Назовите фамилию конструктора во главе с которым был построен самолет русский витязь

Обновлено: 28.04.2024

26 мая 1913 года на лугу, примыкавшем к Корпусному аэродрому в Петербурге авиатор-конструктор Игорь Сикорский вместе с 4 пассажирами совершил первый полёт на первом в мире четырёхмоторном самолёте "Русский витязь". Самолёт поднялся на высоту около 100 м и полчаса (не при полной силе газа) развил скорость до 100 км/ч, очень хорошо сделал несколько крупных виражей и плавно приземлился. Наблюдавшая за этим публика была в восторге.

Этим полётом Игорь Иванович Сикорский наглядно опровергнул предсказания многих "специалистов" о том, что "Витязь" не будет в состоянии летать. Многие иностранные специалисты в области авиации отказались от идеи построить большой самолёт. Однако русский изобретатель наглядно разрушил все их теоретические построения. Это был триумф человеческой изобретательности и победа русского конструктора над многочисленными критиками и злопыхателями.

27 мая "Витязь" совершил ещё один полёт. На борту были И. Сикорский, В. Янковский и четыре механика. Полёты дали огромный объём информации и хорошую пищу для размышлений.

Авиаторы И.И. Сикорский (справа), генерал Каульбарс (в центре), Геннер на самолёте "Русский витязь". 1913 год.

Авиаторы И.И. Сикорский (справа), генерал Каульбарс (в центре), Геннер на самолёте "Русский витязь". 1913 год.

Молодой инженер создал эту машину в качестве опытного самолёта для стратегической, дальней разведки. На нём можно было разместить как два, так и четыре мотора. Уже тогда инженер понимал, что будущее за большими летальными аппаратами. Он решил создать самолёт с несколькими моторами: если один выйдет из строя, остальные продолжат работать, и самолёт останется в небе. Когда Сикорский озвучил свою идею, многие подняли изобретателя на смех: считалось, что большой самолёт вообще не способен взлететь. В молодого инженера поверил лишь Михаил Владимирович Шидловский, глава Русско-Балтийской вагонной компании. Он одобрил замысел Сикорского, и работа по строительству первого в мире четырехмоторного самолёта закипела.

Энтузиасты трудились по 14 часов в сутки, и в марте 1913 года общая сборка самолёта по чертежам Сикорского была завершена. Благодаря Шидловскому проект был запущен и полностью оправдал себя.

Самолёт первоначально назывался "Гранд" (что означает "большой"). Летательный аппарат полностью оправдывал своё название: он превосходил по размерам и весу все самолёты, которые когда-либо были построены. Взлётный вес гиганта составлял более 3 тонн, а размах верхнего крыла – 27 метров. Сам самолёт достигал 20 метров в длину. Поднять такую махину в воздух должны были четыре мощных двигателя по 100 лошадиных сил каждый.

Игорь Сикорский уверял: "Гранд" сможет не только взлететь сам, но и поднять груз более 700 килограммов. Внутри самолёт тоже кардинально отличался от своих предшественников. Он был оснащён первой в мире закрытой кабиной для экипажа и салоном с 4 местами для пассажиров. Изобретатель предусмотрел даже возможность ремонта борта прямо во время полёта. Для этого он оборудовал боковые выходы, которые обеспечивали экипажу доступ к двигателям. Непохожий ни на одну модель самолёт стал новым словом не только в российской, но и в мировой авиации.

После первого полёта Сикорский доработал аппарат и дал ему новое имя – "Русский витязь".

26 мая 1913 года совершил первый полет первый в мире многомоторный самолет «Русский витязь» инженера Игоря Сикорского. Молодой инженер создал эту машину в качестве опытного самолёта для дальней разведки. На нём можно было разместить как два, так и четыре мотора. Самолет первоначально назывался «Гранд» или «Большой Балтийский», а после некоторых доработок получил название – «Русский витязь». 2 августа 1913 года самолет установил мировой рекорд продолжительности полёта — 1 час 54 минут. Этот самолет, превосходивший по размерам и взлетному весу все машины, построенные до этого момента, стал основой для нового направления в авиации – тяжелого самолетостроения. «Русский витязь» стал родоначальником всех последующих тяжелых бомбардировщиков, транспортников, разведчиков и пассажирских авиалайнеров в мире. Прямым продолжателем «Русского витязя» стал четырехмоторный самолёт «Илья Муромец», первый экземпляр которого был построен в октябре 1913 года.

Игорь Иванович Сикорский (1889 — 1972) родился в семье медиков. Отец - Иван Алексеевич, был известным психиатром, профессором Киевского университета, ведущим специалистом по лечению заикания. Мать - Мария Стефановна (урождённая Темрюк-Черкасова), работала врачом-терапевтом. Сын не пошел по стезе родителей. Молодой Сикорский получил среднее образование в одной из классических гимназий Киева, в 1903 - 1906 гг. учился в Петербургском морском училище (Морском кадетском корпусе), которое готовило кадры для флота. После его окончания поступил в Киевский политехнический институт. Он также посещал лекции по математике, химии и кораблестроению в Париже.

С детства Сикорский интересовался механикой. В Киевском политехническом институте Игорь заинтересовался строительством летательных аппаратов, он создал и возглавил студенческое авиационное общество. Сикорский еще в 1908 году впервые попытался построить вертолет. Этот экспериментальный вертолет, оснащенный 25-сильным двигателем, стал основой для последующих работ инженера с вертолетами. К 1910 году был построен второй вертолет, он имел два пропеллера, которые вращались в противоположных направлениях. Грузоподъёмность аппарата достигала 9 пудов, но ни один из вертолетов не смог взлететь с пилотом. Слабосильный аппарат взлетал только без пилота. Аппарат был представлен на двухдневной воздухоплавательной выставке в Киеве в ноябре 1909 года. Сикорский вернется к проектам вертолетов только в 1939 году.

В этом же году Сикорский переключил своё внимание на самолеты, и создал прототип своего биплана - С-1. Он приводился в движение 15-сильным двигателем. В 1910 году инженер поднял в воздух модернизированный С-2, с 25-сильным двигателем. Этот самолет поднялся на 180-метровую высоту и установил новый Всероссийский рекорд. Уже в конце 1910 года Сикорский построил С-3 с 35-сильным двигателем. В 1911 году Игорь Сикорский получил диплом лётчика и построил самолеты С-4 и С-5. Эти машины показали хорошие результаты: в ходе испытаний летчик достиг высоты в 500 метров, и длительность полёта составила 1 час.

В конце 1911 года русский авиаконструктор построил С-6 и весной 1912 года модернизировал его до С-6А. На С-6А Игорь Сикорский занял первое место в соревновании, которое организовали военные. Среди одиннадцати летательных аппаратов, которые принимали участие в соревновании, несколько представляли такие знаменитые в тот период самолетостроительные фирмы как Фарман, Ньюпор и Фоккер. Надо сказать, что все летательные аппараты Сикорского, которые конструктор создал до С-6, были построены молодым ученым в сарае на территории киевского имения, которое принадлежало его родителям. Последующие самолеты, начиная с С-7, строили уже на авиационной фабрике Русско-Балтийского вагонного завода (Р-БВЗ) в Петербурге. Русско-Балтийский вагонный завод построил авиационное отделение с целью строительства самолетов русской конструкции. Это позволило русскому конструктору более успешно заниматься любимым делом.

100 лет назад совершил первый полет первый в мире многомоторный самолет «Русский витязь» инженера Игоря Сикорского

Первые свои машины Сикорский строил за свой счёт. Кроме того, юного изобретателя поддерживала сестра, Ольга Ивановна. На Русско-Балтийском вагонном заводе Игорю Сикорскому помогали пилоты Г. В. Янковский и Г. В. Алехнович, проектировщик и строитель А. А. Серебрянников, он был студентом Политехнического института и механик по двигателям В. Панасюк. Первым летательным аппаратом, построенным Сикорским на Р-БВЗ, стал моноплан (самолёт, имеющий одну несущую поверхность, одно крыло) С-7. Его позднее приобрел пилот Лерхе.

На Русско-Балтийской вагонном заводе в Петербурге были произведены самолеты С-7, С-9 и С-10, они были оснащены роторными двигателями Гном. С-10 Гидро был снабжен поплавками и предназначался для русского военно-морского флота. С-10 был прямым наследником конструкции С-6. Это был одномоторный двухместный биплан (самолёт с двумя несущими поверхностями-крыльями), установленный на два основных и один вспомогательный поплавки. У С-10 был небольшой гидроруль. К осени 1913 года построили 5 летательных аппаратов с двигателями «Аргус» в 100 л. с. Их использовали как разведывательные и тренировочные машины.

В начале 1913 года изобретатель построил моноплан С-11. Кабина была двухместная, для пилота и пассажира. Двигатель «Гном-Моносупап 100 л. с. под металлическим капотом. Аппарат строился для конкурса и пилот Янковский занял второе место в соревновании в российской столице. Весной 1914 года Игорь Сикорский сконструировал и построил биплан С-12. Он был специально спроектирован как учебно-тренировочный самолет и мог выполнять фигуры высшего пилотажа. Этот элегантный моноплан имел двигатель «Гном» 80 л.с, с характерным для многих конструкций изобретателя шасси со сдвоенными колесами. 12 марта 1914 года пилот Янковский испытал его, летательный аппарат показал прекрасные летные качества. Янковский, летая на этой машине, занял первое место по воздушному пилотажу во время авиационной недели, она была проведена на Колымяжском ипподроме. На том же самом С-12 летчик-испытатель установил всероссийский рекорд, поднявшись на высоту 3900 метров. Правда, просуществовал первый аппарат недолго - 6 июня 1914 г. Янковский разбил машину, но не погиб. Летные качества С-12 настолько понравились военному ведомству, что когда был заключен контракт на производство 45 машин Сикорского, в него включили новую модель. Эти самолеты во время Первой мировой войны поступали на вооружение Эскадры воздушных кораблей и в 16-й корпусной авиаотряд.

Уже во время войны Сикорский изобрел и построил: проект С-16 – истребитель с 80-сильный двигателем Рон и 100-сильным Гном-Моно-Супап, со скоростью в 125 км в час; С-17 - двухместный разведчик; С-18 – тяжелый истребитель, который должен был прикрывать дальние бомбардировщики и брать на борт бомбы для поддержки ударов «Муромцев», без бомбовой нагрузки самолет мог служить ударным истребителем; С-19 – штурмовик, он имел все качества штурмовика – мощное вооружение (до шести пулеметов), бронирование наиболее жизненно важных частей, и компоновку, обеспечивающую максимальную живучесть и неуязвимость машины (разнесенные кабины, что снижало вероятность одновременного поражения пилотов, один двигатель закрывал другой); С-20 – одноместный истребитель, с 120-сильным двигателем и максимальной скоростью в 190 км в час. Во время Первой мировой войны некоторые самолеты Сикорского находились на службе в вооруженных силах. Однако, несмотря на хорошие летные качества и прорывные решения эти самолеты не использовались широко, что было связано с очарованностью российских власть имущих всем иностранным.


Русский витязь

Ещё в довоенный период изобретатель пришел к выводу, что будущее не за маленькими одномоторными аэропланами, а за большими летательными аппаратами двумя или более двигателями. Они имели преимущество в дальности полета, транспортных возможностях и безопасности. Воздушный корабль с несколькими членами экипажа и с несколькими моторами был более безопасным, если один мотор ломался, то остальные продолжали работать.

Игорь Сикорский рассказал о своих замыслах по строительству большого воздушного корабля Михаилу Владимировичу Шидловскому, который был главой Русско-Балтийской вагонной компании. Шидловский внимательно выслушал молодого изобретателя, изучил его чертежи и дал разрешение на работу в этом направлении. В этот период большинство специалистов не верило в возможность создания большого самолета. Считалось, что большой самолет вообще не сможет взлететь. Сикорский строил первый в мире четырехмоторный самолет, предшественник всех современных больших самолетов. Работа шла быстрыми темпами, энтузиасты работали по 14 часов в сутки. В феврале 1913 года все части самолета, который заводской люд, щедрый на всякие прозвища, назвал «Грандом», что значило «большой», в основном были готовы.

Надо отметить, что Шидловский сыграл выдающуюся роль в развитии русской тяжелой авиации. Дворянин и офицер военно-морского флота, он окончил Александровскую военно-правовую академию, после отставки, служил в министерстве финансов и проявил себя талантливым предпринимателем. Стал высокопоставленным чиновником, вошел в состав Государственного Совета и был назначен командиром Эскадры воздушных кораблей (ЭВК). Эскадра стала специальным соединением, которая во время войны летала на бомбардировщиках И. Сикорского «Илья Муромец». Будучи председателем Р-БВЗ Шидловский быстро увеличил производительность и прибыльность компании. Кроме запуска производства самолетов Сикорского, Шидловский руководил производством первых и единственных автомобилей Российской империи, вошедших в историю как «Руссо-Балт». Эти автомобили хорошо проявили себя во время Первой мировой войны. Ещё один вклад Шидловского в обороноспособность империи - производство в 1915 году первого и единственного русского авиационного двигателя.

Благодаря Шидловскому проект Гранда был запущен и полностью оправдал себя. К началу марта 1913 года была завершена общая сборка самолета. Это был настоящий гигант: размах верхнего крыла был 27 м, нижнего - 20, а общая их площадь - 125 кв. м. Взлетный вес летательного аппарата - более 3 т (с нагрузкой до 4 т), высота – 4 м, длина – 20 м. Самолет должны были поднять в воздух четыре немецких двигателя «Аргус» по 100 л. с. Они располагались на нижних крыльях, по два с каждой стороны от фюзеляжа. Машина могла нести груз 737 кг и летать со скоростью 77 км в час (максимальная скорость 90 км). В экипаже – 3 человека, 4 пассажирских места. Впервые в мире самолет имел большую закрытую кабину и пассажирский салон большими окнами для команды и пассажиров. Летчики из кабины могли выйти на балкон, который был расположен в передней части машины. Кроме того, были предусмотрены также боковые выходы, которые вели к нижним крыльям, что обеспечивало доступ к двигателям. Это создавало возможность ремонта в полете.



Носовая часть "Гранда".

После нескольких пробных испытаний, 13 (26) мая 1913 года около 9 часов утра на лугу, примыкавшем к Корпусному аэродрому Петербурга авиатор-конструктор Игорь Сикорский вместе с 4 пассажирами совершил блестящий, вполне удачный полет на летательном аппарате «Гранд» («Большой»). Самолет поднялся на высоту около 100 м и полчаса (не при полной силе газа) развил скорость до 100 км/ч, очень хорошо сделал несколько крупных виражей и плавно приземлился. Наблюдавшая за этим публика была в восторге. Этим полетом Сикорский наглядно опровергнул предсказания многих «специалистов» о том, что «Большой» не будет в состоянии летать. ». Многие иностранные специалисты в области авиации отказались от идеи построить большой самолет. Однако русский изобретатель наглядно разрушил все их теоретические построения. Это был триумф человеческой изобретательности и победа русского конструктора над многочисленными критиками и злопыхателями.


27 мая «Большой» совершил ещё один полет. На борту был Сикорский, Янковский и четыре механика. Полеты дали огромный объем информации и хорошую пищу для размышлений. Испытания «Гранда» стали основой для создания более совершенного самолета – «Илья Муромца». Определённую роль в развитии проекта сыграл император. Будучи в Красном селе, Николай II выразил желание осмотреть машину. Самолет перегнали туда. Царь осмотрел самолет снаружи, поднялся на борт. Витязь» произвел большое впечатление на императора. Сикорский вскоре получил от Николая II памятный подарок - золотые часы. Положительное мнение монарха защитило самолет от попыток запятнать репутацию этого удивительного проекта.

Сикорский приступил к созданию второго воздушного судна, который он назвал «Илья Муромец». Строительство второго самолета-богатыря началось осенью 1913 года, и было завершено в январе 1914 года.


Люди в истории. Не так давно на «ВО» вышла статья «Крылья, которые мы подарили Америке», где рассказывалось о российских авиаторах, нашедших в США вторую родину и сдружившихся там на благо этой страны. В ней рассказывалось о многих людях. Но, безусловно, читателям «ВО» было бы интересно узнать о подробностях жизни за океаном хотя бы некоторых из них. Самый известный из них, конечно, И. И. Сикорский. Мистер Геликоптер, как его называли в Америке. С него-то мы и начнем.


Сикорский Игорь Иванович родился в семье потомственных польских дворян, живших в России, причём его отец окончил Киевский университет и сделался известным психиатром. Ещё когда будущий изобретатель был дитятей, мать рассказала ему о винтокрылой машине Леонардо да Винчи. После чего маленькому Игорю приснилось во сне, что он находится на борту огромного летательного аппарата с роскошными каютами и электрическим освещением внутри. Когда он рассказал об этом своим родителям, ему ответили, что люди ещё никогда не строили подобных машин и, что, скорее всего, это невозможно. Когда Игорю было три года, в воздух поднялся Отто Лилиенталь, а вслед за ним поднялись братья Райт!


Потом Игорь Сикорский учился в морском кадетском корпусе, после которого поступил в Киевский политехнический институт. После двухлетних опытов работы ему удалось построить во дворе своего киевского дома первый геликоптер, но силы его двигателя оказалось недостаточно, чтобы оторвать его от земли. Второй геликоптер смог подняться над землёй, но вот летать на нём было невозможно, поскольку средства управления на аппарате отсутствовали.

Неудачи не обескуражили молодого изобретателя. Он переключился на аэропланы и спустя два месяца создал первую, пусть и не летающую модель самолёта. Удачным оказался только его пятый по счёту аэроплан — С-5, на котором Игорь сдал экзамен на звание пилота и установил мировой рекорд скорости! Впоследствии он не один раз выигрывал на нем состязания с иностранными аэропланами престижных марок, включая «Фарман» и «Ньюпор». Самое интересное, что свой инженерный диплом Сикорский получил без защиты! Ему засчитали его самолет!! При тогдашних бюрократических порядках случай достаточно редкий и необычный.


Разочаровавшись в одномоторных машинах, Игорь Сикорский создал первый четырёхмоторный воздушный корабль «Гранд», совершивший в мае 1913 года впечатляющий полёт над Петербургом и изрядно напугавший население российской столицы. Сам император Николай Второй посетил тогда авиатора, сфотографировался вместе с ним в кабине его аэроплана, переименованного к этому моменту в «Русский витязь», и подарил его создателю золотые часы.


Затем Сикорский на базе этого самолёта создал ещё более впечатляющий четырёхмоторный самолёт «Илья Муромец», названный так в честь эпического русского богатыря, который в годы Великой войны отлично показал себя в качестве тяжёлого бомбардировщика, причём из более чем восьмидесяти самолётов этого типа германским пилотам удалось сбить лишь один!

После большевистской революции таланты Игоря Сикорского в России оказались не нужны. Директор завода, на котором работал конструктор, был растерзан пьяными солдатами, а самолёты разобрали на дрова…

«Сикорский С-29А». Из неба русского в небо американское

Комиссар М. Лурье объявил авиационную промышленность пролетариату ненужной, как если бы это было парфюмерное производство, и Игорь Сикорский с маленькой дочкой на руках перебрался через границу в Финляндию, а затем переехал во Францию. Однако в Европе его никто не ждал. Война заканчивалась, боевые аэропланы были никому не нужны, как, впрочем, и пассажирские. Тогда Сикорский направился в Штаты. Там он сначала работал учителем математики и черчения.


Мечта конструктора о собственной фирме сбылась в марте 1923 года, когда он вместе с небольшой группой таких же русских эмигрантов-авиастроителей, как и он сам, создал мастерскую. Причем устроена она была на ферме у бывшего русского летчика — в сарае! Крыша протекала, а в качестве материалов приходилось частенько использовать металлолом. Но именно в этом сарае был построен двухмоторный транспортный аэроплан, как раз такой, какие и требовались Америке, где разного рода частные перевозки были нормальным явлением!

Многие деловые люди проявили интерес к новой фирме и начали связываться с Сикорским на предмет возможного сотрудничества. Нью-йоркские газеты напечатали о нем статьи, что ещё больше подогрело интерес к русскому авиастроителю, причём по времени это как раз совпало с ожидаемым завершением строительства его аэроплана. Но тут наступили холода, подошли к концу деньги, так что рабочим Сикорского теперь приходилось работать практически бесплатно, только за еду. Но тут статью о нём прочитал знаменитый композитор Рахманинов и, узнав о его трудностях, сделал широкий жест: купил сразу на пять тысяч долларов акций и согласился стать вице-президентом компании — исключительно в целях рекламы!


Сам Сикорский постоянно подчеркивал во всех интервью, что ему очень повезло с людьми, что люди у него просто золото, любую блоху тебе подкуют, словно Левша у Лескова.

Первым помощником у него был Михаил Евгеньевич Глухарев – ученый-аэродинамик, отличный специалист. Брат Сикорского, Сергей, занимался деловой работой. То есть пусть нас пока что мало, зато каждый мастер на все руки и трудится за десятерых.


В одном из интервью он сказал, что когда он строил «Витязя» и «Илью Муромца», то думал о том, чтобы совершить на одном из них полёт к Северному полюсу, но пришлось оборудовать «Муромца» устройствами для подвески 25-пудовых бомб. Никуда от этого не деться…


S-29A на аэродроме. Тогда люди нередко приезжали на аэродромы только для того, чтобы просто посмотреть на самолеты

Уже к апрелю самолет Сикорского S-29A был готов. За 500 долларов удалось раздобыть два списанных из военного имущества двигателя и установить их на аэроплане. Третьего мая самолет вывезли из ангара, на последние оставшиеся деньги его заправили бензином и маслом, и Сикорский сам лично выполнил на нем несколько пробежек по полю. На следующий день было решено поднять самолет в воздух. Но первый же его полет закончился серьезной аварией. Авиастроители буквально набились в кабину, из-за чего мощности моторов не хватило, и пилот, опасаясь врезаться в провода при заходе на посадку, был вынужден резко дать газ прямо перед линией электропередач. Самолет от этого сразу подпрыгнул, но потом потерял скорость, не сел, а буквально упал на площадку для гольфа. Шасси удар этот выдержало, но одно из колес угодило в канаву, и машина скапотировала, получив серьезные повреждения, хотя никто из ее пассажиров при этом не пострадал.


В сентябре 1924 года первый удачный полет отремонтированного после аварии самолета S-29А наконец-то состоялся. И сразу же вслед за ним последовал первый заказ: самолет доставил из Рузвельтфильда в Вашингтон два пианино за 500 долларов. Американская пресса, падкая на все новое и необычайное, тут же об этом сообщила, и заказы на перевозки самых различных грузов посыпались как из ведра.


Только в 1926 году он продал его некоему Турнеру, а тот, поэксплуатировав его еще два года, перепродал уже порядком изношенную машину Говарду Хьюзу, известному авиапромышленнику и кинопродюсеру. Он решил использовать этот самолет на съемках фильма о войне «Адские ангелы» в роли германского бомбардировщика «Гота», который должны были сбивать американские асы из эскадрильи «Лафайет».


Во время съемки машину нагрузили горючим, на нужной высоте пилоты ее подожгли, закрепили штурвал, а сами выпрыгнули из нее на парашютах. В результате самолет начал падать вниз по спирали, и, весь охваченный пламенем, картинно рухнул на землю, где и взорвался фонтаном огня!

В 1924 году Институтом авиационных наук в Нью-Йорке Сикорскому была вручена премия Сильвануса Альберта Рида, что также принесло ему отличное паблисити.

В лекциях и написанной в те же годы книге Сикорский предсказывал авиации блестящее будущее:

«Воздушные корабли будут перелетать огромные пространства и будут надежны, выносливы и безопасны. Люди быстро привыкнут к этому способу передвижения и будут покупать билеты или заказывать каюту на воздушном корабле так же просто, как покупают билет на железнодорожной станции. Эти воздушные корабли будут построены по типу аэроплана. Управляемые аэростаты едва ли получат распространение».

По его мнению, это должны быть самолеты с герметичной кабиной, летающие на высоте 20-30 верст — там, где «разреженность воздуха позволит аэропланам такого типа развить огромные скорости, совершенно недопустимые в иных условиях. Можно ожидать, что аппараты такого типа будут делать 400−500 и даже более верст в час».



Как и многие другие эмигранты, конструктор надеялся, что «заваруха» в России не затянется на десятилетия. Недаром свой первый самолет, построенный в США, он назвал S-29A, где буква «A» означала «американский». Видимо, он втайне думал о том, что, может быть, вскоре ему удастся продолжить создание уже русских машин. Но вернуться на родину Игорю Ивановичу было не суждено…

Московская область, г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1

Самолет «Русский витязь» созданный конструктором Игорем Ивановичем Сикорским первоначально имел два мотора и был построен на Русско-Балтийском вагонном заводе в Санкт-Петербурге в начале 1913 года. Отдельные агрегаты и узлы самолета изготавливались на самом заводе, который располагался на Строгановой набережной в Санкт-Петербурге. Оттуда они перевозились на Комендантский аэродром, где проводилась окончательная сборка. Сначала самолет имел название «Гранд Балтийский», в мае 1913 года переименован в «Большой Русско-Балтийский», а в конце июня — в «Русский Витязь». Это было связано с ростом патриотизма русского общества и отказа от иностранных названий. 15 марта 1913 года состоялся первый полет двухмоторной версии самолета.


Позже Сикорский создал первый в мире четырехмоторный самолет, который мог поднять в воздух более 500 кг грузов. Ничего подобного до него никто не строил. Первый же полет, состоявшийся 26 мая 1913 года, прошел успешно. 2 августа 1913 года на нём установлен мировой рекорд продолжительности полёта — 1 час 54 мин.

Работая над новым самолетом, Сикорский видел его как опытную и экспериментальную машину, которую при необходимости можно было бы использовать для проведения стратегической разведки. По конструкции «Русский витязь» представлял собой четырехмоторный многосекционный биплан, отличительной особенностью которого были крылья разной длины. Размах верхнего крыла – 27 метров, нижнего – 20 метров. Общая площадь крыльев – 125 квадратных метров. Длина самолета – 20 метров, высота – 4 метра. Максимальная взлетная масса вместе с грузом и пассажирами превышала 4 тонны. Для тех лет самолет был просто гигантским, хотя по нынешним меркам сопоставим с небольшими бизнес-джетами, которыми так любят летать банкиры и чиновники.


Посмотреть на самолет приезжал лично император Николай II, оставшийся в восторге от увиденного. Многомоторная машина поражала воображение людей своего времени, оставив заметный след в истории отечественной и мировой авиации.


Судьба первого в истории четырехмоторного самолета оказалась незавидной. Самолет был серьезно поврежден в авиационном происшествии. По случайности это произошло, когда «Русский витязь» находился на земле. 11 сентября 1913 года во время проведения 3-го конкурса военных самолетов на стоящего на земле «Витязя» упал двигатель с самолета «Меллер-II». Двигатель приземлился на левую коробку крыльев и серьезно повредил всю конструкцию.


После данного происшествия самолет решили не восстанавливать. К тому же машина изначально рассматривалась, как экспериментальный образец, на котором планировалось отработать новые технологи. С этой задачей «Русский витязь» справился на ура, проложив дорогу в небо последующим самолетам Сикорского, в первую очередь знаменитой серии бомбардировщиков «Илья Муромец», производство которых продолжалось до 1918 года.


Посещение летательных аппаратов в летний период

Для любителей авиации, в летний период, каждые субботу и воскресенье в Музее организовано посещение летательных аппарато .


ЦМ ВВС посетила группа авиаторов, принимавших участие в испытаниях и полётах на легендарном Ту-144

Ведущий инженер полётных испытаний Ту-144 Сергей Петрович Авакимов, заслуженный лётчик-испытатель Николай Иванович Юрско .


ЦМ ВВС почтил память павших в Великой Отечественной войне

22 июня 2022 года в 81-ую годовщину со дня начала Великой Отечественной войны Центральный музей ВВС в Монино присоединил .


Конкурс детского рисунка «Стражи неба»

Приглашаем принять участие в конкурсе детского рисунка «Стражи неба». Ознакомьтесь с Положением о конкурсе. Для то .


В ЦМ ВВС открыли выставку о первом в мире беспосадочном перелёте экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс в США

Выставка о легендарном полёте приурочена к 85-летию со дня его осуществления. Стенды, повествующие об удивительных и мал .


ЦМ ВВС посетила российская команда по синхронному плаванию

14 июня Центральный музей ВВС посетила сборная России по синхронному плаванию во главе с Героем Труда РФ, главным тренер .


В Музее ВВС в Монино торжественно провели День России

12 июня в день государственного праздника Дня России ЦМ ВВС провёл День открытых дверей. Музей посетило около 9,5 тысяч .


Открыта уникальная экспозиция «Форма одежды и снаряжение. От пилота-авиатора до космонавта (из фондов ЦМ ВВС)»

9 июня 2022 года в Центральном музее Военно-воздушных сил прошло торжественное открытие новой экспозиции «Форма одежды и .


Открытие новой уникальной экспозиции «Форма одежды и снаряжение. От пилота-авиатора до космонавта (из фондов ЦМ ВВС)»

В преддверии Дня России, 9 июня 2022 года в 15:00 часов в Центральном музее Военно-воздушных сил (ЦМ ВВС, Московская обл .

ЦМ ВВС поздравляет с днём создания Военно-транспортной авиации России

1 июня 2022 года исполнился 91 год Военно-транспортной авиации (ВТА) России. Сейчас Военно-транспортная авиация является .


РУССКИЙ ВИТЯЗЬ

Самолет «Русский витязь» созданный конструктором Игорем Ивановичем Сикорским первоначально имел два мотора и был построе .


ЦМ ВВС провел «Ночь в музее»

21 мая 2022 года с 16:00 до 23:00 в ЦМ ВВС прошли мероприятия в рамках всероссийской акции «Ночь в музее 2022». В этот д .


Мероприятия «Ночи Музеев» в ЦМ ВВС открыл военный оркестр

«Ночь Музеев» в ЦМ ВВС открыл военно-духовой оркестр Военного университета имени князя Александра Невского. Более полуто .


Совет ветеранов Монино провёл в ЦМ ВВС заседание, посвященное 30-летию создания организации

В ЦМ ВВС по традиции состоялось заседание Совета ветеранов городского поселения Монино. Мероприятие было приурочено к 30 .


В ЦМ ВВС состоялся премьерный показ фильма «1941. Крылья над Берлином»

Завершил программу мероприятий «Ночь музеев» в ЦМ ВВС представленный в Зале №3 фильм Константина Буслова «1941. Крылья н .


Военно-исторический русский мотоклуб «Mad Dogs MCC» (Москва) открыл очередной сезон-2022 в ЦМ ВВС

14 мая 2022 год. Монино. Более 30 членов Военно-исторического русского мотоклуба «Mad Dogs MCC» отпраздновали открытие м .


Самолет Ли-2 из экспозиции ЦМ ВВС стал героем видеосюжета о Знамени Победы

9 мая 2022 года в программе «Доброе утро» на 1 канале прошел сюжет о Знамени Победы. В небольшом ролике была представлен .


История отечественной авиации отмечает юбилей конструкторского бюро А.С. Яковлева


Центральный музей ВВС отметил День Победы

9 мая 2022 года. Монино.С самого раннего утра посетителей Центрального музея Военно-воздушных сил встречал Бессмертный а .


Волонтёры ЦМ ВВС накануне Дня Победы провели субботник у дома прославленного ветерана авиации Василия Решетникова

30 апреля 2022 года группа из волонтерского движения Центрального музея ВВС привела в порядок территорию у дома Героя С .

Накануне Дня Победы ЦМ ВВС посетили юные пограничники

29 апреля 2022 года. Монино. В рамках запланированных мероприятий, посвященных Дню Победы, Центральный музей ВВС посетил .


«Юные гагаринцы» (Монино) провели в ЦМ ВВС сбор, посвященный Дню Победы

28 апреля 2022 года Центральный музей Военно-воздушных сил в Монино посетили школьники – участники объединения «Юные гаг .


Выставка «80 лет подвигу лётчика, Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева».

В Национальном центре управления обороной Российской Федерации (НЦУО РФ) Центральный музей ВВС организовал и провел выст .


В Центральном Военном госпитале им. А.А.Вишневского рассказали о развитии отечественной авиации

Центральный музей ВВС (ЦМ ВВС) организовал и провел выставку «Развитие советской авиации в филиале №2 ФГБУ «3-й Централ .

Открылась выставка, посвященная 120-летию Якова Смушкевича

С апреля в Центральном музее ВВС (ЦМ ВВС) начала действовать выставка, посвященная 120-летию со дня рождения прославлен .


14.04.1902 г. родился Я.В. Смушкевич – начальник ВВС

Я.В.Смушкевич родился 14 апреля 1902 года в местечке Ракишки, ныне Рокишкис Литвы, в семье бродячего портного ( по др .


Мероприятие в поддержку линии Президента РФ

В ЦМ ВВС прошло мероприятие в поддержку линии Президента РФ. В его рамках артисты Центрального академического театра Ро .


13.04.1972 г. принят на вооружение истребитель МиГ-25П

Первый отечественный серийный самолет со скоростью полета 3000 км/ч. МиГ-25 (изделие 84, самолет Е-155П) — с .


Первые демонстрационные полеты вертолетной пилотажной группы «Беркуты»

В истории развития вертолетов город Торжок занимает славное и достойное место. Его знают все вертолетчики бывшего Совет .


ЦМ ВВС и Театр Российской Армии ПРЕДСТАВЛЯЮТ

"МЕТОД ГРОНХОЛЬМА" Психологический детектив 16+ Четыре кандидата на должность коммерческого директора приходят .


Открыта выставка к 80-летию подвига Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева


30 марта 2022 года, Монино

[metaslider ]В ЦМ ВВС открылась выставка, посвященная 110 летию со дня рождения лётчицы-рекордсменки, Героя Сов .


Летний график работы с 1 апреля


3 марта 2022 г. Ту-134А в Музее

3 марта 2022 г., Чкаловский – Монино. В ночь с 2 на 3 марта проведена уникальная операция по перевозке фюзеляжа воздушно .


Перевозка Ту-134А

02 марта 2022 года, Монино. В соответствии с поручением Министра обороны Российской Федерации и решением Главнокомандующ .


«Воздушный мост» Россия-Казахстан

24 января 2022 года в Центральном музее Военно-воздушных сил открылась новая фотовыставка «Воздушный мост» Россия-Казахс .


Торжественное мероприятие

15 января 2022 года в Центральном музее Военно-воздушных сил (Монино) прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню .


Ёлка в Музее

24 декабря 2021 года. 10:00 В Центральном музее Военно-воздушных сил прошел праздник «Фронтовая елка на аэродроме .


Итоги научного мероприятия “Монино авиационное”

8 декабря 2021 г. в Центральном музее Военно-воздушных сил (ЦМ ВВС) прошло научное мероприятие - круглый стол на тему: « .


5 декабря День волонтера

Сегодня в нашей стране отмечается день Волонтера. Для тех, кто не знает, это люди, беззаветно преданные любимому делу, .


Реэкспозиция открытой площадки музея

Сегодня 4 декабря 2022 года сотрудники мастерской (реставрационной) при активной помощи волонтеров Монино завершил .


“Космолет будущего” награждение победителей

В ЦМ ВВС прошло торжественное мероприятие награждения победителей детского конкурса детского рисунка «Космолет будущего» .


Итоги Конкурса детского рисунка “Космолет будущего”

19 ноября в ЦМ ВВС состоялось заседание комиссии «Конкурса детского рисунка «Космолет будущего».В рабо .


«Будем жизнью защищать Отчизну…»
к 80-летию формирования женских авиационных полков

5 ноября 2021 г. в Центральном музее Военно-воздушных сил состоялось организованное совместно с «Союзом женщин России» м .

FISHKINET

Первенец стратегической авиации. «Русский витязь» Сикорского

Несмотря на небольшую историю существования, «Русский витязь» открыл дорогу в небо другим четырехмоторным самолетам, став родоначальником всей тяжелой и стратегической авиации. Построенный в октябре 1913 года четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» был первым прямым продолжением заложенных в «Русском витязе» авиационных идей.

АНТИФИШКИ
Всё о политике в мире

Люто плюсую, как показало время, создатели лучших самолетов в мире оказались русские, хоть и по разные стороны океана, и немцы надо отдать им должное

Киев это как мимо России? в тот момент, когда он родился это Была Великая Россиия, а такое говно как украина даже в векепидии на тот момент не прописана

А теперь предприятие, где начинал Сикорский, Ленинградский Северный Завод, как производство - уничтожено, станки все сданы на металлолом, даже действующие. Стало просто место для арендаторов. Когда об этом написали в администрацию президента, с просьбой сохранить, то пришёл ответ - дело передано на рассмотрение Сердюкова. Результат уже известен .

ну, воздухоплавание и авиация - это разные вещи. Если говоришь о воздухоплавании, то первыми стратегами вообще были пузыри графа Цеппелина) Первый рейд LZ-38 на Лондон состоялся в мае 1915-го. Хоть и был результатом навигационного проё*ба.

какая разница? Речь про стратегическую авиацию, не так ли? Или называйте это просто "бомбардировочной авиацией" - Илья был фронтовым бомбером, а не стратегом. Да, первым, но не стратегом. Стратегическая авиация началась в 1917-ом с бомбёжек Лондона именно готами и чуть позже "ризенами". Определитесь с терминами для начала - что такое "стратегическая".
И не "на пару лет позже", а в марте 1915-го гота G1 появилась в Восточной Пруссии. Первый полёт Ильи состоялся, емнип, в феврале 15-го.

Хрен бы он им стал, если бы не автомат перекоса, который изобрёл его друг русский учёный Б. Н. Юрьев в 1911 г.

Читайте также: