Ларченко полина ивановна конструктор вертолетов

Обновлено: 21.05.2024

Фамилия авиаконструктора Михаила Миля увековечена в серии вертолетов Ми. Вклад Михаила Леонтьевича в науку и практику геликоптеростроения признавал отец серийного американского вертолета одновинтовой схемы, уроженец Киева Игорь Сикорский.

Детство и юность

Будущий авиаконструктор, еврей по национальности, родился 9 (22) ноября 1909 года в Иркутске, в семье, принадлежащей к среднему классу. Мать Мария Ефимовна работала зубным врачом, отец Леонтий Самойлович был железнодорожником.

Попаданию в Сибирь, как и фамилии, Мили были обязаны деду Миши Самуилу, которого, по семейному преданию, из еврейского местечка выкрали литовцы, чтобы продать в кантон — место, где растили будущих солдат. Мальчик, не знавший русского языка, был так напуган, что в ответ на вопрос, как его фамилия, смог пролепетать только «мель». Это означало, что он жил у мельницы. Будущего воина записали Милем. После четвертьвековой службы в армии прапорщику Самуилу Милю было даровано право жить в любом городе Российской империи. Вышедший в отставку военнослужащий осел в Иркутске.

Михаил Миль с женой Паной Григорьевной

Михаил Миль с женой Паной Григорьевной / «Московский журнал»

Кроме Михаила в семье железнодорожника и стоматолога подрастали еще двое детей: старшая дочь Катя и сын Яша, который был младше будущего конструктора вертолетов на 2 года. Несмотря на разруху, сопутствовавшую Гражданской войне, Мили старались дать отпрыскам разностороннее образование.

В детстве Михаил увлекался живописью и игрой на фортепиано, писал стихи и изучал иностранные языки. Родители, видевшие в среднем ребенке гуманитария, очень удивились, когда мальчик в 8 лет сказал, что хочет конструировать самолеты.

Модель летательного аппарата, сконструированная 12-летним Мишей, победила в конкурсе, проходившем в Томске, и юному таланту открылась дорога к инженерному образованию. В неполные 16 лет юноша поступил в Сибирский технологический институт имени Феликса Дзержинского (сейчас это Национальный исследовательский Томский политехнический университет).

Уже на первом курсе Михаил сконструировал и изготовил одноместный планер, на котором совершил непродолжительный полет. Однако с 2-го курса талантливого студента отчислили. Согласно мемуарам жены Михаила Леонтьевича Паны Григорьевны Руденко «Жизнь из двух половин», опубликованным в книге его дочерей Надежды и Елены Миль, отчисление произошло из-за доноса однокурсника, сообщившего в деканат, что в отчем доме Миши есть стулья с мягкими сиденьями.

Однако сын железнодорожника и зубного врача не стал предаваться унынию. Год Михаил проработал в химической лаборатории кожевенного завода, а затем с отличной характеристикой, написанной начальником, поехал в Москву, в Наркомпрос, и получил направление на 3-й курс авиационного отделения Новочеркасского политехнического института, расположенного в Ростовской области.

Авиация

Впервые об автожирах (так в годы молодости Михаила Леонтьевича назывались летательные аппараты с вертушкой) студент Новочеркасского политеха услышал в 1929 году. Уроженец Иркутска написал письмо Николаю Камову и получил приглашение в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт) сперва на практику, а затем на работу.

В первые годы работы зарплата вчерашнего студента была невелика, и Михаил, уже обремененный семьей, подрабатывал преподавателем немецкого языка и редактором. В 1939 году Миль стал заместителем директора Камова на вновь созданном заводе по производству автожиров.

В годы войны Михаил Леонтьевич разрабатывал противотанковые ружья и совершенствовал конструкцию боевых самолетов, а также защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Первую авиаконструктор посвятил показателям управляемости и маневренности самолета, а вторую — устойчивости и управляемости автожира.

В 1947 году Михаил Леонтьевич возглавил созданное в Москве конструкторское бюро по геликоптеростроению, а в 1964-м стал генеральным конструктором опытного КБ. Созданный коллективом Миля вертолет Ми-8 стал самым массовым в мире, а Ми-24 («Крокодил») — самым воюющим на планете. Заслуги авиаконструктора были отмечены Ленинской и Государственными премиями, а также званием Героя Соцтруда.

Личная жизнь

Михаил Миль с семьей

Михаил Миль с семьей / «Фонд М.Л. Миля»

Миша и Пана вместе сняли комнату в Новочеркасске. Миль, стремясь поделиться радостью с матерью (отец парня уже умер), отправил в Иркутск фото избранницы, на обратной стороне которого Руденко приписала «Не верьте изображению, в жизни я не такая красивая». Оформили отношения Михаил Леонтьевич и Пана Григорьевна только после Великой Отечественной войны — жена считала, что сила любви не зависит от штампа в паспорте.

Из 4 детей Миля двое — 5-летний Вадим и младенец Мария — умерли в годы войны в эвакуации. Михаил Леонтьевич часто вспоминал сына, жизнь которого унесла дифтерия, посвящал Вадику стихи и нарисовал проект памятника умершим отпрыскам. В 2012 году энтузиасты отыскали на кладбище поселка Билимбай, сейчас входящего в черту Екатеринбурга, могилу Вадима и Марии Миль и при поддержке спонсоров установили на ней надгробие, похожее на эскиз, нарисованный их отцом.

Смерть

Михаил Леонтьевич скончался в последний январский день 1970 года. Причиной смерти авиаконструктора стал инсульт. Могила Миля находится на Юдинском кладбище, расположенном недалеко от остановочной платформы Смоленского направления Московской железной дороги.

Евгений Стычкин в роли Михаила Миля в фильме «Небо измеряется милями»

Евгений Стычкин в роли Михаила Миля в фильме «Небо измеряется милями»

В 2019 году режиссер Константин Буслов снял фильм о жизни Михаила Леонтьевича «Небо измеряется милями». Образ центрального персонажа в ленте создал Евгений Стычкин, похожий на Миля ростом и круглолицестью. Михаила в детстве и юности сыграли Степан Середа и Сергей Походаев. В Никиту Хрущева перевоплотился Сергей Лосев, а в Игоря Сикорского и Андрея Туполева — Александр Рапопорт и Игорь Панфилов. В начале сентября 2021 года картину показал телеканал «Россия 1».

Михаил Леонтьевич Миль , выдающийся советский конструктор вертолетов, родился в Иркутске как раз в тот год (1909 г.), когда изобретатель Сикорский создал свой первый вертолет. В детстве Миль увлекался музыкой, изучал иностранные языки, прекрасно рисовал. Живописью он занимался всю жизнь. Но главным делом ее стала для Миля авиация. Он занимался в авиамодельном кружке, его модель самолета, созданная им в 12 лет, победила на конкурсе в Новосибирске. В 1925 г. Миль поступил в Сибирский технологический институт, много занимался в планерной секции, построил легкий одноместный планер и на нем совершил свой первый полет. Но на 2-м курсе Миля исключили из института по доносу "за непролетарское происхождение". Тогда он пошел работать в кожевенную лабораторию (Новосибирск), а потом, уже как пролетарий, поступил на 3-й курс механического факультета Донского политехнического института в Новочеркасске, где была авиационная специальность. Здесь Миль занимался теорией воздухоплавания, а лекции по аэродинамике читал профессор В.И.Левков, впоследствии создавший первые в мире суда на воздушной подушке.

Кроме всего прочего, Миль изучал теорию полета автожира, сконструированного испанцем Х. де ла Сиерва еще в 1919 г. Автожирами называют винтокрылые летательные аппараты, снабженные несущим винтом для создания подъемной силы. Автожир взлетает не вертикально, но ему требуется короткий разбег, а посадка осуществляется почти без пробега. Автожиры превосходят самолеты и вертолеты по безопасности полета, так как при отказе двигателя они не падают, а планируют. Тема создания автожиров заинтересовала Миля настолько, что он написал письмо заведующему отделением автожиров в ЦАГИ Н.И.Камову и получил приглашение на летнюю практику в ЦАГИ. Здесь Миль принимал участие в создании первого отечественного автожира КАСКР-1. В 1931 г., по окончании Института, по рекомендации Камова, Миль был направлен на работу в ЦАГИ. Он участвовал в разработке автожиров А-7, А-12, А-15, стал начальником бригады аэродинамики и экспериментальных расчетов отдела особых конструкций ЦАГИ (1932 – 1936 гг.). Тогда появилась первая научная публикация Миля "О разбеге автожира" в журнале "Техника воздушного флота" (№ 5 за 1934 г.). Миль разработал фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых летательных аппаратов. В 1936 – 1939 гг. он работал инженером в опытном КБ по винтокрылым аппаратам. При строительстве завода по производству автожиров Миль стал заместителем директора завода Камова.

С началом Великой Отечественной войны Миль отправился в эвакуацию на Средний Урал в поселок Билимбай, где в 1941 – 1943 гг. работали лучшие конструкторы – Лавочкин, Камов и др. При эвакуации Миль, вопреки приказу спас архив отдела особых конструкций. В 1941 – 1942 гг. во фронтовой обстановке проводились испытания автожиров А-7 конструкции Камова, которые предполагалось использовать в качестве корректировщиков артиллерийского огня. 5 машин совершили 20 боевых вылетов. Аппараты оказались пригодными только для тылового использования. Во время испытаний произошел прорыв немецких войск. Миль вел себя очень решительно – для предотвращения паники среди людей, он пригрозил оружием и сумел обеспечить разборку и эвакуацию автожиров в тыл. Миль занимался и улучшением конструкции самолетов. Например, ему удалось решить проблему спасения самолетов, нагруженных боеприпасами. Дело в том, что нагруженные самолеты могут потерять в скорости, а это грозит штопором и падением самолета. Миль разработал специальное устройство для решения этой проблемы, которое испытал летчик Лебединский над фронтовым аэродромом. Испытания прошли отлично, был налажен серийный выпуск устройства. Миль несколько месяцев на аэродромах лично устанавливал устройство на самолеты, объяснял летчикам принцип его действия. В 1942 г. Миль и Пасхиным совместно разработали оригинальную конструкцию противотанкового ружья для стрельбы по танкам и ДОТам реактивными снарядами РС-82. Испытания были неудачными, так что довести до серии ружье не удалось.

После войны доктор наук (1945 г.) Миль задался целью создать летательный аппарат, поднимающийся в воздух с помощью винтов. О необходимости создания таких аппаратов Миль писал Сталину, и тот дал добро на организацию в Москве конструкторского бюро по геликоптеростроению. В декабре 1947 г. Миль возглавил конструкторское бюро на базе завода № 383 МАП. Первую машину ГМ-1 (геликоптер Миля - 1) поднял в воздух 20 сентября 1948 г. на аэродроме Захарково летчик-испытатель Байкалов. Испытания проходили сложно. В первой машине на высоте 5200 м замерзла смазка в системе управления, т.к. была рассчитана на потолок высоты 3000 м. Байкалов повредил ногу и был отстранен от полетов. Дальнейшие 13 демонстрационных вылетов 2-й машины прошли благополучно. 14-й вылет окончился трагедией – при перегоне машина упала на землю, Байкалов погиб. Теперь судьба всего КБ и главного конструктора Миля зависела от испытаний 3-й машины. Они прошли успешно. На базе этой машины в 1949 г. был создан первый советский вертолет Ми-1.

Впоследствии на Ми-1 было установлено 27 абсолютных мировых рекордов. В 1964 г. Миль стал Генеральным конструктором опытного КБ. Его коллектив создал вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, МИ-24 и др. На машинах КБ было установлено 60 официальных мировых рекордов. Ми-8 – самый массовый двухдвигательный вертолет в мире; Ми-6 – десантный, грузоподъемностью 12 т; Ми-10 – крупнейший транспортный вертолет - "летающий кран"; Ми-12 – поднял рекордный вес 40 тонн, за что получил прозвище "слон". Многие рекорды грузоподъемности никем не повторены. Вертолеты Миля эксплуатируются в более, чем 100 странах мира. К сожалению, Миль не дожил до начала эксплуатации и триумфа первого советского ударного вертолета Ми-24. 3500 экземпляров этой машины участвуют во многих военных конфликтах и состоят на вооружении многих стран. Этот знаменитый "Крокодил" – самый воюющий вертолет в мире.

Миль был не только авиаконструктором, но и ученым теоретиком. Помимо создания вертолетов, он участвовал в доработке самолетов других конструкторов, в том числе штурмовика Ил-2, занимался теорией устойчивости и управляемости воздушного судна, изучал проблему попадания самолетов в штопор. Михаил Леонтьевич Миль внес огромный вклад в обеспечение обороноспособности нашей страны.

Послушайте выступление Миля в радиожурнале "С микрофоном по родной стране" о будущем вертолетов. Запись 15.11.1957 г. доступна для прослушивания на нашем сайте:

Дети Миля

В декабре 1941 года в дифтеритном отделении поселка Билимбай умер Вадим Миль. Сын знаменитого авиаконструктора скончался от дифтерита и был похоронен на билимбаевском кладбище. В перестройку могила была забыта и заброшена.


Вадик Миль

Летом 2012 года ее поиском и восстановлением занимались первоуральские журналисты, энтузиасты, предприниматели. Могилу нашел местный предприниматель Николай Козлов. Она была заросшей, со ржавой оградой и неказистым памятником, через ржавчину с трудом читалось одно слово «Миль».


Так могила Вадика Миля выглядела, когда мне её показал Н. Козлов Такой могила была в советские годы

Однако уверенности в том, что это и есть та самая могила, не было. Поэтому я позвонил в Москву на вертолетный завод имени М. Л. Миля. Оказалось, что одна из дочерей авиаконструктора Надежда Миль продолжает трудиться на предприятии и заведует заводским музеем. Надежда Михайловна выслала фото могилы, сделанное в 70-х годах прошлого века. Сомнений не было — это была та самая!

Кроме того, Надежда Миль сообщила, что кроме сына авиаконструктора в могиле покоится еще и его дочь Маня, умершая в Билимбае вскоре после рождения.

В декабре 1941 года на площадке билимбаевского труболитейного завода и принадлежащего ему клуба (ныне это Свято-Троицкая церковь — памятник архитектуры) разместилось три авиационных завода и их конструкторских бюро: КБ агрегатного завода Привалова по конструированию грузовых парашютов, КБ Болховитинова по конструированию реактивных самолетов и КБ Камова-Миля по конструированию автожиров — предшественников современных вертолетов.

Сыну Михаила Леонтьевича Миля , когда семья прибыла в эвакуацию, только исполнилось пять лет. Как раз в день своего рождения в дороге он и разболелся. В Билимбае имелось специализированное дифтеритное отделение, но у мальчика было больное сердце. Промучившись полтора месяца, 19 декабря он умер. Но несчастье одно не ходит. После Нового года у жены Михаила Миля — Паны — родилась девочка. Назвали Маней. Прожила девочка совсем мало. В билимбаевском роддоме было очень холодно. Тем не менее врач дал указание малышей купать. Несколько младенцев простудились и умерли. Говорят, что врача судили. Среди умерших младенцев была и Маня. Ее похоронили рядом с Вадиком. Могилу обнесли общей оградкой.

В советские годы за захоронением ухаживала кладбищенская сторожиха. Однако женщина умерла, и про него забыли. Мы решили восстановить могилу. На помощь Николаю и мне пришел житель Первоуральска Эдуард Вольхин. Нашли спонсора, заключили договор с одной из похоронных организаций. Но главное — активно содействовал всей этой затее Эдуард Коридоров, отвечавший в то время на ПНТЗ за связи с общественными организациями.

В августе работы на могиле детей Миля были закончены. Посетить ее захотели дочери авиаконструктора: Надежда и Елена. В том же месяце они побывали в Первоуральске и в Билимбае.

Сестры Миль на восстановленной могиле брата и сестры Могила восстановлена по личному рисунку М.Л. Миля. Он долго собирался установить новый памятник но так и не успел.

Сам Михаил Леонтьевич пока был жив, часто вспоминал сына. И даже написал стихотворение. В нем есть такие строки:

Сына нет, далеко схоронили,
Он весенний свет унес с собой…

Более того, сам авиаконструктор сделал акварельный рисунок проекта надгробья. Именно по этому рисунку с небольшим отличием и выполнен современный памятник детям Михаила Миля в Билимбае.


Дочери Миля Надежда и Елена на встрече с А. Гусевым в Первоуральске


Помогал восстанавливать могилу детей Миля акционер «Группы ЧТПЗ» А.А. Фёдоров

КСТАТИ

Билимбаевская «базука»

Известно, что в Билимбае в годы войны КБ Болховитинова был сконструирован и построен первый советский истребитель БИ-1. О том, что здесь шла работа над автожирами, знают немногие. Первоначально здесь ремонтировали винтокрылые машины А-7, получившие повреждения в боях.

Еще меньше людей знают, что в Билимбае был сконструирован и испытан один из первых советских гранатометов. В 1942 году у Миля возникла идея создать противотанковое реактивное ружье. Был изготовлен опытный экземпляр. Первый выстрел конструктор решил произвести сам. К сожалению, тогда на ружье, которое сейчас бы называлось гранатометом, не удалось обратить внимание высоких лиц, и оно в серийное производство не пошло.

СПРАВКА

Михаил Леонтьевич Миль , советский конструктор вертолетов, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР. В 1947 году Миль стал главным конструктором опытного КБ по вертолетостроению. В 1951 году под руководством Миля был создан первый советский серийный 3-местный вертолет Ми-1.

В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и другие.

Умер Миль 31 января 1970 года в Москве. В настоящее время имя Миля носит Московский вертолетный завод.

Михаил Миль родился в Иркутске 22 ноября 1909 года в семье еврейского происхождения. Его отец, Леонтий Самойлович Миль, был железнодорожным служащим, мать, Мария Ефимовна, зубным врачом. Его дед, Самуил Миль, был кантонистом, после 25 лет службы на флоте поселился в Сибири.

В двенадцатилетнем возрасте он сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Томске. В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт, проучился там два года, а затем перевёлся на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске, где была авиационная специальность.

После окончания института в 1931 году Миль работал в ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского. В 1932–1936 годах был начальником бригады аэродинамики и экспериментальных расчетов отдела особых конструкций в ЦАГИ. Под руководством Миля были разработаны фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых летательных аппаратов, в том числе общая теория несущего винта, применимая для различных случаев его обтекания.

В 1936–1939 годах Миль работал инженером в опытном конструкторском бюро по винтокрылым аппаратам, в 1940–1943 годах был заместителем главного конструктора, участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15, работал заместителем Николая Камова. Автожир – винтокрылый летательный аппарат, в полёте опирающийся на несущую поверхность свободновращающегося в режиме авторотации несущего винта. Другие названия автожира – «гироплан», «гирокоптер» и «ротаплан». Автожиры изобрёл испанский инженер Хуан де ла Сиерва в 1919 году, его автожир совершил свой первый полёт 9 января 1923 года. Основное развитие теория автожиров получила в 1930-е годы. С изобретением и массовым строительством вертолётов интерес к практическому применению автожиров упал. Большинство автожиров не могут взлетать вертикально, но им требуется гораздо более короткий разбег для взлёта (10–50 м), чем самолётам. Автожиры, в некотором отношении, превосходят самолёты и вертолёты по безопасности полёта. Автожир при потере скорости начинает снижаться. При отказе мотора автожир не падает. При посадке автожиру не требуется посадочная полоса.

В годы Великой Отечественной войны, с 1941 по 1943 год, Миль работал в эвакуации в посёлке Билимбай, в основном занимаясь усовершенствованием боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости. В 1945 году становится доктором технических наук.

В 1947 году Миль стал главным конструктором опытного КБ по вертолётостроению. В 1951 году под руководством Миля был создан первый советский серийный 3-местный вертолёт Ми-1.

Ми-1 – советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М.Л. Миля в конце 1940-х годов. Первый советский серийный вертолёт. После завершения Великой Отечественной войны Миль приступил к разработке трёхместного экспериментального геликоптера. 9 апреля 1946 года проект был продемонстрирован экспертной комиссии МАЛ, которая одобрила его, но посоветовала внести ряд изменений, вызванных реальными возможностями советской авиапромышленности. Первый вертолёт ОКБ М.Л. Миля, получивший обозначение ГМ-1 (Геликоптер Миля-1), создавался в качестве связного. В кабине, помимо пилота, могли находиться ещё два пассажира. Его конструкция увеличивала эффективность управления вертолётом и была гораздо проще той, которая использовалась на американских машинах. Три первых опытных ГМ-1 строились на авиационном заводе в Киеве. Там же было проведено и первое испытание вертолёта на жёсткой привязи. Первый прототип ГМ-1 был окончательно готов в августе 1948 года. 20 сентября 1948 года лётчиком-испытателем М.К. Байкаловым было выполнено на нём три первых подъёма в воздух. Спустя десять дней ГМ-1 уже совершил полёт с поступательной скоростью 50—100 км в час. В целом вертолёт показал достаточно высокую манёвренность и был достаточно устойчивым при полёте. При последующих вылетах была достигнута наивысшая скорость – 170 км в час. 10 сентября начались госиспытания ГМ-1. Через полтора месяца они успешно закончились. Замечания военных свелись, в основном, к пожеланию упростить технику пилотирования, уменьшить уровень вибрации и облегчить наземную эксплуатацию. В 50-е годы военные испытатели совершили на ГМ-1 ряд специальных тестов, в которые входили эксплуатация вертолёта в горах и тяжёлых метеоусловиях. Тестирования и доводка вертолёта привели к возникновению в ОКБ Миля научной школы решения проблем прочности, аэродинамики и динамики полёта вертолётов.

В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолёты серии Ми, В-12 и другие. Вместе со своими учениками Миль разработал теорию современного вертолета, позволившую на практике решить целый ряд сложных проблем.

Ми-8 – советский и российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М.Л. Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется для выполнения множества гражданских и военных задач. После ряда доработок Ми-8 был принят на вооружение советских ВВС в 1967 году и показал себя настолько удачной машиной, что закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются до сих пор. Ми-8 используется более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран. К концу 1950-х годов в составе ВВС Советского Союза насчитывалось уже несколько вертолётных дивизий. Миль считал, что настало время машин с газотурбинными двигателями. Пора было заменить прославленный Ми-4 машиной нового поколения. Проект получил индекс Ми-8. Заказчиком Ми-8 выступило Министерство гражданской авиации. Выдвинутые заказчиком жёсткие требования экономичности окончательно сформировали облик уникальной машины.

В 1964 году Ми-8 был высоко оценён Министерством гражданской авиации, сделавшим заказ на массовую серию. И вскоре после этого винтокрылую машину ожидал небывалый триумф. В июне 1965 года Советский Союз представил на международном авиасалоне в Ле-Бурже одну из самых представительных экспозиций. Вертолёты КБ Миля Ми-8, Ми-6 и летающий кран Ми-10 произвели сенсацию среди специалистов. После авиасалона в Ле-Бурже руководство военного командования СССР наконец-то оценило достоинства Ми-8. Он стал использоваться как десантный, транспортный, медицинский вертолёт, машина РЭБ, летающий командный пункт, постановщик мин.

Тщательно продуманная конструкция Ми-8 имела огромный ресурс модификаций. Позже на его базе был разработан и построен вертолёт-амфибия Ми-14. Ми-8 может летать в горах на предельных высотах.

Подобно С.В. Ильюшину, не имеющему равных в мире по «тиражу» своих самолетов, М.А. Миль вне конкуренции по количеству серийных вертолетов, построенных по его проектам. На вертолетах его конструкции установлено 60 мировых рекордов. Миль – Герой Социалистического Труда (1966 год), лауреат Ленинской премии (1958 год) и Государственной премии СССР (1968 год).

Умер конструктор первых советских вертолетов 31 января 1970 года в Москве. Похоронен на сельском Юдинском кладбище.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Советский Чаплин – Карандаш (Михаил Румянцев)

Советский Чаплин – Карандаш (Михаил Румянцев) М. Румянцев родился 10 декабря 1901 года в Петербурге в семье, которая не имела никакого отношения к искусству. Однако его родители мечтали, чтобы их сын стал художником, и в 13-летнем возрасте отдали его учиться в

Великий князь Михаил Николаевич (1832–1909)

Великий князь Михаил Николаевич (1832–1909) Всего двое из многочисленной когорты великих князей дома Романовых за 304 года его существования стали генерал-фельдмаршалами. Это третий и четвертый сыновья императора Николая I Николай и Михаил.Великий князь Михаил Николаевич

Михаил Николаевич Капустин (1828–1899) «УЧЕНЫЙ С ХАРАКТЕРОМ»

Михаил Николаевич Капустин (1828–1899) «УЧЕНЫЙ С ХАРАКТЕРОМ» После выстрела Каракозова в царя (4 апреля 1866 года) в стране были закрыты некоторые журналы, усилен надзор за печатью. Повелось наступление и на высшую школу. В 1868 году Михаил Николаевич вместе с группой профессоров

МИЛЬ МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВИЧ

МИЛЬ МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВИЧ (род. в 1909 г. – ум. в 1970 г.) Советский авиаконструктор, один из основателей советского вертолетостроения, доктор технических наук (1945 г.), профессор (1967 г.), Герой Социалистического Труда (1966 г.). Лауреат Государственной премии СССР (1968 г.), Ленинской

Глава 7 Конструктор команды мечты. Спасибо, Михаил Дмитриевич

Глава 7 Конструктор команды мечты. Спасибо, Михаил Дмитриевич «Если работаешь 12–14 часов в день (мой вариант), это не значит, что все должны „гореть“ на работе. Должен быть баланс тех, у кого „горят глаза“, и тех, кто работает с 9 утра до 6 вечера и просто классно делает свою

ВОРОНИН МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВИЧ

ВОРОНИН МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВИЧ (род. в 1938 г.) Культовая фигура в мире моды, ведущий украинский модельер мужской одежды. Показы его коллекций проходили в 60 странах мира, в том числе в Париже в представительстве ООН и в Голливуде. Марка «Михаил Воронин» известна далеко за

Русский советский учёный

Русский советский учёный В начале марта 1926 года Владимир Иванович с Натальей Егоровной вернулись на родину. Он вновь возглавил КЕПС, на него обрушилась масса организационных забот. И в Париже, и в Чехословакии, и в России он с юношеским пылом предавался научному

Лавочкин Семен Алексеевич 1900–1960 советский авиационный конструктор

Лавочкин Семен Алексеевич 1900–1960 советский авиационный конструктор Семён Алексеевич Лавочкин (Шлёма Айзикович Магазинер) родился 11 сентября 1900 года в Смоленске в еврейской семье. Его отец был меламедом (учителем).В 1917 году стал золотым медалистом, затем пошёл в армию. До

Перельман Яков Исидорович 1882–1942 российский и советский учёный, популяризатор науки

Перельман Яков Исидорович 1882–1942 российский и советский учёный, популяризатор науки Яков Исидорович Перельман родился 4 декабря 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи (ныне Белосток входит в состав Польши) в еврейской семье. Его отец работал

Кассиль Лев Абрамович 1905–1970 советский писатель

Кассиль Лев Абрамович 1905–1970 советский писатель Лев Кассиль родился 10 июля 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс Саратовской области) в семье врача Абрама Григорьевича Кассиля и учительницы музыки, затем зубного врача Анны Иосифовны Перельман.Учился в

Ромм Михаил Ильич 1901–1971 советский кинорежиссёр

Ромм Михаил Ильич 1901–1971 советский кинорежиссёр Ромм родился 24 января 1901 года в семье еврейских социал-демократов в Иркутске, куда за участие в революционной деятельности был сослан его отец, врач по профессии. Мать происходила из семьи интеллигентов. Она страстно любила

Швейцер Михаил Абрамович 1920–2000 советский кинорежиссёр

Швейцер Михаил Абрамович 1920–2000 советский кинорежиссёр Михаил (Моисей) Абрамович Швейцер родился 16 февраля 1920 года в Перми. Весной 1925 года семья переехала в Москву. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа в 1943 году. Он учился в мастерской Эйзенштейна. «Я ученик

Козаков Михаил Михайлович 1934–2011 советский, российский и израильский режиссёр актёр театра и кино

Козаков Михаил Михайлович 1934–2011 советский, российский и израильский режиссёр актёр театра и кино Михаил Михайлович Козаков родился 14 октября 1934 года в Ленинграде в еврейской семье писателя Михаила Эммануиловича Козакова и редактора «Издательства писателей в

Генеральный конструктор Михаил Симонов о самолете Су-27

Генеральный конструктор Михаил Симонов о самолете Су-27 Первые линии чертежей нового истребителя, которому было суждено войти в мировую историю под именем Су-27, появились на чертежных досках отдела проектов ОКБ Сухого в 70-м году. Долгим и очень непростым было рождение

СОВЕТСКИЙ УЧЕНЫЙ

СОВЕТСКИЙ УЧЕНЫЙ Знать, чтобы владеть силами природы и подчинять их воле и интересам человека-таков лозунг века. Р. Декарт Весной 1918 года В. И. Ленин написал «Набросок плана научно-технических работ». В нем предлагался ряд мер возможно более быстрого составления плана

Конструктор вертолетов Михаил Миль

22 ноября 1909 года родился выдающийся советский конструктор вертолетов, создатель легендарной серии «Ми» – Михаил Миль, работу которого высоко оценили на Западе. Он никогда не виделся с великим современником Игорем Сикорским, но состоял с ним в переписке.

От Леонардо да Винчи до Сикорского

Впервые в истории идея постройки подобия вертолета возникла у Леонардо да Винчи. Сохранился его эскиз проекта машины, поднимающейся в воздух при помощи вращающегося в горизонтальной плоскости воздушного винта. В 1754 году Михаил Ломоносов на заседании Академии наук доложил о своем проекте «аэродинамической машины» для исследования верхних слоев атмосферы. Ученый даже изготовил модель, у которой винты приводились во вращение часовым пружинным механизмом. Однако до практической реализации дело дошло лишь через полтора века.

«Только в начале нашего столетия человеку удалось подняться в воздух на винтокрылом аппарате, — отмечал в своих мемуарах «Цель жизни» прославленный авиаконструктор Александр Яковлев. — В частности, в России перед войной 1914 года в воздухоплавательном кружке МВТУ был построен первый геликоптер по проекту студента, а впоследствии академика Бориса Юрьева. Но война прервала эту работу, и она возобновилась лишь после революции. В 1932 году профессором Алексеем Черемухиным был установлен мировой рекорд высоты полета на вертолете конструкции ЦАГИ — 605 метров.

В 1930-1940-х годах в США над вертолетами очень упорно работали конструкторы Игорь Сикорский и Франк Пясецкий, а в Англии — фирма «Бристоль».

Первым наибольших успехов добился Сикорский, создавший ряд небольших одновинтовых вертолетов. Успешными были также работы Пясецкого. Он создал вертолеты средней грузоподъемности».

«Миль был убежденным поборником винтокрылых машин»

В Советском Союзе поистине неоценимый вклад в вертолетостроение внес Михаил Миль, родившийся в год, когда Сикорский создал свой первый геликоптер. Сын железнодорожника и стоматолога, Миль сумел выбиться в люди из глубоко провинциального Иркутска – настолько сильной оказалась его тяга к авиации. Его карьера как разработчика началась в Донском политехническом институте в Новочеркасске, где он на рубеже 1920 – 1930-х годов получил возможность экспериментально проверять свои выкладки в теории воздухоплавания, пользуясь одной из двух аэродинамических труб, имевшихся тогда в стране. По окончании вуза Миля отправили на Таганрогский авиационный завод. Однако, заручившись поддержкой авиаконструктора Николая Камова, начинающий специалист перевелся к нему под крыло в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

Камов заведовал отделением автожиров – винтокрылых летательных аппаратов, использующих для создания подъемной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт. Миль стал ему помогать, участвуя в разработке моделей А-7, А-12 и А-15. В этот период в журнале «Техника воздушного флота» за 1934 год вышла первая научная публикация Миля «О разбеге автожира». Получая в ЦАГИ совсем небольшую зарплату, молодой конструктор подрабатывал редактором и учителем немецкого языка. Во второй половине 1930-х Миль трудился инженером в опытном конструкторском бюро по винтокрылым аппаратам. А в 1939 году было принято решение о строительстве завода по производству автожиров, где энтузиаст винтокрылых машин стал заместителем директора Камова.

«В своей лаборатории Миль организовал глубокие экспериментальные работы по аэродинамике несущего винта, создал сложнейшие установки, в том числе и натурную установку для исследования вертолетных винтов, — рассказывал в своей книге «Покорители неба» один из организаторов Ленинградской военно-воздушной академии Александр Пономарев. — Нам подсказали, что хотя Миль успешно ведет научно-исследовательскую работу, но мечта его — стать конструктором, что у него уже имеется почти готовый проект оригинального вертолета. Миль был убежденным поборником винтокрылых машин.

«Давняя мечта человека, выраженная в сказке о ковре-самолете, наиболее полно воплощается в вертолете»,— говорил он.

О преимуществах вертолетов Михаил Леонтьевич заявлял, когда эти машины только еще зарождались. Уже тогда он приводил запомнившиеся всем нам доводы. Из леса, с вершины горы, с улицы населенного пункта, с крыши высокого здания или с крутого утеса — с любого места способен подняться вертолет и на любое место приземлиться. Это аппарат, который наиболее экономичен в перевозке грузов, поскольку взлетает и садится вертикально, может работать на режиме висения. Это качество вертолета ставит его вне конкуренции среди аппаратов вертикального взлета и посадки. И Миль подтверждал свои доводы превосходными машинами».

Легендарная серия «Ми»

О создании первого вертолета ученый задумывался еще во время войны и даже написал письмо Иосифу Сталину.

В 1945 году Миль защитил докторскую диссертацию «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и ее приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера». Вскоре конструктор начал разработку опытного вертолета ЭГ-1. Для начала была спроектирована натурная геликоптерная установка — по существу это был будущий вертолет без хвостовой балки.

В послевоенные годы в вертолетостроении СССР безнадежно отставал от США, где эти машины уже вовсю строились серийно, а на службу были приняты аппараты Сикорского с неплохими летными данными. Успехи Сикорского привлекали инвесторов, вертолетные компании росли, как грибы.

Руководство страны решило собрать силы для создания первого трехместного вертолета связи и привлечь к этому трех конструкторов — Миля, Александра Яковлева и Ивана Братухина. В августе 1947 года Сталин написал министру обороны Георгию Жукову:

«Почему в США много фирм занимаются геликоптерами и они применяются уже в армии, а у нас копается только Братухин и ничего конкретного нет?»

В том же году Миль стал главным конструктором опытного КБ по вертолетостроению. А уже четыре года спустя под его непосредственным руководством был создан первый советский серийный трехместный вертолет Ми-1. Первенец конструктора завоевал 23 мировых рекорда, 11 из них установили пилоты-женщины.

С 1964 года Миль — генеральный конструктор опытного КБ. Как замечал инженер Пономарев, вертолет Миля отличался от машин Камова тем, что у него был один большой несущий винт, а на длинной балке, заменяющей фюзеляж, устанавливался маленький рулевой винт. Такая схема надолго стала традиционной для этого конструкторского бюро.

Вся серия, в будущем пополнившаяся множеством первоклассных машин, получила свое наименование в честь Миля. Так, поступивший на вооружение многоцелевой Ми-4 мог перебросить в тыл врага сразу 19 десантников или принять на борт восемь носилок, одно орудие или автомобиль. Кроме того, вертолет Ми-4 широко использовался для гражданских перевозок и в народном хозяйстве.

Конструктор не увидел своего триумфа

Пришедший ему на смену Ми-8 является одним из самых массовых вертолетов в истории авиации. А военный транспортный вертолет Ми-10 проектировался как машина, способная перевозить крылатые и баллистические ракеты. Еще одно детище Миля и его соратников – самый тяжелый и грузоподъемный вертолет из когда-либо построенных Ми-12, отличительной особенностью которого являлось боковое расположение винтов.

«Перед инженерно-техническим достижением, которым является Ми-12, можно только снять шляпу!»,

— это слова Сергея Сикорского, сына и продолжателя дела знаменитого конструктора.

Ми-14 был задуман как вертолет-амфибия, а Ми-24 получил широкую известность в ходе военных кампаний в Афганистане и Чечне. Произведенная в количестве более 3,5 тыс. экземпляров, эта машина состояла на вооружении многих стран. Знаменитый «Крокодил» считается самым «воюющим» вертолетом в мире.

Увы, Миль не дожил до начала эксплуатации и триумфа первого советского ударного вертолета Ми-24. 31 января 1970 года конструктор умер от инсульта на 61-м году. Не увидел он и тот фурор, который произвел Ми-12 на авиасалоне в Ле Бурже в 1971-м. Американские специалисты были поражены превосходством советского вертолета-гиганта, наградив ОКБ Миля Призом Игоря Сикорского, который вручается за выдающиеся достижения в вертолетостроении.

Почему не состоялась встреча гениев

Сикорский, будучи старше своего коллеги и конкурента на 20 лет, в итоге пережил его на три года.

Согласно воспоминаниям дочери Миля Елены, их очное знакомство могло состояться во время пребывания делегации советских вертолетчиков в Америке в 1960 году, однако два великих конструктора так никогда и не встретились.

«Сам Сикорский на фирме так и не появился, — рассказывала она «Комсомольской правде». --Вероятно, Госдепартамент не разрешил ему эту встречу, опасаясь обмена идеями между конструкторами. Объяснение было такое: «Он заболел, у него спина не гнется». Однако в наше посольство в Вашингтоне на имя Миля пришло письмо от Сикорского на фирменном бланке. А в нем вот такие строки: «Дорогой Михаил Леонтьевич, я сожалею, что пропустил возможность встретиться с вами».

В книге Николая Надеждина «Игорь Сикорский: «Русский витязь» дается следующая интерпретация этого эпизода. В 1959 году Никита Хрущев посетил США, и президент Дуайт Эйзенхауэр показал ему свой вертолет, выпущенный компанией Сикорского. Первому секретарю ЦК КПСС аппарат понравился. По возвращении в СССР он пригласил к себе Миля и поручил ему сделать вертолет для высшего руководства партии. Конструктор справился с задачей. А потом СССР решил купить у фирмы Сикорского две машины. В составе экспертной группы в Америку отправили и Миля.

«Советскому конструктору позволили провести целый день на заводе Сикорского и пообещали встречу «с самим». Однако Сикорский от встречи уклонился. Руководство компании (Сикорский был уже на пенсии) заявило, что «у Игоря Ивановича ужасно болит спина». Миль очень сожалел, что ему не удалось поговорить с легендарным конструктором, и передал в дар Сикорскому модель своего вертолета «Ми-4». Сикорский откликнулся письмом — его Миль получил, уже вернувшись в СССР.

И между ними завязалась многолетняя переписка. Они никогда не встречались лично.

Сикорский вообще никогда не принимал ни одного советского авиаконструктора. Но с Милем у него сложились отношения, близкие к «заочной дружбе». Что же касается влияния Сикорского на советское вертолетостроение, то его не отрицал и сам Михаил Миль», — констатировал Надеждин.

Читайте также: