Личная жизнь сергея королева конструктора ракет

Обновлено: 12.05.2024

Сергей Павлович Королев - человек, благодаря которому был открыт космос. Неизмеримо его влияние на развитие ракетостроения и авиации. Ученый, инженер, изобретатель - личность, вышедшая за границы национального масштаба на мировой уровень.

В год 60-летия первого полета человека в космос невозможно пройти мимо того, кто сделал этот колоссальный шаг возможным. Канал "А дети кто?" рассказывает сегодня о том, где живут и чем занимаются потомки Сергея Павловича Королева.

Наталия Сергеевна Королева

Единственная дочь Сергея Павловича Королева Наталия появилась на свет в его первом браке с Ксенией Максимилиановной Винцентини в апреле 1935 года.

Королев, со школы любивший красавицу Ксению, долго добивавшийся ее согласия, мечтал о дочери . Именно он выбрал ей имя героини романа Л. Н. Толстого "Война и мир" Наташи Ростовой.

Но счастливый период совместной жизни оказался очень не долгим.

Отца девочка почти не знала, поэтому его влияние на ее формирование в детстве было почти незаметным. Причина, конечно же, отнюдь не в безответственности или "тяжелом характере" Королева - на то были объективные обстоятельства.

По большому счету, эти изменения ни на что не влияли: условия в лагере на Колыме были такими, что смерть стала бы освобождением перспективного инженера Королева гораздо раньше. Но у Судьбы были другие планы.

  • Первый раз он избежал смерти , из-за болезни опоздав на пароход "Индигирка" при пересылке с прииска Мальдяк в Москву на пересмотр дела. Тот рейс оказался трагическим: во время шторма судно затонуло в Японском море. Из 1173 человек, находившихся на борту, 696 погибло.
  • Второй раз Провидение действовало через мать Сергея Павловича, Марию Николаевну Баланину (по второму мужу). Она направила просьбу о помощи известному летчику, Герою Советского Союза и депутату Верховного Совета Михаилу Громову. Михаил Михайлович обратился непосредственно к Берии :

"Мною по депутатской линии получено ходатайство от гражданки Баланиной М.Н. (мать заключенного Королева) по пересмотру его дела. Я знаю Королева как честного, способного энтузиаста и авиаинженера".

Благодаря этому обращению Королев оказался не в стандартном трудовом лагере, а в одной из возрождавшихся тогда "шарашек" - ЦКБ-29-НКВД.

Пусть он по-прежнему был под строжайшей охраной (как когда-то в далеком детстве, в усадьбе деда и бабушки). Но к заключенным тут относились с крайней учтивостью, условия были предельно комфортными, изредка разрешались свидания с близкими. А главное - предоставлялись максимальные возможности для работы, для реализации начатых и только задуманных проектов.

После начала Великой Отечественной войны специалисты ЦКБ-29, среди которых были Алексей Андреевич Туполев и Сергей Павлович Королев, были эвакуированы в Омск. Оттуда Королева вызвал к себе в Казань Валентин Петрович Глушко, знавший Сергея Павловича по работе в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ).

Уже в 1942-м Королев получил должность заместителя Главного конструктора двигателей по летным испытаниям в ОКБ Казани, где проектировались под руководством Глушко ракетные двигатели. А в июле 1944-го он получил досрочное освобождение со снятием судимости и восстановлением в правах.

Можно было бы вернуться к семье - но Королев даже не пытался этого сделать: отлично понимал, что никто его не отпустит. Вызвать семью к себе? Но и этого Сергей Павлович, увлеченный работой, делать не стал. Небольшая холостяцкая квартира с крайне скудной обстановкой, тишина в минуты отдыха и - работа, работа, работа. Это чувство оказалось сильнее прежней школьной любви и привязанности к дочери.

Вот как рассказывала о коротких встречах в Бутырской тюрьме Наталия Сергеевна спустя многие десятилетия:

КОРОЛЕВА: До ареста я его не помню. А вот первое воспоминание мое об отце относится к свиданию в Бутырской тюрьме, которое произошло в 1940 году, когда мне было уже 5 лет, когда отец, вернувшись с Колымы, где он чуть не погиб, болея цингой и находясь в ужасных условиях, опять попал в Бутырскую тюрьму и оттуда в туполевскую шарагу так называемую. Туполев тоже был арестован. Они работали на улице Радио, работали, как говорится, по специальности, то есть занимались созданием бомбардировщика Ту-2. И вот для поднятия духа заключенных специалистов их начали привозить на свидания с родственниками в Бутырскую тюрьму. И мама взяла меня с собой первый раз и потом в последующие разы. Автобус с заключенными подъехал к воротам тюрьмы, а мы уже были внутри. Когда мы заходили - ведь я, конечно, не знала, что мой отец арестован, вы сами понимаете, что тогда невозможно было об этом говорить…

КОРОЛЕВА: Мне говорили, что мой папа летчик, у него очень важная работа, он летает, и поэтому он с нами не живет, и всё. И я была уверена, что это так действительно. И вот мы заходим во двор Бутырской тюрьмы, а там очень маленький дворик такой, мы вошли в эту комнату, там стоял стол, три стула, мы сели с мамой, из другой двери вышел мой отец с охранником, и тот включил песочные часы: время пошло. Я сразу спросила: «Папа, как ты мог здесь сесть на своем самолете? Здесь такой маленький дворик». Потому что мне сказали, что он прилетел. А он даже не успел еще ответить, как охранник сказал за него: эх, девочка, сесть-то сюда легко, а вот выйти отсюда очень трудно.

КОРОЛЕВА: Потом уже, в последующие встречи он разрешал, хотя это не разрешалось, но он разрешал даже отцу взять меня на колени, и отец всегда привозил мне конфетку, яблочко или печенье. В общем, это были такие встречи, и я абсолютно была уверена, что он просто прилетел в командировку, как говорится, и всё. Его освободили 27 июля 1944 года. Он приехал в ноябре в командировку из Казани в Москву, но вернуться он еще не мог, потому что шла война, и он работал, важная работа была, он просто не мог ее бросить. Он приехал уже оттуда, из Казани, в августе 1945 года. Но буквально через неделю или через десять дней он был отправлен в Германию для изучения трофейной немецкой техники, ракетной техники.

Устроившись в Германии, Королев все же прислал приглашение Ксении и Наташе. Всего одно лето - с мая по август 1946-го семья все же жила в одном доме, как принято традициями. Но было это совсем не долго: к началу учебного года Наташа с мамой вернулись в Москву.

А уже в 1947-м в жизни Королева появилась Нина Ивановна Котенкова - переводчица, помощница, соратница, единомышленник. Она стала его второй женой, поддержкой и надежным тылом. Официальный развод с Ксенией Винцентини состоялся в июне 1949-го.



Имя Сергея Королёва известно всему миру. Этот человек не просто находился у истоков российской космонавтики. Он фактически открывал космическую эру мировой истории. Будучи по долгу службы "секретным гражданином", ему пришлось пройти через множество испытаний и препон. Королев был своеобразным: он терпеть не мог золото, не запускал ракеты по понедельникам и в чине главного ракетного конструктора страны собирался лично лететь в космос.

Будущее блестящего авиаконструктора

Сергей Королёв с женой и дочерью./Фото: moyaokruga.ru

Еще во время учебы в МВТУ им. Баумана руководителем диплома студента Королева был Туполев. Он пророчил будущему светиле ракетного дела успехи в авиастроении. В 17 лет Королёв спроектировал безмоторный самолет К-5. На втором его планере летчиком Арцеуловым был установлен всесоюзный рекорд по дальности парящего полета. В 1930-м королёвский планер СК-3 наделал еще больше шума. На предназначенном для фигур высшего пилотажа аппарате пилот Степанченок впервые в мире без буксировки на высоту выполнил три мертвые петли.

Кстати, лететь собирался сам Сергей Павлович. Ему помешал брюшной тиф. Несмотря на столь успешный опыт в авиации вскоре Королев переключился на реактивные двигатели и ракеты. В 1929 году он познакомился с работой Циолковского об исследовании мировых пространств реактивными приборами. Мысль о том, что осуществлять полеты можно не только на самолетах и планерах да еще и за атмосферные пределы, навсегда поглотила его.

Первые успехи, приговор и пожизненное отвращение к золоту

Сотрудники ГИРДа./Фото: static.life.ru

В 1931-м при Осоавиахиме образовали небольшую Группу изучения реактивного движения (ГИРД). Сначала этой организации не придавалось особого значения. У ГИРД даже не было отдельного помещения – первые разработки велись буквально в подвале. Но главную роль сыграл тот факт, что коллектив состоял из истинных фанатиков-энтузиастов. Королёв пришел в ГИРД обычным инженером. На тот момент в распоряжении конструкторов были маломощные тестовые реактивные двигатели и небольшие аппараты. Но старт ракетному делу был дан. Спустя два года активной работы членов ГИРД их организация перешла под крыло военного ведомства и была объединена с газодинамической лабораторией в новый Реактивный научно-исследовательский институт. И работа пошла успешно, а Королёв сходу представил проект ракетного самолёта.

Но над конструкторами РНИИ сгущались тучи. В ходе пресловутых «чисток» были арестованы кураторы института маршал Тухачевский и руководитель Осоавиахима Эйдеман. Пришли и за Королёвым. Его обвиняли в пособничестве антисоветским троцкистам и намеренном затягивании лабораторно-конструкторских работ по главным оборонным объектам. Оба пункта считались расстрельными. Так что последовавший приговор в виде десяти лет заключения с поражением в политправах и конфискацией имущества по тем временам выглядел мягким.

1 июня 1939 года, через 8 месяцев пребывания в Новочеркасской пересыльной тюрьме 31-летнего "врага народа" отправили по этапу на Дальний Восток. На Колыме Королёв был занят на золотых приисках. Всю последующую жизнь после освобождения он терпеть не мог золотых изделий. В лагере Королёв чуть не умер. После диагностирования цинги врачи поставили на нем крест, оставив тихо погибать. Его спас доставленный в лагерь директор завода Усачев, на котором был построен роковой самолет разбившегося Чкалова. Новый узник добился того, чтоб Королёва перевели в медчасть, где его выходили небезразличные медсестры.

Научная работа в заключении и досрочное освобождение

Королёв-арестант./Фото: miro.medium.com

За время пребывания в заключении об узнике хлопотали многие. Десятки обращений поступали от лица его матери Марии Николаевны, за Королёва просили прославленные пилоты Валентина Гризодубова и Михаил Громов. В какой-то момент вопрос спасения талантливого инженера согласовался на самом верху. Сталин предоставил Берии указание пересмотреть дела оборонных специалистов. К концу 1939 года Королёву приказали собираться в Москву. После прибытия на Лубянку бывшего лагерника вторично судили и приговорили к восьми годам заключения в московской спецтюрьме – так называемой «туполевской шарашке».

В ее стенах располагалось четыре проектных бюро, где разрабатывались новые самолеты. Королёва определили в КБ его бывшего преподавателя Туполева, который создавал пикирующий бомбардировщик Ту-2. Параллельно Сергей Павлович начинает разработки управляемой аэроторпеды, а также нового типа ракетного перехватчика. В условиях начавшейся войны в 1942-м Королёва переводят в другое бюро строго закрытого типа при Казанском авиазаводе, где шли работы с ракетными двигателями. В 1943-м он назначается главным конструктором в группе ракетных установок, а в июне 1944-го досрочно освобождается с полным снятием судимости. Еще один год в качестве вольнонаемного Королёв остается в Казани, заканчивая работу с ракетными ускорителями для военных самолетов.

Встреча со Сталиным и запуск ракеты

Первые советские космонавты и Королёв./Фото: i5.walmartimages.com

После освобождения начался славный путь Королёва-отца глобальной космической программы всемирного масштаба. В мае 1946-го Сталин принимает два важнейших Постановления Совмина СССР о создании в оборонной промышленности нового направления – ракетостроения, а также об открытии на базе подмосковных подразделений артиллерийского завода и НИИ-88. Последний фактически становится главным предприятием по созданию управляемых ракет на жидком топливе. А уже летом Сергей Королёв назначается Главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и руководителем отдела в НИИ. Он сразу взялся за работу, отлаживая крылатые ракеты и производя пуски. В этот период создается первая отечественная ракета Р-1.

В апреле 1947 года Королёв готовился выступать с докладом по ракетной технике в кабинете Сталина. Здесь и произошла личная встреча конструктора с вождем. Вошедший Королёв попытался присесть поодаль, однако Иосиф Виссарионович настоял на соседстве за столом заседаний. Обратившись к Маленкову, Сталин произнес: «Подвинься, дай сесть Королёву». Доклад главного ракетного специалиста он выслушал предельно внимательно, задавал много компетентных вопросов и выразил максимальную заинтересованность в общем деле. По всему было видно, что Королёв понравился вождю. В этот день Сергей Павлович вышел из главного кабинета страны уже другим – узнаваемым и благонадежным человеком.

Сергей Павлович Королев – легендарный советский конструктор, совершивший беспрецедентный научно-технический прорыв и подаривший миру космос, создатель ракетно-технической техники.

На фото: Сергей Павлович Королёв

Его наследие сложно переоценить. Но славы при жизни он не удостоился, его имя долго было засекреченным. Юрию Гагарину рукоплескал весь мир, а гений, обеспечивший его запуск, смотрел парад в честь полета не с главной трибуны, а по телевизору. Он мог стать Нобелевским лауреатом – за впервые в истории произведенный запуск спутника и за полет в космическое пространство человека. Однако имя создателя «звездных кораблей» при выдвижении кандидатов Никита Хрущев не сообщил, декларировав, что «их творцом был весь советский народ».

Сегодня же имя Сергея Королева носят космические объекты, город в Подмосковье, множество учреждений и улиц, а благодаря существованию космических спутников работают системы навигации, доступные каждому автомобилисту, мобильные телефоны, позволяющие позвонить в любую точку Земли, интернет, доступный в отдаленных уголках планеты, телевизоры, транслирующие каналы со всех разных концов света.

Ранние годы

Великий покоритель космоса родился 12 января 1907 г. в Житомире, на северо-западе Украины, в семействе преподавателя-филолога Павла Яковлевича, уроженца белорусского Могилева, и Марии Николаевны, родом из украинского Нежина. Вскоре они перебрались в Киев.

Житомир - родина Сергея Королёва

Когда сынишке исполнилось 3 годика, мама занялась учебой, а он стал жить у бабушки с дедушкой в Нежине, где впервые увидел полет аэроплана. В этот момент у него и пробудился интерес к воздухоплаванию. В пять лет он самостоятельно склеил модель самолета, в шесть с восхищением наблюдал рекордный групповой (из трех воздушных суден) перелет Киев-Остер-Козелец-Нежин-Киев, возглавляемый военным летчиком Петром Нестеровым, и демонстрационные показы возможностей машин и летного мастерства авиатора Уточкина.

Сергей Королёв в детстве

В 1914 родители забрали сына в Киев. В 1916 их брак был расторгнут, через год Сережа с мамой и отчимом-инженером уже проживал в Одессе. Обстановка в обществе была напряженной из-за грянувшей Гражданской войны, и школьную программу мальчик постигал дома. Он не оставил своего увлечения авиационной техникой – постоянно пропадал на Базе гидросамолетов порта, старался быть полезным механикам, поднимался и в небо.

Образование

С 1922 Сергей стал учащимся стройпрофшколы, дающей высокий уровень знаний – ее выпускников принимали в вузы без вступительных испытаний. В 1923 вместе с отчимом, помогавшим ему переводить статьи авиационных журналов с иностранных языков, Королев вступил в Общество авиации, стал читать профильные лекции и доклады, организовал на заводе секцию планеризма. Параллельно он подготовил проект собственного летательного аппарата К-5.

Сергей Королёв в молодости

В 1924 юный изобретатель стал студентом Киевского политеха, где проявлял неординарные способности, строил планеры, добиваясь максимальной дальности их полетов. Он также начал посещать курсы инструкторов планерного спорта.

После упразднения аэромеханического направления в КПИ в 1926 он перевелся на отделение аэромеханики в МВТУ. Наибольший интерес он теперь проявлял к изучению пилотирования самолетов, возможностям освоения стратосферы, высокоскоростным полетам на большой высоте. Вскоре он начал совмещать обучение с работой в КБ Всесоюзного авиаобъединения, а в 1928 возглавлял бригаду его конструкторов.

Сергей Павлович Королёв

В 1929 он был среди энтузиастов Всесоюзных планерных соревнований в Коктебеле, заработав свидетельство пилота. В тот же период, после знакомства с трудами Константина Циолковского о космосе и встречи с гениальным ученым, он окончательно заразился идеей строительства ракет.

В 1930 он получил в МВТУ диплом инженера-аэромеханика, защитив работу по созданию СК-4, впоследствии запущенного в производство (руководителем его был Андрей Туполев), а также квалификацию летчика в Осоавиахиме.

Развитие карьеры

В 1931 молодой специалист трудился в ЦКБ одного из столичных авиазаводов. Спустя пару месяцев он перешел в Центральный аэрогидродинамический институт. Затем, будучи старшим инженером ЦАГИ, он занялся также исследованиями принципов работы реактивных двигателей в созданной совместно с изобретателем Цандлером и при содействии Осоавиахима организации ГИРД, где под его началом были испытаны первые в СССР баллистические ракеты на жидком топливе. По итогам достижений такого масштаба он получил нагрудный знак Осоавиахима «За активную оборонную работу».

Сергей Королёв (крайний справа) за работой

В 1933 на базе их группы и профильной лаборатории из города на Неве учредили РНИИ Наркомата тяжелой промышленности. В данном институте 26-летний инженер-конструктор получил пост замдиректора по научной работе и категорию дивизионного инженера, то есть, генеральское звание. Однако спустя год за несогласие с руководством по ряду рабочих моментов его освободили от высокой должности. Он сосредоточился на разработке новейших вооружений, создав новаторские типы ракет.

Трудные годы

В 1938 выдающийся «космический отец» был обвинен в диверсионно-террористической деятельности. Королев работал над пороховой крылатой торпедой с фотоэлементами, которые в текущих условиях не могли быть изготовлены. Конструктора обвинили в нагрузке производства заведомо непригодными для государства проектами, ущерб был оценен в 120 тысяч рублей.

В 1938 году Королев был арестован и осужден на 10 лет тюремного заключения

Королев был арестован и осужден на 10 лет тюремного заключения с конфискацией имущества. На допросах с пристрастием его избивали до сотрясения мозга и сломанной челюсти. Но его считали «счастливчиком», ведь многих руководителей РНИИ тогда расстреляли.

В 1939 конструктора вывезли копать золото на Колыму, где он едва не умер от голода, холода и цинги. Мать и друзья хлопотали о пересмотре дела, и в конце того же года добились решения о доставке ученого обратно на Большую Землю для дополнительного расследования. На пути в Магадан в 40-градусный мороз в судьбу изобретателя снова вмешалось провидение, когда он, замерзший и голодный, нашел на снегу теплую буханку хлеба, а затем не смог попасть на последний перед закрытием навигации пароход «Индигирка». Это расстроившее его чуть не до слез обстоятельство в действительности спасло ему жизнь – судно на четвертые сутки пути затонуло с пассажирами и экипажем в шторм в Японском море.

В столицу он добрался в марте, был повторно судим, получил 8 лет с отправкой в местную спецтюрьму, где смог работать в любимой сфере деятельности под началом осужденного Андрея Туполева. Они выпускали прогрессивные бомбардировщики, а Королев по собственной воле трудился над разработкой ракет. В июле 1941 их эвакуировали в Омск.

Узнав о проектировании ракетных систем в аналогичном КБ при авиазаводе в Казани, где главным конструктором являлся его бывший коллега по РНИИ Валентин Глушко, экспериментатор обратился с ходатайством о пересылке в Казань. Осенью 1942 он прибыл в татарскую столицу и уже зимой представил план по созданию реактивного ускорителя для пикирующего бомбардировщика Пе-2.

В 1944 году Королёв был досрочно освобождён по приказу Сталина

В 1944 стало ясно, что победа в войне близка, а заниматься разработкой авиационной техники будет некому – все высококвалифицированные конструкторы сидят по тюрьмам. Тогда Лаврентий Берия обратился к Иосифу Сталину с предложением досрочно освободить со снятием судимости ряда талантливых заключенных. Председатель Госкомитета обороны дал свое согласие, и Королев получил свободу.

Ракетостроение

В 1945 высококлассного специалиста удостоили ордена «Знак почета», он получил должность старшего преподавателя в Казанском авиационном вузе и был откомандирован в звании подполковника в ГДР для заимствования лучших идей конструкций немецкой ракетной техники. Спустя год его назначили ведущим инженером созданного в немецком Нордхаузене института по анализу «Фау-2». В 1948 он приступил к испытаниям сделанных по их образцу Р-1. С 1950 года, после устранения выявленных в ходе учебно-боевых пусков недостатков, они были приняты на вооружение и надежно защищали страну.

В 1945 Королёва удостоили ордена «Знак почета»

Затем Сергей Королев успешно занимался оптимизацией, проектированием и испытанием различных вариантов крылатых ракет (двухступенчатых, межконтинентальных, стратегических, наземного, морского базирования и пр.), координацией работ предприятий-участников их производства, действий ученых по их созданию (как глава Совета главных конструкторов) и стремился к покорению космического пространства.

В 1955 вместе со своими сподвижниками Мстиславом Келдышем и Михаилом Тихонравовым ученый вышел в верха с предложением о выводе в околоземное пространство искусственных тел. Их идею одобрили, и в 1957 Королев провел запуск посредством ракеты-носителя первого искусственного спутника планеты. Это событие имело в мире колоссальный успех, повысив авторитет страны.

В 1957 Королев провел запуск первого искусственного спутника планеты

Затем конструктором проводились работы над космическими летательными аппаратами для научных исследований межпланетной среды и прикладных задач – был осуществлен пуск ракеты к Луне, доставка на нее вымпела СССР, съемка поверхности и невидимой стороны, отправка межпланетной станции на Венеру и к Марсу.

Одновременно велись изыскания по подготовке первого полета человека в космос на пилотируемом корабле, блестяще реализованного ученым в 1961 году и ставшего эпохальным событием для всего человечества. При его жизни были успешно проведены еще ряд полетов отечественных первопроходцев космоса, включая групповой полет, запуск исследовательских станций и первый выход человека в космос.

Личная жизнь Сергея Королева

Гений, перешагнувший грань неизведанного, дважды был связан узами Гименея. Первой его избранницей являлась подруга детства Ксения Винцентини, уроженка Кишинева, имевшая итальянские корни, учившаяся вместе с ним в стройпрофшколе. Своенравная красавица долго не проявляла желания узаконить их романтические отношения. Он добивался ее согласия на брак целых 7 лет, ждал, пока она окончит Харьковский мединститут и поработает по распределению на Донбассе в Алчевске. Они поженились в 1931 году во время ее командировки в Москву.

Сергей Королёв и Ксения Винцентини

В 1935 у пары появилась на свет единственная дочь Наталья, ставшая во взрослом возрасте хирургом и доктором наук. Когда муж по ложному обвинению оказался в заключении, Ксении приходилось трудиться на трех работах, чтобы содержать дочь и иметь средства для поддержки супруга. После освобождения мужа на отношениях супругов сказались его постоянные командировки и занятость. В 1949 их брак был расторгнут.

Сергей Королёв и Нина Котенкова

Второй женой ученого была Нина Котенкова, уроженка Ижевска, переводчица техдокументации. Он познакомился с ней в 1947 на собеседовании при ее приеме на службу в НИИ, где Королев работал главным конструктором. После его развода они поженились. Женщина была дочерью коммерческого директора оборонного завода №8 в Подлипках, выпускницей Московского пединститута иностранных языков. Первым мужем ее был авиаконструктор Владимир Ермолаев, скончавшийся в 1944 году от тифа.

Смерть

Творческий полет мыслей одного из величайших умов ХХ века оборвала в 1966 году преждевременная кончина. Лагерные испытания и невероятные нагрузки на работе подточили его здоровье. Врачи настаивали на проведении хирургической операции по удалению полипов, и он согласился. Но во время ее проведения возник ряд осложнений. Сердце ученого не выдержало и остановилось. Урна с его прахом покоится у Кремлевской стены.

Сергей Павлович Королев с женой Ниной Ивановной. 1961 г.

Этот человек выжил, чтобы, пройдя через тернии, первым вывести человечество к звездам. Его имя - Сергей Павлович Королёв. Наверное, не было до него на Земле другого такого человека, который бы так любил небо. И женщин.

Любовь и космос

Даже первый поцелуй с девушкой его мечты случился у него на крыше. Он жил тогда в Одессе. У Ксении Винцентини, или у Ляли, как все ее звали, всегда было много поклонников. Сережка Королев - лишь один из них. Но он старался сделать все, чтобы она стала только его девушкой: и вверх ногами вокруг нее ходил, и под баржей в море проплывал, и даже на краю крыши двухэтажного одесского морга сделал ради нее стойку на руках. Видимо, все это произвело на Лялю необходимое впечатление. И тут, прямо на крыше, она наконец-то позволила ему впервые себя поцеловать.

Уезжая учиться на авиационном отделении Киевского политехнического института, Сережка сделал ей предложение. Она ответила, что, хотя и любит его, выходить замуж не собирается до тех пор, пока не выучится, чтобы зарабатывать самостоятельно.

Получилось так, что он учился в Киеве, потом в МВТУ в Москве, а она в Харькове, на врача. После института Ксению распределяют работать в Донбасс. Бывая там, Королев вновь пытается добиться Лялиного согласия на брак. Она вновь отказывается, ссылаясь на новую причину: какой смысл выходить замуж, если все равно придется два-три года жить врозь, пока отработаешь по распределению. И Королев решает добиться от начальства, чтобы Ксению отпустили досрочно. В конце концов в августе 1931-го она становится его женой, а вскоре он все-таки увозит ее в Москву.

Сергей Королев с женой Ксенией Винцентини. 1932 г.

Но вот загадка: как только Королев добивается того, о чем мечтал все эти 7 лет, он быстро теряет интерес к жене и начинает увлекаться другими женщинами. Рассказывали такую историю: "Однажды Ляля чистила пиджак Сергея. И вдруг. из кармана выпали два билета в Большой театр. Королев о них ничего не говорил. Значит, решила Ляля, пойдет с какой-то дамой. А у Ляли был поклонник из высокопоставленных военных. И уговорить его сводить ее в Большой не стоило труда. Столкнулись обе пары в антракте. С Сергеем была красивая брюнетка. Увидев жену, Королев рванул от своей красавицы, словно кот со стола, и сразу стал оправдываться, дескать: "Случайно предложили билеты. Неудобно было отказать. Где мы встретимся после спектакля?" - "А зачем нам встречаться? - спросила Ксения. - Меня проводят". И посмотрела на своего военного. Тут Королев не выдержал: "Нет. Мы поедем вместе!" Куда он дел свою даму - неизвестно. Но жену из театра увез сам. "

Сергей Королёв, 1950 г.

Сергей Королев и Ксения Винцентини встречались и "числились" в браке четверть века, а жили вместе каких-то 8 лет, да и то урывками. Их дочь Наташа, находившаяся под влиянием матери, узнала об "изменах папы" в 12 лет. На мелкие кусочки изорвала она все его фотографии, какие попались под руку, и заявила, что видеть его больше не желает. Трещина между дочерью и отцом осталась на всю жизнь. Встречались они редко, но чаще всего были как чужие. Не было Королева и на ее свадьбе. В свою очередь, по свидетельству известного летописца космической эры Ярослава Голованова, когда Королев звонил ей с Байконура, чтобы поздравить с днем рождения, она бросала трубку. И он сидел и плакал.

Одиночество

Вторая жена, наверное, могла бы подписаться под многими переполненными болью словами первой.

Чтобы получить представление, как он завязывал отношения со слабым полом и как вел себя дальше, воспользуемся воспоминаниями второй жены, Нины. Она рассказала Ярославу Голованову об этом со всеми подробностями. Итак: "Весной 1947 года в НИИ-88 я была единственная "англичанка", остальные переводчицы - "немки". Однажды начальник говорит: "У Королева накопилось много английских журналов. Сходите, он покажет, что перевести. "

Прихожу. Секретарша говорит: "Он занят". Слышу - говорит по телефону. Разговор закончился, и дверь кабинета приоткрылась: "Вы ко мне? Пожалуйста. Садитесь. " Представился: "Королев Сергей Павлович".

- Нина Ивановна, - говорю я. - Безработная переводчица.

- Я так и понял, - улыбнулся Королев и достал кипу английских и американских журналов. - Вот эту статью переведите, пожалуйста.

Я понимала, что сделала плохой перевод, потому что не знала смысла чисто технических терминов. "Да, действительно плохо", - сказал Королев. Дали мне инженера, с которым я могла бы правильно перевести статью. Опять иду к Королеву. И вот он стал меня вызывать все чаще и чаще. Как-то кладу перед ним перевод, он читает, а сам. берет меня за руку. Я руку отвожу. Помолчал. Спрашивает:

- Что вы делаете в воскресенье?

- Пока у меня нет никаких планов.

- Вы не возражаете отдохнуть вместе?

- А что вы имеете в виду?

- Ну. пойдем в ресторанчик. потанцуем.

- Я не люблю рестораны, но пойдемте, - говорю я, - только куда-нибудь подальше от города.

Его шофер отвез нас в Химки. Гуляли по набережной у Речного вокзала. Потом обедали в ресторане. Немного выпили. И вдруг он так откровенно начал мне рассказывать о своей жизни, о Германии, о семье, в которую решил больше не возвращаться. Я даже растерялась: мы ведь познакомились совсем недавно.

Когда возвращались в Подлипки, спросил, куда меня отвезти. Назвала адрес. К огромному нашему удивлению, оказалось, что мы живем не только в одном доме, но и в одном подъезде: квартира моей мамы - на первом этаже, а Королева - на втором. Поднялись к нему. Что теперь лукавить: я осталась у него в тот первый наш вечер. И, как оказалось, на всю жизнь. Мне было 27. Ему - 40".

Что было дальше?

Жена сменилась, но Королев снова в бессрочных командировках, и его снова мучает одиночество. Не однажды, как бы извиняясь, Сергей Павлович пишет новой жене о своих трудностях и переживаниях. Пишет, что сказать об этом ему больше некому, так как самый близкий друг и подруга - она! Неслучайно он обязательно добавляет слова: "Ведь мне не с кем об этом поговорить, кроме тебя". Судя по всему, и новой жене начинают надоедать его "душеизлияния" о вечных проблемах на работе и в душе. И с новой женщиной, которую он так любит, чувствует себя одиноким. Вообще гениям чаще всего не везет в личной жизни. Мне вспоминаются слова Наталии Николаевны Гончаровой Пушкину: "И как же ты мне надоел со своими стихами!" А Королев пишет: "Ну не могу тебе, мой друженька, не написать и не излить свою душу. " Вечная трагедия гениев.

Сергей Королёв.

Досье

С. Королев родился 12 января 1907 года. Под его руководством Группа изучения реактивного движения (ГИРД) 17 августа 1933 г. запустила первую советскую ракету. Потом был Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), потом - арест. Его обвинили во "вредительстве в составе антисоветской организации". Сначала дали 10 лет. Потом, в 40-м, срок уменьшили на 2 года. Досиживал он, работая в "туполевской шараге" - КБ за колючей проволокой. За работу, имевшую "важное оборонное значение", его - по личному письму Берии в адрес Сталина - освободили досрочно в августе 44-го. В сентябре 1945 года Королев был направлен в Германию для изучения опыта гитлеровских инженеров. Вернувшись в январе 1947-го, он быстро и успешно проводит конструирование и испытание собственных ракет, сразу многократно увеличивших мощь Вооруженных сил СССР.

В 1957 году была успешно испытана ракета "Р-7", при помощи которой вскоре на орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года эта же ракета обеспечила полет Гагарина. На ней прорвались во Вселенную и первая женщина-космонавт В. Терешкова, и А. Леонов, совершивший в марте 1965-го первый в истории выход в открытый космос. К сожалению, этот успех стал последним в жизни великого конструктора, в 1966-м он скончался.

Кстати

Сергей Королев — выдающийся советский конструктор и ученый, академик АН СССР, основоположник космонавтики и крупнейший специалист в области космического кораблестроения. Сегодня достижения исследователя используются в современном ракетостроении.

Детство и юность

Сергей Павлович родился 12 января 1907 года (по старому стилю — 31 декабря 1906-го) в Житомире. Отец, из разночинцев, работал учителем. После распада семьи мальчика отправили к родителям матери в Нежин, где он воспитывался в купеческой семье. С 1917 года будущий ученый жил в Одессе с матерью Марией Николаевной и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным. Школьную программу осваивал дома, с 1922 по 1924 год учился в строительной школе.

Начало карьеры

В 1921 году Королев познакомился с летчиками гидроотряда и участвовал в авиационной жизни, а уже в 16 лет читал лекции об авиации. Первое изобретение, созданное юношей в 17 лет, — безмоторный самолет К-5, рекомендованный к постройке. Окончив строительную школу, молодой конструктор поступил в Киевский политех.

В 1926 году Сергей перевелся в высшее техническое училище в Москве. В столице парень участвовал в организации планерной школы, стал инструктором и испытателем планеров, закончил школу летчиков, посещал аэродинамический кружок и разрабатывал легкие самолеты. Начиная с четвертого курса Королев работал в конструкторском бюро.

В 1929-м в биографии конструктора состоялась знаковая встреча с Константином Циолковским, который посоветовал Сергею заняться полетами в космос, подарил книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендовал обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру — инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).

В феврале 1930 года под руководством Андрея Туполева Королев защитил проект самолета СК-4. Одновременно с этим молодой ученый создал планер СК-3 «Красная звезда», на котором в свободном полете выполнялись петли Нестерова. В марте 1931 года он начал работу в ЦАГИ старшим инженером по летным испытаниям. Главное событие этого периода — встреча с Цандером, который занимался испытаниями двигателя ОР-1.

Позднее Королев возглавил научно-технический совет московской Группы изучения реактивного движения. Первостепенное внимание в ней уделялось ракетному оружию, необходимому для укрепления обороноспособности страны. Сергей Павлович создал первое КБ, вошедшее в историю ракетостроения.

Достижением этого периода стал запуск жидкостной ракеты ГИРД-09, поднявшейся на высоту 400 м. Результаты работы Королев описал в книге «Ракетный полет в стратосфере». Здесь же он осветил возможности некосмического использования ракет в военных и научных целях.

В сентябре 1933 года 26-летнего Королева назначили заместителем директора Реактивного института. Надежды гирдовцев о переходе к серьезным проектам не оправдались, тематика разработок сократилась, и в 1934 году Королев был освобожден от должности. Он остался работать в институте рядовым инженером, сосредоточив усилия на разработке крылатых ракет.

В 1936 году Сергей Павловича назначили главным конструктором отдела РНИИ, разрабатывавшего ракетные летательные аппараты. Ученый обладал удивительной интуицией, энциклопедическими знаниями и опытом. В частности, он первым обосновал концепцию ракетного истребителя-перехватчика, достигающего за несколько минут большой высоты и атакующего самолеты, угрожающие защищаемому объекту.

Арест

Сергея Павловича приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях, а также к 5 годам поражения в правах. В апреле 1939-го инженера этапировали на Колыму, в лагерь, где он занимался тяжелыми работами на золотых приисках. Плохие бытовые условия и суровый климат скоро негативно сказались на здоровье конструктора — он заболел цингой. Только благодаря ходатайству Михаила Усачева Королева выходили в местной санчасти.

Тем временем родственники боролись за освобождение Сергея Павловича, в результате чего дело конструктора пересмотрели, и в 1939-м его отправили в Москву. Только в марте 1940-го, задержавшись в пути из-за болезни, ученый попал в столицу, где прошел новые судебные разбирательства. Теперь его приговорили к 8 годам, после чего перевели в спецтюрьму, где он смог продолжить научную деятельность.

Великая Отечественная война

Находясь в заключении, Королев выступал ассистентом Льва Термена в отделе, занимавшемся проектированием беспилотных летательных аппаратов. Позже, уже под руководством Андрея Туполева, разрабатывал несколько объектов, среди которых оказались бомбардировщики и аэроторпеды. В декабре 1941 года коллектив Туполева эвакуировали в Омск. Здесь самолет Ту-2 был запущен в производство.

Успехи конструктора способствовали его переводу в Казань, где Королев занялся усовершенствованием ракетных двигателей, которые затем применялись в авиации. В 1943-м совершил полет пикирующий бомбардировщик Пе-2 — Сергей Павлович приложил руку к улучшению характеристик этой модели. Через год инженер был досрочно освобожден по приказу Иосифа Сталина, а после начал работать преподавателем в Казанском авиационном институте.

Конструктор МБР

В мае 1946 года советское руководство приняло постановление, положившее начало развитию ракетостроения. В подмосковном Калининграде (сегодня — Королев) создали Государственный союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88). Сергея Павловича назначили одним из главных его конструкторов.

Далее события развивались стремительно. По указанию Сталина создали копию немецкой ракеты. Проводились испытания ракет А-4, собранных из трофейных узлов в институтах Нордхаузен и НИИ-88. Испытывались первые ракеты Р-1, воспроизводившие А-4 уже из своих материалов и по отечественной документации. Королев оказался не только талантливым конструктором, но и организатором, сумевшим скоординировать работу всех подразделений.

Освоение вершин военной техники началось с создания ракеты с дальностью 300 км. В 1948 году была создана ракета Р-2 с дальностью 600 км, способная достичь некоторых американских баз. В результате дальнейших разработок появилась РДД Р-5М с дальностью 1200 км и ядерной боевой частью. Испытания стратегической ракеты проводились на Семипалатинском полигоне 2 февраля 1956 года.

Основным направлением деятельности Королева стала разработка многоступенчатых межконтинентальных ракет. Созданная им баллистическая ракета (МБР) Р-7 имела дальность 8 тыс. км, а модернизированный вариант Р-7А — 12 тыс. км. Жидкостные МБР проигрывали американским твердотопливным, поэтому создали экспериментальную ракету РТ-1 на твердом топливе.

Космонавтика

Военные разработки стали для Королева условием для дальнейшего освоения космоса. 4 октября 1957 года впервые в истории землян запустили искусственный спутник. Спустя месяц, 3 ноября, на орбиту был отправлен второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка. 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин. В реализации этих проектов были задействованы специалисты Совета главных конструкторов, созданного Королевым.

При жизни исследователя успешно осуществили еще семь полетов пилотируемых кораблей, запустили спутники, космические научные станции и системы. Также инженер разрабатывал идеи покорения Луны и Марса.

Личная жизнь

Личная жизнь конструктора оказалась относительно спокойной и гармоничной. Сергей Королев был дважды женат. Первый раз инженер зарегистрировал отношения в августе 1931 года с одноклассницей Ксении Винцентини, в 1935 году супруга родила ему дочь. В 1948 году семья распалась.

Со второй женой Ниной Ивановной Котенковой, переводчицей в НИИ-88, исследователь познакомился на работе.

Смерть

Главного конструктора не стало 14 января 1966 года. Причиной смерти была признана остановка сердца во время хирургической операции. При оперативном вмешательстве для удаления полипов в кишечнике внезапно выявились непредвиденные обстоятельства (у больного обнаружили опухоль, возникла необходимость экстренного введения общего наркоза, чтобы убрать новообразование). Возникли сложности и с интубацией (по некоторым сведениям, у ученого после допросов в конце 30-х годов была сломана челюсть, которая оставалась малоподвижной). Организм Королева не выдержал такой нагрузки.

Память

В память о конструкторе дом в Житомире, в котором родился Сергей Павлович, переоборудовали в музей. Также мемориальный музей открылся в Москве. Имя инженера носит город, где он работал, а также многие улицы и проспекты не только в России, но и в странах СНГ. В разных уголках Земли открыты памятники ученому (некоторые скульптуры запечатлели Королева вместе с Юрием Гагариным, например в Таганроге, перед корпусом радиотехнического института). В честь покорителя космоса названы и космические объекты.

Фамилию исследователя носит самый большой конференц-зал в компании SpaceX, возглавляемой Илоном Маском. Этого американского предпринимателя, миллиардера и инженера многие сравнивают с Сергеем Павловичем по прогрессивности предлагаемых идей и созданных объектов для покорения космоса. В 2021-м американец устроил экскурсию по заводу, производящему корабли Сrew Dragon, для внука и правнука советского конструктора. Маск отметил, что вместе с командой при инновационных разработках обращался к достижениям Королева.

Фигура Сергея Павловича (или же его прообраз) появляется в советских и российских фильмах. В разное время образ конструктора успели примерить на себя актеры Георгий Жженов, Кирилл Лавров, Владимир Ильин и другие. Также биографии ученого посвятила книгу дочь Наталия Сергеевна.

Читайте также: