Моделист конструктор морская коллекция подводные лодки

Обновлено: 02.05.2024

Уверен, все те, кто хоть немного интересовался историей флота, знают о существовании авианосца "Лексингтон", который имел бурную и насыщенную боевую биографию .

Ранее монографий посвящённых этому кораблю мне не попадалось. Поэтому думаю всем будет интересно прочесть историю этого замечательного крейсера. .

Аннотация: Попытка дать оценку единственным «истинно вашингтонским» линкорам - вещь заведомо бесполезная именно в силу исключительности этих кораблей. .

Многие заметили, что я выкладываю далеко не все номера Морской Коллекции. Я старюсь выкладывать только те номера, которые кажутся именно мне интересными. Это .

После великолепной монографии о черноморском линкоре «Три Святителя», предлагаю вашему вниманию ещё один рассказ о черноморских линкорах. На этот .

Линкоры – бронированные монстры огромными орудиями и бурной боевой биографией, наверняка, самые популярные корабли в среде любителей истории флота. .

Сейчас, пожалуй, впервые после Второй Мировой, Российский флот ведёт боевые действия. Поэтому думаю всем будет интересно знать какими же силами наш флот .

Давненько я не публиковал новые номера Морской Коллекции. Вот, решил восполнить этот пробел. Аннотация: В этом номере журнала речь пойдёт о серии .

В пятой части, великолепной АИ, коллеги master1976, посвящённой Фашодскому кризису, рассказывается про морской бой между французским и английскими флотами. Так .

Тяжёлые крейсера типа Пенсакола стали первыми американскими «вашингтонскими крейсерами». Их было построено всего две единицы - Пенсакола (ОК-24) и .

В продолжение темы поднятой в посте - Эсминец типа "Battle": ракетоносная модернизация 1946 года. Предлагаю вам познакомиться с реальной историей и .

Аннотация: В годы Второй Мировой войны чуть было не родился новый класс боевых кораблей, представлявший собой промежуточное звено между крейсерами и .

В предыдущем номере Морской Коллекции было рассказано про Советские тяжёлые крейсера Проекта 26. Этот номер, является логичным продолжение предыдущего выпуска .

Аннотация: Мы предлагаем вашему вниманию первую часть монографии о крейсерах типа «Киров» (проект 26), сыгравших важную роль в становлении .

Аннотация: Этот материал Морской Коллекции целиком посвящён одному из первых кораблей который был специально спроектирован для того что бы нести на .

 Аннотация: Предлагаемая вашему вниманию монография посвящена одному из уникальных кораблей французского флота. Крейсер-стационер 1-го класса .

Морская коллекция за 2008 год.

В начале 2010 года я выложил все номера Морской Коллекции за 2009 года, решил продолжит серию подобных постов, и выложить теперь все номера за 2008. Принцип .

Вот и подошёл к концу 2009 год. Я решил подытожить его тем, что провести мониторинг тех номеров, что выложены были у меня на блоге, ну и естественно тех, .

Спонсор пота : «Автошкола» - уроки вождения в Киеве Всё довольно просто, если вы хотите водить машину то вам нужно две вещи, кроме собственно .

Часть первая
Вступление Италии в Первую Мировую Войну «Кайо Дуилио» и «Андреа Дориа» встретили в составе 1-го морского дивизиона, «Андреа Дориа» по совместительству исполнял обязанности флагмана итал […]

(Продолжение. Начало в № 9-2017). Если заморские владения теперь оказались более или менее обеспеченными, то подводный флот метрополии остро нуждался в обновлении: в его составе имелись только «О-6», «О-7» и трофейная «англичанка» «О-8», все весьма и весьма устаревших проектов. Экономные голландцы решили использовать уже готовый колониальный вариант «К-ХI», несколько снизив часть характеристик, чтобы сэкономить еще раз. Первой жертвой стала скорость — не вполне добровольно. Когда в 1917 году утверждалась постройка «О-9» — «О-11», Германия еще продолжала сражаться, и поставки традиционных дизелей «MAN» оставались более чем сомнительными, и вместо них решили использовать уже известную продукцию фирмы «Зульцер». Тоже достаточно надежную, но меньшей мощности. В остальном же «все было, как всегда». Аналогичное вооружение из смеси 533-мм и 450-мм аппаратов, та же артиллерия. И столь же долгое время постройки: эта тройка вошла в строй даже после колониальных прототипов, в 1926 — 1927 годах.

Перед поставкой следующей серии последовал почти десятилетний «антракт», время, за которое вокруг тихой Голландии произошло немало событий. Пожалуй, главным для страны стало возвращение на мировую сцену ближайшего соседа, Германии. Для которой Нидерланды оказались весьма удобной площадкой для разработки тех видов вооружений, которые были строго запрещены немцам Версальским миром.

Ранее мы уже не раз упоминали о псевдоголландской фирме «IvS» («Проектное бюро по судостроению»), на самом деле принадлежавшей германскому флоту, занимавшейся проектированием подводных лодок и консультированием при их постройке. Стоит заметить, что выгоду получили не только немцы, но и приютившие их голландцы, получившие некоторый доступ к разработкам «мэтров».

Что отчасти и поспособствовало тому заметному скачку, который удалось сделать конструкторам «Низинных земель». Но только отчасти, поскольку в ряде моментов голландцам удалось даже обскакать своих столь квалифицированных сотрудников из числа «соседей». В следующей серии, на сей раз из четырех единиц, «О-12» — «О-15», конструкторы впервые оставили в качестве артиллерийского вооружения исключительно зенитные автоматические пушки. Причем весьма удачные 40-миллиметровки от «Бофорса», на производство которых страна получила лицензию. К тому же, оба автомата, спереди и позади от рубки, размещались в специальных механизированных убирающихся установках, позволявших не тратить дополнительную мощность на движение под водой. Что и позволило увеличить дальность подводного хода: лодки могли пройти 26 миль максимальным восьмиузловым ходом. Для движения на поверхности использовались те же дизели, что и на предшественницах, причем на головной «О-12» — МАНовские, а на остальных — зульцеровские (фирма к тому времени подтянулась по мощности к признанному «мэтру»). Глубина погружения также увеличилась до 85 м, а дальность равнялась таковой у «заморских» единиц. А вот торпедное вооружение соответствовало знаменитым германским «семеркам» — пять 533-мм аппаратов — четыре в носу и один в корме. И все это уложилось в водоизмещение менее 600 тонн.

Подводная лодка «О-13» (Голландия, 1932 г.). Строилась на верфи «Де Шельде». Тип конструкции - полуторакорпусный. Водоизмещение надводное/подводное 570/715 т. Размеры: длина 60,5 м, ширина 5,6 м. осадка 3 м. Глубина погружения до 60 м. Двигатель: два дизеля, мощность 1800 л.с., два электромотора, мощность 620 л.с., скорость надводная/ подводная 15/8 уз. Вооружение: пять 533-мм торпедных аппаратов (четыре в носу и один в корме, десять торпед), один-два 40-мм зенитных автомата. Экипаж: 31 чел. В 1932 - 1933 годах построены четыре единицы. «О-12» - «О-15». «О-13» потоплена по ошибке польской ПЛ «Вылк» в июне 1940 г., «О-12» захвачена немцами в мае 1940 г. и затоплена в мае 1945 г. Две других сданы на слом в 1944-1947 годах.

Подводная лодка «О-13» (Голландия, 1932 г.). Строилась на верфи «Де Шельде». Тип конструкции — полуторакорпусный. Водоизмещение надводное/подводное 570/715 т. Размеры: длина 60,5 м, ширина 5,6 м. осадка 3 м. Глубина погружения до 60 м. Двигатель: два дизеля, мощность 1800 л.с., два электромотора, мощность 620 л.с., скорость надводная/подводная 15/8 уз. Вооружение: пять 533-мм торпедных аппаратов (четыре в носу и один в корме, десять торпед), один-два 40-мм зенитных автомата. Экипаж: 31 чел. В 1932 — 1933 годах построены четыре единицы. «О-12» — «О-15». «О-13» потоплена по ошибке польской ПЛ «Вылк» в июне 1940 г., «О-12» захвачена немцами в мае 1940 г. и затоплена в мае 1945 г. Две других сданы на слом в 1944-1947 годах.

О-13

В общем, получился очень неплохой подводный корабль. За одним исключением: дальность по-прежнему оставалась на том же уровне, около 3500 миль. По сути, обе линии голландских подлодок, колониальная и для отечественных вод, отличались уже настолько незначительно, что дальнейшее разделение их не имело особого смысла. Что и выразилось в сохранении единственного буквенного индекса, «О», о чем мы уже упоминали. Что и было зафиксировано в следующей единице, «О-16», которую можно рассматривать в качестве шестой в дополнение к предыдущей пятерке для службы в Ост-Индии. Водоизмещение подросло до почти 900 тонн с сохранением практически всех характеристик предшественниц, включая двигатели, но более «благородные» формы корпуса позволили добавить еще один узел хода, несмотря на рост веса. О назначении «О-16» говорилось расплывчато: для отечественного флота, но в любой момент может быть направлена в Тихий океан. Чему способствовал, в частности, увеличенный запас топлива и «тропическое» оборудование.

Подводная лодка «О-12»

Подводная лодка «О-12»

Тысячетонные субмарины получились вполне на уровне лучших довоенных образцов ведущих морских держав. Неудивительно, что их вознамерились строить в качестве основных, в большой серии — впервые в истории голландского подводного флота. Единственное, что подвергалось сомнениям, наличие минных шахт. К тому времени уже активно говорили об использовании для постановки мин торпедных аппаратов, так что здесь имелась возможность сэкономить. Что в условиях крупной серии становилось немаловажным. А серия, по меркам небольшой страны, предполагалась действительно значительной: в 1939 — 1940 годах было заложено 7 единиц, от «О-21» до «О-27». По большинству характеристик они повторяли предшественниц, за исключением удаления оборудования для постановки мин. Водоизмещение при этом уменьшилось на 60 с лишним тонн, а скорость еще немного подросла. При этом дальность, наконец, превысила вполне приличные 7000 миль. В общем, Голландия могла бы в течение следующих нескольких лет стать обладательницей однородного подводного флота, состоящего из отличных по своим качествам субмарин. Если бы не соседи и «друзья» по «Проектному судостроительному бюро» — немцы.

Начавшаяся в сентябре 1939 года Вторая мировая война первоначально повернулась к Голландии благоприятной стороной. Страна оставалась нейтральной, извлекая торговые выгоды от контактов с Францией и Британией с одной стороны, и фашистской Германией — с другой. Но лишь до того момента, как последняя не решила вести войну всерьез. И в мае 1940 года нейтральные Бельгия и Голландия стали жертвами вторжения немцев, наносивших фланговый удар по союзникам через их территории. Достойного сопротивления небольшим странам оказать не удалось, как это не удалось многократно более сильным англо-французским войскам. Но флот Нидерландов, в том числе и его субмарины, вступил в борьбу, растянувшуюся на долгих пять лет.

Впрочем, подводным лодкам едва не довелось поучаствовать в реальных действиях много раньше. В крайне экзотических условиях: в тропиках, на удалении тысяч миль от родины, к тому же атакуя… свой же корабль. Дело в том, что в феврале 1933 года в голландской Ост-Индии взбунтовался экипаж броненосца «Де Зевен Провинсиен». Корабль, конечно, к тому времени очень старый, но бронированный и вооруженный крупнокалиберной артиллерией. Соответственно, противопоставить ему в традиционном морском бою попавшим впросак колонизаторам было нечего. Пришлось срочно собирать эскадру под командованием командира крейсера «Ява» капитана 1 ранга Ван Дюльма (ниже мы еще встретимся с этим именем), в состав которой в том числе экстренно включили две подводные лодки, «К-VII» и «К-XI». Большие расстояния между портами «Страны тысячи островов» сильно затрудняли сборы: лодки поспешили на соединение с крейсером, но никак не могли установить устойчивую радиосвязь. Что, скорее всего, и спасло «индонезийский «Потемкин» от большой крови. Командование решило предварительно провести воздушную атаку, и единственная удачно положенная легкая бомба подавила волю мятежников, которые тут же сдались.

К моменту вступления в войну голландский военно-морской флот насчитывал в своем строю 24 единицы, поровну разделенных между метрополией и Ост-Индией. К сожалению, ни одна из лодок последней серии («О-21») окончательно вступить в строй к тому времени не успела. Но первые четыре, «О-21» — «О-24», уже спустили на воду, и их удалось увести в Англию, где в конце концов их довели до боеспособного состояния. А вот оставшиеся три попали в руки немцев. Которые не только ознакомились с конструкцией шноркеля, но и достроили субмарины, введя их в состав своего флота под обозначениями «UD-3» — «UD-5». Место отсутствовавших «бофорсов» заняли 20-мм автоматы, а рубку перестроили по германскому образцу. Итоговая судьба их была незавидной: в мае 1945-го их затопили новые владельцы — заодно с сотнями собственных «У-ботов». Из трех лодок в состав голландского флота удалось вернуть только наименее поврежденную «О-27», прослужившую затем еще полтора десятка лет.

Из прочих субмарин немцам удалось захватить только уже несколько устаревшие «О-11» и «О-12», особой ценности не представлявшие и «дважды трофейную» «О-8». Остальным удалось ускользнуть в Британию, где их немедленно пустили в дело. Голландские подводники оказались на удивление хорошо подготовленными и активно включились в боевые действия, которые развернулись на всех театрах, от Северного моря до Тихого океана.

Именно там они добились своей первой победы. Новейшая «О-20» захватила большой транспорт «Луи Л.Д.», принадлежавший вишистской Франции, попавшей теперь в число противников. Но наибольших успехов в начальном периоде войны голландцы добились в Средиземном море, где англичане выделили им «делянку» у берегов Лигурии. Там «О-23» и «О-24» в июле 1941 года потопили по крупному итальянскому танкеру, записав на свой счет очень важные победы. (Снабжение топливом стало основной проблемой для итальянских войск и корпуса Роммеля в Ливии). В сентябре к танкерам на дне присоединились два больших итальянских парохода, один из которых оказался на счету все той же «О-24». И это не считая небольших каботажных судов и шхун. Кстати, второй большой пароход («Изарко») стал жертвой «О-21», которая в ноябре того же года пустила на дно зазевавшийся германский «У-бот» («U-95»). А командовал этой субмариной… Ван Дюльм, сын того самого командующего эскадрой, собранной для атаки мятежного броненосца восемью годами ранее. И эти победы не стали последними: всего этот достойный моряк прошел всю войну на той же лодке, одержав восемь побед и утопив более 20 000 тонн неприятельских судов и заняв по числу побед второе место в своем флоте. Вообще же, как можно видеть, наибольшие успехи на европейском театре действий пришлось на долю наиболее современных единиц, что в принципе неудивительно.

А вот на Востоке пришлось сражаться оказавшимся там более старым лодкам. И сражаться с очень сильным противником, Японией. «Страна Восходящего солнца» повторила коварный прием своего союзника по «Оси», одновременно с атакой Пирл-Харбора напав на голландскую Ост-Индию в надежде получить источник нефти для своего флота и промышленности. И субмарины бросились в бой, добившись при этом поистине выдающихся результатов на фоне сплошных поражений союзников в начале войны на Тихом океане.

Несомненными лидерами в деле борьбы с захватчиками стали «О-16» и «К-XIV». Причем своих главных успехов они достигли в сходных ситуациях. Каждая из этих лодок потопила сразу по четыре (!) крупных транспорта, с которых японцы выгружали снабжение для своих войск, первая — в районе Кучинга в британском Борнео (там же еще одна «голландка», «К-XVI», пустила на дно эсминец «Сагири»), вторая — у побережья Сиама в Сунгей-Паттани. К сожалению для союзников, обе безусловно выдающиеся победы оказались «дефектными»: суда затонули на мелководье и впоследствии японцы подняли все восемь.

Всего же подводные лодки Нидерландов в морях Тихого океана отправили на дно почти 110 000 тонн японских судов и несколько кораблей, в том числе минзаги «Ицукусима» и «Вакатакэ». Вроде бы немного на фоне «передовых» германских «У-ботов», но стоит учесть, что любой успех в начальной фазе войны был на вес золота. А большинство побед были одержаны «голландками» как раз в первые два месяца. Потом для них настали черные времена: японцы атаковали главный остров Ост-Индии — Яву, а потом и высадились там. От воздушных налетов и в результате затопления своими командами в конце февраля — начале марта 1942 года пали жертвами четыре субмарины, в придачу к такому же числу погибших в ходе боевых столкновений чуть ранее.

Любопытно, что в ходе одного и того же налета на базу в Сурабайе 13 февраля 1942 года были затоплены как «старушка» «К-VII» (со всей своей командой, насчитывавшей 13 человек), так и ее некогда несостоявшаяся жертва, броненосец «Де Зевен Провинсиен», переименованный после позора мятежа в… «Сурабайю».

Остальные «голландки» сумели уйти в Австралию, проделав значительный путь до баз в Сиднее, Мельбурне или Фримантле. Австралийцы, сами ожидавшие в это время вторжения японцев, экстренно включили всех «старушек» в состав своего флота. Но по мере того, как опасность становилась все более призрачной, потихоньку стали либо возвращать их владельцам, либо просто сдавать на слом. (Особенно «повезло» «К-IX», которую ухитрились передавать туда-сюда дважды!)

Большие потери голландского подводного флота в кораблях побудили «старшего брата» — англичан — к тому, чтобы передать квалифицированным и зарекомендовавшим себя морякам свои субмарины. Причем не какое-то старье, а вполне современные и качественные три единицы типа «Т» и «Р-47». Последняя, получившая имя «Дольфейн», и стала рекордсменом по числу побед в составе флота Нидерландов (11 потопленных целей), хотя и уступила «О-21» по их общему тоннажу. А наиболее результативными по последнему показателю стали, естественно, «О-16» и «К-XIV». Всего же на всех театрах морской войны, атлантическом, средиземноморском и тихоокеанском, лодки под трехцветным сине-красно-белым флагом пустили на дно свыше 120 противников, в том числе 12 кораблей (включая три подводных лодки) и четыре десятка вспомогательных судов из состава боевых флотов общим тоннажем за 150 000 тонн. Еще более 55 000 тонн было повреждено или захвачено. И это только документально подтвержденные потери. Совсем неплохой результат, стоивший голландцам 13 подводных лодок, из которых только 6 погибло непосредственно в боях. Экипажи некогда поистине великой морской державы поддержали честь своих предков.

Юные корабелы, историки морского флота, почитателе «Морской коллекции» нашего журнала! С этого номера мы начинаем третью серию статей полюбившейся вам рубрики. Как только публикации, посвященные подводным лодкам, подошли к концу, в редакцию поступило множество писем, в которых вы, не сомневаясь, что «Морская коллекция» будет продолжена, высказывали свои предложения и пожелания. Учитывая их (а сделать это было непросто!), редакция остановила выбор на миноносцах.

Чем интересен этот класс боевых кораблей! Прежде всего тем, что, развиваясь стремительными темпами, они за время своего существования сильно видоизменились, пройдя путь от легкого катера с паровым двигателем, водоизмещением 6 т до крупного корабля водоизмещением 1—4 тыс. т. Изучая историю миноносного флота, знакомясь с характерными типами кораблей, можно поэтапно проследить их эволюцию. Это были: минный катер, миноноска, миноносец, эскадренный миноносец (эсминец) и, наконец, лидер эсминцев.

В современных эсминцах сочетаются значительная скорость, хорошая мореходность и большая дальность плавания. У них сильное оружие нападения и обороны. Все это позволяет им быть наиболее мобильными в ходе боевых действий и оперативно решать тактические задачи.

Миноносцы всегда были самым «гибким» классом кораблей, чутко откликающимся на любые новшества военно-морского оружия. Так, первоначально они предназначались только для нанесения торпедных ударов по крупным кораблям противника. Но в дальнейшем, войдя в состав эскадры, они становятся многоцелевыми кораблями. На них устанавливается мощная артиллерия (даже за счет торпедного оружия), которая способна поражать не только морские и наземные, но и воздушные цели; потом — глубинные бомбы и противолодочные торпеды для борьбы с подводными лодками. Кроме того, теперь эсминцы несут разведывательную и дозорную службу, охраняют корабли эскадры и суда, устанавливают минные заграждения, выводят торпедные катера в атаку, обстреливают побережье, а также выполняют другие задачи.

С появлением новых видов оружия (атомного и ракетного) класс эсминцев приобретает еще большее значение в военно-морских силах. Ко в то же время начинается его деление на самостоятельные подклассы военных кораблей, имеющие узкоцелевое назначение. Современные эсминцы вооружены ракетами, имеют мощные радио- и гидролокационные системы, новейшее противолодочное и противовоздушное оружие, оснащены также средствами противоатомной защиты. Все это привело и тому, что в некоторых странах их водоизмещение приблизилось к водоизмещению довоенных крейсеров! Эти типы кораблей продолжают развиваться и в наши дни.


Год выпуска : 1995-2015
Язык : русский
Автор : Редакция журнала «Моделист-конструктор»
Жанр : Периодическое издание (журнал)
Издательство : Редакция журнала «Моделист-конструктор»
Формат : PDF
Качество : Отсканированные страницы
Количество страниц : >1000
Описание : Приложение к журналу «Моделист-конструктор», издается с 1995 года. Специализированный журнал для любителей истории флота и судомоделистов.
Это серия тематических выпусков о флотах и кораблях всего мира и всех времен. Это энциклопедические справочники о флотах разных стран в разные исторические периоды. Это подробные «биографии» военных кораблей, знаменитых парусников с чертежами и схемами, редкими фотографиями и архивными материалами.
Журнал богато иллюстрирован. Периодичность до июля 2003 года - один номер в два месяца, с июля - ежемесячно. Печать офсетная, с цветными обложками.
Специальные выпуски журнала «Морская коллекция» издаются параллельно с обычными номерами журнала и отличаются увеличенным объемом (72-96 стр. вместо 32-40 стр.).
Специальные выпуски журнала «Морская коллекция» представляют собой монографии, повествующие о каком-либо корабле или типе кораблей. Они содержат большое количество иллюстраций - подробные чертежи, схемы, рисунки, редкие фотографии. Печать офсетная, с цветными обложками.

Список Номеров

"Морская Коллекция\2015\Морская Коллекция.2015.02.pdf"
"Морская Коллекция\2015\Морская Коллекция.2015.03.pdf"
"Морская Коллекция\2015\Морская.коллекция.2015.01.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2004.01.Большие.охотники.проекта.122.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2004.02.Морские.сражения.русско-японской.войны.1904-1905(lowres).pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2004.02.Морские.сражения.русско-японской.войны.1904-1905.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2004.02.Морские.сражения.русско-японской.войны.1904-1905-nopasswd.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2005.01.Линкоры.типа.Саут.Дакота.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2005.02.Быстроходные.тральщики.типа.Фугас.pdf"
"Морская.коллекция.1995.01.Советский.ВМФ.1945-1995.Крейсера.БПК.Эсминцы.pdf"
"Морская.коллекция.1995.02.Броненосный.крейсер.Адмирал.Нахимов.pdf"
"Морская.коллекция.1995.03.Броненосные.крейсера.типа.Гарибальди.pdf"
"Морская.коллекция.1995.04.ВМС.Великобритании.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.1995.05.Авианосцы.типа.Лексингтон.pdf"
"Морская.коллекция.1995.06.Суперкрейсера.1939-1945.pdf"
"Морская.коллекция.1996.01.Крейсер.Аскольд.pdf"
"Морская.коллекция.1996.02.Гремящий.и.другие.Эскадренные.миноносцы.проекта.7.pdf"
"Морская.коллекция.1996.03.ВМС.Германии.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.1996.04.Линкор.Джулио.Чезаре(Новороссийск).pdf"
"Морская.коллекция.1996.05.ВМС.США.и.стран.Латинской.Америки.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.1996.06.Линейный.корабль.Дредноут.pdf"
"Морская.коллекция.1997.01.Крейсер.Белфаст.pdf"
"Морская.коллекция.1997.02.Корабельная.артиллерия.Российского.флота.1867-1922.pdf"
"Морская.коллекция.1997.03.Броненосные.крейсера.типа.Баян.pdf"
"Морская.коллекция.1997.04.ВМС.Италии.и.Австро-Венгрии.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.1997.05.Карманный.линкор.Адмирал.граф.Шпее.pdf"
"Морская.коллекция.1997.06.Сообразительный.и.другие.Эскадренные.миноносцы.проекта.7У.pdf"
"Морская.коллекция.1998.01.Броненосцы.типа.Пересвет.pdf"
"Морская.коллекция.1998.02.Крейсера.типа.Свердлов.pdf"
"Морская.коллекция.1998.03.Винджаммеры.Падуя.и.другие.pdf"
"Морская.коллекция.1998.04.Российский.императорский.флот.1914-1917.pdf"
"Морская.коллекция.1998.05.Германские.подводные.лодки.VII.серии.pdf"
"Морская.коллекция.1998.06.Лидеры.типа.Ленинград.pdf"
"Морская.коллекция.1999.01.Поющие.фрегаты.БПК.проекта.61.pdf"
"Морская.коллекция.1999.02.Шнелльботы.Германские.торпедные.катера.ВМВ.pdf"
"Морская.коллекция.1999.03.ВМС.малых.стран.Европы.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.1999.04.Броненосец.Ретвизан(lowres).pdf"
"Морская.коллекция.1999.04.Броненосец.Ретвизан.pdf"
"Морская.коллекция.1999.05.ВМС.Японии.Турции.и.других.стран.Азии.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.1999.06.Авианосцы.типа.Эссекс.pdf"
"Морская.коллекция.2000.01.Авианосцы.типа.Орискани.и.Мидуэй.pdf"
"Морская.коллекция.2000.02.Подводные.лодки.типа.С.pdf"
"Морская.коллекция.2000.03.ВМС.Франции.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.2000.04.Линейный.корабль.Вэнгард.pdf"
"Морская.коллекция.2000.05.Внимательный.и.другие.Порт-Артурские.миноносцы.зарубежной.постройки.pdf"
"Морская.коллекция.2000.06.Сторожевые.корабли.ВМФ.СССР.и.России.1945-2000.pdf"
"Морская.коллекция.2001.01.Измаил.Сверхдрерноут.Российской.империи(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2001.01.Измаил.Сверхдрерноут.Российской.империи.pdf"
"Морская.коллекция.2001.02.Малые.противолодочные.и.ракетные.корабли.ВМФ.СССР.и.России.pdf"
"Морская.коллекция.2001.03.Линкоры.типа.Вирибус.Уинтис.pdf"
"Морская.коллекция.2001.04.Авианосец.Арк.Ройял.pdf"
"Морская.коллекция.2001.05.Эсминцы.типа.Акицуки.pdf"
"Морская.коллекция.2001.06.Бдительный.и.другие.Сторожевые.корабли.проекта.1135(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2001.06.Бдительный.и.другие.Сторожевые.корабли.проекта.1135.pdf"
"Морская.коллекция.2002.01.Эсминцы.типа.Трайбл.pdf"
"Морская.коллекция.2002.02.Подводные.лодки.типа.Щ.pdf"
"Морская.коллекция.2002.03.Броненосцы.типа.Кинг.Эдуард.VII.pdf"
"Морская.коллекция.2002.04.Подводные.лодки.типа.Щ.X.и.X-бис.серии.pdf"
"Морская.коллекция.2002.05.Противолодочный.крейсер.Москва.pdf"
"Морская.коллекция.2002.06.Крейсера.типа.Аретьюза.pdf"
"Морская.коллекция.2003.01.Крейсера.типа.Киров.pdf"
"Морская.коллекция.2003.02.Крейсера.типа.Максим.Горький.pdf"
"Морская.коллекция.2003.03.Крейсер.Варяг.pdf"
"Морская.коллекция.2003.04.Корабли.ВМВ.ВМС.Великобритании.Часть1(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2003.04.Корабли.ВМВ.ВМС.Великобритании.Часть1.pdf"
"Морская.коллекция.2003.05.Корабли.ВМВ.ВМС.Великобритании.Часть2.pdf"
"Морская.коллекция.2003.06.Миноносцы.Кригсмарине.типа.1935-37-39.pdf"
"Морская.коллекция.2003.07.Тяжёлый.авианесущий.крейсер.Киев.pdf"
"Морская.коллекция.2003.08.Корабли.ВМВ.ВМС.Италии(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2003.08.Корабли.ВМВ.ВМС.Италии.pdf"
"Морская.коллекция.2003.09.Мендес.Нуньес.и.другие.крейсера-скауты.испанского.флота.pdf"
"Морская.коллекция.2004.01.Корабли.ВМВ.ВМС.США.Часть1.pdf"
"Морская.коллекция.2004.02.Миноносцы.типа.Сокол.pdf"
"Морская.коллекция.2004.03.Корабли.ВМВ.ВМС.США.Часть2.pdf"
"Морская.коллекция.2004.04.Тяжелые.авианесущие.крейсера.Минск.Новороссийск.Баку.pdf"
"Морская.коллекция.2004.05.Эсминцы.типа.Леберехт.Маасс.pdf"
"Морская.коллекция.2004.06.Корабли.ВМВ.ВМС.Японии.Часть1.pdf"
"Морская.коллекция.2004.07.Корабли.ВМВ.ВМС.Японии.Часть2.pdf"
"Морская.коллекция.2004.08.Микаса.и.другие.японские.броненосцы.1897-1905.pdf"
"Морская.коллекция.2004.09.Линейные.крейсера.Ринаун.и.Рипалс.pdf"
"Морская.коллекция.2004.10.Эсминцы.типа.Нарвик.pdf"
"Морская.коллекция.2004.11.Корабли.ВМВ.ВМС.Франции.pdf"
"Морская.коллекция.2004.12.Линкоры.типа.Эспанья.pdf"
"Морская.коллекция.2005.01.Крейсера.типа.Жемчуг.pdf"
"Морская.коллекция.2005.02.Миноносцы.типа.Вольф.pdf"
"Морская.коллекция.2005.03.Корабли.ВМВ.ВМС.Польши.и.стран.Скандинавии.pdf"
"Морская.коллекция.2005.04.Сторожевые.корабли.типа.Ураган.pdf"
"Морская.коллекция.2005.05.Сторожевые.корабли.типа.Ураган.в.бою.1941-1945.pdf"
"Морская.коллекция.2005.06.Крейсера.типа.Линдер.и.Сидней.pdf"
"Морская.коллекция.2005.07.ТАВКР.Адмирал.Кузнецов.pdf"
"Морская.коллекция.2005.08.Корабли.ВМВ.ВМС.Германии.Часть1(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2005.08.Корабли.ВМВ.ВМС.Германии.Часть1.pdf"
"Морская.коллекция.2005.09.Легкие.крейсера.Тенрю.Тацута.Юбари.pdf"
"Морская.коллекция.2005.10.Корабли.ВМВ.ВМС.Германии.Часть2.pdf"
"Морская.коллекция.2005.11.Канонерская.лодка.Храбрый.pdf"
"Морская.коллекция.2005.12.Испанские.эсминцы.типа.Окендо.pdf"
"Морская.коллекция.2006.01.Крейсер.Олег.pdf"
"Морская.коллекция.2006.02.Тяжелые.крейсера.типа.Зара.pdf"
"Морская.коллекция.2006.03.Винтовые.клипера.типа.Крейсер.pdf"
"Морская.коллекция.2006.04.Кубань.и.другие.Пассажирские.лайнеры.будущие.вспомогательные.крейсера.pdf"
"Морская.коллекция.2006.05.БПК.Николаев(пр.1134Б).pdf"
"Морская.коллекция.2006.06.Бронепалубные.крейсера.типа.Рейна.Рехенте.pdf"
"Морская.коллекция.2006.07.Авианосцы.типа.Forrestal.pdf"
"Морская.коллекция.2006.08.Атомный.авианосец.Enterprise.pdf"
"Морская.коллекция.2006.09.Авианосцы.типа.Invincible.pdf"
"Морская.коллекция.2007.01.Броненосцы.типа.Армирал.первая.генерация.pdf"
"Морская.коллекция.2007.02.Корабли.Фолклендской.войны.Флоты.Великобритании.и.Аргентины.pdf"
"Морская.коллекция.2007.03.Броненосцы.типа.Адмирал.color.pdf"
"Морская.коллекция.2007.03.Броненосцы.типа.Адмирал.Новые.защитники.Империи(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2007.04.Тяжелый.крейсер.Альжери.pdf"
"Морская.коллекция.2007.05.Корабль.комплексного.снабжения.Березина(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2007.05.Корабль.комплексного.снабжения.Березина.pdf"
"Морская.коллекция.2007.06.Добровольный.флот.России.pdf"
"Морская.коллекция.2007.07.Подводные.авианосцы.японского.флота.pdf"
"Морская.коллекция.2007.08.Крейсер.вертолетеоносец.Жанна.Д'арк.pdf"
"Морская.коллекция.2007.09.Катюши.Советского.флота.подводные.лодки.типа.К.XIV.серии.pdf"
"Морская.коллекция.2008.01.Эскортные.миноносцы.США.pdf"
"Морская.коллекция.2008.02.Катюши.в.бою.pdf"
"Морская.коллекция.2008.03.Эскортные_миноносцы_США_боевое_применение_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2008.04.Броненосные крейсера типа Инфанта Мария Тереза.pdf"
"Морская.коллекция.2008.05.Авианосец Третьего рейха ''Graf Zeppelin''_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2008.06.Гидроавиатранспорт_ДЕДАЛО_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2008.07.Атомный авианосец Nimitz.pdf"
"Морская.коллекция.2008.08.Лидеры_типа_Могадор_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2008.09.Авианосец AKAGI от Пёрл-Харбора до Мидуэя.pdf"
"Морская.коллекция.2008.10.Англичане_в_Красном_флоте_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2008.11.Clemenceau.pdf"
"Морская.коллекция.2009.01.Monitor vs. Virginia_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2009.02.Massena_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2009.03.Легкий авианосец CV-7 WASP.pdf"
"Морская.коллекция.2009.04.Камбала и другие.pdf"
"Морская.коллекция.2009.05.Незнаменитые подлодки.pdf"
"Морская.коллекция.2009.06.Субмарины типа Gato.pdf"
"Морская.коллекция.2009.07.Корабли русско-японской войны. Российский императорский флот .pdf"
"Морская.коллекция.2009.08.Ледоколы проекта 97 и их модификации .pdf"
"Морская.коллекция.2009.09.Американские наследники третьего рейха.pdf"
"Морская.коллекция.2009.10.СКР,БРК,БПК 1.pdf"
"Морская.коллекция.2009.11.СКР,БРК,БПК 2.pdf"
"Морская.коллекция.2009.12.Алабама.pdf"
"Морская.коллекция.2010.01.Систершипы одной судьбы. Японские авианосцы Shokaku и Zuikaku.pdf"
"Морская.коллекция.2010.02.Броненосный крейсер «Эмперадор Карлос V».pdf"
"Морская.коллекция.2010.03.Крейсер-стационер 1-го класса «Д'Антркасто».pdf"
"Морская.коллекция.2010.04.Канонерская лодка «Гиляк».pdf"
"Морская.коллекция.2010.05.«Битвы» Королевского флота (эсминцы типа «Бэттл»).pdf"
"Морская.коллекция.2010.06.Корабли Русско-японской войны. Российский императорский флот. Вторая эскадра Тихого океана.pdf"
"Морская.коллекция.2010.07.Дозорные бронекатера русского Военного ведомства.pdf"
"Морская.коллекция.2010.08.Корабли, умеющие летать. Экранопланы Советского ВМФ.pdf"
"Морская.коллекция.2010.09.Эскадренные миноносцы типа «Навигатори».pdf"
"Морская.коллекция.2010.10.Подводные лодки типа «П».pdf"
"Морская.коллекция.2010.11.Последние «малютки» Советского Союза. ПЛ пр. 96 и А615.pdf"
"Морская.коллекция.2010.12.Эскадренный броненосец «Бувэ».pdf"
"Морская.коллекция.2011.01.Быстроходные крейсера типа «Сайда».pdf"
"Морская.коллекция.2011.02.Японские субмарины во Второй Мировой войне.pdf"
"Морская.коллекция.2011.03.Линейные корабли Нельсон и Родней.pdf"
"Морская.коллекция.2011.04.Линейные корабли Нельсон и Родней.pdf"
"Морская.коллекция.2011.05.Сторожевые катера фирмы Гринпорт I.pdf"
"Морская.коллекция.2011.06.Незаметные герои - траулеры.pdf"
"Морская.коллекция.2011.07.Сторожевые катера фирмы Гринпорт II.pdf"
"Морская.коллекция.2011.08.Авианосец варяг.pdf"
"Морская.коллекция.2011.09.Горностай и его братья.pdf"
"Морская.коллекция.2011.10.Плавучие Гранд-Отели I.pdf"
"Морская.коллекция.2011.11.Плавучие Гранд-Отели II.pdf"
"Морская.коллекция.2011.12.Подводные лодки типа Нарвал.pdf"
"Морская.коллекция.2012.01.ПЛ Ожел.pdf"
"Морская.коллекция.2012.02.Редутабль.pdf"
"Морская.коллекция.2012.03.pdf"
"Морская.коллекция.2012.04.pdf"
"Морская.коллекция.2012.05.ЭМ Шеффилд.pdf"
"Морская.коллекция.2012.06.pdf"
"Морская.коллекция.2012.07.pdf"
"Морская.коллекция.2012.08.pdf"
"Морская.коллекция.2012.09.pdf"
"Морская.коллекция.2012.10.pdf"
"Морская.коллекция.2012.11.pdf"
"Морская.коллекция.2012.12.pdf"
"Морская.коллекция.2013.01.pdf"
"Морская.коллекция.2013.02.pdf"
"Морская.коллекция.2013.03.pdf"
"Морская.коллекция.2013.04.pdf"
"Морская.коллекция.2013.05.pdf"
"Морская.коллекция.2013.06.pdf"
"Морская.коллекция.2013.07.pdf"
"Морская.коллекция.2013.08.pdf"
"Морская.коллекция.2013.09.pdf"
"Морская.коллекция.2013.10.pdf"
"Морская.коллекция.2013.11.pdf"
"Морская.коллекция.2013.12.pdf"
"Морская.коллекция.2014.01.pdf"
"Морская.коллекция.2014.02.pdf"
"Морская.коллекция.2014.03.pdf"
"Морская.коллекция.2014.04.pdf"
"Морская.коллекция.2014.05.pdf"
"Морская.коллекция.2014.06.pdf"
"Морская.коллекция.2014.07.pdf"
"Морская.коллекция.2014.08.pdf"
"Морская.коллекция.2014.09.pdf"
"Морская.коллекция.2014.10.pdf"
"Морская.коллекция.2014.11.pdf"
"Морская.коллекция.2014.12.pdf"
"Морская.коллекция.2015.01.pdf"
"Морская.коллекция.Доп.Выпуск.2010.01.Таинственные корабли адмирала Горшкова. Эскадренные миноносцы проекта 31.pdf"
"Морская.коллекция.Доп.Выпуск.2010.02.Вспомогательные крейсера Кригсмарине.pdf"
"Морская.коллекция.Доп.Выпуск.2010.03.«Вся богатырская рать». Бронепалубные крейсера типа «Богатырь» (ч.1).pdf"
"Морская.коллекция.Доп.Выпуск.2011.01.''Вся богатырская рать''. Бронепалубные крейсера типа ''Богатырь'' (ч.2).pdf"
"Морская.коллекция.Доп.Выпуск.2011.02.Эсминцы класса Fletcher I.pdf"
"Морская.коллекция.Доп.Выпуск.2011.03.Эсминцы класса Fletcher II.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2002.01.Линкоры.типа.Шарнхорст.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2003.01.Линкоры.типа.Айова.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2003.02.Германские.подводные.лодки.VII.серии.pdf"

Сторожевые корабли типа «[url218326]Бдительный[/url218326]» (или [url813341]«буревестники»[/url813341], как их еще называют по кодовому наименованию проекта) в истории отечественного.

Советский ВМФ 1945-1995. Крейсера, большие противолодочные корабли, эсминцы. Морская коллекция №1 (1995)

Советский ВМФ 1945-1995. Крейсера, большие противолодочные корабли, эсминцы. Морская коллекция №1 (1995)

Это первый номер журнала «Морская коллекция», приложения к журналу «Моделист-конструктор». За несколько лет до этого о таком выпуске нельзя было и мечтать. Все.


"Иван Рогов", "Александр Николаев". Большие десантные корабли Тихоокеанского флота. Морская коллекция №7 (2020)

В 1960-х годах ВМФ СССР требовался принципиально новый, большой и вместительный танко-десантный корабль океанской зоны, способный решать задачи по высадке Морского.

БДК

БДК "Николай Вилков". Большие десантные корабли Тихоокеанского флота проекта 775. Часть 1. Морская Коллекция №8 (2020)

Большой десантный корабль "Николай Вилков", в/ч. 63929. Проект 1171, 4-я модификация, 13-й корабль в серии. Заводской С-303, заложен на стапеле Прибалтийского.

Эсминцы УРО типа

Артиллерийское вооружение [url00-01035424]эсминцев типа «Арли Берк»[/url00-01035424] дополняют несколько малокалиберных пушек и крупнокалиберных пулеметов, число которых.

Карманный линкор

Первая мировая война закончилась полным разгромом германского флота. Самые современные его корабли были затоплены экипажами в [url200525]Скапа-Флоу[/url200525], все.

Эсминцы УРО типа

Корабли типа «Арли Берк» (arleigh burke) - эскадренные миноносцы с управляемым ракетным оружием четвертого поколения. Их строительство по заказу ВМС США началось в 1988 г.

Большие десантные корабли Тихоокеанского флота проекта 775. Часть 2. Морская коллекция №9 (2020)

122-мм корабельная система залпового огня А-215 «Град-М» предназначена для поражения живой силы и техники на берегу при высадке морского десанта, поддержки его.

Подводные лодки проекта 611. Часть 2. Морская коллекция №7 (2021)

Перед вами вторая частью монографии по подводным лодкам проекта 611 ([url00-01020789]первая часть - см . № 8 за 2018 г.[/url00-01020789]), в которой впервые в открытой печати системно.

Авианосцы типа

Авианосцы типа «Эссекс» по праву считаются одними из самых знаменитых кораблей xx столетия. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что именно они принесли.

Канонерские лодки

В этом номере мы расскажем о канонерских лодках «Карс» и «Ардаган» - первых надводных мореходных боевых кораблях в мире с двигателями Дизеля в качестве ГЭУ. Они.

Лидеры типа

Предлагаемая вашему вниманию монография посвящена лидерам типа «Могадор», пополнившим состав [url820767]французского флота[/url820767] незадолго до начала Второй мировой.

Речная боевая флотилия на реке Каме в 1919 году. Морская коллекция №6 (2021)

На страницах этого выпуска журнала «Морская коллекции» вашему вниманию предлагается ранее не публиковавшаяся рукопись контр-адмирала М.И. Смирнова, посвященная.

Авианосцы типа

Двенадцатого мая 1941 года у пирса военно-морской верфи американского города [url154008]Норфолк[/url154008] ошвартовался английский авианосец «Илластриес». Кораблю.

Большие противолодочные корабли проекта 1134Б Тихоокеанского флота. Морская коллекция №9 (2018)

В этом номере мы расскажем о больших противолодочных кораблях [url460082]Краснознаменного Тихоокеанского флота[/url460082] «Таллин» и «[url801592]Петропавловск[/url801592]».

Броненосец

«Пелайо» стал первым и последним полноценным броненосцем испанского флота. Построенный в конце 80-х гг. xix в., он на протяжении почти 20 лет оставался самым большим и.

Германские подводные лодки VII серии. Подводные пираты Кригсмарине. Морская коллекция №2 (2003)

В середине 20-х гг. руководство Рейхсмарине включило строительство малых и средних субмарин в планы мобилизационных мероприятий. Поскольку разработки новых.

Броненосный крейсер

Более четверти века назад, в 1995 г., вышел в свет выпуск «[url00-01014124]Броненосные крейсера типа “Гарибальди”[/url00-01014124]». В нем достаточно подробно рассказывалось об.

Читайте также: