Кто был главным конструктором первого космического корабля восток 1

Обновлено: 04.05.2024

В этом году Россия , а вместе с ней и весь остальной мир, отмечает 60 годовщину первого полета человека в космос – 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин первым в мире отправился на земную орбиту, позволив человечеству покорить казавшееся ранее недоступным космическое пространство. «ПолитРоссия» запускает специальный проект в честь юбилея этого замечательного события и открывает его материалом об истории создания первого в мире пилотируемого космического корабля «Восток».

Подготовка к космическому прыжку

Работа над созданием корабля-спутника для выполнения полета человека в космос официально была начата 22 мая 1959 года – в этот день вышло соответствующее постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР. Однако в действительности к проектированию приступили еще в 1957 году специалисты опытно-конструкторского бюро ОКБ-1. Ныне это Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени Сергея Павловича Королева, и привязка к имени выдающегося советского конструктора неслучайна. Именно Королев был начальником отдела № 3 Специального конструкторского бюро СКБ-88, на базе которого и было создано ОКБ-1. Королев же оказался и главным ответственным за создание корабля «Восток-1».

Для проведения всех работ по созданию первых искусственных спутников Земли на базе ОКБ создали специальный отдел № 9, который возглавил советский инженер Михаил Тихонравов . Одним из основных разработчиков корабля был назначен начальник сектора проектного отдела Константин Феоктистов , систему управления корабля разработали под руководством заместителя главного конструктора Бориса Чертока , система ориентации создана конструкторами Борисом Раушенбахом и Виктором Легостаевым .

Безусловно, работа не велась с нуля. К маю 1959 года Советский Союз имел в своем активе сразу несколько важнейших космических достижений. Так, в 1954 году была начата разработка двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которая 21 августа 1957 года первой в мире доставила боеголовку на межконтинентальную дальность. Она была разработана во все том же ОКБ-1. Параллельно с этим, в 1956 году, начались работы по созданию «Объекта Д» – спутника массой 1000-1400 килограммов, оснащенного аппаратурой для научных исследований. Предполагалось, что он станет первым объектом, запущенным в космос. Впоследствии от этой затеи пришлось отказаться и заменить «Объект Д» на простейший спутник, получивший название «Спутник-1» или ПС-1.

Именно ПС-1 4 октября 1957 года был запущен в космос на ракете-носителе «Спутник», созданной на базе Р-7. А уже через месяц, 3 ноября 1957 года, Советский Союз первым в мире осуществил запуск спутника с живым существом на борту – на советском корабле «Спутник-2» земную орбиту отправилась покорять собака-космонавт Лайка. В дальнейшем СССР добился еще нескольких важных космических достижений. Так, 14 сентября 1959 года межпланетная станция «Луна-2» первой в мире совершила посадку на внеземное тело, а станция «Луна-3» 7 октября 1959 года впервые смогла сделать фотографии обратной стороны Луны. Таким образом, к осуществлению первого пилотируемого полета в космос СССР подошел в абсолютной готовности совершить еще один внеземной прорыв.

Проект «Восток»

«На момент запуска, скажем так, лишней информации о корабле не разглашалось. Сообщалось, что это просто корабль-спутник, аналогичный тем, что Советский Союз запускал с 1957 года. Но в действительности это был тот самый первый шаг, необходимый для запуска Гагарина в космос. Конечно, корабль 1КП являлся упрощенной версией "Востока-1" – это был его прототип, у которого отсутствовали теплозащита и системы жизнеобеспечения и посадки. Но этот пуск позволил понять, что мы движемся в нужном направлении. Это обычная практика при решении столь серьезных задач», – объясняет эксперт.

Помимо этого, было предусмотрено создание упрощенного корабля «Восток-1» (1К) для отработки систем и штатного «Восток-3» (3К), а также фоторазведывательного спутника «Восток-2» (2К), позже переименованного в «Зенит-2». По словам Александра Железнякова , такое обилие модификаций позволило конструкторам определиться с окончательной комплектацией будущего корабля, который постепенно обрастал всеми необходимыми системами.

Стоит также отметить, что такая оперативная работа была обусловлена необходимостью постоянно оглядываться на США . Параллельно с разработкой в СССР «Востока-1» в США велись работы по созданию пилотируемого корабля Mercury. Главное отличие от советской программы заключалась в так называемой двухступенчатости. Изначально Штаты собирались совершить суборбитальный полет – то есть полет по баллистической траектории со скоростью, меньшей первой космической. Для этой цели должна была использоваться баллистическая ракета Redstone. Затем же Америка хотела выйти и на саму орбиту Земли, и в этом кораблю Mercury должна была помочь первая произведенная в США межконтинентальная баллистическая ракета Atlas. Сергей Королев , в свою очередь, отказался от идеи суборбитального полета и, возможно, именно за счет этого выиграл для СССР столь необходимое в космической гонке время – первый пилотируемый суборбитальный полет на корабле Mercury-Redstone 3 американские астронавты произвели лишь 5 мая 1961 года, спустя три недели после полета Юрия Гагарина .

Ракета, ставшая легендой

Помимо разработки самого корабля, советские конструкторы занимались созданием и ракеты-носителя, также получившей название «Восток». Старт ее проекту был дан 20 марта 1958 года, именно тогда было принято решение создать ракету космического назначения на базе все той же двухступенчатой МБР Р-7. Впрочем, несмотря на это, задача перед конструкторами все равно стояла серьезная: по замыслу Сергея Королева , «Востоку» необходимо было добавить блок третьей ступени, непосредственно на которую и устанавливался сам космический корабль.

«Это была действительно боевая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которая имела очень большую мощность, так что сомнений в том, что она сможет доставить корабль на орбиту, не было. Впрочем, также было очевидно, что для этой задачи ее придется дорабатывать – как минимум нужно было увеличивать полезную нагрузку. Для этого и нужен был третий блок – блок Е. И как раз это добавление и позволило выводить на орбиту космические корабли», – объясняет Александр Железняков .

Ракете-носителю было дано обозначение 8К72К. Ее длина составляла 38,2 метра, диаметр – 10,3 метра. Вес «Востока» насчитывал около 287 тонн. Выводить же в космос ракета могла до 4725 килограммов полезного груза. В качестве топлива двигатели всех ступеней использовали керосин и жидкий кислород.

Благодаря характерной компоновке ракеты Р-7, обладающей центральным блоком и 4 подвесными сбрасываемыми блоками, ракета-носитель«Восток» оказалась исключительно устойчивой на стартовом столе пусковой площадки. Первая и вторая ступени состояли из пят блоков: центрального (длиной 28,75 метра, наибольший диаметр 2,95 метра) и четырех боковых (19,8 и 2,68 метра соответственно). Боковые блоки имели коническую форму и могли отделяться от центрального в полете перед окончанием работы двигателей. Что же касается третьей ступени, то она была установлена на центральном блоке и соединена с ним стержнем. Центральный блок ракеты обладал жидкостным ракетным двигателем (ЖДР), развивающим тягу в 941 килоньютон. ЖРД каждого бокового блока имел тягу в один меганьютон, двигатель третьей ступени – 54,5 килоньютона. При этом основные и рулевые камеры каждого ЖРД имели общий турбонасосный агрегат.

Впервые ракета-носитель «Восток» стартовала 23 сентября 1958 года, однако этот полет, как и следующие два старта, закончился аварией. Зато четвертый пуск увенчался успехом – 2 января 1959 года ракет вывела в космос автоматическую межпланетную станцию «Луна-1», которая хоть и не добралась до самой Луны, но смогла развить вторую космическую скорость, а также стать искусственным спутником Солнца. Также благодаря «Востоку» благополучно были выведены в космос и станции «Луна-2» и «Луна-3».

«На тот момент уже было понятно, что дело сделано – ракета, которая сможет вывести корабль на орбиту, у нас есть. Так оно в дальнейшем и произошло. Более того, Советский Союз в принципе получил надежную ракету-носитель на несколько лет вперед, которая также послужила отправной точкой для разработки следующих серий – "Восток-2", "Восток-2М" и так далее. Они прослужили нам более 30 лет. Более того, те "Союзы", которые летают сегодня, – это тоже модификация "семерки". Так что Р-7 – это действительно настоящая легенда», – рассказывает Александр Железняков .

Впоследствии ракета-носитель трижды отправляла в космос собак на кораблях-спутниках, в том числе и знаменитых Белку и Стрелку, а также осуществила два успешных запуска с кораблями, предназначенными для пилотируемых полетов – 9 и 25 марта 1961 года собаки Чернушка и Звездочка поочередно совершили взлет, один виток вокруг Земли и посадку. То есть проделали путь, который через два месяца на корабле «Восток-1» повторит Юрий Гагарин .

Характеристики корабля

Корабль «Восток», без сомнений являвшийся для своего времени передовым словом в инженерно-конструкторской мысли, все-таки существенно отличается от современных аппаратов. Главное отличие – он представлял собой корабль-спутник, то есть не мог выполнять орбитальные маневры. Длина корабля составляла 4,3 метра, максимальный диаметр – 2,43 метра, стартовая масса – все те же 4725 килограммов, на которые и была рассчитана ракета-носитель.

Корабль вмещал всего одного члена экипажа и мог совершить полет продолжительностью до 10 суток. Состоял «Восток» из двух отсеков: спускаемого аппарата сферической формы, предназначенного для размещения космонавта, и конического приборно-агрегатного отсека, в котором находились аппаратура и оборудование основных систем корабля, а также тормозная двигательная установка. За пилотирование отвечали системы автоматического и ручного управления, автоматической ориентации на Солнце и ручной – на Землю; за контроль состояния человека и систем корабля – специальная радиотелеметрическая аппаратура.

Внутри кабины корабля также были установлены две телевизионные камеры для наблюдения за космонавтом. Связь с Землей осуществлялась через двустороннюю радиотелефонную связь посредством аппаратуры, работающей в ультракоротковолновом и коротковолновом диапазонах. Помимо этого, важная роль была отведена и системам жизнеобеспечения и терморегулирования.

Герметичный спускаемый аппарат имел три иллюминатора: один технологический и два с отделяемыми при помощи пиротехнических устройств крышками для катапультирования кресла с космонавтом и выбрасывания парашюта. В целях безопасности космонавт во время всего полета находился в скафандре. На случай разгерметизации кабины в скафандре был запас кислорода на четыре часа, он обеспечивал защиту космонавта при катапультировании кресла на высоте до 10 километров. При выведении на орбиту корабль закрывался сбрасываемым головным обтекателем, имевшим люк для аварийного катапультирования космонавта. После полета спускаемый аппарат возвращался на Землю по баллистической траектории. На семикилометровой высоте осуществлялось катапультирование, затем космонавт в скафандре отделялся от кресла и самостоятельно спускался на парашюте. Кроме того, предусматривалась возможность приземления спускаемого аппарата без катапультирования, с космонавтом на борту.

К сожалению, в условиях космической гонки конструкторы не успели создать вовремя некоторые компоненты. Так, пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции была убрана дублирующая тормозная установка. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180-200-километровую орбиту он в любом случае в течение 10 суток сошел бы с нее вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на Землю. И, отмечает Александр Железняков , в этой ситуации конструкторы были вынуждены пойти на серьезный риск.

«Это было рискованно. Как признавали впоследствии сами конструкторы, такие меры повысили риски на 50 %. Хотя последующий анализ всех технических средств, которые применялись, давал более высокий уровень вероятности успешного полета – примерно 70 %. Но риск все равно был. С другой стороны, корабль был отработан достаточно хорошо с учетом того времени, которое отводилось на его создание», – объясняет историк.

По его словам, в плане тестирования всех элементов было сделано все возможное. Да, над разработчиками довлела необходимость завоевания приоритета в гонке с США , и это отразилось на итоговом результате. Но это был абсолютно летающий корабль, эффективность которого была определена несколькими пробными запусками. В общей сложности было совершено пять пусков кораблей «Восток-1». Самый известный из них был запущен под названием «Спутник-5» – на нем 19 августа 1960 года в сопровождении мышей и крыс отправились в космос и благополучно вернулись обратно знаменитые собаки-космонавты Белка и Стрелка. До первого пилотируемого полета в исполнении человека оставался буквально один шаг.

Советский космический корабль

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 12 апреля 2016 г. исполняется 55 лет со дня первого полета человека в космос. Этот исторический полет совершил гражданин СССР Юрий Гагарин. Стартовав с космодрома Байконур на корабле-спутнике "Восток", космонавт провел в космосе 108 минут и благополучно вернулся на Землю.

"Восток" - первый в мире пилотируемый космический корабль. Создан в СССР для полетов на околоземной орбите.

История проекта

22 мая 1959 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, которым предусматривалось разработать и осуществить запуск корабля-спутника для выполнения полета человека в космос. Головной организацией по проекту назначено ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королева) во главе с главным конструктором Сергеем Королевым.

Одним из основных разработчиков корабля был начальник сектора проектного отдела Константин Феоктистов (впоследствии космонавт), система управления корабля была разработана под руководством заместителя главного конструктора Бориса Чертока, система ориентации создана конструкторами Борисом Раушенбахом и Виктором Легостаевым.

Было создано две версии корабля, получившие обозначение: 1К (экспериментальный беспилотный вариант) и 3КА (предназначенный для пилотируемых полетов). Кроме того, на базе экспериментального варианта был разработан автоматический спутник-разведчик - 2К .

Всего в программе по подготовке полета человека в космос, получившей название "Восток", было задействовано более 100 организаций.

Характеристики

"Восток" представлял собой корабль-спутник, то есть, в отличие от современных космических кораблей, он не мог выполнять орбитальные маневры.

Длина корабля - 4,3 м, максимальный диаметр - 2,43 м, стартовая масса - 4 т 725 кг. Рассчитан на одного члена экипажа и продолжительность полета до 10 суток.

Состоял из двух отсеков - спускаемого аппарата сферической формы (объем - 5,2 куб. м) для размещения космонавта и конического приборно-агрегатного отсека (3 куб. м) с аппаратурой и оборудованием основных систем корабля, а также тормозной двигательной установкой.

Был оснащен системами автоматического и ручного управления, автоматической ориентации на Солнце и ручной - на Землю, жизнеобеспечения, терморегулирования. Снабжен радиотелеметрической аппаратурой для контроля состояния человека и систем корабля. В кабине корабля были установлены две телевизионные камеры для наблюдения за космонавтом. Двусторонняя радиотелефонная связь с Землей осуществлялась посредством аппаратуры, работающей в ультракоротковолновом и коротковолновом диапазонах. Некоторые основные системы были дублированы для надежности.

Герметичный спускаемый аппарат (СА) имел три иллюминатора: один технологический и два с отделяемыми при помощи пиротехнических устройств крышками для катапультирования кресла с космонавтом и выбрасывания парашюта СА.

В целях безопасности космонавт во время всего полета находился в скафандре. На случай разгерметизации кабины в скафандре был запас кислорода на четыре часа, он обеспечивал защиту космонавта при катапультировании кресла на высоте до 10 км. Скафандр СК-1 и кресло были созданы опытным заводом номер 918 (ныне Научно-производственное предприятие "Звезда" им. академика Г.И. Северина, пос. Томилино Московской обл.).

При выведении на орбиту корабль закрывался сбрасываемым головным обтекателем, имевшим люк для аварийного катапультирования космонавта. После полета спускаемый аппарат возвращался на Землю по баллистической траектории. На семикилометровой высоте осуществлялось катапультирование, затем космонавт в скафандре отделялся от кресла и самостоятельно спускался на парашюте. Кроме того, предусматривалась возможность приземления СА с космонавтом на борту (без катапультирования).

Запуски

Запуски кораблей "Восток" осуществлялись с космодрома Байконур с помощью одноименной ракеты-носителя.

На первом этапе проводились беспилотные запуски, в том числе с животными на борту. Экспериментальным кораблям присваивалось название "Спутник". Первый запуск состоялся 15 мая. 19 августа на корабле-спутнике совершили успешный полет собаки Белка и Стрелка.

Первый корабль, предназначенный для пилотируемых полетов (3КА), стартовал 9 марта 1961 г., в его спускаемом аппарате в контейнере находилась собака Чернушка, а в катапультируемом кресле - манекен человека. Программа полета была выполнена: СА с собакой успешно приземлился, а манекен был штатно катапультирован. Следом за ним, 25 марта, был проведен второй аналогичный запуск с собакой Звездочкой на борту. Животные полностью проделали путь, который предстоял первому космонавту Юрию Гагарину: взлет, один виток вокруг Земли и посадка.

12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин на корабле-спутнике "Восток" совершил полет продолжительностью 108 минут (1 час 48 минут) и благополучно вернулся на Землю.

После него на кораблях "Восток" летали: Герман Титов (1961), Андриян Николаев и Павел Попович (1962; первый групповой полет двух космических кораблей - "Восток-3" и "Восток-4"), Валерий Быковский (1963; самый длительный полет на кораблях этого типа - почти 5 суток) и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963).

Всего было запущено 13 кораблей "Восток": 6 пилотируемых и 7 беспилотных (в том числе 5 экспериментальных запусков - два удачных, один аварийный, два нештатных).

Ракета-носитель "Восток"

Ракета-носитель использовалась для запусков первых автоматических лунных станций, пилотируемых кораблей-спутников ("Восток"), различных искусственных спутников.

Старт проекту был дан постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 марта 1958 г., которым предусматривалось создание ракеты космического назначения на базе двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 ("семерка", индекс 8К71) с добавлением блока 3-й ступени.

Работы по ракете вел разработчик "семерки", ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королева) под руководством главного конструктора Сергея Королева.

Эскизный проект третьей ступени МБР Р-7, получившей обозначение "блок Е", был выпущен в том же 1958 г. Ракете-носителю было дано обозначение 8К72К. Ракета-носитель имела три ступени. Ее длина составляла 38,2 м, диаметр - 10,3 м, стартовая масса - около 287 т.

Двигатели всех ступеней использовали в качестве топлива керосин и жидкий кислород. Систему управления блока Е разработал НИИ-885 (ныне Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. академика Н.А. Пилюгина, Москва) под руководством Николая Пилюгина.

Могла выводить в космос полезный груз массой до 4,5 т.

Запуски ракеты-носителя осуществлялись с космодрома Байконур. Первые испытательные запуски проводились в рамках лунной программы.

Впервые ракета стартовала 23 сентября 1958 г. с лунной станцией Е1, однако запуск закончился аварией на 87-й секунде полета (причина - возникновение возрастающих продольных колебаний). Следующие два старта были также аварийными. Успехом увенчался четвертый запуск 2 января 1959 г. с автоматической межпланетной станцией (АМС) "Луна-1". В том же году ракетой благополучно были выведены в космос АМС "Луна-2" и "Луна-3".

15 мая 1960 г. с помощью ракеты был запущен прототип пилотируемого корабля "Восток" - экспериментальное изделие 1К (открытое наименование - "Спутник"). Следующие запуски в 1960 г. проводились с кораблями 1К, на борту которых в специальных контейнерах находились собаки. 19 августа был запущен корабль-спутник с собаками Белкой и Стрелкой.

9 и 25 марта 1961 г. состоялось два успешных запуска с кораблями, предназначенными для пилотируемых полетов (3КА), также с собаками на борту. Животные Чернушка и Звездочка полностью проделали путь, который предстоял первому космонавту: взлет, один виток вокруг Земли и посадка.

12 апреля 1961 г. ракета-носитель вывела в космос корабль-спутник "Восток" с Юрием Гагариным.

Первая публичная демонстрация макета ракеты состоялась в 1967 г. на авиасалоне в Ле-Бурже во Франции. Тогда же впервые ракета была названа "Востоком", до этого в советской прессе ее именовали просто "сверхмощной ракетой- носителем" и т. п.

Всего было проведено 26 запусков ракеты "Восток" - 17 успешных, 8 аварийных и один нештатный (при запуске 22 декабря 1960 г. из-за сбоя в работе ракеты корабль-спутник с собаками совершил полет по суборбитальной траектории, животные выжили). Последний состоялся 10 июля 1964 г. с двумя научными спутниками "Электрон".

На базе ракеты "Восток" в дальнейшем были созданы другие модификации "Восток-2", "Восток-2А", "Восток-2М", которые выпускались на куйбышевском заводе "Прогресс" (ныне Ракетно-космический центр "Прогресс", Самара).

Запуски проводились как с Байконура, так и с космодрома Плесецк. С помощью ракет выводились в космос спутники серии "Космос", "Зенит", "Метеор" и др. Эксплуатация этих космических носителей завершилась в августе 1991 г. запуском ракеты "Восток-2М" с индийским спутником дистанционного зондирования Земли IRS-1B ("Ай-ар-эс-1-би").

Итоги программы

Пилотируемые полеты на кораблях "Восток" дали возможность изучить влияние условий орбитального полета на состояние и работоспособность человека, на кораблях этой серии были отработаны основные конструкции и системы, принципы строительства космических кораблей.

Им на смену пришли корабли следующего поколения - "Восход" (два пилотируемых запуска в 1964 и 1966 гг.). В 1967 г. начали эксплуатироваться пилотируемые корабли типа "Союз".

Первый в космосе. Биография Юрия Гагарина

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 апреля 2021 года исполняется 60 лет первому полету человека в космос. Его совершил советский космонавт Юрий Гагарин на корабле-спутнике "Восток". ТАСС подготовил его биографию.

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области (ныне Гагаринский район Смоленской области) в крестьянской семье. Отец, Алексей Иванович (1902-1973), был плотником. Мать, Анна Тимофеевна (1903-1984), работала дояркой. Юрий Гагарин был четвертым ребенком; братья - Валентин, Борис, сестра Зоя. Во время Великой Отечественной войны семья Гагариных находилась на оккупированной территории, а после ее окончания переехала в городе Гжатск (ныне Гагарин).

Образование

В 1949 году Юрий Гагарин поступил в ремесленное училище №10 в подмосковных Люберцах (ныне Люберецкий техникум им. Героя Советского Союза, летчика-космонавта Ю. А. Гагарина). Одновременно учился в Люберецкой вечерней школе рабочей молодежи. В июне 1951 года с отличием окончил училище, получив специальность формовщика-литейщика, и 7-й класс вечерней школы.

В августе 1951 года по направлению Московского областного управления трудовых резервов он был зачислен в Саратовский индустриальный техникум (ныне Профессионально-педагогический колледж Саратовского государственного технического университета им. Ю. А. Гагарина). Окончил его в 1955 году с отличием по специальности "литейное производство".

В 1954-1955 годах одновременно с учебой занимался в Саратовском областном аэроклубе, летал на Як-18. 14 марта 1955 года совершил свой первый прыжок с парашютом с высоты 800 м.

В 1957 году с отличием окончил 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К. Е. Ворошилова (в 1958 году училище было переименовано в Оренбургское в связи с возвращением городу прежнего названия), получив квалификацию летчика-истребителя. Во время учебы летал на самолетах Як-18, МиГ-15бис.

С сентября 1961 года по март 1968 года был слушателем инженерного факультета Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского в подмосковном г. Монино. Окончил академию с отличием по специальности "пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним" (квалификация - летчик-космонавт-инженер).

Служба в ВВС

С декабря 1957 года служил летчиком в 769-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиадивизии Военно-воздушных сил (ВВС) Северного флота в пос. Луостари-Новое Мурманской обл. Выполнял полеты в сложных метеорологических условиях и в ночное время на самолете МиГ-15.

Военный летчик III класса. К концу 1959 года налетал на авиационной технике 257 часов, выполнил 41 прыжок с парашютом.

В отряде космонавтов

В 1959 года Юрий Гагарин, узнав о наборе кандидатов для испытания новой летной техники (будущих космических кораблей), написал рапорт с просьбой зачислить его в группу испытателей. Осенью того же года он был вызван в Москву для прохождения всестороннего обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале.

7 марта 1960 года приказом главнокомандующего ВВС СССР Константина Вершинина Юрий Гагарин был зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК, ныне Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина). 11 октября того же года в составе группы из шести летчиков (помимо Гагарина в нее входили Валерий Быковский, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Герман Титов) приступил к подготовке к первому пилотируемому полету на космическом корабле "Восток".

25 января 1961 года был назначен на должность космонавта ЦПК с присвоением квалификации "космонавт ВВС".

8 апреля 1961 года госкомиссия утвердила старшего лейтенанта ВВС Юрия Гагарина пилотом корабля "Восток". Его дублером стал Герман Титов.

Полет в космос

Корабль "Восток" совершил один виток вокруг Земли, в тот же день Юрий Гагарин вернулся на Землю. Он катапультировался из спускаемого аппарата корабля и приземлился с помощью парашюта на колхозном поле недалеко от деревни Смеловка Саратовской области.

До 1971 года факт приземления Гагарина на парашюте держался в секрете. Это было связано с процедурой регистрации рекорда, установленной Международной авиационной федерацией (Federation Aeronautique Internationale, FAI). На тот момент правила требовали, чтобы пилот, претендовавший на мировой рекорд, приземлился внутри летательного аппарата. В 1971 году FAI пересмотрела свои требования, решив, что методика посадки в космонавтике может отличаться от авиационной.

После полета

В конце апреля 1961 года Юрий Гагарин отправился за рубеж с "миссией мира". В общей сложности за три года первый космонавт планеты посетил около 30 стран, в том числе Чехословакию, Болгарию, Финляндию, Великобританию, Польшу, Кубу, Бразилию, Канаду, Венгрию, Индию, Египет, Австрию, Японию, Францию, Мексику, ГДР, Швецию, Норвегию и другие.

С мая 1961 года он работал в ЦПК командиром отряда космонавтов и старшим инструктором-космонавтом.

В июне 1962 года ему досрочно было присвоено звание подполковника, а в ноябре 1963 года - полковника.

С декабря 1963 года Гагарин был заместителем начальника ЦПК и одновременно начальником отдела по летно-космической подготовке. В марте 1964 года, сохраняя прежние должности, был вновь назначен старшим инструктором-космонавтом.

С марта 1966 года был заместителем начальника ЦПК по летно-космической подготовке, старшим инструктором-космонавтом.

В сентябре 1965 года - апреле 1967 года Юрий Гагарин проходил подготовку к полету на первом пилотируемом корабле "Союз" в составе второго экипажа, был дублером Владимира Комарова. После гибели Комарова 24 апреля 1967 года при возвращении на "Союзе-1" кандидатура Гагарина больше не рассматривалась для дальнейших полетов в космос.

В 1968 года добился разрешения о возобновлении летной практики в ВВС.

Первый космонавт избирался депутатом Верховного совета СССР VI и VII созывов (1962, 1966), был президентом Общества советско-кубинской дружбы.

Гибель

Юрий Гагарин погиб 27 марта 1968 года при выполнении полета на учебно-тренировочном истребителе МиГ-15УТИ. Вместе с ним разбился летчик-инструктор Герой Советского Союза Владимир Серегин. Самолет упал вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области. Точная причина авиакатастрофы не установлена. В 1975 году на месте гибели летчиков был открыт мемориал.

Урны с прахом Гагарина и Серегина были захоронены 30 марта 1968 года у Кремлевской стены на Красной площади в Москве с воинскими почестями под залпы артиллерийского салюта.

15 апреля 1968 года Юрий Гагарин был исключен из списков офицерского состава ВС СССР как погибший при исполнении служебных обязанностей.

Звания, награды

За осуществление полета в космос 14 апреля 1961 года Юрий Гагарин был удостоен звания Героя Советского Союза (1961) и награжден орденом Ленина (1961). В тот же день вышел указ Президиума Верховного совета СССР об учреждении почетного звания "Летчик-космонавт СССР" и присуждении его Гагарину.

Кроме того, первый космонавт планеты был отмечен многими иностранными почетными званиями и наградами. В их числе - Герой Социалистического Труда Болгарии (1961), Герой Социалистического Труда Чехословакии (1961), Герой Труда Вьетнама (1962), а также ордена Крест Грюнвальда I степени (1961, Польша), "Плайя Хирон" (1961, Куба), Государственного знамени Венгрии (1961), Георгия Димитрова (1961, Болгария), Карла Маркса (1963, ГДР) и др.

Помимо этого он был награжден золотой медалью им. К. Э. Циолковского Академии наук СССР, медалью де Лаво FAI и другими.

Имел звание "Почетный радист СССР" (1962). Был заслуженным мастером спорта по бегу (1961), почетным членом Международной академии астронавтики (1966).

Юрий Гагарин - почетный гражданин многих российских городов, в т.ч. Калуги (1961), Смоленска (1966), Севастополя (1967), Саратова (1967), Люберец (1987), а также ряда зарубежных, среди них Байконур (1977, Казахстан) и другие.

Книги

Юрий Гагарин написал книги "Дорога в космос" (1962), "Вижу Землю. " (1968), "Психология и космос" (в соавторстве с медиком, специалистом по космической медицине Владимиром Лебедевым; вышла в 1971 году, уже после гибели первого космонавта).

Личные сведения

Был женат на Валентине Ивановне Гагариной (1935-2020, в девичестве Горячева), выпускнице Оренбургского медучилища. В браке родились две дочери.

Елена (родилась в 1959 году) окончила исторический факультет Московского государственного университета (МГУ) им. М. В. Ломоносова, является почетным профессором МГУ (2017), с 2001 года работает генеральным директором Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль".

Галина (родилась в 1961 году) - выпускница Московского института народного хозяйства (ныне Российского экономического университета, РЭУ) им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук, заведует кафедрой национальной и региональной экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова.

В память о космонавте

День первого полета человека в космос, 12 апреля, ежегодно с 1962 года отмечается в России (ранее в СССР) как День космонавтики, с 1969 года - как Всемирный день авиации и космонавтики. Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН A/RES/65/271 от 7 апреля 2011 года этот день был провозглашен Международным днем полета человека в космос.

В 1968 году FAI учредила золотую медаль им. Ю. А. Гагарина.

В 1968 году в честь первого космонавта Гжатск и Гжатский район Смоленской обл. были переименованы в Гагарин и Гагаринский район. Его имя носят Центр подготовки космонавтов, Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, Саратовский государственный технический университет, Люберецкий техникум, Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (Хабаровский край, филиал ПАО "Компания "Сухой"), станция Новосибирского метрополитена, Международный аэропорт "Гагарин" Саратова, кратер на обратной стороне Луны, один из астероидов Солнечной системы (1772 Gagarin), а также парки, улицы и площади во многих городах.

За площадкой №1 на Байконуре, с которой стартовал корабль-спутник "Восток" с первым космонавтом, закреплено название "Гагаринский старт". В состав космического флота СССР входило научно-исследовательское судно "Космонавт Юрий Гагарин". В его честь назван главный трофей Континентальной хоккейной лиги - Кубок Гагарина.

В городе Гагарин действует мемориальный музей космонавта. В Саратовской области на месте приземления космонавта открыты памятник (1981) и мемориальный комплекс (2011).

В Москве установлены бюст (на Алее космонавтов) и памятник (на площади Гагарина) космонавту. В городе Байконур открыт памятник, на космодроме - бюст. Памятники также установлены в российских городах Гагарин, Звездный городок (Московская область), Циолковский (Амурская область, административный центр космодрома Восточный) и др. Кроме того, памятники и бюсты Гагарину открыты в Великобритании, Германии, Индии, Испании, Италии, Китае, США, Франции, США и других странах мира. В 2018 году бронзовый бюст космонавта был установлен на российской научной станции Прогресс в Антарктиде.

В 2011 году, в 50-летнюю годовщину полета первого космонавта, были учреждены премии правительства РФ им. Ю. А. Гагарина в области космической деятельности, которые присуждаются по шести направлениям. Имя Гагарина было присвоено пилотируемому кораблю "Союз ТМА-21", стартовавшему в апреле 2011 года с Байконура с очередным экипажем на Международную космическую станцию (МКС). А в 2021 году по случаю 60-летия полета имя "Ю. А. Гагарин" получил корабль "Союз МС-18", который стартовал 9 апреля с членами 65-й длительной экспедиции на МКС.

Конструктор Сергей Павлович Королев

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире в семье учителя гимназии. В 1909 году семья перебралась в Киев; вскоре после этого родители разошлись. В 1916 году мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем переехала в Одессу.

Сергей Королев сидит в кабине планера Коктебель

В 1927-1930 годах Сергей Королев участвовал в планерных соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе планер СК-3, специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа.

Модель самолета СК-4 конструкции Сергея Королева

В эти годы Королев пришел к мысли поставить на планер ракетный двигатель. Работая в Центральном КБ завода им. В.Р.Менжинского, создал ряд конструкций планеров ("Коктебель", "Красная звезда" и др.).
На фото: модель самолета СК-4 конструкции Королева.

Сережа Королев - будущий конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики

В 1917 году Сергей Королев поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и он стал заниматься дома по гимназической программе. В 1922-1924 годах будущий конструктор учился в стройпрофтехшколе.

© AFP 2022 / Files Pravda 4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете "Комсомольская правда" о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

Статья в газете Комсомольская правда о запуске первого искусственного спутника Земли. 1957 год

4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете "Комсомольская правда" о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

Конструктор Сергей Королев

В 1924 году Королев поступил на механический факультет Киевского политехнического института, но, поскольку там не было открыто аэромеханическое отделение, перешел в Московское высшее техническое училище им. Баумана на аэромеханический факультет.

Вымпелы, доставленные советской космической ракетой на Луну в 1959 году

С 1959 года Сергей Королев руководил программой исследования Луны.
На фото: вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью "Союз Советских Социалистических республик. Сентябрь 1959 года", доставленные советской космической ракетой на Луну.

© Фото : Public domain В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: "Луна-2" – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

Луна-2 - первая в мире станция, достигшая поверхности Луны

В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: "Луна-2" – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

Королев с собакой перед запуском ее в космос

19 августа 1960 года на орбиту были отправлены советские собаки Белка и Стрелка – первые животные, совершившие космический полет.
На фото: Сергей Королев с собакой перед запуском ее в космос.

Академик Сергей Королев принимает экзамен по материальной части корабля Восток у кандидата в космонавты Юрия Гагарина

Академик Сергей Королев, основоположник практической космонавтики, принимает экзамен по материальной части корабля "Восток" у кандидата в космонавты Юрия Гагарина.

Юрий Гагарин в кабине космического корабля Восток-1 перед стартом 12 апреля 1961 года

12 апреля 1961 года был осуществлен первый полет человека в космос.
На фото: Юрий Гагарин, летчик-космонавт СССР, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство, перед стартом в кабине космического корабля "Восток-I".

Старт космического корабля Восток-1

Старт ракеты-носителя "Восток" с кораблём "Восток-1", на борту которого летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин, первый человек в истории, совершивший полет в космическое пространство 12 апреля 1961 года.

Академик Сергей Королев во время запуска Востока с Юрием Гагариным

Сергей Королев, Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, Юрий Гагарин и Григорий Постников рассматривают портреты первого космонавта мира

Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Королев, член первого отряда космонавтов Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, первый летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и скульптор Григорий Постников (справа налево).

© Фото : Роскосмос/Герман Титов Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова, 1961 год.

Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова. 1961 год

Космонавт Герман Степанович Титов готовится к старту космического корабля Восток-2

Летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля Восток-6

16 июня 1963 года начался космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.
На фото: летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля "Восток-6".

Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев

Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и Главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев.

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами - Валентиной Гагариной и Ниной Королевой во время отдыха в мае 1961 года.

Советский космонавт Алексей Леонов во время выхода в открытый космос

18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР Алексей Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос с борта корабля "Восход-2", пилотируемого Павлом Беляевым.

Подготовка к полету космического корабля Восход-2

Врачи извлекают подопытных собак Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления

Врачи извлекают собак-космонавтов Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления.

Планер Красная звезда конструкции Сергея Королева

Макет ракеты ГИРД-09

В начале 1930-х годов Сергей Королев стал одним из инициаторов создания Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая разработала и запустила 17 августа 1933 года ракету ГИРД-09 на гибридном топливе.
На фото: макет ракеты ГИРД-09.

Автоматическая межпланетная станция Марс-1

Под руководством Сергея Королева был создан первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты.
На фото: автоматическая межпланетная станция "Марс-1".

Советский спутник связи Молния-1. Кадр из кинофильма Космический мост

Под его руководством также были созданы первые КА серий "Луна", "Венера", "Марс", "Зонд", ИСЗ серий "Электрон", "Молния-1" и некоторые ИСЗ серии "Космос".
На фото: cоветский спутник связи "Молния-1".

Сергей Люшин, Сергей Королев и Константин Арцеулов возле планера Коктебель

Советский ученый Сергей Королев (слева), советский авиаконструктор Сергей Люшин (в центре) и советский летчик Константин Арцеулов возле планера "Коктебель".

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Правила использования материалов
Политика конфиденциальности

Внутренний вид кабины космонавта корабля-спутника Восток-1

15 мая 2015 года исполняется 55 лет с запуска первого космического корабля "Восток-1П" (1КП) на орбиту спутника Земли (1960).

15 мая 1960 года боевым расчетом 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона (ныне космодром "Байконур") была запущена ракета-носитель "Восток" с космическим кораблем "Восток-1П" (1КП). Это был первый беспилотный вариант корабля-спутника "Восток", созданный с целью летной отработки конструкции и систем корабля для полета человека.

Космический корабль "Восток" — первый в мире пилотируемый космический корабль, разрабатывался с 1958 года в ОКБ-1 под руководством главного конструктора Сергея Королева. "Восток" предназначался для полета одного космонавта по орбите Земли.

Работа по созданию первого в мире спутника для полета человека была официально узаконена секретным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 мая 1959 года № 569-264. В постановлении была поставлена задача по разработке экспериментального варианта корабля-спутника, который должен создать предпосылки для разработки спутника-разведчика и спутника для полета человека.

Еще до официального утверждения проекта в правительстве чертежи на производство корпуса космического корабля уже были направлены на Опытный завод. К концу 1959 года появился первый технологический корабль для наземной комплексной отработки его электронной аппаратуры и оборудования. Зимой 1959-1960 года велись интенсивные испытания спускаемого аппарата для отработки автоматики приземления и катапультирования кресла космонавта с манекеном путем его сброса с самолетов.

Всего в создании корабля участвовало 123 организации, включая 36 заводов.

В апреле 1960 года Королев утвердил эскизный проект "Востока-1", в котором излагались основные материалы по экспериментальному кораблю-спутнику "Восток-1" (1К), на котором должны отрабатываться основные системы и конструкция спутника-разведчика "Восток-2" (объект 2К, позже "Зенит-2" — для маршрутной съемки и радиоразведки средств противовоздушной обороны) и спутника "Восток-3" (заводской индекс 3К) — для полета человека.

К этому времени технологический корабль-спутник (1КП) фактически уже был готов к летно-конструкторским испытаниям. 15 мая 1960 года в 03.00.06 по московскому времени с 1-й пусковой установки 1-й площадки полигона "Заря" (Тюратам, Байконур) был произведен пуск ракеты-носителя 8К72К "Восток", которая вывела на орбиту Земли первый советский космический корабль-спутник массой 4540 килограмм. Главной задачей запуска являлась проверка работы основных систем.

Ракета-носитель 8К72К была создана на базе стандартной межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 путем добавления третьей ступени. Корабль 1КП не был оснащен системой жизнеобеспечения, системой приземления и не покрывался теплозащитой.

На его борту была установлена герметическая кабина с грузом, имитирующим вес человека, и со всем необходимым оборудованием для будущего полета человека и, кроме того, различная аппаратура, вес которой с источниками питания составлял 1477 килограмм. В данном запуске возвращение на Землю герметической кабины весом около 2,5 тонн не предусматривалось.

Предполагалось, что кабина после проверки надежности ее функционирования и отделения от корабля-спутника, как и сам корабль-спутник по команде с Земли начнут спуск и прекратят свое существование при вхождении в плотные слои атмосферы. На корабле-спутнике был установлен радиопередатчик "Сигнал", работающий на частоте 19,995 мегагерц, как в телеграфном, так и в телефонном режимах передачи. Помимо передатчика, на корабле-спутнике были размещены специальные радиоустройства для передачи на Землю данных о работе установленных приборов и для точного измерения элементов орбиты. Питание научной и измерительной аппаратуры спутника осуществлялось с помощью химических источников тока и солнечных батарей.

Корабль-спутник в соответствии с расчетом был выведен на орбиту, близкую к круговой, после чего отделился от последней ступени ракеты-носителя.

19 мая в соответствии с программой для осуществления спуска корабля-спутника с орбиты была передана команда на включение тормозной двигательной установки и отделение герметической кабины. Тормозная двигательная установка сработала, при этом осуществлялась предусмотренная стабилизация корабля во время работы двигательной установки.

Сергей Королев даже нашел в данной ситуации положительный момент, расценив как первый маневр на орбите. Полет посчитали успешным и второй такой аппарат запускать, как было запланировано, не стали.

Корабль 1КП затормозился и сгорел в атмосфере 5 сентября 1962 года, а герметичная кабина — 15 октября 1965 года.

Полученные данные по первому полету корабля-спутника дали большой материал для осуществления будущего управляемого полета человека в космосе и показали правильность основных положений, принятых при создании пилотируемого космического корабля.

Читайте также: