Лего технологии для дошкольников

Обновлено: 27.04.2024

Доказано неоднократно, что когда ребенок рождается, то он учится. Он учится абсолютно всему: ползать, затем ходить, кушать ложкой, играть, разговаривать - получает новые умения и навыки. Но не каждый из взрослых знает и осознает, что дети играют для того, чтобы научиться владеть окружающими предметами, то есть приобрести умения, знания и навыки.

Дошкольное детство является наиболее сенситивным временем в жизни каждого малыша, это важнейший жизненный период каждого человека. Именно в этот период закладывается фундамент психофизического здоровья, создаются основы интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер личности. Наряду с познанием окружающего мира, огромнейшую роль играет выбор игрушек, которыми играет ребенок. При выборе игрушки необходимо учитывать то, как она будет влиять на формирование всех психических процессов у дошкольников, какую именно функцию она несет.

Лего конструирование в детском саду

Конструирование является одним из самых часто встречающихся видов развития мелкой моторики, а также речи, мышления, воображения, внимания, памяти, интеллекта у детей.

Конструктор ЛЕГО появился в середине 19 века и моментально совершил революцию, которая стала началом бурного и повсеместного развития конструирования. И раньше были различные наборы и конструкторы. Но в отличие от них, ЛЕГО предложил большое количество деталей, которые прочно и удобно соединялись между собой. В результате созданное строение получалось устойчивым, что по достоинству оценили все дети.

Сегодня ЛЕГО конструкторы повсеместно можно видеть в детских садах, в некоторых заведениях предусмотрены целые "ЛЕГО"-комнаты. Освоение ЛЕГО конструктором не должно быть спонтанным, его использование должно быть целенаправленным. Воспитательно-образовательная деятельность педагога должна быть основана на четкой стратегии относительно использования этого конструктора.

Система занятий по ЛЕГО конструированию

Начинать занятия по ЛЕГО конструированию следует со средней группы. Раньше можно, но не рекомендуется, чтобы избежать неприятных ситуаций. На этапе средней группы вовлечение детей в системную конструкторскую деятельность можно посчитать одним из основных условий для формирования способностей осознавать и изучать свойства предметов (размер, форму, цвет).

Перед детьми старшего дошкольного возраста открываются более широкие возможности для конструирования. Дети уже достаточно хорошо могут строить на базе демонстрации методов крепления, а также основываясь на самостоятельном анализе готовых построек. В этом возрасте уместно использовать графические модели. У ребят дошкольного возраста отлично развивается логическое мышление и независимость при решении созидательных задач.

Последний этап по развитию конструкторской деятельности - это обучение в подготовительной группе. Занятия становятся достаточно сложными, они включают элементы экспериментирования, дошкольникам создают условия свободного выбора стратегии их деятельности, проверяются пути решения поставленной творческой задачи, которые они сами выбрали.

Современные педагоги считают ЛЕГО конструкторы игрушками, которые направлены на формирование знаний и умений, как успешно и эффективно действовать в социуме, на развитие способности освоить культурное богатство окружающего мира. Глобализация образования, внедрение инноваций, технологический процесс сегодня направлены на повышение качества воспитания, эффективности обучения, а при необходимости - на коррекцию детей дошкольного возраста. ЛЕГО конструирование - это развитие интеллектуальных способностей, творческая деятельность на практике, которые проявляются в разных видах деятельности: изобразительной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой. Любая деятельность детей - это и воспитание социально-активной личности ребенка со значительной долей свободы практического и логического мышления, а также развитие самостоятельности и любознательности, способностей решать трудные задачи на данном периоде развития творческим образом.

Технологию конструирования можно отнести к интерактивной педагогической технологии. Она определяет направление познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Игра - ведущая деятельность ребенка. Именно в ней формируется способность к созданию новых и новых образов, отражающих функциональные, генетические, структурные связи предметов, действий и явлений, а также укрепляется в восприятии и сочинении сказок, в изобразительном творчестве. Предложенная система связей включает и образ, выраженный в слове. Для каждого взрослого первостепенной задачей должно являться правильно сформировать и закрепить данные связи в процессе общения с ребенком.

Как провести занятие по лего-конструированию в детском саду

Лего-конструирование

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Дети, разбившись на группы, собирают конструктор

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Задачи Лего-методики

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

Конструирование с малышами

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

Конструирование в средней группе

В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования.

Конструирование в старшей группе

В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

Базовые идеи Лего-технологии:

  • от простого к сложному;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • созидательность и результативность;
  • развитие творческих способностей;
  • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

  • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
  • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
  • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Фестиваль по конструированию

Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

Формы реализации Лего-методики в детском саду:

  • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка ребёнка к конкурсу;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми.
    • воспитатель;
    • дети и родители.

    Свободная игра с конструктором

    Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

    Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

    В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:

    • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
    • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
    • Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

    Сюжетно-ролевая игра с конструктором

    Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

    Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

    Методический кабинет Комсомольское ДОУ «Сказка»«LEGO технологии в работе с.


    Курс повышения квалификации

    Методика обучения игре детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС


    Курс повышения квалификации

    Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС


    Курс повышения квалификации

    Моделирование физкультурно-образовательной среды дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО


    «Как выстроить взаимодействие игры и музыки при нарушениях сенсорной интеграции детей с ОВЗ дошкольного возраста»

    • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
    • Повысим гибкость и раскованность в общении

    Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

    Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Методический кабинет Комсомольское ДОУ «Сказка»«LEGO технологии в работе с.

    Методический кабинет
    Комсомольское ДОУ «Сказка»
    «LEGO
    технологии в работе с дошкольниками»
    Подготовила: воспитатель-методист Конько Е.Г.

    Актуальность развивающего образования; научной обоснованности и практич.

    развивающего образования;
    научной обоснованности и практической применимости;
    соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
    единства воспитательных, развивающих и обучающих целей
    и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
    интеграции образовательных областей;
    решения программных образовательных задач в совместной
    и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
    учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
    Введение ОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
    Предлагаемая нами модель воспитательно–образовательной работы в детском саду включает в себя LEGO технологии.
    LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

    «Конструируя, ребенок действует, как зодчий возводящий здание собственного ин.

    «Конструируя, ребенок действует, как зодчий
    возводящий здание собственного интеллекта»
    Ж. Пиаже
    Компания была основана в 1932 году
    Её основателем стал датчанин Оле Кирк Кристиансен
    Слово «LEGO», позже ставшее названием компании,
    появилось в 1934 году, от выражения «leg godt» —
    «увлекательная игра».
    Конструктор лего был создан дедушкой для своего внука.
    Теперь мальчик, для которого дедушка сконструировал
    первую деревянную игрушку лего президент холдинга LEGO Group.
    Сначала игрушки были деревянными и только в 1949 году появились
    первые кубики ЛЕГО, сделанные из пластмассы.

    Виды конструктора LEGOС крупными деталями – Дупло LEGO DUPLO С более мел.

    Виды конструктора LEGO
    С крупными деталями – Дупло
    LEGO DUPLO

    С более мелкими деталями – ДАКТА

    По образцу Виды конструированияПо моделиПо условиямПо темеПо замыслуПо черте.

    По образцу
    Виды конструирования
    По модели
    По условиям
    По теме
    По замыслу
    По чертежам
    и схемам

    Конструирование по образцу подразумевает под собой сборку модели по уже сущес.

    Конструирование по образцу подразумевает под собой сборку модели по уже существующему образцу.
    Конструирование по схемам и чертежам. Есть готовая схема, а задачей детей является собрать свой образец, повторить то, что они видят, правильно выполнить алгоритм предлагаемых действий.
    При конструировании по условиям задаются только условия, которым должна соответствовать будущая постройка или механизм: большой или маленький, высокий или низкий, с использованием деталей определенных цветов и т.п. Дети должны создать свой объект, который будет отвечать заданным характеристикам(Построй устойчивую башню)
    Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам придумает и воплотит в жизнь собственную идею. При этом не делается никаких ограничений. Ребенок сам, исходя из имеющегося материала, создает в воображении образ своего будущего сооружения и строит его

    Взаимодействие с родителямиИгротекиОткрытые мероприятияВыставки совместных ра.

    Взаимодействие с родителями
    Игротеки
    Открытые мероприятия
    Выставки совместных работ
    Пополнение ЛЕГО-уголков в группах
    Консультации
    Оформление стендового материала

    Образовательная область «Физическое развитие»«Мини-футбол» Цель: Развивать ме.

    Образовательная область
    «Физическое развитие»
    «Мини-футбол»
    Цель: Развивать мелкую моторику рук и координационную умелость; тренировать глазомер; совершенствовать пространственную ориентировку; формировать навыки действия по заданному образцу.
    Приведем небольшую подборку игровых упражнений для детей 3-7 лет, способствующих реализации различных образовательных областей ГОС дошкольного образования.

    Образовательная область «Познавательное развитие»«Чудесный мешочек», «Найди т.

    Образовательная область
    «Познавательное развитие»
    «Чудесный мешочек», «Найди такой же!», «Найди и назови!»
    Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и тактильную память; познакомить с понятиями «элемент», «деталь»; формировать умение различать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и словесной инструкции.
    Формирование пространственных отношений
    LEGO конструирование включено в регламент образовательной деятельности
    детского сада, реализуется в рамках образовательной области «Познание»,
    раздела «Конструирование»
    «Что изменилось?» «Чего не стало?»
    Цель: Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве; продолжать формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать свои действия словами.

    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»«Светофор» Цель.

    Образовательная область
    «Социально-коммуникативное развитие»
    «Светофор»
    Цель: Продолжать знакомить с правилами безопасного перехода через проезжую часть; развивать пространственную ориентировку, цветовосприятие.
    «На дороге»
    Цель: Закреплять представления о правилах дорожного движения; побуждать создавать тематические постройки и обыгрывать их в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
    «Когда за дверью незнакомец»
    Цель: Познакомить с правилами безопасного поведения в ситуации, когда ребенок находится один дома и незнакомец звонит в дверь; развивать активную речь; воспитывать разумную осторожность поведения.

    Образовательная область «Речевое развитие»«Расскажи сказку!» Цель: Развивать.

    Образовательная область
    «Речевое развитие»
    «Расскажи сказку!»
    Цель: Развивать связную речь, формировать умение составлять сюжетный рассказ в логической последовательности, используя три структурные части (зачин, развитие действия, концовка); развивать воображение и словесное творчество детей.
    «Выложи схему слова!»
    Цель: Формировать умение осуществлять звуковой анализ слов, состоящих из трех-шести звуков; продолжать учить выкладывать схему слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом; закреплять представления о понятиях «слово», «звук», «буква».
    Формирование графического образа букв
    Овладение звуко-буквенно-слогового анализа слов

    Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»«Построй длинную.

    Образовательная область
    «Художественно-эстетическое развитие»
    «Построй длинную (короткую) дорожку!»
    Цель: Формировать умение выделять пространственные признаки предметов (высота, длина, ширина) и выполнять простые задания. Предполагающие уменьшение или увеличение построек, двумя способами: путем мелких деталей на более крупные и путем надстраивания частей; развивать активную речь за счет использование определений (длинная, короткая, прямая. извилистая).
    «Широкая и узкая тропинки»
    Цель: Продолжать формировать представления о ширине предметов; учить сравнивать предметы по ширине; развивать умение анализировать предметный или графический образец и соотносить свои действия с ним.

    Развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и у.

    Развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
    В процессе применение LEGO конструктора у ребенка:
    Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве
    Расширение своих представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте,
    ландшафте.
    Получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии.
    Развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти мышления
    Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
    Обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда
    Обучение воображению,
    творческому мышлению.

    Преимущества LEGO технологий Раскрытие индивидуальностиНе вызывает негатива.

    Преимущества LEGO технологий
    Раскрытие
    индивидуальности
    Не вызывает
    негатива
    Возможность
    различного расположения
    Результат
    не зависит
    от умения
    Нет риска испортить
    Этот мир
    под контролем

    ПерспективаПрограммирование LEGO моделей с помощью компьютераУникальным я.

    Перспектива
    Программирование LEGO моделей с помощью компьютера
    Уникальным явлением в мире игр для детей всего мира, позволяющим без проблем общаться всем на одном универсальном языке – языке игры, является конструктор LEGO.

    Краткое описание документа:

    Предлагаемая модель воспитательно–образовательной работы в детском саду включает в себя LEGO технологии. Приведена подборка игровых упражнений для детей 3-7 лет, способствующих реализации различных образовательных областей ГОС дошкольного образования. Подчеркнуты преимущества использования LEGO технологии в работе с детьми.

    • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
    • Повысим гибкость и раскованность в общении
    • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
    • по всем предметам 1-11 классов

    Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

    Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

    Лего-конструирование

    С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

    Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

    Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

    Дети, разбившись на группы, собирают конструктор

    В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

    Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

    • Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
    • Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
    • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
    • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

    Видео: логопедическое занятие с использованием Лего

    Задачи Лего-методики

    Младший дошкольный возраст (2–4 года):

    • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
    • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
    • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
    • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
    • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

    Конструирование с малышами

    С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

    Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

    • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
    • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
    • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

    Конструирование в средней группе

    В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

    Старшая и подготовительная группы:

    • стимулировать детское техническое творчество;
    • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
    • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
    • познакомить с основами компьютерного моделирования.

    Конструирование в старшей группе

    В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

    Базовые идеи Лего-технологии:

    • от простого к сложному;
    • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
    • созидательность и результативность;
    • развитие творческих способностей;
    • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

    Особенности практического использования с учётом возраста детей:

    • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
    • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
    • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

    Фестиваль по конструированию

    Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

    Формы реализации Лего-методики в детском саду:

    • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
    • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
      • подготовка ребёнка к конкурсу;
      • работа с одарёнными или отстающими детьми.
      • воспитатель;
      • дети и родители.

      Свободная игра с конструктором

      Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

      Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

      В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:

      • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
      • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
      • Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

      Сюжетно-ролевая игра с конструктором

      Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх

      Цель: развитие у детей способностей к техническому творчеству, конструктивной деятельности посредством лего - конструирования.

      Развитие индивидуальных способностей ребенка;

      Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно техническое творчество.

      развивать умение конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

      развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;

      формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

      АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.

      Использование лего - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, конструктивная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная).

      Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов считается совместная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционную деятельность – лего - конструирование.

      ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

      Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка.

      В этом виде деятельности своей новизной отличается использование Лего - конструктора, с помощью которого ребенок имеет возможность общаться, исследовать и играть.

      Лего побуждает работать в равной степени и голову и руки. Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

      Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.

      Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Чаще всего основой игр-театрализаций являются народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок»

      Лего – это всегда новое открытие, новая идея. Новый толчок к развитию.

      Все эти данные подтверждают актуальность использования лего-конструирования в ДОУ, как средство развития интеллектуальных способностей детей.

      Основные принципы организации деятельности по ЛЕГО – конструированию.

      Доступность изучаемого материала.

      Систематичность, последовательность проведения занятий.

      Эмоционально насыщенная тематика занятий.

      Проблемно – ситуативный характер заданий.

      Вариативно – дифференцированное содержание заданий.

      Представление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы.

      В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструктора. Это конструктор Дупло, предназначенный для детей от полутора до пяти лет и более мелкий конструктор Дакта, рекомендованный к использованию для детей от четырех лет.

      На первом этапе я познакомила детей с конструктором LEGO, его разновидностями и свойствами. Мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определили с ребятами название каждой формы.

      Затем в совместной деятельности я предлагала детям выполнить задания по лего-конструированию. Первые постройки ребята выполняли с помощью наглядной модели из крупного конструктора Лего Дупло и его аналогов из небольшого количества деталей (3-5 детали). Дети с интересом включались в работу и, как правило, дополняли в предложенную модель из конструктора свои детали.

      После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с конструктором ЛЕГО, причем, использовали его не, только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх.

      После овладения навыков скрепления крупного конструктора Лего, мною детям было предложено выполнение построек с использованием конструктора Дакта (привычный размер конструктора Лего).

      На следующем этапе своей работы, занимаясь с детьми лего-конструированием, я усложняла виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем. Задания со схемами требуют большей концентрации внимания и четких согласованных действий, безусловно, они более сложны для детей, чем конструирование по наглядной модели, но развивают максимальную самостоятельность действий у ребенка.

      Конструктивная деятельность подразумевает не только индивидуальное выполнение построек, но и работу в парах, микрогруппах, а также коллективную работу.

      Одним из любимых видов лего-конструирования для детей является выполнение работ по собственному замыслу, ведь каждый ребенок может создать собственную сюжетную линию игры. Конструирование по замыслу подходит для диагностики, которая проводится 1 раз в два месяца.

      Исходя из проведенной работы, я сделала вывод, что создавая конструкции из ЛЕГО, я не только развиваю у детей навыки конструирования, но и решаю задачи других образовательных областей, предусмотренные программой. Используя лего-конструктор я ставлю перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.

      В лего - конструировании предусматривается участие родителей, которые могут повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.

      В начале учебного года мной был проведен опрос родителей о наличии у детей дома конструктора ЛЕГО.

      В ходе своей работы я отметила у детей более высокую заинтересованность в конструктивной деятельности. Ребята активно конструируют, они готовы фантазировать и пробовать творить на любую тему, не боятся создавать что-то новое, все реже стали звучать фразы: «Я не умею» или «Как это сделать?». Уже в ходе обсуждения предстоящей постройки многие дети предлагают варианты конструирования, в самом процессе деятельности общение между ребятами становится более продуктивным и уважительным по отношению друг к другу.

      В будущем в своей работе мне бы хотелось познакомить ребят с обучающей серией LEGO Education, созданной для развития умственных способностей, особенностью которой является программирование лего моделей с помощью персонального компьютера.

      По итогам своей работы, я пришла к выводу, что конструктор Лего, отвечая всем современным требованиям образовательных стандартов, позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

      Lego – одна из самых известных и распространённых педагогических систем (технологий, которая способствует обучению и развитию детей в игре. А игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста.

      Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. Так же конструирование – важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.

      Лего - конструктор помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая, видя конечный результат.

      ЛЕГО – конструирование способствует:

      1) развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

      2) развитию и совершенствованию высших психических функций памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение

      3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

      4) сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

      3. По условию и по замыслу

      Обзор конструкторов ЛЕГО

      Лего конструктор спосен не только научить детей конструировать,создавать такие то постройки, но и решать задачи в рамках других образовательных областей. Для этого создатели ЛЕГО изобрели специальные наборы конструктора.

      Лего конструкторы по познавательным целям:

      1. ЛЕГО для развития речи («Моя первая история», «Посторой свою историю»)

      2. Лего наборы для экспериментирования («Набор с трубками», Набор «Планета STEAM»)

      3. ЛЕГО дляразвития математических способностей («Математический поезд», «Кафе», набор «Увлекательная математика»)

      4. ЛЕГО для художественно-эстетического развития (набор «Креативный стороитель», кирпичики для творческих занятий)

      5. ЛЕГО для социально-нравственного воспитания («Дочки-матери», «КАфе», «Строительные машины», «Наш родной город», «Большая ферма»)

      6. ЛЕГО для развития научно-технического творчества (экспресс «Юный программист», «Первые механизмы», ПЕрворобот WeDo)

      Коструктор ЛЕГО по составу материала относится к пластмассовым игрушкам. Пластмасса прочная, соответствующая стандартам качества, легка в обработке.

      Конструктор ЛЕГО по способу крепления деталей относится к блочным конструкторам.

      Конструктор ЛЕГО по размеру деталей делится на:

      1. Дупло – крупные детали

      2. Дакта – более мелкие детали

      Детали ЛЕГО конструктора имеют свое название.

      1. Кирпичики (кубики) – основные детали конструктора

      2. Пластины - тоньше кирпичиков. Крупные пластины служат основание для построек.

      Основные элементы деталей ЛЕГО : гвоздики – выступающие части; трубки находятся с обратной стороны деталей. Эти элементы служат для сцепления деталей.

      3. Тайлы – гладкие пластины без гвоздиков

      6. Оси и др. элементы

      Знаете ли вы, что из 6 классических LEGO-кирпичиков размером 2 на 4 можно составить 915 103 765 различных комбинаций?

      Практическое задание: сделать постройку из 3-х кубиков 2 на 2 и 3-х кирпичиков 2 на 4.

      К сожалению, не во всех группах нашего детского сада имеются наборы конструктора ЛЕГО. Чаще всего встречается аналог ЛЕГО, в котором такие же элементы, пусть даже и нет такого многообразия.

      Сегодня мы покажем, как имея самые простые детали ЛЕГО (кирпичики) можно планировать и включать в образовательную деятельность игры с помощью которых развивать у детей: умение классифицировать, психические процессы (внимание, память, логическое мышление, пространственное ориентирование, математические способности, моторику рук.

      Дидактические игры с простыми кирпичиками ЛЕГО :

      1. Игры на классификацию

      - Разложи по величине, по цвету

      - Найди кирпичик, как у меня

      2. Игры на развитие тактильных и осязательных ощущений.

      - Построй закрытыми глазами

      Практическая часть: Игра «Чудесный мешочек».

      3. Игры на внимание и память

      - Собери модель по памяти

      - Запомни и выложи ряд.

      • электронная дидактическая игра «Чего не стало?»

      • электронная дидактическая игра «Что изменилось?»

      • электронная дидактическая игра «Какая деталь отсутствует в постройке?»

      4. Игры на пространственное ориентирование

      - Собери модель по ориентирам

      - Составь макет комнаты

      5. Игры на развитие логического мышления

      - Найди лишнюю деталь

      - Найди недостающую деталь

      Дидактическая игра «Найди недостающую деталь»

      Электронная дидактическая игра «Четвертый лишний»

      Электронная дидактическая игра «Отремонтируй мост» (на нахождение закономерностей).

      Практическое задание: «Светофор»

      7. Игры на составление симметрии

      Практическое задание: «Продолжи узор»

      7. Игры на развитие математических способностей:

      Дидактическая игра на состав числа

      Дидактическая игра «Змейка»

      • Программное обеспечение для ЛЕГО занятий, где даны методические рекомендации, образцы занятий: LEGO Education MoreToMath MathBuilder.

      • LEGO Digital Designer - бесплатный виртуальный конструктор моделей от LEGO

      • Конкурсы и соревнования для дошкольников :

      Таким образом, лего-технология интересна тем, что объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры с Лего выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире. Игра с конструктором предоставляет детям огромные возможности для речевого, эстетического и социального развития.

      Прикреплённые файлы:

      Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

      Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ

      Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает. Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

      Использование мандал в работе с дошкольниками

      Использование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

      Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками»

      Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками» «Каков ребёнок в игре, таков во многом от будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего.

      Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями.

      Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями. Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры. Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников, волнует вопрос: как.

      Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками

      Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками Мы уделяем большое внимание физическому здоровью детей, но при этом без внимания остается его психологическое здоровье (психика, эмоции).

      Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками

      Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками В своей работе с детьми мне нравится использовать различные нетрадиционные техники рисования. Монотипия - (от греческого monos - один и.

      Опорные схемы в работе с дошкольниками

      Опорные схемы в работе с дошкольниками Проводя работу с дошкольниками по образовательной области "речевое развитие" (связная речь) сталкиваемся с такой трудностью, детям тяжело.

      Читайте также: