Моделирование элементов музыкального языка с помощью конструктора lego

Обновлено: 02.05.2024

Оценить 1929 0

Заявка на участие в педагогических чтениях 2015 года

Фамилия, имя, отчество

Максимова Юлия Михайловна

музыкальный руководитель

Ученая степень, ученое звание

Наименование образовательного учреждения

МАДОУ детский сад №46 СОП №1

Возможности интеграции технологии конструирования в различных образовательных областях работы с дошкольниками

Моделирование выразительных средств в музыке с помощью конструкторов LEGO

электронный

Максимова Ю.М.,

музыкальный руководитель

МАДОУ детский сад №46 СОП №1

Моделирование выразительных средств в музыке с помощью конструкторов LEGO

«С конструктором легче все уметь,

с конструктором легче поумнеть,

с конструктором легче новое понять,

c ним можно быстрее мир весь познать»

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Поэтому ФГОС ДО предлагает интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей детей дошкольного возраста более успешным и гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей. Наше образовательное учреждение стремится использовать современные приемы и методы в работе с детьми, учитывая актуальность, и удовлетворяя тем самым информационные и игровые потребности воспитанников. Одним из таких инновационных методов считаются LEGO-технологии, значимость которых отмечена в свете внедрения ФГОС ДО, так как они:

являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;

позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;

формируют познавательную активность, способствуют воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир без границ.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, на опыте познаются конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. Создается неповторимая атмосфера творения, успеха, познаются законы гармонии и красоты.

Lego – уникальный конструктор, он полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Интеграцию с областью художественно-эстетического развития мы представляем в форме музыкального Lego -моделирования. Перефразируя Н.А. Бернштейна, советского психофизиолога, создателя нового направления – физиологии активности, можно сказать, что детям мало слушать музыку, им надо знать, как она устроена внутри, как функционирует, как рождается. Никакое слушание произведения или слова педагога о музыке не могут заменить «живого действия».

Процесс музыкального LEGO-моделирования включает три элемента:

субъект (исследователь) – ребёнок дошкольного возраста;

объект исследования – компоненты музыкального языка, музыкальной выразительности;

модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта – конструктивное воплощение компонентов музыкальной выразительности.

Моде́ль (фр. modèle, от лат. modulus — «мера, аналог, образец») — это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе – музыкальном произведении. Итоговая конструктивная LEGO-модель - это упрощённое представление реальных музыкальных процессов и явлений.

Компоненты, которые возможно моделировать с помощью конструктора Lego:

темп – частота постановки блоков обозначает скорость движения (быстро = близкое расположение блоков, медленно = далёкое расположение блоков, замедляя/убыстряя = постепенное соответствующее изменение расстояния между блоками);

метр и размер – используя разнообразные блоки сделать метр видимым (тактирование – использование разноцветных или разноразмерных блоков для обозначения сильной и слабых долей);

ритм – используя чередование цвета/размера блоков представить ритмические отношения;

звуко-высотные отношения – используется естественное пространственное моделирование, почти полностью соответствующее нотной записи, возможно цветовое моделирование;

динамика – конструктивный показ в пространстве объёмов, имитирующих степень громкости и переходы динамики;

фактура и партитура – использование различных видов блоков для создания модели фактуры, разнообразное чередование их – партитура.

музыкальная форма – создание разноцветного и разноразмерного зрительного образа произведения.

В процессе музыкального моделирования с помощью конструктора Lego решаются следующие задачи:

использование ребенком всех своих возможностей;

активное применение фантазии и способности к творчеству;

формирование умения выражать свои чувства через осязаемое моделирование;

исследование возможности конструирования, изучение окружающего пространства;

развитие музыкально-слуховых способностей;

развитие концентрации внимания, нервно-психических процессов.

Одни и те же музыкальные произведения или отдельные компоненты музыкального языка могут иметь много разных видов моделей. Это говорит о том, что в основе музыкального LEGO-моделирования лежит создание игровой модели для творческого музицирования. Общее направление музыкального моделирования можно выразить формулой «Сделай видимым!».

Таким образом, моделирование элементов музыкального языка, музыкальной выразительности с помощью конструктора L ego можно трактовать как инновационный подход в музыкальном развитии дошкольников.

Городской округ Ревда

МАДОУ детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию воспитанников №46

ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж»

Областные педагогические чтения

«ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

«Моделирование выразительных средств в музыке с помощью конструкторов LEGO »

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Музыкальное занятие в старшей группе по творчеству П.И.Чайковского «Путешествие в мир музыки П.И.Чайковского» с использованием ЛЕГО.

Цель: Об огащение мировосприятия детей красотой и лиризмом музыки П.И.Чайковского

Задачи: Формировать основы музыкальной и художественной культуры.

Развивать речевые навыки, слуховое внимание, память и воображение, творческую инициативу при составлении композиции из ЛЕГО.

Воспитывать у детей чувство сопереживания и отзывчивость на музыкальные произведения. Закрепить знания детей о жизни и творчестве П.И.Чайковского.

Предварительная работа : Знакомство детей с музыкой из «Детского альбома» П.И.Чайковского .Слушание произведений П.И.Чайковского, рассматривание иллюстраций, работа с пазлами и конструктором ЛЕГО. Продуктивная деятельность. Чтение рассказа С.Романовского «Детство Чайковского». Экскурсии в Дом- музей П.И.Чайковского.

Материал и оборудование : Портрет П.И.Чайковского, рисунки детей, книга «Детский альбом», пазлы по произведениям П.И.Чайковского из «Детского альбома», конструктор ЛЕГО, флейта, эмблемы с музыкальными символами

Ход занятия :

Дети входят в зал, садятся на ковер. Играет (Маша произведение Чайковского» Песня жаворонка» флейта).

Трое детей рассказывают стихи (под музыку).

1 ребенок: Тихо, тихо рядом сядем

В удивительном наряде

2 ребенок: И раздвинутся вдруг стены

Вся земля видна вокруг

Плещут волны речки пенной

Чутко дремлют лес и луг.

3 ребенок: Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой

Это музыка торопит

И ведет нас за собой.

(Маша, садится как гостья)

4 ребенок: Только просыпаюсь- улыбаюсь я

Солнышко целует ласково меня,

Я смотрю на солнце- маму вижу я,

Мое солнце - мамочка моя.

Музыкальный руководитель : Самая добрая, самая родная… А как вы думаете, почему вы любите наших мам?

Дети : отвечают на поставленные вопросы

Музыкальный руководитель : Сегодня мы с вами вспомним как, любил свою маму Петр Ильич Чайковский. (Рассказ детей по рисункам).

Дети : Мама пела ему в детстве красивые песни, романсы.

(1 рисунок – мама играет на пианино, Петя слушает)

Самый любимый романс у Пети был «Соловей»(2 рисунок- соловей)

Музыкальный руководитель : И когда, будучи уже взрослым, он слушает этот романс, то всегда вспоминал о своей маме, какой она была ласковой, заботливой, радовалась успехами сына

(3 рисунок мама с Петей)

Дети : Когда Петя подрос, и пришло время учиться, он собрался в дальнюю дорогу в Петербург.

(4 рисунок Петербург).

Музыкальный руководитель: Мама проводила его, попрощалась с ним и поехала домой.

Дети: Но Петя так расстроился, что бросился догонять ее, чтобы еще раз увидеть свою маму, прижаться к ней покрепче(6рисунок бегущий Петя к маме)

Музыкальный руководитель: Этот момент расставания композитор запомнил на всю жизнь (играет Катя - октябрь «Осенняя песнь»). Петр Ильич Чайковский сочинил для детей много музыки. А поможет вам вспомнить произведения Игра «Собери пазлы». Мы с вами разделимся на 5 групп – нотный стан, скрипичный ключ, нота четвертая и нота восьмая. У детей получаются картины к пьесам «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», «Баба Яга», «Игра с лошадью»

Дети: рассказ детей о получившихся картинах.

Музыкальный руководитель: При помощи конструктора ЛЕГО мы с вами соберем получившиеся картины. Дети конструируют под музыку П.И.Чайковского «Мелодия».(играет Маша на флейте).

Музыкальный руководитель : Какие красивые, получились композиции.

Дети: Рассказ детей о своих композициях.

Дети: исполняют песню «Музыка» по цепочке.

Музыкальный руководитель:

Музыка вдруг смолкла,

Кажется, сейчас она звучит,

И будет долго, долго

Еще звучать для каждого из нас.

Музыкальный руководитель :

Понравилось ли вам путешествовать в мир музыки?

Сегодня вы были в роли режиссеров, создавали композиции для пьес П.И.Чайковского, было ли вам это интересно, и испытывали ли вы сложности? (ответы детей).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Моделирование элементов музыкального языка с помощью конструктора LEGO

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Поэтому Федеральные государственные требования предлагают интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешным. Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, которые наилучшим образом формируются в процессе интеграции.

Заметим, что педагог, должен искать интересные детям и в то же время несложные способы развития вышеперечисленных качеств. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных инновационных методов мы считаем музыкальное LEGO -моделирование (то есть моделирование элементов музыкального языка с помощью конструктора LEGO ).

В современном мире понимание сущности и смысла музыкального обучения постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и мало обязательного, а как необходимого. Сегодня психологи с уверенностью говорят о том, что музыкально-творческое воспитание человека – это не только путь к эстетическим компонентам общего образования или этапам включения в культуру общества, но и весьма эффективный способ развития самых разных способностей людей. В связи с этим особую актуальность приобретает начальный (дошкольный) этап музыкального обучения. Что в свою очередь требует поисков новых, наиболее и эффективных, интересных и принимаемых самими детьми нового поколения методов и способов их взаимодействия с музыкой.

Постепенно педагоги осознают необходимость так называемого «живого знания» о музыке. Перефразируя Н.А. Бернштейна можно сказать, что детям мало слушать музыку, им надо знать, как она устроена внутри, как функционирует, как рождается. Никакое слушание произведения или слова педагога о музыке не могут заменить «живого действия».

«Вне опыта нет музыки. Только в опыте она становится реальностью, обретает существование и раскрывается как особый мир смыслов, измерения, логики». Слова музыковеда Г. Орлова как нельзя более актуальны в наше время, когда дети всё больше подчиняются «диктату обучения за столом» и всё меньше накапливают реальных умений и представлений о мире вообще и о музыке в частности.

Музыка – это эмоциональный, психофизический и интеллектуальный опыт. Познаётся она в интеграции этих трёх доминант, ни одна из которых не может игнорироваться. Дошкольный возраст отличает единство восприятия, осмысления и созидания, а потому и музыкальное воспитание должно строиться по принципу: «Чувствую + делаю + думаю = понимаю».

При этом не стоит забывать, ребёнок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в LEGO -конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Благодаря этой конструированию и моделированию особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.

Отсюда вытекают задачи инновационной деятельности:

создание условий для приобретения детьми разностороннего практического опыта музыкального моделирования как основы для их музыкально-творческого развития;

выяснение принципиальной возможности строить обучение на основе практического моделирования музыкальных отношений;

создание условий для индивидуальных способов самовыражения и самопознания средствами музыкального LEGO -моделирования;

всестороннее развитие музыкальности детей, обеспечивающей возможность их более полноценного общения с музыкой;

поиск игровых форм работы, представляющих живой, непосредственный интерес для детей, на которые они готовы откликнуться соучастием;

подбор репертуара для LEGO -моделирования;

выявление наиболее эффективных принципов построения занятия на основе творческого LEGO -моделирования;

исследование возможностей координации инновационной модели музыкального LEGO моделирования с общим направлением музыкального развития ребёнка дошкольного возраста.

Само по себе моделирование – это исследование объектов познания на их моделях ; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. В нашем случае объектом познания является музыкальный язык, особенности его строения и функционирования.

Процесс музыкального LEGO -моделирования включает три элемента:

субъект (исследователь) – ребёнок дошкольного возраста;

объект исследования – компоненты музыкального языка;

модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта – конструктивное воплощение компонентов музыкального языка.

Моде́ль (фр. modèle, от лат. modulus — «мера, аналог, образец») — это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе – музыкальном произведении. Итоговая конструктивная LEGO -модель - это упрощённое представление реальных музыкальных процессов и явлений.

Моделирование элементов музыкального языка в инновационном подходе исследуется как технология в её условном отрыве от образно-ассоциативно-игрового наполнения педагогического подхода. В структуре же музыкального занятия с дошкольниками оба эти компонента принципиально неразрывны.

Компоненты музыкального языка, которые возможно моделировать с помощью конструктора LEGO :

темп – частота постановки блоков обозначает скорость движения (быстро = близкое расположение блоков, умеренно, медленно = далёкое расположение блоков, замедляя/убыстряя = постепенное соответствующее изменение расстояния между блоками);

метр и размер – используя разнообразные блоки сделать метр видимым (тактирование – использование разноцветных или разноразмерных блоков для обозначения сильной и слабых долей);

ритм – используя чередование цвета/размера блоков представить ритмические отношения;

звуко-высотные отношения – используется естественное пространственное моделирование, почти полностью соответствующее нотной записи, возможно цветовое моделирование;

динамика – конструктивный показ в пространстве объёмов, имитирующих степень громкости и переходы динамики;

фактура и партитура – использование различных видов блоков для создания модели фактуры, разнообразное чередование их – партитура.

музыкальная форма – создание разноцветного и разноразмерного зрительного образа произведения.

Построение и исследование музыкальных моделей, то есть музыкальное моделирование, облегчает изучение имеющихся в реальном музыкальном произведении свойств и закономерностей. Моделирование можно считать обязательной частью исследования музыкального мира детьми, неотъемлемой частью жизни дошкольника, поскольку сложность любого произведения и окружающего ребёнка мира бесконечна вследствие малого опыта взаимодействия, — как внутри себя, так и с внешней средой.

В процессе музыкального моделирования с помощью конструктора LEGO решаются следующие задачи:

научить ребёнка использовать все свои возможности;

активное применение фантазии и способности к творчеству;

ребёнок учится выражать свои чувства через осязаемое моделирование;

дети исследуют возможности конструирования, изучают пространство вокруг нас;

развиваются музыкально-слуховые способности;

дети учатся использовать ум для планирования и реализации своих целей;

у дошкольников развиваются способности к концентрации внимания, тренируются нервно-психические процессы.

Одни и те же музыкальные произведения или отдельные компоненты музыкального языка могут иметь много разных видов моделей. Это говорит о том, что в основе музыкального LEGO -моделирования лежит создание игровой модели для творческого музицирования. Её педагогическое наполнение двухъярусное: образно-ассоциативное и аналитико-грамматическое. Музыкальная теория «прячется» в образе и предлагаемом способе действования. Главным признаком игровой модели в нашем случае является её открытость для дальнейших трансформаций, импровизации без потери музыкально-логического наполнения.

Первый этап построения музыкальной модели предполагает наличие некоторых знаний о конкретном музыкальном произведении или компоненте музыкального языка. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает какие-либо существенные черты произведения. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с реальной звучащей музыкой (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от моделируемых отношений. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого произведения осуществляется ценой отказа от исследования других сторон. Поэтому любая музыкальная LEGO -модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного произведения может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого компонента или же характеризующих музыку с разной степенью детализации.

На втором этапе музыкальная модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» игр, во время которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о её «поведении». Конечным результатом этого этапа является совокупность знаний о музыкальной модели.

На третьем этапе осуществляется перенос знаний с музыкальной модели на оригинал (музыкальное произведение или элемент музыкального языка) — формирование множества знаний о музыке. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о музыкальной модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.

Четвёртый этап — практическая проверка получаемых с помощью музыкальных моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории музыки, доступной для понимания дошкольника. Инновационный подход подразумевает индуктивный принцип построения логического умозаключения самими детьми.

Содержание инновационной деятельности подразумевает проведение занятия по музыкальному LEGO -моделированию. Общее направление музыкального моделирования можно выразить формулой «Сделай видимым!». При этом в качестве важнейших были выделены следующие параметры музыкального воспитания:

освоение равномерной метрической пульсации;

переживание музыкальной эмоции;

интерироризация внешних музыкальных процессов;

ощущение высотности и моделирование данного явления;

поиск и выделение тона, имеющего заданную высоту, с последующим LEGO -моделированием;

создание остинатных формул, визуализированных в LEGO -моделях;

умение полифонизировать фактуру и отражать данное явление в моделировании;

осознание условности плоскостной графической нотации как планиметрического выражения стереометрических отношений.

Музыкальное LEGO -моделирование подразумевает определённую последовательность проработки музыкального материала. Первоначально педагог сосредоточивает своё внимание на моделировании метрирования музыки. Далее следует освоение и моделирование простейших ритмических эталонов, после чего можно переходить к развитию ощущения и визуального отражения длины фразы. На этом этапе допустима импровизация на основе свободного комбинирования ритмических блоков.

Моделирование ритмического остинато – следующий этап работы. После чего уместно познакомить детей с моделированием музыкальных акцентов, тактирования и двухдольного размера. Здесь тоже допустима импровизация и свободное моделирование простейших ритмов.

Следующий этап работы – моделирование рондо и ритмической пьесы с остинатным аккомпанементом. Здесь же – знакомство и моделирование трёхдольного размера.

Заключительный «аккорд» - освоение моделирования полиритмии как свободного наложения визуализированных ритмов в условиях стабильного ощущения и моделирования метрической пульсации.

Позволим себе сделать следующие выводы:

неотъемлемой частью осознания структуры музыкального произведения в дошкольном возрасте является моделирование (в частности, с помощью LEGO );

музыкальное LEGO -моделирование является способом внутреннего раскрепощения, развития интеллектуальных и конструкторских возможностей ребёнка, его умения владеть логическими операциями;

моделирование – средство естественного творческого самовыражения в пространстве, один из основных способов формирования навыков импровизации;

LEGO -моделирование является основополагающим способом развития детской деятельности, тренировки мышления и нервно-психических процессов;

моделирование с помощью конструктора можно выделить как усиливающий, подкрепляющий и объединяющий фактор в обучении; это важнейшее средство моделирования музыкального языка;

музыкальное моделирование – основополагающее средство визуализации компонентов музыкального языка;

работа в рамках инновационного подхода позволяет развивать социально-коммуникативные навыки дошкольников.

Таким образом, моделирование элементов музыкального языка с помощью конструктора LEGO можно трактовать как апробированный инновационный подход в музыкальном воспитании, позволяющий эффективно и комплексно воздействовать на все стороны нервно-психического развития дошкольника.

Развитие у детей музыкальных способностей с помощью использования Лего-технологии.

2 сл. Хочу предложить вашему вниманию свою педагогическую находку «Развитие у детей музыкальных способностей с помощью использования Лего-технологии».

3 сл. На современном этапе развития российской системы образования, в условиях введения ФГОС, привлечение внимания специалистов к проблеме выявления и развития творческих способностей и применение новых современных методик на музыкальных занятиях является особенно важным.

ФГОС ДО заключает в себе требования и к такой образовательной области, как художественно-эстетическое развитие. В частности, в нем прописано о развитии предпосылок к последующему пониманию мира искусства и творчества, а также о реализации самостоятельной творческой деятельности детей, в том числе и музыкальной.

4 сл. Анализ музыкальных способностей воспитанников ДОО позволил выявить следующие проблемы:

1. Неточное интонирование детьми музыкальных примеров. 70 % детей не слышат высоту звуков, вследствие чего не могут точно воспроизвести предложенные мелодии, песни.

2. Недостатки при повторении ритмических рисунков, выполнении заданий в предложенном ритме. 80 % детей не могут точно воспроизвести ритмический рисунок, либо совместить пение или танцевальные движения с музыкальным ритмом.

3. Сложность при описании характера прослушанных музыкальных произведений. 60% детей испытывают затруднения при высказывании о настроении, темпе, эмоциональных оттенках музыки.

Вследствие чего, передо мной встал вопрос о создании на музыкальных занятиях развивающей предметно – пространственной среды и внедрении современных технологии, с целью повышения уровня эффективности музыкальной деятельности для решения вышеперечисленных проблем.

Что же нового можно внедрить в существующую систему развития детей?

5 сл. Дошкольник всегда живёт «здесь и сейчас». Любую его деятельность направляет и оценивает чувство удовольствия и любопытства по принципу «надо – не надо». В организме дошкольника всегда щёлкает безошибочный тестер: есть удовольствие – нравится, нет удовольствия – мне это не надо ни для чего. Поэтому в центре программ музыкального воспитания и деятельности педагога – музыканта должен быть, прежде всего, ребенок.

6 сл. Современное дошкольное образование предполагает интегративный подход к воспитанию и образованию дошкольников, основанный на взаимодействии методов и приемов воспитания и обучения в синтезе различных видов детской деятельности. Во многих детских садах внедряется практика по применению робототехники, образовательных конструкторов в деятельность дошкольников, что позволяет наиболее эффективно развивать у них творческий потенциал. Эта тенденция не должна обходить стороной музыкальные занятия.

7 сл. Посетив онлайн-вебинар музыкального руководителя Турышевой Алены Павловны, автора методики «Осознанное слушание музыки посредством лего-конструирования», я открыла для себя увлекательный мир Лего, и стала использовать лего - технологию при планировании деятельности по музыкально-эстетическому развитию детей.

8 сл. Каким же образом можно совместить музыку и лего-конструирование? Возьмем например развитие звуковысотного слуха. Известная игра «Музыкальная лесенка», дети предварительно сами строят лесенку из 3, 5 или 7 ступеней и передвигают Лего - человечка по ступеням вверх или вниз, в зависимости от движения мелодии, под музыкальное сопровождение или пение педагога или ребенка.

9 сл. В игре на развитие ритмического слуха «Ритмическое лото» дети прослушивают ритмический рисунок, затем прохлопывают его, а потом выстраивают звуки по длительности.

10 сл. В музыкально-дидактической игре «Весело-грустно» настроение в музыке дети ассоциируют с определённым цветом и показывают, например, красные кирпичики, если музыка весёлая, и синие – если музыка грустная. Так же можно выложить грустный или веселый смайлик из деталей. Старшие дошкольники могут построить домик в соответствии с настроением музыки – из темных деталей если это минор, и светлый, если мажор.

11 сл. В игре на развитие динамического слуха «Тихо-громко» можно использовать принцип соотношения цвета или размера с силой звучания музыки.

12 сл. В рамках взаимодействия с родителями я планирую провести

1.консультацию «Роль создания музыкальных образов из Лего –элементов в музыкально-эстетическом развитии детей».

2. Мастер-класс на тему: «Создание музыкальных инструментов с

3. Открытое занятие «Волшебный мир музыки и Лего».

13 сл. В заключение хочу сказать, что моделирование элементов музыкального языка с помощью конструктора LEGO можно трактовать как апробированный инновационный подход в музыкальном воспитании, позволяющий эффективно и комплексно воздействовать на все стороны нервно-психического развития дошкольника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Использование лего технологий как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель проекта: повышение эффективности процесса речевого развития дошкольников путём использования LEGO технологии во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни дошкольников.


"Использование Лего-технологии в продуктивной (конструктивной) деятельности детей 3-7 лет"

консультация для пеагогов.


Консультация для педагогов: "Использование Лего-технологии в конструктивной деятельности детей"


Выступление для воспитателей на педсовете:" Использование ЛЕГО-технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.Поэтому для ра.


Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Домашние питомцы" с использованием ЛЕГО-технологии и пальчиковой гимнастики

Занятие раасчитано на детей старшего дошкольного возраста. Цель занятия: расширение и обогащение представлений детей о домашних питомцах, их повадках, питании, способах ухода за ними.


Педагогический проект "Использование лего - технологии в развитии различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста".

Педагогический проект "Использование лего - технологии в развитии различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста".


Методическая разработка по теме: Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с использованием лего-технологий

В статье предоставлены методы и формы работы по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с использованием лего-технологий.

Практика внедрения в детском саду конструктора ЛЕГО показывает, что этот вид игры можно использовать не только традиционно как конструирование, но и совмещать с различными видами деятельности дошкольников. Чтобы музыкальная деятельность стала не только занимательней для ребёнка, но и способствовала его разностороннему развитию, я стала использовать конструктор ЛЕГО на музыкальных занятиях.

ВложениеРазмер
master_klass_ispolzovanie_lego-detaley_v_muzykalnoy_deyatelnosti_detey_original.pdf 725.25 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Использование метода моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

В статье раскрывается проблема целенаправленного использования метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников; активизизация познавательной деятельности детей, способствующая акт.


Использование мультимедийных технологий в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Выступление из опыта работы.


МАСТЕР-КЛАСС «Использование конструктора LEGO в образовательной деятельности по ФЭМП"

КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА «Использование конструктора LEGO в образовательной деятельности по ФЭМП»Бороданенко Наталья АлександровнаВоспитательМБДОУ детский сад № 257 городского округа СамараЦель:Создание.


Использование конструктора LEGO в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр

Использование ЛЕГО конструктора на музыкальных занятиях.


«Использование конструктора LEGO в образовательной деятельности по ФЭМП»

Цель:Создание условий повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольных организаций в процессе активного игрового взаимодействия по освоению развивающих методов работы по познавательному .


Использование конструктора LEGO в образовательной деятельности в ДОУ

В настоящее время родители и педагоги, заботясь об интеллектуальном развитии ребенка, отдают предпочтение «умным» играм, способствующим развитию малыша. Развивающие игры привлекают свободо.


Методическая разработка "Использование конструктора LEGO в музыкальной деятельности дошкольников"

Практика внедрения в детском саду конструктора LEGO показывает, что этот вид игры можно использовать не только традиционно как конструирование, но и совмещать с различными видами деятельности дошкольн.

Читайте также: