Лего на уроках русского языка в начальной школе

Обновлено: 25.04.2024

Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции :
- развлекательную
- коммуникативную
- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Можно выделить следующие факторы , делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:

- Самостоятельность. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства.

- Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить в очень многих областях жизни. В области межличностных отношений (классические игры типа «дочки-матери»), в управлении (игры в «города», которые дети населяют вымышленными персонажами), собственно в исполнительном творчестве – вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм. . .

Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности.
А. С. Макаренко говорил о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю необходимо научиться правильно использовать игру на уроке.

Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Педагогические игры достаточно разнообразны по:
- дидактическим целям;
- организационной структуре;
- возрастным возможностям их использования;
- специфике содержания.

По характеру педагогического процесса бывают:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

По характеру игровой методики делятся на:
- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.
По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии:
- различают игры с предметами и без них;
- настольные;
- комнатные;
- уличные;
- на местности;
- компьютерные и с ТСО;
- с различными средствами передвижения.

Игра как средство обучения.

1) Игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.

2) Правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.

3) Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.

4) Игра – один из предметов преодоления пассивности учеников.

При использовании игровых технологий обязательно соблюдение следующих условий:
Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
Доступность для учащихся данного возраста;
Умеренность в использовании игр на уроках.

Игровые технологии на уроках русского языка

Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

t1648806930aa.jpg

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ
Наборщики

(Класс – 2 команды.)
На доске записаны слоги: ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя, ша.
Команда девочек составляет из слогов имена мальчиков, а команда мальчиков – имена девочек.
Возможные имена: Ваня, Валя, Вася, Миша, Митя, Петя, Рома, Зина, Люся, Маша, Таня, Тоня, Тося, Варя.

Подумайте – назовите


(3 команды по 6 человек.)
На доске записаны 3 столбика слов:
город …
река …
деревня …
имя …
отчество …
фамилия …
Каждый член команды по очереди выходит к доске и записывает справа имя или название. Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание.

Дидактическая игра
Найди ошибку

Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет.

Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему. Правильно выполнивший задание, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.

2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.

3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.

4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.

5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.

«Конструктор»

Если взять большое слово,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

- Из слова «грамотей» составьте 10 слов. (Герой, гром, гора, гам, рота, рот, метр, метро, море, тема).

По теме «Предложение»

С интересом дети выполняют упражнение «Составь предложение из букв слова».

Например, слово «КОТ». Предложение: К атя о тмерила т кань».

Игра «Звери спрятались»

Дается на доске текст. Дети должны найти в нем названия зверей. Попробуйте сами найти всех животных.

Пришли ребята в зоопарк. Воз ле в хода – п олень я. И объявление: «Мухо мор ж ареный». Рысь ю пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути за слон . Послыша лось рычание. «Принес ти гр абли! – скомандовал охранник. Принес ли са мые новые. «Вели ка бан ка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк закрыт».

Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!

Повторяя и закрепляя тему «Предлоги», можно провести игру «Кто больше?»
По карточкам с иллюстрациями повторяется до 10 предлогов. Предложений можно составить ещё больше. Используя такие пособия, можно быстро вспомнить предлоги, повторить правила написания предлогов с другими словами; работать над развитием речи, составляя предложения, мини-тексты; пополнять словарный запас учащихся.

«Грамматическая головоломка»

Запишите 7 глаголов по следующим указаниям:

Слышать – 1-е л., ед.ч., б.в.

Зависеть – 1-е л., мн.ч., н.в.

Дунуть – повел. форма, 2-е л., ед.ч.

Укрыть – 1-е л., мн.ч., б.в

Вертеть – 3-е л., мн.ч., п.в

Гладить – 2-е л., мн.ч., н.в.

Терпеть - 3-е л., ед.ч., н.в

У с лышу, з а висим, д у й, у к роем, в е ртели, г л адите, т е рпит

Затем выделив в каждом глаголе 2 букву, вы сможете прочитать ответ на вопрос «Что одевают девушки – казашки один раз в жизни?» (Саукеле)

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«LEGO-конструирование как инструмент языкового восприятия и развития навыков устной и письменной речи в обучении русскому языку в начальной школе»

Всё больше и больше новых предметов стало появляться в школе за последнее время. Один из них – ЛЕГО-конструирование.

Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки учащегося.

Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования предоставил нашей школе комплект учебных проектов LEGO Education (лего эдьюкейшн) «StoryStarter «Построй свою историю. Развитие речи 2.0».

«Развитие речи 2.0» — набор для изучения русского и иностранных языков, предназначенный для начальной школы (2–5 классы).

В рамках проведения внеурочной деятельности у нас в школе реализуется программа внеурочной деятельности «Простые механизмы и конструирование», где используется Базовый набор StoryStarter «Построй свою историю. Развитие речи 2.0».

Решение «Развитие речи 2.0» состоит из набора деталей ЛЕГО. Один набор «Развитие речи 2.0» рассчитан на совместное создание рассказа максимум пятью учениками. Решение «Развитие речи 2.0» предназначено для развития навыков устной речи, чтения, словарного запаса, письма, развития знаний в областях технологий и цифрового обучения.

Материалы всех заданий сформированы с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта НО. Ученики развивают широкий спектр навыков в процессе активной учёбы, созидания, строительства, повествования, выяснения и обсуждения.

«Развитие речи 2.0» — это уникальный творческий обучающий инструмент, который позволяет школьникам освоить навыки повествования и научиться сочинять рассказы в естественных условиях. Решение «Развитие речи 2.0» сразу вовлекает учеников в работу, мотивирует их использовать своё воображение для сочинения и построения рассказов, персонажей и сюжетных линий.

Изложение и сочинение рассказов с опорой на заданную структуру — это мощные инструменты, повышающие грамотность и помогающие ученикам делиться своими историями, рассказами и событиями из повседневной жизни. Выстраивание событий в естественном порядке способствует познанию и стимулирует воображение, развивает творческие способности и помогает ученикам находить совершенно новые идеи.

Ученики совершенствуют навыки владения родным или иностранным языком, творческое и критическое мышление во время практических занятий, на которых они создают карты событий, сцены, объекты и животных, образы, диалоги, придумывают увлекательное действие и захватывающие сюжетные линии с заранее определённым началом и концом, заданными временными рамками и последовательностью событий.

Сценарии ведения учебной деятельности, подстраиваемые под уровень подготовки учеников, очень разнообразны и стимулируют совместную работу учеников и обмен идеями, методами и опытом.

Решение «Развитие речи 2.0» поможет ученикам:

• Научиться уверенно говорить на разные темы.

• Научиться сочинять, последовательно выстраивать и пересказывать рассказы.

• Улучшить навыки говорения и восприятия речи.

• Развить навыки чтения и письма.

• Научиться анализировать рассказы, персонажей и сюжеты.

• Научиться определять и понимать концепции жанров.

• Естественным образом объединять классическое и цифровое обучение.

Дополнительный набор StoryStarter «Построй свою историю. Городская жизнь» включает в себя все преимущества базового набора StoryStarter «Построй свою историю» и в то же время расширяет возможности его использования, позволяя учащимся изучать общество и культуру, узнавая о ролях и обязанностях, общественных системах, общественном поведении и коммуникации. Комплект учебных материалов StoryStarter «Построй свою историю. Городская жизнь» подчеркивает связь с реальным миром, предлагая учащимся прочесть информативные тексты и поделиться новыми знаниями с другими, таким образом прививая им прочные навыки проведения исследований и объяснения полученных данных.

Дополнительный набор StoryStarter «Построй свою историю. Космос»

позволяет учащимся изучать жанр научной фантастики, обществознание (включая изложение исторических событий) и естественные науки. Уникальные детали позволяют учащимся узнавать больше об особенностях научной фантастики, людях и их потребностях, а также об освоении космоса.

Дополнительный набор StoryStarter «Построй свою историю. Сказки позволяет учащимся создавать более насыщенные и детализированные сказки. Уникальные детали позволяют учащимся узнать больше об отличительных особенностях сказок, известных авторах, чертах характера персонажей и влиянии культуры на сказки.

Программное обеспечение StoryVisualizer в классе

Ученики изучают письмо для описания подлинных и вымышленных событий, выражения и обоснования своего мнения, демонстрации понимания предмета изучения. Они учатся понимать, что одна из основных целей письма — это передача информации другой, иногда незнакомой, аудитории простым и понятным способом, и постепенно учатся приводить стиль и содержание своих текстов в соответствие с текущим заданием. Кроме того, ученики развивают у себя способность черпать знания в ходе исследования и аналитически подходить к художественным и информационным источникам.

Чтобы достичь такого уровня, ученики должны потратить значительное время и силы на выполнение письменных заданий.

Многие ученики быстро читают, но письмо вызывает у них сложности. У них есть идеи, но недостаточно сформированы навыки письменного оформления начала рассказа, упорядочивания идей и написания логического заключения. Таким ученикам нравится подкреплять своё письмо рисунками и обсуждать свои идеи.

Программное обеспечение StoryVisualizer позволяет ученикам сочетать слова и фразы для решения затруднений, возникающих при изложении рассказа, из которых они не могли бы выйти, пользуясь лишь словами. Педагоги могут поддержать учебный процесс, оказывая необходимую помощь и конструктивную поддержку. Программное обеспечение включает в себя множество схем вёрстки, которые ученики могут использовать в качесте

рабочих платформ в соответствии со своим уровнем. Например, схема

«комикс» позволяет ученикам использовать для создания истории последовательность изображений, сопровождаемых текстом. Эта схема вёрстки также помогает научиться переносить конкретные элементы непосредственно в документы, содержащие только текст. Например, текст из текстового облачка можно заключить в кавычки. Схемы вёрстки можно менять согласно желанию и возможностям пользователя.

Программное обеспечение StoryVisualizer позволяет учащимся публиковать материалы по-новому. С его помощью ученики могут легко писать, печатать, публиковать рассказы и делиться ими с другими учениками. Документы можно посылать по электронной почте родителям или публиковать на айтах.

Достоинства ПО StoryVisualizer:

• Прекрасное наглядное представление знаний

• Легко запоминающееся яркое представление основной информации

• Приобщение учеников к обдумыванию, сочинению и написанию текстов

• Предоставление прекрасных возможностей для написания диалогов

• Вовлечение в работу учеников, которые не любят письменные задания

• Систематизация материала с помощью изложения событий и обозначения их на карте

• Осмысление рассказа или темы на основе наглядности

• Развитие творческих способностей и способности к размышлению

• Развитие умения писать сочинения с опорой на взаимосвязь наглядно-

действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления

• Улучшение навыков чтения, письма и мышления

• Средство оценки и анализа__

Как этим пользоваться?

Есть четыре категории заданий:

• Построение и рассказывание историй

• Пересказ и анализ рассказов

Очень важно, чтобы ученики познакомились с материалами, научились распознавать отдельные элементы, поняли, для чего они нужны и как они взаимодействуют. Если ученики недостаточно хорошо знакомы с материалами, они не смогут применить их правильно в процессе строительства и придумывания рассказа. Чтобы приступить к работе можно было быстрее, начальные задания собраны вместе.

Эти задания дают учителю возможность предложить ученикам поговорить о значимых для них случаях и происшествиях, например о днях рождения, выездах на природу, документальных фильмах, событиях, связанных с жизнью общества, о книгах или статьях.

Создание и пересказ историй

Выполняя эти задания, ученики знакомятся с основными элементами структуры рассказа. Общая структура рассказа, часто называемая «сюжетной линией», состоит из разных сцен. Каждая сцена — независимое звено в цепи событий рассказа.

В зависимости от уровня и возможностей учеников, структура рассказа может включать в себя либо три сценические конструкции — начало (завязка), середина (действие) и конец (развязка), — либо пять сценических конструкций: начало, завязка, кульминация, развязка и конец. Сочинять рассказ могут до пяти учеников — они вместе придумывают сюжет рассказа, а затем каждый из них собирает одну из сцен рассказа.

Пересказ и анализ рассказов

Эти задания дают возможность адаптировать всем знакомые истории таким образом, чтобы они соответствовали уровню учеников и являлись основой для анализа и работы с разными жанрами.

Ученики могут добавить свою последовательность событий и окончание. Также можно изменить начало всем знакомой истории, тем самым изменив чувства, настроения персонажей и место действия. Ученики могут ознакомиться с тем, как изменения сказались на сюжете и ходе событий в рассказе.

Все вышеуказанные задания находятся в библиотеке и могут использоваться в любом порядке в соответствии с задачами учебного плана, предпочтениями отдельного преподавателя и классом. Однако рекомендуется прежде выполнить начальные задания, а затем — задания, связанные с описанием ежедневных событий вместе с заданиями на создание и пересказ. Такой порядок обеспечивает естественное формирование и совершенствование навыков сочинения рассказа. Задания на пересказ и анализ рассказов можно выполнять на любом этапе.

Структура заданий

Структура каждого отдельного задания обеспечивает естественный процесс

обучения и приобретения опыта обучения:

Подготовка к работе

Подготовка к работе заключается в раздаче наборов «Развитие речи 2.0» и обсуждении с детьми сценария будущей истории, т. е. фактически постановки задачи, связанной с реальной жизненной ситуацией. Его можно прочитать вслух или просто пересказать, используя иллюстрацию из набора «Развитие речи 2.0». В этих иллюстрациях намеренно не показана определенная развязка. Их цель — побудить учащихся к обсуждению и помочь выстроить сюжетную линию.

Строительство из кубиков ЛЕГО® — это органичный и быстрый процесс. Ученики могут составлять планы на бумаге, в уме или с помощью карты событий. Их планы будут естественным образом развиваться по мере появления новых возможностей в ходе строительства. Начав строительство, ученики постепенно создадут персонажей, место

действия, специальные элементы, развитие сюжета и определят, сколько им необходимо сценических конструкций — одна, три или пять.

Размышление влечет за собой пересмотр, изменение, сомнение, адаптацию и продолжению строительства. Задача учеников — создать убедительные и выразительные сценарии, описывающие участие различных персонажей в череде событий. В процессе сборки сцен и размышления ученики общаются, выражают своё мнение и развивают важные языковые навыки.

Во время строительства появляются новые яркие возможности, которые нельзя было предвидеть при создании карты событий или в набросках диалогов. Чтобы учесть эти новые возможности, ученики могут отойти от предварительного плана. Они должны общаться и развивать рассказ в процессе построения.

Предлагаю вам несколько общих вопросов, которые помогут ученикам оценить свои успехи в ходе конструирования. Эти вопросы помогут определить их уровень знаний и подготовки с учётом выполнения заданий учебного плана:

• Вы можете кратко описать сценарий или сюжет?

• Какая из созданных вами сцен самая любимая и яркая, и почему?

• Что чувствуют ваши персонажи в каждой сцене?

• Как вы раскроете эти чувства в своём рассказе?

• Как сделать сюжетную линию захватывающей?

• Вы можете вкратце описать диалоги, части речи и выразительные средства,

которые собираетесь использовать? (Конкретные примеры прилагательных

и описательных слов, местоимений в зависимости от предмета изучения).

• Кто ваш любимый персонаж в рассказе и почему?

Совместное использование и оформление

В процессе совместного использования и оформления ученики должны последовательно представить сценические конструкции своего рассказа аудитории или друг другу. Перед использованием программного обеспечения StoryVisualizer ученики могут подготовить карты событий, рассказы и цели обучения в черновом варианте.

При расширении используются дополнительные идеи для формирования исходного замысла и дальнейшего развития сюжета. Такие предложения предназначаются для всех учеников и служат основой дополнительных заданий и идей.

Направленность дополнительной образовательной программы - техническая и предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области технологии. Конструкторы ЛЕГО вводят детей в мир моделирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности.

Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, можно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

ВложениеРазмер
lego_tehnologii.docx 25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЛЕГО-технологий на уроках русского языка и литературы.

Зинтулина Гузелия Рамиловна,

учитель русского языка и литературы,

г. Альметьевск, Республика Татарстан

ЛЕГО-педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени; способствует укреплению здоровья детей. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения во многих образовательных учреждениях.

Основные области применения ЛЕГО-педагогики:

  • начальное образование (математика, развитие речи, знакомство с окружающим миром);
  • технология и интегрированные модули технологии и естественнонаучных дисциплин;
  • начальное профессиональное образование;
  • образование для детей с проблемами в адаптации; проблемами физического и умственного развития;

Применение ЛЕГО-технологий на уроках позволяет:

  • обеспечить комфортную атмосферу на уроке для каждого ученика,
  • ускорить адаптационный период,
  • развивать мышление, внимание, мелкую моторику ребенка,
  • обеспечить непрерывную обратную связь между учеником и учителем,
  • организовать процесс профессиональной ориентации начиная с I ступени обучения.

Применение ЛЕГО - технологий на базе ГОУ СОШ №650

  • в рамках урока (методика «Пишем, не зная букв»),
  • во внеурочной деятельности (Лего-проекты).

Результатом широкого применения ЛЕГО-технологий стала положительная динамика роста качества образования, которая выражена в следующих достижениях:

  • ускорился процесс адаптации и формирования учебной мот
  • внимание,
  • появились значительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику),
  • более 50% учащихся перестали испытывать трудности в звуко-буквенном анализе слов, построении моделей задач уже на 2-й неделе использования ЛЕГО- технологий при изучении данных тем.

Такие результаты позволили сделать вывод, что применение ЛЕГО-технологий позволяет способствовать формированию прочной базы ЗУН с первых дней обучения и может являться неотъемлемым средством повышения качества образования

В настоящее время сказки пользуются огромной популярностью у людей различных возрастов. История использования сказок в учебно-воспитательном процессе богата и разнообразна. Поэтому мы решили все декорации сделать из Лего-конструктора. Несмотря на то, что мы работаем с детьми, у них хорошо развито мышление, воображение. Они с удовольствием и достаточно умело справлялись с Лего-конструктором, т.к. они работают с ним часто.

Проектная деятельность на уроках литературного чтения

Чтение начинается с первого дня обучения в школе. На уроке литературного чтения знакомство с детской художественной книгой происходит постоянно. Таким образом, ребенок систематически знакомится с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы, учится ориентироваться в книге и среди книг, предугадывать примерное содержание детской книги до чтения, различать книги по существенным признакам (тема, автор, заголовок).

Цель курса «Литература» — нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения её теории и практики анализа художественного текста. Это значит, что у учащихся формируется интерес к книге, желание и привычка читать.

В этом году мы поставили перед собой задачи:

  1. Закрепить знания детей о сказках.
  2. Развивать любознательность, интерес к народному творчеству.
  3. Формировать у детей выдумку, фантазию.
  4. Расширять словарный запас.
  5. Совершенствовать навыки работы учащихся с различными поисковыми системами
  6. Создать проекты по сказкам.

Читая и анализируя произведение, ребёнок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания.

Жанровое богатство, высокая художественность текстов и накопленный багаж знаний и навыков читательской деятельности за годы обучения в начальной школе позволяют усложнить и расширить тематику и формы творческих работ учащихся. От работы «по авторской модели» они переходят к сочинению собственных сказок и рассказов.

Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.

Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, можно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Тематика проектов может быть самая разнообразная. Проектная деятельность отличается, от учебной, своей практической направленностью, она завершается созданием творческих работ и обязательной презентацией результатов.

Сначала мы выбрали сказки, героев, рассказали, какими они будут, описали их внешний вид, настроение. Потом все вместе стали обсуждать: "С чего начнется проект? Как будут развиваться события? Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?" Свои ответы-продолжения мы высказывали по цепочке, друг за другом.

При распределении ролей учитывались индивидуальные особенности и возможности детей, а также используемых игрушек, обсуждались характеры персонажей. В репетицию так же вовлеклись все учащиеся.

Изготовление декораций из Лего- конструктора – стало важным этапом в работе над проектом. Это привлекло внимание маленьких участников к тем деталям, которые чаще всего ускользают от детского внимания: место действия и его смена, средства передачи атмосферы сказки, настроения (страшно, мрачно или светло, весело).

Участие взрослых в проекте позволяет развить у малышей способность к эмоциональному погружению в сказку, к ее творческому осмыслению, способность к сотрудничеству.

Жизнь ребенка – непрерывная творческая игра. Необходимо, чтобы воедино были связаны обучение, игра и творчество. На занятиях с конструктором ЛЕГО ребенок учится фантазировать и видеть необычное в самом простом и привычном, передает с помощью конструктора образцы реальной жизни. Часами дети могут создавать удивительные проекты. Так развиваются не только творческие способности, но и воспитывается личность ребенка, способность самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные решения. В ходе таких занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, мотивация к обучению, улучшается память. Необходимо помнить, что работа с мелкими деталями положительно влияет на мелкую моторику.

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.

Но в современном мире роль книги ушла на второй план. Поэтому всеми средствами мы стараемся приобщить к миру литературы.

Всё больше и больше новых предметов стало появляться в школе за последнее время. Один из них – ЛЕГО-конструирование.

Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки учащегося.

ВложениеРазмер
lego-konstruirovanie.docx 28.05 КБ
lego-konstruirovanie.pptx 2.24 МБ

Предварительный просмотр:

«LEGO-конструирование как инструмент языкового восприятия и развития навыков устной и письменной речи в обучении русскому языку в начальной школе»

Всё больше и больше новых предметов стало появляться в школе за последнее время. Один из них – ЛЕГО-конструирование.

Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки учащегося.

Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования предоставил нашей школе комплект учебных проектов LEGO Education (лего эдьюкейшн) «StoryStarter «Построй свою историю. Развитие речи 2.0».

«Развитие речи 2.0» — набор для изучения русского и иностранных языков, предназначенный для начальной школы (2–5 классы).

В рамках проведения внеурочной деятельности у нас в школе реализуется программа внеурочной деятельности «Простые механизмы и конструирование», где используется Базовый набор StoryStarter «Построй свою историю. Развитие речи 2.0».

Решение «Развитие речи 2.0» состоит из набора деталей ЛЕГО. Один набор «Развитие речи 2.0» рассчитан на совместное создание рассказа максимум пятью учениками. Решение «Развитие речи 2.0» предназначено для развития навыков устной речи, чтения, словарного запаса, письма, развития знаний в областях технологий и цифрового обучения.

Материалы всех заданий сформированы с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта НО. Ученики развивают широкий спектр навыков в процессе активной учёбы, созидания, строительства, повествования, выяснения и обсуждения.

«Развитие речи 2.0» — это уникальный творческий обучающий инструмент, который позволяет школьникам освоить навыки повествования и научиться сочинять рассказы в естественных условиях. Решение «Развитие речи 2.0» сразу вовлекает учеников в работу, мотивирует их использовать своё воображение для сочинения и построения рассказов, персонажей и сюжетных линий.

Изложение и сочинение рассказов с опорой на заданную структуру — это мощные инструменты, повышающие грамотность и помогающие ученикам делиться своими историями, рассказами и событиями из повседневной жизни. Выстраивание событий в естественном порядке способствует познанию и стимулирует воображение, развивает творческие способности и помогает ученикам находить совершенно новые идеи.

Ученики совершенствуют навыки владения родным или иностранным языком, творческое и критическое мышление во время практических занятий, на которых они создают карты событий, сцены, объекты и животных, образы, диалоги, придумывают увлекательное действие и захватывающие сюжетные линии с заранее определённым началом и концом, заданными временными рамками и последовательностью событий.

Сценарии ведения учебной деятельности, подстраиваемые под уровень подготовки учеников, очень разнообразны и стимулируют совместную работу учеников и обмен идеями, методами и опытом.

Решение «Развитие речи 2.0» поможет ученикам:

• Научиться уверенно говорить на разные темы.

• Научиться сочинять, последовательно выстраивать и пересказывать рассказы.

• Улучшить навыки говорения и восприятия речи.

• Развить навыки чтения и письма.

• Научиться анализировать рассказы, персонажей и сюжеты.

• Научиться определять и понимать концепции жанров.

• Естественным образом объединять классическое и цифровое обучение.

Дополнительный набор StoryStarter «Построй свою историю. Городская жизнь » включает в себя все преимущества базового набора StoryStarter «Построй свою историю» и в то же время расширяет возможности его использования, позволяя учащимся изучать общество и культуру, узнавая о ролях и обязанностях, общественных системах, общественном поведении и коммуникации. Комплект учебных материалов StoryStarter «Построй свою историю. Городская жизнь» подчеркивает связь с реальным миром, предлагая учащимся прочесть информативные тексты и поделиться новыми знаниями с другими, таким образом прививая им прочные навыки проведения исследований и объяснения полученных данных.

Дополнительный набор StoryStarter «Построй свою историю. Космос »

позволяет учащимся изучать жанр научной фантастики, обществознание (включая изложение исторических событий) и естественные науки. Уникальные детали позволяют учащимся узнавать больше об особенностях научной фантастики, людях и их потребностях, а также об освоении космоса.

Дополнительный набор StoryStarter «Построй свою историю. Сказки позволяет учащимся создавать более насыщенные и детализированные сказки. Уникальные детали позволяют учащимся узнать больше об отличительных особенностях сказок, известных авторах, чертах характера персонажей и влиянии культуры на сказки.

Программное обеспечение StoryVisualizer в классе

Ученики изучают письмо для описания подлинных и вымышленных событий, выражения и обоснования своего мнения, демонстрации понимания предмета изучения. Они учатся понимать, что одна из основных целей письма — это передача информации другой, иногда незнакомой, аудитории простым и понятным способом, и постепенно учатся приводить стиль и содержание своих текстов в соответствие с текущим заданием. Кроме того, ученики развивают у себя способность черпать знания в ходе исследования и аналитически подходить к художественным и информационным источникам.

Чтобы достичь такого уровня, ученики должны потратить значительное время и силы на выполнение письменных заданий.

Многие ученики быстро читают, но письмо вызывает у них сложности. У них есть идеи, но недостаточно сформированы навыки письменного оформления начала рассказа, упорядочивания идей и написания логического заключения. Таким ученикам нравится подкреплять своё письмо рисунками и обсуждать свои идеи.

Программное обеспечение StoryVisualizer позволяет ученикам сочетать слова и фразы для решения затруднений, возникающих при изложении рассказа, из которых они не могли бы выйти, пользуясь лишь словами. Педагоги могут поддержать учебный процесс, оказывая необходимую помощь и конструктивную поддержку. Программное обеспечение включает в себя множество схем вёрстки, которые ученики могут использовать в качесте

рабочих платформ в соответствии со своим уровнем. Например, схема

«комикс» позволяет ученикам использовать для создания истории последовательность изображений, сопровождаемых текстом. Эта схема вёрстки также помогает научиться переносить конкретные элементы непосредственно в документы, содержащие только текст. Например, текст из текстового облачка можно заключить в кавычки. Схемы вёрстки можно менять согласно желанию и возможностям пользователя.

Программное обеспечение StoryVisualizer позволяет учащимся публиковать материалы по-новому. С его помощью ученики могут легко писать, печатать, публиковать рассказы и делиться ими с другими учениками. Документы можно посылать по электронной почте родителям или публиковать на айтах.

Достоинства ПО StoryVisualizer:

• Прекрасное наглядное представление знаний

• Легко запоминающееся яркое представление основной информации

• Приобщение учеников к обдумыванию, сочинению и написанию текстов

• Предоставление прекрасных возможностей для написания диалогов

• Вовлечение в работу учеников, которые не любят письменные задания

• Систематизация материала с помощью изложения событий и обозначения их на карте

• Осмысление рассказа или темы на основе наглядности

• Развитие творческих способностей и способности к размышлению

• Развитие умения писать сочинения с опорой на взаимосвязь наглядно-

действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления

• Улучшение навыков чтения, письма и мышления

• Средство оценки и анализа__

Как этим пользоваться?

Есть четыре категории заданий:

• Построение и рассказывание историй

• Пересказ и анализ рассказов

Очень важно, чтобы ученики познакомились с материалами, научились распознавать отдельные элементы, поняли, для чего они нужны и как они взаимодействуют. Если ученики недостаточно хорошо знакомы с материалами, они не смогут применить их правильно в процессе строительства и придумывания рассказа. Чтобы приступить к работе можно было быстрее, начальные задания собраны вместе.

Эти задания дают учителю возможность предложить ученикам поговорить о значимых для них случаях и происшествиях, например о днях рождения, выездах на природу, документальных фильмах, событиях, связанных с жизнью общества, о книгах или статьях.

Создание и пересказ историй

Выполняя эти задания, ученики знакомятся с основными элементами структуры рассказа. Общая структура рассказа, часто называемая «сюжетной линией», состоит из разных сцен. Каждая сцена — независимое звено в цепи событий рассказа.

В зависимости от уровня и возможностей учеников, структура рассказа может включать в себя либо три сценические конструкции — начало (завязка), середина (действие) и конец (развязка), — либо пять сценических конструкций: начало, завязка, кульминация, развязка и конец. Сочинять рассказ могут до пяти учеников — они вместе придумывают сюжет рассказа, а затем каждый из них собирает одну из сцен рассказа.

Пересказ и анализ рассказов

Эти задания дают возможность адаптировать всем знакомые истории таким образом, чтобы они соответствовали уровню учеников и являлись основой для анализа и работы с разными жанрами.

Ученики могут добавить свою последовательность событий и окончание. Также можно изменить начало всем знакомой истории, тем самым изменив чувства, настроения персонажей и место действия. Ученики могут ознакомиться с тем, как изменения сказались на сюжете и ходе событий в рассказе.

Все вышеуказанные задания находятся в библиотеке и могут использоваться в любом порядке в соответствии с задачами учебного плана, предпочтениями отдельного преподавателя и классом. Однако рекомендуется прежде выполнить начальные задания, а затем — задания, связанные с описанием ежедневных событий вместе с заданиями на создание и пересказ. Такой порядок обеспечивает естественное формирование и совершенствование навыков сочинения рассказа. Задания на пересказ и анализ рассказов можно выполнять на любом этапе.

Структура каждого отдельного задания обеспечивает естественный процесс

обучения и приобретения опыта обучения:

Подготовка к работе

Подготовка к работе заключается в раздаче наборов «Развитие речи 2.0» и обсуждении с детьми сценария будущей истории, т. е. фактически постановки задачи, связанной с реальной жизненной ситуацией. Его можно прочитать вслух или просто пересказать, используя иллюстрацию из набора «Развитие речи 2.0». В этих иллюстрациях намеренно не показана определенная развязка. Их цель — побудить учащихся к обсуждению и помочь выстроить сюжетную линию.

Строительство из кубиков ЛЕГО® — это органичный и быстрый процесс. Ученики могут составлять планы на бумаге, в уме или с помощью карты событий. Их планы будут естественным образом развиваться по мере появления новых возможностей в ходе строительства. Начав строительство, ученики постепенно создадут персонажей, место

действия, специальные элементы, развитие сюжета и определят, сколько им необходимо сценических конструкций — одна, три или пять.

Размышление влечет за собой пересмотр, изменение, сомнение, адаптацию и продолжению строительства. Задача учеников — создать убедительные и выразительные сценарии, описывающие участие различных персонажей в череде событий. В процессе сборки сцен и размышления ученики общаются, выражают своё мнение и развивают важные языковые навыки.

Во время строительства появляются новые яркие возможности, которые нельзя было предвидеть при создании карты событий или в набросках диалогов. Чтобы учесть эти новые возможности, ученики могут отойти от предварительного плана. Они должны общаться и развивать рассказ в процессе построения.

Предлагаю вам несколько общих вопросов, которые помогут ученикам оценить свои успехи в ходе конструирования. Эти вопросы помогут определить их уровень знаний и подготовки с учётом выполнения заданий учебного плана:

• Вы можете кратко описать сценарий или сюжет?

• Какая из созданных вами сцен самая любимая и яркая, и почему?

• Что чувствуют ваши персонажи в каждой сцене?

• Как вы раскроете эти чувства в своём рассказе?

• Как сделать сюжетную линию захватывающей?

• Вы можете вкратце описать диалоги, части речи и выразительные средства,

которые собираетесь использовать? (Конкретные примеры прилагательных

и описательных слов, местоимений в зависимости от предмета изучения).

• Кто ваш любимый персонаж в рассказе и почему?

Совместное использование и оформление

В процессе совместного использования и оформления ученики должны последовательно представить сценические конструкции своего рассказа аудитории или друг другу. Перед использованием программного обеспечения StoryVisualizer ученики могут подготовить карты событий, рассказы и цели обучения в черновом варианте.

При расширении используются дополнительные идеи для формирования исходного замысла и дальнейшего развития сюжета. Такие предложения предназначаются для всех учеников и служат основой дополнительных заданий и идей.

Направленность дополнительной образовательной программы - техническая и предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области технологии. Конструкторы ЛЕГО вводят детей в мир моделирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«LEGO-конструирование как инструмент языкового восприятия и развития навыков устной и письменной речи в обучении русскому языку в начальной школе» муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа № 60 имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса» Храмцова Е. А., учитель начальных классов

Базовый набор StoryStarter «Построй свою историю. Развитие речи 2.0» Решение «Развитие речи 2.0» поможет ученикам: Научиться уверенно говорить на разные темы. Научиться сочинять, последовательно выстраивать и пересказывать рассказы. Улучшить навыки говорения и восприятия речи. Развить навыки чтения и письма. Научиться анализировать рассказы, персонажей и сюжеты. Научиться определять и понимать концепции жанров . Естественным образом объединять классическое и цифровое обучение.

Дополнительные наборы StoryStarter «Построй свою историю» «Городская жизнь» «Космос» «Сказки»

Программное обеспечение StoryVisualizer в классе Достоинства ПО StoryVisualizer : • Прекрасное наглядное представление знаний • Легко запоминающееся яркое представление основной информации • Приобщение учеников к обдумыванию, сочинению и написанию текстов • Предоставление прекрасных возможностей для написания диалогов • Вовлечение в работу учеников, которые не любят письменные задания • Осмысление рассказа или темы на основе наглядности • Развитие умения писать сочинения с опорой на взаимосвязь наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления • Улучшение навыков чтения, письма и мышления • Средство оценки и анализа

Образовательные решения. Как этим пользоваться? Категории заданий: • Первые шаги • Повседневное повествование • Построение и рассказывание историй • Пересказ и анализ рассказов Структура заданий: Подготовка к работе Построение рассказа Размышление Оформление Расширение

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Статья: «Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского языка по учебнику М. С. Соловейчик»

В статье рассматриваются проблемы развития речи у учащихся начальных классов, анализируются возможности, подходы и пути решения данных проблем в современной педагогической науке.


Роль письма и письменной речи в обучении иностранного языка на начальном этапе обучения.

Письмо и письменная речь в методике обучения иностранному языку всегда являетя не только как средство обучения, но и как цель обучения иностранным языкам.


Дидактические игры для развития речи на уроках русского языка в начальной школе

Сегодня в научно-педагогической и методической литературе учитель может найти много пособий, рекомендаций по использованию игр в учебной деятельности. Дидактическая игра является ценным средством восп.


Дидактические игры для развития речи на уроках русского языка в начальной школе

Сегодня в научно-педагогической и методической литературе учитель может найти много пособий, рекомендаций по использованию игр в учебной деятельности. Дидактическая игра является ценным средством восп.

Развитие связной письменной речи на уроках русского языка в начальной школе

Статья "Развитие связной письменной речи на уроках русского языка в начальной школе" представляет собой краткое описание основных направлений работы по формированию у обучающихся начальных к.


Работа с деформированным текстом, как средство развития речи на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье приведены примеры и виды работ с деформированным текстом на уроках русского языка в начальной школе.

ЛЕГО-педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени; способствует укреплению здоровья детей. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения во многих образовательных учреждениях.

Основные области применения ЛЕГО-педагогики:

  1. начальное образование (математика, развитие речи, знакомство с окружающим миром);
  2. технология и интегрированные модули технологии и естественнонаучных дисциплин;
  3. начальное профессиональное образование;
  4. образование для детей с проблемами в адаптации; проблемами физического и умственного развития;

Применение ЛЕГО-технологий на уроках позволяет:

  1. обеспечить комфортную атмосферу на уроке для каждого ученика,
  2. ускорить адаптационный период,
  3. развивать мышление, внимание, мелкую моторику ребенка,
  4. обеспечить непрерывную обратную связь между учеником и учителем,
  5. организовать процесс профессиональной ориентации начиная с I ступени обучения.

Применение ЛЕГО - технологий на базе ГОУ СОШ №650

  1. в рамках урока (методика «Пишем, не зная букв»),
  2. во внеурочной деятельности (Лего-проекты).

Результатом широкого применения ЛЕГО-технологий стала положительная динамика роста качества образования, которая выражена в следующих достижениях:

  1. ускорился процесс адаптации и формирования учебной мотивации, улучшилась память, внимание,
  2. появились значительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику),
  3. более 50% учащихся перестали испытывать трудности в звуко-буквенном анализе слов, построении моделей задач уже на 2-й неделе использования ЛЕГО- технологий при изучении данных тем.

Такие результаты позволили сделать вывод, что применение ЛЕГО-технологий позволяет способствовать формированию прочной базы ЗУН с первых дней обучения и может являться неотъемлемым средством повышения качества образования

Читайте также: