Математика с помощью лего

Обновлено: 25.04.2024

Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причем этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову и руки учащегося.

1. Решение задач с помощью ЛЕГО.

Перед уроком раздать кирпичики 2 на 2 разного цвета, по 10 штук .

Задача. На поляне росло 3 цветка. Прилетели бабочки и сели по 1 на цветок. Двум бабочкам не хватило цветов. Сколько было бабочек? Чего больше цветов или бабочек? На сколько?

О чем речь в задаче? (о цветах и бабочках)

Сколько цветов? 3. – выкладываем эти цветы, используя ЛЕГО (используем ЛЕГО одного цвета).

Что известно про бабочек? Сели по 1 на цветок.

Сажаем на каждый выложенный цветок бабочку (ЛЕГО другого цвета).

Что еще сказано про бабочек? Двум не хватило цветов.

Выкладываем еще двух бабочек, но уже без цветов.

Какой вопрос в задаче?

При такой краткой записи, сразу видно, сколько цветов, бабочек и чего больше.

Аналогично можно решать другие задачи

2. Использование ЛЕГО при изучении состава числа.

У детей кирпичики 2 на 2 разного цвета.

Получите 5 разными способами.

От перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Так как варианты получения числа будут разные можно выполнить коллективную работу и выставить на плате все возможные варианты.

3. При помощи ЛЕГО и плат можно проводить графические диктанты.

При проведении графических диктантов можно использовать кирпичики как одного цвета, так и разных.

В левом нижнем углу положить один зеленый кирпичик. Вверх от первого положить четыре таких же. В право, от последнего 2 красных. От последнего уложить 1 такой же.

Что у вас получилось? Дети демонстрируют работы.

Сколько всего кирпичиков?

Сколько зеленых? Красных?

4. Математический диктант.

Помогите строителю Бобу построить дом:

1э – 4 кирпичика

2э на 1 кирпичик меньше.

3э на 1 меньше, чем второй

4э на 1 меньше, чем 3.

6. Во 2-м и 3-м классе можно использовать ЛЕГО при изучении таблицы умножения.

Так как таблица умножения объемная, то целесообразнее всего использовать мелкое ЛЕГО.

В качестве примера расскажу об изучении табличного умножения числа 4.

Нам понадобятся кирпичики ЛЕГО с 4-мя пуговками.

Берем один кирпичик с четырьмя пуговками : 4 взяли один раз.

Берем два кирпичика с четырьмя пуговками: 4 взяли два раза.

Берем 3 кирпичика: 4 взяли три раза.

По аналогии можно объяснять умножение числа 6, 7, 8, выбирая соответствующие кирпичики (если это таблица умножения числа 6 , то берем кирпичик с шестью пуговками, если числа 8, то – с восьмью).

Еще с помощью ЛЕГО можно открыть детям секрет таблицы умножения числа 9 (так же как на пальцах).

Для этого берем 9 кирпичиков одного цвета и один другого.

В сумме должно быть 10 кирпичиков.

9х1 – ставим кирпичик другого цвета первым. Договариваемся , что слева от него – десятки, справа- единицы. Читаем результат

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему своё отношение. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простейшую математическую деятельность, осваивая при этом временные и пространственные отношения, преобразует предметы различных форм и величин. Усваивая понятие один много. Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной, игровой и практической деятельности, в организующих воспитателем познавательных развивающих играх. Поэтому нужно создать условия и обстановку, благоприятную для вовлечения ребенка в деятельность сравнения.

ФГОС подчёркивает необходимость обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования, предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии.

Конструктор Лего на сегодняшний день является незаменимым материалом для занятий в дошкольных учреждениях. Лего-технология интересна тем, что строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игрыи экспериментирования. Лего-конструирование развивает логическое пространственное и образное мышление, мелкую моторику, внимание, память.

Наблюдая за детьми этого возраста, я стала замечать, что дети всё чаще и чаще стали использовать для игр конструктор «Лего». Он вызывает у них интерес, так как отличается красочностью, яркостью. Для конструктора «Лего» хорошее качество, прочность, безопасность. Широкий выбор кирпичиков и специальных деталей даёт детям возможность создавать самые разнообразные конструкции.

Конструктор «Лего» - это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. Интерес детей к «Лего» и его свойства позволяют мне использовать данный вид конструктора для развития математических представлений детей младшего дошкольного возраста. Лего кирпичики позволяют дополнить и частично заменить счетный материал. Работая с Лего дети развивают пространственное воображение. Кирпичики Лего характеризуются ярко выраженной формой, размером и цветом и их удобно классифицировать и сравнивать.

С детьми младшего дошкольного возраста использую такие формы работы с Лего конструктором как : Лего-геометрия, Лего-упражнения, Лего- конструирование. Младшая группа средняя группаЛего-упражненияЛего-упражненияЛего-геометрияЛего-геометрияЛего-конструированиеЛего-конструирование.

Лего-упражнения выступают подготовительным этапом. Это система упражнений, направленная на развитие общих умений и знакомство с Лего- конструктором. «Чудесный мешочек». В разных вариантах в зависимости от возраста детей ход упражнения и содержание мешочка меняется. В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего. Педагог только называет необходимую деталь, (короткая, длинная) «Собери модель по памяти». 2 варианта.

1 вариант: Педагог собирает образец из 3-4 деталей и предлагает собрать такую же.

2 вариант: Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом. «Выложи вторую половину узора». Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора. «Составь узор». Дети самостоятельно составляют симметричные узоры.

Упражнения на продолжение ряда.

Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.

Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.

Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.

Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.

Лего-геометрия – это ознакомление с сенсорными эталонами: цвет, форма, величина, название деталей; применение знаний о признаке предмета на активном уровне. Дети экспериментируют и конструируют самостоятельно.

«Поиск недостающей фигуры». Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.

Лего-конструрование. В ходе этого направления дети приобретают элементарные навыки конструирования (дорожки, мостики, домики, заборчики) конструируют по образцу, по условиям и по теме, по замыслу. В ходе лего-конструирования дети с удовольствием обыгрывают готовые конструкции.

«Запомни и выложи ряд». Выставляется ряд деталей, с соблюдением какой- либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце. Дети в течении нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти. При этом:

1. Дети развивают моторику рук.

2. Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве.

3. Получают математические знания о цвете, форме, пропорции, симметрии.

4. Расширяют свои представления об окружающем мире – об архитектуре, транспорте, ландшафте.

5. Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление.

6. Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить.

7. Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.

8. Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

Использование камешков «Марблс» в математическом развитии дошкольников «Использование камешков «Марблс» в математическом развитии дошкольников» Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не.

Презентация «Применение Лего технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Приобщать ребенка к искусству следует с самого раннего возраста, и успех в занятиях музыкой зависит от умения пробудить любовь к ней, ввести.

Использование настольных игр в математическом развитии детей среднего возраста Использование настольных игр в математическом развитии детей среднего возраста Автор: Курицына Ольга Юрьевна Организация: МБДОУ «Детский.

«Использование игр с элементами театрализации в речевом развитии младших дошкольников». Из опыта работы

«Использование игр с элементами театрализации в речевом развитии младших дошкольников». Из опыта работы Использование игр с элементами театрализации в речевом развитии младших дошкольников [/b] Театрализованная деятельность – это не просто.

Консультация для педагогов «Применение здоровьесберегающих технологий в математическом развитии у дошкольников» Консультация для педагогов «Применение здоровье сберегающих технологий в математическом развитии у дошкольников» Подготовила: Воспитатель.

Консультация для родителей о развитии мелкой моторики рук младших дошкольников Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Уровень развития движений ребенка определяет уровень.

Лего-технология Лего -технологии- технологические наборы, ориентированы на изучение основных механических принципов и элементарных технологических решений,.

Методы ТРИЗ-технологии в развитии речи младших дошкольников МЕТОДЫ ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Слайд 1 МБДОУ «Детский сад №59» г. Миасс подготовила: воспитатель Хрузина.

Современная игровая технология в ДОО: игровой сеанс как средство развития младших дошкольников Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период дети получают первичные представления об окружающем.

Опыт работы «Технология ознакомления с именами признаков в речевом развитии дошкольников» Наше время – время перемен. Сейчас в России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. По этому,.

Лего – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира её предметно – игровую среду обучения и развития ребёнка.

В ходе занятия с лего-конструктором, повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотивация к обучению.

Работая парами, дети, независимо от их подготовки, могут строить модели и при этом обучаться, получая удовольствие.

Конструктор Лего помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

Общие задачи:

  1. Формировать активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель и основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты;
  2. Развивать представление о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе; о различных способах познания этих свойств;
  3. Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения творческой или проблемной задачи
  4. Поощрять уместное использование математических терминов и символики;
  5. Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни; совершенствовать представления о них;
  6. Развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на интересующую ребенка тему.

Игра – важнейший спутник детства. Лего – позволяет учиться играя и обучаться в игре.

  • Конструктор Лего можно использовать для решения задач образования и воспитания, психокоррекции и диагностики по следующим направлениям: Конструктор Лего – средство активизации познавательной деятельности у дошкольников.
  • Использование Лего для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
  • Лего применяется в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.
  • Использование Лего в коррекционной , развивающей работе с детьми по формированию у детей восприятия величины, цвета, формы, ориентации в пространстве, развития зрительного внимания, памяти.
  • Диагностическая и терапевтическая работа с конструктором Лего, тестовые методики для выяснения личностной проблемы ребёнка.
  • Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими проблемы общения со сверстниками.

Направления программы:

  1. Количество и счет (Формирование представлений о числе и количестве).
  2. Величина (Развитие представлений о величине).
  3. Развитие представлений о форме.
  4. Развитие пространственной ориентировки.
  5. Развитие ориентировки во времени.

Занятие на тему: «Волшебная лестница».

Цель занятия: Учить детей соотносить цифру с числом, выполнять задания по алгоритму, считать в прямом и обратном порядке. Закреплять названия цифр.

Материал: Кубики и кирпичики лего-конструктора, цифры.

Ход занятия

Дети выкладывают числовой ряд от 0 до 5 либо от 5 до 10. Над каждой цифрой по предложению воспитателя они выкладывают число деталей (кубиков), соответствующее цифре. Получается лестница с четырьмя ступеньками. Далее воспитатель даёт детям задание построить такую же лестницу, чтобы спускаться вниз на противоположную сторону.

Задание:

  • Посчитайте, сколько ступенек идёт вверх, сколько ступенек идёт вниз.
  • Посчитайте, сколько деталей в каждом ряду.
  • Пронумеруй ступеньки снизу вверх и сверху вниз.
  • Посчитай, с какой стороны больше ступенек.

Ключевые слова: Вверх, вниз, справа, слева.

Занятие в младшей группе. Тема: «Змейка»

Цель: Развивать математические знания у детей, развивать конструктивные навыки, закрепление умения соединять кирпичики, закреплять понятия (длинный, короткий).

Материал: кубики, кирпичики и кубики с глазиками из лего-конструктора.

Ход занятия

Педагог обращает внимание детей на разнообразие деталей, лежащих перед ними на столе, и предлагает несколько упражнений на выбор деталей по названию с показом образца и на различие цвета. Малыши повторяют за ним названия деталей. Затем педагог с детьми рассматривают игрушечную змейку. Говорят какая красивая она.

После педагог предлагает по образцу, вместе сделать змейку. Дети с радостью выполняют:

Сравнивают своих змеек. Одинаковые они, либо у кого-нибудь длиннее или короче.

Педагог предлагает поиграть в сороконожку. Дети выстраиваются друг за другом, держат друг друга за пояс и перемещаются по группе.

А педагог читает стихотворение:

Мама и крошки
– Со-ро-ко-нож-ки
Шли в «Детский мир»
Покупать босоножки
Ласково солнышко
Их провожало,
С ними оно
По дорожке бежало.

Средняя группа. Занятие на тему: «Творим, строим, измеряем».

Цель: Учить детей сравнивать величину предметов с помощью «мерки». Развивать конструктивные навыки. Учить детей измерять постройку путём увеличения количества деталей.

Материал: Плата, кубики, кирпичики.

Программное содержание

Перед детьми лежат плата и конструктор, педагог предлагает детям на плато выложить дом. Дошкольники выполняют работу по словесной инструкции воспитателя. После того как дети закончили, педагог читает стихотворение. После дети с помощью кирпичиков измеряют дом и отвечают на вопросы педагога.

Старшая группа. Занятие на тему: «Лес».

Цель: Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; составлять предмет из геометрических фигур; ориентироваться в пространстве, пользоваться словами: близко, упражнять счёт.

Материал: плато, кубики и кирпичики из лего-конструктора.

Предварительная работа: Рассматривая с детьми иллюстрации в книгах, картины, обращайте внимание на деревья.

Программное содержание

1 вариант. На столах лежат карточки, педагог загадывает загадку:

Что же эта за девица?
Не швея не мастерица?
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год!

Педагог предлагает отгадать загадку и выложить на плато ответ. На общем столе собирается «лес» из плат с выложенными ёлками.

2 вариант. Педагог задаёт вопросы: Какие деревья вы знаете? Таня у тебя какое любимое дерево? Каждый ребёнок выбирает образец любимого дерева и выкладывает на плато. (дуб, яблоня, берёза и т.д).

Подготовительная группа. Занятие на тему: «Транспорт».

Цель: Учить детей составлять целое из геометрических фигур путём прикладывания одной детали к другой, преобразовывать одну фигуру в другую, добавляя детали.

Материал: Плато, кубики и кирпичики.

Программное содержание

Дети по словесной инструкции выкладывают самолёт, потом предлагает педагог изменить свой самолёт, сделать больше или меньше, и рассказать, что для этого понадобилось им. После по словесной инструкции, дети выкладывают корабль.

Ключевые слова: водный, воздушный транспорт.

Тема занятия: «Юные волшебники».

Цель: Закрепление знания детей о геометрических фигурах.

Задачи:

  • развитие творческого воображения.
  • умение преобразовывать фигуры из большого в меньший и наоборот.
  • развитие конструктивных навыков.

Материал: плата, лего-кирпичики и лего-кубики.

Ход занятия

Педагог предлагает детям на плата с помощью лего-кубиков и лего-кирпичиков, выложить: треугольник, прямоугольник, трапецию и квадрат. После того как дети справились с заданием, педагог предлагает подумать , с чем можно соотнести эти геометрические фигуры. Дети отвечают: квадрат – часы, треугольник – крыша, прямоугольник – паровоз и т.д.

Конспект занятия по лего-конструированию (для детей средней группы 4-5 лет). Тема: «Путешествие на цветочную поляну».

Цель: Познакомить детей с разнообразием цветочного мира, обратить их внимание на части цветка.

Задачи:

  • развивать у детей воображение, внимание, память;
  • развивать у детей творчество;
  • развивать у детей конструктивные навыки с помощью лего-конструктора;
  • учить передавать особенности и своеобразие цветов через лего-конструирование;
  • развивать умение располагать фигуру на плато;
  • развивать умения работать индивидуально;
  • учить получать радость от результатов работы.

Материал: лего-конструктор (кирпичики, кубики); плата; иллюстрации с изображением цветов.

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал.

Педагог: Ребята, мы сейчас с вами отправимся на прогулку. (звучит музыка М. Старакадомский – С.Михалков «Весёлые путешественники»)

Звучит музыка «Шумы – птицы в лесу».

Педагог: Ребята, посмотрите! Как красиво вокруг, мы с вами оказались на цветочной поляне. Здесь растут цветы удивительной красы. Ярко светит солнышко и всё вокруг переливается!

(звучит классическая музыка, появляется Фея цветов)

Фея цветов: Здравствуйте, ребятки! Я – Фея цветов! Я очень рада на моей полянке видеть вас. А как вы здесь оказались?

Педагог:

Мы с ребятками гуляли и заблудились.
И теперь мы не знаем,
Как выбраться из твоей прекрасной поляны.

Фея цветов: Выбраться? С моей поляны, сложно. Для этого вы должны выполнить задания.

Педагог: Какие задания Фея?

Фея цветов: Для начала вы должны угадать названия цветов.

(фея достаёт из корзинке цветы, дети называют)

Педагог: Фея, мы же выполнили твои задания. А ребята ещё знают стихи про цветы.

(дети читают стихи)

Фея: Молодцы, ребятки! Только слышала я, что в какой-то удивительной стране, цветы растут не на земле, их не надо поливать и в букеты собирать. Что же это за цветы? Не подскажите ли вы?

Педагог: Фея, мы тебе расскажем и цветы тебе покажем.

Ребятки, ведь Фея говорит про страну ЛЕГО!

Ребята, мы сделаем с вами для феи цветы?

Дети: Да!

Педагог: Для этого нам понадобится конструктор лего.

(дети садятся за столы)

Педагог:

Если б в поле расцветали только белые цветы.
Любоваться бы устали ими скоро я и ты.
Если б в поле расцветали только жёлтые цветы,
Мы б с тобой скучать бы стали
От подобной красоты!
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки!
У ромашки белый цвет,
У гвоздики – красный.
Цвет зелёный у листвы,
Это так прекрасно!

Педагог: А у нас вами в лего-конструкторе разноцветные детали из которых мы с вами и сделаем цветы. Для этого нам понадобится (педагог показывает детали, а дети отвечают: кубики! кирпичики! А делать цветы мы будем на …. (плата!))

Педагог проводит пальчиковую гимнастику:

Вырос высокий цветок на полянке, (ручки у детей вперёд поднимаем)
Утром весенним раскрыл лепестки. (ладони раскрыли)
Всем лепесткам красоту и питание (шевелят пальчиками)
Дружно дают под землёй корешки. (ручки опустили вниз и пошевелили пальчиками)

Педагог: Теперь ребята, приступаем к выполнению задания. Посмотрите, у нас есть образцы. (дети выбирают образцы)

Педагог раздаёт детали. Дети приступают к работе (звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского). По окончанию работы дети называют какие цветы они сделали.

Педагог: Фея! Посмотрите, какие цветы сделали наши дети для тебя.

Фея: Так вот они какие чудесные цветы. Ребята, а как называется страна где растут эти цветы. (дети отвечают «ЛЕГО»). Спасибо, вам ребятки! Вот ваша тропинка по которой надо идти!

Педагог: Ребятки, пришло наше время возвращаться в детский сад.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может помочь учиьелям на уроках математики в 1 и во 2 классе, потому что основана на игровых методах.

Просмотр содержимого документа
«Использование конструктора Лего на уроках математики в начальной школе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2»

Мастер – класс по теме: « Использование конструктора Лего на уроках математики в начальной школе»

Подготовила: Доровская Л.Г.

п. Октябрьский, 2018 год

Учитель в своей педагогической деятельности должен учитывать то, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Ребёнку легче учиться, усваивать материал, когда ему учиться интересно! Такой познавательный интерес формируется разными способами на уроках и во внеурочной деятельности. В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная деятельность, но стоит не забывать, что переход к этой деятельности осуществляется с игровой. Поэтому в первом классе я решила сделать уроки интереснее за счет игр.

Ещё в настоящий момент мы учителя начальных классов сталкиваемся с проблемой недоразвития мелкой моторики рук. Стоит отметить, что в этот возрастной период у младшего школьника преобладает наглядно – действенное мышление. Поэтому учитывая эти факты я решила, что необходимо использовать такие приёмы, которые будут решать эти трудности. Выход я нашла в использование ЛЕГО конструктора

.Конструктор ЛЕГО удобен в обращении и помогает ребенку фантазировать, раскрывать творческий потенциал, развивает связную речь и мелкую моторику рук, мышление и логику.

Конструктор ЛЕГО служит удобным инструментом, позволяющим легко преодолевать ряд типичных трудностей при изучении учебного материала учащимися начальной школы. Применение ЛЕГО-кирпичиков даёт положительные результаты при усвоении учебного материала, помогают овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиску средств её осуществления, способствуют освоению способов решения проблем творческого и поискового характера. Кирпичики ЛЕГО являются наглядно – образными и наглядно - действенными моделями тех интеллектуальных операций, которые учащиеся производят в ходе учебной деятельности.

Мое знакомство с конструктором Лего произошло в прошлом учебном году, когда я начала вести кружок «Робототехника». На тот момент у меня были первоклассники. Я подумала, а почему бы не попробовать конструктор и в урочной деятельности. Решила попробовать заниматься с конструктором на уроках математики, хотя Лего можно использовать и на уроках обучения грамоте, технологии, окружающего мира, но я остановилась на математике.

Использование ЛЕГО-поддержки на уроках математики позволяет мне:

-показать как образуются числа, сравнивать их;

- знакомить учащихся с арифметическими действиями и способствует формированию вычислительных навыков;

- познакомить с составом числа и закреплять его;

- формировать и развивать умение составлять и решать задачи изученных видов;

-показать как образуются числа второго десятка, раскрыть особенности их названий и порядок следования при счете;

- знакомить с геометрическим материалом (фигуры, периметр, площадь);

- изучение долей и дробных чисел и многие другие темы;

Приведу несколько примеров того, как мы используем конструктор ЛЕГО на уроках математики.

В саду было 3 скворечника. Прилетели птички и заселились по одной в скворечники. Двум птичкам не хватило домиков. Сколько было птичек? Чего больше скворечников или птичек? На сколько?

-О чем речь в задаче? (о скворечниках и птичках)

-Сколько скворечников? 3. – выкладываем эти домики, используя ЛЕГО (используем ЛЕГО одного цвета). Слайд щелчок

Что известно про птичек? Заселились по 1 в каждый домик.

-Сажаем на каждый выложенный домик птичку (ЛЕГО другого цвета).

-Что еще сказано про птичек? Двум не хватило цветов.

-Выкладываем еще двух птичек, но уже без домиков.

-Какое требование в задаче?

При такой краткой записи, сразу видно, сколько домиков, птичек и чего больше.

Дети читают задачу « На первой полке стояло 6 книг, а на второй полке на 3 книги меньше. Сколько книг стояло на второй полке? Сколько книг было всего в книжном шкафу?» После разбора задачи мы иллюстрируем условие, или позже ребята сами уже во время разбора выкладывают кирпичики соответственно условию.слайд щелчок На парте появляется первый столбик кирпичиков - количество книг на первой полке, затем выставляют рядом столько же, но убирают 3 кирпичика, это помогает им выбрать арифметическое действие. Затем дети отвечают на второй вопрос задачи, соединяя столбики в один. Осталось записать решение и проверить.

Для развития пространственного ориентирования, памяти, внимания можно использовать

Математический диктант с ЛЕГО

На белом листе бумаги (если есть у всех плато, то лучше использовать его) дети выкладывают кирпичики, слушая мои команды.

Например: слайд щелчок

-Из верхнего правого угла по горизонтали влево положите 2 кирпичика с 4 пуговками.

- От последнего кирпичика -2 кирпичика вниз по вертикали.

- 1 кирпичик вправо по горизонтали от последнего.

- 2 кирпичика вниз по вертикали.

- Положите 1 кирпичик влево по горизонтали

- Какую фигуру вы получили? (цифру 5)

Много вариантов работы можно использовать при изучении состава числа до 10.

- Я задумала числа, если их сложить, то получится число 8. Проиллюстрируйте эти 2 слагаемых. Дети выкладывают кирпичики с возможными вариантами получения числа 8, 6 и т.д.

Использование ЛЕГО при изучении таблицы умножения

Так как таблица умножения объемная, то целесообразнее всего использовать мелкое ЛЕГО.

В качестве примера изучение табличного умножения числа 4.

Нам понадобятся кирпичики ЛЕГО с 4-мя пуговками.

Берем 1 кирпичик с 4 пуговками : 4 взяли 1 раз

Берем 2 кирпичика с 4 пуговками : 4 взяли 2 раза

Берем 3 кирпичика с 4 пуговками : 4 взяли 3 раза и т.д.

Такая работа детям очень нравится, никто не остаётся без дела, без внимания. Учитель при такой работе видит результат усвоения изученного материала и сразу видно тех детей у которых есть трудности в изучении темы.

Так же я использую Лего для нахождения площади и периметра фигуры. Для того, чтобы найти площадь фигуры на плато выкладываем фигуру в данном случае квадрат,заполненный кубиками Лего. - 1 кубик с 4 пуговками равняется 1 кв.см. При изучении темы площади фигуры ребята узнают, что 1 кубик с 4 пуговками равняется 1 кв. см После этого закладываем наш квадрат кубиками с 4 пуговками, сколько кубиков затратили тому и равна площадь. В данном случае 16 кв. см

Таким образом дети наглядно могут пронаблюдать, что такое площадь фигуры.

Для нахождения периметра составляем на плато контур прямоугольника . После этого выкладываем все стороны прямоугольника в один ряд, линейкой измеряем длину получившейся линии. Сколько см получится это и будет периметром нашего прямоугольника, в данном случае 12 см в квадрате.

Конструктор Лего является большим помощником в уроках математики, его очень легко использовать, дети видят все наглядно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал был представлен на методическом объединении района учителей начальных классов в рамках обобщения опыта работы на тему "Возможности дидактических игр для обучения младших школьников математике при реализации ФГОС НОО"

Просмотр содержимого документа
«Использование конструктора «ЛЕГО» в преподавании математики»

Выступление на РМО учителей начальных классов.

Возможности дидактических игр для обучения младших школьников математике при реализации ФГОС НОО.

Использование конструктора «ЛЕГО» в преподавании математики

в начальных классах.

Учитель начальных классов МБОУ Владимировская СОШ

Ермолова Галина Геннадьевна

Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных учебных действий, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Научить учиться – лозунг стандартов II поколения. Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного слушателя.
Необходимость перехода на новые стандарты возникла, в связи с тем, что многие выпускники по окончании школы сталкиваются с трудностями адаптации к взрослой жизни, где нет учителей, которые их направляют, говорят, что следует делать и как. Одних знаний оказывается в жизни недостаточно. Выпускник должен научиться решать свои проблемы самостоятельно.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной задачей становится, во-первых, обеспечение развития универсальных учебных действий и умения учиться, без которого ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях обучения, ни в профессиональной деятельности, во-вторых, формирование у детей мотивации к обучению. На первый план выходят результаты общеучебного характера.

Маленькому ребенку трудно даются абстрактные математические понятия. Манипулирование теми или иными предметами помогает привязать эти понятия к тактильному и двигательному опыту ребенка Работа со счетным материалом служит одним из ключевых средств изучения математики на начальном этапе.

Для представления количественных отношений и числовых величин я широко применяю счетный материал: кубики, шарики, картинки, счетные палочки. Еще один вид манипуляторов для занятий математикой- конструктор «ЛЕГО». ЛЕГО-кирпичики позволяют дополнить и частично заменить многочисленный счетный материал. Математические закономерности запечатлеваются в уме ученика яркими визуальными и тактильными образами.

Что же такое ЛЕГО – конструирование? Ещё одно веянье моды или требование времени? «Лего» в переводе с датского языка означает «умная игра». Это серия развивающих игрушек, представляющих собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов (конструкторы).

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», - говорил В.А.Сухомлинский.

В нашей школе я вела занятия «Лего-конструирование», накопила опыт по использованию ЛЕГО-конструктора при изучении математических понятий и операций. ЛЕГО-кирпичики используются с 1-го по 4-й класс и имеют ряд несомненных преимуществ по сравнению с традиционным счетным материалом.

ЛЕГО-кирпичики позволяют легко переходить из привычного для ребенка трехмерного пространства в двухмерное пространство листа бумаги.

Работая с ЛЕГО, дети развивают пространственное воображение, готовятся к восприятию геометрии в старших классах.


ЛЕГО-кирпичики характеризуются ярко выраженной формой, размером и цветом, поэтому их удобно классифицировать и сравнивать.

Конструкции легко разделяются на фрагменты. Это особенно важно при освоении десятичной системы счисления. Любой столбик можно сравнить с другим столбиком.


ЛЕГО используется при изучении пространственных представлений: вверх, вниз, направо, налево.


Кирпичики ЛЕГО применяют при сравнении предметов: столько же, больше, меньше.

ЛЕГО используют при изучении увеличения и уменьшения числа на несколько единиц, состава числа.



ЛЕГО можно применять при работе с таблицами, записывая классификацию по признакам в окошки таблицы. Игра «У нас ревизия» , дети записывают количество штук в каждое окошко.

Читайте также: