владимир Ильин и другие. Также биографии ученого посвятила книгу дочь Наталия Сергеевна.

Королев - «гений действия». Мифы и факты

12 января 1907 года родился Сергей Павлович Королёв. Главный конструктор ракетно-космической промышленности СССР не снискал славы при жизни, и даже парад в честь полёта первого человека в космос он смотрел не с главной трибуны, а по телевизору… Но это не имело для него особого значения. Ничто не могло отвлечь Королева от главной цели – покорения космоса. «Каждая минута для дела», – повторял Сергей Павлович, и одно за другим совершал величайшие победы в самой ожесточённой политической и научно-технической гонке в истории человечества, в битве за космос между Советским Союзом и США. Уже после смерти его именем назовут множество улиц, учреждений, город в Подмосковье, а Вернер фон Браун – «отец» американской космической программой – признает, что они не смогли опередить СССР только потому, что у них не было своего Королева.

Тяга к небу у Королева с детства. Как-то прогуливаясь с бабушкой и обсуждая красоту облаков, маленький Сережа романтично произнес: «А представь, какие они красивые с той стороны». Будучи ребенком, он познакомился с летчиками местного авиаотряда и много времени проводил в их компании, интересуясь тонкостями ремесла. Смышленому мальчику показывали, из чего состоит аэроплан, как он летает, и даже разрешили сесть за штурвал самолета. Впоследствии он посвятил свою жизнь развитию авиации, не жалея ни сил, ни здоровья. Королев мечтал о полетах, его фантазия не ограничивалась даже земным притяжением, но, так сложилось, что своими глазами открытый космос он увидеть не смог. Зато «орёлики», как Королев ласково называл своих космонавтов, сумели, благодаря его уму и упорству, воплотить дерзкую мечту в реальность.

Сергей Павлович первым совершил 4 исторических запуска, обеспечивших успешный старт дальнейшему развитию не только советской, но и мировой науки и техники. Запуск баллистической ракеты с подводной лодки. Запуск в космос первого искусственного спутника Земли. Запуск первого спутника с живым существом, собакой Лайкой. И наконец главное достижение, ставшее эпохальным событием для всего человечества, – запуск первого космонавта Юрия Гагарина.

Королев - «гений действия». Мифы и факты

«Темно карие глаза сверлящие, короткая шея, посаженная, и только лучики морщин возле глаз выдают, что он добрый человек», - так описывает Королева в своих воспоминаниях летчик-космонавт Алексей Леонов, впервые в истории совершивший выход в открытый космос. Он, как и другие космонавты, ученые, инженеры, работавшие с Сергеем Павловичем, отмечает: если бы главный конструктор не ушел из жизни так рано, мы бы точно смогли побывать на Марсе. И действительно, сложно представить, чего бы еще мы смогли бы достичь, сохранив те невероятные темпы научно-технических прорывов Королева и его работоспособность. Ведь телевизор, который ловит каналы даже с другого конца света, мобильный телефон, который может позвонить в любую точку планеты, система навигация, доступная каждому водителю, интернет в любых, даже самых удаленных уголках Земли - все это наследие Королева, потому что все это работает с помощью космических спутников.

Королев подарил нам пространство далеких планет как воплощение дерзновенной мечты всего человечества, воплощение своей личной мечты, которой он был предан всю жизнь. Сергей Леонидович, расскажите, пожалуйста, почему именно космос стал смыслом его жизни?

Исходя из книг о его детстве, известно, что он много времени проводил в Крыму, в Коктебеле, где были популярными на тот момент полеты на планерах. Это была эпоха легендарного авиатора Сергея Уточкина. Сейчас, может быть, молодым людям трудно понять, но в начале XX столетия авиация, вернее воздухоплавание, как называли ее в то время, была одной из самых романтичных и зовущих молодежь направлений деятельности. Мне кажется, что тогда молодежь была более романтической, чем сейчас, и мечта о воздухоплавании, о покорении этого нового воздушного океана, значительно больше занимала умы молодых людей. Как и прежде, молодые люди мечтали стать мореходами, мореплавателями, открыть новые континенты, и тогда, благодаря промышленной революции XIX века и созданию самолетов, дирижаблей перед человеком открылись невиданные возможности по покорению воздушного океана, который раньше казался недоступным.

Королев - «гений действия». Мифы и факты

Были легенды об Икаре, были легенды о русских мастеровых, которые пытались сделать крылья и парить, но их замыслы терпели неудачи… Но оказалось, что человек может летать. И от воздухоплавания, от авиации уже оставалось полшага до космического пространства. Кроме того, уровень развития астрономии породил интерес многих к другим планетам. Тут можно долго говорить, но, например, жизнь на Марсе в XIX веке считалась совершенно доказанной и неизбежной. Это сейчас мы уверены, что на Марсе жизни нет, а тогда ученые считали, что на Марсе она есть и будет открыта в скором времени. Таким образом, Королев воплотил в себе все эти романтические представления своего века. Он был не просто романтиком. Романтики часто только мечтают, лежа на диване. У него романтика сочеталась с удивительной работоспособностью. Он был гением действия, без всякого сомнения. Такое сочетание очень редко бывает. Это счастье, что в нашей стране родился такой человек.

Вы уже упомянули тему Марса. Для Королева не было неосуществимых планов, были только не осуществлённые, одним из которых являлась как раз экспедиция на Марс. Так называемую «Марсианскую тетрадь» Королева с чертежами высадки на эту планету бережно хранят его коллеги и ученики. И мне хотелось бы задать такой вопрос: была ли жизнь на Марсе одной из целей Королева?

В те времена, когда Королев чертил марсианские аппараты, он уже отчётливо понимал, что условия для жизни на Марсе такие, что там могут существовать только простейшие организмы. Вообще тогда довольно много создавалось произведений о том, что на Марсе есть разумная жизнь. Еще в 20-е годы Алексеем Толстым был написан замечательный роман «Аэлита» о том, что из СССР направилась экспедиция на Марс во главе с инженером по фамилии Лось и красноармейцем Гусевым, и они там организовали пролетарскую революцию. Аэлита была марсианской принцессой, которая полюбила инженера. Но Королев, конечно, уже отчетливо понимал, что там могут быть только микроорганизмы. Хотя исходя из данных мощных телескопов, другим ученым казалось, что на Марсе существует сложная система каналов, и, возможно, там была цивилизация, но погибла. Все это, конечно, волновало воображение Сергея Павловича.

Королев - «гений действия». Мифы и факты

Существует версия о том, что Сергей Павлович специально искал основоположника космонавтики К.Э. Циолковского и встречался с ним. Это правда?

История о поездке Королева к Циолковскому и об их встрече, по всей видимости, является красивым мифом. Конечно, нам хотелось бы, чтобы они встретились, и чтобы Циолковский вручил скрижали космической теории в руки Королева, но, судя по всему, это всего лишь красивая легенда. Слишком красивая, чтобы быть правдой.

Жизненный путь Сергея Павловича был далеко не простым. Став жертвой репрессивной машины, он долгое время отбывал срок в исправительно-трудовом лагере на Колыме. Сам Королев не любил вспоминать этот период, и мы не будем, но расскажите, как ему удалось восстановить свое имя?

В то самое время создавались ракетно-строительные "шаражки", когда стало известно, что немцы разрабатывают ракеты в знаменитом центре Пенемюнде. Советское руководство организовало и направило туда группу специалистов в области ракетостроения, и генеральный конструктор Глушко вспомнил о Королеве. Хотя у них впоследствии были не слишком теплые отношения, но все-таки авторитет Сергея Павловича как специалиста сомнению не подлежал. И уже в 1945 году Королев отправился в Германию вместе с Борисом Евсеевичем Чертоком, будущим академиком. Тогда Королев был уже в звании полковника.

Королев - «гений действия». Мифы и факты

Королев демонстрировал большие успехи в советском ракетостроении. Самая известная и легендарная ракета, созданная под его руководством, это Р-7, и до сих пор все пилотируемые запуски космонавтов осуществляются ракетами этого семейства. Правда ли, что дать достойный ответ американскому плану Drop-shot (когда на сто советских городов должны были упасть триста атомным бомб), и обеспечить стране надежную защиту могли только ракеты Королева?

Это не миф, это рассекреченные самим же Пентагоном документы. Я писал об этом в своих книгах: тогда у них существовал не только план Drop-shot, кстати это означает «удар копья», они каждый год меняли свои планы, все время их уточняли. Но опять же надо смотреть правде в глаза, в 50-е, да и в 60-е годы, когда был жив Королев, ракетно-ядерный потенциал СССР был значительно меньше, чем возможности США. Да, мы могли нанести удар, принести ущерб Америке, но он был несопоставимо меньше, чем ущерб, который США могли нанести СССР. Паритет в ракетно-ядерном потенциале с США был достигнут нами лишь в 70-е годы, уже после смерти Сергея Павловича. Но – и это важно подчеркнуть – только благодаря его наследию!

Первый спутник, а вскоре и первый человек в космосе – невероятный прорыв Советского Союза, обеспечивший трепет со стороны всего мирового сообщества, безусловно является заслугой Сергея Павловича. Однако его имя держалось в строжайшей тайне, и стало известно общественности уже только после смерти. Даже Нобелевский комитет, несколько раз присылавший запрос на имя создателя первого спутника, якобы получил от Хрущева ответ – «присвоить Нобелевскую премию всему советскому народу». Как вы это можете прокомментировать?

Советский Союз был совершенно герметичной страной, вся наша оборонная отрасль была закрыта. До 10 городов существовали в закрытом режиме, например, город Горький, ныне Нижний Новгород, или Самара - бывший Куйбышев. Имена советских ученых также держались в секрете, только какие-то отдельные фамилии звучали. Сахаров – создатель водородной бомбы, Курчатов - создатель термоядерной тоже не получили Нобелевскую премию. Конечно, у них были разработки мирового уровня. Это золотой век советской науки. Но легендарные имена были известны только в узком кругу. И надо воспринимать историю тех времен такой, какая она есть.

Насчёт утверждения Хрущева – это тоже красивый миф. Нобелевский комитет, судя по всему, хотел бы узнать создателя первого успешно запущенного спутника, но то, что вы говорите не совсем соответствует формату присуждения премии. Номинанты на Нобелевскую премию выдвигаются анонимно научным сообществом. На практике Нобелевский комитет не обращается в какую-то страну самостоятельно. Может быть, тогда было сделано такое исключение, но дело в том, что подтверждающих это документов нет. Конечно, Королев как никто другой заслуживал эту премию, но такой запрос и такой ответ слишком спорны и не соответствуют исторической практике…

Королев - «гений действия». Мифы и факты

Королев умер рано, в 59 лет. Хотелось бы услышать ваше мнение относительно скоропостижной смерти ученого…

Он умер из-за трагической врачебной ошибки. Его оперировал лучший в стране хирург, но допустил ошибку. Так бывает. Я по поводу его смерти расскажу другое: отец у меня работал в этой отрасли. Тогда я был еще маленьким ребёнком и ничего не понимал, но запомнил, что он пришел и сказал, что умер Королев», и был совершенно убит этим. Для меня как для ребенка было непонятно, как можно столь близко воспринимать смерть какого-то далекого и незнакомого человека. Но весь круг специалистов, которые тогда работали в космонавтике, смерть Сергея Павловича воспринимали именно так. Как личную трагедию…

115 лет со дня рождения гениального советского конструктора Сергея Королева


Сегодня, 12 января 2022 года, исполняется ровно 115 лет со дня рождения величайшего ученого и конструктора Сергея Павловича Королева. Сказать, что этот гениальный человек внес ощутимый вклад в развитие отечественного ракетостроения и космонавтики, значит не сказать ничего.

Родившись в семье, не имевшей ничего общего с точными науками и инженерией, Королев сделал СССР передовой ракетно-космической державой. Собственно говоря, и сегодня наша космическая отрасль продолжает активно пользоваться его разработками. Но, обо всем по порядку.

В 1929 году Сергей Павлович окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана, защитив дипломную работу – проект самолета СК-4 под руководством А.Н. Туполева. Стоит отметить, что уже тогда Королев проявил себя как незаурядный авиаконструктор и талантливый планерист.

В 1931 году С.П. Королев вместе с Фридрихом Цандером организовал ракетную организацию «Группа изучения реактивного движения», которая уже в 1933 году произвела испытательный запуск первой отечественной жидкостной баллистической ракеты «ГИРД-09», положив начало новой отрасли в нашей стране.

Как и у многих великих людей, судьба у С.П. Королева не была легкой. Несмотря на высочайшие заслуги перед Родиной, в 1938 году он стал жертвой необоснованных репрессий. Его осудили на 10 лет тюремного заключения, но в 1944 году ученый был досрочно освобожден решением Президиума Верховного Совета СССР.

В 1946 году Сергей Павлович был назначен Главным конструктором баллистической ракеты дальнего действия в НИИ-88, но мечтал гениальный инженер о другом. Главной целью Королева было покорение космического пространства, и уже в 1949 году он начал путь к ее реализации, используя модификации баллистической ракеты Р-1А для изучения параметров ближнего космоса и магнитного поля Земли.

В 1956 году ОКБ-1 под руководством С.П. Королева становится самостоятельной организацией. Стоит отметить, что сегодня она продолжает функционировать и известна под названием РКК «Энергия».

Уже в 1957 году, благодаря Королеву и его команде конструкторов, весь мир начинает говорить о Советском Союзе, как о великой космической державе. Именно в этом году наша страна успешно вывела на орбиту первый в истории человечества искусственный спутник. Но этим достижения гениального ученого не ограничиваются.

Позднее, под его руководством были сконструированы и запущены первые автоматические межпланетные станции «Луна-1», «Луна-2» и «Луна-3». Последняя, что немаловажно, передала снимки обратной стороны нашего естественного спутника.

Однако одну из самых значимых «космических» побед нашей Родине Королев принес в 1961 году. Именно на созданном им пилотируемом корабле «Восток» состоялся исторический орбитальный полет Юрия Гагарина.

Наконец, не стоит забывать, что современный корабль «Союз МС», на котором по сей день осуществляются пилотируемые миссии на МКС, является модификацией «Союза», созданного Королевым в 60-х годах прошлого столетия.

Сергей Павлович Королев скончался 14 января 1966 года. Однако его наследие в нашей стране живет и будет жить еще многие десятилетия. Разработки гениального конструктора сегодня легли в основу и новейших российских космических аппаратов, а его достижения вдохновляют и мотивируют тысячи молодых специалистов по всему миру.

К слову о специалистах. В прошлом году, на 114-летие со дня рождения С.П. Королева, американский инженер и глава SpaceX Илон Маск опубликовал твит на русском языке.

- написал создатель ракеты Falcon 9 и пилотируемого корабля Crew Dragon о Сергее Павловиче.

Имя Королёва носят населённые пункты, улицы, учебные заведения. И это имя - настоящая слава отечественной космонавтики, имя, которое ассоциируется с преодолением преград при достижении высокой цели.

Читайте также: