Лучший конструктор игр без программирования

Обновлено: 25.04.2024

Что есть помимо Photoshop, FL Studio, 3ds Max, ZBrush и Unity.

Чтобы я хотел упомянуть перед тем как вы приступите читать:

  1. Данная статья является развитием моей предыдущей статьи, однако версия на Реддите получилась скудной, поэтому и не обязательной к ознакомлению.
  2. Данная статья не призывает вас пересаживаться целиком и полностью на свободное и бесплатное программное обеспечение. Глупо пропагандировать, что опенсорс - мастхэв, а проприетарщина - зло.
  3. Будьте готовы, что некоторые из этих программ сырые, недоделанные, без подробной документации и видеотуториалов.
  4. Многие программы переведены на русский язык. Если для вас это важно, то обязательно посмотрите в настройках можно ли поменять язык интерфейса.
  5. При использовании чужих ассетов не забудьте поблагодарить авторов, упомянув их имена или ники в своих играх.

Простенькая программа для создания текстовых игр и визуальных новелл. Вам почти не придётся программировать, всё создаётся в виде схемы из блоков и связей между ними. Готовая игра представляет собой страницу HTML.

Однако помимо создания игр Twine можно использовать и как удобный инструмент для наглядной визуализации своего сценария, если вы задумали множество разветвлений, выборов диалогов, концовок и т.д.

Два конструктора, специально заточенных под создание 2D-игр в жанре Квест. От вас не потребуется больших знаний в области программирования, всё создаётся в "два клика".

Конструктор №1 для создания игр в жанре "Визуальная новелла". Прост в использовании и изначально настроен для создания стандартных романов. Однако знание языка программирования Python позволит вам создавать более сложные игровые механики. Именно на Ren'Py созданы такие известные игры как Бесконечное лето и Doki-Doki Literature Club.

Конструктор помощнее для создания 2D-игр в самых различных жанрах. Вместо программирования логика игры строится на основе простых "событий" и "реакций на события". Немного напоминает другой, но проприетарный конструктор ClickTeam Fusion.

Конструктор 3D-игр, всё также без программирования позволяющий создавать свои первые творения. Появился совсем недавно, сейчас доступна альфа-версия этого продукта.

Просто хороший 2D-движок с языком Lua. Больше нечего даже добавить, всё прекрасно описано на официальном сайте.

Более молодой 2D-движок в сравнении с Defold. Китайский аналог Unity. Можно программировать как на JavaScript, так и на TypeScript. В этом году выйдет Cocos Creator 3.0 - отдельная версия для разработки 3D-игр.

Российский игровой движок для создания 2D и 3D-игр. Раньше был конструктором игр, однако разработчик пересмотрел подход и года два назад на свет выкатил полностью переделанный продукт. Летом этого года движок и вовсе стал свободным и бесплатным. Довольно симпатичный движок, но пользователи отмечают низкую производительность движка и разработанных на ней игр.

Мощный игровой движок для создания 3D-игр. Некст-ген, многозадачность, VR, все дела. Раньше назывался Xenko, а ещё раньше назывался Paradox. Из недостатков можно выделить очень слабое коммьюнити и вялое развитие движка.

Устаревшие конструкторы 2D-игр, которые уже давно не развиваются. Как и GDevelop, логика в этих конструкторах также строится легко на основе "событий" и "реакций на события". Вам остаётся лишь выбрать из списков сами события и реакции.

Устаревшие игровые движки для создания 2D и 3D-игр. Языки программирования являются расширенными версиями Basic. Если вы не горите желанием изучать сложные игровые движки, то рекомендую начать с Blitz3D. Blitz3D в отличие от DarkBasic Pro является более оптимизированным движком и позволяет формировать рельеф по картам высот.

Я собрал в одном архиве учебники и уроки по Blitz3D на русском языке, пользуйтесь и учитесь. Ещё держите статью с архивом о редакторах уровней, заточенные под Blitz3D, но они могут помочь с разработкой не только под этот движок, особенно если вы вооружитесь мощным конвертером fragMOTION.

Кстати, в этом же архиве лежат две программы, которые легко и просто генерируют 3D-модели различных растений и деревьев.

Armory 3D - это игровой движок, который интегрируется в Blender, а EasyRPG - это свободный аналог RPG Maker 2000/2003. Это две разные программы, но объединяет их одна особенность: вы можете пощупать их, но для полноценного производства игр они пока не пригодны. Можете ещё глянуть R48 вместо EasyRPG Editor.

Lazarus - это свободный аналог Delphi, в качестве языка программирования используется Object Pascal. Lazarus, от слова, вообще не предназначен для создания игр, однако вы можете глянуть GLScene или Castle Game Engine.

DevelNext - это, по сути, тот же Delphi, только красивее, с PHP и большим количеством инструментов и возможностей для создания игр.

Они не являются конструкторами игр и не являются игровыми движками. Это две среды разработки, которые предназначены для разработки самых различных приложений. Однако я всё же решил их упомянуть по двум причинам:

1. В них можно легко делать визуальные новеллы, квесты и прочие point-and-click игры. Эти среды предоставляют чрезвычайную гибкость, а потому вы можете придумать для своих игр уникальные и необычные игровые механики.

2. Эти среды умеют то, чего не умеют игровые движки. Мне, например, однажды приспичило для своей хоррор игры сделать возможность вывода документа на печать, если игрок найдёт секрет в игре и у него есть принтер. Godot Engine не умеет работать с принтерами, зато это можно реализовать в Lazarus, а в Godot написать функцию запуска стороннего приложения.

Удобный аудиоредактор, в котором вы можете нарезать звуки, как-то их совмещать, компоновать, накладывать фильтры, записывать свой (или не свой) голос. Функционал расширяется плагинами.

Однако если Audacity вам не хватает, можете воспользоваться этим редактором для профессиональной обработки звука и записи.

Редактор для создания и обработки звуков в более наглядной и увлекательной форме.

Редактор для создания ретро-звуков для своих игр, будь это звуки прыжка, удара или ещё какого эффекта. Если вы не знаете, какой конкретно звук вам нужен, то можете нажать кнопку Randomize.

Секвенсор и рабочая станция для создания музыки в самых различных жанрах. Наигрывать мелодии можно со своей midi-клавиатуры. Некоторые синтезаторы частично скопированы с FL Studio.

Секвенсор и трекер в одном флаконе от русского разработчика и музыканта. Предназначен для создания электронной музыки.

Предлагаю послушать пример, сочинённый в SunVox.

Удобные инструменты для написания ретро-музыки.

Редактор, который станет для вас аналогом Фотошопа. По функциональности почти не будет уступать, если вы установите плагин Layer Effects. Может импортировать формат Фотошопа .psd. Запускается быстро, работает шустро.

Не верьте тем кто говорит, что после Фотошопа невозможно пересесть на Гимп. Освоиться в последних версиях Гимп очень легко, у вас уйдёт на это буквально день-два своей жизни.

И раньше я действительно порекомендовал бы вам GIMP, но Krita умеет всё, что умеет GIMP, только больше и удобнее. Тем более она тоже читает .psd, заточена ещё для художников, а разработчикам игр дали удобные инструменты для создания бесшовных текстур.

Японский графический редактор, ориентированный только на художников и завлекающий своей простотой. Это означает, что в MediBang вы не сможете, например, подретушировать фотографию, как в GIMP или Krita, для этого попросту не хватает инструментов.

Ещё мне понравилось прилипание кисти (на англ. "snap", эта фишка изображена на гифке), чтобы быстро рисовать ровные прямые линии или идеальные круги, не пытаясь выверять движения мышки или стилуса на микроскопическом уровне.

Здесь уже выходила статья с перечислением редакторов для создания пиксель-арта. Однако там не была упомянута Pixelorama, созданная в Godot Engine :) Хорошая минималистичная программа, имеются кисти разных форм, можно создавать покадровую анимацию, можно рисовать в онлайне.

В отличие от предыдущих растровых редакторов, Inkscape является векторным редактором, т.е. изображения строятся не пикселями, а математическими формулами. Это обеспечивает высокое качество изображения при любом масштабировании, однако в векторном редакторе вам будет крайне проблематично создавать изображения с огромным количеством мелких деталей и различных неравномерных цветов.

Забавный редактор, позволяющий рисовать в стиле ASCII-арт.

Самый известный и мощный свободный 3D-редактор. Если вы когда-то в прошлом воротили нос от Blender, то сейчас попробуйте дать ему второй шанс, потому что с версии 2.8 в редакторе переделали интерфейс, он стал дружелюбным к новым пользователям. Также новый рендер Eevee позволит добиться хорошей картинки куда быстрее рендера Cycles.

Функционал пополняется аддонами. Я, например, недавно узнал об интересном аддоне SSGI, добавляющий к Eevee фейковое глобальное освещение.

Интересный факт: мультфильм Следующее поколение (Next Gen) полностью создан в Blender.

Редактор, который стоит скачать только ради одной фишки - удобного создания новых мешей (можно один, а можно несколько симметричных) на поверхности других уже созданных мешей. Таким макаром очень удобно создавать всякие фрактальные штуки. Всё остальное в редакторе либо уже есть в Blender, либо сильно кастрировано и не доделано.

Редактор для быстрого и лёгкого создания 3D-моделей. Но и качество самих моделей будет заметно хуже, особенно если моделируете живых существ. Идеальная программа для быстрого создания наброска/болванки или low-poly графики.

Тоже 3D-редактор, только вместо полигонов вы строите сцену из вокселей, т.е. кубиков. Готовую сцену можно потом экспортнуть в стандартные форматы 3D-моделей. Можно использовать как инструмент прототипирования: сначала прикидываете что-нибудь в MagicaVoxel, а потом основную работу проделываете в Blender. В старых версиях есть возможность анимировать, в новых эту функцию вырезали.

Для авторетопологии. Если вы пока не могёте в ретоп или лень, а количество полигонов в модели нужно уменьшить, то этот инструмент для вас.

В Blender тоже есть скульптинг, но перед этим познакомьтесь с метасферами (metaball), они значительно облегчат ваш труд.

ZBrush на минималках. Содержит в себе минимальный набор инструментов, но этого будет достаточно, чтобы лепить модели почти любой сложности, причём как на ПК, так и на планшете. К сожалению, в июне этого года прекращена поддержка Sculptris в пользу ZBrushCoreMini, который тоже бесплатен, но уже не для коммерческого использования.

Уже не такой минималистичный, как Sculptris, но всё же мощное средство скульптинга.

Простая программа для создания PBR-текстур у спрайтов: карты рельефа, отражения и т.д. В нём же можно проверить как будет работать освещение.

Ещё один инструмент для создания PBR-текстур, только уже для 3D-моделей.

Главная фишка этого инструмента заключается в том, что можно регулировать высоту текстур: например, если в вашем материале есть различные углубления, зазоры, трещины и т.д, то там можно расположить одну текстуру, а всё что на поверхности будет иметь другую текстуру. Обладателям Unreal Engine 4 также открыт доступ к Megascans. Осторожно, Mixer требователен к ресурсам компьютера.

Свободный аналог Substance Painter от разработчика движка Armory3D. В этом редакторе текстуры рисуются прямо на модели или его развёртке. Различные фильтры и прочие функции помогут частично автоматизировать процесс. ArmorPaint может разукрашивать 3D-модель по частям, а не целиком, как в Quixel Mixer.

В отличие от Mixamo Fuse, MakeHuman предоставляет куда больше настроек внешности виртуального человека. Плюс программа любезно сделает скелет для анимации всего тела и лица.

Аддон для Блендера, всё также позволяющий генерировать людей.

Редактор для создания анимешных персонажей. Программа, кстати, сделана в Unity. Экспортировать модели можно только в формат .vrm, но это дело поправимое, если в Блендере вооружиться импортёром glTF.

Не только у 3D-моделей можно добавлять кости для анимации, но и у картинок (причём с несколькими слоями). Экспортируйте итоговый результат в форматы jpg, png и gif.

Программа от российских разработчиков для создания реалистичных анимаций, которая учитывает центры тяжести, параболические траектории и т.д. Cascadeur пока бесплатен даже для коммерческого использования, но всё может поменяться после полного релиза, так что пользоваться с осторожностью, сильно не привыкать.

Гибкий редактор эффектов и частиц на основе нодов.

Ещё один редактор, но позволяющий создавать 3D-эффекты и частицы.

Про некоторые редакторы карт я уже говорил, когда затрагивал Blitz3D.

Поддерживает создание ортогональных, изометрических и гексагонных карт.

Мощный редактор, заточенный под создание карт с видом сбоку.

Перехожу к сайтам и ассетам.

Обычно его используют школьники и студенты для конспектов, а мне пригодился, чтобы быстро создать несколько записок с рукописным текстом для игры. Нужно войти или зарегистрироваться, чтобы генерировать текст.

Как только зайдёте на сайт, наверху есть вкладка Animations, нажимайте туда и вас перебросит на огромную коллекцию готовых гуманоидных анимаций. Чтобы скачать анимацию, нужно зарегистрироваться.

Нужно зарегистрироваться, после чего можно выбрать одну игру из уже готовых и покопаться в ней. В качестве языка программирования используется microScript (вдохновлённый Lua). В этом же конструкторе можно нарисовать спрайты к игре в стиле пиксель-арт.

3D-модели, текстуры, HDRI. Текстур и HDRI уже огромная куча, а вот 3D-моделей кот наплакал.

Коллекция звуков 99Sounds. Не помню откуда качал, поэтому залил на диск.

75 ГБ. звуков Sonniss. Торрент-файлы в комментариях.

Спасибо! Только не нашёл ссылки на мотивацию, вдохновение и свободное время.

Если ты хочешь что-то делать, то делаешь. Не хочешь — не делаешь. Вдохновение и мотивация тут не играют роли. Свободное время — другой вопрос.

разве подобные формулировки имеют юридический смысл?

Что скажешь про LMMS?

Это, мягко говоря, преувеличение, из перечисленного добрая половина софта опенсорс с нормальными лицензиями

В случае с бесплатными ассетами, я бы рекомендовал быть очень внимательным, так как часто даже лицензия CC имеет множество модификаторов, и часто используется с модификаторами "доступно только для некомерческого использования" и "обязательно упомянуть автора".

Спасибо папаша за сборник-помощник синего цвета двадцать первого века

Aseprite позабыл. Идеальный редактор для пиксель арта.

Редактор то отличный, но он не бесплатный же (за исключением брошенной устарешей версии), хотя и стоит копейки, но тем не менее.

Что-то не очень понял, для чего этот инструмент?

Странно, что в разделе для музыки не было Reaper. Бесплатный и чрезвычайно функциональный софт.

Но за подборку в целом просто бесконечное количество респектов!

Кстати, а UE принципиально нет? По сути, для 99% небольших инди он бесплатный, вряд ли кто-то из них превысит отметку в лям вечнозелёных.

Я решил перечислить чисто полностью бесплатные проги. Но ты хорошо подметил, можно и UE воспользоваться, если уверен, что игра не принесёт каких-то баснословных денег.

Inkscape не пригоден для нормального использования. Абсолютно забагованное и неудобное убожество. К версии 1.0 хоть обновили дизайн интерфейса (просто обновили GTK) и обновили встроенный Python до 3 версии (при этом забыв обновить одно из встроенных расширений, которое теперь не работает). Не умеет нормально изменять размер объектов, нет нормальных слоёв, почти нет визуальных подсказок при перемещении объектов. Профессионалы найдут ещё больше проблем. Если действительно нужен векторный редактор, лучше возьмите Affinity Designer по скидке.

А из платных и мощных редакторов векторной графики, с чего новичку проще будет начать знакомство? Интересует создание 2D спрайтов с анимациями, графика a la Hollow Knight? Уже упомянутый Affinity Designer или стоит присмотреться к чему-то еще?

Закладок больше, чем лайков почти в 3 раза, класс

+ закладка
Наберу 100 закладок про геймдев,тогда и начну что-то делать. Чтобы всё и сразу выучить )
Зачем мне сейчас читать )

(Раздел про GIMP)
Редактор, который станет для вас аналогом Фотошопа. По функциональности почти не будет уступать, если вы установите плагин Layer Effects. Может импортировать формат Фотошопа .psd. Запускается быстро, работает шустро.
Не верьте тем кто говорит, что после Фотошопа невозможно пересесть на Гимп. Освоиться в последних версиях Гимп очень легко, у вас уйдёт на это буквально день-два своей жизни.

Мои ощущения от работы с GIMP несколько лет назад:

- Грузится быстрее Фотошопа, но всё равно долго - по итогу нет разницы большой
- Без вышеуказанного плагина функционал даже близко не такой, как у Фш. С плагином хз, но чет меня сомнения терзают.
- Интерфейс просто пиздец какой странный, совсем не похож на Адобовский. Элементы организованы непривычно, отчего искать их неудобно.

Привет мой юный (а возможно и не очень) друг. Итак, ты встал на этот тернистый путь разработки игр и отовсюду то и дело, что говорят о Unity. Однако, это не единственный инструмент для создания игр, существующий в наше время.

В этой статье я расскажу только об актуальных вариантах как для новичков, так и для профессионалов со всеми плюсами и минусами оных, включая игровые движки и конструкторы, которые не требуют программирования. Надеюсь, эта статья будет полезна для вас.

Итак, начнем по порядку и будем рассматривать каждый из претендентов по нескольким параметрам - язык программирования, порог входа, платформы и многое другое.

Раз пошла такая пьянка - начнем с самого популярного игрового движка в мире - Unity. Это кросс-платформенный игровой движок для разработки 2D и 3D игр любого жанра и формата.

Данный движок выигрывает за счет своей широкой базе знаний, огромного количества примеров и шаблонов, большого коммьюнити и низкого порога входа.

Стоимость: Бесплатно и Платные тарифы для больших команд

Плюсы Unity:

Минусы Unity:

  • Для разработки хорошей игры нужно глубоко погрузиться в аспекты движка;
  • Много сырых версий, огромное количество багов;
  • Отсутствие открытого кода для небольших команд разработчиков;
  • Огромный размер;
  • В приоритете разработки обновлений движка - мобильные платформы;
  • Движок создан в первую очередь для бизнеса. Поэтому его модель поддержки нацелена на бизнес, а не на удобство для разработчиков.

Следующий монструозный игровой движок - это Unreal Engine. Его история длится десятилетиями, однако сейчас - он кажется достиг своего величия. Движок разрабатывается компанией Epic Games и является передовым решением для создания крупных AAA-игр.

Язык программирования: C++, NoCode (Blueprints)

Стоимость: Бесплатно (с условиями)

Плюсы Unreal Engine:

  • Мощный редактор на все случаи жизни;
  • Гибкая архитектура игрового движка;
  • Игровой движок разрабатывается в том числе для игр создателя. Поэтому он в первую очередь нацелен на других разработчиков, а не бизнес, как в случае с Unity;
  • Готовый к AAA-проектам из коробки;
  • Кросс-платформенный;

Минусы Unreal Engine:

  • Более высокий порог входа;
  • Более закрытое и не такое многочисленное сообщество;
  • Акцент - на AAA-проекты;
  • Размер движка и его требовательность;

Близкий по духу к Unity игровой движок с открытым исходным кодом. Его разработка началась не так давно (ранее он назывался Xenko), однако он будет хорошим выбором для тех - кому важна бесплатность и открытость исходного кода.

Стоимость: Бесплатно (Open Source)

Плюсы Stride:

Минусы Stride:

  • Движок и сообщество еще молодое;
  • Не такое обилие примеров и обучающих материалов;
  • Сырость некоторых компонентов;
  • Более бедная кросс-платформа;

Мощный конструктор игр с открытым исходным кодом для создания кросс-платформенных 2D игр любой сложности без знания программирования.

Язык программирования: не требуется. На базе событий.

Стоимость: Бесплатно (Open-Source)

Плюсы GDevelop:

  • Разработка кросс-платформенных игр без программирования;
  • Гибкий и расширяемый редактор;
  • Бесплатный с открытым исходным кодом;
  • Поддержка шейдеров

Минусы GDevelop:

  • Не самое большое сообещство;
  • Мало примеров;
  • Не самый понятный интерфейс со старта;
  • Ограниченность 2D играми;

Один из набирающих популярность игровых движков для разработки 2D (и в некоторых случаев 3D) проектов. Движок бесплатен и поддерживает множество платформ.

Язык программирования: Lua (верхний уровень), C++ (нижний уровень) и другие (расширения движка).

Стоимость: Бесплатно

Плюсы Defold:

  • Бесплатный движок;
  • Кросс-платформенный;
  • Мощные инструменты;
  • Низкий порог входа и хорошая документация;

Минусы Defold:

  • Не самый приятный интерфейс, к которому нужно привыкнуть;
  • Не очень большое (пока) сообщество;
  • В первую очередь все же заточен под 2D;

Простой, удобный и гибкий конструктор игр, с поддержкой кросс-платформы, позволяющий создавать крутые 2D игры любого жанра без знаний программирования.

Язык программирования: Не требуется. На основе событий. Но поддерживает JS.

Стоимость: Бесплатно (с сильными ограничениями), полный набор от 524,99 ₽ в месяц

Плюсы Construct 3:

  • Не требует программирования, но поддерживает JS скрипты;
  • Большое количество плагинов и расширений;
  • Удобный и простой интерфейс, доступный с любого устройства из браузера;
  • Кросс-платформенный;
  • Большое сообщество, много примеров;

Минусы Construct 3:

  • Стоимость может быть велика;
  • Акцент на 2D проекты;
  • Не самая хорошая оптимизация;
  • Для полноценной работы требует подключение к интернету;

Еще один представитель конструкторов игр - Game Maker Studio 2. Включает в себя огромное количество функций, шаблонов и примеров для ваших игр.

Язык программирования: не требуется, но поддерживает скрипты.

Стоимость: Бесплатно (с ограничениями), полный набор - от 90Р в месяц.

Плюсы Game Maker Studio:

  • Не требует программирования;
  • Мощные инструменты;
  • Большое количество шаблонов и примеров;
  • Большое сообщество;

Минусы Game Maker Studio:

  • Не самый оптимизированный вариант;
  • В некоторых моментах достаточно сыроват;

Один из древнейших представителей от российских разработчиков. Включает в себя мощные и простые для изучения инструменты, однако не обладает полноценной кросс-платформенностью.

Плюсы NeoAxis:

  • Легок в изучении;
  • Множество крутых инструментов для разработки;
  • Поддержка Visual Studio;

Минусы NeoAxis:

  • Не самое большое сообщество;
  • Кастрированная кросс-платформа;
  • Не самый удобный интерфейс;
  • Не так много примеров;

Еще один представитель динозавров среди игровых движков. Движок развивается очень давно, обладает мощным инструментарием и поддержкой кросс-платформы.

Стоимость: Бесплатно (с ограничениями)

Плюсы CryEngine:

  • Мощный игровой редактор-песочница;
  • Огромный потенциал для AAA-проектов;
  • Один из самых мощных рендеров;
  • Хорошая документация;

Минусы CryEngine:

  • Сильный упор на шутерную составляющую;
  • Не самый удобный для сборки инструментарий;
  • Для крутых игр требуются серьезные познания в C++;

Естественно это далеко не все представители игровых движков и конструкторов, но мы рассмотрели одни из них. Ниже я предоставил список не менее интересных претендентов с кратким описанием преимуществ.

Список интересных движков:

  • Play Canvas - JS движок с браузерным редактором. Очень мощный, кросс-платформенный движок с низким порогом входа;
  • Babylon JS - JS движок с мощным 3D рендерингом для разработки кросс-платформенных игр.
  • ThreeJS - пожалуй, одна из самых продвинутых технологий для отрисовки графики в браузере, как 2D так и 3D с кучей примеров;
  • Godot - очень интересный игровой движок, нацеленный на новичков.

Итак, мы рассмотрели основные актуальные варианты игровых движков и конструкторов игр. Надеюсь, для вас эта информация оказалось полезной.

И помните, что не так важно, какой игровой движок вы используете, чем важно то, как вы это делаете. Игровой движок - это лишь инструмент для достижения целей.

И как всегда, буду рад обсудить с вами возможности игровых движков. Возможно, у вас есть свои крутые примеры, которые вы используете в работе и можете посоветовать.

Ну а если вы хотите научиться создавать игры или же найти экспертизу, финансирование или издателя для вашей команды - приходите к нам в инкубатор. Это бесплатно:

Godot, с его 40к звездами на гитхабе, огромным растущим сообществом и общей простотой освоения лежит под катом в "другие интересные движки". Почему?

Все игровые движки представленные здесь - это актуальные и живые. Я расписал те - которые успел пощупать, а Godot я как-то не задел.

Игровой движок разрабатывается в том числе для игр создателя. Поэтому он в первую очередь нацелен на других разработчиков, а не бизнес, как в случае с Unity;

Объясните мне кто-нибудь, что значит "движок создаётся для бизнеса"?

Поясню. Unity - движется в направлении, диктуемым бизнесом, тобишь они часто покупают технологии только для того, чтобы они были и повышали капитализацию Unity. Часто они забрасывают половину технологий, которые были куплены или начинали создаваться под их крылом, растят помойку внутри своей же экосистмы. А Unreal тот же - по большей мере создается под свои проекты в первую очередь (тот же Fortnite) и это отличает их от Unity.

Когда юнити встраивает в 21 версии jobs в пакеты по умолчанию - это вот бизнес. А когда анреал выпускает наните - это для души, молниеносной разработке и для радости бабушки с дедушкой. Вот как-то так

Упомянул его, но не щупал лично, поэтому сложно про него что-то сказать.

-Для разработки хорошей игры нужно глубоко погрузиться в аспекты движка;

согласен, с этим минусом Unity
Он только кажется простым.

мне больше нравится UE, он для меня очень честный движок, оч приятный.
Но если полезешь в C++ то шишек можно набить много.
Но С++ практически не нужен, я с ним иногда играюсь ради баловства, вдруг пригодится. Считаю, что это баловство и есть.

Unreal очень дружелюбен для дизайнеров и создателей контента. Очень круто то, что условно гейм-дизайнер сможет создать что-то крутое, при условии его трудолюбия и упорства, не уходя глубоко в C++

чем сложнее игра, тем глубже погружение, логично

Unigine, Flax Engine

Забыл про легендарный Unigine, но вроде как он перепрофилировался под индастриал решения

Я, кстати говоря хоть и работаю на Unity, но то же самое могу сказать про них. Это стагнирующий движок, зарывающий сам себя в могилу. Большая часть их нововведений за последние годы - мертворожденные библиотеки, созданные только для того, чтобы повысить свою капитализацию.

Unity, UE, GameMaker. Годот четвертый, Unigine пятый, но будет 4-м

Популярный движок среди тех, кто хочет сделать свою бюджетную РПГ-игру. На ней вышло интересных инди-игр, например OMORI, To The Moon, Corpse Party и прочие. Движок обновляют и периодически перевыпускают цельным ремастером за отдельную цену.
Плюсы:
- Относительная простота использования, что в нём смогут разобраться и школьники.
- С помощью дефолтных ресурсов уже можно сделать игру.
- С помощью плагинов можно преобразить игру на любой вкус и цвет.
- Возможность создать игру без знаний языка программирования.
- JavaScript (не знаю, плюс это или минус)
- В новых ревизиях теперь возможно сделать игру под Android, и даже для браузера, благодаря поддержке HTML5.

Минусы:
- Подмоченная репутация из-за повального количества игр плохого качества.
- Движок способен лишь на сюжетно-ориентированные игры.
- Ограниченные возможности по графике.

Движок платный распространяется по типу buy-2-use. Последние две ревизии: RPG Maker MV, и RPG Maker MZ

Обе стоят примерно по 1400 рублей. Плюс куча платных DLC в виде ресурс-паков, спрайтов, текстур, звуков и музыки. Но если вы сами хоть немного умеете рисовать и сочинять музыку (или знаете источники royalty-free ресурсов) то их покупка не обязательна.

Необязательно записываться на курсы по программированию, чтобы разрабатывать игры. Легкий квест, короткую визуальную новеллу или небольшой платформер способен создать любой. Мы подобрали 7 игровых движков и конструкторов игр, которые помогут освоиться новичкам.


Один из самых популярных игровых движков на сегодня: шустрый, кроссплатформенный, дружелюбный к новичкам. На официальном сайте программы — десятки подробных туториалов: от базового до продвинутого уровня. В зависимости от сложности задач и навыков начинающего разработчика, есть выбор между двумя режимами создания игры:

  1. Визуальный скриптинг Drag'n'Drop. Составляйте игровую логику, настраивая нужные команды мышкой.
  2. Game Maker Language — упрощенный язык программирования. Если нет желания его изучать, а визуальных инструментов не хватает для реализации идеи — просто загуглите проблему, скопируйте кусок кода и вставьте его по полученной инструкции.


Бесплатный онлайн-конструктор для создания 2D-игр. Web-версия позволяет делать игры удаленно от ПК: по дороге на работу, лежа в ванной, на скучной вечеринке. Все, что нужно для этого — интернет и устройство. Конструктор работает на HTML5, потому полученный результат выгружается на любой сайт по щелчку на кнопку экспорта. Игровой движок GDevelop — некоммерческий продукт. Он поддерживается и распространяется сообществом программистов. Отсюда — множество багов и проблемы с техподдержкой.

GameGuru — движок и конструктор одновременно: все зависит от ваших навыков. Разработчики берегут свое комьюнити. Раз в неделю они проводят стримы и заливают видеоуроки на своем Youtube-канале. В зависимости от версии и наличия дополнительных фич, GameGuru стоит от 19.99 до 137$. Есть возможность протестировать игровой движок бесплатно, прежде чем покупать обычную или расширенную версию. За это время вы приноровитесь к особенностям:

  • Не поддерживается кириллица. Единственный способ добавить надписи на русском языке — прикрепить картинку.
  • Послойное наложение текстур.
  • Отсутствие подгрузки элементов. Загружается уровень — и все объекты вместе с ним. Одновременно. Если будете создавать открытый мир — приготовьтесь к падению FPS.
  • Достаточно гибкий инструмент для создания модели персонажа. Можно даже загрузить фотографию и играть за самого себя!
  • Процедурная генерация местности работает, но не идеально. Будьте готовы получить удовлетворительный результат с n-ой попытки


С Ren'Py создание игр превратится в незаметное изучение Python. В программу встроен туториал: простенькая новелла, разбирающая основные команды и способы взаимодействия с ними. Здесь не нужно навыков программирования. Если вы владеете базовым уровнем английского — программа научит обращаться с кодом за пару часов. Если вы хотите научиться программировать, но сомневаетесь и не знаете, с чего начать, Ren'Py: Visual Novel Engine — идеальный инструмент.

Игровой движок подходит только для 2D-квестов и визуальных новелл. Новую GTA на нем не сделаешь: функционал не тот.

Если замучила ностальгия по стареньким Point'n'Click квестам, попробуйте создать свой собственный. Обычно на Adventure Game Studio делают перезапуски классических квестов предыдущего тысячелетия: например, King's Quest из 80-х.

Adventure Game Studio — для настоящих ценителей жанра: устройство игрового движка не подвергалось значительным изменениям с 1997 года. Он полностью открыт для плагинов и расширений: скачайте их на гитхабе, или создайте самостоятельно на встроенном Си-подобном языке, чтобы оснастить фичами на свой вкус. Однако, это вовсе не обязательно. Для небольших проектов подойдет и базовая версия.

Еще один конструктор для казуальных 2D-игр, основанный на интуитивно-понятном механизме Drag'n'Drop с полностью закрытым исходным кодом. Расширить функционал плагинами и расширениями никак не получится: со всеми недостатками придется смириться.

Game Salad доступен для Windows и OSX. Версия для ПК достаточно багованная, более того: для Mac обновления выходят регулярнее и чаще.


Серия игровых движков и конструкторов, любимая многими инди-разработчиками за простоту, удобство и дружелюбное комьюнити. С 1988 года их вышло более 30:


Гибкая система RPG Maker подходит как для начинающих разработчиков, так и для опытных творцов. У каждого игрового проекта уже есть база данных, в которой находится все необходимое: ассеты персонажей, оружия и характеристик, список заклинаний, навыки, погодные эффекты и противники.

Игрок взаимодействует с миром благодаря ивентам. Это области пространства, которые взаимодействуют с окружением при определенных триггерах. Например:

  • Игрок становится на тайл и переносится в другую локацию.
  • Квест завершается при наличии определенного предмета.
  • После боя начинается дождь.

Все доступные варианты движка и DLC к ним находятся на официальном сайте. Ассортимент огромен: есть версии на Nintendo, на ПК, упрощенные, усложненные, для новелл и создания своего портфолио…

Итак, мы рассмотрели 7 игровых движков и конструкторов игр, которые используют начинающие геймдизайнеры. Делайте прототипы на скорую руку, креативьте и изучайте новые навыки. Когда почувствуете, что достаточно освоились — начинайте знакомиться с другими, более сложными движками!

Создать свою видеоигру может каждый. Инструменты для разработки доступны всем желающим: многие из них полностью или условно-бесплатные. С одними редакторами разработка занимает вечер, другие требуют основательного подхода и команду профессионалов. Мы подготовили список самых популярных в 2021 году игровых движков специально для начинающих разработчиков.


Идеально подходит для амбициозных новичков в игрострое. Для его освоения не требуются навыки программирования: встроенный визуальный язык сценариев позволяет настраивать любой элемент парой кликов. Хорошая платформа для разработки 2D платформеров и РПГ. Готовый результат экспортируется в Steam или Facebook прямо в программе. В GameMaker Studio есть пробная версия, которая распространяется бесплатно. Если к концу тестового периода запал игродела не иссякнет — лицензионная версия стоит 99$.
Игры на GameMaker Studio 2: Undertale, Catana Zero, Hotline Miami 2: Wrong Number.

  • интуитивно-понятный интерфейс;
  • обширная документация;
  • дружелюбное комьюнити;
  • наличие русификации;
  • поддержка шейдеров.

Минусы:

  • медленная работа движка из-за элементарного языка программирования;
  • после привыкания к GameMaker Studio могут возникнуть сложности при переходе на более продвинутые игровые движки;
  • на бесплатной версии нельзя скомпилировать исполнительный файл;
  • недостаточно функционала для разработки 3D проектов.


История движка заслуживает отдельного упоминания. Как-то раз двое парней захотели сделать собственную видеоигру, но инструменты, которые были в то время, им не подходили. Они решили создать собственный игровой движок, а уже потом работать на нем. После окончания работы ребята решили, что заниматься движками им интереснее.

Универсальность Unity — ее же основная проблема. Хотите сделать что-то нетривиальное — готовьтесь перепиливать движок специально под нужды своего проекта.

Игры на Unity 3D: The Forest, Гвинт, Escape from Tarkov, Ori and the Blind Forest.

  • быстрое и удобное прототипирование;
  • бесплатная версия для начинающих разработчиков и студентов;
  • совместимость с любой платформой;
  • разработка как небольших, так и AAA-проектов;
  • во встроенном магазине доступно более 50.000 ассетов

Минусы:

  • медленная работа: например, алгоритм сжатия LZW занимает 180 секунд в многопоточном режиме;
  • ограниченный инструментарий. Многое придется допиливать самостоятельно;
  • закрытый исходный код. Словите баг — придется ждать обновления;
  • нестабильность редактора и отладчика.

Выбирайте этот движок, если хотите добиться фотореалистичной графики. Вышедший на этом игровом движке в 2013 году Crysis 3 не уступает современным видеоиграм по качеству графики (и требованиям к конфигурации ПК). CryEngine позволяет создавать игры с попиксельным освещением в реальном времени, картами отражений и собственной технологией трассировки лучей.

Еще одна особенность игрового движка CryEngine 3 — упрощенное создание продвинутого AI внутри игр за счет комбинации XML и LUA скриптов.

Игры на CryEngine: Prey, Crysis, Far Cry.

  • множество инструментов для работы с графикой;
  • гибкая ценовая политика: базовая версия бесплатна, пока проект не заработает 5000$;
  • поддержка DirectX 12, Vulkan API, VR;
  • относительно простая настройка ИИ, если сравнивать с Unity и UE4;
  • в комплекте с базовой версией идет GameSDK — полноценный шутер, который адаптируется; под ваши нужды. Эдакий современный аналог Source Engine.

Минусы:

  • высокий порог вхождения;
  • техподдержка медленно работает;
  • разработка для мобильных устройств и портативных консолей не поддерживается;
  • комьюнити состоит из опытных разработчиков, давно работающих на этом движке и не горящих желанием помогать новичкам;
  • ограничения при разработке многопользовательских проектов.


Движок-надстройка над Cocos 2D под мобильные устройства. Механика игрового движка основывается на спрайтах и узлах — упрощенных 2D изображениях, которые настраиваются, поворачиваются, увеличиваются и изменяются другими способами. На Cocos Creator легко работать, если вы знакомы с Unity: точно такой же интерфейс, но заточенный на 2D игры.

Игры на Cocos Creator: Clash of Lords 2, Diamond Dash, Hill Climb Racing


Первое знакомство

Однажды мне довелось побывать на мастер-классе по прототипированию у одного известного левел-дизайнера, работавшего в одной из крупнейших IT-компаний в России. На мастер-классе каждому участнику предложили создать свою игру за 1 час, а в конце часа показать игру остальным. То есть я первый раз запускаю программу и через час должен создать игру? Обладая некоторым опытом работы в программах, где необходимо писать код, я не поверил, что такое возможно. К моему удивлению, все (я в том числе) успели сделать свою первую маленькую игру. Пусть и простую, но в нее можно было играть. Так во мне зародилась любовь к конструктору под названием Clickteam Fusion 2.5 (раньше назывался Multimedia Fusion). Ещё популярными конструкторами являются Game Maker Studio и Construct 2. В основном, я работаю в Clickteam Fusion 2.5 (далее CF 2.5). На её примере раскрою принцип работы таких программ и их возможности.

image

Как это работает

Сразу отмечу, что конструкторы предназначены для работы в 2D. Уверен, в ближайшее время появятся и полноценные 3D-аналоги. Если вы настроены попробовать себя в 3D, то без знания программирования, вы сможете создать только карты для популярных игр, которые имеют редакторы-карт. Это уже другая тема, а сейчас я расскажу, как же работать в конструкторе.

При создании новой игры необходимо определить, для какой платформы хотите творить. Конструкторы дают возможность создавать игры для PC, IOS, Android, Html 5, Flash и т.д. Например, чтобы создать игру не только для PC, но и для IOS в программе CF 2.5, придётся докупить или скачать export module ios. Модуль конвертирует игру в код платформы – Xcode. Затем, через несколько нажатий, вы уже сможете тестировать игру на устройствах Apple (также нужен аккаунт разработчика Apple).


Ваша игра будет состоять из кадров (сцен). В каждом кадре можно создавать объекты, которые помогут вам решить любую задачу. Например, если это главное меню и вы хотите создать кнопку «Start», вам необходимо создать объект «active».


Окно «Редактор кадра».


Нажимаем правую кнопку мыши и выбираем «Insert object».


Выбираем объект «active».

Затем, нужно вставить в объект изображение кнопки или нарисовать во встроенном редакторе. В этом окне также можно создать покадровую анимацию. Один объект может иметь несколько анимаций (герой стоит, герой бежит, герой летит).


Окно «Графический редактор».

Осталось придумать событие, которое будет происходить с этим объектом.
Для этого, переходим с вкладки «редактор кадра» на вкладку «редактор событий».


Выбираем из списка необходимые события (условия), при которых, произойдут установленные вами действия над выбранным объектом, группой объектов, кадром.



Если игрок нажимает левой кнопкой мыши на объект «Start», то —

— происходит переход на следующий кадр.


Вот так просто, без программирования, можно создавать различные события, из которых будет состоять ваша игра.

Ещё несколько примеров:
— Если объект «шар» коснулся объекта «шип», то на экране появляется надпись «вы проиграли», а объект «шар» меняет анимацию на «шар лопнул».
— Если прошло более 5 секунд с начала запуска кадра, то в правом верхнем углу появляется объект «аптечка».
— Если объект «птичка» коснулся объекта «червяк», то «червяк» исчезает, в объект «счётчик очков» прибавляется единица и один раз проигрывается звук «жалобный крик червя».

Не изучая программирование, вы сможете создавать самые разные механики, используя фантазию и большое количество вспомогательных объектов. Перечислю некоторые из них:

Active object – самый популярный объект, его используют для создания объектов взаимодействия (главный герой, враги, платформы, ящики и т.д.). Он может содержать много разных анимаций (герой стоит, герой бежит, герой стреляет), иметь встроенные стандартные механики движения и управления.

Counter object – создает всевозможные счётчики жизней, денег, очков и т. д. Может быть представлен как в виде цифр, так и в виде шкалы.

INI object – сохраняет данные после выхода игрока из игры. Можно использовать для сохранения месторасположения любых объектов в кадре.

Physic engine object – появление этого объекта в кадре создаёт гравитацию, параметры которой можно регулировать.

Joystick control object– для touch-устройств создаёт эмулятор джойстика.

IOS store object – даёт возможность сделать внутриигровые покупки для AppStore.

Admob object – позволяет поместить баннерную рекламу в игру.

Touch object – учитывает все касания к экрану touch-устройства. Например, можно создать такое событие:
если игрок одновременно коснулся экрана тремя пальцами, то игра останавливается на паузу.

Если что-то не получается


Список популярных игр созданных на конструкторах

  • Five nights at fraddy's
  • Hotline miami
  • Uncanny valley
  • Hiper light drifter
  • Gods will be watching
  • Echo of the wilds
  • Arcane Soul
  • Savant – Ascent
  • Brazin' Aces
  • Super Ubie Land
  • Airscape: The Fall of Gravity
  • Our Darker Purpose
  • Mortar Melon
  • Who Is The Killer (Episode I)
  • Magnrtized
  • The Next Penelope
  • Concert jungle
  • Fort meow
  • Pitiri 1977


Конструкторы открывают огромный потенциал для создания игр. Особенно для мобильных устройств, на которых есть большой спрос на маленькие игры. Я уверен, что в ближайшем будущем такие компании, как Unity, приведут свой движок к ещё более простому виду. И люди, которые хотят делать игры, больше не будут беспокоиться о коде.

Читайте также: