Лего технологии в реализации образовательных программ

Обновлено: 05.05.2024

Цель: Демонстрация использования опыта лего - конструирования на разных этапах непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов.

Представить педагогам методы и приемы работы с лего конструктором и их аналогами;

Передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий при работе с конструктором;

Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер класса.

Не прозрачный тканевый мешочек;

Наборы деталей лего разных форм и цветов;

Фотоматериалы к упражнениям.

Ход проведения:

Добрый день, я Савицкая Ольга Александровна воспитатель детского сада № 73 «Городок». Не смотря на то что мой педагогический опыт на сегодняшний день не так велик, я активно интересуюсь, осваиваю и стараюсь использовать различные педагогические технологии в работе с детьми. Последний год я активно занимаюсь изучением и внедрением Лего - технологий в образовательный процесс.

Лего – технология обладает высокими педагогическими возможностями, она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, что позволяет использовать её в интегрированных занятиях и различных игровых зонах. Конструктор Лего прост и универсален, работа с ним способствует не только развитию мелкой моторики и совершенствованию координации движений у детей, а так же он создаёт условия для развития воображения и формирования яркого и насыщенного внутреннего мира. Кроме этого, развиваются умения сравнивать, обобщать, следовать образцу, анализировать, классифицировать, работать в команде, помогать друг другу; развиваются концентрация внимания, наблюдательность, память, пространственное воображение, целенаправленность собственных действий.

Игры с Лего создают основу формированию учебных навыков, способствуют формированию положительной мотивации к обучению. Лего – это инструмент, с помощью которого можно решить любую проблему и при поддержке взрослого найти ответы на все вопросы. Предлагая детям темы основанные не тех знаниях которыми они уже обладают, или интересные им - реализуется личностно-ориентирванная модель образования, что и требует от нас ФГОС ДО.

Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является систем-но-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как ЛЕГО позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя, играя обучаться в игре. ЛЕГО-конструирование – это современное средство обучения детей.

Задачи ЛЕГО-конструирования :

1. Создать педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса.

2. Развивать конструктивные навыки, творческие, познавательно - интеллектуальные способности воспитанников средствами технологии ЛЕГО - конструирования.

3. Разработать механизм внедрения ЛЕГО - конструирования в рамках культурной образовательной практики.

4. Создать единое социально – образовательное пространство, вклю-чающее ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребёнок, использую различные формы организации обучения (исследования З. В.

Лего-упражнения выступают подготовительным этапом. Это система упражнений, направленнная на развитие общих умений и знакомство с легоконструктором.

Например, упражнение «Чудесный мешочек». В зависимости от возраста детей ход упражнения и содержание мешочка меняется. Цель этого упражнения: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и тактильную память, познакомить с понятием деталь, формировать умение различать геометрические фигуры и основные цвета, действовать по заданному образцу и словесной инструкции.

Материал: непрозрачный тканевый мешочек, прямоугольные и квадратные детали набора лего.

Вариант №1 для детей 3-5 лет. Взрослый показывает или называет детям деталь, которую необходимо найти в мешочке, и предлагает на ощупь найти ее и показать другим участникам. Цвет деталей не учитывается.

Вариант №2 для детей 5-7 лет. Возможно работа индивидуально и в паре. Педагог предлагает участникам игры на ощупь определить, из каких деталей составлена фигура, которая лежит в мешочке, и не разбирая ее, найти такие же по форме детали в наборе, показать другим участникам. ИЛИ если работает в паре, назвать детали, а второй ребенок должен найти такие же по форме детали в наборе.

Вариант №3 для детей 6-7 лет. Играют парами. Педагог предлагает первому участнику игры на ощупь определить, из каких деталей составлена фигура, которая лежит в мешочке, не разбирая ее. Первый игрок объясняет напарнику словами, какие детали по форме надо найти, чтобы воспроизвести загаданную постройку. Второй игрок делает постройку и показывает другим участникам.

Лего-геометрия – это ознакомление с сенсорными эталонами: цвет, форма, величина, название деталей; применение знаний о признаке предмета на активном уровне. Дети экспериментируют с конструктором самостоятельно.

Лего-конструирование. В ходе этого направления дети приобретают элементарные навыки конструирования (дорожки, мостики, домики, оградки, конструируют по образцу, по условиям и по теме, по замыслу, учатся «читать» простейшие чертежи, схемы. В ходе лего-конструирования дети с удовольствием обыгрывают готовые конструкции.

В лего-театре, дети создают героев сказок и используют их в играх – драматизациях. При этом они могут использовать как уже известные, готовые сказки, так и придумывать новых персонажей и сюжетные линии.

Робототехника, недостаток данной категории в ёё дороговизне. Работа строится на основе специального Лего-набора, который включает в себя не только конструктор, но и програмное обеспечение, позволяющее управлять конструкциями с помощью компьютерных программ. Комплект заданий позволяет детям работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков. По сути, дети, собирая и программируя действующие модели, а затем используя их для выполнения задач, познают упражнения из курсов естественных наук, математики, развития речи. Все описанные Лего-технологии способствуют развитию общих и специальных технических способностей.

Я хочу показать игры - упражнения, которые можно использовать. Педагогам предлагается по небольшому одинаковому набору конструктора Лего (3 кубика, 3 кирпичика). Попросить построить елочку (без образца, не подглядывая друг у друга. В результате одного задания получаются все елочки разные. Это и есть творческое воображение каждого человека. Если кто-то смоделировал перевернутую елку (то есть кнопками кубика вниз, а трубками вверх) значит у этого человека нестандартное мышление.

На мой взгляд, одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. Лего позволяет : создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом. С помощью использования этой технологии формируются: умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Развиваются способность ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

Следующая наша игра «Сделай по словесной инструкции» как раз направлена на отработку крепления деталей конструктора между собой, а также отражения этого в речи. Правила игры: два участника получают одинаковые детали. Первый участник, отвернувшись, придумывает какую-то элементарную постройку и одновременно рассказывает напарнику, как он это строит. В итоге игры должны получиться две одинаковые модели. Итак, начинаем игру в парах!

Время игры –2-3 минуты. Итак, игра окончена. Предлагаю провести анализ работы.

Давайте посмотрим на работы.

1. Что хотели сконструировать? Получилось? Почему?

3. Получилось ли объяснить партнёру ход своих действий?

Вывод: у каждого ребёнка своё видение мира, воображение, которое нужно развивать.

Данный опыт может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого ДОУ. Для воспитателей детского сада конструктор ЛЕГО является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и образовательных областей.

Задание «Выбери цвет конструктора Лего»

• Если всё понятно и интересно - красный кубик

• Если понятно, но не очень интересно - жёлтый.

• Если не понятно, не интересно - зелёный.

Вывод: использование ЛЕГО - технологии в создании современной образовательной среды в ДОУ с целью воспитания социально-активной, всесторонне развитой личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: игровой, исследовательской, трудовой, коммуникативной. Лего - конструирование - эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей. М. : Академия, 2002.

2. Бедфорд, А. Большая книга LEGO. М. : Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014.

3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М: Просвещение, 1976.

4. Комарова, Л. Г. Строим из LEGO. М. :Линка-Пресс, 2001.

5. Немерещенко, О. Д. Использование Лего-технологий в развитии способностей у детей дошкольного возраста. Т., 2014

6. Новоселова, С. Л., Зворыгина, Е. В., Парамонова, Л. А. Всестороннее воспитание детей в игре. //Игра дошкольника/ Под ред. С. Л. Новоселовой. М. : Просвещение, 1988.

Мастер-класс для педагогов «Возможности применения Лего-технологии в ДОУ»

Консультация для педагогов «Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровые технологии в работе с родителями» Наталья Соломаха МБДОУ №44 Детский сад «Колобок» Солнечногорский район Мастер класс для педагогов ДОУ «Игровые технологии в работе с родителями».

Мастер-класс для педагогов ДОУ по реализации технологии «Ситуация» для детей старшего дошкольного возраста Цель: уточнение пространственных представлений (прямо, налево, направо, тренировать умение ориентироваться по элементарному плану. Задачи:.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Современные образовательные технологии. Эбру (нетрадиционные технология)» Ход мастер-класса: - Дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на нашем мастер классе. Начать свой мастер класс я хотело бы со стихотворения.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края» Тема: «Использование ТРИЗ - технологии при знакомстве с историей родного края» Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание.

Мастер-класс для родителей по Лего конструированию «Развиваться вместе с Лего веселей» Актуальность: Данный мастер- класс имеет целью привлечение родителей к сотрудничеству, является нестандартной формой организации работы.

Мастер-класс «Использование лего-технологии в совместной проектной деятельности с участниками образовательного процесса» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» ул. Калинина,.

Презентация для педагогов «Здоровьесберегающие педагогические технологии и возможности их применения в ДОУ» Приоритетное направление нашего МБДОУ детский сад «Звёздочка» - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

Современные образовательные технологии в ДОУ: классификация, область применения Современные образовательные технологии в ДОУ Составитель: ст. воспитатель МБДОУ «Детский сад №21» Н. В. Ермилова Ребенок воспитывается разными.

Театрализованная деятельность в развитии творческих способностей педагогов ДОУ. Мастер-класс для педагогов 1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников. 2. Представление опыта работы по.

Видеоконференция «ЛЕГО-технологии в реализации образовательных программ»

Федеральные государственные образовательные стандарты утвердили системно-деятельностный подход в качестве основы образовательной деятельности и реализации образовательных программ.

В соответствии с требованиями стандарта современные школы создают информационно-образовательную среду, которая позволяет ученикам проводить исследования и эксперименты, выполнять учебные проекты, приобретать новые компетенции во внеурочной деятельности. Решая эту задачу, школы оснащают учебное пространство компьютерной техникой, инновационным учебным оборудованием, используют электронные образовательные ресурсы и создают школьные лаборатории.

ЛЕГО-технологии в общем образовании приобрели значение мультифункционального образовательного комплекса, включающего элементы робототехники, программирования, ЛЕГО-конструирования, что позволяет обеспечивать не только предметные, но и метапредметные результаты общего образования:

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • осознанный выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

Видеоконференция "ЛЕГО-технологии в реализации образовательных программ " объединила выступления учителей и воспитателей, исследователей и создателей ЛЕГО-оборудования, представляющих опыт организации воспитания и обучения с использование ЛЕГО-технологий, создания условий для успешного развития воспитанников дошкольных отделений и презентация индивидуальных достижений школьников в интеллектуальных соревнованиях. Партнёром конференции является представительство LEGO Education в России и СНГ.

Видеоконференция "ЛЕГО-технологии в реализации образовательных программ" включает 4 секции:

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

ЛЕГО-технологии в современном обучении

Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает разработку новых педагогических технологий. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно - деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО.

ЛЕГО – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Перспективность применения ЛЕГО - технологии обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. С помощью ЛЕГО-технологий формируются учебные задания разного уровня – своеобразный принцип обучения «шаг за шагом», ключевой для ЛЕГО-педагогики. Каждый ученик может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным.

Использование ЛЕГО-технологии на уроках в начальной школе – это важный элемент учебного процесса, который помогает ребёнку развивать умственные и физические способности: внимание, память, речь, мелкую моторику рук. Дети проявляют свои творческие способности, фантазии, учатся взаимодействию со сверстниками, взаимопомощи, необходимости обмена информацией, умению принимать решение, развивают коммуникативные навыки. При этом у ребенка не пропадает желание учиться, лучше усваивается материал. А это самое главное в нашей работе.

Мной для учащихся первого класса был разработан курс «Лего-конструирования». Основой курса является теоретическая база, которая знакомит школьников с техническими понятиями и терминами, основами алгоритмики, а практические работы включают конструирование простых моделей из наборов ЛЕГО.

Цели курса :

• формирование у учащихся целостного представления о мире техники,

• устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем нас мире;

• развитие творческих способностей, логического мышления.

Основные задачи :

• обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;

• развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука»;

• развивать творческие способности и логическое мышление детей;

• развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;

• развивать умения творчески подходить к решению задачи;

• развивать навыки взаимодействия в группе;

• развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

ЛЕГО – это совершенно новые технологии в образовании. Работа с конструктором погружает детей в творческую среду. Ребёнок чувствует себя и изобретателем и экспериментатором. Работа с ЛЕГО позволяет всем детям комфортно чувствовать себя в окружающей среде. Конструктор «ЛЕГО» помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат. При изучении любого предмета, учащийся не только воспринимает и запоминает содержание, но и сам активно конструирует многочисленные познавательные модели.

В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени.

Игра - это единственный
путь обучения, который
доступен в детском возрасте.
Д. Эйнон.

В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию индивида, где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Современная личностно-ориентированная тенденция в педагогике, получившая свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, связана с выходом на первый план личностно-ориентированного развития и самореализации ребенка в различных видах детской деятельности. Самореализации личности и получению удовлетворения от деятельности способствуют индивидуальные достижения ребенка. В какой деятельности ребенок-дошкольник может проще всего достигнуть ситуации успеха, получить удовольствие и удовлетворение? Конечно же, в игровой деятельности, наиболее соответствующей дошкольному детству. Поэтому самый эффективный путь развития дошкольника – обогащение его игрового опыта, интеграция игры с другими видами детской деятельности.

Деятельность – это первое условие развития у дошкольников познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде лего-технологий.

АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА ПРОГРАММЫ

Что такое лего-технологии? Это ещё одно веянье моды или требование времени?

Считаем, что применение лего-технологий в детском саду актуально и жизненно необходимо для детей, развивающихся в современном мире.

В настоящее время нашей стране не хватает квалифицированных технических кадров – инженеров, конструкторов, технологов машино- и ракетостроения. Если с раннего детства правильно стимулировать стремление ребёнка к познанию, когда он вырастет, это перейдёт в умение учиться и воспринимать новое с детским энтузиазмом. У таких детей потребность к творчеству будет постоянная, они будут испытывать радость от достижения поставленной цели, желание побеждать.

Игра – необходимый спутник детства. Одним из средств познавательного развития детей являются лего-технологии, которые позволяют детям развиваться - играя, и обучаться в игре. Принципы, заложенные в основу лего-технологий - интерес - познание – творчество.

ЛЕГО-технология, бесспорно, претендует называться интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников.

Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Ребенок получает знания в процессе создания, исследования, совершенствования моделей из конструктора, работая при этом как индивидуально, так и в команде.

Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Свои замыслы и проекты моделей дети создают в конструкторе LEGO DUPLO, в конструкторе LEGO DACTA и виртуальном конструкторе LEGO в программе LEGO Digital Designer.

Новизна дополнительной образовательной программы «Развивайка» заключается в том, что разработан и систематизирован практический материал в интеграции лего-технологий (лего-конструирование и лего-дизайнерство), который поможет развивать у детей познавательные, креативные, конструктивные способности, инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, познавательную активность, находчивость, умение работать в коллективе.

LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

Цель дополнительной образовательной программы «Я моделирую мир» – развитие познавательных процессов, конструкторских способностей и креативности у дошкольников средствами лего-технологий.

Основные задачи дополнительной образовательной программы «Я моделирую мир» – помочь детям раскрыть себя и свои способности. Каждый ребёнок должен уходить домой с победой даже тогда, когда успехи его скромны, ведь это воспитывает у ребят уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Успех – самый лучший воспитатель, так как он дает ребёнку уверенность в собственных силах и самом себе. Ребёнок рождается для успеха!

  1. Развивать познавательные процессы и способность детей к моделированию через познавательный интерес к лего-технологиям.
  2. Использовать в интеграции инновационные и традиционные лего-технологии в педагогическом процессе.
  3. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, обдумывать и планировать свои действия.
  4. Развивать внимание, речь, память, логическое мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  5. Развитие у детей познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
  6. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
  7. Активизация креативного мышления (умения гибко, оригинально и нестандартно мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения) и воображения;
  8. Доставлять детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
  9. Развивать конструкторские способности детей, эстетический вкус.
  10. Развивать умения детей собирать модели в реальном конструкторе LEGO и создавать всевозможные 3D-модели в вертуальном конструкторе LEGO Digital Designer.
  11. Развить в детях инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе.
  12. Развивать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
  13. Развивать у дошкольников познавательный и деятельностный интерес к информационным технологиям.
  14. Развивать умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами развивающих игр и конструктора ЛЕГО.
  15. Развивать умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  16. Развивать речь и коммуникативные умения детей.
  17. Развивать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
  18. Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки и создавать привлекательную игровую ситуацию, способствующую возникновению у детей собственных замыслов.
  19. Стимулировать конструктивное воображение при создании модели по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
  20. Развивать самостоятельность при работе со схемами
  21. Развивать мелкую моторику пальцев рук, укрепление мышц.
  22. Создавать условия для мотивации детей к творческой деятельности по пространственному конструированию, моделированию и программированию.
  23. Воспитывать умение работать в группе, аккуратное отношение к постройкам.
  24. Воспитывать инициативную, творческую личность.

Для этого была разработана и систематизированна дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир», рассчитанная на четыре года обучения. Программа «Я моделирую мир» (далее Программа) определяет содержание и организацию образовательного процесса по игровым технологиям и лего-технологиям с детьми 4-7 лет. Настоящая Программа разработана на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014/, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Содержание образовательной деятельности по LEGO конструированию базируется на методических разработках Комаровой Л.Г., Фешиной Е.В., Парамоновой Л.А., Шайдуровой Н. В., Лусс Т.В., Емельяновой И.Е. и др.

В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.

Для достижения цели и задач разработан, систематизирован и перспективный план дополнительной образовательной программы «Я моделирую мир» по развитию познавательной деятельности дошкольников. Основным путём реализации программы познавательного развития детей являются лего-технологии.

В основе организации работы с детьми лежит система педагогических принципов:

  • - принцип целостного представления о мире : при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • - принцип индивидуализации : воспитатель создаёт условия для наиболее полного проявления индивидуальности;
  • - принцип мини-макса : обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
  • - принцип вариативности : у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • - принцип творчества : процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

Значимость лего-технологий для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – познавательного развития дошкольников.

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОД

Методы и приемы:

Игровые методы и приемы.
Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, схем, рисунков, презентаций, альбомов, видеофильмов).
Проблемно-мотивационный (активность детей стимулируется за счет включения игровой - проблемной ситуации).
Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).
Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных схем и материалов для изображения).
Сотворчество (взаимодействие детей и педагога в едином творческом процессе).
Эвристический (развитие находчивости и активности).

Формы организации непосредственной образовательной деятельности

  • Непосредственная образовательная деятельность (по подгруппам, индивидуально)
  • Индивидуальная работа с ребенком
  • Игровые - проблемные ситуации
  • Игры-фантазии
  • Развивающие игры
  • Мини-проекты

При проведении непосредственной образовательной деятельности используются разнообразные формы.

  1. Непосредственная образовательная деятельность в форме игры. Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты.
  2. Непосредственная образовательная деятельность в форме игры - путешествия.
  3. Непосредственная образовательная деятельность в форме игровых ситуаций.
  4. Непосредственная образовательная деятельность в форме игр-соревнований, т.е. кто быстрее из детей выполнит игровое задание.
  5. Непосредственная образовательная деятельность в форме игры по желанию.
  6. Непосредственная образовательная деятельность в форме виртуального конструктора LEGO в программе LEGO Digital Designer.

При организации непосредственной образовательной деятельности важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно–познавательной линий. Вместе с тем, в какой бы форме не проходила непосредственная образовательная деятельность, всегда помню, что самое важное это научить ребенка преодолевать трудности, не бояться ошибок, стремиться рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач, эти умения пригодятся ему не только на уроках математики в школе, но и в повседневной жизни.

СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Я МОДЕЛИРУЮ МИР»

Программа рассчитана на четыре года обучения, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

I. Организационно-подготовительный этап

Составление проблемно-ориентированного анализа.

  • Всестороннее изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы.
  • Дифференциация потребностей педагога и детей и родителей в рамках существующей проблемы.
  • Определение конкретных целей, подготовки, способов решения проблемы.

II. Технологический этап

1. Определение основных ресурсов для реализации программы.

2. Выработка плана конкретных действий по созданию условий.

3. Изучение методического обеспечения по реализации программы

4. Взаимодействие с родителями в рамках реализации программы:

  • Установление сотрудничества с родителями по реализации программы.
  • Информирование родителей о результатах внедрения программы.
  • Принятие тактических и стратегических решений по результатам освоения дополнительной образовательной программы, определение перспектив дальнейшего развития.

Освоение лего-технологий (лего-конструирование и лего-дизайнерство) проходит поэтапно.

1 этап – LEGO конструирование (реализуется в рамках обязательной части общеобразовательной программы ДОУ)

Возрастная категория: с 3 до 5 лет

LEGO конструирование начинается с трехлетнего возраста: детям вторых младших групп предложен конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, полученные в младшей группе, и впервые знакомятся с мелким конструктором LEGO DАСТА. С ним проводятся четыре последних занятия. Преимущественная форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Образец может быть показан в начале занятия, а затем он убирается.

2 этап – LEGO конструирование с использованием информационно-коммуникативных технологий (программа LEGO Digital Designer) (реализуется в рамках вариативной части общеобразовательной программы ДОУ)

Возрастная категория: с 5 до 6 лет

В образовательную деятельность по LEGO конструированию включены упражнения по освоению программы LEGO Digital Designer. Содержание образовательной деятельности раскрыто в рабочей программе «LEGO дизайнер». (LEGO Digital Designer - программа представляющая собой виртуальный конструктор LEGO, с помощью которого можно собирать всевозможные 3D-модели. Как и в реальном конструкторе в LEGO Digital Designer присутствует богатый выбор разнообразных деталей, цвет которых можно менять. Рабочую область программы можно приближать, удалять и разворачивать под любым углом. Готовые модели можно оценить при помощи режима предварительно просмотр).

Освоение данного материала начинается в старшей группе. Дети не только закрепляют приобретенные навыки работы с конструктором LEGO DАСТА, но и знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в программе LEGO Digital Designer. Важным является тот факт, что в процессе виртуального конструирования у дошкольников формируются навыки компьютерной грамотности: навыки и умения, необходимые в работе с различными видами цифрового оборудования (компьютером, интерактивной приставкой MIMIO, диктофоном).

Организация образовательной деятельности на данном этапе выстраивается в индивидуальной и подгрупповой формах работы с детьми, соблюдены требования СанПин.

ЛЕГО – универсальный продукт и перспектива его применения безгранична.

ЛЕГО-конструирование – это современное средство обучения детей. Использование ЛЕГО-конструкторов в дополнительном образовании повышает мотивацию обучающихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Разнообразие конструкторов ЛЕГО позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и по разным направлениям. Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах. Дальнейшее внедрение разнообразных ЛЕГО-конструкторов в дополнительном образовании детей разного возраста помогает решить проблему занятости детей, а также способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи “на глаз”; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Направленность дополнительной образовательной программы - техническая и предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области технологии. Конструкторы ЛЕГО вводят детей в мир моделирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности. Курс “ЛЕГО-конструирование” даёт возможность обучать детей элементам конструирования, развивает их техническое мышление и способность к творческой работе.

Новизна программы заключается в том, что образовательная система LEGO предлагает такие методики и такие решения, которые помогают стимулировать творческое мышление, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение.

  • необходимость вести работу в естественнонаучном направлении для создания базы, позволяющей повысить интерес к дисциплинам среднего звена (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии);
  • востребованность развития широкого кругозора обучающихся и формирования основ инженерного мышления;
  • отсутствие предмета в школьных программах начального образования, обеспечивающего формирование у обучающихся конструкторских навыков и опыта программирования.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд приобщить детей к творчеству.

Цель: овладение навыками начального технического конструирования и программирования для реализации собственных творческих замыслов.

  • познакомить с основными простейшими принципами механики, конструирования и программирования;
  • изучить виды конструкций и соединений деталей;
  • сформировать умение преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических ? текст, рисунок, схема, информационно-коммуникативных) и изготавливать несложные конструкции и простые программируемые механизмы;
  • повысить интерес к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.
  • способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества);
  • прививать уважение к труду и людям труда.
  • содействовать развитию креативных способностей и логического мышления детей;
  • способствовать развитию регулятивной структуры деятельности, включающую целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • сформировать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
  • учить отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Отличительные особенности программы является то, что обучающая среда ЛЕГО позволяет обучающимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для обучающихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия ЛЕГО-конструированием помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а также в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. У обучающихся, занимающихся ЛЕГО-конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической. Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию обучающихся.

Возраст детей Данная программа рекомендована для детей 10–11 лет.

Сроки реализации – 1 год

Формы занятий

  • свободные уроки;
  • выставки;
  • соревнования;
  • защита проектов.

Режим занятий

Режим занятий – 1 раза в неделю по 40 минут. Итого 36 часов в год.

Ожидаемые результаты

  • простейшие основы ЛЕГОконструирования и механики;
  • виды конструкций (однодетальные и многодетальные), неподвижное соединение деталей;
  • технологическую последовательность изготовления несложных конструкций на основе схемы, текста, рисунка.
  • определять, различать и называть детали конструктора;
  • конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива, сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • работать по предложенным инструкциям;
  • излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
  • работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

Способы определения результативности педагог использует методы: наблюдение за работающими детьми, обсуждение результатов с обучающимися, презентации обучающимися своих работ.

Для закрепления и совершенствования знаний и умений используются творческие работы, проекты, конкурсы, фестивали.

  • построй по образцу,
  • по схеме,
  • по памяти,
  • выполни проектное задание по определенной теме,
  • придумай сам изделие.

Процесс работы на занятиях состоит из трудов и праздников. Труды – это изучение темы, поиск в книгах, размышления, пробы, конструирование. Праздниками являются представления, участия в фестивалях, конкурсах, инсценирование литературных произведений. Эти события сопровождаются конкурсами, песнями, стихотворениями, загадками (которые дети сами сочиняют).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • сводная выставка работ;
  • подготовка презентации работы на компьютере (показ фотографий моделей, слайдов);
  • конкурсы;
  • выставки;
  • защиты проектов.

Методическое обеспечение программы

Все занятия по ЛЕГО-конструированию предусматривают, что процесс включает четыре составляющих: взаимосвязи, конструирование, рефлексия и развитие.

Взаимосвязи. На этом этапе уже к имеющимся знаниям добавляются новые знания, между ними устанавливаются связи или приобретается начальный опыт, в результате которого может сформироваться новое знание. В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности обучающихся.

Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Занятия по ЛЕГО-конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.

Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, воспитанники не только пользуются знаниями, полученными из разных областей.

Конструирование. Известно, что в процессе практической деятельности обучение проходит более успешно. Конструируя предметы из реальной жизни, дети “конструируют знания в своем сознании”.

Рефлексия. Возможность поразмышлять и обдумать то, что они увидели или сконструировали, помогает детям понять идеи, с которыми они сталкиваются в процессе установления связей с другими идеями и предыдущим опытом. Ролевые игры и обсуждение – способ реализации данного этапа.

Развитие. Мы продолжаем развиваться, если постоянно “поднимаем планку”, учимся “шаг за шагом” - это позволяет сохранить интерес к делу, совершенствовать знания и умения. Дополнительные задания выводят на этот этап.

Формулировать цели своей работы, принимать самостоятельные решения, связывать формальные знания с реальными ситуациями, знания из одной области применять для решения некоторых проблем, объяснять и аргументировано отстаивать свои идеи – этому учатся дети на занятиях по ЛЕГО-конструированию.

В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей, их общения и самоопределения, стимулируют обучающихся к творчеству, к расширению познавательного кругозора.

В зависимости от темы, целей, и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, группой или коллективно. При распределении работы в группе учитываются наклонности, способности и желание каждого ребенка.

Внутри группы происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками. Первоначальное приобретение знаний и умений осуществляется в процессе изложения педагогом дополнительного материала по теме занятия, показа иллюстраций, слайдов, фотографий, собранных из конструктора ЛЕГО образцов моделей, схем из цветной бумаги или карточек-схем. Занятия строятся на основе наборов и карточек-схем “Первые конструкции”. При завершении темы ребята выполняют проектную работу по группам. На этапе проектов дети учатся формулировать цели своей работы, принимать самостоятельные решения, связывать формальные знания с реальными ситуациями, знания из одной области применять для решения некоторых, возникающих в процессе работы проблем, объяснять и отстаивать свою точку зрения при защите проекта.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи “на глаз”; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу – когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

При конструировании по условиям – образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Читайте также: