Математика с лего дошкольники

Обновлено: 12.05.2024

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование Лего-конструктора для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса:
Повышение профессиональной компетентности педагогов – участников мастер-класса в процессе педагогического общения по обучению использования LEGO – конструктора для формирования элементарных математических представлений в детском саду.

Оценить 783 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Кизнерский детский сад №2

«Использование Лего-конструктора для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»

Пестова Алевтина Борисовна

Предмет математики настолько серьезен,

что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным.

Цель мастер-класса:

Повышение профессиональной компетентности педагогов – участников мастер-класса в процессе педагогического общения по обучению использования LEGO – конструктора для формирования элементарных математических представлений в детском саду .

Задачи мастер-класса:

1. Познакомить педагогов ДОУ практическим приемам использования Лего – конструктора в решении математических задач на занятиях с дошкольниками .

2. Формировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в образовательной деятельности Лего – конструктора .

3. Формировать умение использовать интегрированный подход при организации образовательной деятельности воспитанников.

Оборудование:

Конструкторы LEGO разного формата;

Пластины LEGO по количеству участников (платы);

Наглядный материал (Схемы).

Ход мастер-класса:

Вводная часть

Добрый день, коллеги! Вхождение ребенка в мир математики начинается в дошкольном возрасте. Обучение математике детей дошкольного возраста

немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Из всего

многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.

В силу своей универсальности LEGO-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.

Основой образовательной деятельности с использованием LEGO-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

Конструкторы LEGO можно использовать во всех образовательных областях. Но именно конструирование, наполненное математическим содержанием, является основой математического развития дошкольников. Игры и совместная деятельность взрослых с детьми в детских садах, конечно, не обходятся без конструкторов. Конструктор LEGO является очень подходящим материалом для целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.

Конструирование развивает пространственное, образное и логическое мышление, способности к моделированию, внимание, память, мелкую моторику. Конструируя объект , выкладывая геометрические фигуры, цифры, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми научатся оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами; осваивают сенсорные эталоны : цвет, форму, величину, расположение в пространстве. Лего-конструирование помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить элементарные математические представления .

Практическая часть

Работу по формированию элементарных математических представлений с помощью Лего-конструктора можно разделить на 4 блока: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве.

1. Ориентация в пространстве : понятия «слева-справа», «вверху», «внизу»

Можно использовать любые детали от Лего , но обязательно отличные по цвету.

Задание : Поставь желтый кубик, слева от желтого кубика — красный, а справа – зеленый.

— расставь 3 кубика так, чтобы желтый был посредине, красный — слева, а зеленый справа;

— желтый кубик стоит слева от зеленого, а красный слева от желтого;

— справа от красного стоит желтый кубик, а справа от желтого – зеленого.

Задание : Поставь желтый кубик. Вверху – желтый, внизу – зеленые.

3. Понятиями «над» , «под» таким же образом.

4. Понятия «за» и «перед» знакомим по такому же принципу (нужны будут в дальнейшем при ознакомлении с числовой последовательностью – предыдущее число, последующее, соседи числа).

- поставьте в ряд три кубика – красный, желтый, зеленый (слева направо) . Какой кубик стоит перед желтым кубиком? А после желтого? А перед зеленым?

5. «Предыдущий» (перед, «Последующий» (за, «Соседи» (те, что находятся с двух сторон от необходимого объекта) .

Выложите кубики по порядку : красный, желтый, зеленый, синий, белый. Какой цвет у предыдущего кубика желтому? (красный) А у последующего? (зеленый) Назови цвет соседей желтого кубика (красный- зеленый) .

6. Понятия «больше» , «меньше» , «равно»

Поставьте в ряд 5 кубиков, под ним поставьте еще один ряд из 4 кубиков. Посчитайте в первом ряду кубики, во втором ряду кубики. Где больше кубиков? На сколько? Как сделать так, чтобы ряды были одинаковыми по количеству кубиков? (Необходимо рассказать ребенку, что есть 2 варианта : — добавить к меньшему ряду еще один кубик; — забрать из большего ряда один кубик.).

Задание : построим башенки. Постройте башенку из 4 зеленых кубиков, а рядом башенку из 2 красных кубиков. Какая башенка выше? Какая ниже? Почему?

7. Знакомство со знаками « «>» «=»

Задание : выложите слева - 4 зеленых кубика, справа – 2 красных кубика. Сколько кубиков слева? А справа? Сравни, где больше? Где меньше? Поставьте между ними нужный знак.

Задание : На поляне летало 5 пчел - выложите в ряд 5 кубиков. (произвольное число до 10) . Одна пчела (отодвигаем в сторону кубик) присела на цветок. Сколько пчел на поляне? (5) Что они делают (1 сидит на цветке, 4 — летает) . Две пчелы присело на цветок. Сколько пчел на поляне? (5) Что они делают? (2 на цветке, 3 летают) . И так далее. Вывод : 5 – это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1.

9. Сложение и вычитание. К имеющемуся количеству деталей Лего прибавляем еще . Сначала по одной. Пересчитываем. Потом можно перейти к 2, 3 и т. д. Знакомим со знаком «+» . Аналогично объясняется принцип вычитания. Из имеющегося количества деталей убираем один, считаем. И т. д.

На закрепление можно поиграть в игру «Строим дом» .

Задание : игра «Строим дом» . Лего-человечек решил построить дом . Возводит стену из кирпичиков (снизу вверх) . Первый ряд – 3 кирпичика. Второй ряд – на 1 кирпичик больше. Третий ряд – на 2 кирпичика меньше, чем во втором ряду. Четвертый ряд – на 1 кирпичик меньше, чем в третьем. По игре можно задать много вопросов :

— сколько в каждом ряду?

— сколько всего ушло кирпичей?

— как сделать равными ряды?

— какой ряд самый длинный?

10. Соотношение количества с числом.

Задание : В ячейки сетки выложите количество кубиков соответственно указанному числу.

В данном случае у малыша задействована зрительная и моторная память, поэтому запоминание чисел происходит быстро.

11. Измерение длины.

Задание : постройте башенку из 6 кубиков. С помощью башенки, собранной из кубиков конструктора , измерьте коричневую полоску, затем черную полоску. Какая полоска длиннее? Почему вы так решили?

Можно пронумеровать детали башенки, наподобие сантиметровой ленты, а можно каждый раз пересчитывать количество «ступенек» в ней – таким образом, измеряя вещи, мы с тем вместе учимся считать.

12. Решение примеров.

Задание : выложите 2 кубика, теперь еще 3 кубика. Сколько кубиков всего на столе?

Действия можно обозначить математическими знаками и цифрами .

Заключительная часть

Таким образом, конструктор LEGO может быть счетным материалом, поможет на практике освоить пространственное расположение, обеспечит ориентировку во времени, познакомит с геометрическими формами.

Чтобы ребёнок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности. При использовании на занятиях математикой LEGO – конструктор дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, так как эмоционально вовлечены в занятие. Конструктор LEGO помогает учиться, играя и развиваться в игре.

Буду рада, если данные игры и упражнения пригодятся Вам в дальнейшей работе!

В заключение нашей встречи предлагаю построить пирамиду эмоций.

Кирпичик красного цвета означает, что вам понравился данный мастер-класс, зеленого – то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичик желтого цвета покажет, что вам ничего не понравилось. Воспитатели строят пирамиду своих эмоций из деталей Лего трех цветов.

Спасибо всем за участие в мастер-классе!

Венгер Л. А. Путь к развитию творчества.// Дошкольное воспитание. – 2008 № 11. с. 32-38.

Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения. / Н.В.Елжова. Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причем этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову и руки учащегося.

1. Решение задач с помощью ЛЕГО.

Перед уроком раздать кирпичики 2 на 2 разного цвета, по 10 штук .

Задача. На поляне росло 3 цветка. Прилетели бабочки и сели по 1 на цветок. Двум бабочкам не хватило цветов. Сколько было бабочек? Чего больше цветов или бабочек? На сколько?

О чем речь в задаче? (о цветах и бабочках)

Сколько цветов? 3. – выкладываем эти цветы, используя ЛЕГО (используем ЛЕГО одного цвета).

Что известно про бабочек? Сели по 1 на цветок.

Сажаем на каждый выложенный цветок бабочку (ЛЕГО другого цвета).

Что еще сказано про бабочек? Двум не хватило цветов.

Выкладываем еще двух бабочек, но уже без цветов.

Какой вопрос в задаче?

При такой краткой записи, сразу видно, сколько цветов, бабочек и чего больше.

Аналогично можно решать другие задачи

2. Использование ЛЕГО при изучении состава числа.

У детей кирпичики 2 на 2 разного цвета.

Получите 5 разными способами.

От перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Так как варианты получения числа будут разные можно выполнить коллективную работу и выставить на плате все возможные варианты.

3. При помощи ЛЕГО и плат можно проводить графические диктанты.

При проведении графических диктантов можно использовать кирпичики как одного цвета, так и разных.

В левом нижнем углу положить один зеленый кирпичик. Вверх от первого положить четыре таких же. В право, от последнего 2 красных. От последнего уложить 1 такой же.

Что у вас получилось? Дети демонстрируют работы.

Сколько всего кирпичиков?

Сколько зеленых? Красных?

4. Математический диктант.

Помогите строителю Бобу построить дом:

1э – 4 кирпичика

2э на 1 кирпичик меньше.

3э на 1 меньше, чем второй

4э на 1 меньше, чем 3.

6. Во 2-м и 3-м классе можно использовать ЛЕГО при изучении таблицы умножения.

Так как таблица умножения объемная, то целесообразнее всего использовать мелкое ЛЕГО.

В качестве примера расскажу об изучении табличного умножения числа 4.

Нам понадобятся кирпичики ЛЕГО с 4-мя пуговками.

Берем один кирпичик с четырьмя пуговками : 4 взяли один раз.

Берем два кирпичика с четырьмя пуговками: 4 взяли два раза.

Берем 3 кирпичика: 4 взяли три раза.

По аналогии можно объяснять умножение числа 6, 7, 8, выбирая соответствующие кирпичики (если это таблица умножения числа 6 , то берем кирпичик с шестью пуговками, если числа 8, то – с восьмью).

Еще с помощью ЛЕГО можно открыть детям секрет таблицы умножения числа 9 (так же как на пальцах).

Для этого берем 9 кирпичиков одного цвета и один другого.

В сумме должно быть 10 кирпичиков.

9х1 – ставим кирпичик другого цвета первым. Договариваемся , что слева от него – десятки, справа- единицы. Читаем результат

Лего – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира её предметно – игровую среду обучения и развития ребёнка.

В ходе занятия с лего-конструктором, повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотивация к обучению.

Работая парами, дети, независимо от их подготовки, могут строить модели и при этом обучаться, получая удовольствие.

Конструктор Лего помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

Общие задачи:

  1. Формировать активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель и основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты;
  2. Развивать представление о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе; о различных способах познания этих свойств;
  3. Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения творческой или проблемной задачи
  4. Поощрять уместное использование математических терминов и символики;
  5. Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни; совершенствовать представления о них;
  6. Развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на интересующую ребенка тему.

Игра – важнейший спутник детства. Лего – позволяет учиться играя и обучаться в игре.

  • Конструктор Лего можно использовать для решения задач образования и воспитания, психокоррекции и диагностики по следующим направлениям: Конструктор Лего – средство активизации познавательной деятельности у дошкольников.
  • Использование Лего для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
  • Лего применяется в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.
  • Использование Лего в коррекционной , развивающей работе с детьми по формированию у детей восприятия величины, цвета, формы, ориентации в пространстве, развития зрительного внимания, памяти.
  • Диагностическая и терапевтическая работа с конструктором Лего, тестовые методики для выяснения личностной проблемы ребёнка.
  • Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими проблемы общения со сверстниками.

Направления программы:

  1. Количество и счет (Формирование представлений о числе и количестве).
  2. Величина (Развитие представлений о величине).
  3. Развитие представлений о форме.
  4. Развитие пространственной ориентировки.
  5. Развитие ориентировки во времени.

Занятие на тему: «Волшебная лестница».

Цель занятия: Учить детей соотносить цифру с числом, выполнять задания по алгоритму, считать в прямом и обратном порядке. Закреплять названия цифр.

Материал: Кубики и кирпичики лего-конструктора, цифры.

Ход занятия

Дети выкладывают числовой ряд от 0 до 5 либо от 5 до 10. Над каждой цифрой по предложению воспитателя они выкладывают число деталей (кубиков), соответствующее цифре. Получается лестница с четырьмя ступеньками. Далее воспитатель даёт детям задание построить такую же лестницу, чтобы спускаться вниз на противоположную сторону.

Задание:

  • Посчитайте, сколько ступенек идёт вверх, сколько ступенек идёт вниз.
  • Посчитайте, сколько деталей в каждом ряду.
  • Пронумеруй ступеньки снизу вверх и сверху вниз.
  • Посчитай, с какой стороны больше ступенек.

Ключевые слова: Вверх, вниз, справа, слева.

Занятие в младшей группе. Тема: «Змейка»

Цель: Развивать математические знания у детей, развивать конструктивные навыки, закрепление умения соединять кирпичики, закреплять понятия (длинный, короткий).

Материал: кубики, кирпичики и кубики с глазиками из лего-конструктора.

Ход занятия

Педагог обращает внимание детей на разнообразие деталей, лежащих перед ними на столе, и предлагает несколько упражнений на выбор деталей по названию с показом образца и на различие цвета. Малыши повторяют за ним названия деталей. Затем педагог с детьми рассматривают игрушечную змейку. Говорят какая красивая она.

После педагог предлагает по образцу, вместе сделать змейку. Дети с радостью выполняют:

Сравнивают своих змеек. Одинаковые они, либо у кого-нибудь длиннее или короче.

Педагог предлагает поиграть в сороконожку. Дети выстраиваются друг за другом, держат друг друга за пояс и перемещаются по группе.

А педагог читает стихотворение:

Мама и крошки
– Со-ро-ко-нож-ки
Шли в «Детский мир»
Покупать босоножки
Ласково солнышко
Их провожало,
С ними оно
По дорожке бежало.

Средняя группа. Занятие на тему: «Творим, строим, измеряем».

Цель: Учить детей сравнивать величину предметов с помощью «мерки». Развивать конструктивные навыки. Учить детей измерять постройку путём увеличения количества деталей.

Материал: Плата, кубики, кирпичики.

Программное содержание

Перед детьми лежат плата и конструктор, педагог предлагает детям на плато выложить дом. Дошкольники выполняют работу по словесной инструкции воспитателя. После того как дети закончили, педагог читает стихотворение. После дети с помощью кирпичиков измеряют дом и отвечают на вопросы педагога.

Старшая группа. Занятие на тему: «Лес».

Цель: Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; составлять предмет из геометрических фигур; ориентироваться в пространстве, пользоваться словами: близко, упражнять счёт.

Материал: плато, кубики и кирпичики из лего-конструктора.

Предварительная работа: Рассматривая с детьми иллюстрации в книгах, картины, обращайте внимание на деревья.

Программное содержание

1 вариант. На столах лежат карточки, педагог загадывает загадку:

Что же эта за девица?
Не швея не мастерица?
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год!

Педагог предлагает отгадать загадку и выложить на плато ответ. На общем столе собирается «лес» из плат с выложенными ёлками.

2 вариант. Педагог задаёт вопросы: Какие деревья вы знаете? Таня у тебя какое любимое дерево? Каждый ребёнок выбирает образец любимого дерева и выкладывает на плато. (дуб, яблоня, берёза и т.д).

Подготовительная группа. Занятие на тему: «Транспорт».

Цель: Учить детей составлять целое из геометрических фигур путём прикладывания одной детали к другой, преобразовывать одну фигуру в другую, добавляя детали.

Материал: Плато, кубики и кирпичики.

Программное содержание

Дети по словесной инструкции выкладывают самолёт, потом предлагает педагог изменить свой самолёт, сделать больше или меньше, и рассказать, что для этого понадобилось им. После по словесной инструкции, дети выкладывают корабль.

Ключевые слова: водный, воздушный транспорт.

Тема занятия: «Юные волшебники».

Цель: Закрепление знания детей о геометрических фигурах.

Задачи:

  • развитие творческого воображения.
  • умение преобразовывать фигуры из большого в меньший и наоборот.
  • развитие конструктивных навыков.

Материал: плата, лего-кирпичики и лего-кубики.

Ход занятия

Педагог предлагает детям на плата с помощью лего-кубиков и лего-кирпичиков, выложить: треугольник, прямоугольник, трапецию и квадрат. После того как дети справились с заданием, педагог предлагает подумать , с чем можно соотнести эти геометрические фигуры. Дети отвечают: квадрат – часы, треугольник – крыша, прямоугольник – паровоз и т.д.

Конспект занятия по лего-конструированию (для детей средней группы 4-5 лет). Тема: «Путешествие на цветочную поляну».

Цель: Познакомить детей с разнообразием цветочного мира, обратить их внимание на части цветка.

Задачи:

  • развивать у детей воображение, внимание, память;
  • развивать у детей творчество;
  • развивать у детей конструктивные навыки с помощью лего-конструктора;
  • учить передавать особенности и своеобразие цветов через лего-конструирование;
  • развивать умение располагать фигуру на плато;
  • развивать умения работать индивидуально;
  • учить получать радость от результатов работы.

Материал: лего-конструктор (кирпичики, кубики); плата; иллюстрации с изображением цветов.

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал.

Педагог: Ребята, мы сейчас с вами отправимся на прогулку. (звучит музыка М. Старакадомский – С.Михалков «Весёлые путешественники»)

Звучит музыка «Шумы – птицы в лесу».

Педагог: Ребята, посмотрите! Как красиво вокруг, мы с вами оказались на цветочной поляне. Здесь растут цветы удивительной красы. Ярко светит солнышко и всё вокруг переливается!

(звучит классическая музыка, появляется Фея цветов)

Фея цветов: Здравствуйте, ребятки! Я – Фея цветов! Я очень рада на моей полянке видеть вас. А как вы здесь оказались?

Педагог:

Мы с ребятками гуляли и заблудились.
И теперь мы не знаем,
Как выбраться из твоей прекрасной поляны.

Фея цветов: Выбраться? С моей поляны, сложно. Для этого вы должны выполнить задания.

Педагог: Какие задания Фея?

Фея цветов: Для начала вы должны угадать названия цветов.

(фея достаёт из корзинке цветы, дети называют)

Педагог: Фея, мы же выполнили твои задания. А ребята ещё знают стихи про цветы.

(дети читают стихи)

Фея: Молодцы, ребятки! Только слышала я, что в какой-то удивительной стране, цветы растут не на земле, их не надо поливать и в букеты собирать. Что же это за цветы? Не подскажите ли вы?

Педагог: Фея, мы тебе расскажем и цветы тебе покажем.

Ребятки, ведь Фея говорит про страну ЛЕГО!

Ребята, мы сделаем с вами для феи цветы?

Дети: Да!

Педагог: Для этого нам понадобится конструктор лего.

(дети садятся за столы)

Педагог:

Если б в поле расцветали только белые цветы.
Любоваться бы устали ими скоро я и ты.
Если б в поле расцветали только жёлтые цветы,
Мы б с тобой скучать бы стали
От подобной красоты!
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки!
У ромашки белый цвет,
У гвоздики – красный.
Цвет зелёный у листвы,
Это так прекрасно!

Педагог: А у нас вами в лего-конструкторе разноцветные детали из которых мы с вами и сделаем цветы. Для этого нам понадобится (педагог показывает детали, а дети отвечают: кубики! кирпичики! А делать цветы мы будем на …. (плата!))

Педагог проводит пальчиковую гимнастику:

Вырос высокий цветок на полянке, (ручки у детей вперёд поднимаем)
Утром весенним раскрыл лепестки. (ладони раскрыли)
Всем лепесткам красоту и питание (шевелят пальчиками)
Дружно дают под землёй корешки. (ручки опустили вниз и пошевелили пальчиками)

Педагог: Теперь ребята, приступаем к выполнению задания. Посмотрите, у нас есть образцы. (дети выбирают образцы)

Педагог раздаёт детали. Дети приступают к работе (звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского). По окончанию работы дети называют какие цветы они сделали.

Педагог: Фея! Посмотрите, какие цветы сделали наши дети для тебя.

Фея: Так вот они какие чудесные цветы. Ребята, а как называется страна где растут эти цветы. (дети отвечают «ЛЕГО»). Спасибо, вам ребятки! Вот ваша тропинка по которой надо идти!

Педагог: Ребятки, пришло наше время возвращаться в детский сад.

Главная Конструирование

«Математические игры с использованием лего-конструктора»
Конструирование
Автор: Полякова Екатерина Алексеевна
03.03.2020 15:29

«Математические игры с использованием лего-конструктора»

«Математические игры с использованием лего-конструктора»

Моя педагогическая находка «Конструктор lego».

Современные дети живут в эпоху активной компьютеризации и информатизации. Сегодня в обществе востребованы социально активные и самостоятельные люди, способные к саморазвитию и самовыражению, умеющие креативно мыслить и находить инновационные подходы к решению любых задач.

Моей педагогической находкой стал всем известный набор для конструирования LEGO, который дает возможность мне как педагогу уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Полученные знания я реализую и успешно практикую в кружковой работе с детьми.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.

Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.

Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).

Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Я бы хотела продемонстрировать Вам собранные мною математические игры с использованием лего-конструктора, которые я практикую в своей деятельности.

Д.и. «Сосчитай и положи». Вариант 1. Цель: закрепить счет в пределах 5; развить внимание, мышление, закрепить название цветовой гаммы. Ход игры: ребенок выкладывает детали лего в горизонтальную линию, соотнося количество деталей с цифрой и цветовой гаммой.

Д.и. «Сосчитай и положи». Вариант 2. Цель: закрепить счет в пределах от 1 до 10; развить внимание, мышление, моторику пальцев. Ход игры: ребенок выкладывает детали лего в вертикальный столбик, соотнося количество деталей с цифрой.

Д.и. «Цветные коврики». Вариант 1. Цель: развивать внимание, наблюдательность, пространственное мышление. Ход игры: ребенок выкладывает детали лего объединяя их в квадрат и соблюдая цветовое чередование.

Д.и. «Цветные коврики». Вариант 2. Цель: развивать внимание, наблюдательность, пространственное мышление. Ход игры: ребенок выкладывает детали лего объединяя их по образцу и соблюдая цветовое чередование.

Д.и. «Лего-танграм». Цель: ориентация в пространстве, развитие мышления. Ход игры: из комплекта лего деталей разного размера, ребенок выкладывает силуэт заполняя цветные квадратики, так чтобы цветная часть была заполнена.

Д.и. «Лего-весы» Цель: проведение исследований для получения и представления знаний о весах и массе тела с помощью деталей лего. Ход игры: Вместо гирь дети используют кирпичики лего для изучения веса игрушек

Д.и «Собери по образцу». Вариант 1. Цель: закреплять название цветов, развивать интерес, внимание, развивать моторику рук. Ход игры: глядя на карточку ребенок строит по образцу цифры.

Д.и «Собери по образцу». Вариант 2. Цель: закреплять название цветов, развивать интерес, внимание, развивать моторику рук. Ход игры: глядя на карточку ребенок строит по образцу башню или фигуру.

Автор: Калимуллина Рита Разифовна

Организация: МАДОУ Детский сад №2 «Светлячок»

Населенный пункт: Республика Башкортостан г. Бирска

Данное занятие разработано для воспитанников средней группы с использованием элементов LEGO конструирования. Занятие проходит в игровой форме, увлекательно, непринуждённо.

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить счет до трех, учить соотносить цифру с количеством предметов (1,2,3);
  • закрепить умение сравнивать предметы по длине;
  • активизировать в речи слова: маленький, побольше, большой;
  • закрепить конструкторские умения (с помощьюLEGO конструктора); умения различать геометрические фигуры; знания о цвете, времени суток, времени года, ориентировка в пространстве.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа: ориентировка в пространстве, игры с LEGO конструкторами.

Условия реализации: магнитофон, мяч, LEGO конструктор, наглядный материал.

Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг.

«Здравствуйте»

Встанем мы в кружочек дружно.

Здравствуй правая рука! (протягиваем вперед),

Здравствуй левая рука! (протягиваем вперёд)

Здравствуйте, ладошки! (поворачиваем ладошки вверх – вниз).

Здравствуйте, ножки! (пружинка)

Здравствуйте, мои друзья! (берутся за руки)

Всем привет! Машу вам я! (машут друг другу рукой)

- А теперь давайте подарим улыбку друг другу.

Воспитатель: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие, где мы с вами вспомним счет до тех, будем конструировать с Лего-конструктором.

- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Почитаем?

(открывает письмо, читает).

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем? (Ответы детей.)

Воспитатель: Первым делом нам нужно отгадать авторов письма. Посмотрите на эти картинки. Здесь герои сказок изображены кубиками Лего.

- Посмотрите внимательно и скажите - каких сказочных героев они вам напомнили? (если дети затрудняются, использовать подсказки)

Дети: называют по картинкам

1. Беленькие пёрышки,

Кто это на колышке?

2. Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (медведь)

3. Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами…(заяц)

4. Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? (Лиса)

Воспитатель: Ребята, молодцы. Отгадали загадки - схемы.

В письме еще сказано, что дойти до сказочной страны мы можем только по дорожкам. Посмотрите, чем отличаются дорожки?

Дети: Одна дорожка узкая, другая широкая (массажные дорожки, дети идут в чешках)

Воспитатель: Алсу, покажи нам узкую дорожку? (показывает)

Воспитатель: Гор, покажи нам широкую дорожку? (показывает)

Воспитатель: Девочки идут по узкой дорожке за Алсу, мальчики по широкой за Гором. Проходим до стульчиков.

Садятся на стулья (осанка)

Основная часть:

Воспитатель: Вот мы в сказочной стране Математики. Ой! Ребята, посмотрите, что стало после урагана. На этой площади были красивые башни из LEGO- кубиков, а ураган их разрушил. Давайте наведем порядок.

Воспитатель: Первая башня была самая низкая и состояла из одного желтого кирпичика. ИМЯ возьми желтый кирпичик и поставь его. (подходит, ставит).

Воспитатель: Вторая башня состояла из двух кирпичиков. ИМЯ, возьми кирпичики красного и синего цвета, соедини их и поставь справа от желтой башни. (подходит, ставит)

Воспитатель: Сколько кирпичиков во второй башне?

Воспитатель: А третья башня состояла из кирпичиков красного, желтого и синего цвета. Имя, собери башню и поставь ее справа от второй башни. (подходит, ставит)

Воспитатель: Сколько кирпичиков в третей башне?

Воспитатель: Молодцы, посмотрите тут есть карточки с изображением цифр. Покажите и назовите цифру, которая обозначает, сколько кирпичиков в первой башне?

Воспитатель: Имя, поставь цифру один за первой башней

Воспитатель: Во второй сколько еирпичиков?

Воспитатель: Поставь перед второй башней

Воспитатель: В третей?

Воспитатель: Поставь перед третей башней

Ребята выкладывают карточки рядом с каждой башней

Воспитатель: Вот и навели мы порядок на площади.

А теперь немножко отдохнем.

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место тихо за столы присесть.

Воспитатель: Молодцы, сели спинки выпрямили, руки на колени, переходим к следующему заданию. Посмотрите перед вами легокубики разных размеров. Чтобы пройти дальше нам нужно составить цифру 3. Для этого нам понадобится 4 маленьких кирпичика, 1 кирпичик побольше и 2 больших кирпичика. Смотрите перед вами уже составлена цифра три, сейчас следуя образцу, вам нужно из ваших кубиков составить такую же цифру. (При необходимости педагог оказывает помощь).

Дети: составляют цифру 3.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая цифра три у вас получилось. Молодцы переходим к следующему заданию.

Игра проводится на ковре

Игра называется «Отвечай, не зевай!». Я буду бросать мяч, каждый внимательно должен выслушать вопрос и дать правильный ответ.

  • Какое сейчас время года? осень
  • Начало, середина или конец осени? конец
  • Какой формы мяч? круглой
  • Если стол выше стула, то стул…? Низкий
  • Стул низкий, шкаф …? высокий
  • В какое время суток мы спим? Ночью
  • В какое время суток мы идем в детский сад? Утром
  • В какое время суток мы обедаем? днем
  • В какое время суток мы идем домой из детского сада? Вечером
  • Какого цвета солнце? Желтый
  • Какого цвета вода? синий
  • Какой формы бывает стол?

Воспитатель: Умницы. Мы справились с вами со всеми заданиями, поэтому наши герои сказок, предлагают нам немножко поиграть.

- Вот квадрат, вот треугольник,

Это круг, прямоугольник.

Себе фигуру выбирайте.

В пары весело вставайте.

- Ребята, пока будет звучать музыка, можно танцевать, попрыгать, а по сигналу «Найди свою пару!» Нужно встать с тем, у кого в руках такая же геометрическая фигура. (Поменялись фигурами и еще раз проиграли).

Герой нас благодарят и нам пора возвращаться.

Снова в детском саду мы очутились.

Итог: Сегодня мы с вами молодцы, помогли жителям сказочной страны.

Читайте также: