Мишин василий павлович конструкторы ракетно космических систем

Обновлено: 28.04.2024

Мишин Василий Павлович - первый заместитель главного конструктора ОКБ ракетно-космической техники №1 научно-исследовательского института №88 Министерства оборонной промышленности СССР.

Родился 5 (18) января 1917 года в деревне Бывалино Московской губернии (ныне в составе Павлово-Посадского района Московской области). Из семьи рабочего-мастерового. Русский. Рано потеряв отца, начал работать в колхозе, одновременно окончил сельскую школу-семилетку в Бывалино в 1932 году.

С 1934 года работал учеником слесаря. Одновременно в 1935 году окончил фабрично-заводское училище при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). С 1935 года - слесарь в цехе особых заданий ЦАГИ. В 1941 году окончил Московский авиационный институт (факультет вооружения). Во время учебы в институте занимался в аэроклубе МАИ, получил квалификацию инструктора-планериста. С 1940 года - конструктор завода № 84 (г.Химки Московской области).

В годы Великой Отечественной войны с 1941 года - инженер-конструктор и начальник конструкторской бригады в Опытном конструкторском бюро завода № 293, которое возглавлял талантливый авиаконструктор В.Ф. Болховитинов. Наиболее удачная разработка В.П. Мишина в военные годы - дистанционно управляемые двухпулемётные авиационные установки, высоко оцененные специалистами. Установки Мишина устанавливались сразу на нескольких серийных бомбардировщиках конструкций А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина и некоторых других.

В конце войны ОКБ Болховитинова было поручено создание ракетного истребителя-перехватчика БИ. Мишин был подключен к работе над жидкостно-ракетной установкой самолета. Когда после появления на фронте в 1944 году немецких реактивных истребителей был спешно создан НИИ ракетной авиации (НИИ-1). Там Мишин разработал проект высотной исследовательской ракеты на основе двигателя самолета БИ. В 1945 году В.П. Мишин, был включен в состав бригады инженеров, направленных в Германию на поиски ракетной техники и документации. Там Мишин познакомился с С.П. Королёвым, нашел часть технической документации ракеты Фау-2, возглавил опытное расчетно-теоретическое бюро, в котором был восстановлен полный комплект этой документации.

С 1946 года в течение 20 лет В.П. Мишин был бессменным первым заместителем С.П. Королева и его ближайшим соратником-единомышленником. Первоначально они работали в НИИ-88, где В.П.Мишин был руководителем проектного бюро в 3-м отделе. Затем, с 1950 года – первый заместитель главного конструктора ОКБ-1. Один из ведущих разработчиков первой советской ракеты Р-1 (дальность полета 270 км, запущена в 1948), Р-2А (с дальностью полета 590 км , запущена в 1950), ракеты Р-3 дальностью полёта до 3000 км, первая стратегической ракеты Р-5 с дальностью полета 1200 км и отделяющейся боевой частью (разработана в 1953), межконтинентальной ракеты Р-7, принципиально новую межконтинентальную ракету Р-9А, предопределившую в процессе разработки революцию в криогенной технике, оперативно-тактической ракеты Р-11 подвижного наземного базирования с дальностью полета 270 км (принята на вооружение в 1955 г.).

В 1955 году Мишин участвовал в разработке ракеты Р-11 ФМ с базированием на подводной лодке и несущая ядерный заряд. В 1956 году прошла успешные испытания ракета Р-5М с ядерным зарядом.

За заслуги в деле создания дальних баллистических ракет Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года (с грифом "совершенно секретно") Василию Павловичу Мишину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Затем создавал проекты ракет-носителей «Восток», «Союз» и «Молния». Огромны заслуги Мишина в успешных запусках первой межконтинентальной ракеты Р-7 в августе 1957 года, выведению на орбиту первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года, первому полету человека в космос 12 апреля 1961 года.

В.П. Мишин играл огромную роль и в иных разработках: в запусках межпланетных станций «Луна» (1959); автоматической межпланетной станции «Венера-1» (1960); создание космического автоматического спутника-разведчика «Зенит» (1962); выведение на орбиту первого спутника связи «Молния-1» (1965); облёт Луны и возвращение на Землю пилотируемого корабля «Зонд» в автоматическом режиме (1968).

После внезапной смерти С.П. Королева в январе 1966 года В.П. Мишин назначен главным конструктором ОКБ, получившего наименование Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ). На этом посту Мишин не смог полностью заменить С.П. Королёва, в результате в 1966-1968 годах были существенно снижены темпы работ. В конце концов в ЦКБЭМ был создан пилотируемый корабль «Союз» и первая советская орбитальная станция «Салют», разработана и доведена до летных испытаний лунная ракета-носитель Н-1.

В отличие от Королёва, Мишин не мог сопротивляться диктату партийного руководства и был вынужден производить запуски недоработанных космических аппаратов к юбилейным датам. Следствием стали такие трагедии, как гибель «Союза-1» с космонавтом В. Комаровым в 1967 году, гибель «Салюта» с экипажем (космонавты Г. Добровольский, В. Волков, В. Пацаев), четыре неудачных пуска ракеты Н-1. Высадка американских астронавтов на Луну означала проигрыш Советского Союза в «лунной гонке», после чего руководство КПСС и СССР потеряло интерес к этой теме.

Обладая выдающимся талантом конструктора, Мишин имел крайне резкий и сложный характер. Существуют различные точки зрения на деятельность академика Мишина на посту Главного конструктора ЦКБЭМ, вплоть до самых полярных.

В 1974 году В.П. Мишин был освобожден от руководства ЦКБЭМ. Однако он не пал духом и развернул преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность в Московском авиационном институте, где он ещё в 1959 году организовал кафедру проектирования и конструкции космических аппаратов. На посту руководителя этой кафедры он работал до последних дней своей жизни. Автор свыше 400 передовых научно-технических разработок и изобретений, научных трудов, монографий и учебников.

В 1966 году избран академиком Академии наук СССР. Член-корреспондент Академии наук СССР с 1958 года. Доктор технических наук (1957). Профессор. Действительный член Международной академии астронавтики.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 10 октября 2001 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награждён 3 орденами Ленина (20.04.1956, 17.06.1961, 16.01.1967), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Трудового Красного Знамени (17.09.1975), Красной Звезды (16.09.1945), медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», другими медалями.

Лауреат Ленинской премии СССР (1957), Государственной премии СССР (1984). Заслуженный изобретатель РСФСР Удостоен золотых медалей имени С.П. Королева (Академия наук СССР, 1967), имени В.Г. Шухова (Российский союз научных и инженерных организаций, 1996).

В Москве и городе Королёв Московской области на домах, в которых жил Герой, установлены мемориальные доски.

Мишин Василий Павлович

Учёный в области механики, физико-механических проблем энергетики, проектирования сложных ракетно-космических систем, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. Заместитель главного конструктора и начальника ОКБ-1 С. П. Королёва, главный конструктор и начальник Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения ЦКБЭМ (сейчас — РКК «Энергия» им. С. П. Королёва»), профессор и заведующий кафедрой космических систем и ракетостроения МАИ.

Был одним из основоположников отечественной практической космонавтики. Один из руководителей разработки первых отечественных баллистических ракет, а затем — ракеты-носителя Р-7, обеспечившей приоритет нашей страны в деле освоения космоса и до сих пор остающейся самой массовой РН в мире. Им были предложены основные проектно-конструкторские решения, позволившие реализовать уникальную схему первой в мире космической ракеты-носителя и обеспечившие возможность её последующей глубокой модификации и экономически эффективного использования.

Опытно-конструкторские и проектные работы, выполненные под его руководством, заложили основу развития отечественной школы проектирования транспортных ракетно-космических систем.

Действительный член Международной академии астронавтики. Автор свыше 400 передовых научно-технических разработок и изобретений, научных трудов, монографий и учебников.

Герой Социалистического Труда: 1956

Заслуженный изобретатель РСФСР, почётный работник высшего профессионального образования РФ (1997).

Награждён орденами Ленина (1956, 1961, 1967), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1975), Красной Звезды (1945), медалями. Удостоен золотых медалей имени С. П. Королёва РАН (1967), имени В. Г. Шухова (1996).

Лауреат Ленинской премии (1957), Государственной премии СССР (1984), премии им. 25-летия МАИ (1969, 1979).

Родился 18 января 1917. После школы-семилетки поступил в 1932 в фабрично-заводское училище при ЦАГИ, получил рабочую квалификацию слесаря и был направлен на работу в цех особых заданий ЦАГИ. Параллельно учился на вечерних подготовительных курсах при ВТУЗе и в 1935 поступил в Московский авиационный институт (МАИ). Во время учёбы в институте занимался в аэроклубе МАИ, в планерной и лётной секциях, стал инструктором-планеристом. После окончания МАИ в 1941 был направлен в авиационное КБ В. Ф. Болховитинова. В 1945 был командирован в Германию, где начал сотрудничество с С. П. Королёвым.

Доктор технических наук (1956), профессор (1959), член-корреспондент (1958), академик АН СССР (1966) по отделению механики и процессов управления (механика).

Родился 18 января 1917. После школы-семилетки поступил в 1932 в фабрично-заводское училище при ЦАГИ, получил рабочую квалификацию слесаря и был направлен на работу в цех особых заданий ЦАГИ. Параллельно учился на вечерних подготовительных курсах при ВТУЗе и в 1935 поступил в Московский авиационный институт (МАИ). Во время учёбы в институте занимался в аэроклубе МАИ, в планерной и лётной секциях, стал инструктором-планеристом. После окончания МАИ в 1941 был направлен в авиационное КБ В. Ф. Болховитинова. В 1945 был командирован в Германию, где начал сотрудничество с С. П. Королёвым.

Доктор технических наук (1956), профессор (1959), член-корреспондент (1958), академик АН СССР (1966) по отделению механики и процессов управления (механика).

Герой Социалистического Труда: 1956

Заслуженный изобретатель РСФСР, почётный работник высшего профессионального образования РФ (1997).

Награждён орденами Ленина (1956, 1961, 1967), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1975), Красной Звезды (1945), медалями. Удостоен золотых медалей имени С. П. Королёва РАН (1967), имени В. Г. Шухова (1996).

Лауреат Ленинской премии (1957), Государственной премии СССР (1984), премии им. 25-летия МАИ (1969, 1979).

Абанин Георгий Васильевич

Авиационный конструктор, главный конструктор министерства автомобильного транспорта РСФСР, секретарь Советской части рабочей группы Постоянной комиссии СЭВ по сотрудничеству в области транспорта, вице-президент немецкой дирекции Международного фонда российско-элинского сотрудничества.

Абдулин Рашид Раисович

Абдулин Рашид Раисович

Абдулин Рашид Раисович

Конструктор в области систем управления ЛА, заместитель управляющего директора — главный конструктор ОАО «Московский научно-производственный комплекс «Авионика», член правления.

Александров Алексей Дмитриевич

Александров Алексей Дмитриевич

Александров Алексей Дмитриевич

Специалист по системам управления, начальник и главный конструктор Московского института электромеханики и автоматики (ПАО «МИЭА»). Профессор, заведующий кафедрой «Системы автоматического и интеллектуального управления» МАИ.

Алексеев Семён Михайлович

Алексеев Семён Михайлович

Алексеев Семён Михайлович

Советский авиаконструктор, начальник ОКБ № 1 опытного авиазавода № 1, главный конструктор по высотному снаряжению и ответственный руководитель завода «Звезда», Герой Социалистического Труда.

Алферов Владимир Викторович

Главный конструктор АО «Научно-производственное предприятие «Топаз».

Альмяшев Игорь Зиеевич

Альмяшев Игорь Зиеевич

Альмяшев Игорь Зиеевич

Конструктор и специалист в области авиастроения, авионики, системного анализа, теории автоматического управления, теории оптимизации и исследования операций математического моделирования, заместитель генерального директора по авионике ФГУП «ГосНИИАС».

Андреев Владимир Александрович

Андреев Владимир Александрович

Андреев Владимир Александрович

Конструктор криогенной техники, главный конструктор ПАО «Туполев».

Аносович Андрей Борисович

Аносович Андрей Борисович

Аносович Андрей Борисович

Советский авиационный инженер-конструктор, главный конструктор Инженерного центра «ОКБ им. А. И. Микояна», главный конструктор — директор программы по самолёту МиГ-31.

Антонов Дмитрий Александрович

Антонов Дмитрий Александрович

Антонов Дмитрий Александрович

Авиаконструктор, главный конструктор ОКБ А. Н. Туполева по самолётам Дальней авиации Ту-95МС, Ту-142М и Ту-142М3.

Архангельский Иван Иванович

Главный конструктор ОАО «МКБ «Факел» им. академика П. Д. Грушина».

Асеев Михаил Юрьевич

Асеев Михаил Юрьевич

Асеев Михаил Юрьевич

Главный конструктор — первый заместитель директора программы перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) ПАО «Туполев».

Атонов Вениамин Степанович

Атонов Вениамин Степанович

Атонов Вениамин Степанович

Конструктор электронно-вычислительной техники, главный конструктор НИЦЭВТ.

Афонин Николай Иванович

Афонин Николай Иванович

Афонин Николай Иванович

Конструктор электронной аппаратуры, начальник опытно-конструкторского отдела ВНИИА им. Н. Л. Духова.

Бабак Александр Георгиевич

Бабак Александр Георгиевич

Бабак Александр Георгиевич

Председатель совета директоров, генеральный конструктор центра НПП «Томилинский электронный завод».

Бабак Владимир Петрович

Бабак Владимир Петрович

Бабак Владимир Петрович

Советский и российский авиаконструктор, президент концерна «Штурмовики Сухого», главный конструктор самолётов типа , ,.

Бажинов Игорь Константинович

Учёный, специалист в области космической баллистики и навигации КА, конструктор ракетно-космической техники, член «группы Тихонравова», один из создателей первого искусственного спутника Земли.

Базенков Николай Ильич

Базенков Николай Ильич

Базенков Николай Ильич

Советский авиаконструктор, организатор производства, главный конструктор самолёта Ту-95 и всех его модификаций, в том числе дальнемагистрального пассажирского самолёта Ту-114, Герой Социалистического Труда.

Баканов Анатолий Георгиевич

Баканов Анатолий Георгиевич

Баканов Анатолий Георгиевич

Конструктор в области моторостроения, генеральный конструктор и генеральный директор ООО «ОБК моторостроения» (Воронеж), генеральный конструктор ГК «Инновационные системы».

Баканов Сергей Александрович

Баканов Сергей Александрович

Баканов Сергей Александрович

Главный конструктор ОКБ «Факел» (Калининград), автор и исполнитель бардовских песен.

Барковский Александр Фёдорович

Барковский Александр Фёдорович

Барковский Александр Фёдорович

Российский авиастроитель. Первый заместитель генерального конструктора — первый заместитель исполнительного директора — технический директор главный конструктор самолёта МКИ.

Барковский Владимир Иванович

Барковский Владимир Иванович

Барковский Владимир Иванович

Авиаконструктор, директор Инженерного центра «ОКБ им. А. И. Микояна».

Барышев Владимир Михайлович

Барышев Владимир Михайлович

Барышев Владимир Михайлович

Авиаконструктор и инженер-конструктор стартовых ракетных комплексов, заместитель генерального конструктора ОКБ В. М. Мясищева, начальник Филиала № 2 ОКБ В. Н. Челомея.

Бахвалов Юрий Олегович

Бахвалов Юрий Олегович

Бахвалов Юрий Олегович

Первый заместитель генерального директора — генеральный конструктор КБ «Салют» ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», конструктор ракеты «Ангара».

Бегак Александр Аркадьевич

Бегак Александр Аркадьевич

Бегак Александр Аркадьевич

Авиаконструктор, разработчик летательных аппаратов серии «Бегалёт», лётчик-испытатель, изобретатель, путешественник, общественный деятель, трёхкратный рекордсмен мира.

Бекирбаев Керим Бекирович

Бекирбаев Керим Бекирович

Бекирбаев Керим Бекирович

Инженер-аэродинамик, главный конструктор и начальник ЛИК ОКБ им. А. С. Яковлева, Герой Социалистического Труда.

Бекирбаев Тамерлан Османович

Бекирбаев Тамерлан Османович

Бекирбаев Тамерлан Османович

Советский и российский учёный, специалист в области радиолокации, главный конструктор авиационных РЛСУ НИИ Приборостроения им. .

Белов Анатолий Петрович

Белов Анатолий Петрович

Белов Анатолий Петрович

Главный конструктор Московского вертолётного завода им. М. Л. Миля, руководитель проекта создания экспериментального и первого промышленного экземпляра вертолёта на газовом топливе.

Белосвет Анатолий Алексеевич

Белосвет Анатолий Алексеевич

Белосвет Анатолий Алексеевич

Авиаконструктор, специалист в области аэродинамики, главный конструктор инженерного центра «ОКБ им. », первый заместитель генерального директора АНПК «МиГ».

Беляков Виктор Петрович

Беляков Виктор Петрович

Беляков Виктор Петрович

Учёный в области криогенной и вакуумной техники, член-корреспондент АН СССР, генеральный директор и главный конструктор НПО «Криогенмаш», Герой Социалистического Труда, профессор МАИ.

Беляков Ростислав Аполлосович

Беляков Ростислав Аполлосович

Беляков Ростислав Аполлосович

Советский и российский учёный, авиаконструктор, академик АН СССР, генеральный конструктор ОКБ имени А. И. Микояна, дважды Герой Социалистического Труда, почётный генеральный конструктор самолётов МиГ.


Василий Мишин родился 18 января 1917 года в Павлово-Посадском районе Московской области. После школы в 1932 году он поступил в училище при Центральном аэрогидродинамическом институте ЦАГИ и, получив профессию слесаря, там же и остался работать. В 1935 году Мишин поступил в Московский авиационный институт (МАИ). Дипломный проект он разрабатывал в ОКБ-293 авиаконструктора-новатора Болховитинова, где также остался трудиться после учебы.

Когда в 1944 году на фронте появились немецкие реактивные истребители, по приказу Сталина на базе ОКБ был создан НИИ ракетной авиации.

Одним из первых его проектов стал разработанный Мишиным проект высотной исследовательской ракеты.

К концу войны стало очевидно, что в технологиях создания жидкостных ракет немцы сильно опередили СССР. Мишина и других сотрудников НИИ командировали в Германию — изучать немецкие секреты проектировки ракет на примере немецкой баллистической управляемой ракеты ФАУ-2. Именно Мишину удалось раздобыть значительную часть ее технической документации.

В Германии Мишин познакомился с Сергеем Королевым, с которым вместе работал над ФАУ-2. Они стали друзьями и дальше шли плечом к плечу: когда Королев в 1946 году был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия, Мишин стал его бессменным заместителем.

Он провел на этом посту 20 лет, до самой смерти Королева, а затем занял его место.

Еще при жизни Королева Мишин принимал активное участие в исследованиях и разработках баллистических ракет, начиная с самой первой советской ракеты Р-1. За работу над ракетой Р-5 с дальностью полета более тысячи километров он был удостоен звания Героя Социалистического Труда. При его участии была создана межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, послужившая впоследствии основой для создания ракеты-носителя для первого искусственного спутника Земли; носители «Молния» и «Восход», позволившие осуществить полеты автоматов к Марсу и Венере и провести пилотируемые космические полеты с несколькими космонавтами на борту корабля; усовершенствован ракетно-космический комплекс «Союз». Участвовал он и в запуске межпланетных станций «Луна-1-3», выведении на орбиту первого спутника связи «Молния-1», облете Луны и возвращении на Землю пилотируемого корабля «Зонд». Как и Королев, он стоял у истоков отечественной космонавтики.

Мишина занимали и вопросы применения и хранения криогенных экологически чистых компонентов топлива. Он руководил разработкой технологии транспортировки, хранения и использования переохлажденного жидкого кислорода в баллистических ракетах. Технология была внедрена при создании ракеты Р-9.

Оказавшись в 1966 году во главе ОКБ-1, Мишин делал все возможное, чтобы довести до конца замыслы своего предшественника — и разработку ракеты Н-1, и создание лунных кораблей.

Высадка первого советского космонавта была намечена на третий квартал 1968 года, так что времени оставалось немного. Работники ОКБ все чаще высказывались о том, что сроки нереальны, что объем необходимых работ превышает производственные мощности отрасли в несколько раз.

Первые летные испытания ракеты с лунным и посадочным кораблями прошли 21 февраля 1969 года. Казалось, все шло хорошо, но на 70-й секунде произошел пожар, затем — взрыв. «Для первого пуска нормально», — успокаивал коллег Мишин.

Следующий пуск был назначен на 3 июля 1970 года. Как только ракета поднялась на 100 м, взорвался один из двигателей, остальные отключились, и носитель рухнул, разворотив стартовый комплекс. Спустя еще год, 27 июля 1971-го, после запуска началось вращение ракеты вдоль продольной оси. Когда угол поворота достиг 10 градусов, автоматика отключила двигатели.

Четвертый запуск состоялся 23 ноября 1972 года. За десять секунд до выключения первой ступени начались продольные колебания с все возраставшей амплитудой. За этим последовал взрыв.

«Я вообще считаю, что это преждевременно было — на Луну высаживаться, — рассказывал он в интервью уже в конце 1990-х. — Потому что жить надо на Земле. И космос использовать для Земли.

Мишину и его коллегам удалось разобраться во всех недочетах, которые приводили к неудачам, и они возлагали надежды на пятый пуск, который должен был состояться в августе 1974 года. Однако лунный проект решено было закрыть: американцы уже высадились на Луну, и продолжение программы советское руководство посчитало бессмысленным.

Работники ОКБ-1 были крайне расстроены и подавлены. Обидно было и за дело, которому многие отдали годы жизни, и за самих людей, так и не увидевших результатов своих многолетних трудов. Будучи не в силах смириться с происходящим, в 1974 году Мишин написал Брежневу письмо об отставании СССР в космосе, о причинах застоя и путях выхода из него.

Брежнев инициативу не оценил. Мишин был лишен должности главного конструктора, у него даже отобрали пропуск в ОКБ.

После всех этих событий Мишин занял пост заведующего кафедрой проектирования и конструкции летательных аппаратов в МАИ. Он участвовал в ее создании еще в 1959 году, но возглавлял кафедру по совместительству. К работе Мишин привлек ведущих сотрудников ОКБ-1, в том числе двух заместителей Королева. Занятия велись в режиме секретности: перед занятиями студентам раздавали тетради, где они писали лекции, а потом собирали их и относили в первый отдел, осуществлявший контроль за секретным делопроизводством. В то время имя Мишина, как и Королева, было засекречено — в институте он числился как профессор М. Васильев.

«Во время лекций вопросы задавать было не принято, зато после занятия Василий Павлович с удовольствием отвечал на наши реплики, — вспоминает заведующий кафедрой 601, бывший студент Мишина, член-корреспондент РАН Олег Алифанов. — Он производил впечатление человека очень доступного, простого и открытого, несмотря на свою высокую должность. Ведь он был заместителем самого Королева! Но в нем не было ни грамма зазнайства. А нам даже в голову не приходило, какой подвиг совершает этот человек. При своей колоссальной нагрузке на предприятии, он вырывался к нам на занятия каждую субботу, чтобы прочитать курс «Проектирование баллистических ракет и ракет-носителей космических аппаратов». И так в течение целого года!»

В институте Мишин способствовал созданию студенческого космического конструкторского бюро, а также развивал направление разработки концепции многоразовых ракет-носителей со спасением первых ступеней и доставкой их на базу самолетным типом. Кроме того, активно развивалась теория и методология баллистики и проектирования ракет и космических аппаратов.

По мнению Мишина, авиацию и ракетную технику нужно было породнить.

И у него лично, и на кафедре были наработки в области использования реактивных органов управления для самолетов с вертикальными взлетом-посадкой.

На протяжении жизни Мишин вел дневники, где писал о своем отношении к создаваемой технике, о встречах с работниками космической кооперации и их подходах к различным техническим решениям, о поиске причин катастроф и аварий в космосе. В 1990-х, когда стране было уже не до космонавтики, он передал их американскому исследователю советской космонавтики Чарльзу Вику. В конце концов записи оказались в распоряжении фонда Перо, созданного американским мультимиллионером и коллекционером Россом Перо. Как он тогда сказал,

он купил часть российской истории, чтобы сохранить ее для потомков, и готов вернуть в Россию, когда там будут для этого подходящие условия.

Обещание было выполнено в 2001 году — в год смерти Мишина. Позже дневник был расшифрованы и в 2013 году вышел в трех томах под названием «Записки ракетчика».

Василий Мишин скончался 10 октября 2001 года в возрасте 84 лет. Он отдавал себя работе практически до последних дней — за год до смерти единолично подготовил многостраничный научно-технический отчет с математическими выкладками, графиками и рисунками компоновочных схем, обосновывающий новаторское направление развития гражданской авиации с самолетами вертикального взлета и посадки.


Василий Павлович Мишин (5 (18) января 1917, дер. Бывалино, Павлово-Посадский район Московской области — 10 октября 2001) — конструктор ракетно-космической техники.

Академик Российской академии наук, Герой Социалистического Труда. Один из основоположников советской практической космонавтики. Соратник С. П. Королёва, продолживший его работы в области космонавтики.
После школы-семилетки он поступил в 1932 в фабрично-заводское училище при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), получил рабочую квалификацию слесаря и был направлен на работу в цех особых заданий ЦАГИ. Параллельно учился на вечерних подготовительных курсах при ВТУЗе и в 1935 поступил в Московский авиационный институт (МАИ). Во время учёбы в институте занимался в аэроклубе МАИ, в планерной и лётной секциях, и стал инструктором-планеристом.

Работа в КБ
После окончания МАИ в 1941 был направлен в авиационное КБ В. Ф. Болховитинова, где в военные годы принимал участие в создании систем вооружения самолётов, в том числе и первого ракетного истребителя Би-1. За удачные технические решения Мишин удостоен в 1945 году первой награды — ордена Красной Звезды.

В 1945 Мишина командируют в Германию, где в составе спецгруппы он занимался изучением немецкой баллистической управляемой ракеты ФАУ-2 (А-4). Там встретился с С. П. Королёвым, и они стали ближайшими соратниками в создании первых отечественных баллистических ракет, ракет-носителей и космических аппаратов. В 1946 С. П. Королёва назначили главным конструктором баллистических ракет дальнего действия. Первым заместителем главного в ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия» им. С. П. Королёва) стал В. П. Мишин, и в этом качестве он работал до января 1966 года, когда ушёл из жизни С. П. Королёв. Как его преемник на посту главного конструктора и начальника ЦКБЭМ (ОКБ-1), В. П. Мишин руководил этим предприятием с 1966 по 1974.

Деятельность Мишина в 1945-1974 насыщена большими успехами как научной так и в семейной деятельности. Его вклад в создание ракетно-космической техники во многом способствовал успешному запуску первой межконтинентальной ракеты Р-7 в августе 1957, выведению на орбиту первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957, первому полёту человека в космос 12 апреля 1961.

Разработки
Мишин возглавлял большой комплекс исследований и проектных разработок по созданию баллистических ракет, начиная с первой ракеты — Р-1, которая имела дальность полёта 270 км. Её первый запуск состоялся в 1948 году. В апреле 1949 приступили к созданию серии геофизических ракет: Р-1 А, −1Б. −1В, −1Е (подняли научную аппаратуру на высоту до 110 км); Р-2А (с дальностью полёта 590 км, в октябре 1950 проведено зондирование атмосферы до высоты 210 км): −5Б, −5В, −5Р (с марта 1953 г. выполнялись исследования космического пространства). В 1953 разработана оперативно-тактическая ракета Р-11 подвижного наземного базирования с дальностью полёта 270 км (принята на вооружение в 1955 году). Она работала на высококипящих компонентах топлива, что позволяло хранить и транспортировать ракету в заправленном состоянии. Первая советская стратегическая ракета Р-5 с дальностью полёта до 1200 км и отделяющейся головной частью была создана в 1953 году, а в 1955 появилась ракета Р-11 ФМ с базированием на подводной лодке, несущая ядерный заряд. Эта ракета положила начало морской ветви развития отечественной ракетной техники. Ракета Р-5М с ядерным зарядом испытана 2 февраля 1956 года. За создание ракеты Р-5 в 1956 году В. П. Мишин удостоен звания Герой Социалистического Труда.

1957 ознаменован достижением в ракетостроении — разработана межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, построенная по двухступенчатой схеме (стартовая масса — 280 т). В то время появление подобного оружия имело поистине определяющее значение для обороны страны. С помощью ракеты Р-7 запущен первый спутник на околоземную орбиту. Она послужила базовой конструкцией для создания трёхступенчатой ракеты-носителя «Восток», которая сделала возможными запуск тяжёлых спутников, первые полёты автоматических аппаратов к Луне и, что особенно важно, пилотируемые космические полёты.

Следующей модификацией Р-7 стала четырёхступенчатая ракета-носитель «Молния». Она позволила осуществить межпланетные полёты автоматов к Марсу и Венере, увеличить массу КА для полётов к Луне (в том числе с мягкой посадкой на лунную поверхность) и вывести на орбиту спутники серии «Молния» (радио— и телевизионная связь с районами Дальнего Востока и Сибири).

На основе носителя «Восток» разработана ракета-носитель «Союз»: увеличена масса выводимых на околоземную орбиту космических аппаратов до 7,3 т, совершены пилотируемые космические полёты с двумя и тремя космонавтами, выход космонавтов в открытый космос и проведена стыковка кораблей серии «Союз» на орбите.

Усовершенствованный ракетно-космический комплекс «Союз» использовался в таких программах, как «Салют» «Союз», «Союз» — «Аполлон», «Салют-6» — «Союз» — «Прогресс», «Мир» и МКС. Недавно появилась следующая разновидность этой базовой серии — «Союз-У2» с разгонным блоком «Фрегат», созданным в НПО им. С. А. Лавочкина. Указанные выше проекты были задуманы и осуществлены ещё при жизни академика С. П. Королёва.

Вместе с ним работала плеяда учёных и инженеров, среди которых В. С. Авдуевский, В. П. Бармин, К. Д. Бушуев, Л. А. Воскресенский, А. М. Исаев, В. И. Кузнецов, А. Ю. Ишлинский, В. П. Макеев, Г. И. Петров, Н. А. Пилюгин, Б. В. Раушенбах, М. Ф. Решетнев, Б. Е. Черток и многие другие специалисты. В этом творческом союзе важную роль играл академик Мишин. Его технические решения отличались не только оригинальностью, но и рациональностью, многие из них и в настоящее время составляют основной фонд проектно-конструкторских разработок. Под руководством и при участии Василия Павловича были реализованы такие проекты, как орбитальная станция «Салют», КК «Союз», «Прогресс», «Зонд», унифицированный разгонный блок «Д» с нетоксичными компонентами топлива (использован для запуска АМС серий «Венера», «Вега», геостационарных спутников «Радуга», «Горизонт», «Экран» и др.). Много сил и творческой энергии В. П. Мишин вложил в создание тяжёлого носителя «Н-1» (стартовая масса 2820 т) и лунного пилотируемого комплекса ЛЗ (масса 95 т), который планировалось запустить к Луне с помощью ракеты «Н-1». Работы над ней в ОКБ-1 начались ещё в 1959 году, всего на несколько лет позже соответствующих американских разработок. В полёты и высадку астронавтов на Луну, которые американский Президент объявил первостепенной национальной задачей, правительство США вложило более 25 млрд долларов, мобилизовало огромные научно-технические ресурсы. В Советском Союзе победить в «лунной гонке» было крайне сложно в силу многих факторов, среди которых существенное место занимают организационно-финансовые трудности. Не было возможности, как в США, привлечь новейшие технологии мирового уровня и необходимые материальные ресурсы.

В мае 1974 года на основании письма в ЦК КПСС, подписанного руководящими работниками ОКБ-1, в том числе и Дмитрием Ильичем Козловым, Василий Павлович Мишин за существенные просчёты в руководстве ЦКБЭМ и допущенные провалы в космической программе был снят с поста главного конструктора. После этого экспериментальная отработка ракеты-носителя «Н-1» была прекращена, несмотря на готовность двух ракет к испытаниям. По мнению ведущих специалистов-разработчиков[источник не указан 309 дней] шансы на успешные испытания этих ракет были весьма высокие. Решение о закрытии работ они считают ошибочным, поскольку оно отбросило нашу ракетно-космическую технику на много лет назад. В. П. Мишин, освобождённый от должности главного конструктора, очень тяжело переживал решение о прекращении работ по данному проекту.

Читайте также: